11407

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЫЛИНЫ

Научная статья

Педагогика и дидактика

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЫЛИНЫ Занятия по фольклору в седьмом классе начинаются с рассказов учащихся об известных им жанрах устного народного творчества с пересказов полюбившихся им сказок пословиц поговорок загадок. Они могут быть проведены в виде св...

Русский

2013-04-07

53 KB

34 чел.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

БЫЛИНЫ

      Занятия по фольклору в седьмом классе начинаются с рассказов учащихся об известных им жанрах устного народного творчества, с пересказов полюбившихся им сказок, пословиц, поговорок, загадок. Они могут быть проведены в виде своеобразного конкурса на лучший рассказ о жанрах фольклора, на умение сказывать народные сказки, в виде конкурса пословиц, поговорок, загадок и т. д. В итоге учитель обсуждает с классом:

      Кто оказался лучшим «сказителем»? Как в пересказе прозвучали зачин, концовка, напевные интонации, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы и пр., что свойственно жанру народной сказки?

      Кто больше загадал и отгадал загадок? Кто понял секреты построения загадок и научился строить их сам?

      Учитель отметит тех, кто предложил оригинальные или редко употребляемые загадки.

      Кто больше помнит пословиц и поговорок? Кто сумел точнее истолковать пословицы? Кто удачнее использовал пословицы и поговорки в созданном им рассказе-ситуации?

      После подведения итогов конкурса учитель расскажет об особенностях былинного жанра. Учащиеся вспомнят, что им известно по пятому классу об образности языка, соотнесенности с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о котором повествует былина. Далее школьники читают статью исследователя-фольклориста В. П. Аникина. Затем — первое чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». Следует внимательно отнестись к этому этапу урока, особенно если это первое звучание текста былины. Желательно, чтобы она прозвучала в чтении учителя и была с интересом воспринята слушателями. Только после этого целесообразно начать разговор по содержанию былины, с тем чтобы облегчить понимание текста и подготовку выразительного чтения.

      «Читать и рассказывать былины сложнее, чем сказки. Чем вызваны эти трудности?» — так некоторые педагоги начинали уроки литературы, посвященные теме фольклора.

      Часто учителя после беседы с учащимися о народных сказках предлагают прослушать школьникам фонозапись актерского чтения былин в сопровождении гуслей. Для этой цели используются пластинки, фонохрестоматия, которая была сделана к старой программе на пластинках, а к новому учебнику — на магнитофонной пленке1 . Фонозапись, как и чтение учителя, его рассказ, знакомит с содержанием былин, настраивает на восприятие особого фольклорного жанра, торжественного, распевного строя, гиперболических образов, необыкновенных поступков и ситуаций и вместе с тем вполне реальных, возможных исторических событий. «Былина о Вольге и Микуле создает монументальный образ богатыря-пахаря. Подобно Илье Муромцу, Микула Селянинович — любимый герой народа. Его мирный труд требует не меньше мощи, чем ратные подвиги Ильи. Тяжесть крестьянского труда в былине изображается символически: кленовую сошку Микулы не может вытащить из борозды вся «дружинушка хоробрая» князя Вольги…» — читаем мы в методическом пособии Т. С. Зепаловой и Н. Я. Мещеряковой2.

      На следующем уроке школьники рассказывают о былинах, читают вслух былину «Вольга и Микула Селянинович». Читая по ролям, воссоздают своеобразные диалоги между главными героями былины. Размышляя над содержанием прочитанного, рассказывая о героях, учащиеся стараются ответить на вопросы, данные в учебнике, дополнительные вопросы учителя и формулируют вопросы самостоятельно: кто герои былины? Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу? В чем смысл зачина и концовки былины? Чем интересны характеры героев? Как можно понять слова: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко»? В чем смысл диалога Вольги и Микулы? Что достигается с помощью гипербол?

      Целесообразно в работе использовать прием составления небольшого словарика. Например, попросить учащихся составить словарик на тему «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые слова». Подбирая слова, которые могли быть использованы и в сегодняшней нашей речи (Божья помочь тебе, пожаловать, нарекать, похваливать и т. д.), трудные слова (присошечек, скачен жемчуг, омешики и др.), объясняя их с помощью различных словарей, семиклассники глубже проникают в текст прочитанного, одновременно учатся верно произносить особые, характерные для былин выражения, учатся свободно читать былины.

      Словарная работа, выразительное чтение, рассказы и пересказы должны оказать воздействие на устную речь учащихся, ее выразительность, плавность, напевность и пр.

      Передав содержание статьи В. Аникина, учащиеся, которым заранее предлагаются индивидуальные задания, расскажут о собирателях, исследователях былин, их исполнителях, о том, что в любой артели в былые времена сказителей освобождали от тяжелой работы, просили во время отдыха сказывать былины.

      Учащиеся рассказывают о том, что жили былины в основном в крестьянской среде, исполнялись сказителями, вышедшими из народной среды, поэтому сохраняли особенности ее речи, например: частицы «ка» (получай-ка), «же» (ай же), «да ведь» (дань да ведь грошовую), «да» (да напашу) и т. д.

