11798

Индукция магнитного поля земли и ее определение

Лабораторная работа

Физика

Магнитные взаимодействия, как между электрическими токами, так и между магнитами осуществляются посредством магнитного поля. Магнитное поле можно представить наглядно следующим образом. Если проводники с током продеть через лист картона и насыпать на лист маленькие магнитные стрелки, то они расположатся вокруг проводника по касательным к концентрическим окружностям

Русский

2014-09-23

385.32 KB

24 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 4.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНДУКЦИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Определить горизонтальную составляющую магнитного поля Земли.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

  1. Тангенс-гальванометр
  2. Миллиамперметр
  3. Реостат
  4. Коммутатор

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ

Магнитные взаимодействия, как между электрическими токами, так и между магнитами осуществляются посредством магнитного поля. Магнитное поле можно представить наглядно следующим образом. Если проводники с током продеть через лист картона и насыпать на лист маленькие магнитные стрелки, то они расположатся вокруг проводника по касательным к концентрическим окружностям, центры которых совпадают с точкой пересечения оси проводника с картоном. Это явление свидетельствует о действии некоторых сил в пространстве, окружающем проводник с электрическим током. Окружности, по которым расположились магнитные стрелки, указывают на положение магнитных линий, которые, в отличие от линий электростатического поля, не имеют начала и конца, образуя замкнутые петли, сцепленные с контуром тока.

За направление магнитной линии в данной точке поля принимается направление от южного к северному полюсу магнитной стрелки, помещенной в данную точку поля. Направление линии магнитной индукции можно определить при помощи правила буравчика: если ввинчивать буравчик по направлению электрического тока, то направление вращения головки укажет направление линий индукции магнитного поля.

Таким образом, магнитное поле оказывается вихревым, т.е. с замкнутыми линиями магнитной индукции, в отличие от невихревого электростатического поля, и проявляется как силовым действием на движущиеся заряженные частицы, так и ориентирующим воздействием на рамку с током.

Силовой характеристикой магнитного поля является вектор магнитной индукции , который направлен в каждой точке поля по касательной к магнитной линии.

Выражение силы, действующей на элемент тока , находящийся в магнитном поле, записывается следующим образом:

                                              ,                                                 (1)

где – величина тока в проводнике, помещенном в магнитное поле; – дифференциальный элемент тока; – индукция магнитного поля, в которое помещен элемент тока.

Если направление тока в элементе проводника перпендикулярно к магнитной индукции (), то:

                                                                                                 (1а)

и, следовательно,

                                                .                                                        (2)

Таким образом, вектор магнитной индукции равен силе, с которой магнитное поле действует на единицу длины проводника, по которому течет ток, равный единице, помещенного перпендикулярно вектору магнитной индукции.

В СИ за единицу измерения индукции магнитного поля принимается 1 Тл (Тесла). Один Тесла есть индукция такого однородного магнитного поля 1 м2 площади которого, расположенный перпендикулярно к , пронизывается магнитным потоком в 1 Вб (Вебер).

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ

Земля в целом представляет собой огромный шаровой магнит. В любой точке пространства, окружающего Землю, и на поверхности Земли обнаруживается действие магнитных сил. Иными словами, в пространстве, окружающем Землю, существует магнитное поле, линии индукции которого изображены на рис. 1. Северный магнитный полюс находится у южного географического полюса и наоборот.

Происхождение магнитного поля Земли в настоящее время еще не выяснено. Существующие гипотезы о происхождении земного магнетизма можно разбить на две группы.

Одна группа гипотез объясняет наличие магнитного поля электрическими токами Земли, циркулирующими с востока на запад на больших глубинах в жидком ядре Земли.

Вторая группа гипотез полагает, что земная кора содержит в разных своих участках различное количество магнитных пород.

Существование магнитного поля в любой точке Земли можно установить с помощью магнитной стрелки. Если подвесить магнитную стрелку на нити так, чтобы точка подвеса совпадала с центром тяжести стрелки, то она установится по касательной к линии индукции магнитного поля Земли, т.е. будет совпадать по направлению с вектором магнитной индукции (рис. 2).

Рис. 2

В северном полушарии северный конец ее будет наклонен в каждой точке поля к Земле и стрелка составит с горизонтом угол наклонения (на магнитном экваторе стрелка установится строго горизонтально и угол будет равен нулю). Вертикальная плоскость, в которой расположится стрелка, называется плоскостью магнитного меридиана. Все плоскости магнитных меридианов пересекаются по прямой .

