11673

Учебно-методический комплекс дисциплины: Судовые турбомашины МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

Лабораторная работа

Логистика и транспорт

Учебно-методический комплекс дисциплины: Судовые турбомашины МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ВВЕДЕНИЕ Процесс постоянного увеличения мощности и уменьшения массогабаритных показателей СЭУ обусловил все большее применен...

Русский

2013-04-10

190.5 KB

29 чел.

PAGE  26

Учебно-методический комплекс дисциплины: Судовые турбомашины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс постоянного увеличения   мощности и уменьшения массогабаритных показателей СЭУ обусловил все большее применение турбомашин как в качестве самостоятельных, так и важнейших составных частей судовых и корабельных силовых установок.

Так уже в настоящее время судовой дизель является комбинированным двигателем, содержащим в себе поршневую часть и  турбокомпрессор агрегата наддува.

Дальнейшее развитие судовых дизелей в значительной мере определяется  повышением степени наддува, совершенствованию аэродинамики и эксплуатационных качеств турбокомпрессоров.

Уже находятся в эксплуатации судовые дизели, турбокомпрессор которых имеет силовую турбину, передающую механическую энергию на  специальный электрогенератор или коленчатый вал двигателя. Разработаны конструкции турбокомпрессоров с двухступенчатым повышением давления.

Газо- и паротурбинные установки являются основой корабельной энергетики.

Поэтому изучению  принципа  действия, конструкции, рабочих процессов, протекающих в судовых турбомашинах, уделяется первостепенное внимание.

Во время выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с конструкцией и основными характеристиками  газотурбинных двигателей ТВ2-117  и ТВ3-117, разработанных в НПП им. акад. В.Я. Климова (г. Санкт-Петербург). Они  имеют  приемлемые для судов речного флота  мощностные и массогабаритные показатели, что позволяет произвести их конвертацию в судовые с последующим  использованием, например, на судах на подводных крыльях и  воздушной подушке, мощных буксирах-толкачах с малой осадкой.

Лабораторная работа №1

Тема ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ   КОМПРЕССОРЫ

И   ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ   ТУРБИНЫ

  1.  Учебныая и воспитательная  цели:

- .изучение  конструкции радиальных турбомашин - цетробежных компрессоров и центростремительных турбин,  определение   основных геометрических размеров рабочих колес и их соотношений

    -   показать значимость этих знаний в практической деятельности

2..   Краткие теоретические,  справочно-информационные  и т.п.  материалы по теме занятия:

В турбокомпрессорах агрегатов наддува дизелей часто применяются радиальные турбомашины - центробежные компрессоры  и центростремительные турбины.

Их конструкции имеют много общего. Они состоят из входных (выходных) устройств, рабочих колес, безлопаточного и лопаточного диффузоров (сопловых аппаратов) и улиток.

Рабочие колеса обоих типов турбомашин чаще всего выполняются полузакрытыми. Лопатки рабочего  колеса  образуют радиальные межлопаточные каналы, по которым движется воздух или газ.

Различия этих турбомашин заключены в следующем:

  1.   компрессор является потребителем механической энергии, турбина ее вырабатывает;
  2.   направление движения газа в компрессоре: от корневых сечений к периферийным, а в турбине - в  противоположном направлении;
  3.   неподвижные элементы в компрессоре (направляющие аппараты и диффузор) служат для уменьшения скорости, кинетической энергии потока и увеличения давления и температуры (потенциальной энергии), а в сопловом аппарате турбины - наоборот.

К основным характеристикам рабочих колес относятся: наружный диаметр DH внутренний диаметр рабочего колеса - DBH , диаметр втулки - DBM , количество лопаток Z, ширина рабочего колеса - B.

Важными параметрами, характеризующими геометрию рабочего колеса, являются высоты рабочих лопаток на наружном  lH и внутреннем  lBH диаметрах,  шаг лопаток tH , tBH , а также относительные размеры d BM =DBM /DH , d BH = DBH /DH , b=B/DH.

  1.  Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии: Макеты изучаемых деталей
  2.  Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для
    проведения занятий;  

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

 5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы;

  6. Рекомендации     по     использованию     информационных     технологий
необходимости);

  1.    Практические задачи, задания, упражнения;

Порядок выполнения работы

1. Выполнить эскизирование рабочего колеса центробежного компрессора и радиальной турбины с нанесением их основных размеров.

2. Рассчитать геометрические соотношения,  характеризующие рабочие колеса.

3. Заполнить таблицу 1 и проанализировать полученные результаты.

                                                  

Таблица 1

Параметр

Рабочее колесо

Тип

турбокомпрессора

Тип

турбокомпрессора

Компрессор

Турбина

Компрессор

Турбина

Число лопаток Z

Наружный диаметр рабочего

колеса DH, мм

Внутренний диаметр

рабочего колеса DBH, мм

Диаметр втулки DBM, мм

Осевая ширина рабочего

колеса B, мм

Шаг лопаток

на наружном диаметре РК ,

tH=   DH /z, мм

Шаг лопаток

на внутреннем диаметре РК,

tBH =      DBH /z, мм

Длина лопатки

на наружном диаметре РК  L H, мм

Длина лопатки на внутреннем

Диаметре РК LBH ,  мм

Относительная высота лопатки

Относительная высота лопатки

Относительный диаметр

dBH = DBH / DH    

Втулочное отношение   

d =D/ D

Относительная ширина РК

 b =B/ DH

4.  Задания студентам для самостоятельной работы:

- изучить учебный материал по теме ;

- подготовить таблицу

5 Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.:

1. Каким образом происходит преобразование энергий  в рабочем колесе центробежного компрессора?

2. Каким образом происходит преобразование энергий  в рабочем колесе центростремительной турбины?

3.  Какие типы рабочих колес применяют в радиальных турбомашинах агрегатов наддува?

4. Назовите основные геометрические параметры и их соотношения,  характеризующие рабочие колеса компрессора и турбины. Проанализируйте их различия.

                

Лабораторная работа №2

РАБОЧИЕ ЛОПАТКИ ОСЕВЫХ  КОМПРЕССОРОВ   И    ТУРБИН

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: знакомство с особенностями    конструкции   рабочих лопаток осевых турбомашин.

