11745

Автоматизированное тестирование

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 7. Автоматизированное тестирование. Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию. Ход работы 1. procedure TForm1.Button1ClickSender: TObject; VAR a: array [1..3] of real; zssum:real; ixns1:integer; begin n:=STRTOINTedit1.Text; x:=1; z:=0; s1:=10; For i:= 1 to 3 do begin ...

Русский

2013-04-10

311.5 KB

15 чел.

Лабораторная работа № 7.

Автоматизированное тестирование.

Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию.

Ход работы

1. 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

VAR

a: array [1..3] of real;

z,s,sum:real;

i,x,n,s1:integer;

begin

n:=STRTOINT(edit1.Text);

x:=1;

z:=0;   s1:=10;

For i:=  1 to 3  do

begin

x:=x*10;

s:=n*(n-1);

sum:=(x/s);

a[i]:=sum;

label2.Caption:=floattostr(s);

 Label3.Caption :=floattostr(sum) ;

end;

For i:=  1 to 3  do

z:=z+a[i];

Label1.Caption :=floattostr(z) ;

end;

2.Для того чтобы начать трассировку, необходимо из меню Run (Запуск) выбрать команду Step over (Пропуск блока) или Trace into (Трассировка). В результате в окне редактора кода будет выделена первая инструкция программы. Для того чтобы выполнить выделенную инструкцию, необходимо из меню Run выбрать команду Step over (нажать клавишу <F8>) или Trace into (нажать клавишу <F7>). После выполнения инструкции будет выделена следующая. Таким образом, выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы.

Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Step over соответствует клавиша <F8>, а команде Trace into — клавиша <F7>.

В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.

При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Run to cursor (Запуск до курсора) или нажать клавишу <F4>. Затем, нажимая клавишу <F7> или клавишу <F8>, выполнить трассировку нужного фрагмента программы.

Во время трассировки можно наблюдать не только порядок выполнения инструкций программы, но и значения переменных. О том, как это сделать, рассказывается в одном из следующих разделов.

Точки останова программы

При отладке широко используется метод, который называют методом точек останова. Суть метода заключается в том, что программист помечает некоторые инструкции программы (ставит точки останова), при достижении которых программа приостанавливает свою работу, и программист может начать трассировку или проконтролировать значения переменных.

Добавление точки останова

Для того чтобы поставить в программу точку останова (breakpoint), нужно из меню Run выбрать команду Add Breakpoint (Добавить СтопТочку), затем из меню следующего уровня — команду Source Breakpoint (СтопТочка исходника).

В результате открывается диалоговое окно Add Source Breakpoint (Добавить СтопТочку исходника) (рис. 4), в котором выводится информация о добавляемой точке останова. Поле Filename (Имя файла) содержит имя файла программы, куда добавляется точка останова, поле Line number (Строка №) — номер строки программы, в которую добавляется точка останова. О назначении полей Condition (Состояние) и Pass count (Количество) будет сказано далее.

После щелчка на кнопке ОК точка останова добавляется в программу, и строка, в которой находится точка останова, помечается красной точкой и выделяется цветом (рис. 5).

Точку останова можно добавить, щелкнув мышью на синей точке, помечающей ту инструкцию программы, перед которой надо поместить точку останова (если в программе нет ошибок, то компилятор помечает выполняемые инструкции программы синими точками).

Для точки останова можно задать условие, при выполнении которого программа приостановит свою работу в данной точке (например, если значение переменной равно определенной величине). Условие (логическое выражение) вводится в поле Condition диалогового окна Add Source Breakpoint.

Если для точки останова задано условие, то программа приостанавливает свою работу только в том случае, если выражение, находящееся в поле Condition, истинно (его значение равно TRUE).

Кроме условия для точки останова, можно задать количество пропусков данной точки. Если во время добавления в программу точки останова в поле Pass count (Число пропусков) диалогового окна Add Source Breakpoint записать отличное от нуля число, то программа приостановит свою работу в этой точке только после того, как инструкция, находящаяся в строке, помеченной точкой останова, будет выполнена указанное число раз.

Изменение характеристик точки останова

Программист может изменить характеристики точки останова. Для этого надо из меню View (Вид) выбрать команду Debug Windows (Окна отладки), затем из меню следующего уровня — команду Breakpoints (Стоп Точки). В открывшемся диалоговом окне Breakpoint List (Списки СтопТочек) (рис. 6) нужно щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о нужной точке останова, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Properties (Свойства). В результате открывается диалоговое окно Source Breakpoint Properties (Свойства СтопТочки исходника), в котором можно изменить характеристики точки останова, например, изменить условие (содержимое поля Condition) остановки программы в данной точке. Используя это же контекстное меню, можно быстро перейти к инструкции, в которой находится точка останова; для этого надо выбрать команду Edit Source (Изменить исходник).

