11588

Исследование транзисторного генератора с внешним возбуждением

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Исследование транзисторного генератора с внешним возбуждением Цель работы: Ознакомление с принципом работы и расчетом электронного режима транзисторного генератора с внешним возбуждением; изучение формы импульсов коллекторного тока при различных значениях нап...

Русский

2013-04-10

396.42 KB

106 чел.

«Исследование транзисторного генератора с внешним возбуждением»

Цель работы: Ознакомление с принципом работы и расчетом электронного режима транзисторного генератора с внешним возбуждением; изучение формы импульсов коллекторного тока при различных значениях напряжения возбуждения; исследование влияния напряжения возбуждения и напряжения питания на режим генератора.

Описание лабораторной установки

Рисунок 1. Структурная схема установки

 Структурная схема лабораторной установки приведена на рис.1. В ее состав входят: исследуемый макет генератора, задающий генератор, блок питания и блок контроля с измерительными приборами, позволяющими контролировать в генераторе напряжение коллекторного питания , постоянную составляющую коллекторного тока  и измерять эффективное значение напряжения возбуждения . Все три, перечисленные выше, блока объединены в одном корпусе (на схеме выделенном пунктиром). Установка также содержит осциллограф для наблюдения формы импульсов коллекторного тока транзистора и милливольтметр для измерения эффективного значения первой гармоники напряжения  на коллекторе транзистора.

Рисунок 2. Принципиальная схема транзисторного генератора

Принципиальная схема исследуемого транзисторного генератора с внешним возбуждением (усилителя ВЧ мощности) приведена на рис.2. Генератор собран на биполярном транзисторе по схеме с общим эмиттером и имеет входную Т-образную согласующе-трансформирующую цепь (СТЦ) из индуктивности L1 и емкостей C1, C2, предназначенную для согласования входного сопротивления транзистора по первой гармонике и сопротивления на входе генератора (выходного сопротивления задающего генератора).

Исследуемый генератор работает на два типа нагрузки. В положении 1 переключателя «А» к выходу генератора подключается резистор R2 без фильтрующих цепей. Напряжение на нем практически повторяет форму коллекторного тока. В положении 2 к выходу генератора подключается П-образная коллекторная цепь высокой частоты из элементов C6, L4, C7, C8, нагруженная на сопротивление R3.

Питание транзистора построено по параллельной схеме и содержит блокировочные элементы: дроссель L3 и конденсатор С4, защищающие источник питания  от переменного тока. Разделительные конденсаторы по постоянному току в выходной цепи: С5 при резистивной нагрузке и С7 при подключении фильтрующей коллекторной цепи. Напряжение смещения на базе транзистора также построено по параллельной схеме и является запирающим, так как создается цепочкой автосмещения из R1, C3 за счет протекания постоянной составляющей базового тока через резистор R1. Конденсатор С3 шунтирует резистор R1 по переменному току, так как  (ω=2πf, f – частота колебаний генератора). На входе генератора функцию разделительного по постоянному току выполняет конденсатор С1. Напряжение на входе транзистора  контролируется вольтметром, подключаемым к точке «» и корпусу генератора. Напряжение  контролируется милливольтметром, подключаемым к точке «» и корпусу генератора. Форма импульсов тока контролируется осциллографом.

Подготовка к работе:

Рассчитаем параметры граничного режима работы транзисторного генератора.

Исходные величины:

  1.    –  выходная мощность транзистора;
  2.    –  рабочая частота;
  3.    –  угол отсечки;
  4.    –  параметры транзистора;
  5.    –  параметр входной цепи транзистора.

Табличные значения:

  1.   – угол окончания импульса коллекторного тока;
  2.   – модуль коэффициента разложения импульса коллекторного тока для постоянной составляющей;
  3.   – модуль коэффициента разложения импульса коллекторного тока для первой гармоники;
  4.   – угол запаздывания первой гармоники коллекторного тока относительно напряжения возбуждения транзистора;
  5.   – угол отсечки эквивалентного косинусоидального импульса коллекторного тока;
  6.   .

Далее рассчитаем:

  1.  ;
  2.  ;
  3.  ;
  4.  ;
  5.  ;
  1.  ;
  2.  ;
  3.  ;
  4.  ;
  5.  .

