11794

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Лабораторная работа

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью широких слоев населения к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Русский

2014-03-11

122.5 KB

31 чел.

PAGE  14

ТЕМА № 1 «ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

ЛЕКЦИЯ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1.  Изучить организационную структуру гражданской обороны РФ, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России.
  2.  Рассмотреть основы государственной политики в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны.
  3.  Рассмотреть задачи и организационную структуру гражданской обороны, степени готовности ее.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1.  Основы гражданской обороны.
  2.  Задачи гражданской обороны.
  3.  Принципы организации и организационная структура гражданской обороны.
  4.  Основные службы гражданской обороны.
  5.  Организационная структура гражданской обороны ИвГМА.

ВРЕМЯ: 90 минут

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;
  2.  Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;
  3.  Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф: Учебник. – М., 2002;ъ
  4.  ФЗ «Об обороне» 1996 г;
  5.  ФЗ «О гражданской обороне» 1998 г.;
  6.  ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;
  7.  Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;
  8.  Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;
  9.  Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ:

А) Наглядные пособия

  •  «Основные службы гражданской обороны»
  •  «Организация спасательного отряда гражданской обороны»

Б) Технические средства обучения

  •  Диапроектор,  слайды по гражданской обороне.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

 Обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью широких слоев населения к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия и оружия на новых физических принципах, международный и внутренний терроризм, межнациональные и региональные конфликты, техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия -  все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проводимое в РФ совершенствование функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны предусматривает:

  •  восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны;
    •  восстановление на всех уровнях служб гражданской обороны;
    •  создание в соответствии с законом «О гражданской обороне» структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
    •  подготовку и переподготовку должностных лиц, руководителей и специалистов.

Опыт минувших войн убедительно показывает, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 г. до гражданской обороны СССР, предназначенной для организации обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

При переходе к рыночной экономике, пересмотре военной доктрины страны и изменении ее экономических возможностей произошло ослабление готовности сил и средств гражданской обороны.

Постановление Правительства РФ № 1266 от 1999 г., предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ МЗ РФ от 3 июля 2000 № 242), определивший понятие, задачи и организацию медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы гражданской обороны – структуры, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона была создана в 1961 г. вместо местной противовоздушной обороны (МПВО).

Гражданская оборона является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в  очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет  Правительство РФ; в Федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций; на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Введение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Работа всех структур гражданской обороны регламентируется следующими основными законодательными актами:

  1.  ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 1996 г., который определяет основные аспекты вопросов обороны государства, полномочия органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, права и обязанности организаций, должностных лиц, граждан РФ в области обороны страны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны.
  2.  ФЗ РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от1994 г. Этим законом вводятся основные понятия, такие как чрезвычайная ситуация, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д. этим же законом определяются обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
  3.  ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 1998 г., в котором изложены основные принципы борьбы с терроризмом и определен правовой режим в зоне проведения контртеррористических операций.
  4.  ФЗ РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 1998 г., определяющий задачи в области гражданской обороны и правовые основы ее осуществления, а также полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
  5.  ФКЗ «О военном положении» № 1-ФКЗ от 2002 г., в котором дается четкая формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.
  6.  Указ Президента РФ № 706 от 2000 г. «Военная доктрина РФ». В Указе отмечается, что военная доктрина РФ – совокупность официальных взглядов, определяющих военно-политическое, военно-стратегическое  и военно-экономическое обеспечение военной безопасности РФ.
  7.  Указ Президента РФ № 24 от 2000 г. «О Концепции национальной безопасности РФ». В Указе определяется концепция как система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.
  8.  Постановление Правительства РФ № 359 от 1994 г. «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»
  9.  Постановление Правительства РФ № 1396 от 1996 г. «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».
  10.  Постановление Правительства РФ № 620 от 1999 г. «О гражданских организациях гражданской обороны».
  11.  Постановление Правительства РФ № 1266 от 1999 г. «О федеральных службах гражданской обороны».
  12.  Постановление Правительства РФ № 1309 от 1999 г. «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
  13.  Постановление Правительства РФ № 227 от 2000 г. «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».
  14.  Постановление Правительства РФ № 379 от 2000 г. «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
  15.  Постановление Правительства РФ № 841 от 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

