1168

Создание фильма Чарнобыль. Фантомы на студии БВЦ (Беларусь)

Контрольная

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Предпосылки создания проекта. Построение драматургии звукового сопровождения. Звуковая экспликация. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения. Технические средства и стадии реализации проекта.

Русский

2012-11-16

78 KB

3 чел.

Предпосылки создания проекта.

Построение драматургии звукового сопровождения.

Звуковая экспликация.

Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения.

Технические средства и стадии реализации проекта.

1.Предпосылки создания проекта.

Чернобыльская тема неизменно актуальна в творчестве белорусских авторов.

Время все больше отдаляет от нас трагические события апреля 86-го года. В прошлом году была полностью прекращена эксплуатация Чернобыльской атомной электростанции. Но остались проблемы, связанные с последствиями этой катастрофы, которые все более остро напоминают о себе. Вместе с тем складывается впечатление, что в общественном сознании с годами постепенно начало притупляться чувство общей беды, постигшей всех нас в результате чернобыльской катастрофы. А работа по ликвидации ее последствий, социальной защите пострадавших приняла обычный, неспешный, рутинный характер. Чернобыльская беда и сейчас стоит у дверей многих домов, отзывается тяжелыми болезнями, социальным дискомфортом, значительным ухудшением условий жизни и труда миллионов людей.

Напряжённая драматургия, огромный эмоциональный и психологический потенциал, масштабность и общечеловеческая значимость Чернобыльской трагедии являют собою неисчерпаемый пласт творческого материала.

Фильм « Чарнобыль. Фантомы» был создан на студии БВЦ в 1996 году режиссёром

В. Лукьянчиковым, автор сценария – В.Лукьянчиков, оператор – А. Суханова.

В основе сюжета – рассказ о детях, приходящих в опустевшую после аварии деревню, для рождественских поздравлений. Интерпретация  чернобыльской темы в таком контексте  дала в руки авторам фильма уникальный драматургический инструмент.

В кадре играет всё – и одинокий тракторный прицеп, и покосившийся скворечник, и пустые полуразвалившиеся дома….

Видеоряд картины представляет собой законченное полотно, открытое для различных авторских и зрительских толкований.

Колядующие в пустой деревне дети – как пришельцы  из другого измерения…

Где-то там, в другом мире, осталась суета, и переступив незримую черту, отделяющую мир мёртвых от мира живых, дети оказались в мире фантомов, молчаливом и пустынном.  И  сами стали фантомами, живыми призраками в мёртвом мире…

2. Построение драматургии звукового сопровождения.

В попытке нового прочтения  фильма была  заложена следующая идея –

«Кто – же истинно фантомы Чернобыля? Души ушедших, блуждающие в мёртвом мире? Или души  живых, блуждающие средь  мира мёртвых? Какой из  миров более призрачен – мир суеты и смирения, безысходности и человеческого бессилия,  или размеренный, застывший мир вечного покоя…»

Драматическая динамика построена по следующей схеме.

Пролог. Входящие в опустевшую деревню дети. Завязка интриги.

Дети вошли в деревню. Звучит лирический мотив – мотив возрождения, надежды и просветления.

Продолжаясь на фоне мёртвых пейзажей, этот мотив призван родить надежду на возрождение жизни, и объединённый с планами детей – он логически пытается  связать мёртвое с живым, найти связи для  их взаимопроникновения …  

Первая попытка наделить призрачное реальным, и реальное – призрачным….

Динамический акцент – колядное пение детей перед пустыми домами…

Первый диссонанс жизни и небытия. Органный пункт – средство выражения драматичности происходящего. Именно здесь на детей впервые примеряна ипостась фантомов.  Они  - призраки в этом молчащем и безжизненном мире, который, тем не менее,  жив в своём небытии – пустыми домами, заброшенными садами, безлюдными улицами.  

Здесь впервые выдвигается постулат о бессилии человеческой природы перед  

сложившимися обстоятельствами. Словно, рассердившись на крушение слабой надежды колядным пением вдохнуть жизнь в мёртвые дома, дети затевают игру в снежки….

