11705

Создание диаграммы вариантов использования в среде проектирования Rational Rose

Лабораторная работа

Архитектура, проектирование и строительство

Лабораторная работа №1 Создание диаграммы вариантов использования в среде проектирования Rational Rose 1 Общие сведения о Rational Rose Компания Rational Software является лидирующей в области создания методологий и программных решений ориентированных на программистов анали...

Русский

2013-04-10

498.5 KB

221 чел.

Лабораторная работа №1

Создание диаграммы вариантов использования

в среде проектирования Rational Rose 

1 Общие сведения о Rational Rose

Компания Rational Software является лидирующей в области создания методологий и программных решений, ориентированных на программистов, аналитиков, тестировщиков. Спектр выпускаемого программного обеспечения целиком покрывает потребность всех участников проекта: от аналитиков до разработчиков и внедренцев. Все программно-методологические решения - плод многолетнего труда аналитиков и разработчиков компании Rational и ее партнеров. Так появился RUP - Rational Unified Process - методологическая энциклопедия, в которой описаны все шаги, необходимые для создания качественного программного продукта. Пользуясь методологией RUP и применяя соответствующие инструменты можно создавать ПО качественно и в срок.

Важное в RUP занимает проектирование. Инструмент Rational Rose используют проектировщики, разработчики и аналитики. Rational Rose - объектно-ориентированное средство проектирования, способное моделировать ситуации любой сложности: от проектирования банковской системы до разработки кода на С++.

Инструментарий программы допускает как высокоуровневое (абстрактное) представление (например, схема автоматизации предприятия), так и низкоуровневое проектирование (интерфейс программы, схема базы данных, частичное описание классов). Программа позволяет создавать семь видов диаграмм, которые в зависимости от ситуации способны описывать различные действия.

Rational Rose позволяет проектировщикам совместно с заказчиками посредством моделирования предметной области в Rational Rose четко и скрупулезно описать каждую деталь проектируемой системы и увидеть ее в виде понятных диаграмм, чтобы избежать ошибок при постановке задачи. Rational Rose помогает на концептуальном уровне разобраться с генеральным планом проекта.

Не меньше возможностей Rational Rose дает и разработчикам. При включении нового сотрудника в проект необходимо посвящать его во все детали проекта, на что уходит драгоценное время. При наличии же Rose достаточно показать все диаграммы проекта и предоставить проектную документацию, сгенерированную на основе полученной модели. Разработчик увидит как весь проект в целом, так и свою часть. В плане разработки Rose поддерживает проектирование, основанное на двух способах: прямом и обратном. В режиме прямого проектирования разработчик рисует определенным образом диаграммы классов и их взаимодействия, а на выходе получает сгенерированный код на определенном языке программирования. В режиме же обратного проектирования возможно построение модели на базе имеющегося исходного кода. Из этого следует самая главная возможность для разработчиков: повторное проектирование, когда разработчик описывает классы в Rose, генерирует код, дописывает необходимую полнофункциональную часть и снова закачивает в Rose, для представления того, что же система получила в результате его действий.

Rational Rose способна проводить прямое и обратное проектирование в системах С++, ADA, CORBA, Visual Basic, XML, COM, Oracle. Важнейшим свойством Rational Rose принято считать открытость архитектуры, что позволяет дополнять имеющийся в ней инструментарий новыми функциями.

Подведем первые итоги того, что может делать Rational Rose 

  •  Проектировать системы любой сложности
  •  Давать развернутое представление о проекте в сочетании со средствами документирования
  •  Проводить кодогенерацию
  •  Проводить обратное проектирование имеющихся систем
  •  Имеет открытый для дополнений интерфейс
  •  Интегрируется со средствами разработки (Visual Studio)
  •  Поддержка языка UML 
  •  Наличие средств автоматического контроля, в том числе проверки соответствия двух моделей
  •  Удобный для пользователя графический интерфейс
  •  Многоплатформенность
  •  Интегрируемость с другими инструментальными средствами, поддерживающими жизненный цикл программных систем, в том числе со средством управления требованиями (Requisite Pro), со средствами тестирования (SQA Suite, Performance Studio), со средствами конфигурационного управления (ClearCase, PVCS).

Rational Rose базируется на UML (Universal Modeling Language) - универсальном языке моделирования, который был разработан компанией Rational с целью создания наиболее оптимального и универсального языка для описания как предметной области, так и конкретной задачи в программировании. Любая задача программируется при помощи определенных диаграмм. UML поддерживает построение следующих диаграмм:

  •  Use case diagram (диаграммы вариантов использования).
  •  Class diagram (диаграммы классов).
  •  State diagram (диаграммы состояний);
  •  Sequence diagram (диаграммы последовательностей);
  •  Collaboration diagram (диаграммы взаимодействий);
  •  Component diagram (диаграммы компонент);
  •  Deployment diagram (диаграммы размещения).

2 Создание диаграммы Вариантов Использования

Задание:

  1.  Создать диаграмму Вариантов Использования, задать варианты использования и действующих лиц
  2.  Создать абстрактный вариант использования
  3.  Добавить ассоциации
  4.  Добавить связи расширения
  5.  Добавить описания к вариантам использования
  6.  Добавить описания к действующим лицам
  7.  Прикрепить файл к варианту использования

Пример выполнения задания.

Рисунок 1 - Пример диаграммы вариантов использования

Для создания диаграммы ВИ выполните следующие действия:

  1.  Дважды щелкнув мышью на Главной диаграмме Вариантов Использования (Main) в браузере, откройте ее.
  2.  С помощью кнопки Use Case (Вариант использования) панели инструментов поместите на диаграмму новый вариант использования.
  3.  Назовите его "Ввести новый заказ".
  4.  Повторив этапы 2 и 3, поместите на диаграмму остальные варианты использования: Изменить существующий заказ, Напечатать инвентарную опись, Обновить инвентарную опись, Оформить заказ, Отклонить заказ.
  5.  С помощью кнопки Actor (Действующее лицо) панели инструментов поместите на диаграмму новое действующее лицо.
  6.  Назовите его "Продавец".
  7.  Повторив шаги 5 и 6, поместите на диаграмму остальных действующих лиц: Управляющий магазином, Клерк магазина, Бухгалтерская система.

