11626

Добавление отношений на диаграмму классов и редактирование их свойств

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа №2 часть3 Добавление отношений на диаграмму классов и редактирование их свойств Диаграмма классов является логическим представлением структуры модели поэтому она должна содержать столько классов сколько необходимо для реализации всего проек

Русский

2013-04-10

183 KB

2 чел.

Лабораторная работа №2, часть3

Добавление отношений на диаграмму классов и редактирование их свойств 

Диаграмма классов является логическим представлением структуры модели, поэтому она должна содержать столько классов, сколько необходимо для реализации всего проекта. При этом для полного представления структуры модели необходимо установить и специфицировать отношения между классами.

Добавление ассоциации на диаграмму классов и редактирование ее свойств

Добавление на диаграмму ассоциации между двумя классами выполняется следующим образом. На специальной панели инструментов необходимо нажать кнопку с изображением пиктограммы направленной ассоциации и отпустить левую кнопку мыши. Если ассоциация - направленная, то на диаграмме классов надо выделить первый элемент ассоциации или источник, от которого исходит стрелка, и, не отпуская нажатую левую кнопку мыши, переместить ее указатель ко второму элементу отношения или приемнику, к которому направлена стрелка. После перемещения ко второму элементу кнопку мыши следует отпустить, в результате чего на диаграмму классов будет добавлена направленная ассоциация с именем Untitled между двумя выбранными классами.

Продолжая разработку диаграммы классов модели банкомата, добавим на нее описанным способом направленную ассоциацию между классом Контроллер Банкомата и классом Транзакция Банкомата (рис. 5.1).


Рис. 5.1.  Фрагмент диаграммы классов модели банкомата после добавления на неё направленной ассоциации

Изменим имя для данной ассоциации, предложенное средой по умолчанию. Это можно выполнить с помощью окна спецификации свойств ассоциации. Доступ к диалоговому окну спецификации свойств ассоциации Association Specification можно получить после выделения линии ассоциации на диаграмме классов или в браузере проекта и двойного щелчка на ней левой кнопки мыши (рис. 5.2).


Рис. 5.2.  Диалоговое окно спецификации свойств ассоциации

Для задания имени ассоциации следует на вкладке General (Общие) в поле ввода Name (Имя) ввести текст ее имени: Создает и нажать кнопку Apply или OK, чтобы сохранить результаты редактирования имени ассоциации. Для ассоциации можно задать также кратность каждого из концов ассоциации, стереотип, использовать ограничения и роли, а также некоторые другие свойства.

Для добавленной на диаграмму классов ассоциации зададим кратность конца ассоциации у класса Контроллер Банкомата, равную 1. Для этого следует в окне спецификации свойств ассоциации перейти на вкладку Role B Detail и выбрать значение 1 из вложенного списка Multiplicity. Аналогичным образом следует задать кратность конца ассоциации у класса Транзакция Банкомата равную 1..n, для чего на вкладке Role A Detail и следует выбрать значение 1..n из вложенного списка Multiplicity. Содержательно это будет означать, что каждый объект класса Контроллер Банкомата может быть связан с одним или несколькими объектами класса Транзакция Банкомата.

Если ассоциация является ненаправленной, то порядок выбора классов может быть произвольный, а после добавления ассоциации на диаграмму классов следует изменить значение соответствующего свойства данной ассоциации. С этой целью необходимо перейти на вкладку Role A Detail в окне спецификации свойств ассоциации и убрать отметку у свойства Navigable (Навигация).

Добавление отношений агрегации и композиции на диаграмму классов и редактирование их свойств

Добавить на диаграмму отношение агрегации между двумя классами можно следующими способами:

  •  Щелкнуть на кнопке с изображением отношение агрегации на специальной панели инструментов и провести линию агрегации от одного класса к другому.
  •  Провести линию ассоциации между выбранными классами и изменить ее свойства таким образом, чтобы превратить данную ассоциацию в агрегацию.

В первом случае может оказаться, что по умолчанию на специальной панели инструментов диаграммы классов отсутствует кнопка с пиктограммой агрегации. В этом случае необходимо предварительно добавить ее на панель инструментов одним из описанных ранее способов. Во втором случае следует открыть окно спецификации свойств ассоциации Association Specification и на вкладке деталей соответствующего конца ассоциации выставить отметку в строке выбора Aggregate (Агрегация).

