11932

Конституционное право. Конституция

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Конституционное право как отрасль российского права берет свое начало от понятия «конституция». Конституции как основной закон государства появились в конце XVIII века. Первая конституция была принята в 1787 г. в США. В Европе первые конституции были приняты в 1791 г. во Франции и в Польше.

Русский

2014-10-10

49.34 KB

13 чел.

Тема 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

1. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Конституционное право как отрасль российского права берет свое начало от понятия «конституция». Конституции как основной закон государства появились в конце XVIII века. Первая конституция была принята в 1787 г. в США. В Европе первые конституции были приняты в 1791 г. во Франции и в Польше. Эти конституции появились на волне борьбы за независимость, на волне буржуазных революций. Их появление связано с необходимостью ограничить абсолютную власть монархов, добиться с помощью закона консенсуса всех слоев общества в данной стране. В последующие годы конституции как политико-правовой документ, обладающий высшей юридической силой, принимались в других странах мира.

В России борьба за утверждение конституционного правления началась в XIX веке, но в условиях царизма принять конституцию не удалось. Первая конституция в России была принята в 1918 году, как Конституция РСФСР — конституция первого в мире государства рабочих и крестьян. В годы Советской власти конституция несколько раз изменялась — принимались новые тексты конституций в связи с принятием Конституции СССР. Измененные и дополненные Конституции РСФСР принимались в 1925 г., в 1937 г., в 1978 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Конституция — (устройство, установление) основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Можно сказать, что конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина. Конституции не принимаются впрок. Они фиксируют те общественно-политические и экономические реалии, которые сложились в стране к моменту принятия конституции. Основной закон страны — конституция обладает определенными юридическими свойствами. А именно: она носит учредительный характер, имеет высшую юридическую силу, обладает прямым действием, установлен особый порядок ее принятия и изменения.

Конституция как закон не может ответить на все вопросы, обеспечить все потребности, которые возникают при реализации именно конституционных норм. Поэтому возникает необходимость принимать законодательные акты, которые по своему значению и положению близки к конституции. Отсюда возникает конституционное (государственное) право.

Конституционное право России — это отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Это ведущая, базовая отрасль российской правовой системы. Нормы конституционного права сосредоточены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Федерации и других нормативных актах, в которых регулируются основные вопросы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок его отношений с институтами гражданского общества, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина.

В системе конституционного права России основным законом является Конституция Российской Федерации. Кроме нее — федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о государственной символике РФ и другие. Федеральные законы о прокуратуре РФ, о выборах Президента РФ, об общественных объединениях, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, об основных принципах организации местного самоуправления в РФ и другие. Законы субъектов Российской Федерации — Конституции и Уставы субъектов Федерации, законы о структуре органов государственной власти, о выборах губернаторов и других институтов власти, о мировых судьях, о местном самоуправлении и другие. Таким образом, конституционное право заключает в себе, изучает и реализует двадцать две конституции, шестьдесят восемь уставов субъектов Федерации, которые действуют на правах конституций, тринадцать конституционных федеральных законов (приняты еще не все) и многое другое. Чтобы государство Российское нормально функционировало, совершенно необходимо, чтобы весь правовой массив конституционного права был синхронизирован по содержанию, по лицам, по времени и территориям, чтобы соответствовали и не противоречили Конституции Российской Федерации. Поэтому, чтобы разобраться с конституционным правом России, необходимо глубоко понять смысл, суть и основное содержание Главного Закона страны — Конституцию Российской Федерации.

Основное содержание Конституции РФ состоит в том, что она нормами конституционного права закрепляет основные государственно-правовые институты: основы конституционного строя Российской Федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; структурные элементы гражданского общества; государственное устройство Российской Федерации; систему государственной власти и местного самоуправления.

Место Конституции РФ и конституционного права России в системе российского права и текущего законодательства определяется тем, что Конституция РФ является правовой базой для всех отраслей права и для текущего законодательства. Она обладает высшей юридической силой, характеризуется более стабильным характером своих норм по сравнению с нормами текущего законодательства и других отраслей права. Из сказанного следует, что все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В отличие от обычных законов Конституция государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти ее качества обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Президент Российской Федерации в своем обращении по радио к россиянам отметил, что Конституция РФ определяет общие законы жизни страны и каждого россиянина, она создала условия для начала исправления положения в экономике. Конституция — стержень новой российской государственности.