ЗАДАЧИ  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Перед гражданской обороной стоят следующие задачи:

  1.  Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  2.  Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
  3.  Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4.  Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  5.  Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6.  Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  7.  Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч.: медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и т.п.
  8.  Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  9.  Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому заражению и др.
  10.   Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
  11.  Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  12.   Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13.   Срочное захоронение трупов в военное время.
  14.   Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  15.   Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Для решения этих задач проводится целый ряд мероприятий. Для защиты населения  от  оружия массового поражения заблаговременно строятся защитные сооружения, накапливаются средства индивидуальной защиты, проводится обучение населения правильному использованию средств защиты, оказанию медицинской помощи  и подготовка к эвакуации населения из крупных городов в загородную зону.

В целях повышения устойчивости работы объектов народного хозяйства в условиях военного времени проводятся мероприятия, направленные на поддержание способности этих объектов выпускать продукцию в заданных номенклатуре и количестве в условиях войны. К числу таких мероприятий относятся: строительство убежищ для защиты рабочих и служащих, защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, снижение запасов взрывоопасных, пожароопасных и сильнодействующих ядовитых веществ на объектах, создание условий для бесперебойной подачи электроэнергии и функционирования системы автоматического отключения подачи газа и т.д.

Спасательные работы включают: ведение разведки в очагах поражения и путей выдвижения сил гражданской обороны, тушение пожаров, вскрытие разрушенных и заваленных защитных сооружений (при необходимости – подача воздуха в эти сооружения), разборку завалов, вывоз  людей в безопасные районы, оказание медицинской помощи пораженным и их эвакуацию за пределы очага поражения.

Неотложные аварийно-восстановительные работы предусматривают: устройство проездов в завалах, наведение мостов и переправ для движения сил гражданской обороны, укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и мешающих проведению спасательных работ, ликвидацию аварий на энергетических, коммунальных и газовых сетях, угрожающих жизни спасаемых людей или мешающих проведению спасательных работ. Неотложные аварийно-восстановительные работы ведутся в интересах спасения людей в очагах поражения, и лишь в случаях незначительных разрушений объекта может стоять задача восстановления его производственной деятельности.

Успешное проведение СНАВР достигается непрерывным ведением разведки очагов поражения, быстрым выдвижением сил и средств гражданской обороны к объектам ведения спасательных работ, умелым руководством начальников гражданской обороны, штабов и служб, работой подчиненных сил, четкой и слаженной работой личного состава формирований гражданской обороны.

Деятельность гражданской обороны можно условно разделить на три периода: период мирного времени, период угрозы нападения противника и период ликвидации последствий нападения противника.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основополагающий принцип организации гражданской обороны – территориально-производственный. Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ согласно административному делению нашей страны. В соответствии с этим ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, областей, городов и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований РФ. Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны  в каждом министерстве, ведомстве, учреждении , на объекте.

Следующий принцип – заблаговременность. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Принцип постоянной готовности. Все формирования гражданской обороны, созданные как территориальные, так и объектовые должны быть готовы немедленно приступить к выполнению как спасательных, так и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Одним из определяющих является принцип максимального использования как людских, так и материальных ресурсов. Гражданская оборона в нашей стране является всенародным делом. В гражданские организации гражданской обороны (формирования) могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте 18-60 лет, женщины в возрасте 18-55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов 1,П, Ш групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее образование и имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Все территории разделены на группы по гражданской обороне (Постановление Правительства РФ №1149 от 1998 г). при этом учитывается их оборонное или экономическое значение, численность населения, нахождение объектов особой важности или представляющих опасность для населения.