В качестве примера изменим тип созданной ранее ассоциации и сделаем ее агрегацией. Содержательно это будет означать, что класс Контроллер Банкомата будет включать в себя в качестве составной части класс Транзакция Банкомата; при этом уничтожение любого объекта класса Контроллер Банкомата не должно привести к уничтожению ассоциированных с ним объектов класса Транзакция Банкомата. С этой целью на вкладке Role B Detail деталей конца ассоциации класса Контроллер Банкомата следует выставить отметку в строке выбора Aggregate(рис. 5.3).


Рис. 5.3.  Диалоговое окно спецификации свойств ассоциации

Соответствующий фрагмент диаграммы классов после изменения ассоциации между классами Контроллер Банкомата и Транзакция Банкомата на отношение агрегации будет иметь следующий вид (рис. 5.4).


Рис. 5.4.  Фрагмент диаграммы классов модели банкомата после добавления на нее отношения агрегации

Для изображения отношения композиции можно также вначале изобразить обычную ассоциацию, после чего, открыв окно ее свойств на вкладке деталей соответствующего конца ассоциации, (рис. 5.3) выставить отметку в строке выбора Aggregate (Агрегация) и в секции Containment (Локализация) выбрать опцию By Value (По значению). По умолчанию эта опция не специфицирована, т.е. выставлена отметка опции Unspecified.

Добавление отношения обобщения на диаграмму классов и редактирование ее свойств

Добавление на диаграмму отношения обобщения между двумя классами выполняется следующим образом. На специальной панели инструментов необходимо нажать кнопку с изображением пиктограммы обобщения и отпустить левую кнопку мыши. Далее на диаграмме классов надо выделить первый элемент обобщения или потомок, от которого исходит стрелка, и, не отпуская нажатую левую кнопку мыши, переместить ее указатель ко второму элементу отношения или предку, к которому направлена стрелка. После перемещения ко второму элементу кнопку мыши следует отпустить, в результате чего на диаграмму классов будет добавлена линия обобщения с именем Untitled между двумя выбранными классами.

Продолжая разработку диаграммы классов модели банкомата, добавим на нее описанным способом направленную ассоциацию между классом Контроллер Банкомата и дополнительно созданным абстрактным классом Контроллер (рис. 5.5). Последний класс может быть предназначен для спецификации системных атрибутов и операций, необходимых при исполнении соответствующей программы. Напомним, что на абстрактный характер класса указывает написание курсивом его имени, а для спецификации данного свойства класса необходимо на вкладке Detail (Подробно) окна спецификации свойств класса Контроллер выставить отметку в строке выбора Abstract.


Рис. 5.5.  Диаграмма классов модели банкомата после добавления на неё отношения обобщения

Изменим имя отношения обобщения, предложенное средой по умолчанию. Это можно выполнить с помощью окна спецификации свойств обобщения. Доступ к диалоговому окну спецификации свойств отношения обобщения Generalize Specification можно получить после выделения линии обобщения на диаграмме классов или в браузере проекта и двойного щелчка на ней левой кнопки мыши (рис. 5.6).


Рис. 5.6.  Диалоговое окно спецификации свойств отношения обобщения

Для задания имени обобщения следует на единственной вкладке General (Общие) в поле ввода Name (Имя) ввести текст ее имени: Наследует и нажать кнопку Apply или OK, чтобы сохранить результаты редактирования имени ассоциации.

Окончательное построение диаграммы классов модели банкомата

Для окончательного построения диаграммы классов рассматриваемой модели банкомата следует описанным выше способом добавить оставшиеся классы и ассоциации, а также специфицировать стереотипы, атрибуты и операции этих классов. С этой целью следует выполнить следующие действия:

