11537

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Тема 2. Программирование разветвляющихся алгоритмов Цель лабораторной работы: научиться пользоваться простейшими компонентами организации переключений TСheckBox TRadioGroup. Написать и отладить программу разветвляющегося алгоритма. 2.1. Операторы if и case языка Паскаль Для...

Русский

2013-04-08

111 KB

48 чел.

Тема 2. Программирование разветвляющихся алгоритмов

 Цель лабораторной работы: научиться пользоваться простейшими компонентами организации переключений (TСheckBox, TRadioGroup). Написать и отладить программу разветвляющегося алгоритма.

2.1. Операторы if и case языка Паскаль

Для программирования разветвляющихся алгоритмов в языке Pascal используются специальные переменные типа boolean, которые могут принимать только два значения - true и false (да, нет), а также операторы if и case. Оператор if проверяет результат логического выражения, или значение переменной типа boolean, и организует разветвление вычислений.

Например, если bl: boolean, x,y,u:integer, то фрагмент программы с оператором if может быть таким:

       bl:=x>y;

if  bl    then u:=x-y;

            else u:=x-y;

Оператор выбора case организует разветвления в зависимости от значения некоторой переменной перечисляемого типа.

Например, если in: integer, то после выполнения

   case in of

   0: u:=x+y;

   1: u:=x-y;

   2: u:=x•y;

   else u=0;

   end;

в соответствии со значением in вычисляется u. Если in=0, то u=x+y, если in=1, то u=x-y, если in=2, то u=x*y, а u=0 при любых значениях in отличных от 0, 1 или 2.

2.2. Кнопки-переключатели в Delphi

При создании программ в DELPHI для организации разветвлений часто используются компоненты в виде кнопок-переключателей. Состояние такой кнопки (включено - выключено) визуально отражается на форме. На форме (рис.2.1) представлены кнопки-переключатели двух типов (TCheckBox, TRadioGroup ).

Компонент TCheckBox организует кнопку независимого переключателя, с помощью которой пользователь может указать свое решение типа да/нет. В программе состояние кнопки связано со значением булевской переменной, которая проверяется с помощью оператора if.

Компонент TRadiogroup организует группу кнопок - зависимых переключателей. При нажатии одной из кнопок группы все остальные кнопки отключаются. В программу передается номер включенной кнопки (0,1,2,..), который анализируется с помощью оператора case.

2.3. Пример написания программы

 Задание: ввести три числа - x,y,z. Вычислить по усмотрению u=sin(x) или u=cos(x), или u=tg(x). Найти по желанию максимальное из трех чисел: max(u,y,z), или max (|u|,|y|,|z|).

Cоздать форму, представленную на рис. 2.1, и написать соответствующую программу.

2.3.1. Coздание формы

Создайте форму, такую же как в первом задании, скорректировав текст надписей и положение окон TEdit.

2.3.2.Работа с компонентом TСheckBox

Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму  и поместите ее в нужное место формы. С помощью инспектора объектов измените заголовок (Caption) на “maxabs”. В тексте программы появилась переменная CheckBox1 типа TСheckBox. Теперь в зависимости от того, нажата или нет кнопка, булевская переменная CheckBox1.Checked будет принимать значения true или false.

2.3.3. Работа с компонентом TRadioGroup

Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму  и поместите ее в нужное место формы. На форме появится окаймленный линией чистый прямоугольник с заголовком RadioGroup1. Замените заголовок ( Caption ) на U(x). Для того чтобы разместить на компоненте кнопки, необходимо свойство Columns установить равным единице (кнопки размещаются в одном столбце). Дважды щелкните по правой части свойства Items мышью, появится строчный редактор списка заголовков кнопок. Наберите три строки с именами: в первой строке - cos(x), во второй - sin(x), в третьей - tg(x), нажмите ОК.

После этого на форме внутри окаймления появится три кнопки-переключателя с введенными надписями.

Обратите внимание на то, что в тексте программы появилась переменная RadioGroup1 типа TRadioGroup. Теперь при нажатии одной из кнопок группы в переменной целого типа RadioGroup1.ItemIndex будет находиться номер нажатой клавиши (отсчитывается от нуля), что используется в тексте приведенной программы.

2.3.4. Создание обработчиков событий FormСreate и Botton1Сlick

Процедуры - обработчики событий FormСreate и Botton1Сlick создаются аналогично тому, как и в первой теме. Текст процедур приведен ниже.

