1166

Аланское государство и история Северного кавказа

Лекция

История и СИД

Гибель Хазарского каганата и образование Аланского государства. Появление новых кочевых народов на Северном Кавказе. Завоевание монголо-татарами Северного Кавказа. Начало формирования современных народов населяющих Северный Кавказ их социально-экономические отношения.

Русский

2012-07-20

81.5 KB

95 чел.

Лекция №3

1. Гибель Хазарского каганата и образование Аланского государства.

В 965 году киевский князь Святослав совершил свои походы на Волгу, разгромив булгар и буртас, разрушил Итиль - хазарскую столицу. Оттуда, идя вдоль Каспия, он пришел в кавказскую часть Хазарии, где опустошил город Семендер, столкнулся с ясами (аланами), касогами (адыгами), затем поднялся от Азовского моря вверх по Дону к Саркелу (Белая вежа), который также разрушил. Хазары после этого сохранились как этнос, однако государство было сокрушено навсегда. Одним из последствий крушения Хазарии было усиление Кавказской Алании.

10-11 века это было время расцвета Алании, когда на обширной территории Западного и Центрального Кавказа было создано государство, объединявшее западные и восточные аланские племена. Становление и укрепление феодального государства совпало с окончательным разделением общества на господствующий и эксплуатируемый классы. Князья - потомки родоплеменной знати, ведущие происхождение от наиболее сильных родов, эксплуатировали крестьян-общинников и отчасти патриархальных рабов. Развитие общества выразилось в появлении городов - центров ремесла и торговли. В 10-11 веках больших успехов достигает развитие материальной и духовной культуры. Это во многом было связано с христианизацией Алании, проводимой ее сильными соседями: Грузией и Византией. В 10 в. в Алании создается даже архиепископская кафедра, складывается и центр аланской епархии, со второй половины 12 века перешедшей в ранг метрополии, т.е. самой большой церковно-территориальной единицы. Он находился на месте огромного Нижнеархызского городища в 10-13 веках в верховьях Большого Зеленчука. Здесь были возведены три монументальных храма, два из которых были самыми значительными на Северном Кавказе, а также одиннадцать церквушек-капелл. В 11-12 веках церковное строительство охватило всю Аланию. Возникли церкви на городище Адиюх на Малом Зеленчуке, Амгатинском городище близ Карачаевска и др.

                  Ведущим занятием у алан стало земледелие и домашнее скотоводство. Возделывали просо, пшеницу, ячмень, коноплю. Причем в горной местности использовалась соха, а в равнинной и предгорной тяжелый плуг.

              Занимались также аланы охотой и рыболовством. Большое значение имело скотоводство с применением отгонного способа откочевки на высокогорные пастбища. Развивалось овцеводство, культивировался крупный рогатый скот, выращивались лошади низкорослые, крупноголовые и высокие алхан-текинские. На некоторых горных отгонных пастбищах строились летние поселки, имеющие иногда мощные каменные укрепления. Так, хорошо известен укрепленный поселок Узун-кол в Приэльбрусье.

  Аланы были хорошими мастерами-ремесленниками, прежде всего гончарами, кузнецами, строителями. Ремесла и искусства совершенствовались ими в течение всей их истории - до середины 13 века. При изготовлении оружия применялась ковка, чеканка цветных металлов. Высоко было развито ювелирное искусство. Это было накладное золочение, гравировка, зернение, инкрустация цветными вставками из стекла, драгоценных и полудрагоценных камней. В Алании было высоко развито гончарное ремесло, использовался гончарный круг. Посуда обжигалась в печах. В западной Алании было высоко развито строительное искусство, главным образом, из камня. Стены аланских крепостей обычно толсты и прочны, они были сложены из крупного, хорошо отесанного камня.

К 10 веку возникают такие большие городища, как Нижне-Архызское (в верховьях Большого Зеленчука), Рим-гора в 16 км к западу от Кисловодска. Они являлись центрами торговли. В больших городищах имелись торговые площади, а после распространения у алан христианства - церкви. Наиболее крупные западно-аланские городища превратились в города. В центре за укреплениями обособлялся господствующий слой населения - знать, за его пределами - простое население. В 11 веке Аланское государство было процветающим и могущественным. Однако во второй половине 12 века Алания, вступает в эпоху феодальной раздробленности и распадается на ряд мелких феодальных владений. Политическая раздробленность сопровождалась не только падением престижа христианской церкви, но и отказом части знати и населения от христианства, возвращением к дохристианским культам и верованиям.