  1.  Для класса IИнтерфейс Банка добавить операцию: проверить идентификатор карточки (идентификатор карточки: Integer) с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Boolean (логический), а в качестве целочисленного аргумента задать идентификатор карточки. Для задания аргумента необходимо перейти на вкладку Detail (Подробно) окна спецификации свойств даной операции и после добавления аргумента с помощью операции контекстного меню Insert ввести имя аргумента и его тип Integer в соответствующие поля ввода.
  2.  Для класса IИнтерфейс Банка добавить операцию: открыть счет клиента (идентификатор карточки: Integer) с квантором видимости public. В качестве целочисленного аргумента этой операции следует задать идентификатор карточки.
  3.  Для класса IИнтерфейс Банка добавить операцию: проверить баланс клиента (идентификатор карточки: Integer, введенная сумма наличных: Currency) с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Boolean (логический). В качестве первого целочисленного аргумента этой операции следует задать идентификатор карточки, а в качестве второго аргумента - введенная сумма наличных с типом Currency (Денежный).
  4.  Для класса IИнтерфейс Банка добавить операцию: уменьшить счет клиента (идентификатор карточки: Integer, введенная сумма наличных: Currency) с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Boolean (логический). В качестве первого целочисленного аргумента этой операции следует задать идентификатор карточки, а в качестве второго аргумента - введенная сумма наличных с типом Currency (Денежный).
  5.  Для класса Устройство чтения карточки добавить операцию: прочитать идентификатор карточки() с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Integer (целочисленный), а в секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как кредитная карточка вставлена в Устройство чтения карточки».
  6.  Для класса Устройство чтения карточки добавить операцию: прочитать ПИН-код() с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Integer (целочисленный), а в секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как кредитная карточка вставлена в Устройство чтения карточки».
  7.  Для класса Устройство чтения карточки добавить операцию: вернуть кредитную карточку() с квантором видимости public. В секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после завершения транзакции».
  8.  Для класса Устройство чтения карточки добавить операцию: блокировать кредитную карточку() с квантором видимости public. В секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как установлен факт утраты кредитной карточки владельцем».
  9.  Добавить класс с именем Экран Банкомата, для которого выбрать стереотип boundary. Данный класс также находится на границе моделируемой системы, на что и указывает этот стереотип. В секцию документации данного класса следует ввести поясняющий текст: «Устанавливается на банкомате».
  10.  Для класса Экран Банкомата добавить операцию: показать меню опций() с квантором видимости public.
  11.  Для класса Экран Банкомата добавить операцию: показать меню снятия суммы() с квантором видимости public.
  12.  Добавить класс с именем Клавиатура Банкомата, для которого выбрать стереотип boundary. В секцию документации данного класса следует ввести поясняющий текст: «Устанавливается на банкомате».
  13.  Для класса Клавиатура Банкомата добавить операцию: ввести ПИН-код() с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Integer, а в секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как клиент ввел значение ПИН-кода с клавиатуры».
  14.  Для класса Клавиатура Банкомата добавить операцию: ввести тип транзакции() с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Boolean (логический), а в секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Возвращает значение Истина, если клиент выбирает снятие наличных, и значение Ложь, если клиент выбирает получение справки о состоянии счета».
  15.  Для класса Клавиатура Банкомата добавить операцию: ввести сумму снятия наличных() с квантором видимости public. В качестве типа возвращаемого результата для этой операции следует выбрать тип Currency (Денежный), а в секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как клиент ввел значение снимаемой суммы с клавиатуры».
  16.  Добавить класс с именем Устройство выдачи наличных, для которого выбрать стереотип boundary. В секцию документации данного класса следует ввести поясняющий текст: «Устанавливается на банкомате».
  17.  Для класса Устройство выдачи наличных добавить операцию: выдать наличные() с квантором видимости public. В секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается после того, как выполнено снятие запрошенной клиентом суммы со счета».
  18.  Добавить класс с именем Принтер Банкомата, для которого выбрать стереотип boundary. В секцию документации данного класса следует ввести поясняющий текст: «Устанавливается на банкомате».
  19.  Для класса Принтер Банкомата добавить операцию: распечатать чек() с квантором видимости public. В секцию документации данной операции следует ввести поясняющий текст: «Вызывается по дополнительному запросу клиента».
  20.  Добавить направленную ассоциацию от класса Контроллер Банкомата к классу Устройство чтения карточки. В качестве кратности концов этой ассоциации установить значение 1.
  21.  Добавить направленную ассоциацию от класса Контроллер Банкомата к классу Принтер Банкомата. В качестве кратности концов этой ассоциации установить значение 1.
  22.  Добавить направленную ассоциацию от класса Контроллер Банкомата к классу Клавиатура Банкомата. В качестве кратности концов этой ассоциации установить значение 1.
  23.  Добавить направленную ассоциацию от класса Контроллер Банкомата к классу Устройство выдачи наличных. В качестве кратности концов этой ассоциации установить значение 1.
  24.  Добавить направленную ассоциацию от класса Контроллер Банкомата к классу Экран Банкомата. В качестве кратности концов этой ассоциации установить значение 1.
  25.  Добавить направленную ассоциацию от класса Контроллер Банкомата к классу IКонтроллер Банка. В качестве кратности конца этой ассоциации для первого класса установить значение 0..n, а кратности конца ассоциации для второго класса установить значение 1. В качестве стереотипа данной ассоциации выбрать из вложенного списка значение <<communicate>>. Применение данного стереотипа означает, что между этими классами должна существовать физическая взаимосвязь.