Создание абстрактного варианта использования

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на варианте использования "Отклонить заказ" на диаграмме.
  2.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  3.  Установите флажок Abstract (Абстрактный), чтобы сделать этот вариант использования абстрактным.

Добавление ассоциаций

  1.  С помощью кнопки Unidirectional Association (Однонаправленная ассоциация) панели инструментов нарисуйте ассоциацию между действующим лицом Продавец и вариантом использования "Ввести новый заказ".
  2.  Повторив шаг 1, поместите на диаграмму остальные ассоциации.

Добавление связи расширения

  1.  С помощью кнопки Generalization (Обобщение) панели инструментов нарисуйте связь между вариантом! использования "Отклонить заказ" и вариантом использования "Оформить заказ". Стрелка должна идти. от первого варианта использования ко второму. Связь расширения означает, что вариант использования "Отклонить заказ" при необходимости дополняет функциональные возможности варианта использования "Оформить заказ".
  2.  Щелкните правой кнопкой мыши на новой связи между вариантами использования "Отклонить заказ" и "Оформить заказ".
  3.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  4.  В раскрывающемся списке стереотипов введите слово extends (расширение), затем нажмите ОК.
  5.  Надпись «extends» появится на линии данной связи.

Добавление описаний к вариантам использования

  1.  Выделите в браузере вариант использования "Ввести новый заказ".
  2.  В окне документации введите следующее описание: "Этот вариант использования дает клиенту возможность ввести новый заказ в систему".
  3.  С помощью окна документации добавьте описания ко всем остальным вариантам использования.

Добавление описаний к действующему лицу

  1.  Выделите в браузере действующее лицо Продавец.
  2.  В окне документации введите следующее описание: "Продавец — это служащий, старающийся продать товар".
  3.  С помощью окна документации добавьте описания к остальным действующим лицам.

Прикрепление файла к варианту использования

1. Создайте свой собственный файл OrderFlow.doc и внесите в него поток событий, как показано ниже.

Основной поток событий для варианта использования ”Ввести новый заказ”

  1.  Продавец выбирает в имеющемся меню пункт “Создать новый заказ”.
    1.  Система выводит форму “Детали заказа”.
    2.  Продавец вводит номер заказа, заказчика и то, что заказано.
    3.  Продавец сохраняет заказ.
    4.  Система создаёт новый заказ и сохраняет его в базе данных.
  2.  Щелкните правой кнопкой мыши на варианте использования "Ввести новый заказ".
  3.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  4.  Перейдите на вкладку Files (Файлы).
  5.  Щелкните правой кнопкой мыши в белой области и в открывшемся меню выберите пункт Insert File (Вставить файл).
  6.  Укажите файл OpenFlow. doc и нажмите на кнопку Open (Открыть), чтобы прикрепить файл к варианту использования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Среда разработки Rational Rose
  2.  Виды диаграмм UML, которые можно построить в среде проектирования Rational Rose
  3.  Диаграммы вариантов использования. Создание диаграмм ВИ с использованием Rational Rose.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

В среде проектирования Rational Rose создать диаграммы вариантов использования для следующих задач.

  1.  Рассмотреть предметную область «Автоматизированная система домашнего отопления». Возможный набор объектов и атрибутов: датчик температуры в комнате, клапан подачи тепла в комнату, обогреватель, таймер. Система поддерживает температуру во всех комнатах согласно заданного графика, используя данные от датчиков температуры и таймера, включает и выключает обогреватель и клапаны подачи тепла при отклонении температуры от заданной на 1 градус по Цельсию.

  1.  Рассмотреть предметную область «Процедурный кабинет поликлиники». Возможный набор объектов и атрибутов: пациент, процедура, вид процедуры (например, ингаляция, УВЧ, ультразвук и т.д.), направление на процедуры, количество процедур, медсестра, кабинка)

  1.  Рассмотреть предметную область «Гостиница». Возможный набор объектов и атрибутов: гость, номер, вид номера (люкс, полулюкс, одноместный, двухместный и т.д.), администратор, горничная, официант.

  1.  Рассмотреть предметную область «Склад- цех предприятия». Возможный набор объектов и атрибутов: склад, цех, лимитная карта, заказ, позиция, зам. директора по снабжению. В лимитной карте приводится перечень всех материалов, разрешенных к получению цехом в течение месяца. Каждый день цех получает определенное количество материалов из этого перечня. Если в какой-то момент запрос превысит количество, приведенное в лимитной карте, то заказ отправляется зам директора по снабжению на согласование.

  1.  Рассмотреть предметную область  «Приемная комиссия ПГУ». Возможный набор объектов и атрибутов: абитуриент, документы, секретарь, дисциплина (для сдачи экзамена), экзамен, проходной балл, договор, бюджет, зачисление.

  1.  Рассмотреть предметную область «Аэропорт». Возможный набор объектов и атрибутов: самолет, рейс, регистрация, багаж, оформление багажа, досмотр, доставка до самолета, посадка, взлет.
  2.  Рассмотреть предметную область «Библиотека». Возможный набор объектов и атрибутов: читатели, библиотекари, книжный фонд, единица хранения, заказ, абонемент, читальный зал, срок возврата литературы, читательский формуляр.

  1.  Рассмотреть предметную область «Железнодорожная грузовая станция». Возможный набор объектов и атрибутов: подъездные пути, администрация, локомотивы, вагоны, контейнеры, заказ, диспетчер.  К администрации поступают заказы на отправку грузов, которые распределяются по вагонам и типам вагонов (сыпучие, нефтепродукты, штучные и т.д.). После формирования достаточного числа вагонов формируется состав, который после согласования с диспетчером отправляется со станции в указанное время.

  1.  Рассмотреть предметную область «Расписание занятий». Возможный набор объектов и атрибутов: учебные группы, преподаватели, дисциплины, аудитории, лаборатории, номера пар, количество пар, дни недели.