Удаление точки останова

Для того чтобы удалить точку останова, нужно в диалоговом окне Breakpoint List щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о точке, которую надо удалить, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Delete (Удалить).

Можно также в окне редактора кода щелкнуть мышью на красной точке, помечающей строку, в которой находится точка останова.

Наблюдение значений переменных

Во время отладки, в частности, при выполнении программы по шагам, довольно часто бывает полезно знать, чему равно значение той или иной переменной. Отладчик позволяет наблюдать значения переменных программы.

Для того чтобы во время выполнения программы по шагам иметь возможность контролировать значение переменной, нужно добавить имя этой переменной в список наблюдаемых элементов (Watch List). Для этого надо из меню Run выбрать команду Add Watch (Добавить наблюдателя) и в поле Expression (Выражение) появившегося диалогового окна Watch Properties  (Свойства Наблюдателя) (рис. 7) ввести имя переменной.

В результате в список Watch List, содержимое которого отражается в диалоговом окне Watch List (рис. 8), будет добавлен новый элемент. Так как переменные программы существуют (и, следовательно, доступны) только во время выполнения программы, то после имени переменной выводится сообщение: process not accessible (процесс недоступен).

В качестве примера на рис. 9 приведен вид окна редактора кода и окна Watch List во время пошагового выполнения программы сортировки массива.

В окне редактора кода стрелкой помечена инструкция, которая будет выполнена на следующем шаге выполнения программы (при нажатии клавиши <F8> или при выборе команды Step Over из меню Run), в диалоговом окне Watch List выведены значения переменных.

Существует еще один способ, позволяющий проверить значение переменной, не добавляя ее имя в список Watch List. Заключается он в следующем. После того как программа достигнет точки останова, в результате чего откроется окно редактора кода, нужно установить курсор мыши на имени переменной, значение которой надо проверить. В окне редактора кода появится окно подсказки, в котором будет выведено значение переменной (рис. 10).

Чтобы завершить процесс пошагового выполнения программы, нужно из меню Run выбрать команду Program Reset (Сброс программы).

Вывод: закрепили учебные навыки по автоматизированному тестированию.


Лабораторная работа № 7.

Автоматизированное тестирование.

Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию.

Выполнил: Голобородько И. В.

Группа: 103-ПО.

Дата: 30.11.12.

Проверила: Кашталинская И. А.

Ход работы

1. 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

VAR

a: array [1..3] of real;

z,s,sum:real;

i,x,n,s1:integer;

begin

n:=STRTOINT(edit1.Text);

x:=1;

z:=0;   s1:=10;

For i:=  1 to 3  do

begin

x:=x*10;

s:=n*(n-1);

sum:=(x/s);

a[i]:=sum;

label2.Caption:=floattostr(s);

 Label3.Caption :=floattostr(sum) ;

end;

For i:=  1 to 3  do

z:=z+a[i];

Label1.Caption :=floattostr(z) ;

end;

2.Для того чтобы начать трассировку, необходимо из меню Run (Запуск) выбрать команду Step over (Пропуск блока) или Trace into (Трассировка). В результате в окне редактора кода будет выделена первая инструкция программы. Для того чтобы выполнить выделенную инструкцию, необходимо из меню Run выбрать команду Step over (нажать клавишу <F8>) или Trace into (нажать клавишу <F7>). После выполнения инструкции будет выделена следующая. Таким образом, выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы.

Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Step over соответствует клавиша <F8>, а команде Trace into — клавиша <F7>.

В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.

При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Run to cursor (Запуск до курсора) или нажать клавишу <F4>. Затем, нажимая клавишу <F7> или клавишу <F8>, выполнить трассировку нужного фрагмента программы.

Во время трассировки можно наблюдать не только порядок выполнения инструкций программы, но и значения переменных. О том, как это сделать, рассказывается в одном из следующих разделов.

Точки останова программы

При отладке широко используется метод, который называют методом точек останова. Суть метода заключается в том, что программист помечает некоторые инструкции программы (ставит точки останова), при достижении которых программа приостанавливает свою работу, и программист может начать трассировку или проконтролировать значения переменных.

