1141

Средства среды Delphi и C++Builder для разработки приложений для БД

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Изучение принципов работы с базами данных в С++ или Delphi. Применение визуальных и невизуальных компонент для организации доступа к базе данных.

Русский

2013-01-06

384.5 KB

24 чел.

Тема 9. Средства среды Delphi и C++Builder для разработки приложений для БД (инструменты и компоненты).

Лабораторная работа №2

Цель работы: изучение принципов работы с базами данных в С++ или Delphi. Применение визуальных и невизуальных компонент для организации доступа к базе данных.

Задание:

  1.  Для работы  использовать локальную БД «Успеваемость», созданную на первых трех практических занятиях для СУБД  Paradox. Структура таблиц должна быть такой же  как в таблице 1. (Лабораторная работа №1)
  2.  Подписать  форму «Успеваемость». На форме разместить в левом верхнем углу следующие невизуальные компоненты: DataSource1, Table1, Table2, Table3, Table4, Table5.
  3.  Убедитесь, что эти компоненты правильно работают.  Для этого в Object Inspector нажмите на стрелочку в окне свойства DataSet компоненты DataSource1 – появится список, содержащий все 5 таблиц.

  рис.1

  1.  Под ними  на форме расположить визуальные компоненты: DBGrid1 и под ней –DBNavigator1. Для того чтобы получить доступ к локальной БД, т.е. чтобы иметь возможность просматривать и корректировать ее содержимое.

  1.  Настроим компоненты для обеспечения доступа к БД «Успеваемость».
    1.  DataSource1 обеспечивает связь между невизуальными компонентами и DBGrid1 и   DBNavigator1. Первоначально выберем в списке вариантов свойства DataSet компонента DataSource1 – Table1. Позже, для доступа к другим таблицам мы будем изменять это свойство.
    2.  Компоненты  Table.. служат для организации связи между существующими таблицами базы данных  и компонентами, расположенными на форме. Для начала настроим Table1:

a) В свойстве DataBase Name укажем путь, начиная с имени диска к директории W, в которой расположены таблицы БД «Успеваемость»:   D:\Vera\ODB\W

b) Если путь к директории W указан верно, то в окошке свойсва TableName при нажатии на  стрелочку появится список таблиц базы данных. Выберем таблицу DEP.db.

c) Установим свойство Active -  true.

d) В свойстве DataSource компоненты  DBGrid1 выберем DataSource1 (при нажатии на стрелку в правой части окошка свойства DataSource должен выплывать список, содержащий DataSource1). После этого в DBGrid1 отобразится содержимое таблицы DEP.

e) В свойстве DataSource компоненты  DBNavigator1 также выберем DataSource1. Если все указано верно, то форма будет выглядеть так:

рис 2.

Прежде чем перейти к исправлению  данных в базе, разместим на форме кнопку «Close». По нажатию на эту кнопку будет закрываться приложение и все объекты баз данных с ним связанные. Это необходимо, чтобы не потерять изменения базы данных в текущей сессии.

В процедуре обрабатывающей нажатие на эту кнопку разместим одно предложение:

  Application->Terminate();

  1.  Теперь можно запустить проект, исправить имеющиеся данные и внести новые, нажав на кнопку «+» , или удалить текущую запись, нажав на «-».

рис 3.

 

  1.  Для отображения всех таблиц БД «Успеваемость» в DBGrid1, разместим на форме кнопки: «Факультеты», «Специальности», «Курсы», «Группы», «Студенты». При нажатии на каждую из них должны выполняться следующие действия:

    Tablex->Active=true;

    DataSource1->DataSet= Tablex;

Предварительно необходимо насторить соответствующие свойства оставшихся 4-х таблиц, задав DataBase Name и выбрав соответствующее имя таблицы БД «Успеваемость»

рис. 4.

Очевидно, что для ввода информации в подчиненные таблицы желательно выбирать уже имеющуюся информацию из базы данных, например при вводе новых специальностей код факультета выбирать из уже имеющихся.

8. Определение полей выбора (LookUP Fields) рассмотрим на примере Table2, которая связана с таблицей SPEC.db

a) Дважды кликните на Table2 – появится окно редактора полей. Поместите курсор внутрь этого окна и нажмите на правую клавишу мыши. В выплывающем меню выберите опцию Add Fields  -  появится окно Add Fields как показано на рис 5.                                      рис. 5.

Нажмите на клавишу «ОК» и все поля таблицы переместятся в окно редактора полей.

  рис. 6

Поместите курсор внутрь окна редактора полей, нажмите правую клавишу мыши и выберите опцию New field. Появится окно определения нового поля – рис. 7.

 рис. 7

В группе Field properties задаются имя нового поля, его тип и размер – тип и размер должны полностью совпадать с определяемым полем (в данном случае с кодом факультета).

В группе Field type выбираем Lookup

В группе Lookup definition задаем таблицу из которой выбираем значения(DataSet), поле из которого будут выбираться значения(Result Field), поле по которому выбирается значение и поле в которое это значение попадет. Нажмите «ОК» -и новое поле появится в списке полей таблицы. См. рис.8.

рис. 8. Закройте это окно и запустите проект. Теперь можно вносить данные в таблицу SPEC, выбирая код факультета.

 

рис. 9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58704. Людські - чесноти. Доброта 166 KB
  Мета: продовжити знайомити учнів з людськими чеснотами вчити характеризувати події та явища як прояв добра і зла розкрити моральний зміст доброти; сприяти розвитку в учнів мотивації до добрих гуманних вчинків розвивати мислення творчу уяву збагачувати словниковий запас...
58706. Усне множення двоцифрових і круглих багатоцифрових чисел на розрядні числа 59 KB
  Мета: закріплювати вміння учнів виконувати усне множення двоцифрових і круглих багатоцифрових чисел на розрядні числа; удосконалювати вміння розв’язувати складені задачі розв’язання яких вимагає знаходження дробу від числа...
58707. Узагальнююче слово при однорідних членах речення. Двокрапка й тире при узагальнюючих словах у реченнях з однорідними членами 36 KB
  Мета: а навчальна: навчити розрізняти узагальнюючі слова при однорідних членах речення; моделювати схеми речень з узагальнюючим словом при однорідних членах; б розвиваюча: розвивати творчі вміння поширювати речення узагальнюючими...
58708. Число іменників (однина і множина) 87.5 KB
  Які іменники відносяться до власних Як пишуться власні іменники А як загальні Наведіть приклади. Які іменники відносяться до чоловічого роду Які до жіночого А які до середнього Актуалізація опорних знань. Я буду називати іменники а ви будете записувати у перший стовпчик іменники...
58709. Урок української літератури з використанням відеозаписів та особистісно орієнтованих технологій 59.5 KB
  Обладнання: портрети Сковороди книжки з його творами відеофільм Григорій Сковорода збірка Сад божественних пісень підручник. Де і коли народився Григорій Сковорода У Чорнухах на Полтавщині 3 грудня 1722 р. Сковорода Хто були його батьки...
58710. Клуб веселых математиков 39.5 KB
  Цель: обобщать и систематизировать знания по математике. Задачи: познакомить с различными видами задач по математике; развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, творческие способности...
58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.
58712. Поговорим об этикете 14.5 KB
  Цели: формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости,уважения и чуткости по отношению к другим людям. Оборудование: сигнальные карточки - синего и красного цветов, иллюстрации.