Именно она служит фундаментом для создания сбалансированных отношений между ветвями власти, между Центром и регионами. Далее он подчеркнул, что Конституция РФ — основа нашего движения вперед. Исходя из требований жизни, в нее могут вноситься изменения и дополнения. Однако торопиться с этим не следует. Это должен быть естественный процесс. Все новое здесь должно быть основано на зрелом опыте и пройти испытание временем. Конституция — самое неподходящее поле для импульсивных решений и непродуманных экспериментов.

Обеспечить то положение, которое должна занимать Конституция РФ в стране — дело не простое. Законодательно должна быть обеспечена охрана Конституции РФ. Основы ее охраны и защиты заложены уже в самой Конституции. Во-первых, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (п. 2 ст. 15 КРФ). Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ... В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80 КРФ). В-третьих, Конституцией РФ учрежден Конституционный Суд Российской Федерации. Он создан для защиты конституционного строя, для защиты основных прав и свобод человека, для поддержания верховенства и прямого действия Конституции. Конституционный Суд решает следующие задачи: рассмотрение дел о конституционности законов; дает заключения о соответствии Конституции РФ; дает общеобязательное толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения; обвинения против Президента РФ. В каждой республике — субъекте Федерации создается свой Конституционный суд (ст. 125 К РФ).

Особо следует сказать о том, что Конституция РФ имеет прямое действие (п. 1 ст. 15 К РФ). Это означает, что суд или иной государственный орган не могут отказаться непосредственно применять конституционные нормы, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законы и подзаконные акты. В прошлом, когда еще был СССР, Конституция больше считалась политическим декларативным документом, который в целом правильно ориентирует, но непосредственно его не применяют, так как нужны специальные законы (гражданские, административные, семейные, уголовные и т. д.), чтобы конституционные положения выполнялись. Такая позиция ослабляла значение Конституции как Основного Закона, как правового акта, призванного обладать высшей юридической силой. В нынешней Конституции РФ этот недостаток устранен.

Поэтому в современных условиях очень остро стоит вопрос о конституционной законности. Конституционная законность — режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений. С момента принятия нынешней Конституции РФ в ее адрес раздается немало критических замечаний, в том числе и вполне справедливых. Вместе с тем Россия может возродиться как великая держава, если мы все — от Президента РФ до любого гражданина — будем неуклонно выполнять требования ныне действующей Конституции РФ со всеми ее достоинствами и недостатками.

2. В главе первой Конституции РФ законодательно определены основы конституционного строя и те начала российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное, правовое (п. 1 ст. 1 КРФ), суверенное (п. 1 ст. 4 КРФ), социальное (п. 1 ст. 7), светское (п. 1 ст. 14) государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Народ не только избирает органы власти, но имеет право сам участвовать в их работе, контролировать деятельность органов и должностных лиц государственного аппарата и местного самоуправления. О демократизме России свидетельствует наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые не только декларированы, но и реально осуществляются.

Россия — федеративное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — всего 89 субъектов федерации). Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Все субъекты РФ между собой равноправны. Кроме Конституции РФ, отношения субъектов РФ с Центром определяются Федеративным Договором: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, подписанный 31 марта 1992 года.

Россия — правовое государство. Это такое состояние Российского государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ. В правовом государстве обеспечено верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни, взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Свое развитие это положение находит в нормах о свободах и правах человека и гражданина, в предусмотренных Конституцией демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции и в прямом действии конституционных норм. Однако формирование правового государства — процесс сложный, и он связан с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственных служащих и граждан, совершенствования судебной системы и с рядом других факторов политического и правового характера.

Российская Федерация — суверенное государство, носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ. Суверенитет — это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом. Все конституционные принципы должны согласовываться с правами и свободами человека. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных надгосударственных организаций. Например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие.

Российская Федерация — социальное государство. Это значит, что государство берет на себя в объеме своих возможностей обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Социальное государство тесно связано с институтом социально-экономических прав. Оно обеспечивает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т.д. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей. Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом не только государства, а также делом ума, рук, инициативы самого человека, его прилежного труда, а государство должно создать для этого условия.