Добавление точки останова

Для того чтобы поставить в программу точку останова (breakpoint), нужно из меню Run выбрать команду Add Breakpoint (Добавить СтопТочку), затем из меню следующего уровня — команду Source Breakpoint (СтопТочка исходника).

В результате открывается диалоговое окно Add Source Breakpoint (Добавить СтопТочку исходника) (рис. 4), в котором выводится информация о добавляемой точке останова. Поле Filename (Имя файла) содержит имя файла программы, куда добавляется точка останова, поле Line number (Строка №) — номер строки программы, в которую добавляется точка останова. О назначении полей Condition (Состояние) и Pass count (Количество) будет сказано далее.

После щелчка на кнопке ОК точка останова добавляется в программу, и строка, в которой находится точка останова, помечается красной точкой и выделяется цветом (рис. 5).

Точку останова можно добавить, щелкнув мышью на синей точке, помечающей ту инструкцию программы, перед которой надо поместить точку останова (если в программе нет ошибок, то компилятор помечает выполняемые инструкции программы синими точками).

Для точки останова можно задать условие, при выполнении которого программа приостановит свою работу в данной точке (например, если значение переменной равно определенной величине). Условие (логическое выражение) вводится в поле Condition диалогового окна Add Source Breakpoint.

Если для точки останова задано условие, то программа приостанавливает свою работу только в том случае, если выражение, находящееся в поле Condition, истинно (его значение равно TRUE).

Кроме условия для точки останова, можно задать количество пропусков данной точки. Если во время добавления в программу точки останова в поле Pass count (Число пропусков) диалогового окна Add Source Breakpoint записать отличное от нуля число, то программа приостановит свою работу в этой точке только после того, как инструкция, находящаяся в строке, помеченной точкой останова, будет выполнена указанное число раз.

Изменение характеристик точки останова

Программист может изменить характеристики точки останова. Для этого надо из меню View (Вид) выбрать команду Debug Windows (Окна отладки), затем из меню следующего уровня — команду Breakpoints (Стоп Точки). В открывшемся диалоговом окне Breakpoint List (Списки СтопТочек) (рис. 6) нужно щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о нужной точке останова, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Properties (Свойства). В результате открывается диалоговое окно Source Breakpoint Properties (Свойства СтопТочки исходника), в котором можно изменить характеристики точки останова, например, изменить условие (содержимое поля Condition) остановки программы в данной точке. Используя это же контекстное меню, можно быстро перейти к инструкции, в которой находится точка останова; для этого надо выбрать команду Edit Source (Изменить исходник).

Удаление точки останова

Для того чтобы удалить точку останова, нужно в диалоговом окне Breakpoint List щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о точке, которую надо удалить, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Delete (Удалить).

Можно также в окне редактора кода щелкнуть мышью на красной точке, помечающей строку, в которой находится точка останова.

Наблюдение значений переменных

Во время отладки, в частности, при выполнении программы по шагам, довольно часто бывает полезно знать, чему равно значение той или иной переменной. Отладчик позволяет наблюдать значения переменных программы.

Для того чтобы во время выполнения программы по шагам иметь возможность контролировать значение переменной, нужно добавить имя этой переменной в список наблюдаемых элементов (Watch List). Для этого надо из меню Run выбрать команду Add Watch (Добавить наблюдателя) и в поле Expression (Выражение) появившегося диалогового окна Watch Properties  (Свойства Наблюдателя) (рис. 7) ввести имя переменной.

В результате в список Watch List, содержимое которого отражается в диалоговом окне Watch List (рис. 8), будет добавлен новый элемент. Так как переменные программы существуют (и, следовательно, доступны) только во время выполнения программы, то после имени переменной выводится сообщение: process not accessible (процесс недоступен).

В качестве примера на рис. 9 приведен вид окна редактора кода и окна Watch List во время пошагового выполнения программы сортировки массива.

В окне редактора кода стрелкой помечена инструкция, которая будет выполнена на следующем шаге выполнения программы (при нажатии клавиши <F8> или при выборе команды Step Over из меню Run), в диалоговом окне Watch List выведены значения переменных.

Существует еще один способ, позволяющий проверить значение переменной, не добавляя ее имя в список Watch List. Заключается он в следующем. После того как программа достигнет точки останова, в результате чего откроется окно редактора кода, нужно установить курсор мыши на имени переменной, значение которой надо проверить. В окне редактора кода появится окно подсказки, в котором будет выведено значение переменной (рис. 10).

