1168

Создание фильма Чарнобыль. Фантомы на студии БВЦ (Беларусь)

Контрольная

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Предпосылки создания проекта. Построение драматургии звукового сопровождения. Звуковая экспликация. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения. Технические средства и стадии реализации проекта.

Русский

2012-11-16

78 KB

3 чел.

Предпосылки создания проекта.

Построение драматургии звукового сопровождения.

Звуковая экспликация.

Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения.

Технические средства и стадии реализации проекта.

1.Предпосылки создания проекта.

Чернобыльская тема неизменно актуальна в творчестве белорусских авторов.

Время все больше отдаляет от нас трагические события апреля 86-го года. В прошлом году была полностью прекращена эксплуатация Чернобыльской атомной электростанции. Но остались проблемы, связанные с последствиями этой катастрофы, которые все более остро напоминают о себе. Вместе с тем складывается впечатление, что в общественном сознании с годами постепенно начало притупляться чувство общей беды, постигшей всех нас в результате чернобыльской катастрофы. А работа по ликвидации ее последствий, социальной защите пострадавших приняла обычный, неспешный, рутинный характер. Чернобыльская беда и сейчас стоит у дверей многих домов, отзывается тяжелыми болезнями, социальным дискомфортом, значительным ухудшением условий жизни и труда миллионов людей.

Напряжённая драматургия, огромный эмоциональный и психологический потенциал, масштабность и общечеловеческая значимость Чернобыльской трагедии являют собою неисчерпаемый пласт творческого материала.

Фильм « Чарнобыль. Фантомы» был создан на студии БВЦ в 1996 году режиссёром

В. Лукьянчиковым, автор сценария – В.Лукьянчиков, оператор – А. Суханова.

В основе сюжета – рассказ о детях, приходящих в опустевшую после аварии деревню, для рождественских поздравлений. Интерпретация  чернобыльской темы в таком контексте  дала в руки авторам фильма уникальный драматургический инструмент.

В кадре играет всё – и одинокий тракторный прицеп, и покосившийся скворечник, и пустые полуразвалившиеся дома….

Видеоряд картины представляет собой законченное полотно, открытое для различных авторских и зрительских толкований.

Колядующие в пустой деревне дети – как пришельцы  из другого измерения…

Где-то там, в другом мире, осталась суета, и переступив незримую черту, отделяющую мир мёртвых от мира живых, дети оказались в мире фантомов, молчаливом и пустынном.  И  сами стали фантомами, живыми призраками в мёртвом мире…

2. Построение драматургии звукового сопровождения.

В попытке нового прочтения  фильма была  заложена следующая идея –

«Кто – же истинно фантомы Чернобыля? Души ушедших, блуждающие в мёртвом мире? Или души  живых, блуждающие средь  мира мёртвых? Какой из  миров более призрачен – мир суеты и смирения, безысходности и человеческого бессилия,  или размеренный, застывший мир вечного покоя…»

Драматическая динамика построена по следующей схеме.

Пролог. Входящие в опустевшую деревню дети. Завязка интриги.

Дети вошли в деревню. Звучит лирический мотив – мотив возрождения, надежды и просветления.

Продолжаясь на фоне мёртвых пейзажей, этот мотив призван родить надежду на возрождение жизни, и объединённый с планами детей – он логически пытается  связать мёртвое с живым, найти связи для  их взаимопроникновения …  

Первая попытка наделить призрачное реальным, и реальное – призрачным….

Динамический акцент – колядное пение детей перед пустыми домами…

Первый диссонанс жизни и небытия. Органный пункт – средство выражения драматичности происходящего. Именно здесь на детей впервые примеряна ипостась фантомов.  Они  - призраки в этом молчащем и безжизненном мире, который, тем не менее,  жив в своём небытии – пустыми домами, заброшенными садами, безлюдными улицами.  

Здесь впервые выдвигается постулат о бессилии человеческой природы перед  

сложившимися обстоятельствами. Словно, рассердившись на крушение слабой надежды колядным пением вдохнуть жизнь в мёртвые дома, дети затевают игру в снежки….

Веселье среди кладбища…. Смех среди безмолвия. Планы в изображении вновь

Выхватывают картину опустошения и безмолвия.  Детская непосредственность и природный оптимизм – всё это ломается об  суровую действительность… Бессилие, безысходность подчёркнуты в  трагических  интонациях звукового сопровождения.

Но дети небыли бы детьми, если бы источник их оптимизма сломился под воздействием единичных обстоятельств. Инстинкт жизнелюбия толкает их к противодействию безмолвию.  Дети встают в хоровод на фоне опустевшего дома Звучит музыкальная тема возрождения, надежды и просветления.

