12038

Маркетинг банковских услуг на примере Россельхозбанка

Дипломная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

54 Содержание: Введение.3 1. Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга банковских услуг.6 1.1 Услуги коммерческих банков...

Русский

2013-04-23

328 KB

247 чел.

54

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1. Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга банковских услуг…………………………………………………………………………….…6

   1.1 Услуги коммерческих банков……………………………………….6

   1.2 Организация и планирование комплекса маркетинга банковских услуг в условиях рыночных отношений………………………………………………...12

2. Маркетинг банковских услуг на примере Россельхозбанка………………………………………………………….………31

    2.1 Банковский маркетинг  в России………………………………………..31

    2.2 Россельхозбанк на рынке банковских услуг……………………………36

2.3 Маркетинговая политика Россельхозбанка: планирование и способы продвижения банковских продуктов………………………………………..45

Заключение……………………………………………………………………….50

 

Библиографический список литературы……………………………………….53

Приложение………………………………………………………………………57

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной системе хозяйствования не может быть успешным, если  не принимать во внимание весь инструментарий рынка с учетом специфических особенностей России. И, прежде всего, это относится к маркетингу, обеспечивающему комплексный подход к решению хозяйственных проблем, связанных с рыночной деятельностью.

Маркетинг как комплексная, равносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка обеспечивает решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным в конкретной ситуации путем. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет собой особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.

Актуальность темы данной дипломной работы состоит в том, что реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привела к жизненной необходимости освоения коммерческими банками современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операций, усиление конкуренции с иностранными банками, появление у банков конкурентов в лице небанковских учреждений, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг.

В странах с развитой экономикой накоплен огромный многолетний опыт по развитию банковского маркетинга. По вопросам маркетинга банковских услуг проводятся семинары и конференции. По данной теме существует большое количество литературы, написана масса статей по жизненному циклу банковских услуг, о маркетинге настоящем и мнимом, об особенности рекламы в коммерческих банках и тд.  В работах, посвященных вопросам маркетинга банковских услуг, даются различные его определения, в которых понятие банковского маркетинга дается недостаточно четко и находятся в диапазоне от задач банка по развитию рынка до комплексной программы деятельности банка в целом.

Объектом данной дипломной работы является маркетинг банковских услуг.

Предметом будут выступать отношения, возникающие между коммерческими банками, экономическими субъектами и государством  по поводу изучения состояния рынка банковских услуг и выявления существующих проблем, связанных с продвижением банковских продуктов, с целью глубокого познания и понимания субъектов для того, чтобы предлагаемые услуги могли точно подходить последнему и продавать себя сами.

Исходя из актуальности данной темы, целью дипломной работы является рассмотрение  положения, происходящего на рынке и продвижения на нем банковских услуг, полностью удовлетворявших потребности клиентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  рассмотреть многообразие видов банковских услуг;
  •  охарактеризовать содержание и специфику банковского маркетинга;
  •  изучить рыночную коньюнктуру
  •  выявить потребность экономических субъектах в банковских услугах;
  •  исследовать маркетинговую политику, а именно планирование и способы продвижения банковского продукта на рынок на примере ОАО «Россельхозбанк»;
  •   раскрыть проблемы, осложняющие осуществление мероприятий по продвижению банковских услуг.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  •  графический и факторный анализ;
  •  синтез;
  •  сравнение и аналогия;
  •  гипотеза;
  •  логический метод.

   Содержание курсовой работы изложено на 52 листах машинописного текста. Теоретической и практической основой данной работы являются материалы исследования экономистов по смежным проблемам, как в нашей стране, так и за рубежом, материалы, полученные в процессе анализа работы  ОАО «Россельхозбанк».   

1. Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга банковских услуг

1.1  Услуги коммерческих банков  

Понятие «банковской услуги» и ее особенности

         В банковском деле существуют такие понятия как «банковская операция», «банковская услуга» и «банковский продукт».

 Банковская операция представляет собой систему согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента. Если коммерческий банк (КБ)  может заявить о готовности выполнять определенные банковские операции для своих клиентов на постоянной основе, то выполнение этих операций можно назвать банковскими услугами. При этом подразумевается, что выполнение таких операций носит «массовый характер». Это, конечно, не означает, что число клиентов банка, для которых выполняется данная банковская операция, должна исчисляться тысячами. Выражение «массовый характер» означает, что банк, предлагая проведение этих операций  на рынке банковских услуг, встанет в конкуренцию с другими банками, предлагаемыми аналогичные условия. При этом количество клиентов, которые воспользуются данной услугой, определяются самим ее характером. Таким образом, банковская услуга — это форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка. В качестве примера банковской услуги можно привести выполнение платежных расчетов с контрагентами по поручению клиента. Условия предоставления и выполнения любой банковский услуги могут быть полностью или частично оговорены заранее. Банковская услуга с условиями ее предоставления на рынке банковских услуг, может быть названа банковским продуктом, т. е.  банковский продукт — это способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента. Пример банковского продукта может служить депозит на 1 месяц, на пол года, на 1 год и тд. Примером внешнего проявления банковского продукта может служить типовой договор на срочный вклад.

Банковские услуги, как и другие услуги, в основе своей абстрактны, не имеют материальной субстанции. Однако они имеют ряд особенностей, которые отличают их от услуг, предоставляемых другими сферами.

Во-первых,  оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (деньги предприятий, деньги коммерческих банков, деньги центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей или платежно-расчетных документов) .