Рабочие лопатки  осевых компрессоров и турбин - одни из наиболее  ответственных деталей,  от конструктивного совершенства и долговечности которых зависит надежность и ресурс  ГТД.

Рабочие лопатки должны обладать:

  •  высокой прочностью, так как на них действуют значительные центробежные  и газодинамические силы и моменты,  вызывающие  напряжения растяжения, кручения и изгиба;
  •  низким уровнем  вибраций, что  необходимо  для  предотвращения опасных резонансных колебаний  лопаток  на  рабочих режимах двигателя;
  •  высокой точностью изготовления и низкой шероховатостью поверхностей для уменьшения аэродинамических потерь;
  •  технологичностью изготовления,   необходимой при массовом производстве.

Рабочие лопатки состоят из следующих конструктивных  элементов: хвостовика или замковой части, полки хвостовика и пера.

Вогнутую поверхность лопатки принято называть корытом,  выгнутую  - спинкой.

Кромку лопатки со стороны входа газов называют входной,  а противоположную - выходной.

Форма лопатки  характеризуется рядом геометрических параметров, к числу которых относятся:

  •  средняя линия профиля - кривая, представляющая собой геометрическое место центров окружностей, вписанных в профиль;
  •  хорда профиля  -  расстояние  между крайними точками средней линии;
  •  угол установки  профиля  - угол между хордой профиля и фронтальной линией решетки;
  •  угол закрутки лопатки - разность между углами установки профилей пера в корневом и периферийном сечениях;
  •  высота лопатки  -  расстояние  между концевыми поверхностями лопатки, измеряемое по радиусу;
  •  изогнутость профиля - наибольшая ордината средней линии профиля;
  •  максимальная толщина  лопатки.

При профилировании рабочих лопаток важно  учитывать  влияние на  статическую  и динамическую прочность таких её конструктивных параметров, как трапецевидность и клиновидность.

Трапециевидность характеризуется отношением длины хорды профиля  периферийного сечения к длине хорды в корневом сечении.

Клиновидность лопаток  определяется  отношением максимальной толщины профиля в периферийном сечении к максимальной толщине профиля пера в корневом сечении.

Важной характеристикой лопатки является относительная толщина профиля

.

Выбор минимального значения толщины профиля определяется условиями прочности, жесткости и технологией изготовления лопаток.

Удлинение лопатки  представляет собой отношение длины (высоты) лопатки к хорде на среднем диаметре.

Лопатки крепятся к наружным поверхностям роторов при помощи замковых соединений, которые должны обеспечивать:

  •  высокую прочность,
  •  возможность размещения необходимого числа лопаток,
  •  легкость сборки и замены лопаток,
  •  малую массу.

Существует два основных типа замковых соединений с хвостовиками лопаток: "ласточкин хвост" и "елочка", причем первый тип применяется в основном в компрессорах, а второй - в турбинах.

Рабочие лопатки изготавливаются штамповкой или точным  литьем с последующей механической обработкой.

Чистота обработки пера лопатки оказывает большое влияние  на  прочность   и на величину аэродинамических, прежде всего профильных потерь энергии.

С целью повышения КПД ступени на концах профильной части компрессорных лопаток иногда выполняются бандажные полки с одним либо  несколькими уплотнительными  гребнями.  Благодаря этому удается  предотвратить    перетекание газа от корыта к спинке лопаток и между их наружными торцами  и корпусом турбомашины.

Для рабочих лопаток турбины наличие бандажных полок является, чаще всего, обязательным.

При  монтаже между бандажными полками соседних лопаток создают натяг, что позволяет уменьшить их колебания.  

При работе ГТД лопатки  испытывают высокие статические  и динамические нагрузки. Например центробежная  сила,  возникающая при вращении рабочего колеса  компрессора, достигает 300 - 600 кН. Поэтому для снижения напряжений площадь концевого сечения лопатки меньше площади корневого сечения.

Лопатки,  особенно первой ступени компрессора,  подвержены значительному износу  при эксплуатации в результате попадания на них пыли,  капель жидкости, посторонних предметов.

Рабочие лопатки компрессоров отличаются тонкой входной кромкой, малыми углами поворота потока.  

Для изготовления длинных рабочих лопаток первых ступеней компрессора применяются алюминиевые и титановые сплавы.

В высоконапорных компрессорах температура лопаток последних ступеней может достигать 1000 К и более. Для их изготовления применяют легированные стали 30ХГСА, 40ХНМА и др.

Рабочие лопатки турбины состоят  из  тех  же  конструктивных элементов, что и лопатки компрессора, но имеют другие геометрические параметры и  форму.

Профильная часть турбинных лопаток имеет большую  относительную толщину и кривизну; у нее резче выражено изменение площади  сечений  по  высоте  лопатки  и  более   развита   замковая часть.

Угол закрутки рабочих лопаток турбины достигает 300 и более градусов.

Лопатки турбин  работают в  более тяжелых условиях, чем компрессорные. Температура газов на  выходе  из  камеры  сгорания  достигает   950 К …1600 К .

При температуре  газов  менее 1000 К для обеспечения надежной работы лопаток, изготовленных из современных жаропрочных сплавов на никелевой или кобальтовой  основе (ЖС6-К,  ХН77ТЮР и др.),  достаточно обеспечить отвод тепла от пера лопаток в диск рабочего колеса турбины. Для  увеличения отвода тепла  рабочие лопатки могут иметь удлиненные принудительно охлаждаемые хвостовики.

С повышением температуры газа снижается надежность и ресурс рабочих лопаток,  растет влияние термоусталостных процессов и высокотемпературной газовой коррозии.

Поэтому в современных высокотемпературных ГТД рабочие лопатки одной или нескольких первых ступеней турбины выполняются охлаждаемыми.

В современных высокотемпературных ГТУ наибольшее распространение получило внутреннее конвективное воздушное охлаждение рабочих лопаток. Охлаждение чаще всего происходит по следующей схеме: воздух подводится вдоль  диска рабочего колеса турбины к корневым сечениям лопаток. Далее через хвостовик вводится в перо лопаток и охлаждает их.  Нагретый воздух отводится из лопаток через их выходные или периферийные  кромки.