Россия — светское государство, то есть такое государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Церковь отделена от государства. В школах — светское образование. Брак регистрируется в органах ЗАГС, т.е. государством. Все религиозные конфессии равны перед законом. Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Для России правовая, именно конституционная регламентация положения религии в государстве очень важна, так как в России более сорока религиозных конфессий.

Россия — государство с республиканской формой правления. Республика — это форма государства, призванная в максимальной степени обеспечить принцип народовластия. Республика выступает как антипод монархии, диктатуре. Внешнее выражение республиканского государства в том, что все или практически все должностные лица и органы государственной власти и государственного управления избираются гражданами страны и подконтрольны своим гражданам. Республиканская форма правления в XX веке в Европе стала ведущей. Эта форма правления тесно переплетена с институтами демократии. Можно сказать: республиканская форма правления — демократически организованная власть в стране. Известно, что республики бывают разные; президентские, полупрезидентские, парламентские; В Конституции РФ 1993 г. Россия характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления. Такое определение адекватно определению «демократическая республика». Действительно, Конституция РФ содержит все демократические республиканские атрибуты, которые осуществляются в практической политической и государственной жизни России: народ — единственный источник власти, наличие работоспособных представительных органов, всенародно избранный Президент РФ, на демократической основе сформировано Правительство РФ и судебная власть при активном участии Президента, политический плюрализм, соответствующий международным стандартам набор прав и свобод граждан России. По принятой в мире системе оценок Российская Федерация — президентская республика.

К основам конституционного строя относится не только характеристика Российского государства. К ним относятся и основные принципы, ведущие начала (основные правила), лежащие в основе политической системы российского общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Эти принципы, размещенные в первой главе Конституции РФ, определяют все последующее содержание Конституции РФ. Совершенно не случайно первую главу образно называют «конституцией в Конституции». Никакие другие нормы Конституции РФ не должны противоречить основам конституционного строя, то есть тем принципам, которые заложены в первой главе.

В первой главе Конституции РФ закреплены следующие принципы конституционного строя:

— человек, его права и свободы высшая ценность государства (ст. 2 КРФ);

— народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3 КРФ);

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России (ст. 4 КРФ);

— целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, ее государственная целостность (ст. 4, 5 КРФ);

— невозможность лишения гражданства гражданина Российской Федерации, а также лишения его права изменить гражданство (ст. 6 КРФ);

— политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КРФ);

— гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8 КРФ);

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех властей самостоятельны (ст. 10 КРФ);

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами (ст. 11 КРФ);

— гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 КРФ);

— идеологическое многообразие, отказ от какой-либо единой государственной или обязательной идеологии (п.п. 1 и 2 ст. 13 КРФ);

— политический плюрализм, многопартийность (п. 3 ст. 13);

— запрещение создания и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и других дел, направленных на разрушение Российского государства (п. 5 ст. 13 КРФ);

— отделение религиозных объединений от государства, их равенство перед законом, свобода совести (ст. 14 КРФ);

— Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (п. I ст. 15 КРФ);

— органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15);

— законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (п. 3 ст. 15);

— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15);

— плюрализм и юридическое равенство всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных) (ст. 8 КРФ);

— приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 и другие КРФ);

— никакие другие положения настоящей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (п. 2 ст. 16 КРФ). Перечислено более двадцати принципов. Это далеко не весь перечень принципов, которые содержит Конституция, но названные составляют основу конституционного строя. Попробуйте представить себе — мы отказались от какого-либо или от некоторых принципов и государство Российское переходит в новое качественное состояние. Поэтому там, где речь идет о принципах, нужно с большой осторожностью, очень хорошо подумав и не один раз, только тогда можно ставить вопрос о внесении поправок или о замене тех или иных положений первой главы Конституции РФ, а, следовательно, в остальной текст Конституции и в действующее законодательство.

Именно поэтому предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в первую главу Конституции РФ. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135 КРФ), так как речь идет о пересмотре принципов.

Исходя из изложенного, каждый гражданин Российской Федерации должен выработать в себе правильное, грамотное отношение не только к Конституции РФ в целом, но и к ее первой главе.