Во-вторых, абстрактные банковские услуги приобретают зримые черты посредством договорных отношений.

В-третьих, купля-продажа большинства банковских услуг обладают протяженностью во времени. Как правило, сделка не ограничивается однократным актом. Клиент банка при осуществлении вклада, получении кредита, абонировании сейфа вступает в более или менее продолжительную связь с банком.    

Абстрактность и договорной характер услуг вызывают необходимость разъяснения клиенту ее содержания. По сравнению с другими товарами и услугами определение и сопоставление качества различных банковских услуг требует от потребителя довольно высокой экономической культуры [40].

Классификация банковских услуг

Банковские услуги, прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все те банковские услуги, которые вытекают из специфики деятельности банка как особого предприятия (рис. 1).

 

РиРис. 1

Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция. В последующем люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции.

В общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. Однако в силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом.

Рассмотренные три типа банковских операций в современной литературе  называют также  традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности данные операции приобретают в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. В своей совокупности они образуют то, что называется банком.

К разряду специфических банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности.

Промежуточное положение между специфическими и неспецифическими операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

В состав неспецифических банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов, туристские услуги и др.[46].

В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

Поскольку банки аккумулируют и перераспределяют свободные денежные средства, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов и др.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.

Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов (рис. 2).

В зависимости от движения материального продукта

 

Рис. 2

Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц. Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов, населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания частных лиц на дому и на рабочем месте, как способ доведения розничных услуг до потребителя и некоторые другие [19].

Опыт комплексного обслуживания клиентов постепенно внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, факторинговые, валютные, поручительские и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов.

1.2 Организация и развитие маркетинга банковских услуг в условиях рыночных отношений

Содержание и специфика банковского маркетинга

В настоящее время вопросам маркетинга посвящено большое количество работ, где даются различные его определения. В этих определениях понятие банковского маркетинга дается недостаточно четко и находится в диапазоне от задач банка по развитию рынка до комплексной программы деятельности банка в целом. Целесообразно и логично было бы говорить о банковском маркетинге с одной стороны, как о конкретной деятельности по изучению рынка и продвижению на нем банковских услуг и, с другой – об использовании концепции маркетинга в деятельности банка, если она ориентирована в первую очередь на изучение и удовлетворение потребностей клиентов [9].

    Такой подход к определению банковского маркетинга подтверждается  структурой коммерческих банков, включающей отдел маркетинга и связей с клиентурой, в обязанности которого входит анализ рынка банковских услуг во всех указанных его аспектах (маркетинговые исследования), разработку рекомендаций для руководства банка по принятию необходимых управленческих решений, разработку плана маркетинга и осуществление мероприятий по продвижению (обеспечению продажи) банковских услуг и другое [7].

   Следует учитывать, что банковский маркетинг самым тесным образом связан со всей деятельностью банка и ее управлением (банковским менеджментом), включая как управление операциями, так и управление персоналом. Сотрудники банка, непосредственно занимающиеся продвижением банковских услуг на рынке, могут затратить большие усилия и средства на рекламу и личное общение с потенциальными клиентами банка с целью убедить их воспользоваться его услугами, в результате чего возможные клиенты придут в банк. Однако вследствие невнимательного отношения к ним сотрудников банка, несоответствия предлагаемых услуг тому, что они ожидали на основе рекламных обращений, а также других причин у них может сложиться неблагоприятное впечатление о банке и они откажутся от взаимодействия с ним. Поэтому, как подчеркивается в специальной литературе и выступлениях в прессе руководителей различных коммерческих банков, деятельность всех сотрудников банка должна основываться на концепции маркетинга, ориентированной на потребителя.

   Поэтому для формирующегося рынка России наиболее приемлем сегодня маркетинг, который гарантирует комплексное воздействие всех внутренних и внешних факторов на рынок, охватывая основные элементы маркетинга, такие как:

Рис. 3 [24]

В России развитие маркетинга в сфере банковских услуг происходит  в очень сложных условиях. При отсутствии опыта, методических разработок, квалифицированных специалистов, информационной среды каждая организация самостоятельно методом проб и ошибок осваивает такую непростую область деятельности, как маркетинг.

Исследование рынка банковских услуг

Предпосылкой для успешного применения сбытового инструментария является маркетинговое исследование банковского рынка. Основными источниками информации для маркетингового исследования  являются: статистические данные, данные клиентов - предприятий и частных лиц, данные из средств массовой информации, деловых отчетов и рекламных материалов конкурентов (рис. 4).

Рис. 4

Анализ рынка представляет собой выяснение рыночной ситуации и возможностей сбыта на текущий момент. Его основные задачи - определить конкурентную позицию банка на рынке и произвести сегментацию рынка.

Конкурентная позиция - это положение, которое тот или иной банк занимает на своих рынках сбыта в соответствии с результатами своей деятельности, а также в соответствии со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими кредитными институтами [5].

Сегментация рынка - это разделение неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет в свою очередь выделить группы клиентов с близкими или идентичными интересами и потребностями. Сегментация дает возможность:

  •  более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов;
  •  определить преимущества и слабости самого банка в борьбе за освоение данного рынка;
  •  более четко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы.