Чтобы завершить процесс пошагового выполнения программы, нужно из меню Run выбрать команду Program Reset (Сброс программы).

Вывод: закрепили учебные навыки по автоматизированному тестированию.


Лабораторная работа № 7.

Автоматизированное тестирование.

Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию.

Выполнил: Буслов К. В.

Группа: 103-ПО.

Дата: 30.11.12.

Проверила: Кашталинская И. А.

Ход работы

1. 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

VAR

a: array [1..3] of real;

z,s,sum:real;

i,x,n,s1:integer;

begin

n:=STRTOINT(edit1.Text);

x:=1;

z:=0;   s1:=10;

For i:=  1 to 3  do

begin

x:=x*10;

s:=n*(n-1);

sum:=(x/s);

a[i]:=sum;

label2.Caption:=floattostr(s);

 Label3.Caption :=floattostr(sum) ;

end;

For i:=  1 to 3  do

z:=z+a[i];

Label1.Caption :=floattostr(z) ;

end;

2.Для того чтобы начать трассировку, необходимо из меню Run (Запуск) выбрать команду Step over (Пропуск блока) или Trace into (Трассировка). В результате в окне редактора кода будет выделена первая инструкция программы. Для того чтобы выполнить выделенную инструкцию, необходимо из меню Run выбрать команду Step over (нажать клавишу <F8>) или Trace into (нажать клавишу <F7>). После выполнения инструкции будет выделена следующая. Таким образом, выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы.

Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Step over соответствует клавиша <F8>, а команде Trace into — клавиша <F7>.

В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.

При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Run to cursor (Запуск до курсора) или нажать клавишу <F4>. Затем, нажимая клавишу <F7> или клавишу <F8>, выполнить трассировку нужного фрагмента программы.

Во время трассировки можно наблюдать не только порядок выполнения инструкций программы, но и значения переменных. О том, как это сделать, рассказывается в одном из следующих разделов.

Точки останова программы

При отладке широко используется метод, который называют методом точек останова. Суть метода заключается в том, что программист помечает некоторые инструкции программы (ставит точки останова), при достижении которых программа приостанавливает свою работу, и программист может начать трассировку или проконтролировать значения переменных.

Добавление точки останова

Для того чтобы поставить в программу точку останова (breakpoint), нужно из меню Run выбрать команду Add Breakpoint (Добавить СтопТочку), затем из меню следующего уровня — команду Source Breakpoint (СтопТочка исходника).

В результате открывается диалоговое окно Add Source Breakpoint (Добавить СтопТочку исходника) (рис. 4), в котором выводится информация о добавляемой точке останова. Поле Filename (Имя файла) содержит имя файла программы, куда добавляется точка останова, поле Line number (Строка №) — номер строки программы, в которую добавляется точка останова. О назначении полей Condition (Состояние) и Pass count (Количество) будет сказано далее.

После щелчка на кнопке ОК точка останова добавляется в программу, и строка, в которой находится точка останова, помечается красной точкой и выделяется цветом (рис. 5).

Точку останова можно добавить, щелкнув мышью на синей точке, помечающей ту инструкцию программы, перед которой надо поместить точку останова (если в программе нет ошибок, то компилятор помечает выполняемые инструкции программы синими точками).

Для точки останова можно задать условие, при выполнении которого программа приостановит свою работу в данной точке (например, если значение переменной равно определенной величине). Условие (логическое выражение) вводится в поле Condition диалогового окна Add Source Breakpoint.

Если для точки останова задано условие, то программа приостанавливает свою работу только в том случае, если выражение, находящееся в поле Condition, истинно (его значение равно TRUE).

Кроме условия для точки останова, можно задать количество пропусков данной точки. Если во время добавления в программу точки останова в поле Pass count (Число пропусков) диалогового окна Add Source Breakpoint записать отличное от нуля число, то программа приостановит свою работу в этой точке только после того, как инструкция, находящаяся в строке, помеченной точкой останова, будет выполнена указанное число раз.

Изменение характеристик точки останова

Программист может изменить характеристики точки останова. Для этого надо из меню View (Вид) выбрать команду Debug Windows (Окна отладки), затем из меню следующего уровня — команду Breakpoints (Стоп Точки). В открывшемся диалоговом окне Breakpoint List (Списки СтопТочек) (рис. 6) нужно щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о нужной точке останова, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Properties (Свойства). В результате открывается диалоговое окно Source Breakpoint Properties (Свойства СтопТочки исходника), в котором можно изменить характеристики точки останова, например, изменить условие (содержимое поля Condition) остановки программы в данной точке. Используя это же контекстное меню, можно быстро перейти к инструкции, в которой находится точка останова; для этого надо выбрать команду Edit Source (Изменить исходник).