Во-первых, знание основ конституционного строя, его принципов в значительной степени облегчает понимание остальных положений Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ.

Во-вторых, знание основ конституционного строя позволит каждому гражданину давать верную оценку законам, иным правовым актам, которые принимаются в России, давать юридически правильную оценку действиям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, должностных лиц и отдельных граждан. Знание и понимание принципов поможет отличить произвол от правомерных действий. Ибо законы создаются не для юристов, их должны знать, понимать и ими руководствоваться все граждане страны.

В-третьих, знание и глубокое понимание гражданами основ конституционного строя позволит в тех случаях, когда в действующих законах и других нормативно-правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовать свои права, руководствуясь Конституцией, так как Конституция РФ — прямого действия и имеет возможность прибегнуть к защите суда, Конституционного Суда и даже Международного Трибунала.

Без знания и понимания основ конституционного строя затруднительно отстаивать свои права и свободы. Поэтому первая глава Конституции Российской Федерации имеет большое практическое значение не только и может быть не столько для профессиональных юристов и государственных чиновников, сколько для каждого гражданина Российской Федерации. Недобросовестный государственный деятель, недобросовестный юрист предпочли бы, чтобы граждане России не знали и не понимали основ конституционного строя, их принципов.

3. Права и свободы человека — это понятие, характеризующее круг социальных возможностей личности в экономической, политической и других сферах, которые современные государства обязаны гарантировать. Права и свободы в совокупности с обязанностями и институтом гражданства составляют правовой статус личности человека. При этом права и свободы занимают ведущее место. Ибо именно права и свободы человека и гражданина являются важнейшим институтом современного конституционного права не только в России, но и за рубежом.

Известно, что положения о правах человека были сформулированы еще в Римском праве, когда в 212 году до н.э. римский император Каракалла издал указ о наделении правами римских граждан, всех свободных жителей Римской империи.

Современному этапу развития института прав и свобод человека начало положила французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). С этого момента как результат Великой Французской буржуазной революции начал складываться первоначальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и другие).

Решающий качественный скачок в развитии института прав и свобод человека произошел во второй половине XX века после создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Уже в Уставе ООН в ст. 55 записано: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Организация Объединенных Наций содействует:

а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

в) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, уважение и защита прав и свобод человека — одна из главных целей ООН.

Устав ООН и другие документы положили начало тому, что в развитии института прав и свобод человека приобретает ведущую роль международное право. Ныне действует более ста международно-правовых документов по правам и свободам человека, под многими из которых стоит подпись Российской Федерации. Основополагающими документами являются следующие: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и другие. В этих международно-правовых документах создан масштабный международный стандарт по правам и свободам человека. При этом было обращено внимание и на обязанности. Во Всеобщей Декларации прав человека в ст. 29 уже было записано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

В России институт прав и свобод человека складывался исторически на основе международных правовых норм, собственных правовых установлений и тех объективных экономических и политических условий, которые имелись в стране. Все Конституции России, начиная с Конституции РСФСР 1918 года, имели разделы о правах, свободах и обязанностях граждан, но впервые права и свободы в соответствии с международными стандартами были записаны в Конституции РСФСР 1978 г.

Отсюда полное определение правового статуса личности — система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности человека и гражданина, признанные и обеспечиваемые государством, выражающие притязания государства к человеку и гражданину, его поведению.

Есть люди, которые утверждают, что права и свободы не могут дароваться государством, они неотчуждаемы. Человек мол при рождении автоматически наделяется правами и свободами, а дело государства их обеспечивать. Доля истины в этом конечно есть, как и в том, что государство создано людьми для своего обслуживания. Проблема, однако, в другом. В современных условиях ни одно право, ни одна свобода не будут реализованы без защиты, без организаторской роли государства. Принижение роли государства в реализации прав и свобод человека вредит человеку, реализации его прав и свобод и даже выполнению обязанностей.