Сегментация может быть проведена различно. Например, можно разделить весь рынок на отдельные участки (регионы, города, районы и т.д.) в зависимости от их расположения. Это сегментация по географическому признаку. В основу другого популярного метода положены демографические и экономические факторы: возраст клиентов банка, их доход, образование и т.д. Возрастное деление клиентуры связано с понятием "жизненного цикла". Согласно этому понятию индивидуум от рождения до смерти проходит ряд последовательных стадий, на каждой из которых у него появляются определенные потребности. Это позволяет при сегментации объединять клиентов, находящихся на определенных этапах жизненного цикла, и основывать на этом свою стратегию маркетинга.

Наблюдение за рынком представляет собой систематическое отслеживание рыночной ситуации в целях выявления конъюнктурных изменений, рыночных тенденций и т.д. Наблюдение за динамикой имущественного положения потребителей банковских услуг позволяет выяснить, каковы размеры и периодичность возникающих в ходе кругооборота излишков и недостатков денежных средств, и сделать выводы о том, нужно ли данной целевой группе в первую очередь предлагать возможности вложения свободного капитала или возможности привлечения заемных средств.

Следующим инструментом маркетингового исследования банковского рынка является прогнозирование, т.е. предсказание предположительного изменения рыночной ситуации в будущем. Его задачи - оценить готовность потребителей приобретать услуги именно данного банка, а не его конкурентов; спрогнозировать реакцию потребителей на мероприятия банка по формированию действительного спроса; а также предсказать изменения конъюнктуры.

Изучение рынка предполагает: определение финансовых потребностей разных групп клиентов и выбор приоритетных сегментов рынка; характеристику основных групп клиентов банка, выявление набора и оценку качества предоставляемых конкурентами услуг, выяснение причин контактов клиентов с конкретным банком; оценку кредитных рисков целевых рынков.

Содержание процесса планирования маркетинга

Комплекс маркетинга образует ядро системы маркетинга, объединяя все переменные факторы, посредством которых банк может воздействовать на своих клиентов:

Рис. 5

Для каждой из этих групп разрабатывается своя стратегия влияния на целевой рынок, что и составляет содержание процесса планирования маркетинга [13].

ПРОДУКТОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Разработка продуктовой стратегии представляет собой важнейший элемент процесса планирования комплекса маркетинга, поскольку все отношения между банком и клиентурой возникают именно по поводу предлагаемых банком продуктов.

   Выработка продуктовой стратегии банка предполагает два этапа:

  •  анализ имеющегося ряда продуктов
  •  разработка стратегии развития продуктового ряда.

На первом этапе оцениваются все услуги, оказываемые банком в данный момент.

К основным банковским услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и последующее предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако более подробно банковские услуги можно подразделить на: а) депозитные услуги; б) кредитные услуги; в) инвестиционные операции и г) прочие услуги.

 Депозиты. Являются важнейшим источником денежных средств банка. Именно на их привлечение направляются основные маркетинговые усилия. Вместе с тем большое значение как источник средств банка имеют займы (кредиты), полученные банком. Роль последней составляющей банковских источников средств - акционерного капитала - в большей мере сводится к гарантированию прибыльности и финансовой устойчивости банка.

Кредитные услуги. Предоставление ссуд - это, пожалуй, наиболее важная функция банка и основной источник его дохода. В отечественной банковской практике все большее распространение получают ссуды в иностранной валюте. Эти кредиты сопряжены с определенным риском для банка в связи с возможными колебаниями обменных курсов валют.

       Инвестиционные операции.

   В условиях рыночной экономики коммерческому банку довольно сложно рассчитывать на качественное проведение активных операций без осуществления инвестиционной деятельности. Имея в своем распоряжении свободные денежные средства, банк должен не только обеспечить их сохранность, получить соответствующий доход, но и позаботиться о диверсификации и ликвидности. Этим требования вполне отвечают инвестиционные операции банка. Качество приобретаемых банками ценных бумаг, а также их цена зависят от степени их надежности, которая в свою очередь определяется уровнем устойчивости фирм, компаний, государственных институтов, являющихся эмитентами ценных бумаг.

Прочие банковские услуги. Основную часть прибыли коммерческие банки получают в результате проведения кредитных операций. Источники средств для их осуществления они черпают преимущественно в результате организации приема депозитов. Инвестиционная деятельность банков гарантирует им дополнительный доход и позволяет снизить риск. Однако ни один КБ не остается равнодушным к возможности увеличения текущей прибыли. Именно поэтому предлагаемый банками продуктовый ряд постоянно удлиняется за счет дополнительных услуг, таких как: организация расчетно-кассового обслуживания; операции с иностранной валютой; трастовые операции; услуги по хранению ценностей; консультационные услуги; информационные услуги; аудиторские услуги; выдача гарантий и другие.

   На втором этапе решаются вопросы о целесообразности изменения структуры предлагаемых продуктов, а также необходимости расширения продуктового ряда за счет новых услуг.

Этапы жизненного цикла банковского продукта.

   Банковский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных этапов:

  1.  Выведение продукта на рынок.
  2.  Рост.
  3.  Зрелость.
  4.  Спад.

Выведение продукта на рынок. На этой первоначальной стадии обычно имеет место весьма замедленный темп сбыта продукта. Высока обычно и цена на продукт, обусловленная большими изначальными издержками. Банк производит значительные затраты на маркетинг и прилагает значительные усилия по созданию широкой осведомленности о своем продукте.

   Основное преимущество для банка на этом этапе – практически полное отсутствие конкуренции.

Рост. На этой стадии обычно имеет место быстрый рост сбыта продукта, а размер прибыли достигает максимальной отметки. Затраты на маркетинг остаются на высоком уровне, но их доля в общих издержках уменьшается и, соответственно, падает цена на продукт.