  1.  Рассмотреть предметную область «Железнодорожный вокзал». Возможный набор объектов и атрибутов: пассажиры, кассы,  билеты, № поезда, перрон, категория вагона, номер места, проводник, посадка, отправление.


Лабораторная работа № 2.

Создание диаграммы классов в  Raional Rose

1 Создание диаграммы Классов

Задание:

  1.  Создать диаграмму Классов

Пример выполнения задания.

Настройка

  1.  В меню модели выберите пункт Tools > Options (Инструменты > Параметры).
  2.  Перейдите на вкладку Diagram (Диаграмма).
  3.  Убедитесь, что установлены флажки Show All Attributes (Показать все атрибуты) и Show All Operations (Показать все операции).
  4.  Убедитесь, что сброшены флажки Suppress Attributes (Подавить вывод атрибутов) и Suppress Operations (Подавить вывод операций).

 

1.1 Создание диаграммы Классов для ВИ "Ввести новый заказ”

Для создания диаграммы выполните следующие действия:

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на Логическом представлении брауэера.
  2.  В открывшемся меню выберите пункт New > Class Diagram (Создать > Диаграмма Классов).
  3.  Назовите новую диаграмму Классов Add New Order (Ввод нового заказа).
  4.  Дважды щелкнув мышью на этой диаграмме в браузере; откройте ее.
  5.  Перетащите из браузера все классы (OrderOptions, OrderDetail, Order, OrderMgr и TransactionMgr). Полученная диаграмма Классов представлена на рис. 1.

1.2 Атрибуты и операции

В созданную диаграмму Классов для своего индивидуального задания добавим атрибуты и операции.

Добавление атрибутов и операций

Добавим атрибуты и операции к классам диаграммы Классов "Ввод нового заказа". При этом используем специфические для языка особенности. Установим параметры так, чтобы показывать все атрибуты и все операции. Применим нотацию UML.

Рисунок 1 - Диаграмма Классов для ВИ “Ввести новый заказ”

Нужно выполнить следующие действия:

Настройка

  1.  В меню модели выберите пункт Tools -> Options (Инструменты -> Параметры).
  2.  Перейдите на вкладку Diagram.
  3.  Убедитесь, что флажок Show visibility (Показать видимость) установлен.
  4.  Убедитесь, что флажок Show stereotypes (Показать стереотипы) установлен.
  5.  Убедитесь, что флажок Show operation signatures (Показать сигнатуры операций) установлен.
  6.  Убедитесь, что флажки Show all attributes (Показать все атрибуты) и Show all operations (Показать все операции) установлены.
  7.  Убедитесь, что флажки Suppress attributes (Подавить атрибуты) и Suppress operations {Подавить операции) сброшены.
  8.  Перейдите на вкладку Notation (Нотация).
  9.  Убедитесь, что флажок Visibility as icons (Отображать пиктограммы) сброшен.

Добавление нового класса

  1.  Найдите в браузере диаграмму Классов варианта использования "Ввести новый заказ".
  2.  Дважды щелкнув мышью на диаграмме, откройте ее.
  3.  Нажмите кнопку Class панели инструментов.
  4.  Щелкните мышью внутри диаграммы, чтобы поместить туда новый класс.
  5.  Назовите его OrderItem.

Добавление атрибутов

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на классе Order.
  2.  В открывшемся меню выберите пункт New Attribute (Создать атрибут).
  3.  Введите новый атрибут:OrderNumber : Integer
  4.  Нажмите клавишу Enter.
  5.  Введите следующий атрибут:CustomerName : String.
  6.  Повторив шаги 4 и 5, добавьте атрибуты:OrderDate : Date OrderFUIDate : Date
  7.  Щелкните правой кнопкой мыши на классе Orderltem.
  8.  В открывшемся меню выберите пункт New Attribute (Создать атрибут).
  9.  Введите новый атрибут:ItemID : Integer.
  10.  Нажмите клавишу Enter.
  11.  Введите следующий атрибут:HemDescription : String.

Добавление операций к классу Orderltem

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на классе Orderltem.
  2.  В открывшемся меню выберите пункт New Operation (Создать операцию).
  3.  Введите новую операцию:Create.
  4.  Нажмите клавишу Enter.
  5.  Введите следующую операцию:Setlnfo
  6.  Нажмите клавишу Enter.
  7.  Введите операцию:Getlnfo

Подробное описание операций с помощью диаграммы Классов

  1.  Щелкнув мышью на классе Order, выделите его.
  2.  Щелкните на этом классе еще раз, чтобы переместить курсор внутрь.
  3.  Отредактируйте операцию Create(), чтобы она выглядела следующим образом: Create() : Boolean
  4.  Отредактируйте операцию Setlnfo():Setlnfo(OrderNum : Integer, Customer : String, OrderDate : Date, FillDate : Date) : Boolean
  5.  Отредактируйте операцию Getlnfo(): Getlnfo() : String

Подробное описание операций с помощью браузера

  1.  Найдите в браузере класс Orderltem.
  2.  Раскройте этот класс, щелкнув на значке "+" рядом с ним В браузере появятся атрибуты и операции класса
  3.  Дважды щелкнув мышью на операции Ое11п1о(),откройте окно ее спецификации.
  4.  В раскрывающемся списке Return class (Возвращаемый класс) укажите String.
  5.  Щелкнув мышью на кнопке ОК, закройте окно спецификации операции
  6.  Дважды щелкните в браузере на операции Setlnfo() класса Orderltem, чтобы открыть окно ее спецификации
  7.  В раскрывающемся списке Return class укажите Boolean.
  8.  Перейдите на вкладку Detail (Подробно).
  9.  Щелкните правой кнопкой мыши в области аргументов, чтобы добавить туда новый параметр
  10.  В открывшемся меню выберите пункт Insert (Вставить). Rose добавит аргумент под названием argname.
  11.  Щелкнув один раз на этом слове, выделите его и измените имя аргумента на ID.
  12.  Щелкните на колонке Type (Тип). В раскрывающемся списке типов выберите Integer.
  13.  Щелкните на колонке Default (По умолчанию), чтобы добавить значение аргумента по умолчанию. Введите число 0.
  14.  Нажав на кнопку ОК, закройте окно спецификации операции.
  15.  Дважды щелкните на операции Create() класса Orderltem, чтобы открыть окно ее спецификации.
  16.  В раскрывающемся списке Return class укажите Boolean.
  17.  Нажав на кнопку ОК, закройте окно спецификации операции.

