1168

Создание фильма Чарнобыль. Фантомы на студии БВЦ (Беларусь)

Контрольная

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Предпосылки создания проекта. Построение драматургии звукового сопровождения. Звуковая экспликация. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения. Технические средства и стадии реализации проекта.

Русский

2012-11-16

78 KB

3 чел.

Предпосылки создания проекта.

Построение драматургии звукового сопровождения.

Звуковая экспликация.

Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения.

Технические средства и стадии реализации проекта.

1.Предпосылки создания проекта.

Чернобыльская тема неизменно актуальна в творчестве белорусских авторов.

Время все больше отдаляет от нас трагические события апреля 86-го года. В прошлом году была полностью прекращена эксплуатация Чернобыльской атомной электростанции. Но остались проблемы, связанные с последствиями этой катастрофы, которые все более остро напоминают о себе. Вместе с тем складывается впечатление, что в общественном сознании с годами постепенно начало притупляться чувство общей беды, постигшей всех нас в результате чернобыльской катастрофы. А работа по ликвидации ее последствий, социальной защите пострадавших приняла обычный, неспешный, рутинный характер. Чернобыльская беда и сейчас стоит у дверей многих домов, отзывается тяжелыми болезнями, социальным дискомфортом, значительным ухудшением условий жизни и труда миллионов людей.

Напряжённая драматургия, огромный эмоциональный и психологический потенциал, масштабность и общечеловеческая значимость Чернобыльской трагедии являют собою неисчерпаемый пласт творческого материала.

Фильм « Чарнобыль. Фантомы» был создан на студии БВЦ в 1996 году режиссёром

В. Лукьянчиковым, автор сценария – В.Лукьянчиков, оператор – А. Суханова.

В основе сюжета – рассказ о детях, приходящих в опустевшую после аварии деревню, для рождественских поздравлений. Интерпретация  чернобыльской темы в таком контексте  дала в руки авторам фильма уникальный драматургический инструмент.

В кадре играет всё – и одинокий тракторный прицеп, и покосившийся скворечник, и пустые полуразвалившиеся дома….

Видеоряд картины представляет собой законченное полотно, открытое для различных авторских и зрительских толкований.

Колядующие в пустой деревне дети – как пришельцы  из другого измерения…

Где-то там, в другом мире, осталась суета, и переступив незримую черту, отделяющую мир мёртвых от мира живых, дети оказались в мире фантомов, молчаливом и пустынном.  И  сами стали фантомами, живыми призраками в мёртвом мире…

2. Построение драматургии звукового сопровождения.

В попытке нового прочтения  фильма была  заложена следующая идея –

«Кто – же истинно фантомы Чернобыля? Души ушедших, блуждающие в мёртвом мире? Или души  живых, блуждающие средь  мира мёртвых? Какой из  миров более призрачен – мир суеты и смирения, безысходности и человеческого бессилия,  или размеренный, застывший мир вечного покоя…»

Драматическая динамика построена по следующей схеме.

Пролог. Входящие в опустевшую деревню дети. Завязка интриги.

Дети вошли в деревню. Звучит лирический мотив – мотив возрождения, надежды и просветления.

Продолжаясь на фоне мёртвых пейзажей, этот мотив призван родить надежду на возрождение жизни, и объединённый с планами детей – он логически пытается  связать мёртвое с живым, найти связи для  их взаимопроникновения …  

Первая попытка наделить призрачное реальным, и реальное – призрачным….

Динамический акцент – колядное пение детей перед пустыми домами…

Первый диссонанс жизни и небытия. Органный пункт – средство выражения драматичности происходящего. Именно здесь на детей впервые примеряна ипостась фантомов.  Они  - призраки в этом молчащем и безжизненном мире, который, тем не менее,  жив в своём небытии – пустыми домами, заброшенными садами, безлюдными улицами.  