      Особого искусства при чтении былин потребуют и такие свойственные былине глаголы: похваливати, поговаривати, собиратися, думати, извинитеся, покрикивать, помахивать, повытряхнуть, повыдернутьи пр. Школьникам важно подумать и над более сложными вопросами:

      Кому противопоставлен в былине образ крестьянина-пахаря Микулы? Каков смысл этого противопоставления?

      Чье превосходство к концу былины становится явным?

      Кому из героев можно дать такую характеристику: смел, независим, полон собственного достоинства и в то же время трудолюбив, в нем ясно осознание силы, верит в себя, жизнерадостен? Подтвердите ответ примерами из текста былины.

      Почему Вольга зовет Микулу во товарищи? Как это характеризует Вольгу?

      Отвечая на вопросы, учащиеся читают фрагменты текста, дают характеристику героям, опираясь на план, данный в справочном разделе учебника. Демонстрируют выразительное чтение былины, затем обсуждают результаты: кто лучше прочитал тот или иной фрагмент? У кого особенности былин проявились ярче?

      Можно прочитать целиком рассказ Горького «Вопленица», который в еще большей степени настроит на погружение в сюжеты былин. Не забудем в самом начале и в конце изучения темы о словах М. Горького: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…» В процессе фронтальной беседы семиклассники размышляют над этим высказыванием. В самом деле, разве характеры Вольги и Микулы не жизненны? Разве былины не связаны с историческими событиями, хотя и не воспроизводят иx в точности?

      Подчеркнем и важную мысль, которая прозвучала в словах В. Аникина: «В искусстве былины и сказки как бы осуществилась связь времен — Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека»3. Подумаем с учащимися, что в истории встречи Вольги и Микулы близко нам и каковы приметы старины глубокой в былине «Вольга и Микула Селянинович». Учащиеся не только читают, отвечают на вопросы, но и рассказывают о трогательных взаимоотношениях между героями, что также является приметой глубокой старины и в то же время важной основой сегодняшних желаемых отношений между людьми:

Говорит-то Вольга таковы слова: 
«Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!»…
«Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах».

      Былины вдохновляли многих музыкантов, художников, поэтов на создание оригинальных произведений (В. Васнецов, Е. Кибрик, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и др.).

      Репродукции картин и иллюстрации И. Билибина. В. Васнецова помогут провести беседу:

      Какие былины особенно интересно проиллюстрированы?

      Какие иллюстрации вам нравятся больше других?

      Как вы относитесь к иллюстрациям художников Палеха?

      Какие бы иллюстрации вы привлекли для создания мультфильма или киносценария «Вольга и Микула»?

      В качестве домашнего задания можно предложить создать диалог на тему «Какие былины мне нравятся?» или написать сочинение «Памятник одному из героев былин», подготовить устный рассказ о том, из какого материала будет сделан памятник, который увековечит именно этого героя, что он будет символизировать, как лучше расположить фигуру, чтобы добиться желаемого восприятия памятника, и т. д.

      Учащиеся школы № 1666 (учительница Е. В. Ключникова) так представляют себе памятник былинному герою:

      «Я бы сделал памятник из крепкого гранита или мрамора — «Микула пашет». Огромный конь, развевается грива, мускулистые ноги, занят работой. За конем, держась за большую соху, идет Микула».

      «Я изобразил бы Микулу одного, рядом соха. Одет в длинную рубаху, подпоясанную кушаком. Даже можно изобразить, как одной рукой он вытирает пот с лица… И подпись: «Кормилец страны».

      «Мне понравилось, как разговаривают друг с другом Микула и Вольга — с большим уважением, сохраняют при этом чувство собственного достоинства. Вот и всем нам бы взять эту привычку из того далекого времени… Поэтому на памятнике я бы изобразил двух героев, которые беседуют друг с другом».

      В некоторых школах учителя предлагали школьникам подготовить сообщения о собирателях былин, об истории их исполнения, например:

О собирателях былин…

      Былины стали записывать поздно. Самые первые записи относятся к XVII—XVIII векам и носят случайный характер. Первые напечатанные тексты появились в XVIII веке, первый сборник был составлен в Сибири и на Урале Киршей Даниловым. В XIX веке произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский. П. Рыбников издал четыре тома «Песен…», где было 165 былин. В XX веке собиранием былин занимались братья Б. и Ю. Соколовы, наконец, этим стали заниматься целые институты, появились сборники, антологии…

      Разумеется, пока это были небольшие рассказы, основанные на книгах, которые подбирались учителями вместе с учащимися. Таким же небольшим было и сообщение об исполнении былин:

Об исполнении былин…

      Спокойные, мерные, величавые напевы былин соединяются с неторопливым эпическим рассказом сказителя.

