11866

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Муниципальный конкурс Симфония урока Тема урока: Буквы н и нн в именах прилагательных образованных от имен существительных Предмет: русский язык Учитель: Ракитина Марина Геннадьевна Квалификационная категория: высшая Название ОУ: Муниципальное общеоб

Украинкский

2013-04-14

1.63 MB

42 чел.

Муниципальный конкурс «Симфония урока»

Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Предмет: русский язык

Учитель: Ракитина Марина Геннадьевна

 Квалификационная категория: высшая

Название ОУ:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42 п.г.т. Шерловая Гора»

2012 год

Пояснительная записка

Класс: 6

Программа: под ред. М.М.Разумовской

Авторы учебника: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, М.С.Соловейчик, Н.Н.Сергеева,  Т.С.Тронина

Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2010.

Изучаемый раздел: Словообразование частей речи

Место урока в разделе: 5 тема, первый урок по теме «Буквы н и нн в именах

прилагательных, образованных от имен существительных»

Конспект урока

Цель учителя: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов ее получения средствами ЦЭОР.

Цель ученика: Создание условий для формирования умения распознавать  написание н или нн в именах прилагательных, образованных от существительных.

Задачи урока:

- обучающие: способствовать осознанию существенных признаков орфограммы «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных», способов образования и употребления в речи таких прилагательных с помощью ЦЭОР.

- развивающие: способствовать формированию навыка правописания букв н и нн в прилагательных, образованных от существительных; развивать навыки мыслительной  и самостоятельной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

- Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, чувство прекрасного, любовь к искусству через  содержание учебного материала.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Вид урока: урок-экскурсия

Технология: РО, ИКТ, ЦЭОР

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

ТСО, оборудование: ПК c подключением к сети Интернет, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power  Point, карточки, ЦЭОР, таблички «Зона сомнения», «Зона достижения», путевые карты.

К – коммуникативные УУД                        Л – личностные УУД

П – познавательные УУД                            Р – регулятивные УУД

О – общекультурные УУД

Этап урока

задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин. )

Предполагаемый результат этапа

Вводно-мотивационный

Операционно-содержательный

Оценочно-рефлексивный

Создать комфортную психологическую атмосферу урока, ситуацию успеха, доверия; вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях

Формулировать умения самостоятельного приобретения новых знаний по русскому языку в соответствии с жизненными потребностями; снимать во время урока утомляемость, поддерживать эмоциональный настрой, развивать внимание; проверять знания теории в процессе выполнения разнообразных

заданий в т.ч. индивидуальных

Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами урока

Приветствует ребят.

Приглашает  на экскурсию в музей (слайд 1)

Знакомит  с путевой картой (Прил.1)

Демонстрирует слайды презентации (слайд 2- 6). - Как называются такие картины? - Что изображено на картинах?

- Опишите предметы.

- Словами  какой части речи вы воспользуетесь при описании?

- Что вы знаете  о имени прилагательном?

- Что можете сказать о предметах?  Какие они?  (делает акцент только на некоторых предметах (Прил 1)

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:

- Что вызвало у вас затруднение  при написании этих слов? От слов какой части речи образовались эти слова?

-Сформулируйте тему урока!

- Что нам нужно узнать? И где мне это пригодится?

- Я думаю, к концу урока вы добьетесь поставленных целей, а сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме знаком  крестик X (Прил.1)

- Вернемся к записанным прилагательным:

- напишите рядом слово, от которого образовалось прилагательное, сравните слова и разберите  по составу.

-Каким способом образованы слова? – При  помощи  каких суффиксов? (записывает суффиксы на доске, ( Прил.2) - Где затрудняетесь?

- Как быть? Куда обратиться?  

Демонстрирует интерактивную таблицу (анимашку), используя

ЦЭОР №1. 

– Расшифруйте и объясните запись.

Делает запись на доске ( Прил.3)

- Есть вопросы?

- Что осталось непонятным?

 Демонстрирует интерактивную таблицу ,используя ЦЭОР №2. Делает запись на доске (Прил. 4)

-Определите на линеечке уровень ваших знаний.

Возвращает учащихся к записанным в путевых листах прилагательным, открывает доску.

- Проверьте и объясните.

Ф/МИН.

-  В музее перерыв. Встаньте, посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз. Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь. Я буду называть пословицы, а вы будете хлопать в ладоши, если в них есть слова с н  и топать ногами, если в них есть

слова с нн (Прил.5)  - В музее есть тренажерный зал.

Организует работу по закреплению материала на выбор: ЦЭОР№3,

индивидуальные карточки (Прил.6), №226 по учебнику.