Здесь впервые выдвигается постулат о бессилии человеческой природы перед  

сложившимися обстоятельствами. Словно, рассердившись на крушение слабой надежды колядным пением вдохнуть жизнь в мёртвые дома, дети затевают игру в снежки….

Веселье среди кладбища…. Смех среди безмолвия. Планы в изображении вновь

Выхватывают картину опустошения и безмолвия.  Детская непосредственность и природный оптимизм – всё это ломается об  суровую действительность… Бессилие, безысходность подчёркнуты в  трагических  интонациях звукового сопровождения.

Но дети небыли бы детьми, если бы источник их оптимизма сломился под воздействием единичных обстоятельств. Инстинкт жизнелюбия толкает их к противодействию безмолвию.  Дети встают в хоровод на фоне опустевшего дома Звучит музыкальная тема возрождения, надежды и просветления.

Тема заканчивается. И в этот раз не удаётся сломить силу неисчерпаемой трагедии…. Всё застывает.

Пауза – как момент истины. Кто есть кто? Кто сильнее?  

Смена планов с шумовыми акцентами в звенящей тишине – как итог.

Не смогли. Не победили.

На наплывающем плане дома вновь начинает звучать тема жизни и надежды, как предвестник очередной попытки развернуть объективный ход событий вспять.

Из мглы перед нами предстаёт облик фантома – облик ушедшей из этих мест жизни… Жизни, запечатлённой лишь в облике.

И в этом контрастном образе вдруг отчётливо проступает гармония.

Они, фантомы, живут здесь. Они не призрачны – это их мир, их среда. Они гармоничны в своём безмолвии среди безмолвия, а дети в принадлежащем  им застывшем мире – мимолётный призрак…. И тема надежды и просветления – на самом деле – тема светлой грусти и умиротворения, упокоения от мирских сует…. И дети, продолжающие играть – лишь мелкая капля неспокойствия в застывшем океане  безмолвия, ничтожная, и через мгновение растворяющаяся навсегда.

Снова планы неживой природы. Как утверждение. Как реквием по всему мимолётному –  трагические интонации в музыке. Дети чужие в этом мире.  Им не под силу сломить трагические обстоятельства. Не им, земным тварям изменить вечный ход событий.  Здесь теперь -  властвует тишина и вечный покой.

Дети уходят.

И после них остаётся безмолвие. И порывы фантастического ветра заметают их следы…

 

3. Звуковая экспликация.


4. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения.

Выбор звуковых фактур был предопределён звукорежиссёрской интерпретацией фильма.

Размышление и созерцание, сопоставление и противопоставление, размеренность подачи материала предопределила прозрачность и лаконичность звукового материала.

Задача звукового сопровождения – увести зрителя из реального мира в мир размеренного мышления, не отвлекать его  связью с чем-то реальным и осязаемым…..

Поэтому изначально, как аксиома, были исключены материальные звуковые фактуры – дикторская речь, синхроны, натуральные шумы.

Построение драматургии фильма потребовало от звукового сопровождения сохранения внутреннего пространства и негромоздкости фильма, возможности обдумать происходящее, «перевести дух» внутри картины. Отсюда –  были созданы  оригинальные, небольшие, и вместе с тем максимально выразительные масштабы звукового материала.

При написании музыки к фильму, так же исходя из художественной задачи, категорически не использовались мелодические фактуры. Широкие гармонические музыкальные построения, практически аккомпанирующие происходящему на экране, наиболее полно, на мой взгляд, передают настроение и  предвосхищают драматическое развитие, не оттеняя внимания зрителя от происходящего на экране.

Шумовые фактуры – сложные синтезированные шумы, составленные из семплерных библиотек, призваны охарактеризовать виртуальность, ирреальность происходящего. Сами по себе являются динамическим  интонационным штрихом

звукового сопровождения.

4. Технические средства и стадии реализации проекта.

