11823

Операторы ветвления и выбора

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа №3. Операторы ветвления и выбора 1 Цель и порядок работы Цель работы – изучить операторы используемые для организации ветвления в программе. Познакомится с логическими выражениями и операциями. Порядок выполнения работы: ознакомиться с...

Русский

2013-04-12

148.5 KB

59 чел.

Лабораторная работа №3. Операторы ветвления и выбора

1 Цель и порядок работы

Цель работы – изучить операторы, используемые для организации ветвления в программе. Познакомится с логическими выражениями и операциями.

Порядок выполнения работы:

  •  ознакомиться с описанием лабораторной работы;
  •  получить задание у преподавателя, согласно своему варианту;
  •  написать программу и отладить ее на ЭВМ;
  •  оформить отчет.

2 Краткая теория

Операторы ветвления управляют  потоком  выполнения программы.  Это условный оператор if...else и переключатель switch.

Условные операторы позволяют выбрать один из вариантов выполнения действий в зависимости от каких-либо условий. Условие – это логическое выражение, т.е. выражение, результатом которого является логическое значение истина или ложь. Выражение может иметь арифметический тип. Если оно не равно 0, то условие считается истинным. Если равно 0 , то условие считается ложным.

2.1 Оператор ветвления

Оператор if выбирает один из двух вариантов последовательности вычислений. Синтаксис условного оператора:

if (выражение)

  оператор_1;

else

  оператор_2;

Рисунок 3.1 – Блок-схема оператора ветвления

Выражение должно быть скалярным и может иметь арифметический тип или тип указателя.  Если оно не равно нулю (или не  есть  пустой указатель), то  условие  считается истинным и выполняется оператор_1. В противном случае выполняется оператор_2.  В качестве операторов нельзя использовать описания и определения.

Если в случае истинности условия необходимо выполнить несколько операторов, их можно заключить в фигурные скобки (т.е. использовать составные операторы и блоки):

if (x > 0)

{

  x = -x;

  f(x*2);

}

else 

{

  int i = 2;

  x *= i;

  f(x);

}

Прием заключения нескольких операторов в блок работает везде, где нужно поместить несколько операторов вместо одного.

Условный оператор можно расширить для проверки нескольких условий:

if (x < 0)

  cout << "Отрицательная величина";

else if (x > 0)

  cout << "Положительная величина";

else

  cout << "Ноль";

Конструкций else if может быть несколько.

Допускается сокращенная  форма  условного  оператора,  в  которой отсутствует else и оператор_2.

if (x > 0)

  x = -x;

Оператор_1 и оператор_2 могут также быть условными. Каждое else соответствует ближайшему if.

2.2 Оператор выбора

Хотя любые комбинации условий можно выразить с помощью оператора if, довольно часто запись становится неудобной и запутанной. Оператор выбора switch используется, когда для каждого из нескольких возможных значений выражения нужно выполнить определенные действия.

Оператор switch предназначен для организации выбора из множества различных вариантов. Формат оператора следующий:

switch (переключающее_выражение)

{

  case константное_выражение_1: операторы_1;

  case константное_выражение_2: операторы_2;

  case константное_выражение_n: операторы_n;

  default:

      операторы;

}

Выражение, следующее за ключевым словом switch в круглых скобках, может быть любым выражением, допустимыми в языке СИ, значение которого должно быть целым.  Значение этого выражения является ключевым для выбора из нескольких вариантов. Тело оператора switch состоит из нескольких операторов, помеченных ключевым словом case с последующим константным выражением.  Так как константное выражение вычисляется во время трансляции, оно не может содержать переменные или вызовы функций. Обычно в качестве константного выражения используются целые или символьные константы.

Все константные выражения в операторе switch должны быть уникальны. Кроме операторов, помеченных ключевым словом case, может быть, но обязательно один, фрагмент, помеченный ключевым словом default.

Список операторов может быть пустым, либо содержать один или более операторов. Причем в операторе switch не требуется заключать последовательность операторов в фигурные скобки.

Управление передается тому из помеченных с помощью case операторов, для которых значение константного  выражения  совпадает  со значением переключающего выражения.

С помощью break осуществляется выход из переключателя. В переключателе могут находиться описания и определения объектов, т.е. составной оператор, входящий в переключатель, может быть блоком.

#include<iostream.h>

void main()

{

  int ic;

  cout <<"\n Введите любую десятичную цифру:";

  cin >> ic;

  cout << '\n';

  switch (ic)

  {

      case 0: cout << "ноль"; break;

      case 1: cout << "один,"; break;

      case 2: cout << "два "; break;

      case 3: cout << "три,"; break;

      case 4: cout << "четыре"; break;

      case 5: cout << "пять,"; break;

      case 6: case 7: cout << "шесть или семь,"; break;

      case 8: case 9: cout << "восемь или девять."; break;

      default: cout << "ОШИБКА!":

  }

}

2.3 Отношения и логические выражения

Отношение определяется как пара арифметических выражений, соединенных (разделенных) знаком операции отношения. Знаки операций отношения

!=   не равно;

==  равно;

<    меньше;

>    больше;

<=   меньше или равно;

>=   больше или равно;

Логический тип в языке Си отсутствует, поэтому принято, что отношение имеет ненулевое значение (обычно 1), если оно истинно, и равно 0, если оно ложно. Таким образом, значением отношения 6 <= 44 будет 1.