«Цветной диктант»

( Прил.1) (слайд 7)

Открывает(слайд8)презентацию с секторами, предлагает проверить, сделать вывод по теме урока и поставить оценку за диктант.

-Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

-Добились ли вы поставленных целей? Оцените свою работу на уроке  при помощи оценки или волшебной линеечки.

Проговаривает Д/З на выбор (Прил.1)

- Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? – Что оказалось для вас самым неожиданным, интересным? – Что вам более всего удалось? – Какие трудности испытывали во время  учебы?

Приветствуют учителя. (К) Знакомятся с путевыми  картами, подписывают их.(Л)

Рассматривают картины. (П, Л,К)

Кто знает, отвечает на вопрос, кто не знает - смотрят в путевой лист (П,Л)

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы учащихся  и дополняют их. (П,Л,Р)

Оформляют записи в путевых листах (составляют словосочетания с данными существительными)( Л,П)

Формулируют тему урока, записывают ее в путевой лист(Л,Р)

Отвечают на вопросы, продолжают предложения, начатые в путевом листе: я хочу узнать…

я хочу научиться…

( по желанию озвучивают)(П,Р,К,Л)

Отмечают на линеечке уровень знаний.(Л)

Записывают существительные, выделяют морфемы во всех словах. (П,Л)

Отвечают.(П,Л)

Делают записи в путевом листе.(Л,П)

Отвечают на вопросы.( П,Л,К)

Участвуют в освоении нового материала: наблюдают, объясняют, выдвигают свои версии,  делают вывод по написанию н и нн (П,Л,К,О)

Задают вопросы.

Отвечают на вопросы.(П,Л)

Сравнивают, анализируют, делают вывод, записывают в путевой лист

слова-исключения(П,Л,Р)

Ставят X.(Л)

Проверяют и объясняют написание суффиксов в данных словах(П,Л)

Выполняют рекомендации учителя(Л,Р,К,О)

Самостоятельно выполняют выбранные задания, советуются(Л,О,К)

Кто выбрал электронное задание, по одному подходят к ПК, вставляют н или  нн, обучая при этом следующего учащегося работе с  тренажеромК,О

Читают задание и выполняют.(П,Л)

Проверяют, делают выводы по изученной теме, ставят оценки за диктант.(Р,Л,П,О)

Анализируют уровень своих достижений по записанным в начале урока предложениям

и ставят оценки.(Л,Р)

Записывают Д/З, при необходимости задавая вопросы.(П,Л)

Высказывают свое мнение.(Л,О)

1 мин

2 мин

2  мин

2 мин

2  мин

1 мин

2 мин

0,5 мин

3 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

1 мин

3  мин

0,5 мин

2 мин

2

мин

3 мин

3 мин

4 мин

2 мин

1 мин

1 мин

1 мин

Учащиеся настроились  на урок,

проявляют интерес к уроку, включаются в предметную деятельность.

На основе ранее изученного материала, учащиеся самостоятельно добывают новые знания, рассуждают, решают познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания. Свободно работают в сети Интернет. Распознают написание н и нн в именах прилагательных.

Реально оценили достигнутые результаты, поставили «4» и «5», определили уровень своих знаний: высокий, очень высокий. Сделали осознанный выбор Д/З. Высказали свое мнение.

Слайд – 1

Слайд – 2  

Слайд - 3

 Слайд – 4

 

Слайд - 5

Слайд  - 6

 

 Слайд – 7

 Слайд – 8

Приложение 1                              ПУТЕВОЙ ЛИСТ  ученика 6 ___ класса

Фамилия, имя ___________________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________________________

Тема ___________________________________________________________________________________

         ___________________________________________________________________________________

Моя цель: Я хочу  узнать________________________________________________________

                 Я хочу научиться______________________________________________________

Натюрморт (франц.  nature morte – «мёртвая природа») – изображение неодушевлённых предметов (цветов, фруктов, рыбы, посуды и т.д.) в изобразительном искусстве.

Волшебная линеечка  «Уровень моих знаний»

варенье _______________________________________________________________________________

ковш __________________________________________________________________________________

кувшин _______________________________________________________________________________

яйцо __________________________________________________________________________________

нож ___________________________________________________________________________________

ваза ___________________________________________________________________________________

галерея ________________________________________________________________________________

Вывод:

Исключение: ____________________________            Исключение: ____________________________

                 но  _____________________________                                    ____________________________

                                                                                                                     ____________________________

Слова без суффиксов

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Упражнение № 163 (слова на выбор)

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

«Цветной  диктант»

(если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зеленым цветом, а если  НН  - красным цветом)

Домашнее задание (на выбор):

1. Нарисовать сказочный натюрморт из суффиксов прилагательных.