К особой группе территорий отнесены территории городов Федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

К первой группе относятся территории, если: численность населения превышает 1 млн. человек; численность населения от 500 тыс. до 1 млн. человек, но на ней расположены не менее 3-х организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне; более 50% населения или территории попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся : города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек; численность населения от 250 тыс. до 500 тыс. человек, но на ней расположены не менее 2-х организаций особой важности по гражданской обороне или более 20 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне; более 30% населения или территории попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся: города с населением от 250 тыс. до 500 тыс. человек; численность населения от 50 тыс. до 250 тыс. человек, но на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне или более 2 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне; менее 30% населения или территории попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Кроме того, к третьей группе относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Перечень территорий всех категорий не реже 1-го раза в 5 лет уточняется Правительством РФ по представлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономики РФ.

Отнесению к категориям гражданской обороны подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации:

  •  имеющие мобилизационный заказ;
  •  представляющие высокую степень потенциальной опасности в военной и мирное время;
  •  являющиеся уникальными культурными ценностями.

Отнесение организаций  к категориям по гражданской обороне производится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:

  •  степень потенциальной опасности;
  •  месторасположение организации;
  •  численность работающих в военное время (общая, наибольшей работающей смены);
  •  объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд.

Основными элементами организационной структуры гражданской обороны являются: руководство, штабы, службы, эвакуационные (эвакоприемные) комиссии и силы гражданской обороны.

Они несут ответственность за состояние гражданской обороны и  выполнение всех необходимых мероприятий в полном объеме и установленные сроки по защите населения и объектов от оружия массового поражения. В условиях нападения противника они обязаны проводить все мероприятия по оповещению населения, его защите и ликвидации последствий нападения, не дожидаясь указаний вышестоящих начальников. Руководство работой формирований гражданской обороны они осуществляют лично и через штабы гражданской обороны.

Управление гражданской обороны осуществляется штабами гражданской обороны. Штабы создаются при каждом начальнике гражданской обороны и являются их органами управления, организаторами всей практической работы. Свою работу они строят на основе решений начальника гражданской обороны  и вышестоящего штаба гражданской обороны.

Эвакуационные (эвакоприемные) комиссии создаются при органах исполнительной власти  территорий субъектов РФ, муниципальных образований и на объектах. Возглавляет комиссию один из заместителей главы исполнительной власти соответствующего уровня, а на объектах - заместитель начальника объекта.

Федеральная служба гражданской обороны культурных ценностей, которая обеспечивает организацию и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

В зависимости от наличия базы и местных условий решениями соответствующих начальников гражданской обороны могут быть созданы дополнительные службы гражданской обороны: светомаскировки, убежищ и укрытий, связи, инженерная, противорадиационной и противохимической защиты, транспортная, коммунально-техническая, торговли и питания и т.д. ( см. схема 1). Каждая служба имеет силы и средства для решения своих специальных задач.

ОСНОВНЫЕ СЛУЖБЫ  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

Каждая служба имеет силы и средства для решения своих специальных задач. Базой для создания служб являются подчиненные соответствующим руководителям предприятия. Начальником службы назначается руководитель той организации, на базе которой  создается служба. Начальники служб под руководством начальника гражданской обороны и начальника штаба участвуют в планировании мероприятий гражданской обороны.

Силы гражданской обороны включают в себя формирования, учреждения и войсковые части гражданской обороны. Они предназначены для проведения защитных мероприятий и ведения СНАВР в очагах поражения и районах стихийного бедствия, крупных аварий и катастроф.

Гражданские организации гражданской обороны – формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу, на базе организаций независимо от их организационно- правовой формы, не входящие в ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при  ведении военных действий ли вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны создаются учреждениями, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации.

К учреждениям, создающим формирования, относятся учреждения, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

  1.  Наличие объектов, отнесенных в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов.
  2.  Отнесение учреждений в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1115 от 1998 г. к категориям особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне.
  3.  Подготовка учреждений к переводу на работу в условиях военного времени.
  4.  Размещение учреждений в зоне возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Основу сил гражданской обороны составляют формирования. Они создаются на объектах из числа рабочих и служащих и оснащаются необходимым для ведения СНАВР имуществом и техникой. Всем формированиям передается техника для быстрого выдвижения к очагам поражения. По подчиненности выделяют 2 вида формирований – формирования территориальные и объектовые.