2. Появление новых кочевых народов на Северном Кавказе.

 К середине 9 века в южнорусские степи прорвались племена угроязычных мадьяр-венгров, происходивших из Приуралья. Для защиты от них на левом берегу Дона византийскими архитекторами в 834-837 годах была построена хазарская крепость Саркел. Следом за венграми новые, гораздо более сильные кочевые объединения печенегов и торков прорвались в 889 году из-за Волги, оставив место своего первоначального обитания - степи к северу от Аральского моря. Им удалось проникнуть на территорию Хазарии. Они вклинились между Доном и верхним течением Кубани. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство. Племена тюрок кочевников объединялись в грозные для соседей военизированные союзы, возглавляемые ханами и каганами. Печенеги и торки осуществляли нападения на русские земли. Однако разбитые русскими князьями, они к середине 11 века уже не представляли сколько-нибудь значительной силы и угрозы. В середине 11 века в степи восточной Европы и Предкавказья вторглись половцы, которые пришли из-за Каспийского моря. Они вытеснили или ассимилировали печенегов и вплоть до нашествия татаро-монголов, были постоянными врагами Киевской Руси. На Северном Кавказе они отобрали у аланов терско-кумские земли и заселили степи Предкавказья. Русский князь Владимир Мономах в начале 12 века нанес им ряд сокрушительных поражений. После этого часть половцев ушла в Грузию. Половцы пытались создать государство в 80-х годах 12 века, во главе с ханом Кончаком. Однако до появления татаро-монголов, половцы не смогли создать единого мощного государства. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство. Они жили в соседстве с аланами. На Северном Кавказе сохранились характерные памятники половецкой культуры – так называемые «каменные бабы». Эти каменные статуи были высечены из целого камня, песчаника или ракушечника.

3. Завоевание монголо-татарами Северного Кавказа.

В 1237-1238 годах Северный Кавказ, как и Восточная Европа подверглись опустошительному нашествию татаро-монголов. Территория раздробленной Алании была захвачена, а ее столица город Магас разгромлен. Однако Аланы в высокогорьях оказывали захватчикам яростное сопротивление на протяжении долгих лет. В 13 веке территория Северного Кавказа вошла в состав государства Золотая Орда образованного завоевателями. Подвластными народами оказались  половцы, остатки алан, адыги, потомки хазар, булгар и др. Здесь, как и вообще в Золотой Орде, шел процесс тюркизации завоевателей; более многочисленные половцы растворили монголов в своей среде. Среди монголов распространился тюркский или кипчатский язык, который стал литературным. В рамках золотоордынского государства началось культурное возрождение народов Северного Кавказа. Развивались города и села, земледелие и скотоводство, торговля. Самым выдающимся памятником этой эпохи является город Маджар, современный Буденновск. Это был крупный центр ремесла и торговли, поддерживающий связи со всеми европейскими и большинством азиатских городов Золотой Орды. Его население составляли представители многих народов Северного Кавказа, а также русские купцы, ремесленники и священнослужители. Существовали в городе и христианские храмы. Сюда по преданию для церковного отпевания привезли убитого в ставке хана Узбека великого князя Михаила Тверского – борца с золотоордынцами. Маджар до конца 14 века был крупнейшим центром всего Северного Кавказа. Район Пятигорья был местом постоянного пребывания золотоордынских ханов и феодальной знати, ведущей полукочевой образ жизни. От них остались развалины кирпичных мавзолеев.

  Последнее и самое сильное потрясение народы Северного Кавказа перенесли в связи с походами Тимура или Тамерлана на территорию Золотой Орды. В 1395 году в степях между Тереком и Курой произошла битва армий хана Золотой Орды Тохтамыша и эмира Тимура. Тохтамыш был разгромлен. Тимур, преследуя его, уничтожил столицу Золотой Орды город Сарай и вторгся в пределы Рязанского княжества. Однако далее он не пошел, а направился на юг в низовья Дона, где разгромил город Азак (Азов), Затем направился к Кубани и в Приэльбрусье. В 1396 году аланы получили последний сокрушительный удар, была уничтожена и аланская епархия, после этих событий, постепенно исчезает и само имя алан в исторических документах. Впоследствии аланы, которые были вытеснены в высокогорья Центрального Кавказа, приняли участие в формировании осетинского народа.                       

