1149

Выявление особенностей финансово-экономического развития ЗАО Аргументы и факты

Отчет о прохождении практики

Экономическая теория и математическое моделирование

Общая информация об организации и анализ внутренней среды ЗАО Аргументы и факты. Анализ внешней макросреды. Конъюнктура рынка. Анализ финансово-экономического положения ЗАО Аргументы и факты Анализ внешнего микроокружения ЗАО Аргументы и факты

Русский

2013-01-06

348 KB

41 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский Государственный университет

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

Отчет

по производственной практике

Выполнила:

студентка 4 курса

экономического факультета

специальности «Менеджмент

организации»

группы 82402

Устинова Е. А.

Научный руководитель:

ст. преподаватель, к.э.н.

Прохорова О. Н.

Руководитель от организации:

директор по рекламе

Стафеева И. В.

г. Петрозаводск

2009 год

Содержание

Введение 3

1.Общая информация об организации и анализ внутренней среды ЗАО «Аргументы и факты» 4

1.1.Знакомство с организацией (организационная структура, уровни принятия решений) 4

1.2.Анализ финансово-экономического положения ЗАО «Аргументы и факты» 8

1.3.Специфика товарной и сбытовой политики ЗАО «Аргументы и факты».,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,21

1.4.Экономическая стратегия ЗАО «Аргументы и факты» 25

2.Влияние внешней среды на деятельность ЗАО «Аргументы и факты» 27

2.1.Конъюнктура рынка 27

2.2.Анализ внешней макросреды 31

2.3.Анализ внешнего микроокружения ЗАО «Аргументы и факты» 34

Заключение 36

Список использованной литературы 39


Введение

Информация – понятие, которое является основополагающим в сегодняшнем мире.  Без нее немыслим не один процесс, которой протекает в повседневной жизни. Обмен информацией  является двигателем современного прогресса, основным условием развития и процветания современного общества.

Источниками информации могут быть различные субъекты. Она может передаваться по различным каналам от субъекта, который владеет ей, объекту, которому на данный момент она наиболее необходима. И хотя субъектам передачи информации является, каждый из нас, но в масштабах определенного региона или целой страны основным субъектом, который взял на себя данные функции на профессиональной основе является пресса. Телевизионное и радиовещание, печатная продукция – все это виды основных информационных субъектов или прессы.

Основным объектом рассмотрения в данной работе будет одно из самых уважаемых и старейших изданий в РФ, которое существует и по сегодняшний день – Издательский дом «Аргументы и факты». Предметом изучения является финансово-экономическое положение данной организации в современной российской действительности.

Цель работы: выявление особенностей финансово-экономического развития ЗАО «Аргументы и факты», а также описание производственных процессов, протекающих в рамках ее повседневной работы. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить организационную структуру ЗАО «Аргументы и факты».

2. Выявить основные уровни принятия решения.

3. Проанализировать финансово-экономическое положение ЗАО «Аргументы и факты».

4. Выявить особенности товарной политики ЗАО «Аргументы и факты».

5. Определить закономерности в сбытовой политике ЗАО «Аргументы и факты».

6. Оценить политику продвижения товара  в  ЗАО «Аргументы и факты».

7. Проанализировать кадровую политику ЗАО «Аргументы и факты».

8. Оценить экономическую стратегию ЗАО «Аргументы и факты».

9. Проанализировать внешнюю среду предприятия.

10. Сделать выводы о состоянии и перспективах развития ЗАО «Аргументы и факты».

При проведении данной работы использовались данные финансово-экономической отчетности ЗАО «Аргументы и факты», внутрикорпоративная документация, материалы, заявленные в учредительных документах и информация, опубликованная на официальном сайте ЗАО «Аргументы и факты».


1.Общая информация об организации и анализ внутренней среды ЗАО «Аргументы и факты»

1.1.Знакомство с организацией (организационная структура, уровни принятия решений)

Бренд – торговая марка, получившая широкую огласку и массовое признание на рынке определенного товара. На сегодняшний день существуют тысячи наименований различных торговых марок, которым можно по праву присвоить данные термин. К примеру, одним из самых популярнейших брендов на рынке печатной продукции РФ является газета «Аргументы и факты», которая уже не одно десятилетие радует своих постоянных читателей откровенными новостными материалами.

Данное издание начало свою профессиональную деятельность с 1978 года. С тех лет каждую неделю из года в год газета «Аргументы и факты» открыто и правдиво освещает события, происходящие в России и за ее пределами.

На сегодняшний день ЗАО «Аргументы и факты» содержит большой издательский дом, осуществляющий свою деятельность во всех регионах РФ.

В целом, если кратко охарактеризовать организационную структуру ЗАО «Аргументы и факты», можно сказать, что она построена в форме национального холдинга.

Рис 1.

Краткая схема организационной структуры ЗАО «Аргументы и факты»

Как следует из рисунка 1 основное управление ЗАО «Аргументы и факты « возложено на совет директоров во главе с председателем совета директоров. Следующим по значимости функциональным подразделением, которое напрямую подотчетно совету директоров, является центральный офис во главе с генеральным директором. В его непосредственном подчинении находятся заместители, которые являются руководителями определенных направлений работы ЗАО «Аргументы и факты» (зам. гендиректора по продажам, директор по рекламе, директор по производству, директор по маркетингу, зам. гендиректора по региональному развитию). Все вышеуказанные лица являются руководителями соответствующих отделов которые необходимы для нормального функционирования акционерного общества (бухгалтерия, отдел маркетинга, отдел рекламы, отдел производства, а также отдел по связям с общественностью).

Рис 2.

Структура управления центральным офисом ЗАО «Аргументы и факты»

На рисунке 2 представлена структура управления центральным офисом ЗАО «Аргументы и факты». Из него следует, что данной организации, как и всем холдингам, присуща дивизиональная структура управления. В чем это проявляется?

Как и в любой другой дивизиональной структуре в ЗАО «Аргументы и факты» в состав единого холдинга входят ряд формально независимых хозяйствующих субъектов, которые подчинены единой стратегии и политике  компании.

В роли связующего звена выступает центральный офис, которому подотчетны дочерние предприятия, представляющие ЗАО «Аргументы и факты»  в пяти федеральных округах. Каждое из них является самостоятельным хозяйствующим субъектом, представляющим  издательский дом «Аргументы и факты» в пределах установленной территории. Основные управленческие функции в данных организациях возложены на генеральных директоров, которые в свою очередь, реализуя основную политику центрального офиса, информирует о проделанной работе заместителя генерального директора по региональному развитию. Также в данных организациях активно функционируют отделы необходимые для нормальной работы хозяйственного общества, а именно бухгалтерия, отдел кадров, маркетинг, а также отдел рекламы. Помимо всего прочего в каждом из вышеупомянутых хозяйственных субъектов в рамках одного региона образовано региональное подразделение, которое, не имея статуса независимого юридического лица, напрямую подотчетно генеральному директору, соответствующей организации.

Если изобразить графически, то структура управления ЗАО «Аргументы и факты» на данном уровне будет иметь следующий вид.

Рис 3.

Организационная структура на региональном уровне (Республика Карелия)

Как видно из рисунка 3 на данном уровне структура управления региональным подразделением газеты «Аргументы и факты» имеет ярко выраженный линейный характер. Генеральный директор хозяйственного субъекта, представляющего интересы ЗАО «Аргументы и факты» в соответствующем федеральном округе контролирует работу  региональных подразделений. Главным ответственным лицом и непосредственным руководителем в каждом региональном подразделении является главный редактор. Он совместно с директором по рекламе и директором по распространению и продвижению  контролирует работу всех отделов региональной редакции.