   Зрелость. На этой стадии происходит замедление роста сбыта продукта и даже его сокращение, т.к. нужды потребителей могут модифицироваться, может прийти аналогичная, но более совершенная услуга, банк может не выдержать конкуренции.

   Продукт получает широкое распространение и максимально охватывает клиентуру. В результате значительного усиления конкуренции цена на продукт достигает максимальной отметки, и объем получаемой прибыли начинает постепенно понижаться.

   Спад. На этой стадии наблюдается устойчивое падение объемов сбыта и существенное снижение размера полученной прибыли. Поэтому внимание банков начинает переключаться на новые виды продуктов, и это во многом способствует смягчению конкуренции. Соответственно, у банков отпадает особая потребность в поддержании высоких затрат на маркетинг и в некоторых случаях появляется возможность даже повысить цены на свой продукт.

Банк должен проводить системное изучение всех этапов жизненного цикла, с тем, чтобы соответствующим образом оптимизировать структуру продуктового ряда, сбалансировать ее с точки зрения размеров получаемой прибыли и разнообразия предоставляемых услуг. Достаточное количество разнообразных услуг в арсенале банка гарантирует его от неожиданных последствий, связанных с изменением конъюнктуры рынка и потребностей клиентов [4].

Разработка продукта-новинки.

   Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов – возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей.

Процесс создания, внедрения и снятия банковского продукта проходит ряд этапов. В результате поиска идей новых продуктов банк определяет для себя подходящие, затем разрабатывает замысел выбранной идеи. Далее  анализируются  возможности банка по внедрению данной услуги с целью определения объемов сбыта, затрат и соответственно, предполагаемой прибыли. Определив свои возможности, банк начинает разработку нового продукта. Испытание качеств новой услуги предполагает предложение ее ограниченному кругу клиентов банка. Если новая услуга действительно отвечает всем требованиям клиента, а также возможностям банка, последний предлагает ее широкому кругу потенциальных и реальных клиентов [26].

ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ

    Цена относится к группе контролируемых факторов и выступает основным показателем, определяющим доход, тогда как другие элементы комплекса маркетинга определяют затраты.

Как показывает мировой опыт, процесс выработки банковской стратегии в области установления цен на продукты состоит из ряда последовательных этапов:

   1 этап: Приступая к разработке  ценовой стратегии, банк должен, прежде всего, определить цели ценообразования:

  1.  Максимизация текущей прибыли.
  2.  Удержание позиций на рынке.
  3.  Лидерство на рынке.
  4.  Лидерство в качестве продуктов.

   2 этап: Оценка спроса.

   При расчете динамики спроса на каждый продукт должны приниматься во внимание уровень цен на него, интенсивность рекламных мероприятий, способ доставки, степень насыщенности рынка данным продуктом, продуктом-аналогом или продуктом-заменителем. Необходимо учитывать зависимость спроса от сезона, дня недели и даже время суток.

    3 этап: Анализ структуры затрат.

   В современных условиях основное внимание банков при установлении цен обращено на определении себестоимости отдельно взятой услуги. В себестоимость услуги должны включаться прочие прямые расходы, связанные непосредственно с ее оказанием, а также косвенные расходы, которые должны быть отнесены на себестоимость соответствующих продуктов после распределения их между отдельными видами. Сумма перечисленных выше затрат и дает в итоге себестоимость отдельной услуги.

     4 этап: Анализ цен на продукты конкурентов.

   Средством анализа продукции конкурентов является экспертная оценка показателей качества. Качество банковских продуктов оценить довольно сложно, т.к. критерии, используемые для такого анализа, трудно поддаются объективной оценке.

   Среди критериев качества банковских продуктов выделяют следующие: быстрота обслуживания, качество обслуживания, точность обслуживания, наибольшее соответствие нуждам клиентов, уникальные достоинства продукта [37,18].

   

5 этап: Методы ценообразования.

   Разрабатывая ценовую стратегию, банк может выбирать один из альтернативных методов ценообразования, среди которых получили распространение следующие:

  •  Ценообразование по методу «средние издержки плюс прибыль».
  •  Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли.
  •  Ценообразование на основе ощущаемой ценности продукта.
  •  Ценообразование на основе текущих рыночных ставок.
  •  Ценообразование на основе взаимоотношений с клиентурой.
  •  Ценообразование с целью проникновения на рынок.
  •  Скользящее ценообразование.

   Окончательно установленная цена на банковский продукт может существенно отличаться от предлагаемой ранее. На изменение цены оказывают влияние следующие факторы: имидж банка, географический фактор, влияние других субъектов рынка, ценовые скидки, ценовая дискриминация. Но при этом необходимо провести еще анализ психологических показателей поведения клиентов. Окончательная цена должна быть доступна клиентам и в то же время подчеркивать качество услуги [51].

СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ДОСТАВКИ

   Доведение банковской продукции до потребителя относится к числу важнейших задач, которые призван решать маркетинг. От качества решения этой задачи в полной мере зависит успех деятельности учреждения. Процесс доведения услуг до потребителя решается посредством функционирования так называемых систем доставки.

Виды систем доставки.

  1.  Отделения, предоставляющие полный комплекс услуг. Размеры таких отделений ограничены и комплектуются небольшим количеством специалистов.

2. Специализированные отделения и отделения, предоставляющие ограниченный ряд услуг. Ограничение видов выполняемых операций позволяет банкам предлагать клиентам услуги на высоком профессиональном уровне, а также заниматься деятельностью, которая приносит максимальный объем прибыли.