Звукотехническое оборудование, использовавшееся в стадии выполнения проекта:

Компьютерная рабочая станция с звуковым интерфейсом E-mu 1212M,

Аналоговый интерфейс -2 вх. / 2 вых. – балансные, jack TRS ¼”

Цифровой интерфейс – ADAT, SPDIF

Частота дискретизации – до 96 kHz

Разрядность – 24 бита

Конвертеры AD/DA  - AKM AK5394,

Музыкальная клавишная продакшн-станция – семплер  Kurzweil K2661 со встроенным процессором эффектов Lexicon, VAST - технология синтезирования.

Контрольные мониторы - TAPCO by MACKIE S5

Соединительная коммутация – HORIZON, SWITCHCRAFT

Среда записи и редактирования звукового материала – MAGIX Samplitude 

 V 7.22  Professional  - полный набор рабочих инструментов для цифровой многодорожечной записи, редактирования, эквализации, пространственной и динамической обработки.

Первый этап – сочинение и запись музыки.

Производилась в секвенсор  Kurzweil K2661, пространственная обработка

осуществлялась непосредственно в инструменте, учитывая бескомпромиссное, тем более в сравнении с программными ревербераторами, качество обработки.

Музыкальный материал записывался в real-time, без использования секвенсора, под трансляцию изображения видеоматериала, с целью достижения максимальной соритмичности музыки и изображения.

Шумы компилировались в мультитрековом варианте, с учётом последующей редакции и сведения в стереопару.

В Samplitude была загружена видеосессия с исходным видеорядом, обеспечившая временную синхронизацию со звуковым сопровождением.

Музыка и шумы записывались посредством  цифрового оптического интерфейса

SPDIF, в формате 24 bit/48 kHz.

Записанный материал последовательно подвергся следующей программной обработке:

- нормализация уровня – посредством plug-in Amplitude Normalize, до -3 dB

- удаление постоянной электрической составляющей -  посредством plug-in DC Offcet

- поканальная компрессия – посредством plug-in Waves Reinessance Compressor,

параметры компрессии выставлялись в зависимости от динамических характе-      ристик исходного звукового материала.

- расставление кроссфейдов внутри треков.

Учитывая запись материала с изначально определённой и включенной пространственной обработкой, алгоритмы шумопонижения не использовались.

Вся работа над звуковым сопровождением была сосредоточена в домашней студии, что наложило определённую ответственность  при работе со звуком на всех этапах.

В профессиональных условиях, с правильно акустически спроектированными аппаратными, оборудование позволяет ориентироваться "на слух". В домашней студии, где о качественном контроле звука говорить сложно, необходимо было просчитывать  - что делать в каждый конкретный момент, как правильно соотнести изменения математических параметров обработки с ожидаемым изменением звуковой картины.

Обработанный  материал представил собой мультитрековый проект, состоящий из 7 дорожек аудио-материала:

  1.  Pizzicato 
  2.  String Section
  3.  Percussion
  4.  Piano
  5.  Wind Noise
  6.  Cosmo Noice
  7.  Organ

Сведение производилось программно, при помощи функции MixDown, в стереопару.

