11866

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Муниципальный конкурс Симфония урока Тема урока: Буквы н и нн в именах прилагательных образованных от имен существительных Предмет: русский язык Учитель: Ракитина Марина Геннадьевна Квалификационная категория: высшая Название ОУ: Муниципальное общеоб

Украинкский

2013-04-14

1.63 MB

42 чел.

Муниципальный конкурс «Симфония урока»

Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Предмет: русский язык

Учитель: Ракитина Марина Геннадьевна

 Квалификационная категория: высшая

Название ОУ:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42 п.г.т. Шерловая Гора»

2012 год

Пояснительная записка

Класс: 6

Программа: под ред. М.М.Разумовской

Авторы учебника: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, М.С.Соловейчик, Н.Н.Сергеева,  Т.С.Тронина

Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2010.

Изучаемый раздел: Словообразование частей речи

Место урока в разделе: 5 тема, первый урок по теме «Буквы н и нн в именах

прилагательных, образованных от имен существительных»

Конспект урока

Цель учителя: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов ее получения средствами ЦЭОР.

Цель ученика: Создание условий для формирования умения распознавать  написание н или нн в именах прилагательных, образованных от существительных.

Задачи урока:

- обучающие: способствовать осознанию существенных признаков орфограммы «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных», способов образования и употребления в речи таких прилагательных с помощью ЦЭОР.

- развивающие: способствовать формированию навыка правописания букв н и нн в прилагательных, образованных от существительных; развивать навыки мыслительной  и самостоятельной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

- Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, чувство прекрасного, любовь к искусству через  содержание учебного материала.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Вид урока: урок-экскурсия

Технология: РО, ИКТ, ЦЭОР

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

ТСО, оборудование: ПК c подключением к сети Интернет, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power  Point, карточки, ЦЭОР, таблички «Зона сомнения», «Зона достижения», путевые карты.

К – коммуникативные УУД                        Л – личностные УУД

П – познавательные УУД                            Р – регулятивные УУД

О – общекультурные УУД

Этап урока

задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин. )

Предполагаемый результат этапа

Вводно-мотивационный

Операционно-содержательный

Оценочно-рефлексивный

Создать комфортную психологическую атмосферу урока, ситуацию успеха, доверия; вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях

Формулировать умения самостоятельного приобретения новых знаний по русскому языку в соответствии с жизненными потребностями; снимать во время урока утомляемость, поддерживать эмоциональный настрой, развивать внимание; проверять знания теории в процессе выполнения разнообразных

заданий в т.ч. индивидуальных

Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами урока

Приветствует ребят.

Приглашает  на экскурсию в музей (слайд 1)

Знакомит  с путевой картой (Прил.1)

Демонстрирует слайды презентации (слайд 2- 6). - Как называются такие картины? - Что изображено на картинах?

- Опишите предметы.

- Словами  какой части речи вы воспользуетесь при описании?

- Что вы знаете  о имени прилагательном?

- Что можете сказать о предметах?  Какие они?  (делает акцент только на некоторых предметах (Прил 1)

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:

- Что вызвало у вас затруднение  при написании этих слов? От слов какой части речи образовались эти слова?

-Сформулируйте тему урока!

- Что нам нужно узнать? И где мне это пригодится?

- Я думаю, к концу урока вы добьетесь поставленных целей, а сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме знаком  крестик X (Прил.1)

- Вернемся к записанным прилагательным:

- напишите рядом слово, от которого образовалось прилагательное, сравните слова и разберите  по составу.

-Каким способом образованы слова? – При  помощи  каких суффиксов? (записывает суффиксы на доске, ( Прил.2) - Где затрудняетесь?

- Как быть? Куда обратиться?  

Демонстрирует интерактивную таблицу (анимашку), используя

ЦЭОР №1. 

– Расшифруйте и объясните запись.

Делает запись на доске ( Прил.3)

- Есть вопросы?

- Что осталось непонятным?

 Демонстрирует интерактивную таблицу ,используя ЦЭОР №2. Делает запись на доске (Прил. 4)

-Определите на линеечке уровень ваших знаний.

Возвращает учащихся к записанным в путевых листах прилагательным, открывает доску.

- Проверьте и объясните.

Ф/МИН.

-  В музее перерыв. Встаньте, посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз. Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь. Я буду называть пословицы, а вы будете хлопать в ладоши, если в них есть слова с н  и топать ногами, если в них есть

слова с нн (Прил.5)  - В музее есть тренажерный зал.