Итак, организационная структура ЗАО «Аргументы и факты» имеет ярко выраженный холдинговый характер. Это вызвано тем, что данная организация осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории всей РФ, что в свою очередь неминуемо ведет к созданию разветвленных каналов сбыта. Поскольку основная деятельность компании предусматривает наличие филиалов во всех регионах страны, так как информация и события публикуемые в газете должны быть как национального, так и регионального значения. Все это приводит к тому, что основной штат компании значительно разрастается, структура управления становится громоздкой и неповоротливой. Чтобы избежать данной проблемы в рамках ЗАО «Аргументы и факты» реализована дивизиональная структура управления, с элементами линейно-функциональной в рамках одного подразделения.

Таким образом, можно говорить об оптимальном соотношении используемой организационной  структуры и структуры управления  компанией в свете ее основной сферы деятельности.


1.2.Анализ финансово-экономического положения ЗАО «Аргументы и факты»

1.2.1.Результаты финансово-хозяйственной деятельности организации

Проанализируем структуру активов и источников средств.

Таблица 1.

Структура активов

Состав активов

На конец 2007г

На конец 2008г

Изменения, тыс.руб.

сумма, тыс.руб

удельный вес, %

сумма, тыс.руб

удельный вес, %

Внеоборотные активы

 

Нематериальные активы и расходы на НИОКР

62

0,0069%

96

0,0077%

34

Основные средства

217160

24,2919%

211402

16,8734%

-5758

Незавершенное строительство

0

0,0000%

9185

0,7331%

9185

Доходные вложения в материальные ценности

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Долгосрочные финансовые вложения

32448

3,6297%

204851

16,3505%

172403

Отложенные налоговые активы

438

0,0490%

374

0,0299%

-64

Прочие внеоборотные активы

16

0,0018%

43

0,0034%

27

Итого внеоборотные активы

250124

27,9793%

425950

33,9979%

175826

Оборотные активы

 

Запасы

33033

3,6951%

30184

2,4092%

-2849

НДС по приобретенным ценностям

4149

0,4641%

6528

0,5210%

2379

Долгосрочная дебиторская задолженность

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Краткосрочная дебиторская задолженность

129618

14,4993%

102494

8,1807%

-27124

Краткосрочные финансовые вложения

398297

44,5541%

649276

51,8231%

250979

Денежные средства

78741

8,8081%

38440

3,0682%

-40301

Прочие оборотные активы

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Итого оборотные активы

643838

72,0207%

826921

66,0021%

183083

ИТОГО

893962

100,0000%

1252871

100,0000%

358909

Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов

2007г

2,5741

2008г

1,9414

За анализируемый период активы предприятия увеличились на 358909 тыс.руб., в том числе оборотные активы увеличились на 183083 тыс.руб. за счет роста краткосрочных финансовых вложений на 250979 тыс.руб., а внеоборотные активы увеличились на 175826 тыс.руб. за счет роста долгосрочных финансовых вложений на 172403 тыс.руб.

Таблица 2.

Структура источников средств

Статьи пассива

На конец 2007г

На конец 2008г

Изменения, тыс.руб.

сумма, тыс.руб

удельный вес, %

сумма, тыс.руб

удельный вес, %

Капитал и резервы

 

Уставной капитал

127

0,0142%

127

0,0101%

0

Добавочный капитал

2147

0,2402%

2147

0,1714%

0

Резервы и фонды

19

0,0021%

19

0,0015%

0

Собственные акции, выкупленные у акционеров

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Целевое финансирование

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Непокрытый убыток (Нераспределенная прибыль)

709295

79,3429%

948420

75,6997%

239125

Итого собственный капитал

711588

79,5994%

950712

75,8827%

239124

Долгосрочные обязательства

 

Долгосрочные займы

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Отложенные налоговые обязательства

2161

0,2417%

2186

0,1745%

25

Прочие долгосрочные обязательства

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Итого долгосрочные обязательства

2161

0,2417%

2186

0,1745%

25

Краткосрочные обязательства

 

Краткосрочные займы

0

0,0000%

299973

23,9428%

299973

Кредиторская задолженность

178890

20,0109%

0

0,0000%

-178890

Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Доходы будущих периодов

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Резервы предстоящих расходов и платежей

7923

0,8863%

0

0,0000%

-7923

Прочие краткосрочные обязательства

0

0,0000%

0

0,0000%

0

Итого краткосрочные обязательства

180213

20,1589%

299973

23,9428%

119760

Итого заемных средств

182374

20,4006%

302159

24,1173%

119785 

ИТОГО источников средств

893962

100,0000%

1252871

100,0000%

358909

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

2007г

0,256

2008г

0,318

Приток заемных средств в анализируемом периоде в сумме 119785 тыс.руб. связан с ростом краткосрочных кредитов в сумме 299973 тыс.руб., а также со снижением кредиторской задолженности  на 178890 тыс.руб. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств составил на конец 2008 года 0,318, а на конец 2007 – 0,256.    Наблюдается тенденция к небольшому росту доли заемных средств.

Структура источников хозяйственных средств предприятия характеризовалась удельным весом собственного капитала на конец 2007 года 79,6% от всех источников средств, а на конец 2008 – 75,9%. В целом доля долгосрочных источников финансирования (собственный капитал) уменьшилась на 3,7% и, соответственно этому, доля заемных средств увеличилась на 3,7%.

Изменилась структура заемных средств. На конец 2008 года доля краткосрочных кредитов банка составила 23,9%, доля кредиторской задолженности с 20% в конце 2007 года установилась на уровне 0% в конце 2008 года. Таким образом, кредиторская задолженность снизилась на 178890 тыс.руб.

Таблица 3.

Структура собственного капитала

Капитал и резервы

На конец 2007г

На конец 2008г

сумма, тыс.руб.

удельный вес, %

сумма, тыс.руб.

удельный вес, %

Уставный капитал

127

0,0178%

127

0,0134%

Добавочный капитал

2147

0,3017%

2147

0,2258%

Резервный капитал

19

0,0027%

19

0,0020%

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

709295

99,6778%

948420

99,7588%

ИТОГО

711588

100,0000%

950713

100,0000%

На конец 2007 года собственный капитал составлял 711588 тыс.руб., а на конец 2008 – 950713 тыс.руб. Таким образом, за анализируемый период рост собственного капитала составил 239125 тыс.руб.

Таблица 4.

Динамика показателей прибыли

Показатель

На конец 2007 года, тыс.руб.

На конец 2008 года, тыс.руб.

Абсолютн. отклонение, тыс.руб.

Относител. отклонение, %

Выручка от продажи товаров

915089

1027679

112590

12,30%

Себестоимость товаров

330627

427215

96588

29,21%

Валовая прибыль

584462

600464

16002

2,74%

Коммерческие расходы

91753

98110

6357

6,93%

Управленческие расходы

203680

197091

-6589

-3,23%

Прибыль от продаж

289029

305263

16234

5,62%

Проценты к получению

31879

31756

-123

-0,39%

Проценты к уплате

0

10600

10600

Прочие операционные доходы

31886

80108

48222

151,23%

Прочие операционные расходы

19058

64888

45830

240,48%

Внереализационные доходы

2524

11609

9085

359,94%

Внереализационные расходы

26154

36536

10382

39,70%

Прибыль до налогообложения

310107

316713

6606

2,13%

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

78145

77588

-557

-0,71%

Чистая прибыль

231962

239125

7163

3,09%

Из данной таблицы видно, что выручка от продажи товаров относительно предыдущего года увеличилась на 112590 тыс.руб. (т.е. на 12,3%) и на конец 2008 года составила 1027679 тыс.руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 96588 тыс.руб. (т.е. на 29,21%) и составила 427215 тыс.руб. на конец 2008 года.

Валовая прибыль на конец 2008 года составила 600464 тыс.руб., что выше прошлого года всего на 16002 тыс.руб. (на 2,74%). Прибыль от продаж увеличилась на 5,62% по сравнению с предыдущим годом и составила 305263 тыс.руб. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 239125 тыс.руб.


1.2.2.Анализ ликвидности и платежеспособности

Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния предприятия является его платежеспособность, т.е. способность рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам. Для оценки платежеспособности предприятия используются относительные показатели, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

Таблица 5.