Так как магнитные полюса Земли не совпадают с географическими полюсами, то стрелка оказывается отклонённой от географического меридиана. Угол , который образует вертикальная плоскость, проходящая через стрелку (т.е. магнитный меридиан), с географическим меридианом называется магнитным склонением
(рис. 2).

Вектор индукции магнитного поля Земли можно разложить на две составляющие: горизонтальную и вертикальную (рис. 3).

Если магнитная стрелка может свободно вращаться лишь вокруг вертикальной оси (имеет только две степени свободы), то она будет устанавливаться под действием горизонтальной составляющей магнитного поля Земли в плоскости магнитного меридиана. Действие вертикальной составляющей уравновешивается силами трения в точке опоры стрелки.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА И ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ

Цель настоящей работы – определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли с помощью тангенс-гальванометра.

Рис. 3

Основой тангенс-гальванометра является рамка, имеющая форму круга или квадрата, по внешнему периметру которой плотно намотано несколько витков проводника. Своей плоскостью рамка ориентируется вертикально. В центре рамки помещена маленькая магнитная стрелка, способная поворачиваться вокруг вертикальной оси. Она должна быть настолько малой, чтобы индукцию магнитного поля, возникающего при прохождении постоянного электрического тока по виткам проводника, можно считать постоянной в той области, где находится стрелка.

Когда в витках тангенс-гальванометра электрический ток отсутствует, на магнитную стрелку действует только горизонтальная составляющая индукции магнитного поля Земли, под действием которой она ориентируется в плоскости магнитного меридиана. Если при этом плоскость витков совместить с плоскостью магнитного меридиана, то стрелка окажется расположенной в плоскости витков. При пропускании электрического тока по виткам тангенс-гальванометра возникает магнитное поле с индукцией , которое направлено в области нахождения магнитной стрелки перпендикулярно к плоскости рамки с витками.

Таким образом, в этом случае на стрелку будут действовать два магнитных поля: магнитное поле Земли и магнитное поле тока. Индукции обоих полей взаимно перпендикулярны. На рис. 4 изображено сечение катушки горизонтальной плоскостью, где – вектор индукции магнитного поля рамки с током; – горизонтальная составляющая индукции магнитного поля Земли.

Рис. 4

Стрелка устанавливается по направлению результирующей , т.е. по диагонали параллелограмма, сторонами которого будут векторы и .

Согласно рис. 4 находим:

                                                .                                                    (3)

С другой стороны, магнитная индукция в центре витков тангенс-гальванометра равна:

                                              (круговой контур)                      (4)

                                              (квадратная рамка),          (4а)

где – величина тока, протекающего по виткам рамки тангенс-гальванометра; – число витков рамки тангенс-гальванометра; – радиус витков (0,2 м) (круговой контур); а – сторона квадратной рамки (0,3м); – магнитная проницаемость среды (в нашем случае ); – магнитная постоянная (Гн/м).

Подставив (4) и (4а) в (3), получим:

                                                  (круговой контур)             (5)

                                             (квадратная рамка).           (5а)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Проверить схему установки, изображенную на рис.5.

Рис. 5

  1. Переключателем К1 подключить обмотку рамки с 20 витками к источнику постоянного тока.
  2. Поворотом рамки найти  такое положение её, при котором концы магнитной стрелки в центре рамки будут совмещены с «0» градусной шкалы.
  3. Тумблером «сеть» включить источник питания постоянного тока.

Вращением рукоятки реостата R установить такую величину электрического тока I, протекающего по виткам рамки, при которой магнитная стрелка повернётся на угол  = 45о. Записать значение тока I, определяемого по миллиамперметру.

С помощью коммутатора К изменить направление тока I в витках рамки. При этом произойдёт отклонение магнитной стрелки в противоположную сторону от «0». Подобрать (при необходимости) значение тока I, при котором и в данном случае отклонение магнитной стрелки составит 45о.

Записать в табл. 1 полученные значения I при прямом и обратном направлении токов и по формулам (5) или (5а) вычислить Вг1.

Выключить источник питания и проверить нулевую установку прибора. Повторить измерения, подключив n = 30 витков.

