11435

Порядок установления важнейших показателей качества упаковки

Лабораторная работа

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Порядок установления важнейших показателей качества упаковки 1. Цель работы: Ознакомиться с порядком определения оценки и анализа уровня качества упаковки. 2. Задание: для конкретного вида упаковки1 установить основную номенклатуру показ...

Русский

2013-04-07

71.5 KB

26 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2  

Порядок установления важнейших показателей качества упаковки

1. Цель работы: Ознакомиться с порядком определения, оценки и анализа уровня качества упаковки.

2.  Задание: для конкретного вида упаковки1 установить основную номенклатуру показателей качества, определить величину интегрального показателя качества упаковки, построить и проанализировать гистограмму показателей качества упаковки.

3. Краткие теоретические сведения

Важнейшей характеристикой упаковки является ее качество - совокупность свойств и характеристик, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Эффективность использования упаковки, способность её выполнять свои важнейшие функции также во многом зависит от ее качества.

Каждый представитель потребительской, производственной или транспортной упаковки обладает своей, присущей только ему совокупностью свойств и характеристик. Однако структуру качества упаковки определяют те свойства, от которых зависит ее применение, т.е. потребительские свойства, которые проявляются в процессе ее эксплуатации.

В свою очередь потребительские свойства упаковки характеризуются показателями качества, т.е. определёнными количественными характеристиками.

При оценке качества упаковки сопоставляется, как правило, совокупность присущих ей свойств со свойствами лучших образцов упаковки того же назначения или - с современными представлениями о свойствах и функциональном назначении упаковки.

Система показателей качества упаковки применяется как при разработке конструкторской и нормативно-технической документации на конкретные виды тары, так и при проведении её испытаний.

Для изделий, обладающих сложными свойствами, соответствующие этим свойствам показатели качества группируют в комплексные показатели, характеризуемые однородностью описываемых свойств. В данном случае выделяют три группы показателей качества упаковки:

  •  функциональные;
  •  ресурсосберегающие
  •  природоохранные

1. Функциональные показатели качества характеризуют способность упаковки выполнять возложенные на неё функции, к ним относят показатели технического эффекта, надёжности, эргономичности, эстетичности.

  •  показатели технического эффекта, выражают способность упаковки выполнять свои функции в заданных условиях использования.

К ним относятся следующие показатели:

- механическая прочность при статических нагрузках;

Требования к механической прочности тары обусловлены широким ассортиментом материалов, применяемых для изготовления упаковки, а также условиями транспортирования и хранения.

Требования к прочности при статических нагрузках обусловлены длительными сроками хранения товаров, а также условиями складирования с целью максимального использования складских помещений и транспортных средств. В эксплуатационных условиях товары транспортируются и хранятся с укладкой в штабели различной высоты. Очевидно, что нижние ярусы штабеля испытывают наибольшие нагрузки, под действием которых тара деформируется, разрушается, сплющивается, продавливается.

Испытания прочности к статическим нагрузкам, обязательные при разработке упаковочных материалов и конструкций тары, помогают определить оптимальную высоту штабеля, максимальный период хранения, обнаружить уязвимые места тары, а также выявить дополнительные требования к условиям транспортирования и хранения. Испытания проводят в естественных или лабораторных условиях согласно требованиям ТНПА.

-вибростойкость упаковки;

Вибростойкость тары является одним из основных показателей
качества упаковки. Существуют ТНПА на устойчивость тары к вибрации
с установлением пределов частоты колебаний и ускорений, характерных для
различного рода транспорта; также предусмотрено проведение испытаний
тары на специальных стендах, имитирующих жесткие условия вибрации.
Такие стандарты, разрабатываемые на основе директив ЕС, частично
введены в действие в Республике Беларусь и в других странах СНГ.

- стойкость упаковки к удару при свободном падении; 

Стойкость тары к удару при свободном падении обусловлена физико-механическими свойствами применяемого материала, объемом и конструктивными особенностями тары, а также технологическими параметрами ее изготовления. Характеристикой стойкости тары к удару при свободном падении является высота падения. В ТНПА приводятся методы, имитирующие ударные нагрузки, действующие в вертикальной плоскости на тару при падении или опрокидывании в процессе транспортирования, перевалок или складирования.

В последние годы разработаны стандарты на такие прочностные показатели, как стойкость к соударению при скольжении по наклонной плоскости; сопротивление продавливанию; стойкость к перевалкам. Эти испытания проводятся в связи с необходимостью транспортировать грузы на дальние расстояния, применением комбинированных перевозок и максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных операций.