Организует работу по закреплению материала на выбор: ЦЭОР№3,

индивидуальные карточки (Прил.6), №226 по учебнику.

«Цветной диктант»

( Прил.1) (слайд 7)

Открывает(слайд8)презентацию с секторами, предлагает проверить, сделать вывод по теме урока и поставить оценку за диктант.

-Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

-Добились ли вы поставленных целей? Оцените свою работу на уроке  при помощи оценки или волшебной линеечки.

Проговаривает Д/З на выбор (Прил.1)

- Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? – Что оказалось для вас самым неожиданным, интересным? – Что вам более всего удалось? – Какие трудности испытывали во время  учебы?

Приветствуют учителя. (К) Знакомятся с путевыми  картами, подписывают их.(Л)

Рассматривают картины. (П, Л,К)

Кто знает, отвечает на вопрос, кто не знает - смотрят в путевой лист (П,Л)

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы учащихся  и дополняют их. (П,Л,Р)

Оформляют записи в путевых листах (составляют словосочетания с данными существительными)( Л,П)

Формулируют тему урока, записывают ее в путевой лист(Л,Р)

Отвечают на вопросы, продолжают предложения, начатые в путевом листе: я хочу узнать…

я хочу научиться…

( по желанию озвучивают)(П,Р,К,Л)

Отмечают на линеечке уровень знаний.(Л)

Записывают существительные, выделяют морфемы во всех словах. (П,Л)

Отвечают.(П,Л)

Делают записи в путевом листе.(Л,П)

Отвечают на вопросы.( П,Л,К)

Участвуют в освоении нового материала: наблюдают, объясняют, выдвигают свои версии,  делают вывод по написанию н и нн (П,Л,К,О)

Задают вопросы.

Отвечают на вопросы.(П,Л)

Сравнивают, анализируют, делают вывод, записывают в путевой лист

слова-исключения(П,Л,Р)

Ставят X.(Л)

Проверяют и объясняют написание суффиксов в данных словах(П,Л)

Выполняют рекомендации учителя(Л,Р,К,О)

Самостоятельно выполняют выбранные задания, советуются(Л,О,К)

Кто выбрал электронное задание, по одному подходят к ПК, вставляют н или  нн, обучая при этом следующего учащегося работе с  тренажеромК,О

Читают задание и выполняют.(П,Л)

Проверяют, делают выводы по изученной теме, ставят оценки за диктант.(Р,Л,П,О)

Анализируют уровень своих достижений по записанным в начале урока предложениям

и ставят оценки.(Л,Р)

Записывают Д/З, при необходимости задавая вопросы.(П,Л)

Высказывают свое мнение.(Л,О)

1 мин

2 мин

2  мин

2 мин

2  мин

1 мин

2 мин

0,5 мин

3 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

1 мин

3  мин

0,5 мин

2 мин

2

мин

3 мин

3 мин

4 мин

2 мин

1 мин

1 мин

1 мин

Учащиеся настроились  на урок,

проявляют интерес к уроку, включаются в предметную деятельность.

На основе ранее изученного материала, учащиеся самостоятельно добывают новые знания, рассуждают, решают познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания. Свободно работают в сети Интернет. Распознают написание н и нн в именах прилагательных.

Реально оценили достигнутые результаты, поставили «4» и «5», определили уровень своих знаний: высокий, очень высокий. Сделали осознанный выбор Д/З. Высказали свое мнение.

Слайд – 1

Слайд – 2  

Слайд - 3

 Слайд – 4

 

Слайд - 5

Слайд  - 6

 

 Слайд – 7

 Слайд – 8

Приложение 1                              ПУТЕВОЙ ЛИСТ  ученика 6 ___ класса

Фамилия, имя ___________________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________________________

Тема ___________________________________________________________________________________

         ___________________________________________________________________________________

Моя цель: Я хочу  узнать________________________________________________________

                 Я хочу научиться______________________________________________________

Натюрморт (франц.  nature morte – «мёртвая природа») – изображение неодушевлённых предметов (цветов, фруктов, рыбы, посуды и т.д.) в изобразительном искусстве.