Тема заканчивается. И в этот раз не удаётся сломить силу неисчерпаемой трагедии…. Всё застывает.

Пауза – как момент истины. Кто есть кто? Кто сильнее?  

Смена планов с шумовыми акцентами в звенящей тишине – как итог.

Не смогли. Не победили.

На наплывающем плане дома вновь начинает звучать тема жизни и надежды, как предвестник очередной попытки развернуть объективный ход событий вспять.

Из мглы перед нами предстаёт облик фантома – облик ушедшей из этих мест жизни… Жизни, запечатлённой лишь в облике.

И в этом контрастном образе вдруг отчётливо проступает гармония.

Они, фантомы, живут здесь. Они не призрачны – это их мир, их среда. Они гармоничны в своём безмолвии среди безмолвия, а дети в принадлежащем  им застывшем мире – мимолётный призрак…. И тема надежды и просветления – на самом деле – тема светлой грусти и умиротворения, упокоения от мирских сует…. И дети, продолжающие играть – лишь мелкая капля неспокойствия в застывшем океане  безмолвия, ничтожная, и через мгновение растворяющаяся навсегда.

Снова планы неживой природы. Как утверждение. Как реквием по всему мимолётному –  трагические интонации в музыке. Дети чужие в этом мире.  Им не под силу сломить трагические обстоятельства. Не им, земным тварям изменить вечный ход событий.  Здесь теперь -  властвует тишина и вечный покой.

Дети уходят.

И после них остаётся безмолвие. И порывы фантастического ветра заметают их следы…

 

3. Звуковая экспликация.


4. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения.

Выбор звуковых фактур был предопределён звукорежиссёрской интерпретацией фильма.

Размышление и созерцание, сопоставление и противопоставление, размеренность подачи материала предопределила прозрачность и лаконичность звукового материала.

Задача звукового сопровождения – увести зрителя из реального мира в мир размеренного мышления, не отвлекать его  связью с чем-то реальным и осязаемым…..

Поэтому изначально, как аксиома, были исключены материальные звуковые фактуры – дикторская речь, синхроны, натуральные шумы.

Построение драматургии фильма потребовало от звукового сопровождения сохранения внутреннего пространства и негромоздкости фильма, возможности обдумать происходящее, «перевести дух» внутри картины. Отсюда –  были созданы  оригинальные, небольшие, и вместе с тем максимально выразительные масштабы звукового материала.

При написании музыки к фильму, так же исходя из художественной задачи, категорически не использовались мелодические фактуры. Широкие гармонические музыкальные построения, практически аккомпанирующие происходящему на экране, наиболее полно, на мой взгляд, передают настроение и  предвосхищают драматическое развитие, не оттеняя внимания зрителя от происходящего на экране.

Шумовые фактуры – сложные синтезированные шумы, составленные из семплерных библиотек, призваны охарактеризовать виртуальность, ирреальность происходящего. Сами по себе являются динамическим  интонационным штрихом

звукового сопровождения.

4. Технические средства и стадии реализации проекта.

Звукотехническое оборудование, использовавшееся в стадии выполнения проекта:

Компьютерная рабочая станция с звуковым интерфейсом E-mu 1212M,

Аналоговый интерфейс -2 вх. / 2 вых. – балансные, jack TRS ¼”

Цифровой интерфейс – ADAT, SPDIF

Частота дискретизации – до 96 kHz

Разрядность – 24 бита

Конвертеры AD/DA  - AKM AK5394,

Музыкальная клавишная продакшн-станция – семплер  Kurzweil K2661 со встроенным процессором эффектов Lexicon, VAST - технология синтезирования.

Контрольные мониторы - TAPCO by MACKIE S5

Соединительная коммутация – HORIZON, SWITCHCRAFT

Среда записи и редактирования звукового материала – MAGIX Samplitude 

 V 7.22  Professional  - полный набор рабочих инструментов для цифровой многодорожечной записи, редактирования, эквализации, пространственной и динамической обработки.

Первый этап – сочинение и запись музыки.

Производилась в секвенсор  Kurzweil K2661, пространственная обработка

осуществлялась непосредственно в инструменте, учитывая бескомпромиссное, тем более в сравнении с программными ревербераторами, качество обработки.

Музыкальный материал записывался в real-time, без использования секвенсора, под трансляцию изображения видеоматериала, с целью достижения максимальной соритмичности музыки и изображения.

Шумы компилировались в мультитрековом варианте, с учётом последующей редакции и сведения в стереопару.

В Samplitude была загружена видеосессия с исходным видеорядом, обеспечившая временную синхронизацию со звуковым сопровождением.