- герметичность упаковки;

Различные требования предъявляются к герметичности тары. Герметичная тара определяется как тара, у которой не происходит обмен между ее содержимым и внешней средой. Большое значение имеют правильный подбор упаковочного материала и способов герметизации. Требования к герметичности тары определяются специфическими свойствами продукции, условиями ее хранения и транспортирования.

Методы испытания тары, гарантирующие от потерь продукции, должны быть эквивалентны наиболее тяжелым эксплуатационным условиям, наблюдаемым в процессах транспортирования, хранения и реализации конкретной продукции.

  •  показатели надежности отражают качественные особенности упаковки в процессе ее эксплуатации, они дополняют показатели технического эффекта, предопределяют полноту проявления данного эффекта у потребителя.

К ним относят:

- показатели безотказности, т.е. способность упаковки выполнять свои функции без дополнительных затрат на ее восстановление при продвижении товара на всех этапах логистической цепочки;

- показатели долговечности, т.е. способность упаковки сохранять свои показатели технического эффекта в рамках безотказной работы;

- показатели сохраняемости, т.е. способность упаковки не менять свои эксплуатационные показатели после ее изготовления до того времени, как в нее будет помещен товар.

Таким образом, показатели надежности упаковки характеризуют как требования к свойствам упаковочного материала (неизменяемость свойств упаковочного материала), так и требования к пригодности упаковки применительно к конкретной упаковываемой продукции (количественная и качественная сохранность упакованной продукции).

Под стойкостью упаковки относительно конкретной среды понимается в первую очередь стойкость материала, из которого сделана упаковка, т.е. его теплопроводность, отсутствие набухания, газо-, паро-, влаго-, пыле-  и жиронепроницаемость, гигроскопичность, отсутствие потерь продукции через стенки тары или укупорочное средство.

Изменение свойств упаковочного материала под воздействием внешней среды может привести к разрушению тары: растрескиванию, потере формоустойчивости и герметичности, т. е. к преждевременному ее износу.

Особые требования к надежности тары возникают, если упакованный продукт находится под давлением или давление меняется в процессе хранения под воздействием окружающей среды.

Стандартизация перечисленных требований позволяет в комплексе решить вопросы о правильном выборе материала для упаковки, дополнительных упаковочных средств и обеспечении сохранности продукции в период нахождения ее в упаковке.

  •  показатели эргономичности учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, пользующегося упаковкой.

При оценке эргономичности упаковки в ней выделяют элементы, которые влияют на работоспособность, производительность и утомляемость работников и потребителей, которые контактируют с упаковкой.

  •  показатели эстетичности характеризуют информационную выразительность упаковки: рациональность формы, гармоничность (дизайн).

2. Ресурсосберегающие  показатели качества упаковки – это:

  •  показатели технологичности, обуславливающие затраты того или иного ресурса на его изготовление и поддержание качества упаковки в процессе изготовления.

К ним относятся:

- показатели материалоёмкости упаковки - затраты материальных ресурсов, необходимые для изготовления, эксплуатации и ремонта (в случае, например, многооборотной тары);

- показатели энергоёмкости упаковки, характеризующие затраты энергетических ресурсов на изготовление и поддержание функций упаковки;

- показатели трудоёмкости упаковки - затраты труда, необходимые для производства, транспортирования, подготовки к функционированию упаковки;

- показатели хроноёмкости - затраты всех видов ресурсов в единицах времени.

  •  показатели ресурсоёмкости, которые отражают совершенство упаковки по степени потребления ею материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов в процессе выполнения своих функций.

3. Природоохранные показатели качества:

  •   показатели экологичности, которые отражают уровень вредного воздействия на окружающую среду при использовании и переработке упаковки;
  •   показатели безопасности, характеризующие степень воздействия упаковки (материалов для упаковки) на людей (работников и потребителей) в процессе изготовления, транспортирования, хранения изделий в упаковке.

Числовые значения показателей качества упаковки определяют:

- измерительным (лабораторным),

- регистрационным (статистическим),

- расчётным (теоретическим),

- органолептическим (зрением, осязанием, обонянием),

- экспертным методами.

Качество конкретных видов упаковки определяется по соответствующим видам ТНПА с учетом требований, которые изложены в таких разделах ТНПА, как «Типы и размеры», «Технические требования», «Правила приемки», «Методы контроля» и т.д.

4. Порядок выполнения работы

По образцу упаковки, выданному преподавателем:

1. Определить её название в соответствии с терминологическим стандартом.

2. Определить, какие из показателей качества должны характеризовать данную упаковку. Дать обоснование выбора именно этих показателей качества.

3. Определить и обосновать величину весомости каждого из показателей качества.