Идут  активные исследования по созданию высокотемпературных неохлаждаемых лопаток из керамических и металлокерамических материалов. Их механические свойства практически не изменяются при нагреве до 1500 К. Однако эти материалы пока не обладают необходимой долговечностью из-за повышенной чувствительности к вибрациям и местным концентраторам напряжений.

Порядок выполнения работы

1. Изучить  конструкцию рабочих лопаток турбины и компрессора (основные элементы, способ охлаждения, способ крепления и т.д.)

2. Выполнить  эскизы  рабочих лопаток турбины и компрессора.

3. Определить   геометрические  параметры  лопаток,  заполнить таблица 2.

4. Выявить  различия в  конструкции компрессорных и турбинных лопаток и объяснить причины их вызвавшие.

                                                 

Таблица 2

Геометрическая характеристика

Лопатка

турбины

Лопатка

компрессора

Высота (длина)  L,   мм

Длина хорды b,   мм

Удлинение l =L/b, мм

Максимальная толщина профиля

в периферийном сечении С, мм

Относительная толщина

в переферийном сечении

.

Контрольные вопросы

  1.  Какие  требования предъявляются к рабочим лопаткам компрессоров и турбин?
  2.  Из каких основных частей состоит рабочая лопатка?
  3.  Какими геометрическими параметрами характеризуется  форма пера лопатки?
  4.  Какие требования предъявляются к замковым соединениям?
  5.  Для чего служат бандажные полки?
  6.  Каким образом охлаждаются рабочие лопатки ГТД?

Лабораторная работа №3

ВХОДНОЕ  УСТРОЙСТВО  ГАЗОТУРБИННОГО  ДВИГАТЕЛЯ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение конструкции  и  принципа  действия входного устройства газотурбинного двигателя.

Входное устройство (ВУ) располагается в  передней  части  двигателя  и крепится к переднему фланцу корпуса компрессора.

Назначение входного устройства - обеспечение подвода необходимого количества воздуха к компрессору на всех режимах работы двигателя с минимальными аэродинамическими потерями.

Входное устройство  проектируется без резких поворотов, сужений и расширений.

Выбор материала для входного устройства определяется его температурой:  при t<525 К применяется алюминиевые сплавы, при525< t <775 К -листовой титановый сплав, при t >775 К нержавеющая сталь Х18Н9Т.

Входное устройство двигателя ТВ3-117 , выполненное литьем из алюминиевого сплава, представляет собой две оболочки, соединенные между собой 4 стойками.

На наружном  корпусе ВУ против стоек расположены четыре фланца.  На верхнем фланце крепится коробка приводов, на нижнем фланце - масляный агрегат,  к правому и левому фланцам - трубки подвода горячего воздуха. В правой нижней части корпуса имеются четыре бобышки для крепления коробки электросистемы двигателя.

В вертикальных стойках выполнены каналы,  через которые проходят валы пускового устройства, привода маслоагрегата, а также каналы подвода и слива масла.

Внутри горизонтальных стоек залит воздушный коллектор из стальных трубок,  по  которым подводится горячий воздух для обогрева  корпуса  и лопаток входного направляющего аппарата компрессора и входного обтекателя (кока) двигателя.

Кок  состоит из профилированной наружной стенки и внутреннего дефлектора,  изготовленных из алюминиевых сплавов,  и крепится к входному устройству посредством шпилек.

При включенной противообледенительной системе в полость между наружной стенкой и дефлектором кока поступает  горячий  воздух,  омывает изнутри стенку и через отверстия в коке выходит в проточную часть воздухозаборника,  предотвращая образование наледи.

Обтекаемая форма кока обеспечивает безударный подвод воздуха к компрессору.

На задней части входного устройства расположен входной направляющий аппарат компрессора, который состоит из  отдельных поворотных лопаток, установленных с помощью осей в наружной и внутренней оболочках входного устройства. Изменение угла установки этих лопаток обеспечивает уменьшение аэродинамических потерь на долевых режимах работы ГТУ и предотвращает возникновение помпажа в компрессоре.

Порядок выполнения работы

  1.  Изучить конструкцию и назначение входного устройства.
  2.  Определить расположение навешенных агрегатов и способы передачи крутящего момента к ним.
  3.  Выполнить эскизирование входного устройства и определение его основных геометрических параметров.

Контрольные вопросы

  1.  Для чего предназначено входное устройство?
  2.  Для чего служат каналы в стойках входного устройства?
  3.  Как устроен и для чего служит кок?
  4.  Какие агрегаты располагаются на наружном корпусе входного устройства?
  5.  Каким образом осуществляется передача крутящего момента от стартера-генератора к ротору компрессора?
  6.  Каким образом осуществляется привод масляных насосов?
  7.  Каким образом осуществляется поворот лопаток входного направляющего аппарата?
  8.  Из каких материалов изготавливаются входные устройства ГТД?

Лабораторная работа №4

РОТОР ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА

ЦЕЛЬ  РАБОТЫ: определение классификационных характеристик, изучение конструкции и принципа действия осевых компрессоров,   определение  основных размеров и соотношений  ротора  осевого компрессора.

Осевые компрессоры предназначены для повышения давления воздушного потока.

В них возможно получение высокой степени  повышения  давления, больших расходов воздуха и КПД при сравнительно малых диаметральных габаритных размерах и массе. Поэтому они чаще центробежных используются в современных ГТУ, так как  наиболее полно отвечают предъявляемым требованиям.

В таких компрессорах  направление  скорости  потока воздуха  в меридиональной плоскости примерно параллельно оси вращения.

Наряду с преимуществами осевые компрессоры имеют  и  некоторые недостатки:   

  •  снижение коэффициента полезного действия на нерасчетных  режимах;
  •  относительно узкую область устойчивых режимов работы;
  •  чувствительность к износу поверхности лопаток в процессе эксплуатации;  
  •  большое количество лопаток (несколько сотен),  вызывающее повышение трудоемкости изготовления и,  следовательно,  стоимости компрессора.

Классификация осевых  компрессоров осуществляется по следующим признакам:

1. По числу роторов:

- однороторные (однокаскадные);

- двухроторные (двухкаскадные).