Удаление точки останова

Для того чтобы удалить точку останова, нужно в диалоговом окне Breakpoint List щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о точке, которую надо удалить, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Delete (Удалить).

Можно также в окне редактора кода щелкнуть мышью на красной точке, помечающей строку, в которой находится точка останова.

Наблюдение значений переменных

Во время отладки, в частности, при выполнении программы по шагам, довольно часто бывает полезно знать, чему равно значение той или иной переменной. Отладчик позволяет наблюдать значения переменных программы.

Для того чтобы во время выполнения программы по шагам иметь возможность контролировать значение переменной, нужно добавить имя этой переменной в список наблюдаемых элементов (Watch List). Для этого надо из меню Run выбрать команду Add Watch (Добавить наблюдателя) и в поле Expression (Выражение) появившегося диалогового окна Watch Properties  (Свойства Наблюдателя) (рис. 7) ввести имя переменной.

В результате в список Watch List, содержимое которого отражается в диалоговом окне Watch List (рис. 8), будет добавлен новый элемент. Так как переменные программы существуют (и, следовательно, доступны) только во время выполнения программы, то после имени переменной выводится сообщение: process not accessible (процесс недоступен).

В качестве примера на рис. 9 приведен вид окна редактора кода и окна Watch List во время пошагового выполнения программы сортировки массива.

В окне редактора кода стрелкой помечена инструкция, которая будет выполнена на следующем шаге выполнения программы (при нажатии клавиши <F8> или при выборе команды Step Over из меню Run), в диалоговом окне Watch List выведены значения переменных.

Существует еще один способ, позволяющий проверить значение переменной, не добавляя ее имя в список Watch List. Заключается он в следующем. После того как программа достигнет точки останова, в результате чего откроется окно редактора кода, нужно установить курсор мыши на имени переменной, значение которой надо проверить. В окне редактора кода появится окно подсказки, в котором будет выведено значение переменной (рис. 10).

Чтобы завершить процесс пошагового выполнения программы, нужно из меню Run выбрать команду Program Reset (Сброс программы).

Вывод: закрепили учебные навыки по автоматизированному тестированию.


Лабораторная работа № 7.

Автоматизированное тестирование.

Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию.

Выполнил: Шварев Д. А.

Группа: 103-ПО.

Дата: 30.11.12.

Проверила: Кашталинская И. А.

Ход работы

1. 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

VAR

a: array [1..3] of real;

z,s,sum:real;

i,x,n,s1:integer;

begin

n:=STRTOINT(edit1.Text);

x:=1;

z:=0;   s1:=10;

For i:=  1 to 3  do

begin

x:=x*10;

s:=n*(n-1);

sum:=(x/s);

a[i]:=sum;

label2.Caption:=floattostr(s);

 Label3.Caption :=floattostr(sum) ;

end;

For i:=  1 to 3  do

z:=z+a[i];

Label1.Caption :=floattostr(z) ;

end;

2.Для того чтобы начать трассировку, необходимо из меню Run (Запуск) выбрать команду Step over (Пропуск блока) или Trace into (Трассировка). В результате в окне редактора кода будет выделена первая инструкция программы. Для того чтобы выполнить выделенную инструкцию, необходимо из меню Run выбрать команду Step over (нажать клавишу <F8>) или Trace into (нажать клавишу <F7>). После выполнения инструкции будет выделена следующая. Таким образом, выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы.

Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Step over соответствует клавиша <F8>, а команде Trace into — клавиша <F7>.

В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.

При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Run to cursor (Запуск до курсора) или нажать клавишу <F4>. Затем, нажимая клавишу <F7> или клавишу <F8>, выполнить трассировку нужного фрагмента программы.

Во время трассировки можно наблюдать не только порядок выполнения инструкций программы, но и значения переменных. О том, как это сделать, рассказывается в одном из следующих разделов.

Точки останова программы

При отладке широко используется метод, который называют методом точек останова. Суть метода заключается в том, что программист помечает некоторые инструкции программы (ставит точки останова), при достижении которых программа приостанавливает свою работу, и программист может начать трассировку или проконтролировать значения переменных.

Добавление точки останова

Для того чтобы поставить в программу точку останова (breakpoint), нужно из меню Run выбрать команду Add Breakpoint (Добавить СтопТочку), затем из меню следующего уровня — команду Source Breakpoint (СтопТочка исходника).

