11625

Добавление и редактирование атрибутов классов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа №2 часть2 Добавление и редактирование атрибутов классов Из всех графических элементов среды IBM Rational Rose 2003 класс обладает максимальным набором свойств главными из которых являются его атрибуты и операции. Поскольку именно диаграмма классов исполь...

Русский

2013-04-10

163.5 KB

2 чел.

Лабораторная работа №2, часть2

Добавление и редактирование атрибутов классов

Из всех графических элементов среды IBM Rational Rose 2003 класс обладает максимальным набором свойств, главными из которых являются его атрибуты и операции. Поскольку именно диаграмма классов используется в среде IBM Rational Rose 2003 для генерации программного кода, в данной лабораторной работе будут подробно рассмотрены соответствующие свойства атрибутов и операций.

Добавить атрибут к созданному ранее классу можно одним из следующих способов:

  •  С помощью операции контекстного меню New Attribute (Новый атрибут) для класса, выделенного на диаграмме классов. В этом случае активизируется курсор ввода текста в области графического изображения класса на диаграмме.
  •  С помощью операции контекстного меню: NewAttribute (НовыйАтрибут) для класса, выделенного в браузере проекта. В этом случае активизируется курсор ввода текста в области иерархического представления класса в браузере проекта под именем соответствующего класса.
  •  С помощью операции контекстного меню Insert (Вставить), вызванного при позиционировании курсора в области открытой вкладки атрибутов в диалоговом окне свойств Class Specification соответствующего класса.

После добавления атрибута к классу по умолчанию ему присваивается имя name и некоторый квантор видимости (рис. 4.1).


Рис. 4.1.  Диалоговое окно спецификации свойств класса после добавления нового атрибута

Для рассматриваемой модели банкомата имя добавленного атрибута следует изменить на идентификатор карточки. Напомним, что имена атрибутов и операций классов должны начинаться со строчной буквы. Видимость атрибутов на диаграмме классов изображается в форме специальных пиктограмм или украшений. Используемые пиктограммы видимости изображаются перед именем соответствующего атрибута и имеют следующий смысл (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Пиктограммы видимости атрибутов классов

Графическое изображение

Текстовый аналог

Назначение пиктограммы

Public

Общедоступный или открытый. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «+»

Protected

Защищенный. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «#»

Private

Закрытый. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «-»

Implementation

Реализация. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «∼»

Для редактирования свойств атрибутов предназначено специальное диалоговое окно спецификации атрибута Class Attribute Specification, которое открывается двойным щелчком мыши на строке выбранного атрибута в окне спецификации свойств класса. В окне свойств отдельного атрибута класса можно задать тип данных атрибута и его начальное значение, а также назначить атрибуту стереотип из раскрывающегося списка или изменить его квантор видимости.

Для атрибута идентификатор карточки в качестве типа его допустимых значений из вложенного списка Type следует выбрать тип Integer (целочисленный), а для задания квантора видимости следует выбрать в группе Export Control (Управление экспортом) квантор Public. Поскольку начальное значение для данного атрибута не определено, соответствующее поле ввода следует оставить пустым. В секцию документации данного атрибута класса можно ввести поясняющий текст: «Устройство чтения карточки считывает значение этого атрибута с кредитной карточки клиента» и нажать кнопку Apply или OK, чтобы сохранить результаты редактирования этих свойств атрибута. Соответствующее окно спецификации свойств атрибута идентификатор карточки после редактирования его общих свойств будет иметь следующий вид (рис. 4.2).


Рис. 4.2.  Диалоговое окно спецификации свойств атрибута идентификатор карточки после его редактирования

Для отдельного атрибута можно также определить дополнительные свойства, доступные для редактирования на вкладке Detail (Подробно) диалогового окна спецификации свойств выбранного атрибута (рис. 4.3).