2. По отношению скорости воздуха в проточной части к скорости звука:

   - дозвуковые;

   - сверхзвуковые.

3. По конструкции ротора:

  •  роторы барабанного типа,  представляющие  собой  коническую оболочку, закрытую с торцов плоскими или коническими стенками,  с цапфами, установленных в подшипниках.  На  наружных поверхностях барабана выполнены пазы для крепления лопаток;
  •  роторы дискового типа,  имеющие ряд дисков,  посаженных  на вал;
  •  роторы барабанно-дискового  типа,  состоящие  из  отдельных дисков, соединенных между собой сваркой и образующих барабан.

4. По форме проточной части:

  •  с постоянным наружным диаметром;
  •  с постоянным средним диаметром;
  •  с постоянным внутренним диаметром;
  •  с комбинацией постоянного наружного и постоянного внутреннего диаметров.

В ротор входит весь комплект вращающихся деталей компрессора, с помощью которых осуществляется преобразование механической энергии в кинетическую и потенциальную энергии воздушного потока.

Основными деталями ротора являются барабан или диски, рабочие лопатки, передняя и задняя цапфы.

Ротор компрессора нагружается в работе значительными инерционными и газовыми силами, крутящими и изгибающими моментами.

Для изготовления  дисков и барабанов применяются титановые сплавы или легированные хромоникелевые стали.  

После  механической  обработки детали покрывают антикоррозионным составом или анодируют.  

Рабочие лопатки  установлены на роторе в отдельные пазы типа “ласточкин хвост”. В собранном виде ротор  проходит статическую и динамическую  балансировку  с  целью уменьшения вибраций и инерционных сил, воздействующих на подшипники.

Крутящий момент от вала турбины  передается к ротору компрессора через эвольвентные шлицы, выполненные внутри его задней цапфы.

Основными характеристиками ротора осевого компрессора являются: число ступеней i, количество рабочих лопаток в ступени Z, наружный и внутренний диаметры рабочего колеса, высота (длина) лопаток ступени l, хорда лопатки b, шаг на среднем радиусе t, густота решетки  на  среднем радиусе (b/t),  удлинение лопатки на среднем радиусе (l/b) , относительная толщина лопатки c/b.

Порядок выполнения работы

1. Дать характеристику ротора компрессора в соответствии с классификационными признаками.

2. Выполнить эскизирование ротора компрессора и определить его основные геометрические размеры.

3. Определить основные характеристики ротора и заполнить таблицу 3. Проанализировать полученные результаты.

Таблица 3

Параметры

осевого компрессора

и его отдельных  ступеней

Ступень

Ступень

Ступень

Количество лопаток в ступени, Z

Наружный диаметр   колеса

ступени,  Dн    мм

Внутренний диаметр   ступени, dвн мм    

Относительный   диаметр втулки  колеса  1-ой ступени

 d  =dвн /Dн  

Высота  лопаток ступени

l=(Dн-dвн)/2, мм

Хорда лопатки, b мм

Шаг у корня  лопатки

tк =    dвн /z, мм

Шаг на наружном  диаметре

колеса

tн =   Dн/z, мм

Шаг на среднем радиусе

 tср =(tк +tн)/2, мм

Густота  решетки  

на среднем радиусе (b/tср)

Контрольные вопросы

  1.  В чем отличие  осевых компрессоров от центробежных?
  2.  Каковы достоинства и недостатки осевых компрессоров?
  3.  По каким признакам классифицируются осевые компрессоры?
  4.  Какие типы роторов находят применение в осевых  компрессорах?
  5.  Назовите  основные  геометрические  характеристики ротора осевого компрессора и его отдельной ступени.
  6.  Из каких материалов изготавливают  роторы  осевых компрессоров

Лабораторная работа №5

СТАТОР ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  изучение конструкции,  назначения и основных характеристик  статора  осевого компрессора ГТД.

Статор осевого  компрессора представляет собой один или несколько корпусов с закрепленным в нем направляющими аппаратами (НА).

Чаще всего он состоит из отдельных кольцевых корпусов, не имеющих осевого разъема. Крепление корпусов между собой осуществляется с помощью фланцев, специальных винтов  и самоконтрящихся гаек.

Во фланцах корпусов имеются радиальные отверстия, которые служат для установки осей поворотных направляющих лопаток.

Внутри корпуса на подшипниках монтируется ротор и крепятся направляющие аппараты.  

В стенках корпуса могут быть выполнены каналы для подвода и  отвода  масла, отбора воздуха.

Узлами статора являются также воздушные уплотнения,  противопомпажные и противообледенительные устройства.

Конструкция статора характеризуется:

  •  формой проточной части;
  •  способами разъёма его корпусов;
  •  способами и устройствами, предотвращающими помпаж;
  •  способами крепления и количеством лопаток НА, густотой их решеток, размерами лопаток.

Передний корпус компрессора крепится к входному устройству.

Задний корпус  компрессора  обеспечивает силовую  связь с корпусами камеры сгорания  и турбин двигателя.

Выбор материала для корпуса компрессора определяется его рабочей температурой. Он может быть изготовлен из алюминиевых литейных сплавов АЛ4 и АЛ5, упрочненных термообработкой, или  сварным  из титановых  сплавов или стали.

Направляющие и  спрямляющие аппараты, установленные в корпусах компрессора, представляют собой кольцевые наборы неподвижных  или  поворотных  профилированных  лопаток, образующих  расширяющиеся  каналы.  

Назначение направляющих и спрямляющих аппаратов -  преобразование кинетической энергии потока в потенциальную, обеспечение оптимальных значений скорости и направления воздушного потока перед рабочими лопатками.

Лопатки могут крепиться либо непосредственно к корпусу компрессора, либо  в  промежуточные  корпуса, имеющие форму полуколец.

Лопатки направляющих и спрямляющих аппаратов подвержены  изгибу и кручению газовыми силами. Потому выбор способа крепления должен обеспечивать необходимую жесткость, высокую точность, неизменность установки лопаток,  а также удобство сборки компрессора.

По способу крепления различают лопатки консольные и с  двусторонним закреплением.

Конструкция НА должна  обеспечивать  свободу  температурного расширения лопаток.