В результате открывается диалоговое окно Add Source Breakpoint (Добавить СтопТочку исходника) (рис. 4), в котором выводится информация о добавляемой точке останова. Поле Filename (Имя файла) содержит имя файла программы, куда добавляется точка останова, поле Line number (Строка №) — номер строки программы, в которую добавляется точка останова. О назначении полей Condition (Состояние) и Pass count (Количество) будет сказано далее.

После щелчка на кнопке ОК точка останова добавляется в программу, и строка, в которой находится точка останова, помечается красной точкой и выделяется цветом (рис. 5).

Точку останова можно добавить, щелкнув мышью на синей точке, помечающей ту инструкцию программы, перед которой надо поместить точку останова (если в программе нет ошибок, то компилятор помечает выполняемые инструкции программы синими точками).

Для точки останова можно задать условие, при выполнении которого программа приостановит свою работу в данной точке (например, если значение переменной равно определенной величине). Условие (логическое выражение) вводится в поле Condition диалогового окна Add Source Breakpoint.

Если для точки останова задано условие, то программа приостанавливает свою работу только в том случае, если выражение, находящееся в поле Condition, истинно (его значение равно TRUE).

Кроме условия для точки останова, можно задать количество пропусков данной точки. Если во время добавления в программу точки останова в поле Pass count (Число пропусков) диалогового окна Add Source Breakpoint записать отличное от нуля число, то программа приостановит свою работу в этой точке только после того, как инструкция, находящаяся в строке, помеченной точкой останова, будет выполнена указанное число раз.

Изменение характеристик точки останова

Программист может изменить характеристики точки останова. Для этого надо из меню View (Вид) выбрать команду Debug Windows (Окна отладки), затем из меню следующего уровня — команду Breakpoints (Стоп Точки). В открывшемся диалоговом окне Breakpoint List (Списки СтопТочек) (рис. 6) нужно щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о нужной точке останова, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Properties (Свойства). В результате открывается диалоговое окно Source Breakpoint Properties (Свойства СтопТочки исходника), в котором можно изменить характеристики точки останова, например, изменить условие (содержимое поля Condition) остановки программы в данной точке. Используя это же контекстное меню, можно быстро перейти к инструкции, в которой находится точка останова; для этого надо выбрать команду Edit Source (Изменить исходник).

Удаление точки останова

Для того чтобы удалить точку останова, нужно в диалоговом окне Breakpoint List щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о точке, которую надо удалить, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Delete (Удалить).

Можно также в окне редактора кода щелкнуть мышью на красной точке, помечающей строку, в которой находится точка останова.

Наблюдение значений переменных

Во время отладки, в частности, при выполнении программы по шагам, довольно часто бывает полезно знать, чему равно значение той или иной переменной. Отладчик позволяет наблюдать значения переменных программы.

Для того чтобы во время выполнения программы по шагам иметь возможность контролировать значение переменной, нужно добавить имя этой переменной в список наблюдаемых элементов (Watch List). Для этого надо из меню Run выбрать команду Add Watch (Добавить наблюдателя) и в поле Expression (Выражение) появившегося диалогового окна Watch Properties  (Свойства Наблюдателя) (рис. 7) ввести имя переменной.

В результате в список Watch List, содержимое которого отражается в диалоговом окне Watch List (рис. 8), будет добавлен новый элемент. Так как переменные программы существуют (и, следовательно, доступны) только во время выполнения программы, то после имени переменной выводится сообщение: process not accessible (процесс недоступен).

В качестве примера на рис. 9 приведен вид окна редактора кода и окна Watch List во время пошагового выполнения программы сортировки массива.

В окне редактора кода стрелкой помечена инструкция, которая будет выполнена на следующем шаге выполнения программы (при нажатии клавиши <F8> или при выборе команды Step Over из меню Run), в диалоговом окне Watch List выведены значения переменных.

Существует еще один способ, позволяющий проверить значение переменной, не добавляя ее имя в список Watch List. Заключается он в следующем. После того как программа достигнет точки останова, в результате чего откроется окно редактора кода, нужно установить курсор мыши на имени переменной, значение которой надо проверить. В окне редактора кода появится окно подсказки, в котором будет выведено значение переменной (рис. 10).

Чтобы завершить процесс пошагового выполнения программы, нужно из меню Run выбрать команду Program Reset (Сброс программы).

