11605

МЕТОД РЕШАЮЩИХ МАТРИЦ Г.С.ПОСПЕЛОВА

Лабораторная работа

Экономическая теория и математическое моделирование

Лабораторная работа №1 4 часа МЕТОД РЕШАЮЩИХ МАТРИЦ Г.С.ПОСПЕЛОВА Цель работы: изучение метода организации сложных экспертиз предложенного Г.С.Поспеловым. Задачи работы: Освоить предлагаемый метод. Научиться решать задачи используя электронны

Русский

2013-04-10

121.5 KB

78 чел.

Лабораторная работа №1

4 часа

МЕТОД РЕШАЮЩИХ МАТРИЦ Г.С.ПОСПЕЛОВА

Цель работы: изучение метода организации сложных экспертиз, предложенного Г.С.Поспеловым.

Задачи работы:

  1.  Освоить предлагаемый метод.
  2.  Научиться решать задачи, используя электронные таблицы Excel.

Обеспечивающие средства:

  1.  Персональный компьютер.
  2.  Табличный процессор Excel.
  3.  Текстовый редактор Word.

Указания к работе:

Формулировка задачи:

В качестве метода организации сложных экспертиз можно использовать метод решающих матриц, идея которого была предложена Г.С.Поспеловым как средство стратифицированного представления проблемы с большой неопределенностью с разбивкой на подпроблемы и пошагового получения оценок.

Например, при создании сложных производственных комплексов, реализации крупных проектов и организации решения других аналогичных проблем нужно определить влияние на проектируемый объект фундаментальных научно-исследовательских работ, чтобы запланировать эти работы, предусмотреть их финансирование и распределить средства между ними.

Получить от экспертов объективные и достоверные оценки влияния фундаментальных НИР на проектирование сложного объекта практически невозможно.

Для того, чтобы облегчить экспертам эту задачу, можно вначале спросить их. какие направления (области) исследований могут быть полезны для создания комплекса (или какие подпроблемы нужно решить для реализации всей проблемы) и попросить определить относительные веса этих направлений (подпроблем) а1, . . , ana. Затем - составить план опытно-конструкторских работ для получения необходимых результатов по названным направлениям и оценить их вклад b1, …, bnb. Далее нужно определить перечень прикладных научных исследований и их относительные веса g1, . . , gng. И, наконец, оценки влияния фундаментальных НИР на прикладные d1, .. . , dnd.

Таким образом, область работы экспертов представляется в виде нескольких уровней: направления (подпроблемы) ОКР прикладные НИР фундаментальные НИР (рис. 1).

Рис. 1

Относительные веса    по всем     уровням   должны   быть   нормированы. В методе решающих матриц для удобства опроса экспертов относительные веса определяются не в долях единицы, а в процентах, и нормируются по отношению к 100:  

Непосредственно экспертами оцениваются только веса направлений   (подпроблем), остальные относительные веса вычисляются. Эксперты оценивают  вклад каждой альтернативы (ОКР, НИР) в реализацию элементов более высокого уровня, непосредственно предшествующего уровню данной альтернативы. Так, вклад ОКР в реализацию направления (подпроблемы) оценивается некоторой величиной рij. Естественно, для каждой ОКР относительные веса также нормированы: .

Таким образом, каждая строка решающей матрицы характеризует относительный вклад i-й ОКР н реализацию каждой из j-х подпроблем.

Оценив предварительно а1, ..., ana и используя решающую матрицу || pij ||  можно получить относительные веса ОКР:

     (1)

Аналогично, зная bi и оценив || рki || , можно получить относительные веса прикладных НИР gk, а затем — и фундаментальных НИР dy.

В результате при использовании метода решающих матриц оценка относительной важности сложной альтернативы сводится к последовательности оценок более частных альтернатив, что обеспечивает их большую достоверность при прочих равных условиях.

Иными словами, большая неопределенность, имевшая место в начале решения задачи, как бы разделена на более "мелкие", лучше поддающиеся оценке, в соответствии с одной из основных идей системного анализа.

Метод решающих матриц применялся для реализации крупных дорогостоящих проектов (космос, оборона, фундаментальные научные исследования и т. п.), при создании, реконструкции, конверсии предприятий или научно-исследовательских организаций, инвестируемых государством, т. е. в ситуациях, для которых повышаются требования к тщательности анализа факторов, влияющих на принятие решений.

Используя метод решающих матриц и сформировав многоуровневую структуру факторов, влияющих на создание и функционирование предприятий (организаций), можно провести более тщательный анализ вклада конкретных факторов нижнего уровня этой структуры (многие из которых могут быть количественно оценены с помощью детерминированных или вероятностных характеристик) на процесс проектирования и функционирования предприятия.