Положение с правами человека в конкретной стране — один из основных показателей демократизма данного государства, развития в нем гражданского общества. Концепция прав и свобод человека продолжает развиваться и в теоретическом плане, и в практическом, и правовом. Существенной проблемой по-прежнему остается приведение национальных законодательств, политико-правовой и экономической практики в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека. Основные положения правового статуса личности изложены во второй главе Конституции РФ ст. ст. 17-64. Глава очень емкая и в целом соответствует международным стандартам. Конституция устанавливает основные принципы правового статуса личности:

— закрепление прав и свобод, установленных общепризнанными международными актами;

— принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности и принадлежность прав и свобод каждому от рождения;

— равенство прав и свобод человека и гражданина;

— принцип единства прав и обязанностей гражданина;

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц в результате осуществления прав и свобод человека и гражданина;

— непосредственно действующий характер прав и свобод человека и гражданина;

— определяющий характер прав и свобод человека и гражданина по отношению к природе, содержанию и применению законов, деятельности властных структур государства, органам местного самоуправления;

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина правосудием.

В соответствии с перечисленными принципами. Конституция РФ устанавливает конкретные права, свободы и обязанности. В Конституции РФ они не сгруппированы. В учебных целях мы сгруппируем права, свободы и обязанности.

1. Гражданские, социально-экономические права:

— право на частную собственность, в том числе, на землю (ст. 35 и ст. 36 КРФ);

— свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 КРФ),

— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 КРФ);

— право на свободный труд (ст. 37 КРФ);

— право на защиту от безработицы (ст. 37 КРФ);

— право на образование (ст. 43 КРФ);

— право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44 КРФ);

— право на охрану здоровья и на медицинскую помощь (ст. 41 КРФ);

— право на отдых (ст. 37 КРФ);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и др. (ст. 39 КРФ);

— право на жилище (ст. 40 КРФ);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст. 37 КРФ);

— право на имущество, владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 КРФ).

2. Политические и общественные права:

— право на равенство перед судом и законом (ст. 19 КРФ);

— право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 КРФ);

— право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 КРФ);

— право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 КРФ);

— право на равный доступ к государственной службе (ст. 32 КРФ);

— право на участие в отправлении правосудия (ст. 32 КРФ);

— право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (ст. 32 КРФ);

— право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 КРФ);

— право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45 КРФ);

— право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 КРФ);

— право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты (ст. 46 КРФ);

— право на защиту от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию в этой связи и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 КРФ);

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 КРФ).

3. Основные личные права граждан:

-- право на жизнь (ст. 20 КРФ);

— право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 КРФ);

— право на свободное передвижение, на выбор места пребывания и жительства в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на информацию, полученную любым законным способом (ст. 29 КРФ);

— право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ст. 48 КРФ);

— право на охрану государством достоинства личности гражданина России (ст. 21 КРФ);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 КРФ);

— право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 КРФ);

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 КРФ);

— право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 КРФ);

— право на двойное гражданство (ст. 62 КРФ);

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ);

— право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 КРФ);

— право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47 КРФ);

— право на пользование помощью адвоката (ст. 48 КРФ);

— право на презумпцию невиновности (ст. 49 КРФ);

— право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на прошение о помиловании или смягчения наказания (ст. 50 КРФ);

— право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26 КРФ);

— право на государственную защиту семьи (ст. 38 КРФ);

4. Свободы человека и гражданина:

— свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 КРФ);

— свобода мысли и слова (ст. 29 КРФ);

— свобода массовой информации (ст. 29 КРФ);

— свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44 КРФ);

— свобода митингов, шествий, демонстраций, собраний (ст. 31 КРФ).

5. Обязанности человека и гражданина Российской Федерации:

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 КРФ);

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17 КРФ);

— каждый обязан не допускать пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29 КРФ);

— каждый обязан заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38 КРФ);

— трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 КРФ);

— обязанность получить общее среднее образование (ст. 43 КРФ);

— каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 КРФ);

— каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ);

— каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ);

— обязанность защищать Отечество — Российскую Федерацию (ст. 59 КРФ);

— обязанность нести военную службу (ст. 59 КРФ).

Мы систематизировали и перечислили основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации. Даже из простого перечня ясно, что выполнить все не так просто. Для этого нужно напряжение сил государства и каждого гражданина, для этого нужна мобилизация экономических, культурных и других ресурсов страны. Тем более, что кроме конституционно закрепленных, права и обязанности есть и в других многочисленных законах: в уголовном законодательстве, в гражданском законодательстве, в семейном, административном, экологическим и так далее.

