11406

Чтение и изучение фольклорных жанров на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида (на материале пословиц и поговорок, былины)

Лабораторная работа

Педагогика и дидактика

Лабораторное занятие № 6 Чтение и изучение фольклорных жанров на уроках литературы в специальной коррекционной школе IIIIV вида на материале пословиц и поговорок былины. Задания для подготовки Выявите по словарям литературоведческих терминов значение понятий

Русский

2013-04-07

18.31 KB

21 чел.

Лабораторное занятие № 6

Чтение и изучение фольклорных жанров на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида (на материале пословиц и поговорок, былины).

Задания для подготовки

  1. Выявите по словарям литературоведческих терминов значение понятий «пословица» и «поговорка».
  2. Прочитайте былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  3. Подготовьте былины для выразительного чтения.
  4. Составьте план-характеристику одного из героев былины.

Задания для самостоятельной работы (на выбор студента)

  1. Отберите пословицы и поговорки из сб. В. И. Даля для артикуляционной гимнастики. Оформите как дидактический материал.
  2. Разработайте конспект урока по изучению пословиц и поговорок в 6 классе.

План занятия.

  1. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.
  2. Программные требования по изучению малых жанров фольклора. (См. программу Г. И. Беленького и рабочую программу для школ I вида ).
  3. Приемы работы с пословицами и поговорками. Преемственность изучения малых жанров фольклора с начальной  школой. (См. программы). Цели и задачи изучения пословиц и поговорок в 5-7 классах СКОУ III-IV вида. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями в пособиях и журналах: Введенская Л. А. Пословицы: Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. – С.4-34; Ралдугина Н. И. Мал золотник, да дорог. Русские пословицы и поговорки в 5 классе // Литература в школе. - №1. – 1995. –С.62-65; Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение,1985. (Гл. V «Уроки». V класс. «Пословицы». – С. 70-72.). Ознакомьтесь с материалами учебников 6 и 7 классов по программе В. Я. Коровиной  Словарная работа по пословицам и поговоркам: объяснение новых и непонятных слов; объяснение народных выражений; объяснение значение просторечий и устаревшей лексики (если есть).
  4. Использование пословиц и поговорок 6. Отберите пословицы, поговорки  для речевой гимнастики в 5 классе.
  5. Былина как жанр  русского фольклора. Особенности былин. Отличие от сказки.
  6. Специфика изучения былины в СКОУ III-IV вида. Чтение и анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Словарная работа по былинам: объяснение новых и непонятных слов; объяснение народных выражений и фразеологизмов; объяснение значение просторечий и устаревшей лексики (если есть).
  7. Составление плана-характеристики одного из героев былины (Вольги; Ильи Муромца).
  8. Выразительное чтение былины.
  9. Моделирование урока по былине в 7 классе СКОУ III-IV вида. Предложите свои приемы работы и систему заданий по текстам указанных былин.

Литература:

  1. Благова Г. Ф. Пословицы и жизнь. - М.: «Восточная литература» РАН, 2000.
  2. Былины /Сост., вступ. ст., обраб. текстов, примеч. и слов. Ю. Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1993.
  3. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Олма-пресс,1999.
  4. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. - М.: Сюита, 1996.
  5. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора.- М.: Высш. школа,1986.
  6. Еремина О.А. Уроки в 6 классе.- М.: Просвещение, 2008
  7.  Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 7 класс: Метод. советы. - М., Просвещение, 2004



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13620. Сократ. Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам 15.85 KB
  Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам. Сократ В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему сущности закона. Эта проблема актуальна во все времена так как закон регулирует общественную жизнь делая ее более
13621. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону 16.37 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы все они одинаково были подчинены закону. Ж. ДАламбер Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховенства права как основного критерия правового государства. Эта проблема в наше время актуальна как никогда.
13622. Чосер Дж. Кто для других законы составляет, пусть те законы первым соблюдает 17.03 KB
  Кто для других законы составляет пусть те законы первым соблюдает. Дж. Чосер В выбранном мною высказывании автор высказывания английский поэт Джеффри Чосер обращается к проблеме верховенства права и беспрекословного его исполнения. Эта проблема актуальна в любо
13623. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам 13.94 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы они были одинаково подчинены законам Ж. Даламбер Автор данного высказывания затрагивает проблему равенства граждан перед законом. Данная проблема является актуальной во всем мире так как принцип равенства в соотве
13624. Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе 14.89 KB
  Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе Н. В. Гоголь Автор данного высказывания хотел сказать что письменные источники могут сгореть песни умереть вместе с народом а со
13625. Дуглас Ф. Без борьбы нет прогресса 13.86 KB
  Без борьбы нет прогресса Ф. Дуглас В основе существования вселенной лежит принцип конфликта именно он заставляет изменяться мир вокруг заставляет его существовать гореть и потухать поэтому главным источником существования был огонь. Миру всегда присуща критическа...
13626. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов 14.21 KB
  Вам не удастся никогда создать мудрецов если будете убивать в детях шалунов.Ж.Ж. РуссоЯ думаю что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека отметить что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек мо
13627. Искусство - диалог, в котором собеседник молчит 14.23 KB
  Искусство диалог в котором собеседник молчит. Г.Ландау В данном выражении имеется сочетание искусство диалог. Диалог является одной из форм общения Таким образом получается что искусство это общение. То есть автор хотел указать что произведения искусства на
13628. История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело 15.68 KB
  История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело П.Сартр категория Философия.Огромный простор для размышлений открывает высказывание П.Сартра о роли человека в формировании истории а также истории в формировании человека. Существуют ли зак