Показатели ликвидности и платежеспособности

Показатели

На конец 2007 года

На конец 2008 года

Отклонение

Коэффициент абсолютной ликвидности

2,7688

2,2926

-0,4762

Коэффициент быстрой ликвидности

3,3663

2,6342

-0,7321

Коэффициент текущей ликвидности

3,5726

2,7566

-0,816

Коэффициент общей платежеспособности

5,0203 

 3,5281

-1,4922 

Мгновенную платежеспособность предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.

Показатель рассчитывается по формуле:

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр.250 + стр.260)
К
абс. ликв. = краткосрочные обязательства (стр.690 - стр.640 - стр.650)

Нормальное ограничение коэффициента абсолютной ликвидности больше или равно 0,2. В данной организации коэффициент абсолютной ликвидности намного выше нормального ограничения. Из этого можно сделать вывод, что краткосрочные обязательства погашаются за счет имеющейся денежной наличности, хотя и наблюдается отрицательная тенденция: коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился на 0,4762 и составил на конец 2008 года 2,2926.

Платежеспособность предприятия с учетом предстоящих поступлений от дебиторов характеризует коэффициент уточненной (быстрой) ликвидности. Он показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности.

Показатель рассчитывается по формуле:

денежные средства, краткосрочные финансовые вложения,

К уточн. ликв. =   краткосрочная дебиторская задолженность (стр.250 + стр.260 + стр.240)     краткосрочные обязательства (стр.690 - стр.640 - стр.650)

Судя по значениям данного коэффициента можно сказать, что у организации достаточно ликвидных активов для погашения краткосрочных долгов. Но при этом наблюдается отрицательная тенденция, поскольку значение коэффициента на конец 2008 год снизилось на 0,7321.

Прогнозируемые платежные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (с учетом компенсации осуществленных затрат) отражает коэффициент покрытия (текущей платежеспособности). Он характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств.

Показатель рассчитывается по формуле:

К покрытия   =     оборотные активы (стр.290) .

краткосрочные обязательства (стр.690 - стр.640 - стр.650)

Нормальным считается ограничение показателя, когда коэффициент покрытия равен или больше 2. Коэффициент покрытия на конец 2008 года составил 2,7566 – это свидетельствует о том, что находящиеся у предприятия оборотные средства позволяют погасить долги по краткосрочным обязательствам. И даже небольшое снижение данного показателя на 0,816 не является отрицательной тенденцией, поскольку при его увеличении речь уже будет идти о недостаточной активности использования заемных средств и как следствие, меньшем значении рентабельности собственного капитала.

Поскольку коэффициент текущей ликвидности > 2, структура баланса предприятия считается удовлетворительной, а само предприятие платежеспособным. Тем не менее, необходимо пополнять реальный собственный капитал предприятия и обоснованно сдерживать рост внеоборотных активов и дебиторской задолженности.

Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрывать все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами.

Коэффициент общей платежеспособности рассчитывается по формуле:

К общ. пл.   =    активы предприятия (стр.190 + стр.290) .

обязательства предприятия (стр.590 + стр.690 - стр.640 - стр.650)

Естественным является ограничение для коэффициента больше или равно 2. В данной организации коэффициент общей платежеспособности выше нормального ограничения и на конец 2008 года составляет 3,5281, из этого следует, что общая сумма активов предприятия способна покрыть все его долгосрочные и краткосрочные обязательства. Но следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом наблюдается значительное снижение показателя, а именно на 1,4922. Это связано с мировым экономическим кризисом и ухудшением положения в рекламной сфере.


1.2.3.Анализ финансовой структуры капитала и финансовой устойчивости

Таблица 6.

Показатели финансовой структуры капитала и финансовой устойчивости

Показатели

На конец 2007 года

На конец 2008 года

Отклонение

Коэффициент автономии

0,8049

0,7588

-0,0461

Коэффициент финансовой устойчивости

0,7984

0,7605

-0,0379

Коэффициент заемного капитала

0,1951

0,2412

0,0461

Коэффициент финансовой зависимости

0,2425

0,3178

0,0753

СИОС, тыс.руб.

463625

526948

63323

Коэффициент маневренности

0,6444

0,5543

-0,0901

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,7201

0,6372

-0,0829

Коэффициент автономии - один из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия. По нему судят, насколько предприятие не зависимо от заемного капитала и определяют, в какой степени используемые активы сформированы за счет собственного капитала.

Показатель рассчитывается по формуле:

К авт  =    собственный капитал (стр.490 + стр.640 + стр.650)

пассив (стр.700)

По сравнению с предыдущим годом наблюдается небольшое снижение показателя на 0,0461 и к концу 2008 года коэффициент автономии составляет 0,7588. Поскольку данное значение приближается к 1, можно смело говорить о том, что организация не зависит от внешних инвесторов.

Противоположным коэффициенту автономии является коэффициент заемного капитала.

Показатель рассчитывается по формуле:

Кзаемн.кап.  = сумма привлеченного капитала (стр.590 + стр.690 - стр.640 - стр.650)   пассив (стр.700)

Таким образом, коэффициент автономии на конец 2008 года составил 0,7588, а коэффициент заемного капитала 0,2412. Это свидетельствует о том, что используемые в организации активы на 76% сформированы за счет собственного капитала, и соответственно на 24% за счет заемного капитала. Значение коэффициента автономии достаточно высоко, что говорит о невысокой зависимости предприятия от заемного капитала. При этом следует иметь в виду, что наблюдается отрицательная динамика, поскольку в течение года произошло снижение уровня коэффициента автономии и одновременное увеличение коэффициента заемного капитала на 0,0461, что свидетельствует об увеличении финансового риска организации.

При помощи коэффициента финансовой зависимости определяют, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования. Данный коэффициент характеризует структуру источников средств и риск потери финансовой устойчивости предприятия.

При превышении им значения 1 можно делать вывод о том, что предприятие теряет свою финансовую независимость. Теоретически достаточным, нормальным его значением принято считать величину, не превышающую 0,7.

Показатель рассчитывается по формуле:

К фин.зав.   =      сумма привлеченного капитала (стр.590 + стр.690 - стр.640 - стр.650)

собственный капитал (стр.490 + стр.640 + стр.650)

Коэффициент финансовой зависимости на конец 2008 года составил 0,3178, что соответствует оптимальным пределам данного показателя. Это означает, что на один рубль капитала организация привлекла 32 копейки заемного капитала. При этом риск потери финансовой устойчивости организацией вырос по сравнению с предыдущим годом на 0,0753, но это незначительное увеличение.

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме (т.е. форме оборотных средств), позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами.

Показатель рассчитывается по формуле:

Км  =   СИОС

собственный капитал

Обеспечение собственных текущих активов собственным капиталом является гарантией устойчивости финансового состояния при неустойчивой кредитной политике. Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояние. В качестве оптимальной величины коэффициент маневренности рекомендуется в размере 0,5 (50 %). Соответственно, чем ближе значение коэффициента к верхней границе, тем больше у предприятия возможности финансового маневра.

Значение коэффициента маневренности на конец 2008 года составило 0,5543. Следовательно, 6% собственного капитала на конец года находилось в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать капиталом. Данное значение является оптимальным, и у организации есть возможности финансового маневра, хотя и наблюдается незначительное снижение коэффициента маневренности на 0,0901 по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет наличие собственных  оборотных средств,  необходимых для  финансовой устойчивости предприятия, а также определяет, какая часть оборотных средств была сформирована за счет собственного капитала.

Показатель рассчитывается по формуле:

Косос   =     СИОС

оборотные активы (стр.290)

Минимально допустимое значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами установлено в пределах 0,1.

Таким образом, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2008 года составил 0,6372. Это означает, что 64% актива оборотных средств сформировано за счет собственного капитала. А снижение коэффициента на 0,0829 свидетельствует о том, что доля собственных источников в формировании оборотных средств снизилась на 8% за анализируемый период.