Веселье среди кладбища…. Смех среди безмолвия. Планы в изображении вновь

Выхватывают картину опустошения и безмолвия.  Детская непосредственность и природный оптимизм – всё это ломается об  суровую действительность… Бессилие, безысходность подчёркнуты в  трагических  интонациях звукового сопровождения.

Но дети небыли бы детьми, если бы источник их оптимизма сломился под воздействием единичных обстоятельств. Инстинкт жизнелюбия толкает их к противодействию безмолвию.  Дети встают в хоровод на фоне опустевшего дома Звучит музыкальная тема возрождения, надежды и просветления.

Тема заканчивается. И в этот раз не удаётся сломить силу неисчерпаемой трагедии…. Всё застывает.

Пауза – как момент истины. Кто есть кто? Кто сильнее?  

Смена планов с шумовыми акцентами в звенящей тишине – как итог.

Не смогли. Не победили.

На наплывающем плане дома вновь начинает звучать тема жизни и надежды, как предвестник очередной попытки развернуть объективный ход событий вспять.

Из мглы перед нами предстаёт облик фантома – облик ушедшей из этих мест жизни… Жизни, запечатлённой лишь в облике.

И в этом контрастном образе вдруг отчётливо проступает гармония.

Они, фантомы, живут здесь. Они не призрачны – это их мир, их среда. Они гармоничны в своём безмолвии среди безмолвия, а дети в принадлежащем  им застывшем мире – мимолётный призрак…. И тема надежды и просветления – на самом деле – тема светлой грусти и умиротворения, упокоения от мирских сует…. И дети, продолжающие играть – лишь мелкая капля неспокойствия в застывшем океане  безмолвия, ничтожная, и через мгновение растворяющаяся навсегда.

Снова планы неживой природы. Как утверждение. Как реквием по всему мимолётному –  трагические интонации в музыке. Дети чужие в этом мире.  Им не под силу сломить трагические обстоятельства. Не им, земным тварям изменить вечный ход событий.  Здесь теперь -  властвует тишина и вечный покой.

Дети уходят.

И после них остаётся безмолвие. И порывы фантастического ветра заметают их следы…

 

3. Звуковая экспликация.


4. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения.

Выбор звуковых фактур был предопределён звукорежиссёрской интерпретацией фильма.

Размышление и созерцание, сопоставление и противопоставление, размеренность подачи материала предопределила прозрачность и лаконичность звукового материала.

Задача звукового сопровождения – увести зрителя из реального мира в мир размеренного мышления, не отвлекать его  связью с чем-то реальным и осязаемым…..

Поэтому изначально, как аксиома, были исключены материальные звуковые фактуры – дикторская речь, синхроны, натуральные шумы.

Построение драматургии фильма потребовало от звукового сопровождения сохранения внутреннего пространства и негромоздкости фильма, возможности обдумать происходящее, «перевести дух» внутри картины. Отсюда –  были созданы  оригинальные, небольшие, и вместе с тем максимально выразительные масштабы звукового материала.

При написании музыки к фильму, так же исходя из художественной задачи, категорически не использовались мелодические фактуры. Широкие гармонические музыкальные построения, практически аккомпанирующие происходящему на экране, наиболее полно, на мой взгляд, передают настроение и  предвосхищают драматическое развитие, не оттеняя внимания зрителя от происходящего на экране.

Шумовые фактуры – сложные синтезированные шумы, составленные из семплерных библиотек, призваны охарактеризовать виртуальность, ирреальность происходящего. Сами по себе являются динамическим  интонационным штрихом

звукового сопровождения.

4. Технические средства и стадии реализации проекта.

Звукотехническое оборудование, использовавшееся в стадии выполнения проекта:

Компьютерная рабочая станция с звуковым интерфейсом E-mu 1212M,

Аналоговый интерфейс -2 вх. / 2 вых. – балансные, jack TRS ¼”

Цифровой интерфейс – ADAT, SPDIF

Частота дискретизации – до 96 kHz

Разрядность – 24 бита

Конвертеры AD/DA  - AKM AK5394,

Музыкальная клавишная продакшн-станция – семплер  Kurzweil K2661 со встроенным процессором эффектов Lexicon, VAST - технология синтезирования.