Построенная в результате указанных действий диаграмма классов будет иметь следующий вид (рис. 5.7).


Рис. 5.7.  Окончательный вид диаграммы классов для разрабатываемой модели банкомата

Следует заметить, что при изображении диаграммы классов все классы представлены в форме графических стереотипов, при этом выбран способ отображения сигнатуры операций классов. Для более компактного представления диаграммы можно убрать отображение атрибутов, операций или сигнатуры операций отдельных классов с помощью соответствующих операций контекстного меню Options (Настройка).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50944. Метод Рунге-Кутта вирішення задачі Коші. Складання алгоритму 42 KB
  Мета. Навчитися вирішувати задачу Коші методом Рунге-Кутта; скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4, ПК, програмне забезпечення Borland С++. Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні дані Індивідуальне завдання.
50946. Екстраполяційний метод Адамса розвязання задачі Коші 41 KB
  Мета. Навчитися знаходити розвязок диференційного рівняння екстраполяційним методом Адамса. Устаткування: папір формату А4, ручка, калькулятор, ПЗ С ++. Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні дані Індивідуальне завдання. Використовуючи метод Адамса з трьома кінцевими різницями, скласти таблицю наближених значень інтеграла диференційного рівняння, з початковими умовами на відрізку з точністю 0,001. Початковий відрізок встановити методом Рунге-Кутта.
50947. Метод прогонки розвязання крайової задачі. Складання алгоритму 40.5 KB
  Мета. Навчитися використовувати метод прогонки розв’язання крайової задачі звичайного диференційного рівняння. Скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4, ручка, калькулятор, С++.
50948. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ 173.5 KB
  СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ Мы начинаем изучение новых разделов физиологии ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ и физиология кровообращения Лабораторные работы с которыми Вы познакомитесь при изучении этих разделов отличаются тем что выполняются на животных. Лабораторные работы по разделу ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ Тема 1: СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ 1. Ход работы: Объект исследования спинальная лягушка лягушка с удаленным головным мозгом и сохраненным спинным. ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ДЛЯ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ:...
50949. Изучение статистических закономерностей в ядерной физике 3.61 MB
  Почему прибор за равные промежутки времени при постоянной интенсивности потока излучения регистрирует неодинаковое количество частиц 4. При небольшом напряжении на счетчике величина этого тока пропорциональна количеству пар ионов образованных частицей. Таким образом в данном режиме попадание частицы в объем счетчика вызывает кратковременный но достаточно сильный импульс тока. Для того чтобы световая вспышка была зарегистрирована ФЭУ необходимо чтобы материал сцинтиллятора был прозрачен для собственного излучения а спектр излучения...
50950. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ДЕЛЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ГАЛЬВАНОМЕТРА 8.1 MB
  Проверка закона Ампера основана на измерении периодов колебаний Т физического маятника зависящих от тока I. где собственная частота колебаний; частота колебаний при наличии тока. Определить с помощью секундомера время 10 полных колебаний t и вычислить период колебаний маятника T0 = t 10. Повторить определение периода колебаний маятника Т0 еще 4 раза.
50952. Обработка данных 90 KB
  Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое её действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.