1.2.4.Анализ рентабельности

Таблица 7.

Показатели рентабельности

Показатели

На конец 2007 года

На конец 2008 года

Отклонение

Коэффициент рентабельности продаж, %

31,58

29,7

-1,88

Коэффициент рентабельности продаж (пересчет), %

25,34

23,26

-2,08

Коэффициент рентабельности активов, %

25,94

19,08

-6,86

Коэффициент рентабельности собственного капитала, %

32,59

25,15

-7,44

Коэффициент рентабельности затрат, %

87,42

71,45

-15,97

Коэффициент рентабельности производства, %

231,05

252,72

21,67

Рентабельность продаж показывает, с одной стороны, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки, а с другой стороны, какую долю составляет прибыль в выручке предприятия.

Показатель рассчитывается по формуле:

Рп =  Прибыль от продаж * 100 %

Выручка от продажи

Для того чтобы оценить эффективности работы предприятия в условиях реально действующей системы налогообложения в расчетах вместо балансовой прибыли используем также показатель чистой прибыли.

Таким образом, на каждый рубль проданной продукции на конец 2008 года приходится 29,7 копеек балансовой прибыли и 23,26 копеек чистой прибыли. При этом если доля балансовой прибыли в выручке организации в анализируемом периоде снизилась на 1,88%, то доля чистой прибыли снизилась на 2,08%.

Рентабельность затрат (себестоимости) (Рз) характеризует эффективность затрат предприятия и показывает, сколько прибыли приносит каждый затраченный рубль.

Показатель рассчитывается по формуле:

Рз =    Прибыль от продаж * 100 %

Затраты на производство реализованной продукции

Данный показатель показывает, что с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, на конец 2008 года предприятие имело 71,45 копеек прибыли, что на 15,97 копеек меньше, чем в предыдущем году.

Рентабельность активов показывает прибыль, которая получена от использования всех активов независимо от того, за счет каких источников они финансировались.

Показатель рассчитывается по формуле:

Ра =     Чистая прибыль*100%

         Средняя стоимость активов

Рентабельность активов на конец 2008 года составила 19,08%, что свидетельствует о том, что на каждый рубль, вложенный в имущество предприятия приходится 19,08 копеек прибыли. При этом значение показателя за анализируемый период снизилось на 6,86%. Таким образом, каждый рубль, вложенный в имущество предприятия, стал приносить меньше чистой прибыли.

Рентабельность капитала собственного (или чистых активов). Данный показатель характеризует:

  •  прибыльность вложения собственных средств;
  •  дивидендные возможности компании;
  •  возможности устойчивого экономического роста компании;
  •  инвестиционную привлекательность компании;
  •  определяет курс акций компании и рыночную стоимость предприятия.

Показатель рассчитывается по формуле:

Ркс = Чистая прибыль* 100%

Средняя сумма собственного капитала

Коэффициент рентабильности собственного капитала на конец 2008 года составил 25,15%, при этом наблюдается отрицательная тенденция – по сравнению с предыдущим годом показатель снизился на 7,44%. Таким образом, на конец 2008 года на каждый рубль собственных инвестиций приходится 25,15 копеек чистой прибыли.

Рентабельность производства характеризует эффективность отдачи производственных фондов и показывает, сколько прибыли создается каждым рублем основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Показатель рассчитывается по формуле:

Рпр =  Прибыль от реализации *    100%,

         Средняя стоимость ОФ и запасов

Таким образом, организация достаточно эффективно использовала свои основные фонды и материальные оборотные средства в ходе основной деятельности, поскольку на каждый рубль, вложенный в данные средства, на конец 2008 года приходится 252,72 копеек прибыли. При этом наблюдается положительная тенденция – по сравнению с предыдущим годом рентабельность производства увеличилась на 21,67%.

Вывод: за анализируемый период ЗАО «Аргументы и факты» можно охарактеризовать как организацию с достаточно устойчивым финансовым состоянием, деятельность которого рентабельна и приносит высокий доход. Несмотря на мировой экономический кризис, который вызвал небольшие трудности в сфере рекламы, ЗАО «Аргументы и факты» сохраняют лидирующие позиции, обгоняя своих конкурентов. Каких либо серьезных отклонений в показателях не наблюдается, в целом – тенденция положительная.

В первую очередь, положительную оценку можно дать относительным показателям финансовых результатов деятельности ЗАО «Аргументы и факты». Выручка от продажи товаров относительно предыдущего года увеличилась на 112590 тыс.руб. (т.е. на 12,3%) и на конец 2008 года составила 1027679 тыс.руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 96588 тыс.руб. (т.е. на 29,21%) и составила 427215 тыс.руб. на конец 2008 года. Валовая прибыль на конец 2008 года составила 600464 тыс.руб., что выше прошлого года всего на 16002 тыс.руб. (на 2,74%). Прибыль от продаж увеличилась на 5,62% по сравнению с предыдущим годом и составила 305263 тыс.руб. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 239125 тыс.руб. Все это оказало значительное положительное влияние на все показатели рентабельности деятельности ЗАО «Аргументы и факты». На каждый рубль проданной продукции на конец 2008 года приходится 29,7 копеек балансовой прибыли и 23,26 копеек чистой прибыли. А с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, на конец 2008 года предприятие имело 71,45 копеек прибыли. Таким образом, организация достаточно эффективно использует свои основные фонды и материальные оборотные средства в ходе основной деятельности, поскольку на каждый рубль, вложенный в данные средства, на конец 2008 года приходится 252,72 копеек прибыли. При этом наблюдается положительная тенденция – по сравнению с предыдущим годом рентабельность производства увеличилась на 21,67%.

Анализ структуры активов и источников средств также дал положительные результаты. За анализируемый период активы предприятия увеличились на 358909 тыс.руб., в том числе оборотные активы увеличились на 183083 тыс.руб. за счет роста краткосрочных финансовых вложений на 250979 тыс.руб., а внеоборотные активы увеличились на 175826 тыс.руб. за счет роста долгосрочных финансовых вложений на 172403 тыс.руб. Приток заемных средств в анализируемом периоде в сумме 119785 тыс.руб. связан с ростом краткосрочных кредитов в сумме 299973 тыс.руб., а также со снижением кредиторской задолженности на 178890 тыс.руб. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств составил на конец 2008 года 0,318, а на конец 2007 – 0,256. Наблюдается тенденция к небольшому росту доли заемных средств.

На конец 2007 года собственный капитал составлял 711588 тыс.руб., а на конец 2008 – 950713 тыс.руб. Таким образом, за анализируемый период рост собственного капитала составил 239125 тыс.руб.

Что касается показателей ликвидности и платежеспособности, наблюдается незначительное их снижение. По сравнению с предыдущим годом наблюдается небольшое снижение показателя на 0,0461 и к концу 2008 года коэффициент автономии составляет 0,7588. Поскольку данное значение приближается к 1, можно смело говорить о том, что организация не зависит от внешних инвесторов. Значение коэффициента маневренности на конец 2008 года составило 0,5543. Следовательно, 6% собственного капитала на конец года находилось в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать капиталом.

Что касается финансовой устойчивости предприятия, коэффициент финансовой зависимости на конец 2008 года составил 0,3178, что соответствует оптимальным пределам данного показателя. Это означает, что на один рубль капитала организация привлекла 32 копейки заемного капитала. При этом риск потери финансовой устойчивости организацией вырос по сравнению с предыдущим годом на 0,0753, но это незначительное увеличение.

Таким образом, финансово-экономическое положение ЗАО «Аргументы и факты» устойчивое, структура баланса удовлетворительная, а, следовательно, и сама организация является платежеспособной.