Таблица 1

Число витков

, А

, Тл

, Тл

, Тл

, Тл

прямое

обратное

прямое

обратное

  1. Вычислить Вг2 и среднее значение Вгср.
  2. По формуле вычислить среднеквадратичное отклонение и записать окончательный результат в виде Вг = Вгср± 2σ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Вокруг чего существуют магнитные поля? Как можно обнаружить в пространстве магнитное поле?
  2. Каков физический смысл вектора . В каких единицах измеряется индукция магнитного поля в системе СИ?
  3. Что означает понятие «вихревое поле»? Сформулируйте теорему Гаусса для вектора и отразите ее физический смысл.
  4. Как устанавливается магнитная стрелка в магнитном поле?  Почему в работе речь идет только о горизонтальной составляющей магнитного поля Земли?
  5. Сделайте вывод формулы для определения магнитной индукции в центре кругового контура с помощь закона Био-Савара-Лапласа.
  6. Сделайте вывод формулы для определения магнитной индукции в центре квадратной рамки с помощь закона Био-Савара-Лапласа.
  7. Кук определить направление вектора магнитной индукции в центре плоского контура с током?
  8. Изобразите на чертеже направление магнитных полей, действующих на магнитную стрелку тангенс-гальванометра при включенном токе. Как на направление указанных векторов влияет положение плоскости рамки?
  9. Каким образов можно изменить направление магнитной стрелки тангенс-гальванометра?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52436. We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year! 374 KB
  Wht pretty little mitten Does nybody live here Ніхто не відповідає. Wht pretty little mitten Does nybody live here Mouse. Come nd live here with me. Wht pretty little mitten Does nybody live here Mouse.
52437. Marry Christmas 61.5 KB
  МАКІЇВКА 2011 Mrry Christms The wrmest Christms greetings Especilly for you To hope you hve hppy time Tht lsts ll New Yer through Christms is on the 25 th of December. Trditionlly Christms festivities lsted 12 dys. Ply snowblls nd dnce He hs crrot for his nose Round the Christms tree He hs funny ht.
52438. CHRISTMAS COMES BUT ONCE A YEAR 44 KB
  Celebrte holidys hve prties enjoy fun on the snow Decorte fire tree get presents Mke fireworks visit reltives go to church So tody our lesson will be dedicted to the coming holidy Christms. Id like to introduce the epigrph of the lesson: Its Christms time Songs tht rhyme...
52439. Christmas In English-Speaking Countries 57 KB
  Equipment: tperecorder music of the songs posters Christms decortions sheets of pper crds with the poem Techer: Good morning. Tody well spek bout Christms in Englishspeking countries. First prt is the presenttion of Christms youve prepred.
52440. Сім чудес України 682.5 KB
  2010 рік Мета: розширити знання учнів про Україну як державу в якій ми живемо; ознайомити дітей з історично відомими місцями України; формувати і розвивати патріотичні почуття учнів любов та повагу до рідної землі; виховувати почуття громадянськості й гордості за свою Батьківщину за історичне минуле українського народу; розвивати пізнавальний інтерес до минулого і сьогодення.Симоненко ; на мультимедійному екрані фотозображення семи чудес України і напис Сім чудес України . Раді вітати вас на виховному заході Сім чудес України .Усок виконує...
52441. Мій Чугуїв – мій рідний край. Віртуальна подорож 62 KB
  Ми вирушаємо Звучить мелодія пісні На нашій Україні Учень: На Слобожанском вольном крае Где встарь шумели ковыли Тяжёлый колос наливая Пшеница гнётся до земли. Ось що розповідають про ті часи 1 й учень...
52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children well check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...
52443. Подорож. Опис міста. Подорож по місту 42.5 KB
  Children, when people want travel they need a lot of information: they way of traveling, the things they have to take with them, some information about country they want to go to. That’s why we shall speak about it.
52444. Місто моєї мрії 50 KB
  Well done Some people cll “home†flt or house where they live others men ntive city. Tody we hve the finl lesson on the topic “CITY†we will try to show our guests everything we hve lredy lernt. nd some minutes before the end of the lesson you will work in groups nd mke group projects “THE CITY OF MY DREMâ€. Now look t the poster nd tell me wht plces cn we see in ny town or city hospitl bnk n institute school shop stdium museum thetre cinem etc b LISTENING Now listen to the text nd guess wht cities...