Гарантом реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации выступают:

1) Президент РФ и другие органы государственной власти и государственного управления, органы местного самоуправления.

2) Судебная система и система правоохранительных органов, в том числе прокуратура и другие органы , отвечающие за безопасность страны.

3) Общественно-политические объединения граждан (политические партии, профсоюзные организации и другие), каждый гражданин России в меру своей активности, правовой и политической культуры должен в рамках закона добиваться реализации своих прав и свобод.

4) Продуманная и реалистическая внутренняя и внешняя политика государства, международное сотрудничество в области соблюдения прав и свобод человека.

5) Экономическая система Российской Федерации, ее природные ресурсы.

Кроме того, по примеру многих стран у нас стали создаваться специальные учреждения по правам человека. Например, Уполномоченный по правам человека при парламенте. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия должна составлять ежегодно доклад о соблюдении прав человека в Российской федерации, в котором должны содержаться оценки состояния прав и свобод человека в России и предложения по их наиболее полной реализации.

Органы и общественные организации сейчас остро ставят вопрос об усилении научной и воспитательной работы по вопросам прав человека. Опыт показывает, чтобы реализовать права, каждый человек должен их знать. Каждый человек должен понимать как реализуются те или иные права и свободы, какие материальные и духовные ресурсы необходимы для их реализации. Речь идет о том, чтобы среди населения Российской Федерации формировали культуру реализации прав и свобод человека, потребность выполнять свои обязанности.

4. В ст. 10 КРФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В России эти ветви власти представлены: Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.

Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти, которые образуют сами субъекты Федерации.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не должна абсолютизироваться. Они должны взаимодействовать между собой, чтобы руководство страной не превратилось в систему, описанную великим баснописцем И.А. Крыловым: «лебедь — рак — щука». В этом случае будет невозможно элективное функционирование государственного управленческого организма. Однако в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции, четкое разделение функций в государственном едином управлении позволяет разумно и согласованно решать различные вопросы государственной политики, достигать необходимых результатов всех сфер общества во имя интересов и на благо народа.

Чтобы обеспечить согласованное взаимодействие всех ветвей власти, одних конституционных норм недостаточно. Нужна система Федеральных законов и законов субъектов Федерации, которые закрепляли бы процедуры осуществления полномочий федеральных органов власти и формы их взаимодействия, невмешательства в компетенцию друг друга. Здесь важное  значение имеют Федеральные законы о способах формирования каждой ветви власти, Федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ и другие. Перечень конституционных полномочий федеральных органов власти, способы их осуществления дополняются этими законами. Рассмотрим полномочия основных органов Российского государства. Ключевой фигурой в системе органов государства является Президент Российской Федерации. Он — глава государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В связи с существом и правовой спецификой полномочия Президента РФ можно свести к пяти группам.

1. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ, его палат. Он назначает выборы Государственной Думы; может распустить ее к случаях, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует Федеральные конституционные и Федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики, государства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуру Генерального прокурора; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

2. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Правительства РФ. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение о его отставке; утверждает положения Председателя Правительства о структуре Федеральных органов исполнительной власти; назначает по предложению Председателя Правительства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, Федеральным законам и указам Президента РФ; принимает или отклоняет отставку Правительства РФ.

3. Его права и обязанности в области обороны и внешних сношений. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, то есть возглавляет Вооруженные Силы РФ; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ; утверждает военную доктрину Российского государства; формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется Федеральным законом; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

4. Его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти Российской Федерации, передать в случае недостижения согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; он вправе приостановить действие акта органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам России; призван обеспечивать осуществление полномочий Федеральной государственной власти на всей территории страны, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

5. Другие полномочия Президента РФ. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; назначает референдумы; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента; вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; решает вопросы гражданства в России и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Приведенный перечень не исчерпывает в полной мере всех прав и обязанностей Президента Российской Федерации. Это основные, которые записаны в Конституции РФ. На практике этот перечень значительно шире, так как он дополняется другими Федеральными конституционными и Федеральными законами.

