11538

Программирование циклических алгоритмов. Операторы организации циклов repeat, whyle, for языка Pascal

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Программирование циклических алгоритмов Цель лабораторной работы: изучить простейшие средства отладки программ в среде DELPHI. Составить и отладить программу циклического алгоритма. Операторы организации циклов repeat whyle for языка Pascal Под циклом понимается...

Русский

2015-01-26

68.73 KB

44 чел.

Тема 3. Программирование циклических алгоритмов

Цель лабораторной работы: изучить простейшие средства отладки программ в среде DELPHI. Составить и отладить программу циклического алгоритма.

3.1. Операторы организации циклов repeat, whyle, for языка Pascal

Под циклом понимается многократное выполнение одних и тех же операторов при различных значениях промежуточных данных. Число повторений может быть задано в явной или неявной форме.

Для организации повторений в языке Pascal предусмотрены три различных оператора цикла.

Оператор

  repeat

   <операторы>

  until<условие>;

организует повторение операторов, помещенных между ключевыми словами repeat и until, до тех пор, пока не выполнится <условие>=true, после чего управление передается следующему за циклом оператору.

Оператор

  While<условие>do begin

   <операторы>

      end;

организует повторение операторов, помещенных между begin и end, до тех пор, пока не выполнится <условие>=fulse. Заметим, что если <условие>=fulse при первом входе, то <операторы> не выполнятся ни разу, в отличие от repeat, в котором хотя бы один раз они выполнятся.

Оператор 

 for i:=i1 to i2 do begin

<операторы>

   end;

организует повторение операторов при нарастающем изменении переменной цикла i от начального значения i1 до конечного i2 с шагом “единица”. Заметим, что если i2>i1, то <операторы> не выполнятся ни разу. Модификация оператора for i:=i2 downto i1 do begin <операторы> end  организует повторения при убывающем изменении i на единицу.

3.2. Средства отладки программ в DELPHI

Практически в каждой вновь написанной программе после запуска обнаруживаются ошибки.

Ошибки первого уровня (ошибки компиляции) связаны с неправильной записью операторов (орфографические, синтаксические). При обнаружении ошибки компилятор DELPHI останавливается напротив первого оператора, в котором обнаружена ошибка. В нижней части экрана появляется текстовое окно, содержащее сведения обо всех ошибках найденных в проекте. Каждая строка этого окна содержит имя файла, в котором найдена ошибка, номер строки с ошибкой и характер ошибки. Для быстрого перехода к интересующей ошибке необходимо дважды щелкнуть на строке с ее описанием. Для получения более полной информации о характере ошибки необходимо обратится к HELP нажатием клавиши F1. Следует обратить внимание на то, что одна ошибка может повлечь за собой другие, которые исчезнут при ее исправлении. Поэтому следует исправлять ошибки последовательно, сверху вниз и, после исправления каждой ошибки компилировать программу снова.

Ошибки второго уровня (ошибки выполнения) связаны с ошибками выбранного алгоритма решения или с неправильной программной реализацией алгоритма. Эти ошибки проявляются в том, что результат расчета оказывается неверным либо происходит переполнение, деление на ноль и др. Поэтому перед использованием отлаженной программы ее надо протестировать, т.е. сделать просчеты при таких комбинациях исходных данных, для которых заранее известен результат. Если тестовые расчеты указывают на ошибку, то для ее поиска следует использовать встроенные средства отладки среды DELPHI.

 В простейшем случае для локализации места ошибки рекомендуется поступать следующим образом. В окне редактирования текста установить курсор в строке перед подозрительным участком и нажать клавишу F4 (выполнение до курсора). Выполнение программы будет остановлено на строке, содержащей курсор. Теперь можно увидеть, чему равно значение интересующих переменных. Для этого можно поместить на нужную переменную курсор (на экране будет высвечено ее значение) либо нажать Ctrl-F7 и в появившимся диалоговом окне указать интересующую переменную (с помощью данного окна можно также изменить значение переменной во время выполнения программы). Нажимая клавишу F7 (пошаговое выполнение), можно построчно выполнять программу, контролируя изменение тех или иных переменных и правильность вычислений. Если курсор находится внутри цикла, то после нажатия F4 расчет останавливается после одного выполнения тела цикла. Для продолжения расчетов следует нажать <Run> меню Run.

3.3. Порядок выполнения задания

 Задание: написать и отладить программу, которая выводит таблицу значений функции S(x) для х изменяющихся в интервале от X1 до X2 c шагом h.

     

Панель диалога представлена на рис.3.1.

Текст программы приведен ниже.

Рис. 3.1

unit tema3;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

 StdCtrls, ExtCtrls;

type

 TForm1 = class(TForm)

   Memo1: TMemo;

   Button1: TButton;

   Label1: TLabel;

   Label2: TLabel;

   Label3: TLabel;

   Label4: TLabel;

   Edit1: TEdit;

   Edit2: TEdit;

   Edit3: TEdit;

   Edit4: TEdit;

   procedure FormCreate(Sender: TObject);

   procedure Button1Click(Sender: TObject);

 private

   { Private declarations }

 public

   { Public declarations }

 end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

 Edit1.text:='0';

 Edit2.text:='2';

 Edit3.text:='5';

 Edit4.text:='0,25';

 Memo1.Clear;

 Memo1.Lines.Add('Результаты ст. гр.920201 Петрова И.И.');

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var x1,x2,x,h,a,s:extended;

    N,k,c:integer;

begin

    

    x1:=StrToFloat(Edit4.Text);

       Memo1.Lines.Add(' x1='+Edit1.Text);

    x2:=StrToFloat(Edit2.Text);

       Memo1.Lines.Add(' x2='+Edit2.Text);

    N:=StrToInt(Edit3.Text);

       Memo1.Lines.Add(' N='+Edit1.Text);

    h:=StrToFloat(Edit4.Text);

       Memo1.Lines.Add(' h='+Edit4.Text);

       c:=-1;    x:=x1;

 repeat

        a:=1;    S:=1;

     for k:=1 to N do

          begin

             a:=c*a*x/k;

             s:=s+a;

          end;

    Memo1.Lines.Add('при x='+FloatToStrF(x,ffFixed,6,2)+'   сумма ='

                                  +FloatToStrF(s,ffFixed,6,2));

        x:=x+h;

 until x>x2;

end;

end.