Волшебная линеечка  «Уровень моих знаний»

варенье _______________________________________________________________________________

ковш __________________________________________________________________________________

кувшин _______________________________________________________________________________

яйцо __________________________________________________________________________________

нож ___________________________________________________________________________________

ваза ___________________________________________________________________________________

галерея ________________________________________________________________________________

Вывод:

Исключение: ____________________________            Исключение: ____________________________

                 но  _____________________________                                    ____________________________

                                                                                                                     ____________________________

Слова без суффиксов

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Упражнение № 163 (слова на выбор)

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

«Цветной  диктант»

(если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зеленым цветом, а если  НН  - красным цветом)

Домашнее задание (на выбор):

1. Нарисовать сказочный натюрморт из суффиксов прилагательных.

2. Упр. 164

3. Выписать 5 предложений  со словами с Н и НН  из любого художественного текста.

Поставь себе оценку за урок!

Приложение 2                    Запись на доске

                    

                Н + Н                                                ИН

                ЕНН                                                  АН

                ОНН                                                  ЯН

                                                                           

Приложение 3  

                  Н + Н                                                ИН

 НН           ЕНН                                     Н          АН

                  ОНН                                                 ЯН

Приложение 4

  Исключение:  ветреный                                       Исключение: оловянный  

                но безветренный                                                                деревянный                        

                                                                                                              стеклянный  

Слова без суффиксов

Свиной, синий, пряный

Румяный, юный, зеленый

Приложение 5             Ф/Мин                     пословицы

Острый язык – дарование, а длинный – наказание.

Дома и глиняная чаша мила.

Старинная пословица не на ветер молвится.

Приложение 6                 Индивидуальные карточки

Зона достижения ( работают на оценку, оценивают сами и учитель, задания выбирают по уровню сложности)

Уровень I.

Вставьте  Н  или  НН

Дровя…….ой  склад                              Оловя…….ая  ложка                              Соловьи……ая   роща

Уровень II.

Образуйте имена прилагательные с суффиксами  Н, ЯН, АН, ИН

Лошадь - _______________________________________________________________________________

Окно - _________________________________________________________________________________

Лёд - __________________________________________________________________________________

Уровень III.

Вставьте  Н  или  НН

Тума …….ая  погода                              Деревя…….ая  ложка                              Соколи……ая   охота

Зона сомнения  ( не готовы работать на оценку, работа учителем не оценивается, можете получить помощь у другого учащегося)

Вставьте  Н  или НН

Урага…….ый  ветер                           Гуси…….ое  перо                                       Каме……ый  дом

Перечень  используемых на данном уроке  ЦЭОР

Название ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦЭОР

1

Анимашка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961f3-0a01-0355004e9bea507c8b76/%5BRUS6_105%5D_%5BIM_001%5D.swf.

2

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

3

Электронное задание «Н и НН»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b3b7-0a01-0355-00ea-443fc6774807/index_listing.html.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов.

  1.  Программа  по русскому языку  5-9 классы, авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов  - М. Дрофа, 2009.
  2.  Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2010.
  3.  Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М. Дрофа,2004.
  4.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( каталог для учителя русского языка ).         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79507. Психодиагностическая работа педагога-психолога 31.79 KB
  Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психологопедагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников. тесная связь с педагогической проблематикой ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия создание оптимальных психологических условий для развития детей. Основные задачи: Изучение проявлений отдельных...
79508. Содержание диагностической работы в школе 31.17 KB
  Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов дети группы риска. В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде: Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Обследование первоклассников на этапе адаптации. Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы.
79511. Структура психологической службы 30.76 KB
  Психологический кабинет управления образованием районный городской областной; Практический психолог работающий в образовательном учреждении; Центр психологической службы образования головная организация руководящая деятельностью психологов работающих в образовательных учреждениях психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. В Центр могут обращаться родители педагоги другие работники народного образования. Психологические кабинеты отделы при районных областных городских...
79512. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа 32.14 KB
  Так психопрофилактика предусматривает меры по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома школы-интерната. В процессе работы необходимо решать вопросы которые обычно не встают так остро перед психологами в массовой школе: взаимоотношений воспитанников со взрослыми и сверстниками в массовой школе с семьями учеников; взаимоотношений воспитанников с родителями и опекунами. Важно также способствовать оптимизации отношений ребенка с официальными опекунами; взаимоотношений воспитанников с шефами и...
79513. Развивающая и психокоррекционная работа 26.8 KB
  Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей в русле воспитательных мероприятий с участием родителей и других родственников ребенка.
79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...