Рис. 4.3.  Диалоговое окно спецификации свойств атрибута идентификатор карточки, открытое на вкладке Detail (Подробно)

На вкладке Detail в группе выбора Containment (Локализация) можно специфицировать условия хранения атрибута у объектов выбранного класса. Для выбора могут быть использованы следующие свойства:

  •  By value (По значению) - свойство по умолчанию, которое означает, что значения атрибута хранятся в пределах адресного пространства, выделенного для объекта данного класса. Например, если имеется атрибут типа String, то значение этой строки содержится в пределах определения класса.
  •  By reference (По ссылке) - означает, что значение атрибута хранится вне адресного пространства, выделенного для объекта данного класса, но у объектов класса имеется указатель на этот атрибут.
  •  Unspecified (Не определен) - означает, что метод локализации данного атрибута не определен. В этом случае при генерации программного кода для данного атрибута по умолчанию выбирается значение By value.

Далее можно определить атрибут как статичный, выставив отметку в строке выбора Static. Статичный атрибут по определению имеет одно и тоже значение для всех объектов рассматриваемого класса. Наконец, на вкладке Detail можно определить атрибут как производный, выставив отметку в строке выбора Derived. Значение производного атрибута по определению может быть вычислено на основании значений других атрибутов этого или другого класса.

Добавление и редактирование операций классов

Функционирование банкомата основано на выполнении отдельными его устройствами тех или иных действий. В модели структуры банкомата все действия представляются с помощью операций классов. Таким образом, следующий этап разработки диаграммы классов связан со спецификацией операций классов.

Добавить операцию к созданному ранее классу можно одним из следующих способов:

  •  С помощью операции контекстного меню New Operation (Новая операция) для класса, выделенного на диаграмме классов. В этом случае активизируется курсор ввода в области графического изображения класса на диаграмме.
  •  С помощью операции контекстного меню: NewOperation (НоваяОперация) для класса, выделенного в браузере проекта. В этом случае активизируется курсор ввода в области иерархического представления класса в браузере под именем соответствующего класса.
  •  С помощью операции контекстного меню Insert (Вставить), вызванного при позиционировании курсора в области открытой вкладки операций в диалоговом окне свойств Class Specification соответствующего класса.

После добавления операции к классу по умолчанию ей присваивается имя opname и некоторый квантор видимости. Видимость операций на диаграмме классов также изображается в форме специальных пиктограмм или украшений. Используемые пиктограммы видимости изображаются перед именем соответствующей операции и имеют следующий смысл (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Пиктограммы видимости операций классов

Графическое изображение

Текстовый аналог

Назначение пиктограммы

Public

Общедоступный или открытый. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «+»

Protected

Защищенный. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «#»

Private

Закрытый. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «-»

Implementation

Реализация. В нотации языка UML такому атрибуту соответствует знак «∼»

В контексте рассматриваемой модели банкомата в качестве имени первой операции для класса Транзакция Банкомата следует задать: создать новую транзакцию. При этом скобки при задании имени операции не записываются, поскольку программа IBM Rational Rose 2003 добавляет их автоматически. Однако, следуя правилам именования операций в языке UML, в тексте лекции имена операций будут указываться со скобками.

Каждая из операций классов имеет собственное диалоговое окно спецификации свойств Operation Specification, которое может быть открыто по двойному щелчку на имени операции на соответствующей вкладке спецификации класса или на имени этой операции в браузере проекта. Для операции создать новую транзакцию() в качестве квантора видимости следует выбрать из вложенного списка квантор public. В секцию документации данной операции класса можно ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как кредитная карточка вставлена в Устройство чтения карточки» и нажать кнопку Apply или OK, чтобы сохранить результаты редактирования свойств этой операции. Соответствующее окно спецификации свойств операции создать новую транзакцию() после редактирования ее свойств будет иметь следующий вид (рис. 4.4).