Запустите программу и убедитесь в том, что все ветви алгоритма выполняются правильно. Форма приведена на рис.2.1.

Текст программы приведен ниже.

unit Unit1;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms,

 Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;

type

 TForm1 = class(TForm)

   CheckBox1: TCheckBox;

   RadioGroup1: TRadioGroup;

   Memo1: TMemo;

   Button1: TButton;

   Edit1: TEdit;

   Label1: TLabel;

   Label2: TLabel;

   Edit2: TEdit;

   Label3: TLabel;

   Edit3: TEdit;

   procedure FormCreate(Sender: TObject);

   procedure Button1Click(Sender: TObject);

 private

   { Private declarations }

 public

   { Public declarations }

 end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

 Edit1.text:='0,1';

 Edit2.text:='0,356';

 Edit3.text:='0';

 Memo1.Clear;

 Memo1.Lines.Add('Рез-ты ст. гр.920201 Петрова И.И.');

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var x,y,z,u,ma:extended;

begin

    // Ввод исходных данных и их вывод в окно Memo1

    x:=StrToFloat(Edit1.Text);

       Memo1.Lines.Add(' x='+Edit1.Text);

    y:=StrToFloat(Edit2.Text);

       Memo1.Lines.Add(' y='+Edit2.Text);

    z:=StrToFloat(Edit3.Text);

       Memo1.Lines.Add(' z='+Edit3.Text);

            // Проверка номера нажатой кнопки и выбор соответствующей ей функции

    case RadioGroup1.ItemIndex of

       0: u:=cos(x);

       1: u:=sin(x);

       2: u:=sin(x)/cos(x);

        end;

                   // Проверка состояния кнопки CheckBox1

         if  CheckBox1.Checked then

                  begin u:=abs(u);

                        y:=abs(y);

                        z:=abs(z) end;

                  // Нахождение максимального из трех чисел

   if u>y then ma:=u else ma:=y;

   if z>ma then ma:=z;

     if  CheckBox1.Checked then

      Memo1.Lines.Add(' maxabs='+FloatToStrF(ma,ffFixed,8,2))

                           else

      Memo1.Lines.Add(' max='+FloatToStrF(ma,ffGeneral,8,2));

end;

end.

2.4. Выполнение индивидуального задания

По указанию преподавателя выберите индивидуальное задание из нижеприведенного списка. В качестве f(x) использовать по выбору: sh(x), x2, ex. Отредактируйте вид формы и текст программы, в соответствии с полученным заданием.

0: u:=sqr(sqr(x)+y)-power((sqr(x)*y),1/2);

       1: u:=sqr(sqr(x)+y)+power(abs(sqr(x)*y),1/2);

       2: u:=sqr(sqr(x)+y)+1;

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Известно, что из четырех чисел ,, и  одно отлично от трех других, равных между собой. Присвоить номер этого числа переменной n.

17. По номеру n (n>0) некоторого года определить c – номер его столетия (учесть, что, к примеру, началом XX столетия был 1901, а не 1900 год!).

18. Значения переменных a, b и с поменять местами так, чтобы оказалось a<=b<=c.

19. Дано целое k от 1 до 180. Определить, какая цифра находится в k-й позиции последовательности 10111213…9899 , в которой выписаны подряд все двузначные числа.

20. Дано натуральное k. Определить k–ю цифру в последовательности 110100100010000100000…, в которой выписаны подряд степени 10.

21. В старояпонском календаре был принят 60-летний цикл, состоявший из пяти 12-летних подциклов. Подциклы обозначались названиями цвета: green (зеленый), red (красный), yellow (желтый), white (белый) и black (черный). Внутри каждого подцикла годы носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. (1984 год – год зеленой крысы –был началом очередного цикла). Разработать программу, которая вводит номер некоторого года нашей эры и выводит его название по старояпонскому календарю.

22. Если сумма трех попарно различных действительных чисел x, y, z меньше единицы, то наименьшее из этих трех чисел заменить полусуммой двух других; в противном случае заменить меньшее из x и y  полусуммой двух оставшихся значений.

23. Для целого числа k от 1 до 99 вывести фразу “мне k лет”, учитывая при этом, что при некоторых значениях k слово “лет” надо заменить на слово “год” или “года”.