Выполнение лабораторной работы

  1.   Ознакомимся с лабораторной установкой, с расположением измерительных приборов, деталей и регулировок установки.

Включаем лабораторную установку. Включаем осциллограф.

  1.   Исследуем форму импульсов коллекторного тока:

а) Поставим переключатель «А» на макете в положение 1.

б) Установим напряжение питания коллектора  и напряжение возбуждения .

в) Зарисуем с экрана осциллографа форму импульсов напряжения на сопротивлении R2, повторяющих форму импульсов коллекторного тока:

Рисунок 3.

г) По формуле определим эквивалентный угол отсечки  импульсов коллекторного тока:

 для радиан и  для градусов.

где  – круговая цикличная частота;

      T – полупериод сигнала.

.

д) Изменяя напряжение возбуждения  в пределах от 0,9 В до 1,5 В снимем зависимость угла отсечки  от напряжения возбуждения  –  ). Полученные данные занесем в табл. 1.

Таблица 1

1

0,9

57,6

2

1

64,8

3

1,1

72

4

1,2

86,4

5

1,3

93,6

6

1,4

100,8

7

1,5

100,8

е) По полученным данным построим график зависимости угла отсечки  от напряжения возбуждения  –  ).

График 1. Зависимость угла отсечки от напряжения возбуждения

ж) Выключим осциллограф.

  1.   Исследуем зависимость режима работы генератора от напряжения возбуждения:

а) Поставим переключатель «А» на макете в положение 2.

б) Изменяя напряжение возбуждения  в пределах от 0,8 В до 1,5 В  снимем зависимость постоянной составляющей коллекторного тока  и высокочастотного напряжения на коллекторе  от напряжения возбуждения .

в) По полученным результатам рассчитаем значения:

  1.  Потребляемой мощности ;
  2.  Выходной мощности первой гармоники , приняв сопротивление ;
  3.  Электронное КПД

г) Полученные данные измерения и расчетов занесем в таблицу 2.

Таблица 2

1

0,8

0,04

0

0

0

0

2

0,9

0,39

10

0,07

0,003

0,04

3

1

1,5

50

0,35

0,042

0,119

4

1,1

3,6

100

0,7

0,24

0,343

5

1,2

4,6

180

1,26

0,392

0,311

6

1,3

4,9

210

1,47

0,445

0,302

7

1,4

4,9

250

1,75

0,445

0,254

8

1,5

5

300

2,1

0,463

0,22

д) По полученным данным построим графики зависимостей:

  1.  Напряжение на коллекторе от напряжения возбуждения  -

График 2. Зависимость напряжения на коллекторе от напряжения возбуждения.

  1.  Постоянная составляющая коллекторного тока  от напряжения возбуждения  -

График 3. Зависимость постоянной составляющей коллекторного тока от напряжения возбуждения

  1.  Потребляемая мощность  и мощность первой гармоники  от напряжения возбуждения  -  и  

График 4. Зависимость входной мощности и мощности первой гармоники от напряжения возбуждения

  1.  Электронное КПД  от напряжения возбуждения   -

График 5. Зависимость КПД от напряжения возбуждения

е) По графикам 2 - 5 определим области недонапряженного и перенапряженного режимов работы генератора.

Недонапряженный режим: от              до                 .

Перенапряженный режим: от              до                 .

  1.  Исследуем зависимость режима работы генератора от напряжения коллекторного питания:

а) Установим напряжение возбуждения . Изменяя напряжение питания  от 3 В до 12 В, снимем зависимость  и .

б) По измеренным значениям рассчитаем значения , , .

в) Данные измерений и расчетов занесем в таблицу 3.

Таблица 3

1

3

2,5

100

0,3

0,12

0,39

2

4

3,2

140

0,56

0,19

0,34

3

5

4,2

175

0,88

0,33

0,37

4

6

4,9

200

1,2

0,44

0,37

5

7

5,6

230

1,61

0,58

0,36

6

8

6,5

250

2

0,78

0,39

7

9

7,2

270

2,43

0,96

0,4

Продолжение таблицы 3

8

10

8,2

290

2,9

1,25

0,43

9

11

9

305

3,36

1,5

0,45

10

12

9,8

320

3,84

1,78

0,46

г) По полученным данным построим графики зависимостей:

  1.  Напряжение на коллекторе от напряжения питания коллектора  -

График 6. Зависимость напряжения на коллекторе от напряжения питания коллектора.