Рис. 4.4.  Диалоговое окно спецификации свойств операции создать новую транзакцию ()

Для операций классов кроме квантора видимости можно также задать: аргументы и их тип, тип возвращаемого результата, стереотип операции, а также определить протокол и размер, задать исключительные ситуации, специфицировать предусловия и постусловия и целый ряд других свойств. Для отдельной операции эти дополнительные свойства доступны для редактирования на вкладке Detail (Подробно) диалогового окна спецификации свойств выбранной операции (рис. 4.5).


Рис. 4.5.  Диалоговое окно спецификации свойств операции создать новую транзакцию(), открытое на вкладке Detail (Подробно)

На вкладке Detail в многостраничном поле Arguments (Аргументы) можно определить аргументы редактируемой операции. Для этого следует выполнить операцию контекстного меню Insert (Вставить). После этого в этом поле появится аргумент данной операции с именем по умолчанию argname. Для редактирования свойств аргумента предназначено специальное окно свойств аргумента.

На вкладке Detail в поле Protocol (Протокол) можно специфицировать порядок выполнения операций класса, например, указать, что одна операция не может быть вызвана раньше другой. Соответствующий текст в данное поле вводится с клавиатуры и попадает в генерируемый код в форме комментария. В поле Qualification (Квалификация) можно уточнить детали реализации операции, связанные с конкретным языком программирования. Соответствующий текст также вводится в данное поле с клавиатуры и попадает в генерируемый код в форме комментария.

Далее на этой же вкладке в полях Size (Размер) и Time (Время) можно специфицировать предполагаемый объем памяти и время, необходимое для выполнения операции. Соответствующая информация попадает в генерируемый код в форме комментария.

В группе выбора Concurrency (Параллельность) можно специфицировать условия на возможность параллельного выполнения данной операции. Для выбора могут быть использованы следующие свойства:

  •  Sequential (Последовательная) - свойство по умолчанию, которое означает, что данная операция класса может быть выполнена только при наличии одного потока управления, т. е. соответствующая операция класса должна выполняться последовательно. При наличии нескольких потоков управления выполнение данной операции класса не гарантируется.
  •  Guarded (Безопасная) - означает, что при наличии нескольких потоков управления выполнение данной операции класса гарантируется только в том случае, когда обеспечено взаимодействие объектов друг с другом в различных потоках.
  •  Synchronous (Синхронная) - означает, что выполнение данной операции класса гарантируется при наличии нескольких потоков управления. При этом нет необходимости во взаимодействии объектов в различных потоках управления, поскольку данная операция класса будет выполняться в отдельном потоке управления вплоть до своего завершения.

Применительно к рассматриваемой модели для операции создать новую транзакцию() следует выбрать свойство Sequential, а поля всех других свойств оставить пустыми.

Спецификация атрибутов и операций для класса Транзакция Банкомата

Чтобы закончить спецификацию класса Транзакция Банкомата аналогичным способом следует добавить еще 3 атрибута и 2 операции со следующими свойствами:

  •  значение ПИН-кода карточки с квантором видимости public. В качестве типа этого атрибута следует выбрать тип Integer (целочисленный), а в секцию документации атрибута ввести поясняющий текст: «Устройство чтения карточки считывает значение этого атрибута с кредитной карточки клиента».
  •  введенный ПИН-код с квантором видимости public. В качестве типа этого атрибута следует выбрать тип Integer (целочисленный), а в секцию документации атрибута ввести поясняющий текст: «Значение этого атрибута вводится клиентом с клавиатуры банкомата».
  •  введенная сумма наличных с квантором видимости public. В качестве типа этого атрибута следует выбрать тип Currency (Денежный), а в секцию документации атрибута ввести поясняющий текст: «Значение этого атрибута вводится клиентом с клавиатуры банкомата».
  •  проверить правильность ПИН-кода() с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Boolean (логический), а в секцию ее документации ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как клиент ввел значение ПИН-кода с клавиатуры банкомата».
  •  завершить транзакцию() с квантором видимости public. В секцию ее документации ввести поясняющий текст: «Вызывается после завершения всех действий банкомата по обслуживанию клиента».