Операции >, >=, <, <= имеют один ранг

Операции сравнения на равенство == и != также имеют одинаковый, но более низкий ранг

Арифметические операции имеют более высокий ранг, чем операции отношений, поэтому в первом примере для выражения а-b не нужны скобки.

Логических операций в языке Си три: !   —   отрицание, т.е. логическое НЕ;  && –  конъюнкция, т.е. логическое И; ||  –  дизъюнкция, т.е. логическое ИЛИ.

Они перечислены по убыванию старшинства (ранга). Как правило, логические операции применяются к отношениям. До выполнения логических операций вычисляются значения отношений, входящих в логическое выражение.

3 Контрольные вопросы

  1.  Опишите оператор выбора case.
  2.  Опишите условный оператор if.
  3.  Какое назначение оператора break.
  4.  Какие операции отношения вы знеаете
  5.  Каков приоритет логических выражений.

4 Задание

  1.  Написать программу в соответствии с вариантом задания из пункта 5.
  2.  Проверить работоспособность программы.
  3.  Отладить и протестировать программу.
  4.  Оформить отчёт.

5 Варианты заданий

5.1 Оператор if

1) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

2) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

3) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

4) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

5) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

6) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

7) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

8) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

10) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

11) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

12) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

13) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

14) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

15) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

16) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

17) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

18) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

19) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

20) Вычислить и вывести на экран значения функции F.

где а, Ь, с — действительные числа.

Значения а, b, с, x  ввести с клавиатуры.

5.2 Оператор switch

1. Представить заданное целое число от 1 до 10 в римской системе счисления.

2. Реализовать в программе меню выбора арифметических действий. В зависимости от варианта посчитать значение выражения Y:=X{+|-|*|/}А. Х и А вводятся.

3. Написать программу, которая требует ввода числа месяца и, в зависимости от введенного значения, сообщает номер декады.

4. Написать программу, где ожидается ввод символа с клавиатуры, после чего определяется, является ли этот символ буквой, цифрой или специальным символом.

5. Написать программу, которая ждет ввода первой буквы названия месяца. В зависимости от этого определяет квартал. Учесть: Июнь, Июль – разные кварталы.

6. Написать программу, которая ждет ввода буквы русского алфавита и в зависимости от этого определяет гласная или согласная. Если согласная, то звонкая или глухая.

7. Написать программу, которая ждет ввода первой буквы названия месяца. В зависимости от этого определяет время года.

8. Написать программу, которая требует ввода времени дня и, в зависимости от введенного значения, желает доброго утра, доброго дня, доброго вечера или спокойной ночи.

9. Написать программу, которая ждет ввода буквы и, в зависимости от введенного значения, сообщает, является ли буква заглавной или строчной.

10. Написать программу, которая запрашивает ваше имя и рост в сантиметрах, а затем отображает информацию в виде: высокий, средний, низкий.

6 Содержание отчета

  1.  Титульный лист.
  2.  Наименование и цель работы.
  3.  Краткое теоретическое описание.
  4.  Задание на лабораторную работу.
  5.  Схема  алгоритма.
  6.  Листинг программы.
  7.  Результаты выполнения программы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24477. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи 43 KB
  Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными – с другой социальными – с третьей.
24478. Классификация методов психологического исследования 36.5 KB
  Классификация методов психологического исследования. Метод – путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.
24479. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики 28.5 KB
  Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.
24480. Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма 47 KB
  Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии – поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...
24481. Психоаналитическое направление в психологии 42.5 KB
  Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов – Ид Оно Эго Я и Суперэго СверхЯ. Задача Эго – адаптация к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Суперэго включает моральные запреты нормы традиционные ценности и идеалы общества. Инстинкты содержащиеся в Ид диктуют человеку желания которые входят в противоречия с содержанием Суперэго вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги.
24482. Гештальтпсихология. Описание эмпирических методов 38.5 KB
  Gestalt – целостная форма образ структура является основным в гештальтпсихологии и выступает в качестве единицы анализа сознания и психики которое обозначает целостные несводимые к сумме своих частей образования сознания. Непосредственное начало гештальтпсихологии положено проведёнными М. Согласно гештальтпсихологии в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта озарения и возникшая задача оказывается решенной. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов гештальтпсихологии и резко подчеркнуло...
24483. Культурно-историческая психология. Индивидуальность 35 KB
  Культурноисторическая психология. Культурноисторическая концепция разрабатывалась Выготским и его школой Леонтьев Лурия Эльконин Запорожец и др. Согласно культурноисторической концепции в психическом развитии существует как бы две переплетенных линии. Для проверки основных положений культурноисторической теории Выготским с сотрудниками была разработана €œметодика двойной стимуляции€ с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования прослеживался механизм €œвращивания€ знаков в структуру психических функций –...
24484. Гуманистическая психология 45.5 KB
  Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека: Целостный подход к личности которую нельзя разложить на отдельные элементы рефлексы когнитивные процессы фиксации и проекции и т. внимание к индивидуальным особенностям каждой личности. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений самостоятельность и опора на себя независимость от внешних факторов –...
24485. Когнитивная психология 42 KB
  cognitio знание познание одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека. Исследования во многом основывались на компьютерной метафоре аналогии между преобразованиями информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. В дальнейшем центральными стали вопросы организации...