24. Для натурального числа k вывести фразу “мы выпили k бутылок пива”, согласовав окончание слова “бутылка” с числом k.

25. Type курс=(C,В,Ю,З);  {север, восток, юг, запад}

  Приказ=(вперед, вправо, назад, влево);

  Var K1,K2:курс; ПР:приказ;

Корабль сначала шел по курсу K1, а затем его курс был изменен согласно приказу ПР. Определить K2 - новый курс корабля.

26. Type месяц=(январь,февраль,март,апрель,май,июнь,июль,август,

                                  сентябрь,октябрь,ноябрь,декабрь);

                    день=1..31;

             var d1,.d2:день;

                    m1,m2:месяц;

       t:boolean;

Переменной t присвоить значение 1 если дата d1, m1 предшествует (в рамках года) дате d2, m2, и значение 0 в других случаях.

27. Type нота=(до,ре,ми,фа,соль,ля,си);

       интервал=(секунда,терция,кварта,квинта,секста,септима);

      var n1,n2:нота;

                  i:интервал;

Определить i-й интервал, образованный нотами n1 и n2(n1n2): секунда - это интервал из двух соседних (по кругу) нот (например, ре и ми, си и до), терция -интервал через ноту (например, фа и ля, си и ре) и т.д.

28. Type единица=(дециметр,километр,метр,миллиметр,сантиметр);

длина=real;

 Var      x : длина;

  P : единица;

Значение переменной x, означающее некоторую длину в единицах p,заменить на величину этой же длины в метрах.

29. Type сезон=(зима,весна,лето,осень);

Var m:месяц;     {определение «месяц» см. в 26}

      S:сезон;

Определить s-сезон, на который приходится месяц m.

30. Var k:1..9; Вывести значение переменной k римскими цифрами.


Рис. 2.1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55653. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА 55 KB
  Географические координаты точек Атмосфера география способствовать развитию речи; развивать пространственное мышление; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; способствовать...
55654. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 57 KB
  Сколько нужно посадить молодых тополей чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев Если каждый год вы будите мусорить сколько лет понадобится для того чтобы весь бумажный мусор разложился...
55655. КОНЦЕПЦІЯ ПРАВОВОЇ ОСВІТИ І ПРАВОВОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ 79 KB
  Нарізним стрижнем цієї культури є правосвідомість особистості яка включає отримання системних наукових знань про право правопорядок і його охорону та виховання емоційно-оціночного ставлення до права і правопорядку.
55656. Соціалізація творчої особистості у виховному процесі 60.5 KB
  Одним із стратегічних завдань реформування освіти в Україні згідно з державною національною програмою Освіта є формування освіченої творчої особистості становлення її фізичного і морального здоров’я.
55657. Подорож до Смішариків 31 KB
  Мета: Закріпити вміння дітей рахувати в межах 5 цифри в межах 5 і позначати кількість відповідною цифрою. Продовжувати вчити дітей ділити предмети на 24 рівні частини порівнювати ціле і частини.
55658. План-сценарій проведення гри «Щасливий випадок» 29 KB
  Мета: вивчення рівня психолого-педагогічних знань вихователів з даної проблеми. Нікітіна Що він вважав за головне в роботі з дітьми Які книги Вам відомі Які ігри за його методикою Ви знаєте II Гейм Заморочки...
55659. Патріотичне виховання дошкільників 37.5 KB
  Мета: Розвивати патріотичні почуття, зв’язне мовлення, увагу, мислення, образну пам'ять, музичний слух. Виховувати любов до рідної землі, природи, народних ігор та бережне ставлення до навколишнього середовища.
55660. Методичні прийоми впровадження елементів технології в курс «Трудового навчання» (5 клас) 38.5 KB
  Вчитель демонстрував готовий виріб пояснював його конструкцію виконував на шкільній дошці технічний малюнок ставив розміри. Вчитель демонструє готовий виріб та його технічний малюнок з’ясовує разом з учнями з яких деталей складається виріб та розміри деталей.
55661. Впровадження інноваційних технологій в навчальний процес 87 KB
  У перекладі з грецької мови інновація означає оновлення новизна зміна. Батишев вважає що інновація є комплексним процесом створення розповсюдження та використання нового практичного засобу в галузі техніки технології педагогіки наукових досліджень Інновація в освіті необхідна...