Вывод: закрепили учебные навыки по автоматизированному тестированию.

Лабораторная работа № 7.

Автоматизированное тестирование.

Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию.

Выполнил: Большаков В. В.

Группа: 103-ПО.

Дата: 30.11.12.

Проверила: Кашталинская И. А.

Ход работы

1. 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

VAR

a: array [1..3] of real;

z,s,sum:real;

i,x,n,s1:integer;

begin

n:=STRTOINT(edit1.Text);

x:=1;

z:=0;   s1:=10;

For i:=  1 to 3  do

begin

x:=x*10;

s:=n*(n-1);

sum:=(x/s);

a[i]:=sum;

label2.Caption:=floattostr(s);

 Label3.Caption :=floattostr(sum) ;

end;

For i:=  1 to 3  do

z:=z+a[i];

Label1.Caption :=floattostr(z) ;

end;

2.Для того чтобы начать трассировку, необходимо из меню Run (Запуск) выбрать команду Step over (Пропуск блока) или Trace into (Трассировка). В результате в окне редактора кода будет выделена первая инструкция программы. Для того чтобы выполнить выделенную инструкцию, необходимо из меню Run выбрать команду Step over (нажать клавишу <F8>) или Trace into (нажать клавишу <F7>). После выполнения инструкции будет выделена следующая. Таким образом, выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы.

Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Step over соответствует клавиша <F8>, а команде Trace into — клавиша <F7>.

В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.

При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Run to cursor (Запуск до курсора) или нажать клавишу <F4>. Затем, нажимая клавишу <F7> или клавишу <F8>, выполнить трассировку нужного фрагмента программы.

Во время трассировки можно наблюдать не только порядок выполнения инструкций программы, но и значения переменных. О том, как это сделать, рассказывается в одном из следующих разделов.

Точки останова программы

При отладке широко используется метод, который называют методом точек останова. Суть метода заключается в том, что программист помечает некоторые инструкции программы (ставит точки останова), при достижении которых программа приостанавливает свою работу, и программист может начать трассировку или проконтролировать значения переменных.

Добавление точки останова

Для того чтобы поставить в программу точку останова (breakpoint), нужно из меню Run выбрать команду Add Breakpoint (Добавить СтопТочку), затем из меню следующего уровня — команду Source Breakpoint (СтопТочка исходника).

В результате открывается диалоговое окно Add Source Breakpoint (Добавить СтопТочку исходника) (рис. 4), в котором выводится информация о добавляемой точке останова. Поле Filename (Имя файла) содержит имя файла программы, куда добавляется точка останова, поле Line number (Строка №) — номер строки программы, в которую добавляется точка останова. О назначении полей Condition (Состояние) и Pass count (Количество) будет сказано далее.

После щелчка на кнопке ОК точка останова добавляется в программу, и строка, в которой находится точка останова, помечается красной точкой и выделяется цветом (рис. 5).

Точку останова можно добавить, щелкнув мышью на синей точке, помечающей ту инструкцию программы, перед которой надо поместить точку останова (если в программе нет ошибок, то компилятор помечает выполняемые инструкции программы синими точками).

Для точки останова можно задать условие, при выполнении которого программа приостановит свою работу в данной точке (например, если значение переменной равно определенной величине). Условие (логическое выражение) вводится в поле Condition диалогового окна Add Source Breakpoint.

Если для точки останова задано условие, то программа приостанавливает свою работу только в том случае, если выражение, находящееся в поле Condition, истинно (его значение равно TRUE).

Кроме условия для точки останова, можно задать количество пропусков данной точки. Если во время добавления в программу точки останова в поле Pass count (Число пропусков) диалогового окна Add Source Breakpoint записать отличное от нуля число, то программа приостановит свою работу в этой точке только после того, как инструкция, находящаяся в строке, помеченной точкой останова, будет выполнена указанное число раз.

Изменение характеристик точки останова

Программист может изменить характеристики точки останова. Для этого надо из меню View (Вид) выбрать команду Debug Windows (Окна отладки), затем из меню следующего уровня — команду Breakpoints (Стоп Точки). В открывшемся диалоговом окне Breakpoint List (Списки СтопТочек) (рис. 6) нужно щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о нужной точке останова, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Properties (Свойства). В результате открывается диалоговое окно Source Breakpoint Properties (Свойства СтопТочки исходника), в котором можно изменить характеристики точки останова, например, изменить условие (содержимое поля Condition) остановки программы в данной точке. Используя это же контекстное меню, можно быстро перейти к инструкции, в которой находится точка останова; для этого надо выбрать команду Edit Source (Изменить исходник).