4. Дать оценку соответствия упаковки выбранным показателям качества по пятибалльной шкале (пять баллов соответствуют максимальной оценке). Дать обоснование оценке.

5. Определить величину интегрального (средневзвешенного) показателя качества упаковки.

6. Построить и проанализировать гистограмму показателей качества упаковки.

7. Определить показатели, отрицательно влияющие на интегральный показатель качества.

8. Дать предложения по усовершенствованию упаковки с целью повышения её качества.

5. Оформление отчета

В отчете необходимо указать название и цель работы, изложить краткие теоретические сведения по номенклатуре показателей, определяющих качество упаковки, а также результаты действий, осуществленных в соответствии с порядком выполнения работы. В конце отчета сделать соответствующие выводы.

6. Вопросы для самоподготовки

  1.  Что такое качество упаковки? На какие три группы подразделяют показатели качества упаковки?
  2.  Дайте характеристику функциональным показателям качества упаковки.
  3.  Дайте характеристику ресурсосберегающим показателям качества упаковки.
  4.  Дайте характеристику природоохранным показателям качества упаковки.
  5.  Что представляют собой показатели технического эффекта упаковки?
  6.  Что представляют собой показатели надежности упаковки?
  7.  Что представляют собой показатели эргономичности упаковки?
  8.  Что представляют собой показатели эстетичности упаковки?
  9.  Что представляют собой показатели технологичности упаковки?
  10.  Что представляют собой показатели ресурсоемкости упаковки?
  11.  Что представляют собой показатели экологичности упаковки?
  12.  Что представляют собой показатели безопасности упаковки?
  13.  Каким образом определяются числовые значения показателей качества упаковки?

1 Образец упаковки выдаётся преподавателем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81984. ВЕРНІСАЖ РОКУ 257.5 KB
  Ознайомити учнів із поняттям текст формувати уявлення про текст як форму звязного висловлювання його характерні ознаки; розвивати вміння визначати тему тексту добирати заголовок до тексту відповідно до його змісту; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати усне і писемне мовлення...
81985. Веселі старти 39 KB
  Мета. Створити атмосферу свята. Виховувати любов до фізкультури та спорту: розвивати руховий апарат, фізичні уміння та навички, зміцнювати здоров’я, виховувати почуття дружби, колективізму. Обладнання. М’ячі, скакалки, кубики, обручі, стрічки, дротики.
81986. ВЕСНА МИЛІША ВСІХ 72 KB
  Добрий день вам, люди добрі, що сидять в нашій господі. Раді з святом вас вітати, щастя і добра бажати. З початком весни, з першою весняною травичкою, ніжними квітами й дзвінким співом пташок приходить до нас і жіноче свято – 8 Березня. Це свято наших мам і бабусь.
81987. Я – перша квіточка весни 91 KB
  Хто ж із них переможе? Цього ми поки що не знаємо... Але, напевно, кожен із нетерпінням чекає на початок конкурсу. Ведуча 2. Насамперед потрібно визначитись, в якому порядку учасниці будуть змагатися, потрібно провести жеребкування.
81988. Сценарій конкурсу «Поетична весна» 311 KB
  Голос за кулісами - Багатий на дива та містерії наш Всесвіт, прекрасний і величний у своїй таїні, щедрий легендами та зоряницями, що ніби разочки намист оповили неймовірним сяйвом його безмежність.
81989. А вже весна, а вже красна… 80 KB
  Показати, як поети і письменники засобами художнього слова розкривають багатство і красу навколишнього світу; розвивати навички виразного читання, формувати уміння робити посильні висновки з прочитаного, побаченого, почутого; збагачувати лексичний словник учнів...
81990. Бринить струною гілочка весни. (Весна у природі) 61.5 KB
  Закріплення елементарних уявлень про найхарактерніші ознаки весни в живій і неживій природі, які можна виявити в процесі спостережень, а саме: з пробудженням рослин, з поведінкою перелітних птахів; показати, як зміни в неживій природі впливають на живу природу; поповнювати знання учнів...
81991. Зігріємо землю своєю любов’ю, для наших нащадків її збережемо 231 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про природу, її красу та багатства, сприяти розумінню необхідності захищати і берегти навколишнє середовище, виховувати любов і повагу до рідної землі, трепетне ставлення до всього живого на ній.
81992. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА БАЗЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С БУХГАЛТЕРСКОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ, РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 888 KB
  Созданы обработки для обмена данными между разрабатываемой конфигураций и стандартной конфигурацией 1С:Бухгалтерия, разработаны бизнес-процессы, необходимые для формирования бюджета.