Подробное описание операций

  1.  Используя браузер или диаграмму Классов, введите следующие сигнатуры операций класса OrderDetail: Ореn() : Boolean Submitlnfo() : Boolean Save() : Boolean
  2.  Используя браузер или диаграмму Классов, введите сигнатуру операций класса OrderOptions: Create() : Boolean
  3.  Используя браузер или диаграмму Классов, введите сигнатуру операций класса OrderMgr: SaveOrder(OrderlD : Integer): Boolean
  4.  Используя браузер или диаграмму Классов, введите сигнатуры операций класса TransactionMgr: SaveOrder(OrderlD : Integer) : Boolean Commit() : Integer

1.3 Связи

Задание:

В созданной диаграмме Классов определить связи между классами.

  1.  Модифицировать диаграмму Классов
  2.  Сохранить файл модели, составить отчет

Пример выполнения задания. Добавление связей

Добавим связи к классам, принимающим участие в ВИ "Ввести новый заказ".

Порядок выполнения задания.

Настройка

  1.  Найдите в браузере диаграмму Классов "Ввод нового заказа".
  2.  Дважды щелкнув на диаграмме, откройте ее.
  3.  Проверьте, имеется ли в панели инструментов диаграммы кнопка Unidirectional Association (Однонаправленная ассоциация). Если ее нет, продолжите настройку, выполнив шаги 4 и 5. Если есть, приступайте к выполнению самого упражнения.
  4.  Щелкните правой кнопкой мыши на панели инструментов диаграммы и в открывшемся меню выберите пункт Customize (Настроить).
  5.  Добавьте на панель кнопку Creates A Unidirectional Association (Создать однонаправленную ассоциацию).

Добавление ассоциаций

  1.  Нажмите кнопку Unidirectional Association панели инструментов.
  2.  Проведите ассоциацию от класса OrderOptions к классу OrderDetail.
  3.  Повторите шаги 1 и 2, создав ассоциации:
    •  От класса OrderDetail к классу OrderMgr
    •  От класса OrderMgr к классу Order
    •  От класса OrderMgr к классу TransactionMgr
    •  От класса TransactionMgr к классу Order
    •  От класса TransactionMgr к классу Orderltem
    •  От класса Order к классу Orderitem
  4.  Щелкните правой кнопкой мыши на однонаправленной ассоциации между классами OrderOptions и OrderDetail со стороны класса OrderOptions.
  5.  В открывшемся меню выберите пункт Multiplicity > Zero or One (Множественность >- Нуль или один).
  6.  Щелкните правой кнопкой мыши на другом конце однонаправленной ассоциации.
  7.  В открывшемся меню выберите пункт Multiplicity > Zero or One (Множественность >- Нуль или один).
  8.  Повторите шаги 4 - 7, добавив на диаграмму значения множественности для остальных ассоциаций, как показано на рис. 2.

Рис. 2 - Ассоциации сценария "Ввести новый заказ"

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Диаграммы классов. Атрибуты, операции, виды связей.
  2.  Создание диаграмм классов. Добавление атрибутов, ассоциаций, операций.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

В среде проектирования Rational Rose создать диаграмму классов для своего варианта задачи из лабораторной работы №1.


Лабораторная работа № 3.

Создание диаграмм взаимодействия

в Rational Rose

1 Создание диаграммы взаимодействия

Задание:

  1.  Создать диаграмму Последовательностей
  2.  Создать диаграмму Кооперации

Пример выполнения задания

После создания диаграммы ВИ нужно проанализировать ее составные части. На диаграмме ВИ (рис. 6.1, лаб. раб. 6) наивысший приоритет среди пользователей имеет вариант использования "Ввести новый заказ", он же связан с наибольшим риском. Рассмотрим его в первую очередь.

Рассмотрим поток событий, который будет реализовываться в этом ВИ:

  •  Продавец вводит новый заказ.
  •  Продавец пытается ввести заказ, но товара нет на складе.
  •  Продавец пытается ввести заказ, но при его сохранении в базе данных возникает ошибка.

Приступим к созданию диаграмм Последовательности и Кооперативных диаграмм для ВИ "Ввести новый заказ".

 

1.1 Создание диаграммы Взаимодействия

Создайте диаграмму Последовательности и Кооперативную диаграмму, отражающую ввод нового заказа в систему обработки заказов. Готовая диаграмма Последовательности показана на рис. 1.

Это только одна из диаграмм, необходимых для моделирования ВИ "Ввести новый заказ". Она соответствует успешному варианту хода событий. Для описания того, что случится, если возникнет ошибка или если пользователь выберет другие действия из предложенных, придется разработать дополнительные диаграммы. Каждый альтернативный поток варианта использования может быть промоделирован с помощью собственных диаграмм Взаимодействия.

Рисунок 1 - Диаграмма Последовательности для ввода нового заказа

Порядок выполнения задания.

Настройка

  1.  В меню модели выберите пункт Toots > Options (Инструменты > Параметры).
  2.  Перейдите на вкладку Diagram (Диаграмма).
  3.  Установите флажки Sequence numbering, Collaboration numbering и Focus of control.
  4.  Нажмите OK, чтобы выйти из окна параметров.

Создание диаграммы Последовательности

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на Логическом представлении браузера.
  2.  В открывшемся меню выберите пункт New > Sequence Diagram (Создать > Диаграмма Последовательности).
  3.  Назовите новую диаграмму Add order (Ввод заказа).
  4.  Дважды щелкнув на этой диаграмме, откройте ее.

