11542

Концептуальная модель ПО (UML)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная № 2. Концептуальная модель ПО UML Построение модели предметной области начинается с выявления абстракций существующих в реальном мире то есть тех основных концептуальных объектов которые встречаются в системе. Концептуальная модель – это представлени...

Русский

2013-04-08

29.21 KB

63 чел.

Лабораторная № 2. Концептуальная модель ПО (UML)

Построение модели предметной области начинается с выявления абстракций, существующих в реальном мире, то есть тех основных концептуальных объектов, которые встречаются в системе.

Концептуальная модель – это представление понятий в терминах предметной области. Она иллюстрирует структуру проектируемой системы на достаточно высоком уровне, никак не связанном с физической реализацией системы. Лучше излишне детализировать концептуальную модель, чем недоопределить ее, поэтому в концептуальную модель включаются все понятия предметной области, даже если они не будут использоваться при разработке базы данных.

На языке UML (Unified Modeling Language, унифицированный язык моделирования) концептуальная модель представлена в виде статической структурной диаграммы классов, на которых не определены никакие операции. Диаграмма классов определяет типы объектов системы и различного рода статические связи между ними.

Сущность

Описание

Нотация

Класс (Class)

Основное понятие предметной области, характеризующееся своими атрибутами и поведением

Наименование

Атрибуты

Операции

Ассоциация

Агрегация

Часть может существовать без целого

Целое

Часть

Композиция

Часть НЕ может существовать без целого

Целое

Часть

Наследование (обобщение)

Дочерние наследуют все свойства родительской сущности (атрибуты и связи)

Родит.

Дочерн.

Дочерн.

Мощность отношений (множественность)

Мощность отношения означает число связей между каждым экземпляром класса (объектом) в начале линии с экземпляром класса в её конце. Различают следующие типичные случаи:

нотация

Описание

пример

0..1

Ноль или один экземпляр

Поставка упаковывается одним способом или не упаковывается

1

Обязательно один экземпляр

Каждая деталь изготовлена из одного сплава

0..N

Ноль или более экземпляров

Из каждого сплава изготовлены ноль, одна или более деталей

1..N

Один или более экземпляров

В каждом чеке одна или более строк

Правила:

Начните с выделения основных сущностей, лучше излишне детализировать концептуальную модель.

На языке UML концептуальная модель представлена в виде статической диаграммы классов, т.е. на ней не определены никакие операции.

Для проверки множественности читайте связь со слова Каждый...

Пример:

Информационная система оптового заводского склада

На склад поставляются детали, выполненные из определенных материалов, от заданного круга поставщиков (постоянных или случайных) из различных городов.

В качестве поставщиков могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, причем эти группы описываются своим набором характеризующих атрибутов; юридические лица – номер и дата госрегистрации, наименование, юридический адрес, форма собственности; предприниматели – ИНН, ФИО, страховой полис, номер паспорта, дата прописки.

При оформлении поставки учитываются дата, количество и стоимость, вид упаковки и способ доставки (автотранспорт, ж/д транспорт, самовывоз), причем одна поставка может включать несколько видов деталей.

Поставщики переходят в разряд постоянных, если в течение года они совершили поставок на сумму свыше 1000000 рублей.

Осуществляется отпуск деталей в цеха завода с учетом даты, количества и номера цеха. Поддерживается актуальное количество товаров на складе.

Концептуальная модель предметной области:

Индивидуальный предприниматель

ФИО

ИНН

№ паспорта

№ страхового полиса

Материал

Название

Город

Название

Вид транспорта

Способ доставки

1

Форма собственности

Юридическое лицо

Наименование

Юридический адрес

Номер госрегистрации

Дата госрегистрации

Вид деятельности

1

Вид упаковки

Склад

Название

Количество

Резерв

Строка отпуска

Количество

Стоимость

Строка поставки

Количество

Стоимость

1

1

Деталь

Название

Вес

Описание

1

0..n

1

0..n

1

Поставка

Дата

Поставщик

Приоритет

Кредитный рейтинг

1

0..n

1

Отпуск

Дата

Статус

1..n

Цех

Название

1

0..n

1..n

1

1..n

1

1

1..n

1..n

0..n

0..n

0..n

1

0..n

0..n

Задание: построить концептуальную модель в соответствии с описанием предметной области из вашего варианта задания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54193. ГРУПИ ТА ТИПИ ПРОСТИХ ЗАДАЧ 217 KB
  ГРУПИ ТА ТИПИ ПРОСТИХ ЗАДАЧ МЕТА: узагальнити знання студентів з теми Прості задачі вчити аналізувати добирати складати прості задачі; розвивати вміння користуватися додатковими матеріалами приміняти отриманні знання на уроках практики; розвивати логічне мислення пам’ять увагу фантазію міжпредметні зв’язки; виховувати самостійність швидкість реакції увагу. Тернопіль 2002р ЗАВДАННЯ НА САМОСТІЙНУ РОБОТУ Повторити конспект дібрати та проаналізувати 3 задачі з підручника Математика 3 клас на множення...
54194. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ З ВИКОРИСТАННЯМ ІКТ 239 KB
  Активізація пізнавальної діяльності учня без розвитку його пізнавального інтересу не тільки важка, але й практично неможлива. От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати, розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання, і як стійку рису особистості, і як могутній засіб виховання.
54195. Позакласний захід в 2 класі «Математичний ранок» 196.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історією чисел, їх написанням; вчити розв’язувати завдання з логічним навантаженням, застосовуючи знання з математики, природознавства; розвивати кмітливість, спостережливість, логічне мислення учнів; виховувати інтерес до математики.
54196. НТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ «ФАН КЛУБ МАТЕМАТИКИ» 105.5 KB
  Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию. Развитие навыков работы в группе. Воспитание стойкости, находчивости, любознательности.
54197. Клуб веселых математиков 309.5 KB
  Сегодня мы открываем клуб веселых математиков. В соревнованиях участвуют два класса - две команды. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут весело и дружно.
54198. Сценарій позакласного заходу: «Математика – зліва, математика - справа» 134 KB
  Бажаю вам дорогі друзі шановні академіки успіхів у вивченні цариці наук Математики 1 учень вбігає Хлопці я чув що в школі буде тиждень математики Уявляєте весь тиждень сама лиш тільки математика 2 учень з місця Та не може такого бути 3 учень вбігає У мене для вас ось така новина Всіх вчителів направили на курси залишилися лише математики. 1 учень Ну. Учень Як зібрався математику вивчати То до класу на уроки вирушай. Виконується цікавий номер Учень Сорокап'ятирічний чоловік покохав п'ятнадцятирічну дівчину.
54200. Конкурс знавців математики «Мадонна Математика» 714 KB
  Сьогодні будемо ми друзі Царицю всіх наук вітати. Не всі ви в майбутньому станете математиками але математика потрібна і в науці і в техніці і в повсякденному житті. Ще в давні часи математику називали царицею наук ключем до всіх наук. Одне слово одне слово Математику Чом по курсу спішать на морях кораблі Хуртовини й тумани долають в імлі Капітани не ледачі Не лякають їх задачі Одне слово одне слово Математики Хочеш лікарем стати хочеш в космос літати Перш за все треба друже математику знати Всі повинні шанувати Ікси...
54201. Математична конференція «Золотий переріз – душа гармонії» 502 KB
  І називається вона Золотий переріз душа гармонії. Теорему Піфагора знає кожен школяр а про золотий переріз – далеко не всі. Про золотий переріз знали ще в Давньому Єгипті й Вавилоні в Індії та Китаї.