4. Начало формирования современных народов населяющих Северный Кавказ их социально-экономические отношения.

Образование ногайского народа связано с распадом Золотой Орды, раздираемой междоусобицами и объединением ногайских племен вокруг наиболее сильных феодалов и военноначальников. В конце 14 века Золотая Орда приходит в упадок, из нее выделилась Ногайская Орда. Ее ядром были тюркизированное монгольское племя мангыты, которые составляли войско темника Золотой Орды Ногая. Кроме него в Ногайскую орду вошли и ряд кипчатский племен. Орда включала в себя племена: кенегес, канглы, аргын, сырын, кыпчак, мангыт, сун. Сами ногайцы долгое время называли свою орду Мангытский юрт. Период окончательного оформления Ногайской Орды в середине 15 века можно считать первым этапом образования ногайской народности. Позднее на основе древненогайской народности сформировались новые этнические группы: верхнекубанские и ачикулакские ногайцы и караногайцы. Во главе Орды стоял князь. Ему подчинялись наследственные правители улусов – мурзы. Ниже их стояли мелкие правители, состоявшие во главе племен и родов. У ногайцев долгое время сохранялось родоплеменное деление, но не сохранилась главная особенность рода – имущественное равенство. Это было особенностью феодальных отношений у ногайцев. Князья и мурзы владели скотом. Улусные люди и холопы князей и мурз находились в полной зависимости от своих господ. При дворе мурз на положении домашних слуг были пленные и купленные холопы. Труд рабов применялся в хозяйстве при пастьбе скота, сбора топлива.  Основой  хозяйства ногайцев было экстенсивное овцеводство, а также скотоводство. Скот был главным богатством кочевников. Им собирали дань с подвластных людей, производили расчеты по долгам, платили штрафы и калым. К середине 16 века Ногайская Орда разделилась на две части Большую и Малую Ногайские орды. Со второй половины 16 века степные просторы Предкавказья были заняты кочевьями Малых Ногаев, которые постепенно заселили верховья Кубани и Зеленчуков. В районе Пятигорья в начале 17 века стали заселять кочевья Больших Ногаев. Заселение степного Предкавказья ногайцами продолжалось и в 18 веке. В антропологическом типе современных ногайцев преобладают монголоидные черты, а их язык относится к кыпчакской ветви тюркской языковой семьи.

 Соседями кочевников были горские народы черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов – адыгейцы.  Они произошли от древних племен неотов, зихов, керкетов, издавна живших на Северо-Западном Кавказе и занимавших всю береговую полосу Черного моря. С 1 в н. э. усилилось племя зихов, вокруг которого стали объединяться другие адыгские племена. В 10 веке закончился 1 этап формирования древнеадыгской народности. В это время у них возникли феодальные отношения, и появилось сознание этнической общности. На рубеже 13-14 веков начинается их переселение на восток в районы современной Черкессии, Пятигорья и Кабардино-Балкарии. К этому времени относится и разделение адыгов. Часть из них поселилась в районе Пятигорья до левобережья Терека, и стали именоваться кабардинцами, а территория, их расселения, получала название Кабарда. Причем, Кабарда делилась Тереком на Малую и Большую. Другие в верховьях Кубани и Зеленчуков стали называться черкесами. К западу от них расселились остальные адыгские племена: хатухаевцы, махошевцы, бжедухи, убыхи и др., которые занимали земли вплоть до Черного моря. По антропологическому типу адыги относятся к европеоидной южной ветви. По языку их относят к адыго-абхазской группе северокавказской языковой семьи.

     На рубеже нашей эры на территории современной Абхазии  проживало  множество родственных племен: апсилы, абазги, саниги. В 8 веке вокруг абазгов объединились остальные племена, и к концу 13 века сформировалась древнеабазинская народность. В 13-14 веках они переселились на северные склоны Кавказского хребта и заселили ущелья по верховьям Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, а впоследствии и бассейн верхней Кумы. По антропологическому типу абазины – европеоиды, их язык относится к адыго-абазинской группе северокавказской языковой семьи.