1.3.Специфика товарной и сбытовой политики ЗАО «Аргументы и факты». Особенности политики продвижения товара в  ЗАО «Аргументы и факты»

Основная сфера деятельности ЗАО «Аргументы и факты» напрямую связана с издательской деятельностью. Данному холдингу принадлежит самая популярная общественно-политическая еженедельная газета в России с одноименным названием «Аргументы и факты». Под брендом организации также активно функционирует не менее популярный общественно-политический Интернет-сайт.

Для того чтобы проанализировать товарную политику, применяемую ЗАО «Аргументы и факты», обратимся к специфике основной сферы деятельности и рассмотрим основные виды товаров, которые могут быть востребованы у потребителей на рынке печатной продукции.

Первым товаром, который является конкурентоспособным и пользуется спросом у широкого круга потребителей, является еженедельная общественно-политическая газета с новостным и информационным материалом.  Качество данного товара можно оценить актуальностью рассматриваемых проблем и востребованностью их у аудитории постоянных читателей. Основными показателями, отражающим востребованность издания и величину спроса предъявляемого на него, является средняя величина тиража, среднее количество газетных  полос и средняя численность читателей одного номера. На сегодняшний день данные показатели  являются одними из самых высоких в отрасли. Так, к примеру, средний тираж одного номера составляет 3 млн. экземпляров, а читательская аудитория насчитывает не менее 10 млн. человек. Что касается количества газетных  полос, то из недели в неделю этот показатель остается неизменным и равен одному из самых больших показателей в отрасли, а именно 32. Подобные цифры указывают на то, что качество данного издания в информационном плане не подвергается никакому сомнению, а сама газета «Аргументы и факты» является одним из самых уважаемых общественно-политических изданий в российском обществе.

Другим не менее важным товаром, который пользуется спросом у корпоративного сегмента потребителей услуг данного издания, является реклама, размещаемая на его страницах. Имиджевые статьи, экспертное мнение специалиста, рубрика «вопрос-ответ», рекламные модули, фоторепортаж, интервью и многие другие формы подачи рекламного материала пользуются высоким спросом у корпоративных клиентов из самых различных отраслей хозяйственной деятельности.  

Количество рекламного материала приобретаемого потребителем услуг измеряется линейным размером рекламы. Так, к примеру, среди основных объемов рекламной продукции публикуемой в газете аргументы и факты выделяют: 1 полоса (265*366 мм), ½ полосы (265*181 мм), 3/10 (157*181 мм), ¼ (265*88 мм), 1/5 (104*181 мм),  3/20 (104*135 мм), 1/8 (50/227 мм), 1/10 (104*88 мм).  

Среди постоянных клиентов рекламной продукции, можно выделить такие крупные брендовые федеральные компании, как ООО «Лента», ОАО «МТС», ОАО «Банк Возрождение» и многие другие.

Что касается Интернет-сайта, то в виду специфических особенностей отрасли здесь можно выделить один товар – это реклама. В свою очередь ассортимент выпускаемой продукции также,  как и в газете, является самым разнообразным. Так любая организация может разместить свою рекламу в следующих формах подачи материала: статья, статья с анонсом, фотогалерея, опрос, on-line консультация  со специалистом компании, баннер в центре и на периферии, сквозной и одиночный. Стоимость размещения рекламы на сайте, прежде всего, зависит от частоты  упоминания материала, а также от месторасположения на страничке.

Вся вышеперечисленная продукция поступает к потенциальным клиентам по различным каналам сбыты. Причем каждый вид  товара имеет специфические способы его реализации.

Так газета «Аргументы и факты» доходит до конечного потребителя двумя основными способами. Первый традиционный канал сбыта - это подписка. Она осуществляется посредством специальных подписных буклетов, которые каждый заинтересованный читатель может приобрести в любом почтовом отделении или региональной редакции газеты. Подписка осуществляется на три временных периода: квартал, полгода, год.  Второй, основной канал сбыта – это продажа газет в почтовых отделениях, киосках печатной продукции, а также отделах печатной продукции в основных сетевых универмагах. Так, к примеру, в Петрозаводске газету «Аргументы и факты» можно приобрести в почтовых отделениях, киосках «Союзпечать», в специальных отделах в магазине «Звезда» и «Магнит».

Товарная политика ЗАО «Аргументы и факты» согласуется с его основной сферой деятельности и направлена на повсеместное освоение различных секторов информационного рынка. Осуществляя свою деятельность по трем основным направлениям ЗАО «Аргументы и факты» достигает значительного синергетического эффекта за счет максимально полного удовлетворения потребностей всех видов потенциальных клиентов при минимальных издержках самого издательского дома.

Что касается политики по распространению, то здесь деятельность ЗАО «Аргументы и факты» направлена на всеохватывающий характер работы издания и на его общенациональное значение. То есть в виду того, что ЗАО «Аргументы и факты» является национальным холдингом с представительствами в различных регионах РФ, оно организовало широкую, всеохватывающую сеть каналов сбыта по распространению всех видов производимой продукции. Таким образом, можно говорить, что ЗАО «Аргументы и факты» проводит эффективную товарную политику, а также адекватную ей политику распространения свой продукции.

Продвижение товара  – еще одна немаловажная сторона в работе любой организации. Мало производить продукцию и доставлять ее до потребителя, необходимо рассказать о ней потенциальным клиентам, создать у них потребность в данном товаре и непреодолимое желание его приобрести.

Данная аксиома находит свое подтверждение  в работе ЗАО «Аргументы и факты». Как уже говорилось ранее «Аргументы и факты» - это бренд. Кроме него у рассматриваемого предприятия есть своя символика, особая специфика преподнесения ее в массы, доброе и честное имя самого издания.

Над всем этим стоит кропотливый ежедневный труд маркетинговой службы. Как и вся работа ЗАО «Аргументы и факты» деятельность в области продвижения товара имеет общефедеральную и региональную составляющие.

На национальном уровне политика продвижения включает себя рекламу, работу с общественностью, а также интерактивный маркетинг.

Рассмотрим каждый из вышеуказанных видов деятельности более подробно.

Реклама ЗАО «Аргументы и факты» реализуется посредствам различных способов подачи материала. Телевиденье, радио, наружная реклама, реклама на транспорте, рекламные сувениры, а также мощнейшая реклама в газетах и Интернете ежедневно повсюду повествуют окружающим людям о деятельности данного  холдинга. Кроме рекламы данная организация активно реализует мероприятия по связям с общественностью. С их помощью ЗАО «Аргументы  и факты» формирует общественное мнение, поддерживает свой статус, сохраняет свое доброе имя. Так трудно не заметить тот факт, что ни одно важное событие и последующая пресс-конференция не обходится без логотипа  «АиФ». Каждый праздник, каждая общественно важная деятельность не обходится без активного участия данного издательского дома. Кроме того, ЗАО «Аргументы и факты» активно участвует в различных социальных проектах, а также самостоятельно приходит на помощь многим организациям и частным лицам. Так, в 1998 году от Государственной Налоговой службы РФ «АиФу» была выражена Благодарность за активное участие в социальном проекте «Время вкладывать деньги в Россию!». В декабре 1998 года «АиФ» участвовал в проведении новогодней ёлки для 10 тысяч детей сирот-инвалидов. Ежегодно «АиФ» оказывает более 20-ти организациям (детдома, общества слепых, дома престарелых и т.д.) финансовую и материальную помощь, изыскивая средства из собственных фондов, находя спонсоров и организовывая среди населения акции по сбору вещей для нуждающихся. Так уже несколько лет «АиФ» шефствует над школой-специнтернатом в городе Демидове Смоленской обл. Одежда, обувь, книги, спортинвентарь, бытовая и оргтехника, предметы гигиены — это перечень оказываемой помощи не только детям, но и солдатам срочной службы, находящимся в горячих точках СНГ. Также, совместно с МЧС РФ, «АиФ» более 2 лет проводил постоянную акцию по вывозу из Чечни и обустройству на новом месте гражданского населения: детей-сирот и престарелых.