2. Упр. 164

3. Выписать 5 предложений  со словами с Н и НН  из любого художественного текста.

Поставь себе оценку за урок!

Приложение 2                    Запись на доске

                    

                Н + Н                                                ИН

                ЕНН                                                  АН

                ОНН                                                  ЯН

                                                                           

Приложение 3  

                  Н + Н                                                ИН

 НН           ЕНН                                     Н          АН

                  ОНН                                                 ЯН

Приложение 4

  Исключение:  ветреный                                       Исключение: оловянный  

                но безветренный                                                                деревянный                        

                                                                                                              стеклянный  

Слова без суффиксов

Свиной, синий, пряный

Румяный, юный, зеленый

Приложение 5             Ф/Мин                     пословицы

Острый язык – дарование, а длинный – наказание.

Дома и глиняная чаша мила.

Старинная пословица не на ветер молвится.

Приложение 6                 Индивидуальные карточки

Зона достижения ( работают на оценку, оценивают сами и учитель, задания выбирают по уровню сложности)

Уровень I.

Вставьте  Н  или  НН

Дровя…….ой  склад                              Оловя…….ая  ложка                              Соловьи……ая   роща

Уровень II.

Образуйте имена прилагательные с суффиксами  Н, ЯН, АН, ИН

Лошадь - _______________________________________________________________________________

Окно - _________________________________________________________________________________

Лёд - __________________________________________________________________________________

Уровень III.

Вставьте  Н  или  НН

Тума …….ая  погода                              Деревя…….ая  ложка                              Соколи……ая   охота

Зона сомнения  ( не готовы работать на оценку, работа учителем не оценивается, можете получить помощь у другого учащегося)

Вставьте  Н  или НН

Урага…….ый  ветер                           Гуси…….ое  перо                                       Каме……ый  дом

Перечень  используемых на данном уроке  ЦЭОР

Название ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦЭОР

1

Анимашка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961f3-0a01-0355004e9bea507c8b76/%5BRUS6_105%5D_%5BIM_001%5D.swf.

2

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

3

Электронное задание «Н и НН»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b3b7-0a01-0355-00ea-443fc6774807/index_listing.html.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов.

  1.  Программа  по русскому языку  5-9 классы, авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов  - М. Дрофа, 2009.
  2.  Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2010.
  3.  Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М. Дрофа,2004.
  4.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( каталог для учителя русского языка ).         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28833. Гештальтпсихология 82.38 KB
  Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.
28834. Французская социологическая школа 46.5 KB
  Говорил о существовании коллективного сознания – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов верований убеждений чувств ценностей. исследовал структуру сознания и личности Изучая структуру сознания Жане подчеркивал что все высшие проявления духа строятся на основе низших где действие чувство и разум слиты воедино. Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения затем память а на ней базируется Я или личность. Ввёл в психологию понятие – поле сознания это наибольшее число простых или относительно...
28835. Генетическая психология 54.5 KB
  Генетическая психология Швейцарский психолог Жан Пиаже 18961980 – один из наиболее известных ученых чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд Введение в генетическую эпистемологию возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.
28836. Гуманистическая психология 47.5 KB
  Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...
28837. Когнитивная психология 54 KB
  психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии чем открытиями конкретных ученых тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов восприятия памяти мышления речи и проводили анализ их генезиса. Положительное в метафоре компьютера то что интеллект не рассматривается как набор последовательных малосвязанных этапов переработки информации...
28838. Естественно-научная парадигма в русской психологии 74 KB
  Роль психологии вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души направить развитие нравственности морального поведения человека. Когда рефлекс обрывается не перейдя в движение не получив внешнего выражения завершающая часть рефлекса а она несет в качестве движения познавательную нагрузку уходит вовнутрь превращается в мысль хотя и незримую но продолжающую служить организатором поведения. Поэтому в механизме поведения реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Павлова: предмет и...
28839. Русская философская психология 74 KB
  Предмет психологии это наука о явлениях духа а не о его сущности – сущность человек понять не может давалось обоснование исследовательского метода интроспективный анализ и индуктивное – из частного общее обобщение описывались основные психологические законы законы ассоциаций по сходству смежности и причинности предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. В лекциях Троицкого по психологии обнаруживается сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке которая в...
28840. Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России 73.69 KB
  Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России. Формирование современной объективной психологии было основной целью которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал – Психология без всякой метафизики 1917 подчеркивая этим и необходимость и возможность построения объективной психологии. Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии соединяя воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии а также различных способов...
28841. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века 51.5 KB
  Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии – в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке – создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...