Музыка и шумы записывались посредством  цифрового оптического интерфейса

SPDIF, в формате 24 bit/48 kHz.

Записанный материал последовательно подвергся следующей программной обработке:

- нормализация уровня – посредством plug-in Amplitude Normalize, до -3 dB

- удаление постоянной электрической составляющей -  посредством plug-in DC Offcet

- поканальная компрессия – посредством plug-in Waves Reinessance Compressor,

параметры компрессии выставлялись в зависимости от динамических характе-      ристик исходного звукового материала.

- расставление кроссфейдов внутри треков.

Учитывая запись материала с изначально определённой и включенной пространственной обработкой, алгоритмы шумопонижения не использовались.

Вся работа над звуковым сопровождением была сосредоточена в домашней студии, что наложило определённую ответственность  при работе со звуком на всех этапах.

В профессиональных условиях, с правильно акустически спроектированными аппаратными, оборудование позволяет ориентироваться "на слух". В домашней студии, где о качественном контроле звука говорить сложно, необходимо было просчитывать  - что делать в каждый конкретный момент, как правильно соотнести изменения математических параметров обработки с ожидаемым изменением звуковой картины.

Обработанный  материал представил собой мультитрековый проект, состоящий из 7 дорожек аудио-материала:

  1.  Pizzicato 
  2.  String Section
  3.  Percussion
  4.  Piano
  5.  Wind Noise
  6.  Cosmo Noice
  7.  Organ

Сведение производилось программно, при помощи функции MixDown, в стереопару.

Полученная стереопара , исходя была обработана посредством plug-in Waves

Utramaximizer L1 ,представляющего собой классический вариант лимитера, объединенного с блоком дитеринга (фирменный алгоритм IDR, основанный на разработках Майкла Герзона)  -  для оптимизации уровня аудиосигнала с одновременным понижением разрядности аудиофайла до 16 bit, в соответствии с требованиями формата DVD-PAL.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11332. Лекция. Windows ОС. Основные технологические принципы Windows 117 KB
  Лекция 9 ОС Windows В течение многих лет фирма MS развивала новый технологический подход к обработке данных основанный на работе с данными в графическом режиме. ОС семейства Windows основаны на объектно-ориентированном подходе к работе с данными. Это среда управления событи
11333. Системные утилиты 108.5 KB
  Лекция 10. Системные утилиты Системные утилиты предоставляют пользователю средства для обслуживания компьютера и его ПО. Они обеспечивают выполнение следующих действий: обслуживание магнитных дисков; обслуживание файлов и каталогов; архивация файлов;
11334. Классификация прикладных программ 171 KB
  Лекция 13 Классификация прикладных программ Обычно к прикладным программам относят следующие классы программ: текстовые редакторы; текстовые процессоры; графические редакторы; системы управления базами данных; электронные таблицы; системы автом...
11335. Вирусы и антивирусные программы 96 KB
  Лекция 11 Вирусы и антивирусные программы Ни одна компьютерная система не оторвана полностью от внешнего мира. На любой компьютер поступает информация извне. Для этого используются гибкие и лазерные диски передача данных по сети и т. п. Такого рода обмен компьютерны
11336. Вычислительные сети 94 KB
  PAGE 8 Вычислительные машины етевое оборудование Операционные системы Сетевые приложения Лекция 14. Вычислительные сети 1. История развития ВС Концепция вычислительных сетей является логическим результатом эволюции компьютерной те...
11337. Основные проблемы построения сетей. Связь компьютера с периферийными устройствами 291 KB
  Лекция 15 1. Основные проблемы построения сетей При создании вычислительных сетей их разработчикам пришлось решить много проблем. Мы рассмотрим только наиболее важные из них. 1.1. Связь компьютера с периферийными устройствами Для обмена данными между компьютером и пе...
11338. Технические средства обработки информации 228.5 KB
  Обработка информации и представление результатов обработки в виде удобном для человека производится с помощью вычислительной техники. Конкретный набор взаимодействующих между собой устройств и программ, предназначенный для обслуживания одного рабочего участка, называют вычислительной системой (ВС).
11339. Основные понятия информатики. Информатика, ее предмет и задачи 82 KB
  Тема 1: Основные понятия информатики 1. Информатика ее предмет и задачи Информатика в настоящее время занимает одно из ключевых мест в науке и технике. Однако полного единства взглядов по поводу определения информатики еще не сложилось. Специалисты по вычислительно
11340. Кодирование данных 335 KB
  Тема 2: Кодирование данных 2.1. Носители данных Данные составляющая часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы. При этом физический метод регистрации может быть любым: перемещение физических тел изменение их формы изменение электрических и...