Для изготовления лопаток НА используются алюминиевые сплавы (АК4,  ВД17),  титановые сплавы или специальные стали (30ХА, 30ХГСА, Х17Н2 и др.).

На современных отечественных и зарубежных двигателях для изготовления компрессора применяют композитные материалы.

Порядок выполнения работы

1. Дать характеристику статора осевого компрессора  газотурбинного двигателя.

2. Выполнить эскизы корпуса компрессора и направляющих аппаратов с указанием основных размеров.

3. Заполнить таблицу 4 и провести анализ полученных результатов.

                                        Таблица 4

Размеры и параметры

направляющего   

аппарата

Направ-

ляющий

аппарат

ступени №

Направ-

ляющий                аппарат

ступени №

Направ-

ляющий

аппарат

ступени №

Наружный диаметр    Dн, мм        

Внутренний диаметр

 dвн, мм      

Количество лопаток   z

Длина хорды лопатки

на среднем диаметре b, мм

Высота (длина) лопатки

L=(Dн  - dвн)/2, мм  

Шаг лопаток, мм:

на наружном диаметре

tн =     Dн  /z

на внутреннем диаметре

tвн =    dвн/z

на среднем диаметре

tср =(t +t )/2

Густота решетки

на среднем радиусе      (b/tср)     

Контрольные вопросы

1. Из каких основных элементов состоит статор осевого  компрессора ГТД?

2. Для чего служат передний, задний и средний корпуса?

3. Каково  назначение  спрямляющих  и  направляющих аппаратов осевых компрессоров?

4. Как  крепятся  лопатки  направляющего аппарата в корпусе?

5. Где и с какой  целью  устанавливаются  поворотные  лопатки?

6. Чем  определяется выбор материалов для изготовления деталей статора?

  1.  Назовите  основные геометрические характеристики  статора компрессора и его направляющих аппаратов.

Лабораторная работа №6

КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение конструкции и  принципа  действия камеры сгорания ГТД .

Камеры  сгорания  ГТД предназначена для преобразования химической энергии топлива в тепловую.

Рабочий процесс в камере сгорания включает смесеобразование, воспламенение и горение топливовоздушной смеси, смешение продуктов сгорания со вторичным воздухом.

По направлению  движения газового потока различают камеры сгорания прямой и противоточной схем.

При многообразии  конструктивных  схем все камеры сгорания имеют внутренний и наружный корпуса, диффузор,  жаровую трубу, стабилизаторы, коллектор форсунок, а также устройства, обеспечивающие воспламенение топливовоздушной смеси.

Наибольшее распространение в  ГТД  получили  камеры  сгорания трех основных типов:  трубчатая, кольцевая и трубчато-кольцевая.

В трубчатой камере сгорания цилиндрическая  жаровая труба расположена внутри цилиндрического корпуса.

В кольцевой (тороидальной) камере сгорания  жаровая  труба   расположена концентрично  в кольцевом пространстве,  образованном наружным и внутренним корпусами.

В трубчато-кольцевой камере сгорания несколько цилиндрических жаровых труб устанавливаются внутри кольцевого корпуса.  Жаровые трубы  соединены  между  собой патрубками для выравнивания давления воздуха и газов и переброса пламени.

Жаровые трубы обычно состоят из нескольких секций соединенных сваркой. В целях предотвращения образования трещин от термических напряжений  в  местах стыков отдельных,  различно нагретых, секций делают компенсирующие прорези.

Диффузорные участки, расположенные во входной части камер сгорания, предназначены  для снижения скорости потока воздуха на входе в жаровую  трубу  и  преобразования  части  кинетической энергии  во внутреннюю энергию потока.

Для распыливания топлива в камерах ГТД используются, как правило,  двухканальные центробежные форсунки,  состоящие из корпуса со  штуцерами  и  трубопроводами  основного и дополнительного контуров.

Фронтовая часть жаровой трубы и завихрители (стабилизаторы горения) формирует структуру воздушного потока и определяет процессы смесеобразования, стабилизации пламени и выгорания топлива. В ней также расположены один или два ряда отверстий для подвода первичного воздуха.

Завихрители   могут  быть  лопаточного, конусного или струйного типа.  Они обеспечивают  созданием в головной части жаровой  трубы  пониженного давления, вследствие чего образуется зона обратных токов, в которой часть горячих газов  движется  навстречу  основному потоку воздуха и распыленного топлива. В результате происходит образование топливовоздушной смеси, ее воспламенение и устойчивое горение.

Масса воздуха, подведенного в эту зону с учетом расхода через фронтовое устройство и пояса  охлаждения, составляет 50-60 %  от общего расхода через камеру сгорания.

Через отверстия в основной части жаровой трубы через ряды круглых или овальных отверстий подводится  воздух, необходимый  для  завершения  процесса  сгорания топлива.

Между последним  рядом  отверстий  для подвода воздуха в зону горения и первым рядом отверстий  зоны  смешения  стенка  жаровой трубы выполняется сплошной (без отверстий),  что  необходимо  для поддержания  высокой  температуры  процесса без замораживания его струями холодного смесительного воздуха.      

В смесительную  часть  жаровой  трубы воздух подводится через отверстия с отбортовками, которые увеличивают глубину проникновения струй вторичного воздуха в газовый поток, что улучшает смешение воздуха с продуктами  сгорания  и повышает равномерность температурного поля  на входе в турбину.  

Ресурс и надежность жаровых труб определяются уровнем и равномерностью нагрева их стенок.  

Наиболее нагретым (до 1000 -  1300 К) местом жаровой трубы является ее середина, где выделение тепла уже заканчивается,  а вторичный воздух еще только  начинает подмешиваться к продуктам сгорания.

Для поддержания приемлемой температуры стенок жаровых труб применяется комбинированное конвективно-пленочное  охлаждение:  охлаждение перфорированных стенок, когда охладитель подается перпендикулярно скорости горячего  потока  газов через большое число отверстий небольшого диаметра,  и струйное комбинированное охлаждение, при котором  охладитель  подается  параллельно скорости горячего потока через специальные щели.