Территориальные формирования создаются на базе организаций и применяются для выполнения мероприятий гражданской обороны в интересах области (края), города (района), налаживания группировки сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются начальнику гражданской обороны административно-террито-риальной единицы.

Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы. Они подчиняются начальнику гражданской обороны объекта.

По предназначению выделяют 2 вида формирований: общего назначения и служб. Формирования общего назначения предназначены для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (загрязнения) и зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ, спасательные отряды (команды, группы) (См. схема 2).

Схема №1

СЛУЖБЫ  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Формирования служб

Медицинская

СД, ОМП, ППЭО,БСМП и пр.

Противопожарная

Команды пожаротушения,

Лесопожарные команды

Охрана общественного порядка

Команды, группы, звенья охраны общественного порядка

По защите животных и растений

Команды и бригады защиты животных и растений

По защите культурных ценностей

Команды и бригады защиты…

Связи

Команды, группы, звенья связи

Материально-технического снабжения

Подвижные ремонтно-восстанови-тельные группы, группы эвакуации техники

Инженерная

Команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды внутренних работ.

Торговли и питания

Подвижные пункты питания, вещевого снабжения, звенья подвоза воды

Транспортная

Автотранспортные колонны

Автотранспортные отряды

Коммунально-технические

Группы обеззараживания воды, санитарно-обмывочные пункты

Светомаскировки

Убежищ и укрытий

Противорадиационная и противохимическая

Основные службы гражданской обороны

Формирования служб гражданской обороны создаются службами гражданской обороны и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных  и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач гражданской обороны. К ним относятся: команды и звенья связи, противопожарные команды, лесопожарные команды, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ, автосанитарные колонны и автосанитарные отряды, команды, группы и звенья охраны общественного порядка, подвижные ремонтно-восстановительные группы, группы эвакуации техники, команды и бригады защиты животных и растений, подвижные пункты питания, вещевого снабжения, звенья подвоза воды, группы обеззараживания, санитарно-обмывочные пункты и т.п.

 

Схема № 2

Командир отряда

Штаб

3

Заместитель командира отряда

Команды отряда

Звено управления и разведки

Медицинский пункт

4

Группы

Сан. дружины

Звенья

          

Организация спасательного отряда гражданской обороны

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Гражданская оборона организуется на всех объектах, в т.ч. и на объектах здравоохранения, а также в ВУЗах с целью заблаговременной подготовки к защите от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника, создания условий, повышающих устойчивость ВУЗа в военное время и своевременного проведения СНАВР.

В 2001 г. вышли Методические Указания, утвержденные Заместителем министра здравоохранения РФ о создании гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях, предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения РФ, определяющих порядок образования в учреждениях федерального подчинения МЗ РФ формирований федеральной медицинской службы гражданской обороны (ФМСГО).

К формированиям ФМСГО относятся:

  •  Отряд первой мед. помощи;
  •  Токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ);
  •  Хирургический подвижный госпиталь (ХПГ);
  •  Инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ);
  •  Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);
  •  Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);
  •  Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ): эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические, токсикологические;
  •  Специализированные противоэпидемические бригады;
  •  Группы эпидемиологической разведки.

Создаются объектовые формирования общего назначения и служб гражданской обороны:

  •  разведывательные группы (звенья, посты радиационного и химического наблюдения);
    •  медицинские (санитарные дружины, санитарные посты);
    •  аварийно-технические команды;
    •  противопожарные (команды, отделения, звенья);
    •  охраны общественного порядка (команды, группы);
    •  звенья по обслуживанию укрытий и убежищ.

В зависимости от соответствующей базы могут создаваться:

  •  команды обеззараживания;
    •  санитарно-обмывочные пункты;
    •  станции обеззараживания одежды и транспорта;
    •  подвижные пункты питания;
    •  прочие формирования, в зависимости от местных условий.