3.Полностью автоматизированные отделения.

4.Малочисленные отделения. Такие отделения сочетают в себе элементы отделений, предоставляющих ограниченный ряд услуг, и автоматизированных отделений.

5.Автоматические кассовые машины (АТМ). С помощью АТМ можно осуществлять самые разнообразные операции, связанные с изъятием наличных денег с текущих счетов и депозитов, получением сведений об остатках и движении денег по счетам и т.д.

6.Финансовые супермаркеты. Так называются институты, оказывающие всевозможные финансовые услуги (банковские, инвестиционные, посреднические, страховые и т.д.).

7.Система электронных платежей в пунктах продажи. Позволяет непосредственно из пункта продажи заносить информацию о совершаемых сделках в компьютер эмитента пластиковой карточки.

8.Системы, основанные на карточках. Дают возможность сокращать потребность в наличных деньгах, значительно снижая издержки на организацию налично-денежного оборота, что в условиях высоких темпов инфляции в России приобретает первостепенное значение.

9. «Разумные» терминалы, обеспечивают связь между банком и оптовым клиентом. Посредством этой компьютерной связи клиент может осуществлять переводные операции, операции с кредитными письмами, разного рода сделки, получать от банка всевозможную информацию, включая разъяснения и консультации.

10.Банковские услуги на дому и телемаркетинг. Клиент, желающий пользоваться банковскими услугами на дому, вносит абонентскую плату и подключается к действующей сети.  В России эта система только начинает применяться [45].

КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Вся среда, в которой функционирует банк, пронизана сложной системой коммуникаций. Для наиболее эффективного воздействия на целевую аудиторию и обеспечения действенной коммуникации банки разрабатывают стратегии маркетинга. Задача банка заключается в том, чтобы формировать и поддерживать желаемый образ банковской продукции и самого банка в глазах общественности.

    Процесс разработки стратегии коммуникаций проходит ряд этапов:

  1.  Определение целевой аудитории. На этом этапе выявляются получатели коммуникационных обращений банка.
  2.  Установление целей коммуникации. Цели коммуникаций могут быть следующими: создание осведомленности; предоставление необходимой информации; создание имиджа; формирование благорасположения; подтверждение имиджа; создание предпочтения; формирование убежденности; побуждение к опробованию продукта; увеличение объема продаж; побуждение к приобретению продукта; изменение поведения целевой аудитории.

3. После установления целей коммуникаций очередным этапом разработки коммуникационной стратегии банка является выбор каналов коммуникаций. Для достижения каждой цели наилучшим образом подходит определенный канал: личная продажа, стимулирование сбыта, пропаганда или реклама. 

4. Подготовка обращений. При подготовке обращения решаются вопросы о его содержании, структуре и форме, т.к. для появления желательной ответной реакции у целевой аудитории банк в своем обращении должен умело использовать рациональные и эмоциональные мотивы.   

5. После подготовки соответствующих обращений приступают к этапу планирования использования средств распространения информации.

   Первоначально средства распространения информации оцениваются с точки зрения их наличия и целесообразности использования для передачи конкретного обращения. Долее следует произвести оценку затрат, связанных с использованием каждого из них. Затем перейти к изучению возможного охвата аудитории предлагаемыми средствами распространения информации. Завершается оценка средств распространения информации выбором наиболее подходящего из них или их комбинации.

6. Разработка бюджета стимулирования. Для расчета свободного бюджета стимулирования фактически используется та же методика, что и при расчете размеров ассигнований на любой элемент комплекса стимулирования.

7. Анализ ответной реакции.

   Оперативный учет поступающей информации от получателей коммуникационных обращений позволяет быстро реагировать на настроение целевых аудиторий и вносить необходимые коррективы в тот или иной элемент стратегии коммуникаций.

Формирование системы стимулирования.

   Рассмотрим основные элементы стимулирования.

   1.Личная продажа. Она используется при необходимости непосредственного воздействия на целевую аудиторию, установления с ней тесных контактов и побуждения к определенным действиям.

   В последние годы личная продажа получила особенно широкое распространение в банковской сфере. Есть основания утверждать, что это основной канал на корпоративном рынке. Переориентация на личную продажу на рынке средних и крупных организаций сопряжена с изменениями в системе доставки.

   Достижение банков в сфере личных продаж характеризуются применением более экономичных и эффективных приемов. Среди них можно выделить телемаркетинг и проведение семинаров-продаж банковских услуг.

   2.Стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта является средством кратковременного воздействия на рынок. Оно используется для оживления упавшего спроса, повышения осведомленности клиентов о предлагаемых продуктах, для создания им необходимого имиджа.

   3.Пропаганда. Пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность банка по организации общественного мнения и является важным компонентом работы по связям с общественностью. Эта работа направлена на изучение общественного мнения и формирования доброжелательных отношений к банку со стороны целевых аудиторий и широких слоев населения.

4. Важная часть маркетинговой программы – реклама и продвижение банковских продуктов.

Реклама – это средство информации о банке или услугах, им оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств предоставляемых им услуг для клиентуры и достоинств деятельности банка, готовящая активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов с банком.