Жаровые трубы изготавливаются штамповкой из жаропрочных сплавов на никелевой основе типа Х20Н80Т, ЭИ602, ЭИ868 и др. Для изготовления других узлов камеры сгорания (диффузора, корпусов и др.) используются  стали типа Х17Н2, 1Х18Н9Т.

Порядок выполнения работы

1. Дать характеристику  камеры  сгорания, определить  тип завихрителей, количество и расположение форсунок, способ охлаждения жаровой трубы.

2. Выполнить  эскизы основных элементов камеры сгорания (жаровой трубы, коллектора форсунок, корпусов) и определить их геометрические  характеристики.

Контрольные вопросы

  1.  Какие процессы происходят в камере сгорания ГТД?
  2.  Назовите основные элементы камеры сгорания и  укажите  их назначение.
  3.  Назовите методы охлаждения жаровых труб.
  4.  Из каких материалов изготавливаются основные узлы камер сгорания?

Лабораторная работа №7

СТАТОР ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  изучение   конструкции, назначения  и основных геометрических характеристик статора осевой турбины  ГТД..

Статор осевой  турбины, предназначенный для установки сопловых аппаратов и подшипников,   обычно  состоит из нескольких наружных и внутренних корпусов.

Основное отличие статоров  турбины  от  аналогичных  узлов  компрессора  заключается  в том, что сопловые лопатки, входящие в сопловые аппараты,  не могут быть  звеном,  несущим  нагрузки. Это объясняется  высокими   перепадами температур между сопловыми лопатками и корпусами.

Сопловые лопатки,  собранные в решетку, образуют сопловой аппарат (СА). Основное назначение сопловых аппаратов  -  преобразование потенциальной энергии газов в кинетическую и закрутка потока.

Газовый поток,  проходя через сопловой аппарат, нагружает его лопатки,  которые передают кольцам значительные осевые и окружные силы.

Сопловые лопатки при  температуру  менее 1000 К выполняют неохлаждаемыми. При более высоких температурах должно применяться воздушное охлаждение.

При этом учитывается, что у сопловых лопаток допустима более высокая температура нагрева, чем у рабочих, поскольку они не нагружены центробежными силами.

Сопловые аппараты, расположенные сразу же после камеры сгорания и подверженные действию  высоких  температур, для обеспечения свободного теплового расширения чаще  всего  выполняются  составными (состоящими из отдельных лопаток),  а сопловые аппараты  последующих ступеней многоступенчатых турбин могут выполняться литыми (неразборными).

Сопловые лопатки  первой ступени турбины обычно изготавливаются прецизионным (точным) литьем из наиболее жаропрочных сплавов на  никелевой (ЖС3, ЖС6-К) или  на  кобальтовой  основе (ЛК4).  

Сопловые лопатки последующих ступеней в зависимости от температуры лопаток изготавливаются или из литейных жаропрочных сплавов типа  ВЛ7-45У методом прецизионного литья, или горячей штамповкой из  деформируемых сплавов типа Х20Н80Т, ХН77ТЮ  с последующей механической обработкой.  

Поверхность стальных лопаток  иногда  алитируется (насыщается алюминием) для повышения жаростойкости.

Порядок выполнения работы

1. Изучить конструкции сопловых аппаратов ГТД.

2. Выполнить  эскиз  СА с указанием основных элементов и геометрических размеров.

3. Заполнить таблицу 5 и выполнить анализ полученных данных.

                                                Таблица 5

Параметры соплового аппарата

Ступень №

Ступень №

Диаметры сопловой решетки, мм:

  наружный   D

  внутренний d

Число лопаток СА, z

Высота лопатки СА

 l=(D  - d  )/2, мм

Хорда лопатки СА    b, мм

Шаг решетки СА, мм:

на наружном диаметре

 tн  =    D  /z

на внутреннем диаметр

tвн  =    d  /z

на среднем диаметре  

tср  =(tн  + tвн  )/2

Относительное удлинение лопатки l/b

Густота решетки на среднем

радиусе b/t

Контрольные вопросы

  1.  Из каких основных элементов состоит статор осевой турбины ГТД?
  2.  Для чего предназначен сопловой аппарат?
  3.  В чем отличие соплового аппарата турбины от направляющего аппарата осевого компрессора?
  4.  Из  каких материалов и каким образом изготавливают лопатки соплового аппарата?

Лабораторная работа №8

РОТОР ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  изучение конструкции, принципа действия и основных геометрических характеристик ротора осевой турбины ГТД.

К  числу основных параметров ротора турбины  ГТД относятся:

  •  число рабочих колес (ступеней);
  •  число  лопаток в каждом рабочем колесе;
  •  способ крепления лопаток к диску;
  •  способ соединения дисков между собой и валом;
  •  геометрические характеристики рабочих колес.

В газотурбинных двигателях преимущественное применение получили роторы дискового типа,  обеспечивающие хорошую  работоспособность при больших окружных скоростях и высокой температуре газа.

К числу основных составных  частей  ротора  относятся  диски  с лопатками (рабочие колеса),  валы,  цапфы, промежуточные кольцевые проставки и ряд других деталей.

В общем случае диск турбины состоит из обода, полотна, кольцевых и других выступов, фланцев и ступицы.  

Обод   представляет собой уширенную постоянной или переменной ширины периферийную часть диска, служащую для крепления рабочих лопаток.

На ободе  выполняются буртики  лабиринтных уплотнений  либо  выступы для крепления других деталей ротора.

Полотна дисков выполняются переменной толщины, максимальное значение которой достигается в близи оси вращения. На полотне предусматривается выполнение фланцев для крепления дисков между собой и с валами и цапфами, буртов крепления колец лабиринтных уплотнений  и балансировочных грузиков.

Соединения дисков и валов должны обеспечивать надежную передачу в стыках всех действующих нагрузок, достаточную жесткость соединений и их  соосность.

Крепление рабочих лопаток к диску должно обеспечивать точную установку  заданного числа лопаток на диске при достаточной  прочности крепления, легкость их монтажа и демонтажа. Чаще всего в  современных  ГТД  применяется крепление рабочих лопаток с помощью хвостовика типа "ёлочка".

Валы роторов турбины всегда делаются полыми. Отверстия внутри валов служат для подвода охлаждающего воздуха от компрессора к дискам турбины.