Помимо всего прочего в продвижении товара значительную часть занимает новое развивающееся направление в данной сфере – интерактивный маркетинг.  Так на страницах газеты и одноименного сайта уже много лет существует активный диалог по темам, поднимаемым в деятельности данного издания. Журналисты не обходят вниманием ни одного письма поступающего в редакцию, стараясь в своей работе быть честными и наиболее откровенными.    

Работа по продвижению продукции на федеральном уровне, подкреплена аналогичной деятельностью в масштабах каждого региона. Так в филиалах активно реализуются мероприятия в области рекламной деятельности, прямые продажи, а также связи с общественностью. На примере республики Карелия рассмотрим ее более подробно.

Реклама региональных подразделений осуществляется в рамках товарно-бартерных сделок. В связи с этим основными формами подачи материала о данном издании в Карелии является реклама на радио, на страницах одноименной газеты и сайта. Кроме того, налажено активное взаимодействие с выставочным агентством «Еврофорум», благодаря которому сотрудники газеты «Аргументы и факты» ежемесячно представляют ее на различных тематических выставках. Также в рамках мероприятий по связям с общественность газета «Аргументы и факты» на своих страницах активно освещает различные мероприятия, проводимые в городе Петрозаводске. Взамен организаторы в своей работе публично рассказывают о получаемой информационной поддержке со стороны регионального представительства ЗАО «Аргументы и факты».

Итак, продвижение продукции в рассматриваемой организации осуществляется в рамках двухуровневой системы с централизованным управлением. Эффективность реализуемых мероприятий сложно переоценить. Имея сбалансированную, затратоемкую рекламу, ЗАО «Аргументы и факты» в течение уже 30 лет ассоциируется у российского читателя с главной национальной общественно-политической газетой. И, несмотря на серьезный формат данного издания о нем знают как пожилые читатели, люди среднего возраста, а также и молодежь. А сама газета «Аргументы и факты» стала информационно-аналитическим общественно-политическим окном в существующие реалии для каждой рядовой семьи в РФ.


1.4.Экономическая стратегия ЗАО «Аргументы и факты»

Стратегия – понятие, которому в последнее время уделяется большое внимание. С экранов телевизоров первые лица государства рассуждают о стратегии развития России до 2020 года. Частный бизнес в своей хозяйственной деятельности после непредсказуемых 90-х впервые начал строить планы на будущее и воплощать их в стратегии своего поведения и развития.

ЗАО «Аргументы и факты», являясь одним из передовых изданий на рынке печатной продукции, также уделяет особое внимание развитию данного направления в своей управленческой деятельности.

Поскольку стратегия – это одна из наиболее важных характеристик в работе топ-менеджмента компании, попробуем, на основе проанализированных выше направлений работы по управлению данной организацией, составить наиболее полное представление о ее структуре.

Итак, для начала определимся с определением данного понятия. «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям».

Любая стратегия направлена на реализацию стратегических целей  в заранее определенной стратегической зоне хозяйствования.

ЗАО «Аргументы и факты», как и любая другая крупная федеральная компания, имеет свою специфическую систему целеполагания, основанную на объективных тенденциях ее развития. Так в качестве основной стратегической цели данная организация заявила для себя увеличение объемов производства своего основного продукта, газеты «Аргументы и факты» до уровня 1990 года. Именно тогда ее тираж имел максимальное значение 33,5 млн. экземпляров, в связи с чем был занесен в книгу «рекордов Гинеса».

Для реализации столь амбициозной цели, для сравнения сегодня тираж издания составляет 3 млн. экземпляров, необходима логичная, адекватная, агрессивная стратегия компании, которая будет реализована в рамках основных направлений деятельности.

Итак, в чем же состоят ее основные особенности.

В качестве основных, ЗАО «Аргументы и факты» использует набор стратегий концентрированного роста, а именно стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, а также стратегия развития продукта. Оптимальное сочетание вышеперечисленных видов стратегии компании позволяет добиться значительного синергетического эффекта. В чем же он заключается?

В рамках стратегии усиления позиции на рынке издательский дом аргументы и факты проводит активную политику по продвижению и по распространению одноименного издания во всех основных ключевых регионах земного шара. Россия, СНГ, Великобритания, Франция, США и другие зарубежные страны, в которых проживают русскоязычное население – являются основными рынками сбыта газеты «Аргументы и факты». Кроме того, для того, чтобы численность читателей двигалась в сторону непрерывного увеличение, компания стремится сформировать постоянную читающую аудиторию своего издания. С этой целью проводятся многочисленные промоакции по подписке на длительный срок по льготным ценам.

Использование стратегии развития рынка позволило ЗАО «Аргументы и факты» расширить географию своего присутствия. Увеличение здесь идет как в сторону расширения сбытовой сети, так и направлении внутрикорпоративного строительства, учреждения новых филиалов для получения обратной связи  и достоверной информации из первых уст.

Кроме того, появление региональных представительств позволило освоить дополнительные рыночные ниши и наладить выпуск новой продукции. Таким образом, появились региональные вкладки, стала продаваться печатная и электронная реклама. Все это напрямую согласуется со стратегией развития продукта.

Итак, что же способствовало успешной реализации вышеперечисленных стратегий и достижению значительного синергетического эффекта? Это целенаправленная, централизованная товарная сбытовая, маркетинговая, а также кадровая политика, которые позволили достигнуть концентрированного роста, расширить внутрикорпоративную структуру, сформировать высокоэффективное, современное, информационное производство.


2.Влияние внешней среды на деятельность ЗАО «Аргументы и факты»

2.1.Конъюнктура рынка

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последние два десятилетия достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

Другой особенностью современной прессы стал мгновенный переход от  вертикальной и партийной к горизонтальной и коммерческой структуре. Подобное преобразование обусловлено несколькими факторами: во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Появились коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых видов изданий, издательских домов.

Именно они стали пионерами современной российской прессы, сформировали образ единого общенационального издания. «Аргументы и факты», «Комсомольская правды», «Московский комсомолец», «Российская газета» - это лишь верхушка мощнейшего айсберга, который по своей влиятельности не уступает предприятиям банковского и производственного сектора экономики.

Таким образом, можно говорить о том, что издательский бизнес стремится к укрупнению. И хотя в регионах самыми читаемыми остаются местные газеты, изготавливаемые в Москве "Комсомолка", "АиФ" или "Известия" непрерывно наращивают свое присутствие.

Можно предположить, что с точки зрения влияния на умы граждан возможности подобных газет в масштабах всей страны уже скоро будут сопоставимы с возможностями телевидения.

Таблица 8.

10 лучших (ведущие издательские дома по объему аудитории)

Издательский дом

Суммарная аудитория по России в марте–июле 2008 г. (тыс.чел.)

Вurda

11 221,10

«Проф-медиа»

9176,7

«Аргументы и факты»

7123,6

«Логос-Медиа»/«Бауэр-Логос»

6981,2

Hachette Filipacchi Presse

6047,7

«7 дней»

4408,6

Independent Media

3588,2

«Московский комсомолец»

3313,4

«Совершенно секретно»

2973,7

«За рулем»

2920

Кроме того, о масштабах новых информационных холдингах говорит также повсеместная дифференциация сферы деятельности и растущая наряду с данным процессом финансовая мощь и самостоятельность.

Так мощным источником для развития издательских домов стала активная рекламная деятельность. В редакциях газет появились целые рекламные отделы, в штат приняты десятки тысяч новых сотрудников, объем изданий стали напрямую увязывать с количеством рекламного материала.  

Все эти мероприятия привели к тому, что доходы от рекламной деятельности стали чуть ли ни основной составляющей выручки всего холдинга.

На рисунке 4 представлена доля известных издательских домов в общем объеме доходов от рекламы в отрасли.

Рис 4.

Главной особенностью хозяйственной деятельности данных гигантов является ориентация на конечного потребителя. Подобная политика реализуется по средствам различных форм. Так, к примеру, в последние десятилетие наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий, газета «Аргументы и факты», наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле этого слова ежедневной газеты нет, зато существует множество бульварных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мегаполис Экспресс».

Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов. Это газеты, включающие как серьезные информационные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области. Реклама в ней стала важным действующим фактором, для которого умышленно издаются статьи, формируются целые рубрики.

Другой важной особенностью ориентации на потребителя основных федеральных изданий стала их повсеместная регионализация. Они стали ближе к народу, в каждом  субъекте федерации появились региональные представительства, которые в качестве дополнительного приложения организовали выпуск местных газет. В этом смысле перспективы развития общероссийских СМИ велики. Они тесно связаны с учетом региональных интересов, с созданием в общероссийских газетах некоего подобия телевизионных сетей, когда газеты, предназначенные для распространения в регионах, имеют, по крайней мере, свой специальный раздел, посвященный местным новостям и проблемам. Соединение общенациональных и региональных проблем открыло новые возможности для общероссийской прессы.

Наконец, еще одним результатом политики ориентации на потребителя федеральных издательских домов стала деятельность по созданию единого информационного пространства. Помимо бумажных изданий, крупные общероссийские газеты освоили выпуск Интернет новостей на страницах одноименных сайтов. Главной особенностью данных порталов стала самостоятельность и независимость от версий, издаваемых на бумажном носителе. Это полноценные информационные издания, которые публикуют новостной материал и организуют досуг читателей, но и помогают получить обратную связь от тех людей, которые предпочитают традиционную бумажную газету.

В целом если кратко охарактеризовать общеотраслевые особенности рынка печатной продукции, можно отметить высокий уровень конкуренции, наблюдаемый на нем. Причем конкурируют между собой не только основные конкуренты соизмеримые по масштабам и сферам деятельности, но и конкуренты, отвечающие на те же потребности, сферы интересов которых пересекаются лишь частично. Главное чертой, характеризующей подобное явление, стала ориентация на потребителя, которая в различных формах проявляется у всех субъектов рынка печатной продукции.


2.2.Анализ внешней макросреды

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на хозяйственную деятельность организации, является ее внешняя среда. Эта особенность объясняется рядом причин.  Для того чтобы определиться с их содержание рассмотрим, что же в нее включено.

Внешняя среда организации - это ее окружение. В нее включены все субъекты, с которыми фирма взаимодействует в рамках своей хозяйственной деятельности. В свою очередь она подразделяется на два уровня. Первый уровень – это внешняя микросреда. К ней относятся все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия. Это акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации. Вторым уровнем внешнего окружения является макросреда. Она включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Это, прежде всего, правительство, экономика, НТП, социально-демографическая среда и природные факторы. Понятно, что оба вышеуказанных уровня формируют условия для функционирования организации, любое изменение в их структуре неминуемо приводит к смене внутренних ориентиров. Это особенность связанна с тем, что оказывать обратное воздействие на внешнюю среду значительно сложней, чем адоптировать под нее внутреннюю. Однако, в случае, когда организация имеет значительные масштабы в отрасли, могут наблюдаться и обратные тенденции. Рассмотрим, как подобная ситуация отражается в работе ЗАО «Аргументы и факты».

Для этого, более подробно рассмотрим основные уровни ее внешней среды.

Итак, на первом этапе нашего анализа обратимся к макроуровню ЗАО «Аргументы и факты». Именно он  является менее всего восприимчивым к воздействиям со стороны любой организации.

Важным фактором, определяющим специфику ее структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, получаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство - с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти - губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей.

Сказываются и недостатки правовых документов, касающихся средств массовой информации. В закон о СМИ включено много интересных и полезных положений, но в нем не прописаны отношения журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к продукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Российское законодательство достаточно четко очерчивает права журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания в структуре средств массовой информации.

Другой немаловажной особенностью внешнего макроуровня ЗАО «Аргументы и факты» является наличие централизованного регулирующего начала со стороны государства. Система управления СМИ в России выглядит следующим образом.

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основными задачами министерства являются:

- разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

- регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

- лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений;

- приостановление и аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;

- разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

- подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др.

Судебные власти выносят решения:

о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

о прекращении распространения продукции СМИ;

о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

о возмещении морального вреда.

В системе законодательной власти,  Государственной думе действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ, а Совет Федерации их одобряет и направляет на подпись президенту. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.

Таким образом, структура регулирования СМИ в Российской Федерации направлена на реализацию жесткого контроля со стороны государства. Подобная особенность, прежде всего, связана со спецификой отросли, и ее значимости в процессе формирования политико-социального равновесия внутри страны. Однако такое положение дел создает дополнительные трудности для хозяйственной деятельности самих СМИ, приводя зачастую к возникновению новых рисков для информационных коммерческих организаций. Подобная ситуация не только усложняет структуру внешнего макроуровня, но и делает его не благоприятным для эффективного развития сводного и современного  информационного издательства.


2.3.Анализ внешнего микроокружения ЗАО «Аргументы и факты»

Внешний микроуровень ЗАО «Аргументы и факты», также как и макро выглядит крайне неспокойным.  Рассмотрим основные причины этого.

Как уже отмечалось раннее, рынок печатной продукции имеет ярко выраженное конкурентное начало. Помимо основных крупных конкурентов свое негативное воздействие да деятельность издательского дома «Аргументы и факты» также оказывают тысячи малых региональных изданий. В рамках данной работы нашему анализу подвергнутся лишь основные конкуренты, как главная опасность, которая существует на всех рынках присутствия издания.

В качестве основных конкурентов ЗАО «Аргументы и факты» обычно называют ведущие общенациональных издания: Издательский дом «Комсомольская правда», издательский дом «Московский комсомолец», «Российская газета» и др.

Рассмотрим более самый крупный среди них.

Итак, издательский дом  «Комсомольская правда» образован крупным российским информационным холдингом ОАО «ПрофМедиа».  

На основании свидетельства национальной тиражной службы «Комсомольская правда» - это лидер на рынке ежедневных печатных средств массовой информации в Российской Федерации. Среднегодовой разовый тираж в 2008 году составил 715950 экземпляров, что стало рекордом года. По результатам 2008 года, издание также входит в десятку самых тиражных газет Европы, опередив такие ежедневные издания, как «The Times», Великобритания, и «La Repubblica», Италия. И этого невозможно было бы достичь без целенаправленной плановой работы как центрального офиса в Москве, так и региональных представительств.

Основная конкурентная стратегия компании – это удержание лидерства. "Комсомольская правда" - это довольно известный бренд на рынке средств массовой информации на территории Российской Федерации. В связи с этим одной из главных задач издательства являетсясохранение данного преимущества в сознании потребителей. В качестве стратегической цели стоит  работа над увеличением читательской аудитории вдвое.

Издательский дом «Комсомольская правда» выпускает различные продукты. Так в рамках печатной деятельности существует два основных проекта: это ежедневная газета и пятничный выпуск или еженедельная газета («Толстушка»). Ежедневная газета выходит каждые вторник, среду, четверг и субботу. Она состоит из 24-х полос формата А3, восемь из которых – местные, т.е. содержат новости края, рекламу местных компаний, а 16 полос высылаются из Москвы по электронной почте. «Толстушка» - это еженедельное издание, состоит из 48-64-х полос формата А3, 24-32-е из которых представляют собой региональную вкладку, остальные – федеральный выпуск. Тиражи и аудитория данных направлений часто оказываются разными, потому их тематика и содержание имеют свою собственную направленность. Рынок ежедневной газеты и рынок еженедельного издания – это два разных рынка, работа на которых ведётся отдельно и разными методами. Также помимо редакционной работы издательский дом «Комсомольская правда» активно продвигает и реализует на национальном и региональном рынках еще один перспективный продукт – рекламу. В целом можно отметить, что данная компания является одним из лидеров печатной отрасли в Российской Федерации, заметно опережая ЗАО «Аргументы и факты» по всем основным показателям хозяйственной деятельности.