Законодательным и представительным органом Российской Федерации является федеральное собрание — парламент России. Состоит из двух палат — Совет Федерации, который формируется из 178 членов, и Государственной Думы, которая избирается в составе 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Из своего состава они избирают Председателей и заместителей председателей палат.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшею Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; обладает правом законодательной инициативы и рассматривает законы, принятые Государственной Думой, и выносит по ним свой вердикт — одобрить или отклонить.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; главное — принятие Федеральных конституционных и Федеральных законов.

Основная функция Федерального Собрания — принятие законов. Сначала проект закона поступает в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который рассматривает его в течение не более 14 дней и одобряется или отклоняется простым большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов депутатов. Принятый федеральный закон направляется на подпись Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный Президентом РФ закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием (последовательно Государственной Думой и Советом Федерации). Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом РФ и обнародован. Таковы схематично функции парламента России, на практике они многообразнее и сложнее.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ обладает следующими основными полномочиями: разрабатывает и предъявляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Порядок деятельности Правительства РФ и иные полномочия определяются Федеральным конституционным законом. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления всегда носят нормативный характер. Распоряжения — это акты применения права. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае же их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отклонены Президентом РФ.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судьи — независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах открытое за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судопроизводство может осуществляться с участием присяжных заседателей.

Судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 г., Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24 июня 1994 г и другими законодательными актами.

Система судов состоит из трех видов: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и суды обшей юрисдикции, подведомственные ему; Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов.

Литература и документы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., 1997.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.:Учебник. М., 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8249. Газорозрядні лампи низького тиску 1.03 MB
  Газорозрядні лампи низького тиску Будова,принцип дії, структура позначень Вплив виду баластного опору на роботу газорозрядної лампи Схеми вмикання ЛЛ в мережу. Світлотехнічні, енергетичні, експлуатаційні...
8250. Газорозрядні лампи високого тиску 1.19 MB
  Газорозрядні лампи високого тиску Будова, принцип дії, схеми вмикання, переваги і недоліки ртутної лампи високого тиску ДРЛ. Дугова метало галогенна лампа високого тиску ДРИ. Будова, принцип дії, схеми вмика...
8251. Освітлювальні установки для сільського господарства 121.5 KB
  Освітлювальні установки для сільського господарства. Освітлювальні прилади. Загальні відомості Загальні принципи нормування освітленості Види і системи освітлювання Вибір типу джерела світла і світильника Розміщення сві...
8252. Електрична частина освітлювальних установок 93 KB
  Електрична частина освітлювальних установок Вибір системи напруги живлення освітлювальної установки. Компоновка електричної освітлювальної мережі. Вибір марок проводів і способу їх прокладки. Розрахунок перерізу проводів осві...
8253. Джерела і установки УФ опромінення в С.Г 78.5 KB
  Джерела і установки УФ опромінення в С.Г. Розприділення енергії УФ опромінення по спектру. Джерела УФ опромінення в області УФ-С, УФ-В, УФ-А і області застосування в с.г. УФ- випромінювання невидиме і не викликає зорового відчуття у люди...
8254. Джерела установки інфрачервоного (ІЧ) опромінення 64 KB
  Джерела установки ІЧ опромінення. Розподілення іч опромінення по спектру. Джерела і установки іч опромінення в області ІЧ-А, ІЧ-В, ІЧ-С. Автоматизовані установки ІЧ-обігріву і УФ опромінення Діапазон ІЧ опромінення поділяється на 3 групи...
8255. Використання в доказуванні матеріалів оперативно-розшукової діяльності 100 KB
  Використання в доказуванні матеріалів оперативно-розшукової діяльності Проблема використання матеріалів оперативно-розшукової діяльності (далі – ОРД), з допомогою яких можна отримати докази по кримінальній справі існує ще з XIX ст. до прийняття...
8256. Застосування технічних засобів при збиранні та перевірці доказів 252.99 KB
  Застосування спеціальних знань і технічних засобів субєктами кримінально-процесуального провадження при збиранні і перевірці доказів. Види науково-технічних засобів, які використовуються при збиранні та перевірці доказів...
8257. Особливості доказування по справах стосовно неосудних осіб при застосуванні примусових заходів медичного характеру 81 KB
  Особливості доказування по справах стосовно неосудних осіб при застосуванні примусових заходів медичного характеру 1. Поняття примусових заходів медичного характеру та їх види Найважливішими засобами боротьби зі злочинністю є кримінально-правові зас...