Для охлаждения дисков  используют  различные  конструктивные приемы,  позволяющие  снизить разность температур вдоль радиуса, уровень температурных напряжений.  Например, организуют подвод  воздуха вдоль полотна для охлаждения как самого диска, так и рабочих лопаток,  использует  обдув обода диска, продувку воздуха через монтажные зазоры елочных замков.

На одном из концов вала выполнены шлицы для соединения с ротором компрессора или редуктором, а на другом - фланец или другое устройство для соединения с диском турбины.

Для изготовления дисков роторов применяют  жаропрочные  стали типа 4Х12Н8Г8МФБ, ЭИ 424,  если температура обода не превышает 875- 925 К. При температурах выше 1000 К   используют  хромоникелевые  сплавы.

Валы  турбин изготовляются из стали типа 18ХНВА или 40ХМЮА.  

В ГТД,  кроме турбины привода компрессора, имеется свободная (силовая)  турбина. Она служит для  создания крутящего момента,  передаваемого через редуктор потребителю.

Конструкция силовой турбины  подобна  конструкции   турбины привода компрессора.

Порядок выполнения работы

1. Изучить конструкцию роторов  турбин ГТД.

2. Выполнить  эскизы  роторов с указанием их основных элементов.

3. Определить  геометрические  характеристики   турбин и заполнить таблицу 6. Выполнить анализ полученных результатов.

                                               Таблица 6

Характеристика ступени

Ступень

Ступень

Количество лопаток

Диаметр

наружный   D, мм

внутренний d, мм  

Высота лопатки   l=(D  - d)/2, мм

Хорда лопатки b, мм     

Шаг лопатки

       на внутреннем диаметре

t = d /z, мм          

 на наружном диаметре   t =   D /z, мм  

   на среднем  диаметре

t =  (D +d )/2z, мм  

Относительная длина    лопатки  l/D

Относительное удлинение      l/b    

Густота решетки  b/t  

Контрольные вопросы

1. Какие элементы входят в состав ротора осевой турбины?

2. Как соединяются между собой диски ротора,  диски  и  вал, рабочие лопатки и диски?

3. Каким образом охлаждается ротор  турбины?

4. Для чего служит силовая турбина?

5. Из каких материалов изготавливаются основные элементы  ротора турбины?

Лабораторная работа №9

ВЫХОДНОЕ   УСТРОЙСТВО   ГАЗОТУРБИННОГО   ДВИГАТЕЛЯ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение конструкции и назначения  выходного устройства ГТД.

Выходное устройство - часть двигателя, расположенная за силовой турбиной и предназначенная для отвода газов из ее проточной части.

Оно должно иметь минимальное гидравлическое сопротивление, обладая при этом высокой стойкостью против коробления, прогара и газовой коррозии.

Выходное устройство состоит из наружного и внутреннего  оболочек, соединенных стойками.  Внутренний конус-обтекатель служит для предотвращения резкого расширения газа за турбиной и плавного перехода потока из кольцевого сечения за турбиной в сплошное за конусом.

Выходное устройство  также является  элементом  силовой  схемы ГТУ и служит задней опорой ротора силовой турбины.

На наружном корпусе выходного устройства имеются:

  •  штуцера для подвода  масла к подшипникам и для его отвода;
  •  электрические  разъемы для снятия сигнала от индуктивных датчиков частоты вращения ротора силовой турбины,  размещенных во внутреннем конусе;
  •  фланцами для отбора горячих газов.

Угол внутреннего конуса у вершины составляет 30-50 0. Устойчивое разряжение вокруг конуса использовано для организации воздушного охлаждения размещенных в нем подшипников ротора силовой турбины.

К заднему фланцу наружной обечайки корпуса  выходного  устройства крепится поворотный патрубок, который может монтироваться как при правом, так и левом варианте установки двигателя.

Детали конструкции выходных устройств работают в условиях обтекания химически активными газами при  высокой  температуре,  достигающей 900 - 1000 К. Поэтому для изготовления деталей выходного устройства используются жаропрочные нержавеющие стали типа 1Х18Н9Т, 0Х18Н12Б или титанового сплава.

Порядок выполнения работы

1. Изучение  конструкции и назначения выходного устройства газотурбинного двигателя.

2. Эскизирование выходного устройства ГТД и определение его основных геометрических параметров

.

Контрольные вопросы

1. Для чего служит выходное устройство ГТД?

2.  Какие требования предъявляются выходным устройствам ГТД?

3. Из  каких  материалов  изготавливаются  элементы выходных устройств?

Лабораторная работа №10

КОНСТРУКТИВНЫЕ  СХЕМЫ  ГАЗОТУРБИННЫХ  ДВИГАТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение расположения основных узлов ГТД  и их силовой взаимосвязи.

Основные неподвижные элементы ГТД, воспринимающие силы и моменты, возникающие в процессе работы двигателя, образуют его силовую схему. В ее состав входят корпуса компрессора, камеры сгорания, турбин, корпуса входного и выходного устройств и опор подшипников.

При работе ГТД на силовые корпуса действуют газодинамические силы,  силы инерции и тяжести. Поэтому  к нему предъявляются повышенные требования в отношении прочности и жесткости.

Газодинамические силы возникают во входном устройстве, при обтекании лопаток направляющих и сопловых аппаратов компрессора и турбины. Величина газодинамических сил пропорциональна массе воздуха или газа, протекающих по проточной части турбомашин в единицу времени, и разности скоростей потока на соответствующих участках. Вектор газодинамических сил направлен под углом к оси двигателя.

Силы, возникающие на направляющих лопатках компрессора и на диффузорном участке камеры сгорания, направлены в сторону входного устройства ГТД.

Силы, возникающие на лопатках сопловых аппаратов турбин, направлены в сторону выходного патрубка.

Осевые силы вызывают напряжения растяжения или сжатия в силовых корпусах ГТД.

Окружные составляющие сил, действующие на корпуса, создают крутящий момент,  который также воспринимает судовой фундамент.

Число узлов крепления ГТД к судовому фундаменту определяется размерами двигателя, величиной и характером действующих нагрузок.