  1.  Постоянная составляющая коллекторного тока  от напряжения питания коллектора  -

График 7. Зависимость постоянной составляющей коллекторного тока от напряжения питания коллектора

  1.  Потребляемая мощность  и мощность первой гармоники  от напряжения питания коллектора  -  и  

График 8. Зависимость входной мощности и мощности первой гармоники от напряжения питания коллектора

  1.  Электронное КПД  от напряжения возбуждения   -

 

График 9. Зависимость КПД от напряжения питания коллектора

д) По графикам 6 - 9 определим области недонапряженного и перенапряженного режимов работы генератора.

Недонапряженный режим: от              до                 .

Перенапряженный режим: от              до                 .

ВЫВОДЫ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32370. Метод беседы (интервью) 13.89 KB
  Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики Программа и содержание могут быть гибкими изменяться психологом в соответствии с целями Недостатки: Субъективность результатов эффект двойной субъективности Сильное влияние психолога на результаты исследования эффект ореола особенности внимания и памяти психолога Позиция психолога: Обязан создать доверительную спокойную доброжелательную атмосферу в ходе исследования без...
32371. Взаимодействие детей со взрослыми на различных возрастных этапах 14.64 KB
  Основа органические нужды ребенка которые заставляют первоначально выделить взрослого в окружающем мире. Взаимодействие с членами расширенной семьи бабушки дедушки дяди тети обогащает внутренний мир ребенка и вписывает новые соц. в психике ребенка формируется новообразование самооценка учится оценивать свою деятельность.
32372. Социальное развитие личности. Социализация. Направления социализации и ее задачи на разных этапах развития личности 14.9 KB
  Стилизованный субкультура Межличностный Психолгический подражание идентификация рефлексия Периодизация развития личности: В младенчестве главную роль в жизни ребенка играет мать она кормит ухаживает дает ласку заботу в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления хорошем сне ребенка нормальной работе кишечника умение ребенка спокойно ждать мать не кричит не зовет ребенок как бы уверен что мать придет и сделает то что нужно. Сильно выраженный дефицит...
32373. Метод анкетирования 13.88 KB
  Недостатка: Не позволяет исследовать глубинные механизмы психики Проводится заочно способом поэтому ограничен контроль правдивости ответов нет гарантии что все вопросы поняты правильно нет возможности уточнить Несерьезное отношение иногда негативное Небольшой процент возврата 515 Правила составления: Вопросы должны быть изложены простым и понятным языком Наследует использовать сложной научной терминологии. отпечатана на чистой белой бумаге Вначале А располагаются вопросы общего характера возраст профессия Наиболее важные...
32374. Аномальное и отклоняющееся развитие. Дизонтогенез. Факторы, типы и психологические параметры дизонтогенеза 14.07 KB
  К аномальным неправильным относятся дети у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Категории: Дети с нарушениями слуха глухие слабослышащие позднооглохшие Дети с нарушениями зрения слепые слабовидящие0 Дети с тяжелыми нарушениями речи логопаты Дети с нарушениями интеллектуального развития умственно отсталые психически недоразвитые Дети с комплексными нарушениями слепоглухонемые слепоумственно отсталые Дети с нарушением опорнодвигательного аппарата Дизонтогенез это нарушение развития...
32375. Психологическая структура личности 13.13 KB
  стрра личности это целостная модель системы качеств и свойств которая полно характеризует психологические особенности личности человека индивида. Элементами психологической структуры личности являются ее психические свойства и особенности обычно называемые чертами личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
32376. Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей 14.57 KB
  Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи: Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей отставаний профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Полученные данные могут использоваться специалистами психологами и социальными педагогами для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями. Этические нормы работы психолога не...
32377. Метод анализа результата деятельности. Анализ почерка. Анализ детского рисунка. Анализ внешнего поведения 11.75 KB
  Учение о почерке – графология. Первые научные представления появились в Древнем мире. Аббат Мишон основал первое графологическое общество. Зуев-Инсаров (в России начало 20в.) один из известных графологов. После революции графология была признана лженаукой.
32378. Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности 14.17 KB
  Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.