  Во главе феодальной лестнице у адыгов и абазин стояли князья. Они владели скотом, землей, имели право судить своих подданных, и были полновластными и самостоятельными владыками своих княжеств. Единого государства у этих народов не было. Князьям подчинялись дворяне и низшие сословия: свободные крестьяне-общинники, зависимые крестьяне и рабы. Основу их хозяйства составляло отгонное скотоводство. Они разводили овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот, имели домашнюю птицу. Помимо отгонного скотоводства, эти народы занимались и земледелием. Возделывали просо, ячмень и рожь. Пахали на волах. Зерно молотили на ручных каменных мельницах. Занимались также пчеловодством и сбором меда диких пчел. Соседями представителей адыго-абазинской группы были формирующиеся балкарский, карачаевский, осетинский, чеченский и ингушский народы.

Часть местных кавказских племен, носителей кобанской культуры, в 4 веке смешалось с аланами. В 7-8 веках к этим племенам присоединись тюркоязычные народы. Именно с этого времени началась языковая тюркизация местного населения, которая усилилась с приходом кипчаков-половцев. Стали формироваться Карачаевский и Балкарские народы. Само название карачаевцы и балкарцы закрепилось за этими народами только в 17 веке. По антропологическим признакам карачаевцы и балкарцы принадлежат к кавкасионскому типу европеоидов. Их язык относится к кипчакско-огузской ветви тюркской языковой семьи.

  Основой жизни карачаевцев и балкарцев была соседская община. Землевладение было в основном общинным. У балкарцев и карачаевцев в отличие от адыгов, не было князей. Все сообщество разделялось на роды, делившиеся в свою очередь на тукумы и атаулы. Во главе подразделений стояли бии. Основную массу составляли свободные крестьяне-общинники. Были и рабы из захваченных в плен людей.

В формировании осетинского народа приняли участие аланы и представители Кобанской культуры, издавна проживающие в высокогорьях Центрального Кавказа. Осетины жили в горных и труднодоступных районах по течению левых притоков Терека: Гизельдону - тагаурцы, Фиагдону - куртатинцы, Ардону - алагирцы и Уруху - дигорцы. Занимались скотоводством, разводили крупный рогатый скот и овец. У осетин стали формироваться феодальные отношения. Во главе осетинских обществ стали появляться феодалы – алдары и баделята. Феодалы стали постепенно присваивать себе общинные земли и получать от зависимых людей отработочную ренту, существовало и патриархальное рабство из захваченных в плен. По антропологическому типу осетины – европеоиды, их язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

На северо-восток от них проживали (вайнахи) чеченские и ингушские общества. Так же как и другие народы Северного Кавказа, они обитали в различных горных ущельях. Вайнахи являются древнейшими автохтонами Северного Кавказа. Предки вайнахов упоминаются уже в античной литературе. Предки вайнахов осваивали северные и южные склоны центральной части Главного хребта. В результате золотоордынского нашествия значительная часть вайнахов была оттеснена в горную зону Северного Кавказа. Согласно народным преданиям, образование первых чеченских поселений на равнине выходцами из Аккинских гор (из местности Нашха) относится приблизительно к XIV в, Тайпа (род, фамилия) Парской основал сел. Юрт-аул, тайпа - Цечой Кешен-аул. Спустя некоторое время из местности Нашха вышли и другие тайпы: Беной, Цоторой, Курчадей, которые основали ряд селений с тайповыми названиями. В горной зоне ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание), Цоринское, Джейраховское, Мецхальское. Происходит переселение в равнинную зону. Одним из основных направлений ингушской миграции с гор являлись земли по реке Камбилеевке, где и было основано селение Онгушт (откуда происходит название Ингушетия). В настоящее время село носит название Тарское. Эти союзы сельских обществ были различны по величине занимаемой территории и по численности населения. Занимались скотоводством, разводили овец. Землевладение было общинным. Единого правителя у них не было, внутреннее управление сельских обществ Чечено-Ингушетии осуществляли органы сельской общины. Началось и социальное расслоение в среде свободных общинников, усиливается власть родовых старейшин, появляются рабы из захваченных в плен людей. По антропологическому типу вайнахи – европеоиды, их язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи.

  Далее на восток вплоть до Каспийского моря формировались народы современного Дагестана. Коренное население Дагестана формировалось на основе северокавказских, тюркоязычных и ираноязычных групп языков. Большинство дагестанских этносов - автохтоны края. Древнюю политическую историю имеют аварцы. С ними так же, как и с некоторыми другими автохтонными народами Дагестана, связывают известные со второй половины I тыс. до н.э. племена легов, каспиев, утиев и др. С V в. территория, заселенная аварцами, известна как царство Серир - крупнейшее политическое образование в средневековом Дагестане. В VI в. его возглавлял царь Авар. С XIV в. за этой частью Дагестана утвердилось название «Авария». В XV в. окончательно утвердился ислам, а вместе с ним, в следующем веке, письменность на арабской графической основе (аджам).