Начальником гражданской обороны  академии является ректор. Он несет полную ответственность за организацию гражданской обороны, за подготовку формирований гражданской обороны, а также проведение мероприятий гражданской обороны. Он подчиняется начальнику гражданской обороны того города (городского района), на территории которого находится институт.

Приказом начальника гражданской обороны академии назначаются его заместители по материально-техническому обеспечению, снабжению, эвакуации. Создаются оперативная группа и эвакуационная комиссия, председателем которой является один из проректоров.

В академии имеется штаб гражданской обороны, возглавляемый начальником штаба. Штаб комплектуется из штатных работников и должностных лиц без освобождения их от основных обязанностей. В состав штаба входят помощники начальника штаба по оперативной части, по боевой подготовке. При наличии клинической базы и прочих автономно работающих подразделений ВУЗа руководитель каждого такого подразделения является начальником гражданской обороны своего подразделения, и при нем может быть создан свой штаб гражданской обороны.

В академии могут быть созданы следующие службы: оповещения и связи, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, охраны общественного порядка, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, противопожарная убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, транспортная и прочие. Их количество определяется начальником гражданской обороны в зависимости от наличия базы.

Создаются формирования гражданской обороны общего назначения (группы, звенья) и формирования служб (звенья связи, разведгруппы, посты наблюдения, звенья пожаротушения, охраны общественного порядка и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время угроза развертывания глобальной войны значительно снижена, по сравнению с периодом «холодной войны». На первое место выходят угрозы международного террористического движения, проводящего свои акции практически во всех странах Европы и Америки.

В сочетании с ростом промышленного производства в этих странах, увеличения числа потенциально опасных объектов (АЭС, химической промышленности, нефтегазоперерабатывающего комплекса, крупные транспортные узлы), создает реальные условия для больших разрушений и массовых потерь населения, нельзя исключить вероятность развязывания войны, в том числе с использованием ОМП новых форм оружия: лазерного, космического, гектонического и т.п. Значительное сокращение потерь населения и защита экономики страны в этих случаях могут быть достигнуты комплексом мероприятий, выполнение которых возлагается на гражданскую оборону. Эти мероприятия должны проводиться с учетом накопленного опыта и реализации новейших научных исследований и в тесной связи со всеми оборонными  мероприятиями государства.

В современных условиях гражданская оборона становится важным фактором, обеспечивающим обороноспособность страны.

НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЦИКЛА ОТМС

подполковник мед. службы                    П. КОЛЕСНИЧЕНКО


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55562. Обучение 40 KB
  Цель: установить с учащимися психологический контакт на уроке, завладеть вниманием учащихся, ввести их в языковую атмосферу. Подготовить учащихся к восприятию речи на слух и говорение.
55563. РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 111 KB
  Сообщение учеников об истории происхождения и сельскохозяйственном значении растений-переселенцев томатов и свеклы сопровождается демонстрацией слайдов этих растений Помидор или томат культурный.
55564. Ще не вмерла України і слава, і воля… 1.01 MB
  Що ж таке гімн Гімн величава пісня виконання якої пов’язане із урочистостями офіційними державними заходами військовими парадами політичними подіями. Верховна Рада України ухвалила постанову Про відзначення 150річчя з дня написання державного гімну України.
55565. Дії над раціональними числами 111.5 KB
  Мета: систематизація знань учнів з теми Дії з раціональними числамиâ€; перевірити вміння учнів виконувати різні дії з раціональними числами та розв’язувати задачі що мають практичний зміст...
55566. Множення раціональних чисел 85.5 KB
  Тип уроку: комбінований Форми роботи на уроці: Колективна Групова Індивідуальна Епіграф до уроку: Освіта є те що залишається коли все вивчене вже забуте. Лауе Хід уроку I Організація класу 1 хв II Мотивація навчальної діяльності...
55567. Анализ урока по русскому языку 58 KB
  Косноязычием страдают многие и не только дети: не владеют речью не говорят свободно спотыкаются. Чтобы дети не боялись говорить по теме урока я составляю обязательные для всех краткие схемы ответов одну из схем я применила на открытом уроке при раскрытии одного из пунктов плана.