Соответствующий фрагмент диаграммы классов после добавления и спецификации атрибутов и операций для класса Транзакция Банкомата будет иметь следующий вид (рис. 4.6).


Рис. 4.6.  Фрагмент диаграммы классов модели банкомата после добавления атрибутов и операций для класса Транзакция банкомата

Практические действия по добавлению атрибутов и операций для других классов, а также построение окончательной диаграммы классов для разрабатываемой модели банкомата будут рассмотрены в следующей лабораторной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14129. UNIT 7. KEYBOARDS 46 KB
  UNIT 7. KEYBOARDS I. Practise reading the following words: component primary commands virtually obsolete corporate term universal specification equipment status automating layout arrangement area numeric mode isolated modified vendor menu cursor simulate mandatory via economic requirement environment support minimize sacrifice. II. Before reading the text try to answer these questions: 1. What input devices do you know 2. What input devices d...
14130. Основні етапи розвязування задачі з використанням компютера 67.5 KB
  Тема уроку: Основні етапи розвязування задачі з використанням компютера Мета уроку: Дати поняття про основні етапи розвязування задачі з використанням компютера.Тип уроку: Лекційний. Теоретичний матеріал: Зараз важко уявити собі життя людини без компютера. Люди в
14131. Поняття інформаційної моделі 39 KB
  Тема уроку: Поняття інформаційної моделі Мета уроку: Дати поняття про моделювання та створення інформаційних моделей обєктів.Тип уроку: Лекційний. На початку уроку рекомендується провести усне опитування за темою попереднього уроку з метою визначення засвоєного ма...
14132. Величини. Типи даних. Стандартні типи даних. Набір функцій і операцій, введених для кожного зі стандартних типів 83.5 KB
  Тема уроку: Величини. Типи даних. Стандартні типи даних. Набір функцій і операцій введених для кожного зі стандартних типів. Мета уроку: дати поняття величини та типів даних визначити стандартні типи даних їх опис та набір функцій і операцій для кожного зі стандартних ...
14133. Вказівка надання значення. Вказівки введення та виведення. Структура програми на мові програмування Паскаль 60 KB
  Тема уроку: Вказівка надання значення. Вказівки введення та виведення. Структура програми на мові програмування Паскаль. Мета уроку: дати поняття вказівки присвоювання познайомитись з вказівками введення та виведення зі структурою програми на мові Паскаль.Тип уроку:...
14134. Формування зображення на екрані ПЕОМ. Створення найпростіших лінійних програм 66.5 KB
  Тема уроку: Формування зображення на екрані ПЕОМ. Створення найпростіших лінійних програм Мета уроку: Дати дитині поняття про режими роботи монітору та принципи виведення зображення на екран в цих режимах.Тип уроку: Лекційний з практичними прикладами. Лекційний мате...
14135. Створення найпростіших лінійних програм 27 KB
  Тема уроку: Створення найпростіших лінійних програм Мета уроку: Дати дитині поняття про режими роботи монітору та принципи виведення зображення на екран в цих режимах.Тип уроку: Практична робота. На початку уроку необхідно нагадати дітям правила поведінки в комп'юте
14136. Розвязування задач з лінійними алгоритмами 61 KB
  Тема уроку: Розвязування задач з лінійними алгоритмами Мета уроку: Навчитися розвязувати прості задачі з лінійними алгоритмами. Тип уроку: Практична робота. На початку уроку необхідно нагадати дітям правила поведінки в компютерному класі та правильної роботи за к
14137. Вказівка розгалуження та її опис мовою програмування. Опис умов 40.5 KB
  Тема уроку: Вказівка розгалуження та її опис мовою програмування. Опис умов. Мета уроку: Дати поняття про структурні оператори вказівку розгалуження повну та скорочену форми та поняття про прості та складені умови.Тип уроку: Лекційний з практичними прикладами. Лекц