Добавление на диаграмму действующего лица и объектов

  1.  Перетащите действующее лицо Salesperson (Продавец) из браузера на диаграмму.
  2.  Нажмите кнопку Object (Объект) панели инструментов.
  3.  Щелкните мышью в верхней части диаграммы, чтобы поместить туда новый объект.
  4.  Назовите объект Order Options Form (Выбор варианта заказа).
  5.  Повторив шаги 3 и 4, поместите на диаграмму объекты:
  •  Order Detail Form (Форма деталей заказа)
  •  Order N1234 (Заказ №1234)

Добавление сообщений на диаграмму

  1.  На панели инструментов нажмите кнопку Object Message (Сообщение объекта).
  2.  Проведите мышью от линии жизни действующего лица Salesperson (Продавец) к линии жизни объекта Order Options Form (Выбор варианта заказа).
  3.  Выделив сообщение, введите его имя - Create new order (Создать новый заказ).
  4.  Повторив шаги 2 и 3, поместите на диаграмму сообщения:
    •  Open form (Открыть форму) - между Order Options Form и Order Detail Form
    •  Enter order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - между Salesperson и Order Detail Form
    •  Save the order (Сохранить заказ) - между Salesperson и Order Detail Form
    •  Create new, blank order (Создать пустой заказ) - между Order Detail Form и Order N1234
    •  Set the order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - между Order Detail Form и Order N1234
    •  Save the order (Сохранить заказ) - между Order Detail Form и Order N1234.

Завершен первый этап работы. Готовая диаграмма Последовательности представлена на рис. 2. Теперь нужно позаботиться об управляющих объектах и о взаимодействии с базой данных. Как. видно из диаграммы, объект Order Detail Form имеет множество ответственностей, с которыми лучше всего мог бы справиться управляющий объект. Кроме того, новый заказ должен сохранять себя в базе данных сам. Вероятно, эту обязанность лучше было бы переложить на другой объект.

Рисунок 2 - Диаграмма Последовательности ввода нового заказа после завершения первого этапа работы

Добавление на диаграмму дополнительных объектов

  1.  Нажмите кнопку Object панели инструментов.
  2.  Щелкните мышью между объектами Order Detail Form и Order N1234, чтобы поместить туда новый объект.
  3.  Введите имя объекта — Order Manager (Управляющий заказами).
  4.  Нажмите кнопку Object панели инструментов.
  5.  Новый объект расположите справа от Order N1234.
  6.  Введите его имя — Transaction Manager (Управляющий транзакциями).

Назначение ответственностей объектам

  1.  Выделите сообщение 5: Create new, blank order (Создать пустой заказ).
  2.  Нажав комбинацию клавиш CTRL+D, удалите это сообщение.
  3.  Повторите шаги 1 и 2 для удаления двух последних сообщений:
  •  Set the order number, customer, order items (Вести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов)
  •  Save the order (Сохранить заказ)
  1.  Нажмите кнопку Object Message панели инструментов.
  2.  Поместите на диаграмму новое сообщение, расположив его под сообщением 4 между Order Detail Form и Order Manager.
  3.  Назовите его Save the order (Сохранить заказ).
  4.  Повторите шаги 4 - 6, добавив сообщения с шестого по девятое и назвав их:
  •  Create new, blank order (Создать новый заказ) - между Order Manager и Order N1234
  •  Set the order number, customer, order items (Вести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - между Order Manager и Order N1234
  •  Save the order (Сохранить заказ) - между Order Manager и Transaction Manager
  •  Collect order information (Информация о заказе) - между Transaction Manager и Order N1234
  1.  На панели инструментов нажмите кнопку Message to Self (Сообщение себе).
  2.  Щелкните на линии жизни объекта Transaction Manager (Управляющий транзакциями) ниже сообщения 9, добавив туда рефлексивное сообщение.
  3.  Назовите его Save the order information to the database (Сохранить информацию о заказе в БД).

Теперь диаграмма Последовательности должна выглядеть, как показано на рис. 3.

Рисунок 3 - Диаграмма Последовательности с новыми объектами

Соотнесение объектов с классами

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на объекте Order Options Form (Выбор варианта заказа).
  2.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  3.  В раскрывающемся списке классов выберите пункт (Создать). Появится окно спецификации классов.
  4.  В поле Name введите OrderOptions (Выбор заказа).
  5.  Щелкните на кнопке ОК. Вы вернетесь в окно спецификации объекта.
  6.  В списке классов выберите класс OrderOptions.
  7.  Щелкните на кнопке ОК, чтобы вернуться к диаграмме. Теперь объект называется Order Options Form : OrderOptions.
  8.  Для соотнесения остальных объектов с классами повторите шаги с 1 по 7:
  •  Класс OrderDetail соотнесите с объектом Order Detail Form
  •  Класс OrderMgr - с объектом Order Manager
  •  Класс Order - с объектом Order N1234
  •  Класс TransactionMgr - с объектом Transaction Manager По завершении этих действий ваша диаграмма должна иметь вид, представленный на рис. 4.

Рисунок 4 - Диаграмма Последовательности с именами классов

Соотнесение сообщений с операциями

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на сообщении 1: Create new order (Создать новый заказ).
  2.  В открывшемся меню выберите пункт (создать операцию). Появится окно спецификации операции.
  3.  В поле Name введите имя операции - Create (Создать).
  4.  Нажмите на кнопку ОК, чтобы закрыть окно спецификации операции и вернуться к диаграмме.
  5.  Еще раз щелкните правой кнопкой мыши на сообщении 1.
  6.  В открывшемся меню выберите новую операцию CreateO.
  7.  Повторите шаги с 1 по 6, чтобы соотнести с операциями все остальные сообщения:
  •  Сообщение 2: Open form (Открыть форму) соотнесите с операцией Ореп()
  •  Сообщение 3: Enter order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - с операцией Submitlnfo()
  •  Сообщение 4: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией Save()
  •  Сообщение 5: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией SaveOrderQ
  •  Сообщение 6: Create new, blank order (Создать пустой заказ) - с операцией Create()
  •  Сообщение 7: Set the order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - с операцией Settrrfo()
  •  Сообщение 8: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией SaveOrderQ
  •  Сообщение 9: Collect order information (Информация о заказе) - с операцией GetlnfoQ
  •  Сообщение 10: Save the order information to the database (Сохранить информацию о заказе в базе данных) - с операцией Commit()

Ваша диаграмма должна выглядеть, как показано на рис. 5.