Полученная стереопара , исходя была обработана посредством plug-in Waves

Utramaximizer L1 ,представляющего собой классический вариант лимитера, объединенного с блоком дитеринга (фирменный алгоритм IDR, основанный на разработках Майкла Герзона)  -  для оптимизации уровня аудиосигнала с одновременным понижением разрядности аудиофайла до 16 bit, в соответствии с требованиями формата DVD-PAL.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31664. ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ПІДЛІТКА 35 KB
  Загальна характеристика підліткового віку Підлітковий вік це один з найважливіших етапів життя людини. Вік цей нестабільний ранимий важкий і виявляється що він більше ніж інші періоди життя залежить від реальностей довкілля. Загальна характеристика підліткового віку варіює в різних теоріях залежно від їх основної ідеї. Однак всі ці і багато інших підходів об'єднує те що в них існують загальні показники які характеризують даний вік.
31665. ПСИХОЛОГІЯ МОЛОДШОГО ШКОЛЯРА (ЗРІЛОГО ДИТИНСТВА) 100.5 KB
  Опановуючи новий для себе вид діяльності навчання молодші школярі ще багато часу й енергії віддають грі. У цих видах діяльності розгортаються їх стосунки з ровесниками і дорослими особистісне психічне життя і психічний розвиток формуються психічні новоутворення завдяки чому діти виходять на новий рівень пізнання світу і самопізнання відкривають нові власні можливості і перспективи. Нижня межа цього вікового періоду 6 7 років пов'язана з переходом до навчання як систематичної та цілеспрямованої діяльності. Цей симптом виявляється...
31666. Характеристика осн. теорій розвитку особистості 47 KB
  теорій розвитку особистості Фізичний розвиток підлітка та набуті у попередні роки властивості психічного розвитку створюють внутрішні передумови для зміни його становища в школі в сім'ї в суспільстві. Всі теорії розвитку особистості можна поділити на три групи згідно поєднання факторів розвитку: Представники біологічного напрямку рахують що людина народжується з набором відповідних моральних та етичних якостей таких як:доброта злість чесність брехливість порядність агресивність жорстокість та інші. Чічерліх; Представники...
31667. Проблеми сімейного виховання. Типові помилки батьків 72.5 KB
  Може случитися так що ціль виховання дитини виявляється саме в задоволенні потреб емоційного контакту. Батьки несвідомо ведуть боротьбу за збереження об'єкта своєї потреби перешкоджаючи виходу емоцій і прихильностей дитини за межі сімейного кола. Мати чи батько бабуся можуть вважати що зміст їхнього існування є відхід за фізичним станом і вихованням дитини. Шкода такої самопожертви для дитини очевидний.
31668. Проблема важких підлітків 36.5 KB
  Девіантна поведінка – це система вчинків чи окремі вчинки що протирічать прийнятим в суспільстві правовим чи моральним нормам. Девіантна поведінка ділиться на дві великі категорії. Поперше – це поведінка відхилена від норм психічного здоров’я при наявності вираженої чи невираженої психопатології. Подруге – це антисоціальна поведінка що порушує якісь соціальні і культурні норми особливо правові.
31669. Психологічні аспекти та барєри професійного самовизначення у ранньому юнацькому віці 45 KB
  У вітчизняній науці прийнято розглядати юність як самостійний період розвитку людини його особистості та індивідуальності. Юнацький вік дуже відповідальний етап розвитку у житті школяра коли завершується морфофункціональне дозрівання організму відбуваються суттєві зміни його особистості психологічне та соціальне дорослішання. Багато дослідників вважають основним новоутворенням у старшому шкільному віці особистісне та професійне самовизначення оскільки саме у самовизначенні в обставинах життя у вимогах до школяра у період раннього...
31671. Психічне відображення як процес 26.5 KB
  Образ формується розвивається існує тільки в процесі відображення.Ломова [5;134173] дозволили виділити 5 основних стадій фаз процесу зорового сприймання: 1 визначення положення предмета в просторі й груба оцінка його загальних пропорцій; 2 “мерехтіння†форми; 3 розрізнення різких перепадів кривизни; 4 глобальноадекватне сприймання у якому форма подана без розрізнення її деталей зокрема величини кутів; 5 адекватне відображення форми у всій повноті її деталей. Сутність психічного як процесу: а загальна тенденція полягає в...
31672. Основні методи психології. Спостереження, експеримент 33.5 KB
  Спостереження експеримент Спостереження як метод об’єктивного дослідження широко за стосовується у психології педагогічній практиці соціологічних до слідженнях. Об’єктом спостереження є поведінка особистості в найрізно манітніших її зовнішніх виявах коли реалізуються усвідомлювані та неусвідомлювані внутрішні психічні стани переживання прагнення. Тому вміле спостереження за поведінкою дитини та дорослого дає можливість з високою вірогідністю робити висновки про їхні внутрішні духовні особливості. Спостереження може бути звичайним...