Контрольные мониторы - TAPCO by MACKIE S5

Соединительная коммутация – HORIZON, SWITCHCRAFT

Среда записи и редактирования звукового материала – MAGIX Samplitude 

 V 7.22  Professional  - полный набор рабочих инструментов для цифровой многодорожечной записи, редактирования, эквализации, пространственной и динамической обработки.

Первый этап – сочинение и запись музыки.

Производилась в секвенсор  Kurzweil K2661, пространственная обработка

осуществлялась непосредственно в инструменте, учитывая бескомпромиссное, тем более в сравнении с программными ревербераторами, качество обработки.

Музыкальный материал записывался в real-time, без использования секвенсора, под трансляцию изображения видеоматериала, с целью достижения максимальной соритмичности музыки и изображения.

Шумы компилировались в мультитрековом варианте, с учётом последующей редакции и сведения в стереопару.

В Samplitude была загружена видеосессия с исходным видеорядом, обеспечившая временную синхронизацию со звуковым сопровождением.

Музыка и шумы записывались посредством  цифрового оптического интерфейса

SPDIF, в формате 24 bit/48 kHz.

Записанный материал последовательно подвергся следующей программной обработке:

- нормализация уровня – посредством plug-in Amplitude Normalize, до -3 dB

- удаление постоянной электрической составляющей -  посредством plug-in DC Offcet

- поканальная компрессия – посредством plug-in Waves Reinessance Compressor,

параметры компрессии выставлялись в зависимости от динамических характе-      ристик исходного звукового материала.

- расставление кроссфейдов внутри треков.

Учитывая запись материала с изначально определённой и включенной пространственной обработкой, алгоритмы шумопонижения не использовались.

Вся работа над звуковым сопровождением была сосредоточена в домашней студии, что наложило определённую ответственность  при работе со звуком на всех этапах.

В профессиональных условиях, с правильно акустически спроектированными аппаратными, оборудование позволяет ориентироваться "на слух". В домашней студии, где о качественном контроле звука говорить сложно, необходимо было просчитывать  - что делать в каждый конкретный момент, как правильно соотнести изменения математических параметров обработки с ожидаемым изменением звуковой картины.

Обработанный  материал представил собой мультитрековый проект, состоящий из 7 дорожек аудио-материала:

  1.  Pizzicato 
  2.  String Section
  3.  Percussion
  4.  Piano
  5.  Wind Noise
  6.  Cosmo Noice
  7.  Organ

Сведение производилось программно, при помощи функции MixDown, в стереопару.