   Реклама решает такую задачу как формирование и стимулирование спроса. Ее можно рассматривать как форму коммуникации, которая имеет цель – перевести качества предоставляемых банком услуг на язык нужд и запросов клиента. Обычно основное содержание рекламы заключается в том, чтобы продемонстрировать клиенту те выгоды, которые он получит, доверив обслуживание данному банку. Кроме того, реклама обычно стремится акцентировать внимание на отличиях в обслуживании между банком и его конкурентами. Эти отличия касаются лишь нюансов, так как в действительности уровень сервиса крупных банков практически идентичен [6].                                                                             

   Сфера деятельности рекламы включает в себя: исследование особенностей рынка, который предстоит освоить; изучение потребительских услуг, которые предстоит рекламировать; стратегическое планирование, включающее в себя постановку целей; определение границ рынка, обеспечение ассигнований и разработки творческого подхода и планирования использования средств рекламы; принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений; сопоставление рекламных объявлений, включая подготовку текста, художественное оформление и производство [29].

   Рекламные объявления выступают конечными продуктами целого ряда исследований, изучений, стратегических планов, тактических решений и конкретных действий, которые в своей совокупности и составляют процесс рекламы.                                            

   Говоря о рекламе, нужно отметить, что банковская реклама может быть разных видов в зависимости от характера и особенностей рекламного материала, стадий жизненного цикла банковских продуктов и задач, которые ставятся перед рекламой на конкретном этапе.

Классификация рекламы приведена в (Приложении № 1).

В рекламе и продвижении банковских продуктов участвует как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главной конторой банка, направлена на создание и поддержание банковского имиджа, на пропаганду новых видов услуг, на объяснение широкой публике преимуществ данного банка по сравнению с другими банками. Управляющий отделением лишен возможности проводить исчерпывающие обследования рынка, которые проводят специалисты главной конторы. Но его сильной стороной является хорошее знание местных условий. Поэтому местный банкир может более точно определить, кто в данном районе использует конкретный вид финансовых услуг, какие услуги более популярны [34].

Так называемая реклама института имеет целью постоянно поддерживать имя и образ банка в сознании публики и увязать его логотип с теми рынками, которые банк считает главными для своей деятельности.

 Реклама комплекса банковских услуг направлена на то, чтобы ознакомить публику с широким набором операций, предлагаемых данным банком, но обычно не направлена на раскрытие деталей отдельных видов услуг.

Что касается способов проведения маркетинговой кампании, то банк должен всегда учитывать соотношение между стоимостью рекламы и количеством людей, которые ее воспримут. Телевидение имеет самую широкую аудиторию, но плата за рекламу там очень высока. Газетная реклама дешевле, но круг читающей публики уже и, кроме того, сведения этим путем распространяются медленнее и чаще остаются без внимания. При выборе средств коммуникации необходимо учитывать целевой рынок, которому адресуется реклама.

5. Public Relations (PR) – система мероприятий, направленная на обеспечение взаимопонимания, взаимной доброжелательности банка и общественности.

В рамки РR входит обеспечение общественности информацией о банке, изучение общественного мнения о нем, ориентация деятельности банка с учетом интересов публики, изучение складывающихся тенденций и заблаговременная разработка мер по укреплению авторитета банка, предотвращению возможных конфликтов и непонимания. Цель РR – обеспечение благоприятного мнения о банке, преодоления барьера к нему, его услугам. Уже многие российские банки используют РR в своей деятельности [31].

Таким образом, подводя итоги главы можно сделать следующие выводы. Банковская услуга представляет собой результат обслуживания клиента т. е., выполнение операции. Банковские услуги характеризуются рядом свойств: не могут быть произведены про запас, носят производительный характер, объектом банковских услуг выступает капитал, охватывают активные и пассивные операции, не являются монополией только банка, могут относиться к небанковским операциям. На ряду с выполнением специфических банковских услуг  - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения -, а также неспецифических банковских услуг – валютные операции, операции с ценными бумагами и драг металлами - современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

Роль в исследовании рынка и продвижении на нем банковских услуг, а также изучение и удовлетворение потребностей клиентов отводится банковскому маркетингу. Компонентом маркетинговой деятельности банка выступает организация и планирование комплекса маркетинга. Результатом такого планирования является набор разработанных стратегий, соответствующих отдельным элементам комплекса маркетинга: продуктовая стратегия, ценовая стратегия, стратегия в области систем доставки и коммуникационная стратегия, которые в свою очередь содержат конкретизирующие их стратегии, например, в области развития продуктового ряда, стимулирования сбыта, пропаганды, рекламы. Перед службой маркетинга банка стоит задача – добиться сочетания и полной согласованности отдельных стратегий в рамках интегрированной стратегии маркетинга. А от ее выполнения зависит качество разрабатываемых планов маркетинга.

2.  Маркетинг банковских услуг на примере Россельхозбанка

  1.  Банковский маркетинг  в России

Банковская система в Росси  представлена в основном коммерческими банками, причем основную часть  составляют мелкие банки.     Становление банковского маркетинга в России только начинается, т.к. коммерческие банки как элемент рынка возникли  еще до его реального создания. Поэтому в первые годы своего функционирования для большинства коммерческих банков понятие банковского маркетинга как такового по существу отсутствовало. Это связано, прежде всего, с тем, что отсутствовала рыночная конъюнктура в общепринятом понимании, банки не были укомплектованы профессиональными кадрами, слабо внедрялся зарубежный опыт.  Первые шаги  функционирования банковского маркетинга прослеживаются  лишь в 1993-94 годы, когда в экономике стали появляться отдельные рыночные сегменты с соответствующим законодательным обеспечением: интенсивная организация самих коммерческих банков, создание других кредитно – финансовых институтов, акционирование и приватизация предприятий, процесс либерализации цен, усиление самостоятельности предприятий.