Помимо конкурентов еще одним немаловажным элементом внешней среды компании являются ее потребители.

Основной клиент ЗАО «Аргументы и факты» - это активный, высокоинтеллектуальный, любознательный читатель. Возрастная специфика наблюдается слабо, хотя присутствуют некоторые тенденции. Так основную массу читателей составляют люди среднего и старшего возраста, которые привыкли получать новостной материал со страниц общественно-политических газет. Львиная доля читателей трудоустроенные, обеспеченные люди. Так по данным внутрикорпоративных исследования среди читателей газеты «Аргументы и факты» 65% трудоустроены, 36% имеют высшее образование, 27% еще не достигли 34-летнего рубежа.

Данные тенденции позволяют говорить о том, что несмотря на существующую тенденцию смены способов получения новостного материла с печатной продукции на телевиденье, интерес к издательской деятельности ЗАО «Аргументы и факты» остается по-прежнему очень высоким.

Ежедневно данное издание в активной конкурентной борьбе реализует новые, современные информационные проекты, которые позволяют ему не только оставаться среди лидеров в отрасли, но и добиваться еще более ошеломляющих результатов в своей основной сфере деятельности.


Заключение

Бренд – торговая марка, получившая широкую огласку и массовое признание на рынке определенного товара. На сегодняшний день существуют тысячи наименований различных торговых марок, которым можно по праву присвоить данные термин. К примеру, одним из самых популярнейших брендов на рынке печатной продукции РФ является газета «Аргументы и факты», которая уже не одно десятилетие радует своих постоянных читателей откровенными новостными материалами.

В чем же секрет подобного долголетия? Для ответа на данный вопрос рассмотрим основные особенности хозяйственной деятельности данного информационного гиганта.  

Организационная структура ЗАО «Аргументы и факты» имеет ярко выраженный холдинговый характер. Это вызвано тем, что данная организация осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории всей Российской федерации, что в свою очередь неминуемо ведет к созданию разветвленных каналов сбыта. Чтобы избежать сложностей в управлении подобным гигантом в рамках ЗАО «Аргументы и факты» реализована дивизиональная структура управления, с элементами линейно-функциональной структуры в региональных подразделениях.

Товарная политика ЗАО «Аргументы и факты» согласуется с его основной сферой деятельности и направлена на повсеместное освоение различных секторов информационного рынка. Осуществляя свою деятельность по трем основным направлениям ЗАО «Аргументы и факты» достигает значительного синергетического эффекта за счет максимально полного удовлетворения потребностей всех видов потенциальных клиентов при минимальных издержках самого издательского дома.

Что касается политики по распространению, то здесь деятельность ЗАО «Аргументы и факты» направлена на всеохватывающий характер работы издания и на его общенациональное значение. То есть в виду того, что ЗАО «Аргументы и факты» является национальным холдингом с представительствами в различных регионах РФ, она организовала широкую сеть каналов сбыта по распространению всех видов производимой продукции.

Продвижение товаров рассматриваемой организации осуществляется в рамках двухуровневой федерально-региональной системы с централизованным управлением. Эффективность подобных мероприятий сложно переоценить. Имея сбалансированную, затратоемкую рекламу, ЗАО «Аргументы и факты» в течение уже 30 лет ассоциируется у российского читателя с главной национальной общественно-политической газетой. И несмотря на серьезный формат данного издания о нем знают как пожилые читатели, люди среднего возраста, а также и молодежь. А сама газета «Аргументы и факты» стала информационно-аналитическим общественно-политическим окном в существующие реалии для каждой рядовой семьи в РФ

Все вышеуказанные особенности внутрихозяйственной деятельности рассматриваемой компании объединены в общем наборе стратегий концентрированного роста, а именно стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, а также стратегия развития продукта. Оптимальное сочетание вышеперечисленных видов стратегии компании позволило добиться значительного синергетического эффекта, что в свою очередь выражается ростом основных финансовых показателей.

Успехи в хозяйственной деятельности отражены благоприятным финансово-экономическим положением организации. Так по сравнению с предыдущим с 2008 годом рентабельность производства в 2009 году увеличилась на 21,67%.

В целом по данным за период с 2008-2009 года ЗАО «Аргументы и факты» можно охарактеризовать как организацию с достаточно устойчивым финансовым состоянием, деятельность которого рентабельна и приносит высокий доход. Несмотря на мировой экономический кризис, который вызвал небольшие трудности в сфере рекламы, ЗАО «Аргументы и факты» сохраняют лидирующие позиции, обгоняя своих конкурентов. Каких либо серьезных отклонений в показателях не наблюдается, в целом – тенденция положительная.

Таким образом, можно предположить, что в случае сохранения описанных выше тенденций в области внутренней среды компании, у ЗАО «Аргументы и факты» есть все шансы по достижению основной стратегической цели, а именно возврату тиража печатного издания на рекордный уровень 1990 года, 33,5 млн. экземпляров.


Список литературы

  1.  Бухгалтерский баланс на 2007-2008 гг.
  2.  Данные исследований компании TNS Gallup Media Group в 1-ом полугодии 2008 г.
  3.  Должностная инструкция менеджера по рекламе регионального приложения «АиФ-Карелия»
  4.  Инструкция по планированию работы отдела рекламы в 1 квартале 2009 г.
  5.  Отчет о прибылях и убытках, 2007-2008 гг.
  6.  Устав ЗАО «Аргументы и факты»
  7.  Бренд как основа успешного современного бизнеса/ Зоткин А.Ю. M., 2001.
  8.  Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации/ Рыбальченко И.
  9.  Рекламный винегрет: размышления и советы менеджера по рекламе/ Дашевская И., 2003.
  10.  Виханский О.С. Стратегическое управление.- М., 2000. - С. 88.


Совет директоров

Центральный офис

ООО «Аиф-Северо-Запад»

ОО «Аиф- центральный регион

ООО Аиф – Сибирь»

ООО «Аиф – дальний восток»

ООО «Аиф – Поволжье»

Генеральный директор

Зам. гендиректора по региональному развитию

Директор по рекламе

Директор по производству

Директор по распространению

Директор по маркетингу

Финансовый директор

Зам. гендиректора по продажам

Отдел рекламы

Отдел производства

Главный редактор

Отдел распространения

Отдел маркетинга

Центральная редакция газеты «Аргументы и факты»

Ген. Директор ООО «АИФ–Центр

Ген. Директор ООО АИФ–Северо- Запад

Ген. Директор ООО АИФ–Сибирь

Ген. Директор ООО АИФ–Поволжье

Ген. Директор ООО АИФ–Дальний Восток

Ген. Директор ООО «Федеральный округ»

Главный редактор регионального приложения

Директор по рекламе

Отдел рекламы

Директор по распространению и продвижению

Журналисты

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55124. Упрощенная система налогообложения, порядок расчета налогообложения 58.5 KB
  Цель занятия: ознакомление с нормативными документами исчисления налога, изучение объекта налогообложения и особенностей определения налогооблагаемой базы, учет налога на счетах предприятия, приобретение навыков расчета налога, заполнения соответствующих налоговых документов
55125. Спрос на деньги. Денежный рынок и его равновесие 20.63 KB
  Человек живет не только в настоящем, покупая и продавая товары и услуги. Он думает о будущем и создает резервы, закладывает в резерв часть своей покупательной способности с целью получить в дальнейшем максимальную отдачу
55128. АКЦИЗЫ 100.5 KB
  Налогообложение подакцизных товаров за исключением автомобильного бензина и дизельного топлива осуществляется по следующим налоговым ставкам...
55130. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции 20.93 KB
  ентральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Он создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов. Ныне является главным банком страны
55132. Складання презентації для пояснення нового матеріалу 86 KB
  Зміст містить елементи науковості Ілюстрації графічні музичні відео в певних випадках не відповідають тексту Є орфографічні пунктуаційні стилистичні помилки Набори числових даних частіше за все проілюстровані графіками та діаграмами...