Полученная стереопара , исходя была обработана посредством plug-in Waves

Utramaximizer L1 ,представляющего собой классический вариант лимитера, объединенного с блоком дитеринга (фирменный алгоритм IDR, основанный на разработках Майкла Герзона)  -  для оптимизации уровня аудиосигнала с одновременным понижением разрядности аудиофайла до 16 bit, в соответствии с требованиями формата DVD-PAL.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83897. Хирургическая анатомия слепой кишки. Техника выполнения аппендэктомии при ретроперитонеальном расположении червеобразного отростка 50.91 KB
  Техника выполнения аппендэктомии при ретроперитонеальном расположении червеобразного отростка. Червеобразный отросток Варианты положения периферической части отростка нисходящее верхушка отростка обращена вниз и влево и достигает пограничной линии а иногда опускается в малый таз наиболее частый вариант; медиальное вдоль концевого отдела подвздошной кишки; латеральное в правом боковом канале; восходящее вдоль передней стенки слепой кишки; ретроцекальное и ретроперитонеальное в забрюшинной клетчатке. Проекция основания отростка...
83898. Аппендэктомия. Доступ, техника выполнения, особенности операции при перитоните и гангренозном аппендиците 53.03 KB
  Аппендэктомия ppendectomi удаление червеобразного отростка. Показания: острые или хронические воспалительные изменения червеобразного отростка доброкачественные и злокачественные его новообразования. Оперативный прием При пересечении брыжейки отростка порциями со стороны свободного ее конца накладывают кровоостанавливающий зажим ближе к основанию пересекают брыжейку над зажимом после чего часть брыжейки под зажимом прошивают лигатуру завязывают. Культя отростка погружается в кисет.
83899. Ретроградная аппендэктомия. Доступ, показания, техника выполнения, опасности и профилактика осложнений 46.28 KB
  Показания: спаечный процесс в области червеобразного отростка ретроцекальное или ретроперитонеальное его положение невозможно вывести отросток в рану. Технические приемы: Отыскивание начального отдела слепой кишки и отростка. Проделывание окна в брыжейке отростка у его основания перевязка отростка. Пересечение отростка погружение культи в стенку слепой кишки по описанному выше способу.
83900. Хирургическое лечение рака толстой кишки 49.17 KB
  Радикальное иссечение опухоли тослтой кишки вместе с соответствующей частью брыжейки с сосудами и сопровождающими лимфатическими сосудами и узлами является наиболее подходящей операцией для локального устранения опухоли. Виды резекции толстой кишки в зависимости от локализации патологического процесса: Правосторонняя гемиколэктомия удаление всей правой половины толстой кишки захватывая 1015 см конечного отрезка подвздошной кишки слепую восходящую ободочную правый изгиб и правую треть поперечной ободочной кишки с последующим наложением...
83901. Операция Гартмана. Показания, техника выполнения 50.66 KB
  Операция заключается в одномоментной резекции пораженного отрезка сигмовидной ободочной и части прямой кишки с наложением одноствольного противоестественного заднего прохода. Показания: операция показана у ослабленных и пожилых больных при раке сигмовидной ободочной кишки или ректосигмоидного отдела осложненном непроходимостью или перфорацией а также при завороте сигмовидной ободочной кишки с гангреной ее и перитонитом. После ревизии брюшной полости производят мобилизацию сигмовидной ободочной кишки а при раке ректосигмовидного отдела...
83902. Хирургическая анатомия прямой кишки. Хирургическое лечение геморроя 50.85 KB
  Хирургическая анатомия прямой кишки Скелетотопия: начало соответствует уровню верхнего края S2 позвонка. Строение: В зависимости от местоположения кишки в ней выделяют тазовую лежит выше диафрагмы и содержит надампулярную часть и ампулу и промежностную анальный канал части. Покрытие брюшиной: надампулярный отдел прямой кишки покрыт брюшиной интраперитонеально в области ампулы брюшина покрывает переднюю и частично боковые стенки кишки переходя на матку у мужчин на мочевой пузырь и на боковые стенки таза.
83903. Виды операций на прямой кишке 48.36 KB
  Сфинктеросохраняющие операции: передняя резекция прямой кишки; брюшноанальная резекция прямой кишки с низведением Сфинктеронесохраняющие операции связанные с удалением замыкательного аппарата и наложением противоестественного заднего прохода: брюшнопромежностная экстирпация прямой кишки; обструктивная резекция прямой кишки. Передняя резекция прямой кишки показана при раке верхнеампулярного и ректосигмоидного отделов нижняя граница опухоли располагается на 10 см выше прямокишечнозаднепроходной линии. Брюшноанальную резекцию прямой...
83904. Операции наложения противоестественного заднего прохода 45.26 KB
  Показания: опухоли раны рубцовые сужения прямой кишки ампутации прямой кишки. Техника наложения одноствольного противоестественного заднего прохода операция Гартмана: послойное вскрытие брюшной полости косым переменным разрезом в левой паховой области; прокалывание брыжейки кишки в бессосудистой зоне и проведение через окно резиновой трубки; сшивание под трубкой приводящей и отводящей петель между собой 34 узловыми серозномышечными швами образование шпоры; подшивание париетальной брюшины к краям кожного разреза; подшивание...
83905. Хирургическая анатомия мужского таза. Этажи. Клетчаточные пространства 51.81 KB
  Стенки таза представленные тазовыми костями ниже пограничной линии крестцом копчиком и мышцами закрывающими большое седалищное грушевидная мышца и запирательное внутренняя запирательная мышца отверстия спереди сзади и с боков ограничивают полость таза. Снизу полость таза ограничена мягкими тканями промежности. Ее мышечную основу образуют мышца поднимающая задний проход и глубокая поперечная мышца промежности принимающие участие в образовании диафрагмы таза и мочеполовой диафрагмы соответственно.