   В основе банковского маркетинга лежит использование зарубежного опыта. Однако практика показала, что российская модель банковского маркетинга пока является достаточно примитивной, так как она не связана с серьезным и глубоким изучением рынка по привлечению денежных средств в банки. Главным элементом маркетинга на протяжении нескольких лет являлось манипулирование процентной ставкой по депозитам. Каждый банк стремился предложить как можно более высокую депозитную ставку.    Главной чертой маркетинговой стратегии российских банков стала навязчивая реклама. Такая реклама оказывала массовое воздействие на большие слои населения, не обладающие достаточной подготовкой и культурой относительно вложений своих сбережений в условиях рынка.

   Практика показывает, что в изменившихся условиях российской экономики неизбежно будут происходить серьезные метаморфозы в кредитной сфере, меняться ее приоритеты, цели и задачи. Многие из коммерческих банков из-за ограниченности акционерного и собственного капитала не в состоянии в полной мере гарантировать интересы предприятий. В настоящее время  кредитная поддержка в основном нацелена на посредническую деятельность, получение высокой прибыли банком, в то время как основной задачей в деятельности банков должны быть стабилизация и прогресс экономики, а также получение высокой прибыли хозорганами.

   В сложившейся в России экономической и политической ситуации государственное финансирование будет заметно сокращаться и все более осуществляться через коммерческие структуры. Это в свою очередь приведет к широкому охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, располагающих мощными финансовыми ресурсами. Поскольку создание новых банков становится все более затруднительным, расширится обращение к услугам функционирующих банков. В этой обстановке усиливается внимание к проблемам маркетинга.

   Уровень маркетинговых разработок российских банков в значительной степени зависит от потенциала конкретного банка. Наиболее крупные банки  систематически проводят комплексные исследования рынка, ориентируют свою деятельность на довольно широкий круг рыночных сегментов. Иное дело средние и, тем более, мелкие банки, которые в существенной мере зависят от конъюнктуры, поскольку не располагают широкой клиентурой, которая служила бы серьезной возможностью увеличения кредитных ресурсов, на их дела большее воздействие оказывают изменения цен на вторичном денежном рынке. Небольшие банки с самого начала своей коммерческой деятельности (примерно пят лет назад) ориентировались в основном на покупку-продажу денежных ресурсов [41].

   Сейчас многое меняется. Краткосрочные, ориентированные на высокую прибыль операции, себя изживают. Объявленное Центральным банком России увеличение минимального уровня уставного капитала коммерческого банка до 1 миллиона экю ставят для многих под вопрос само существование в качестве самостоятельного кредитного института. Реальностью становится процесс поглощения мелких и даже средних банков более мощными, т.е. усиление концентрации банковского капитала. Многие небольшие банки в условиях снижения к ним доверия начинают терять часть клиентуры, испытывают трудности в привлечении новых клиентов, стремящихся сотрудничать, прежде всего, с кредитными учреждениями, располагающими высоким имиджем, крупными резервами, широкой сетью филиалов.

   Скромные по своим возможностям банки объективно вынуждены максимально использовать возможности маркетинга с тем, чтобы в этой ситуации найти и использовать на рынке свои шансы. С целью расширения клиентурной базы многие подобные банки стали разрабатывать специальные программы привлечения клиентов. Некоторые из них повышают процентные ставки по вкладам, снижают процент по предоставляемым кредитам. Но этот путь ограничен размерами разумной маржи. Немало банков расширяет спектр своих предложений клиентам- получателям кредитов.

   Многие банки ищут новые возможности на рынке за счет территориальной экспансии, что важно и для престижа, и для развития. Увеличение количества филиалов помогает укрепить первичную базу ресурсов за счет привлечения новых клиентов. Сеть филиалов открывает для банков возможность развернуть активную работу в регионе, улучшить качество услуг для клиентов. Сегодня успешно развиваются филиалы московских банков в провинции, московские филиалы московских кредитных учреждений, московские филиалы региональных банков. Создавая филиалы, коммерческий банк обычно не только хочет освоить новый для себя регион, но намеревается внедрять ту или иную новую услугу.

   Практика подтверждает наличие всех необходимых предпосылок для ускоренного роста филиальной сети российских банков. У многих из них уже завершился период первоначального накопления капитала, и банки столкнулись с необходимостью обеспечения дальнейшего качественного и количественного роста, гарантии и стабильности.

   В настоящее время среди коммерческих банков сложилась тенденция к  созданию дополнительных банковских структур в рамках организации филиалов, отделений и даже дочерних банков. При этом банки преследуют обычно две основные цели: расширение сферы действия банка и стремление переложить основную часть оперативной работы с головного отделения на филиалы, с целью превращения основной конторы в координирующий и стратегический центр. Ряд крупнейших российских банков, такие как: Токобанк, Мосбизнесбанк, Россельхозбанк и другие активно развивают сеть своих филиалов, и даже имеются прецеденты создания дочерних банков, что по существу выступает холдингом.

   Процесс дальнейшего развития банковской системы пойдет, видимо, по пути внутреннего совершенствования, роста количества филиалов и дочерних предприятий уже функционирующих банковских учреждений. Опыт убеждает, что создание филиалов является эффективным способом проникновения коммерческих банков на новые территории и привлечения клиентов менее эффективно действующих банков. Кроме того, создание филиалов служит рычагом формирования единой банковской системы России.