1.2 Создание Кооперативной диаграммы

Для создания Кооперативной диаграммы достаточно нажать клавишу F5. Если же вы хотите сами проделать все требуемые операции, воспользуйтесь приводимым далее планом.

Создание Кооперативной диаграммы

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на Логическом представлении в браузере
  2.  В открывшемся меню выберите пункт New > Collaboration Diagram (Создать > Кооперативная диаграмма).
  3.  Назовите эту диаграмму Add order (Ввод заказа).
  4.  Дважды щелкнув мышью на диаграмме, откройте ее.

Рисунок 5. - Диаграмма Последовательности с показанными на ней операциями

Добавление действующего лица и объектов на диаграмму

  1.  Перетащите действующее лицо Salesperson (Продавец) из браузера на диаграмму.
  2.  Нажмите кнопку Object (Объект) панели инструментов.
  3.  Щелкните мышью где-нибудь внутри диаграммы, чтобы поместить туда новый объект.
  4.  Назовите объект Order Options Form (Выбор варианта заказа).
  5.  Повторив шаги 3 и 4, поместите на диаграмму объекты:
    •  Order Detail Form (Форма деталей заказа)
    •  Order N1234 (Заказ Ns1234)

Добавление сообщений на диаграмму

  1.  На панели инструментов нажмите кнопку Object Link (Связь объекта).
  2.  Проведите мышью от действующего лица Salesperson (Продавец) к объекту Order Options Form (Выбор варианта заказа).
  3.  Повторите шаги 1 и 2, соединив связями следующие объекты:
    •  Действующее лицо Salesperson и объект Order Detail Form
    •  Объект Order Options Form и объект Order Detail Form
    •  Объект Order Detail Form и объект Order N1234
  4.  На панели инструментов нажмите кнопку Link Message (Сообщение связи).
  5.  Щелкните мышью на связи между Salesperson и Order Options Form.
  6.  Выделив сообщение, введите его имя - Create new order (Создать новый заказ).
  7.  Повторив шаги с 4 по 6, поместите на диаграмму сообщения:
    •  Open form (Открыть форму) - между Order Options Form и Order Detail Form
    •  Enter order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - между Salesperson и Order Detail Form
    •  Save the order (Сохранить заказ) - между Salesperson и Order Detail Form
    •  Create new, blank order (Создать пустой заказ) - между Order Detail Form и Order N1234
    •  Set the order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - между Order Detail Form и Order N1234
    •  Save the order (Сохранить заказ) - между Order Detail Form и Order N1234

После завершения первого этапа работы Кооперативная диаграмма, описывающая ввод нового заказа, будет иметь вид, показанный на рис. 6. Теперь нужно поместить на диаграмму дополнительные элементы, а также рассмотреть ответственности объектов.

Рисунок 6 - Результат первого этапа работы над Кооперативной диаграммой, описывающей ввод нового заказа

Добавление на диаграмму дополнительных объектов.

  1.  Нажмите кнопку Object панели инструментов.
  2.  Щелкните мышью где-нибудь на диаграмме, чтобы поместить туда новый объект.
  3.  Введите имя объекта - Order Manager (Управляющий заказами).
  4.  На, панели инструментов нажмите кнопку Object.
  5.  Поместите на диаграмму еще один объект.
  6.  Введите его имя - Transaction Manager (Управляющий транзакциями).

Назначение ответственностей объектам

  1.  Выделите сообщение 5: Create new, blank order (Создать пустой заказ). Выделяйте слова, а не стрелку.
  2.  Нажав комбинацию клавиш CTRL+D, удалите это сообщение.
  3.  Повторите шаги 1 и 2 для удаления сообщений 6 и 7:
    •  Set the order number, customer, order items
    •  Save the order
  4.  Выделите связь между объектами Order Detail Form и Order N1234.
  5.  Нажав комбинацию клавиш CTRL+D. удалите эту связь.
  6.  На панели инструментов нажмите кнопку Object Link (Связь объекта).
  7.  Нарисуйте связь между Order Detail Form и Order Manager.
  8.  На панели инструментов нажмите кнопку Object Link (Связь объекта).
  9.  Нарисуйте связь между Order Manager и Order N1234.
  10.  На панели инструментов нажмите кнопку Object Link (Связь объекта).
  11.  Нарисуйте связь между Order N1234 и Transaction Manager.
  12.  На панели инструментов нажмите кнопку Object Link (Связь объекта).
  13.  Нарисуйте связь между Order Manager и Transaction Manager.
  14.  На панели инструментов нажмите кнопку Link Message (Сообщение связи).
  15.  Щелкните мышью на связи между объектами Order Detail Form и Order Manager, чтобы ввести новое сообщение.
  16.  Назовите это сообщение Save the order (Сохранить заказ).
  17.  Повторите шаги 14 - 16, добавив сообщения с шестого по девятое и назвав их:
    •  Create new, blank order (Создать новый заказ) - между Order Manager и Order N1234
    •  Set the order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - между Order Manager и Order N1234
    •  Save the order (Сохранить заказ) - между Order Manager и Transaction Manager
    •  Collect order information (Информация о заказе) - между Transaction Manager и Order N1'234
    •  На панели инструментов нажмите кнопку Link to Self (Связь с собой).
    •  Щелкнув на объекте Transaction Manager, добавьте к нему рефлексивное сообщение.
    •  На панели инструментов нажмите кнопку Link Message (Сообщение связи).
    •  Щелкните мышью на рефлексивной связи Transaction Manager, чтобы ввести туда сообщение.
    •  Назовите новое сообщение Save the order information to the database (Сохранить информацию о заказе в базе данных).

Кооперативная диаграмма должна иметь вид. представленный на рис. 7.