      Через порог избы переступает старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седой бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке и поклоне, поступи, во всей его наружности были заметны спокойная сила и сдержанность — примерно так описывали сказителя Т. Г. Рябинина. Известным сказителем стал и его сын, который выступал в городах и даже за границей. Среди сказителей былин было больше крестьян. Одни сказители точно передавали текст, вносили только небольшие изменения, другие значительно изменяли его, третьи импровизировали…

      Наряду с такими рассказами звучали и сами былины, подготовленные школьниками самостоятельно по книге «Читаем, думаем, спорим…», — былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а также по новому изданию учебника — былина «Садко».

      Мультфильм или киносценарий на тему «Вольга и Микула» может быть составлен и по собственным рисункам школьников, если такая возможность появится в данном классе. Однако самое главное, чтобы дети получили удовольствие от чтения и прослушивания былин, прониклись искренним интересом к этому фольклорному жанру.

      Уроки развития речи и внеклассного чтения помогут расширить круг чтения, больше рассказать о любимых героях, продемонстрировать знание текста былин, прочитанных самостоятельно, сформируют умение выразительно читать былины (индивидуально, по ролям и пр.), предоставят возможность обсудить актерское чтение и т. д.

      Учащиеся самостоятельно прочитают и проанализируют другие былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Обсуждение результатов такой работы может пройти или на уроке развития речи, или на уроке внеклассного


      
1 См.: Фонохрестоматия по литературе для учащихся 7 класса. — Самара, 1990. 

      
2 Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса. — М., 1983. — С. 42. 

      
3 Аникин В. П. Мир былин и сказок // Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. — М., 1986. — С. 18.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50615. Моделирование асинхронных вычислительных процессов 86 KB
  Пять философов прогуливаясь и размышляя время от времени испытывают приступы голода. Рис 41 При конструировании управления в этой задаче следует учитывать самые разнообразные варианты поведения философов. Необходимо организовать действия философов так чтобы они все были накормлены и не случилось бы так что пять философов одновременно войдут в столовую возьмут левую вилку и застынут в ожидании освобождения правой вилки. Голодная смерть всех философов неминуема если никто из них не захочет расстаться па время со своей левой вилкой.
50617. Изучение твердотельных приборов различного назначения 837 KB
  К твердотельным приборам относят полупроводниковые диоды транзисторы тиристоры варисторы генераторы Ганна оптоэлектронные приборы. Полупроводниковые диоды Полупроводниковым диодом называют прибор c одним или несколькими электрическими переходами и двумя внешними выводами. Основные типы полупроводниковых диодов: выпрямительные диоды стабилитроны варикапы высокочастотные и импульсные диоды туннельные и обращенные диоды. Разновидностью выпрямительных диодов являются лавинные диоды приборы имеющие на обратной ветви вольтамперной...
50618. Тороид, намотанный на сердечник из однородного и изотропного магнетика 865 KB
  Из соображений симметрии ясно что линии вектора поля тороида представляют собой окружности центры которых расположены на оси вращения 00 тора. Поэтому при расчете поля внутри тороида в качестве контура интегрирования L удобно взять одну из таких линий с произвольным радиусом r. Тогда на основании теоремы о циркуляции вектора можно записать: 11 где N число витков в обмотке тороида все витки охватываются контуром интегрирования. 13 Анализ формулы 9 показывает что магнитное поле внутри тороида...
50620. Удельный заряд электрона и его расчет методом магнетрона 1.24 MB
  Ознакомиться с определением удельного заряда частицы методом магнетрона и определить удельный заряд электрона. Удельный заряд электрона можно определить различными методами. В данной работе для определения удельного заряда электрона используется метод магнетрона. лежит в одной плоскости с вектором скорости электрона нормальна ему и сообщает частице центростремительное ускорение.
50621. Дихотомия 177.5 KB
  Задание Минимизировать унимодальную функцию fx методом дихотомии: Пpостейшим методом минимизации функции одной пеpеменной является дихотомия деление отpезка пополам. Для успешной pеализации этого метода не тpебуется вычислять или оценивать пpоизводную функции. Обозначим через X множество точек минимума функции fx. Для унимодальной функции X=[ α β].
50622. Метод золотого сечения 122.5 KB
  Золотым сечением отрезка называется деление отрезка на две неравные части так что отношение всего отрезка к длине большей части равно отношению длины большей части к длине меньшей части отрезка. Нетрудно проверить что золотое сечение отрезка производится двумя точками x1=3b 2=0.61803b расположенными симметрично относительно середины отрезка. Замечательно здесь то что точка x1 в свою очередь производит золотое сечение отрезка x2.
50623. Метод Фибоначчи 108 KB
  Можно показать что для решения задачи одномерной минимизации оптимальным является метод Фибоначчи основанный на использовании знаменитых чисел Фибоначчи. При достаточно большом количестве итераций окончательный интервал n b n интервал неопределенности в методе золотого сечения лишь на 17 больше чем в методе Фибоначчи однако организация вычислительного процесса значительно проще. Числа Фибоначчи определяются соотношениями F 1=1; F2=2; Fn2=Fn1 F nn=123.