Неравномерность полей скоростей и давлений газового потока вызывают вибрации силовых корпусов,  что негативным образом сказывается на ресурсе и надежности ГТД.

Окружные составляющие газодинамических сил определяют величины крутящих моментов, действующих в рабочих колесах компрессора и турбин.

Осевые составляющие сил, действующие в компрессоре и турбинах,  направлены в противоположные стороны. Поэтому  соединение  роторов компрессора и турбины позволяет уменьшить нагрузку, действующую на радиально-упорный подшипник.

Равнодействующая всех осевых сил, воздействующая как на корпуса, так  и передаваемая роторами через радиально-упорные подшипники, воспринимается через узлы крепления ГТД судовым фундаментом.

Количество радиально-упорных подшипников равно числу роторов.

В вертолетных и танковых ГТД , применение которых наиболее вероятно  на судах речного флота, используют как двухроторную, так и трехроторную схемы.

В двигателях, выполненных по двухроторной схеме, например в двигателях типа ТВ3-117,  применяют два радиально-упорных подшипника.  Один из них устанавливают на задней цапфе ротора компрессора, в корпусе опоры, расположенной между  компрессором и камерой сгорания.

Второй радиально-упорный подшипник устанавливают на вале силовой турбины за ее второй ступенью,  в корпусе выходного устройства.

В этой схеме ротор компрессора и турбины его привода имеют еще два радиальных подшипника. Один из них расположен во входном устройстве, а второй - в корпусе опор, расположенном между турбиной привода компрессора и силовой турбиной.

Радиальный подшипник силовой турбины расположен также в корпусе выходного устройства.

В трехроторных схемах, в которых имеется компрессоры низкого и высокого давления и соответствующие турбины для их привода, радиально-упорные подшипники расположены между компрессорами. Каждый из этих роторов имеет еще по два радиальных подшипника.

Силовая турбины, как и в предыдущем случае, имеет два подшипника, один из которых выполняют радиально-упорным.

Порядок выполнения работы

  1.  С помощью чертежей, технической документации и узлов двигателя ТВ3-117 определить корпуса, входящие в его силовую схему.
  2.  Определить положение радиальных и радиально-упорных подшипников.
  3.   Определить направление  осевых и окружных составляющих сил, действующих на корпусы и роторы компрессора и турбин.
  4.  Выполнить  схематический чертеж двигателя.

Контрольные вопросы

  1.  Какие узлы входят в силовую схему ГТД?
  2.  Какие силы действуют на корпуса и роторы ГТД?
  3.  На какое количество подшипников опираются роторы компрессора и турбин?
  4.  Где расположены радиально-упорные подшипники роторов?

Список рекомендованной литературы

Артемов Г.А. Совершенствование судовых газотурбинных установок. Л.: Судостроение, 1984,

Жаров Г.Г., Венцюлис Л.С. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки. Л.: Судостроение, 1973.

3. Костюк А.Г. Динамика и прочность турбомашин М.: Машиностроение 2007

Маслов Л.А. Судовые газотурбинные установки. Л.: Судостроение, 1973.   

Справочник инженера-механика судовых газотурбинных установок. Под  ред. В.Д. Речистера. Л.: Судостроение, 1985


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55429. Впровадження педагогічних технологій в навчально-виховний процес з метою формування життєвих компетенцій 92 KB
  Впровадження компетентнісно-орієнтованого підходу в навчальновиховний процес зявляється нова освітня позиція що передбачає заміну учнівських стандартів поняттями компетенція і компетентність. Виділяють наступні види компетенцій: інформаційна компетенція соціокультурна компетенція комунікативна компетенція діяльнісна...
55430. Методика организации коррекционной работы в старших классах общеобразовательной школы 73 KB
  Коррекция ЗУН –- способ преодоления неуспеваемости учащихся Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя преподавание и ученика учение.
55431. «Project Studio Сила» Версия 2.0 11.89 MB
  Производит автоматическую генерацию отчетов распределительной и питающей сети. Сначала происходит открытие схемы распределительной и питающей сети в предварительном окне, где она может быть просмотрена. Далее, есть возможность перенести схемы сетей в чертежи AutoCAD-а.
55432. Роль прокаріотів в природі і житті людини 68 KB
  Мета: Розкрити роль дробянок у природі, значення бактерій у розкладанні органічних речовин, показати значення бактерій в медицині, сільському господарстві; розвивати вміння працювати з текстом підручника, малюнками, додатковою літературою, схемами;...
55433. ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 1.75 MB
  ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ Художники: А. Спешим успокоить вас обыденностью этого явления поэтому мы не будем обсуждать психофизиологические особенности леворуких детей так как по этой проблеме можно найти достаточное количество медицинской и педагогической литературы. Постараемся в доступной форме в четкой и строгой последовательности вместе с вами преодолеть трудности обучения навыкам письма детейлевшей перед поступлением в школу ошибки в написании слов отвратительный почерк неуверенность ребенка перед письмом и т. Праздник начала...
55434. Пропорції та пропорційні величини 128 KB
  Мета. Закріпити та скорегувати знання учнів про пропорції та пропорційні величини. Працювати над виробленням вмінь та навичок розв’язування стандартних задач. Розвивати уяву, абстрактно-логічне мислення. Виховувати працьовитість, почуття гумору, інтерес до вивчення математики.
55435. Відношення і пропорції. Розв’язування задач 4.86 MB
  Мета: освітня: закріпити свідоме розуміння правил знаходження невідомого члена пропорції пропорційної залежності при розв’язуванні задач практичного змісту повторити вивчені способи усних обчислень ввести поняття прямо пропорційні величини і обернено пропорційні величини;...
55436. Решение задач с помощью пропорций 123 KB
  Обучающая: научить учащихся правильно определять тип пропорциональной зависимости, описанный в задаче, правильно составлять краткую запись к задаче, пропорцию, правильно уметь оценить полученный ответ
55437. ВМІННЯ ПРОЩАТИ 43 KB
  Завдання Обери колір пелюстки і дай відповідь на запитання Що таке любов Що означає любити Бога Кого може любити людина Що таке жертовність З якими чеснотами повязана любов У чому проявилася любов Бога до людей Якою є найбільша любов ...