Рисунок 7 - Кооперативная диаграмма с дополнительными объектами

Соотнесение объектов с классами (если классы были созданы при разработке описанной выше диаграммы Последовательности)

  1.  Найдите в браузере класс Order Options.
  2.  Перетащите его на объект Order Options Form (Выбор варианта заказа) на диаграмме.
  3.  Повторите шаги 1 и 2, соотнеся остальные объекты и соответствующие им классы:
    •  Класс OrderDetail соотнесите с объектом Order Detail Form
    •  Класс OrderMgr - с объектом Order Manager
    •  Класс Order - с объектом Order N1234
    •  Класс TransactionMgr - с объектом Transaction Manager

Соотнесение объектов с классами (если вы не создавали описанную выше диаграмму Последовательности)

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на объекте Order Options Form.
  2.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  3.  В раскрывающемся списке классов выберите пункт (Создать). Появится окно спецификации классов.
  4.  В поле имени введите OrderOptions (Выбор заказа).
  5.  Щелкните на кнопке ОК. Вы вернетесь в окно спецификации объекта.
  6.  В списке классов выберите класс OrderOptions.
  7.  Щелкните на кнопке OK, чтобы вернуться к диаграмме. Теперь объект называется Order Options Form: OrderOptions.
  8.  Для соотнесения остальных объектов с классами повторите шаги с 1 по 7:
    •  Класс OrderDetail соотнесите с объектом Order Detail Form
    •  Класс OrderMgr - с объектом Order Manager
    •  Класс Order - с объектом Order N1234
    •  Класс TransactionMgr - с объектом Transaction Manager .

Полученная Кооперативная диаграмма должна выглядеть, как показано на рис. 8.

Соотнесение сообщений с операциями (если операции были созданы при разработке описанной выше диаграммы Последовательности)

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на сообщении 1: Create new order (Создать новый заказ).
  2.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  3.  В раскрывающемся списке имен укажите имя операции - Create() (Создать).
  4.  Нажмите на кнопку ОК.

Рисунок 8 - Кооперативная диаграмма с именами классов

  1.  Повторите шаги 1-4 для соотнесения с операциями остальных сообщений:
    •  Сообщение 2: Open form (Открыть форму) соотнесите с операцией Ореn()
    •  Сообщение 3: Enter order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - с операцией SubmitlnfoO
    •  Сообщение 4: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией Save()
    •  Сообщение 5: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией Save0rder()
    •  Сообщение 6: Create new, blank order (Создать пустой заказ) - с операцией Create()
    •  Сообщение 7: Set the order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов)  - с операцией Setlnfo()
    •  Сообщение 8: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией SaveOrder()
    •  Сообщение 9: Collect order information (Информация о заказе) - с операцией Getlnfo()
    •  Сообщение 10: Save the order information to the database (Сохранить информацию о заказе в базе данных) - с операцией Commit()

Соотнесение сообщений с операциями (если вы не создавали описанную выше диаграмму Последовательности)

  1.  Щелкните правой кнопкой мыши на сообщении 1: Create new order (Создать новый заказ).
  2.  В открывшемся меню выберите пункт (создать операцию). Появится окно спецификации операции.
  3.  В поле имени введите имя операции - Create() (Создать).
  4.  Нажмите на кнопку ОК, чтобы закрыть окно спецификации операции и вернуться к диаграмме.
  5.  Еще раз щелкните правой кнопкой мыши на сообщении 1.
  6.  В открывшемся меню выберите пункт Open Specification (Открыть спецификацию).
  7.  В раскрывающемся списке Name <Имя> укажите имя новой операции.
  8.  Нажмите на кнопку ОК.
  9.  Повторите шаги 1-8, чтобы создать новые операции и соотнести с ними остальные сообщения:
    •  Сообщение 2: Open form (Открыть форму) соотнесите с операцией Ореn()
    •  Сообщение 3: Enter order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) - с операцией Submitlnfo()
    •  Сообщение 4: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией Save()
    •  Сообщение 5: Save the order (Сохранить заказ) - с операцией SaveOrderQ
    •  Сообщение 6: Create new, blank order (Создать пустой заказ) - с операцией CreateO
    •  Сообщение 7: Set the order number, customer, order items (Ввести номер заказа, заказчика и число заказываемых предметов) — с операцией SettnfoQ
    •  Сообщение 8: Save the order (Сохранить заказ) — с операцией SaveOrderQ
    •  Сообщение 9: Collect order information (Информация о заказе) - с операцией GetinfoO
    •  Сообщение 10: Save the order information to the database (Сохранить информацию о заказе в базе данных) — с операцией Commit()

Ваша диаграмма должна выглядеть, как показано на рис. 9.

Рисунок 9 - Кооперативная диаграмма с показанными на ней операциями

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Диаграммы взаимодействия. Диаграммы последовательности и кооперативные диаграммы.
  2.  Создание диаграмм взаимодействия с использованием Rational Rose.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

В среде проектирования Rational Rose создать диаграммы последовательностей и кооперации для своего варианта задачи из лабораторной работы  № 1


Лабораторная работа № 4

Создание диаграмм состояний

1 Создание диаграмм состояний

Задание:

  1.  Создать диаграмму Состояний

Пример выполнения задания.

В этом упражнении создается диаграмма Состояний для класса Order, показанная на рис. 9.1.

Рисунок 1 - Диаграмма Состояний для класса Order

Порядок выполнения задания.

Создание диаграммы

  1.  Найдите в браузере класс Order.
  2.  Щелкните на классе правой кнопкой мыши и в открывшемся меню укажите пункт Open State Diagram (Открыть диаграмму состояний).

Добавление начального и конечного состояний

  1.  Нажмите кнопку Start State (Начальное состояние) панели инструментов.
  2.  Поместите это состояние на диаграмму.
  3.  Нажмите кнопку End State (Конечное состояние) панели инструментов.
  4.  Поместите это состояние на диаграмму.

Добавление суперсостояния

  1.  Нажмите кнопку State (Состояние) панели инструментов.
  2.  Поместите это состояние на диаграмму.