Удаление точки останова

Для того чтобы удалить точку останова, нужно в диалоговом окне Breakpoint List щелкнуть правой кнопкой мыши в строке, содержащей информацию о точке, которую надо удалить, и в появившемся контекстном меню выбрать команду Delete (Удалить).

Можно также в окне редактора кода щелкнуть мышью на красной точке, помечающей строку, в которой находится точка останова.

Наблюдение значений переменных

Во время отладки, в частности, при выполнении программы по шагам, довольно часто бывает полезно знать, чему равно значение той или иной переменной. Отладчик позволяет наблюдать значения переменных программы.

Для того чтобы во время выполнения программы по шагам иметь возможность контролировать значение переменной, нужно добавить имя этой переменной в список наблюдаемых элементов (Watch List). Для этого надо из меню Run выбрать команду Add Watch (Добавить наблюдателя) и в поле Expression (Выражение) появившегося диалогового окна Watch Properties  (Свойства Наблюдателя) (рис. 7) ввести имя переменной.

В результате в список Watch List, содержимое которого отражается в диалоговом окне Watch List (рис. 8), будет добавлен новый элемент. Так как переменные программы существуют (и, следовательно, доступны) только во время выполнения программы, то после имени переменной выводится сообщение: process not accessible (процесс недоступен).

В качестве примера на рис. 9 приведен вид окна редактора кода и окна Watch List во время пошагового выполнения программы сортировки массива.

В окне редактора кода стрелкой помечена инструкция, которая будет выполнена на следующем шаге выполнения программы (при нажатии клавиши <F8> или при выборе команды Step Over из меню Run), в диалоговом окне Watch List выведены значения переменных.

Существует еще один способ, позволяющий проверить значение переменной, не добавляя ее имя в список Watch List. Заключается он в следующем. После того как программа достигнет точки останова, в результате чего откроется окно редактора кода, нужно установить курсор мыши на имени переменной, значение которой надо проверить. В окне редактора кода появится окно подсказки, в котором будет выведено значение переменной (рис. 10).

Чтобы завершить процесс пошагового выполнения программы, нужно из меню Run выбрать команду Program Reset (Сброс программы).

Вывод: закрепили учебные навыки по автоматизированному тестированию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3767. Національна символіка України 4.39 MB
  Національна символіка України Згадаймо, як 26 квітня 1989 року на велелюдному мітингові, що зібрався на площі Ринок у Львові з нагоди третьої річниці Чорнобильської аварії, замайоріли синьо-жовті прапори з жалобними стрічками. А кілька днів по тому...
3768. Нерудні корисні копалини Дніпропетровщини 10.09 MB
  Нерудні корисні копалини Мета: Поглибити та систематизувати знання про групи нерудних корисних копалин України, Дніпропетровщини, Кривого Рогу. Їх розміщення та використання. Формувати світогляд на основі пізнання світу, сформувати в учн...
3769. Українське відродження або нова русифікація 1.49 MB
  Вступ День 2 листопада 1998 р. починався як звичайний робочий день, котрі заповнюють більшість нашого життя. Залишилася в минулому виборча лихоманка, а Верховна Рада України, нарешті, пережила "спікеріаду" й занурилася до роботи. Здавалося, що на як...
3770. Звукоподражание в современном английском языке 157 KB
  Введение Настоящая курсовая работа посвящена изучению агломератов английских звукоподражательных единиц. Основные понятия настоящей работы: Звукоподражание (ономатопея) – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некото...
3771. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека 589 KB
  Введение. В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выр...
3772. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть 120.5 KB
  Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть Методический замысел урока: Этот урок – продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына ...
3773. Комп’ютерне моделювання в економіці 100.33 KB
  Розв'язання засобами сучасних комп'ютерних технологій укономічних та інженерних задач, що моделюються сумісними системами лінійних алгебраїчних рівнянь.
3774. Food. Yummy, yummy 74.5 KB
  Food. Yummy, yummy Цель: Формирование лексико-фонетических, грамматических умений и навыков. Главные основания выбора замысла урока. Место данного урока в системе уроков, его связь с предыдущими и последующими уроками. Данный урок являе...
3775. ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО 45 KB
  Внеклассное мероприятие по ОБЖ Правила дорожные знать каждому положено Цель: Актуализация знаний правил дорожного движения Развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции. Воспитание умения работать в колл...