Даргинцы также автохтоны края – древний народ Дагестана. Они входили в состав Хазарского каганата. Затем были завоеваны арабами. В XIV в. монгольскому правителю Тимуру с большим трудом удалось покорить даргинцев. В районах их проживания находились Кайтагское уцмийство и союзы сельских общин. Часть даргинцев входила в состав Тарковского шамхальства.

Лезгины также как и даргинцы - один из наиболее древних народов Кавказа. Однако в отличие от даргинцев этногенез лезгин протекал на территории северо-восточного Закавказья, включая Апшеронский полуостров. В VII в. страна лезгин вошла в состав Арабского халифата. С XIII в. в Лезгистане возникают политические образования - союзы сельских обществ - «вольные общества», объединенные вокруг крупных селений (Ахты-пара, Курах, Кюре и др.). Проникновение на равнинные территории Восточного Закавказья кочевых тюркских племен (предков современных азербайджанцев) привело к «выдавливанию» лезгин и других дагестанских народов в горные районы.

Лакцы – автохтоны, процесс образования этого народа также проходил на территории Кавказа. Долгое время лакцев именовали кузикумухцами. Это было связано с возникшим у них политическим образованием - Казикумухским шамхальством. В его состав были включены аварцы, даргинцы и некоторые другие народы.

В XIIIXV вв. на большей части территории Дагестана происходило укрепление феодальных отношений.

Дербент. Дербент с прилегающей к нему территорией в начале XIII в., представлял собой самостоятельное владение - эмират. В 1239 г. он подпал под иго татаро-монголов. В середине XIV в., после длительной зависимости от золотоордынских ханов Хулагидов, Дербент обрел независимость. Вскоре он оказался включенным в состав крупного государства Закавказья - Ширваншахов и уже в 1437 г. стал одним из центров этого владения.

Майсумство Табасарана. В начале XIII в. владение Табасарана было одним из наиболее крупных политических объединений на юге Дагестана во главе его стоял наследственный правитель майсум. В период татаро-монгольского ига Табасаран, лишился самостоятельности. В середине XV в. майсумство объединяло всю территорию расселения Табасарана и часть территории лезгин.

Уцмийство Кайтагское. В XIIIXV вв. уцмийство занимало довольно обширную территорию предгорья и нагорья в средней части бассейна р. Уллу-чай. Власть уцмия была наследственной. В XV в. столицей уцмийства стал Маджалис. Население уцмийства не было этнически однородным. Здесь, кроме кайтагов (даргинцев), проживали также кумыки, таты, горские евреи.

Аварское нуцальство. Нуцальство Аварское было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Во главе этого феодального владения стоял аварский нуцал. Столицей нуцальства был Хунзах. Аварские нуцалы, стремились расширить границы своего владения и вели наступательные войны на соседние аварские и андо-цезские союзы сельских общин. В конце XV в. аварское владение объединяло значительную территорию нагорного Дагестана, где проживали андо-цезские народы. Юго-восточные границы нуцальства проходили по линии современных селений — Гоцатль через сел. Голотль до Хочода. На северо-востоке нуцальство граничило с территорией Тарковских владений и Салатавии.

Шамхалъство. Шамхальство занимало огромную по масштабам Северного Кавказа территорию, простирающуюся от р. Терек на юг до границ уцмийства Кайтага и от Каспийского моря на запад до центрального нагорного Дагестана. Столицей владения был Казикумух. Шамхальство объединяло большое число народностей Северо-Восточного Кавказа: ногайцев, часть чеченцев, кумыков, верхнедаргинцев, лакцев, агулов, часть аварцев, лезгин. В сфере влияния шамхалов находился также целый ряд объединений и союзов сельских общин Дагестана. Власть шамхала была наследственной. К правящей верхушке шамхальства относились эмиры и калантары, а также представители высшего местного мусульманского духовенства.

Тюменское княжество. В XV в. па северо-востоке современной территории Дагестана, в низовьях р. Терек, существовало Тюменское княжество. Население данного княжества составляли тюрки. Управление владением осуществлял правитель, власть которого была наследственной и которого источники называют князем, а иногда и шевкалом.