 После отладки программы составьте тест (N=2, X1=0, X2=1, h=3), установите курсор на первый оператор (N:= ), нажмите клавишу F4. После этого нажимая клавишу F7, выполните пошаговую программу и проследите, как меняются все переменные в процессе выполнения.

3.4. Выполнение индивидуального задания

По указанию преподавателя выберите нужный вариант задачи из нижеприведенного списка. Откорректируйте панель диалога и текст программы.

Индивидуальные задания

В заданиях с №1 по 15 (табл. 3.1.) необходимо вывести на экран таблицу значений функции Y(x) и ее разложения в ряд S(x) для x изменяющихся от xn до xk с шагом h=(xn-xk)/10. Близость значений S(x) и Y(x) во всем диапазоне значений x указывает на правильность вычисления S(x) и Y(x).

           Таблица 3.1

S(x)

n

Y(x)

1

2

3

4

5

6

1

0.1

1

16

2

0.1

1

10

3

0.1

1

12

4

0.1

1

8

5

0.1

1

14

6

0.1

1

8

7

0.1

1

12

8

0.1

1

10

9

0.1

1

14

Окончание табл. 3.1

1

2

3

4

5

6

10

0.1

0.5

15

11

0.1

1

10

12

0.1

1

8

13

-2

-0.1

16

14

0.2

0.8

12

15

0.1

0.8

18

16. Подсчитать k - количество цифр в десятичной записи целого неотрицательного числа n.

17. Переменной t присвоить значение 1 или 0 в зависимости от того, является ли натуральное число k степенью 3.

18. Дано n вещественных чисел. Вычислить разность между максимальным и минимальным из них.

19. Дана непустая последовательность различных натуральных чисел, за которой следует 0. Определить порядковый номер наименьшего из них.

20. Даны целое n>0 и последовательность из n вещественных чисел, среди которых есть хотя бы одно отрицательное число. Найти величину наибольшего среди отрицательных чисел этой последовательности.

21. Дано n вещественных чисел. Определить, образуют ли они возрастающую последовательность.

22. Дана последовательность из n  целых чисел. Определить, со скольких отрицательных чисел она начинается.

23. Определить k – количество трехзначных натуральных чисел, сумма цифр которых равна n(1<=n<=27). Операции деления (/, div и mod) не использовать.

24. Вывести на экран в возрастающем порядке все трехзначные числа, в десятичной записи которых нет одинаковых цифр (операции деления не использовать).

25. Переменной t присвоить значение 1 или 0 в зависимости от того, можно или нет натуральное число n представить в виде трех полных квадратов.

26. Дано натуральное число n. Выяснить, входит ли цифра 3 в запись числа n2.

27. Дано натуральное число n. Найти сумму его цифр.

28. Дано целое n>0, за которым следует n вещественных чисел. Определить, сколько среди них отрицательных.

29. Дано натуральное число n. Переставить местами первую и последнюю цифры числа n.

30. Дано натуральное число n. Заменить порядок следования цифр числа n на обратный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58466. The Environmental Protection 106 KB
  This is the season when fruit is sweet. This is the season when school friend meet. This is the season when mornings are dark. And birds do not sing in wood and the park. The summer is over, the trees are all bare, This is the mist in the garden and frost in the air.
58467. At the Post-Office 121.5 KB
  Today at the lesson you will learn from the text about the main functions of the post-office. This knowledge you can use in your everyday life. And also you will write a test work in listening comprehension.
58468. Тварини. Прикметники 3.05 MB
  It teaches subject/verb agreement for the most important verb in English, making plurals by adding -s, dropping the article a in the plural, and that adjectives are not inflected.
58469. Шкільне приладдя 2.29 MB
  There are two cats on the picture. There are two flowers on the picture. There are two dogs on the picture. There are two girls on the picture. There are two boys on the picture. There are two books on the picture.
58470. Sport. Повторить грамматический материал Do/Does 69.5 KB
  Sport is fun for girls and boys, It’s much better than toys. You can sledge and ski and skate And throw snowballs with Kate. You can swim and play football, Hockey, tennis, and basketball. You can jump and you can run, You can have a lot of fun.
58472. Listening 85.5 KB
  But before we start our theme let’s find and match antonyms here (в презентации появляются слова, которые облегчат обучающимся понять смысл текста, они должны их просто назвать и соединить вместе: sell, buy, fresh, stale, young, old, always, expensive, cheap, never, finish, begin.
58473. SCHOOLS IN BRITAIN 330.9 KB
  Listen to the dialogue about a typical day at American school and answer the questions. Alice. Ostap, would you like to school with me tomorrow? Ostap. Sure. I have never been in an American school, what is the typical day like at school? Alice. Well, first we go to our homeroom class.
58474. Tolerance 58 KB
  Please open you work book at page fifty six exercise 1. Here you should fill in the gaps using these words: against, according to, of, without. I think 3 minutes on this work. Когда сделали, говорю: please read it one by one and then we will check the answers...