Добавление оставшихся состояний

  1.  На панели инструментов нажмите кнопку State (Состояние).
  2.  Поместите состояние на диаграмму.
  3.  Назовите состояние Cancelled (Отменен).
  4.  На панели инструментов нажмите кнопку State (Состояние).
  5.  Поместите состояние на диаграмму.
  6.  Назовите состояние Filled (Выполнен).
  7.  На панели инструментов нажмите кнопку State (Состояние).
  8.  Поместите состояние на диаграмму внутрь суперсостояния.
  9.  Назовите состояние Initialization (Инициализация).
  10.  На панели инструментов нажмите кнопку State (Состояние).
  11.  Поместите состояние на диаграмму внутрь суперсостояния.
  12.  Назовите состояние Pending (выполнение заказа приостановлено).

Описание состояний

  1.  Дважды щелкните мышью на состоянии Initialization (Инициализация).
  2.  Перейдите на вкладку Detail (Подробно).
  3.  Щелкните правой кнопкой мыши в окне Actions (Действия).
  4.  В открывшемся меню выберите пункт Insert (Вставить).
  5.  Дважды щелкните мышью на новом действии.
  6.  Назовите его Store order date (Сохранить дату заказа).
  7.  Убедитесь, что в окне When (Когда) указан пункт On Entry (На входе).
  8.  Повторив шаги 3—7, добавьте следующие действия:
    •  Collect customer info (Собрать клиентскую информацию), в окне When укажите Entry until Exit (Выполнять до завершения)
    •  Add order items (Добавить к заказу новые позиции), укажите Entry until Exit (Выполнять до завершения)
  9.  Нажмите два раза на ОК, чтобы закрыть спецификацию.
  10.  Дважды щелкните мышью на состоянии Cancelled (Отменен).
  11.  Повторив шаги 2 — 7, добавьте действие:• Store cancellation data (Сохранить дату отмены), укажите On Exit (На выходе)
  12.  Нажмите два раза на ОК, чтобы закрыть спецификацию.
  13.  Дважды щелкните мышью на состоянии Filled (Выполнен).
  14.  Повторив шаги 2—7, добавьте действие:• Bill customer (Выписать счет), укажите Entry until Exit
  15.  Нажмите два раза на ОК, чтобы закрыть спецификацию.

Добавление переходов

  1.  Нажмите кнопку Transition (Переход) панели инструментов.
  2.  Щелкните мышью на начальном состоянии.
  3.  Проведите линию перехода к состоянию Initialization (Инициализация).
  4.  Повторив шаги с первого по третий, создайте следующие переходы:
    •  От состояния Initialization (Инициализация) к состоянию Pending (Выполнение заказа приостановлено)
    •  От состояния Pending (Выполнение заказа приостановлено) к состоянию Filled (Выполнен)
    •  От суперсостояния к состоянию Cancelled (Отменен)
    •  От состояния Cancelled (Отменен) к конечному состоянию
    •  От состояния Filled (Выполнен) к конечному состоянию
  5.  На панели инструментов нажмите кнопку Transition to Self (Переход к себе).
  6.  Щелкните мышью на состоянии Pending (Выполнение заказа приостановлено).

Описание переходов

  1.  Дважды щелкнув мышью на переходе от состояния Initialization (Инициализация) к состоянию Pending (Выполнение заказа приостановлено), откройте окно спецификации перехода.
  2.  В доле Event (Событие) введите фразу Finalize order (Выполнить заказ).
  3.  Щелкнув на кнопке ОК, закройте окно спецификации.
  4.  Повторив шаги с первого по третий, добавьте событие Cancel Order (Отменить заказ) к переходу между суперсостоянием и состоянием Cancelled (Отменен).
  5.  Дважды щелкнув мышью на переходе от состояния Pending (Выполнение заказа приостановлено) к состоянию Filled (Выполнен), откройте окно его спецификации.
  6.  В поле Event (Событие) введите фразу Add order item (Добавить к заказу новую позицию).
  7.  Перейдите на вкладку Detail (Подробно).
  8.  В поле Condition (Условие) введите No unfilled items remaining (He осталось незаполненных позиций).
  9.  Щелкнув на кнопке ОК, закройте окно спецификации.
  10.  Дважды щелкните мышью на рефлексивном переходе (Transition to Self) состояния Pending (Выполнение заказа приостановлено).
  11.  В поле Event (Событие) введите фразу Add order item (Добавить к заказу новую позицию).
  12.  Перейдите на вкладку Detail (Подробно).
  13.  В поле Condition (Условие) введите Unfilled items remaining (Остаются незаполненные позиции).
  14.  Щелкнув на кнопке ОК, закройте окно спецификации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Диаграммы состояний.

2. Создание диаграмм состояний с применением Rational Rose.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

В среде проектирования Rational Rose создать диаграмму состояний для своего варианта задачи из лабораторной работы № 1.

PAGE  22


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79511. Структура психологической службы 30.76 KB
  Психологический кабинет управления образованием районный городской областной; Практический психолог работающий в образовательном учреждении; Центр психологической службы образования головная организация руководящая деятельностью психологов работающих в образовательных учреждениях психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. В Центр могут обращаться родители педагоги другие работники народного образования. Психологические кабинеты отделы при районных областных городских...
79512. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа 32.14 KB
  Так психопрофилактика предусматривает меры по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома школы-интерната. В процессе работы необходимо решать вопросы которые обычно не встают так остро перед психологами в массовой школе: взаимоотношений воспитанников со взрослыми и сверстниками в массовой школе с семьями учеников; взаимоотношений воспитанников с родителями и опекунами. Важно также способствовать оптимизации отношений ребенка с официальными опекунами; взаимоотношений воспитанников с шефами и...
79513. Развивающая и психокоррекционная работа 26.8 KB
  Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей в русле воспитательных мероприятий с участием родителей и других родственников ребенка.
79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...
79516. Цель психологической службы образования 29.04 KB
  Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: Реализация в работе с детьми возможностей резервов развития ребенка каждого возраста; Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов способностей склонностей чувств отношений увлечений жизненных планов; Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата который определяется одной стороныорганизацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах...
79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.