Помимо феодальных владений в Дагестане были вольные общества: Аварское, Даргинское, Кюринское, Табасаранское, Агульское, Рутульское. У них была выборность должностных лиц, и отсутствие классового расслоения. Жили сельскими общинами, которые назывались – джамааты. Джамаат представлял собой совокупность малых и больших семей известных под названием тухум. В вольных обществах население делилось на феодализировавшуюся общинную верхушку, мусульманское духовенство и узденей. Постепенно началось имущественное и социальное расслоение вольных обществ. Часть из вольных обществ объединялась в политические союзы, не уступавшие по своему влиянию феодальным владениям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54133. Степенева функція, її графік та властивості. (Урок з використанням інформаційних технологій) 96.5 KB
  Завдання: Дослідити властивості степеневої функції y=x для різних значень параметра. Підготовка до роботи: повторення схеми дослідження функції. Домашнє завдання: закінчити заповнення таблиці: у двох останніх рядках узагальнити властивості функції для додатного та від’ємного значень показника степеня. Дослідити властивості степеневої функції у = х коли ― ціле додатне парне: 1 встановити масштаб min X = ― 5 mx X = 5 min Y = ― 5 mx Y = 5; 2 побудувати графіки функцій: 1 у = х2 2 у = х4 3 у = х8...
54134. МАТЕМАТИЧНІ ЗМАГАННЯ! 304.5 KB
  Мета: Перевірити вміння учнів застосовувати набуті знання у нестандартних ситуаціях; продовжувати розвивати уміння працювати самостійно, активізувати розумову діяльність учнів; розвивати бажання застосовувати здобуті знання для досягнення поставленої мети; прищеплювати любов до математики.
54135. ВІДНІМАННЯ ТРИЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ У ВИПАДКУ КОЛИ В ЗАПИСУ ЗМЕНШУВАНОГО Є НУЛЬ 88 KB
  Уявіть що ми з вами на мить стали чарівниками у кожного з вас у долонях чарівна посмішка подаруйте її своєму товаришу по парті Прошепотіть один одному на вушко комплімент і почнемо працювати з гарним настроєм Актуалізація опорних знань учнів Цей урок нас навчить: зрозуміти особливість письмового віднімання з переходом через розряд; творчо розв’язати задачу; виконувати логічні завдання. Розв’язування прикладів № 691 частину коментовано частину самостійно. За...
54136. Решение логических, занимательных задач 43 KB
  Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; способствовать развитию внимания, мышления, памяти, смекалки, познавательной и творческой активности учащихся; воспитывать трудолюбие, ответственность, интерес к изучению математики.
54137. Розв'язування вправ на всі дії з десятковими дробами. Урок-подорож сторінками Червоної книги України 36 KB
  Розповідь вчителя про Міжнародну Червону книгу та Червону книгу України слайд 12 ІІ. На мультимедійну дошку проектуються завдання: Сполучити між собою звичайні дроби та рівні їм десяткові слайд 3: 125 02 0013 05 002 2. Виконати запропоновані дії слайд 4 Кожна дія супроводжується формулюванням відповідного правила. Розгадати кросворд і у виділеному стовпці прочитати назву рослини занесеної до Червоної книги слайд 5 1.
54139. Разработка диверсификационной стратегии компании ООО «Гем» на рынках лабораторных расходных материалов 1.85 MB
  Подавляющее большинство компаний, вне зависимости от выбранной стратегии и масштаба деятельности рано или поздно ставит перед собой задачу роста. Эта задача может быть связана, как со стремлением бизнеса постоянно повышать свою капитализацию или увеличивать денежный поток, с целью генерирования прибыли, так и с возможным желанием владельцев удовлетворять свои амбиции
54140. З досвіду організації самостійної роботи студентів 85.5 KB
  Самостійна робота студентів є важливим фактором підвищення ефективності пізнавального процесу під час підготовки майбутніх фахівців. Це пов`язано з тим що тільки в процесі самостійної роботи студент одержує міцні знання розвиває вміння творчого мислення та використання знань у практичній діяльності. Форми самостійної роботи студентів та проблеми її організації дуже різноманітні. Основні напрями рішення цієї проблеми:...
54141. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 35.5 KB
  Мета: освітня: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розв’язувати неповні квадратні рівняння; розвиваюча: розвивати вміння вільно висловлюватися з теми відпрацьовувати вміння говорити коротко але по суті й переконливо; виховна: виховувати активність увагу...