Требуется:

  1.  Составить математическую модель задачи.
  2.  Решить полученную задачу на листе Excel. При этом предусмотреть проверку выполнения условий нормировки на каждом шаге для проверки корректности вводимых данных.
  3.  Выполнить ряд расчетов, меняя значения ai и распределения оценок Pij.
  4.  Сделать выводы о влиянии изменения указанных выше величин на результаты расчетов.

Выполнение работы:

  1.  Ввести исходные данные задачи: величины aj и матрицу Pij для связи первых двух уровней.
  2.  Вычислить величины bi по формуле (1). Выполнить их нормировку для выполнения условия  .
  3.  Ввести матрицу Pij для связи второго и третьего уровней. Вычислить величины gk. Выполнить их нормировку.
  4.   Ввести матрицу Pij для связи третьего и четвертого уровней. Вычислить величины dy. Выполнить их нормировку.
  5.  Вывести окончательны результаты в одно место на листе.
  6.  Выполнить ряд расчетов, меняя значения ai и распределения оценок Pij на разных уровнях. Данные и выводы записать в отчет, подготовленный в текстовом редакторе Word. .

Требования к отчету:

Отчет в письменной форме не предусмотрен. Готовится отчет в текстовом редакторе Word.. Выполненная на компьютере лабораторная работа сдается преподавателю.

Контрольные вопросы:

  1.  Где применяется метод решающих матриц.
  2.  Как проявляется сглаживающее влияние последовательного умножения матриц.
  3.  Что можно сказать о влиянии изменений матриц Pij на разных уровнях.

Список рекомендованной литературы

  1.  Волкова В.Н., Денисов А.А. Методы организации сложных экспертиз: Учебное пособие и методические указания к лабораторным работам по курсам «Теория систем и системный анализ» и «Социология». —СПб.: Издательство СПбГТУ, 1998. — 48 с.
  2.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80469. Склад числа 7. Дні тижня 149 KB
  Задачі уроку: ознайомити учнів зі складом числа 7, розглянути всі варіанти складу числа 7; вправляти в написанні цифр; вчити складати, розв’язувати і записувати приклади на додавання в межах 7; закріплювати знання назв днів тижня; вдосконалювати обчислювальні навички...
80470. Складання таблиць додавання й віднімання числа 6. Робота з геометричним матеріалом 382.5 KB
  Продовжити формування навичок швидкого додавання й віднімання; скласти таблицю додавання й віднімання числа 6; закріпити розширити математичні знання учнів; вправляти в побудові відрізків; розвивати логічне мислення увагу кмітливість; виховувати інтерес до математики.
80471. Додавання і віднімання в межах 100. Складання та розв’язування задач за коротким записом. Одиниця вимірювання місткості – 1 літр 186.5 KB
  Мета: Вдосконалювати обчислювальні навички учнів, закріплювати вміння складати і розв?язувати задачі за коротким записом, повторити одиницю вимірювання місткості – 1 літр, показати практичну значимість одиниці місткості, розвивати логічне мислення, пам?ять, математичну мову, виховувати пізнавальний інтерес.
80473. Додавання двоцифрових чисел виду 24+36 38 KB
  Розглянути різні прийомидодавання двоцифрових чисел даного виду, розвивати вміння розв’язувати задачі, вдосконалювати обчислювальні навички. Мультимедійна презентація, картки-підказки для самостійної роботи
80474. Властивості множення 132.5 KB
  Вивести і запровадити сполучну властивість множення, вчити її використовувати для раціоналізації обчислення. Повторити формулу знаходження об’єму прямокутного паралелепіпеда, знаходити об’єм прямокутного паралелепіпеда. Закріплювати знання таблиці множення, розв’язувати задачі і рівняння.
80475. Квадрат. Застосування різних прийомів знаходження суми двоцифрових чисел 128 KB
  Мета: закріпити поняття «геометричні фігури», формувати поняття« квадрат», вчити знаходити різницю між квадратом та прямокутником, вдосконалювати навички знаходження периметра фігури, розв’язування складених задач, закріплювати вміння обчислювати різними прийомами суму двоцифрових чисел...
80476. Упражнения на усвоение таблицы умножения и деления на число 8 (закрепление). Задачи 258.5 KB
  Цель: закреплять у детей знание таблицы умножения и деления на число 8; формировать умение выполнять задания на применение табличного деления и нахождение части числа; отрабатывать умение решать задачи на способ сведения к единице; развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80477. Математические загадки лесных жителей 369 KB
  Цель: повторить прием составления таблицы деления отработать решение задач на два действия. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, последовательность рассуждений при решении примеров, задач. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.