   На новом этапе перехода экономики России к рынку кредитные учреждения существенно изменяют формы и сферы своей деятельности, вводят структурные нововведения, стремятся открыть для себя новые рынки. Сама жизнь объективно принуждает их во все возрастающих размерах принимать на вооружение современные рыночные методы работы и, в первую очередь, колоссальный потенциал маркетинга. Если еще недавно у многих банкиров бытовало мнение, что без серьезных исследований рынка, глубокого анализа на перспективу прожить можно, то ныне вряд ли найти такого руководителя банка, который бы в полной мере значение этого не осознал. Отсюда повышенное внимание к банковскому маркетингу как к науке, и особенно, как к руководству к практическому действию [49].

   

   

2.2 Россельхозбанк на рынке банковских услуг

Общая характеристика Россельхозбанка (РСХБ)

Кризис августа 1998 года фактически  разрушил  стройную национальную систему сельскохозяйственного кредита в России. К концу 1999 года стало очевидно, что экономическая ситуация в агропромышленном комплексе (АПК) настоятельно требует восстановления кредитно-финансовых отношений  в агробизнесе. В марте 2000 года В.В. Путин, исполнявший тогда обязанности Президента России, подписал распоряжение о создании государственного Российского сельскохозяйственного банка. А уже в июне того же года «Россельхозбанк» вместе с получением лицензии на право деятельности наследует двухсотлетние традиции, заложенные в аграрной экономике его многочисленными предшественниками.

Начав практически с нуля, «Россельхозбанк» быстро превратился в банк национального масштаба. Сегодня «Россельхозбанк» по размерам филиальной сети второй в России после Сберегательного банка.

Основные задачи Российского Сельскохозяйственного  банка:

  •  В соответствии с решениями органов государственного управления и учредительными документами Банк призван стать ключевым звеном кредитно-финансовой системы обслуживания отечественных производителей в сфере агропромышленного производства;
  •  В долгосрочной перспективе Банк будет оставаться одним из основных инструментов проведения государственной кредитно-финансовой политики в сельском хозяйстве;
  •  Приоритетом развития операций Банка является работа с товаропроизводителем в сфере АПК всех видов деятельности и форм собственности.

По итогам 2005 год стал для Российского Сельскохозяйственного банка годом  самой высокой положительной динамики его развития – практически все показатели за год выросли в 2-6 раз.

По состоянию на 1 января 2006 года уставный капитал Банка достиг 10,8 млрд. руб. Валюта баланса Банка на начало 2006 года составила более 108,7 млрд. руб. против 42,7 млрд. руб. на начало 2005 года.

Объем выданных кредитов за 2005 год составил более 54,9 млрд. руб. и вырос в сравнении с предшествующим годом на 35 млрд. руб. Наибольшая динамика выдачи кредитов отмечена в сфере инвестиционного кредитования – объем портфеля составил более 5,8 млрд. руб. и вырос по сравнению с предыдущем годом на 7,1 млрд. руб.  (Приложение № 5) .Количество выданных кредитов превысило 17,7 тыс. Особенно характерен рост кредитов для малых фирм хозяйствования в аграрном комплексе – всего выдано более 14 тыс. кредитов в объеме около 14 млрд. руб. (Приложение № 5).

В 2005 году достигнут существенный рост ресурсной базы банка. Объем привлеченных ресурсов на конец 2005 года составил 52,1 млрд. руб. и вырос по сравнению с его началом на 31,8 млрд. руб.

За отчетный год Банк получил доходы в  сумме 6344,4 млн. руб., расходы 5083,2 млн. руб., кроме того сформировал резервы на возможные потери в размере 608,5 млн. руб. В результате балансовая прибыль по банку составила 652,7 млн. руб., что превышает аналогичный показатель 2004г. в 4,2 раза.

Ссудный портфель Банка за отчетный период вырос с 13,5 млрд. руб. до 44,4 млрд. руб., т. е. на 30,9 млрд. руб. или в 3,3 раза.

В 2005 году принято решение начать выдачу ипотечных кредитов под сельское жилье на срок до 15 лет в соответствии с федеральной программой социального развития села, либо с соответствующими региональными программами.

В 2005г. Банк существенно активизировал свою деятельность на международном рынке капитала, которая связана, прежде всего с реализацией основных стратегических целей Банка по увеличению ресурсной и клиентской базы, кредитного портфеля, повышению международного имиджа Банка.

Динамика других показателей представлена в (Приложении № 5).

Клиентура Банка и виды банковских услуг, оказываемые клиентам

Политика Банка в работе с клиентами строится на принципе обеспечения комплексного банковского обслуживания в расчете на долгосрочную перспективу сотрудничества. Оптимизация обслуживания клиентов, увеличение количества и качества предоставляемых услуг при постоянной финансовой стабильности Банка позволили существенно прирастить клиентскую базу. По состоянию на 1 января 2006г. в Банке, его филиалах и дополнительных офисах обслуживались 155,5 тыс. клиентов, которым открыто более 180,7 тыс., в т. ч. более 53 тыс. – юридические лица. С начала 2005г. количество обслуживающих банком клиентов возросло более чем на 53 тыс.

Среди клиентов Банка – предприятия, организации, компании и совместные предприятия сельского хозяйства и иных отраслей, которые испытывают потребность в банковских услугах, необходимых для осуществления их производственной деятельности, включая кредитование, надежное размещение временно свободных валютных и рублевых средств, расчетные операции  и др.

Отраслевая структура клиентуры за 2005 г. не претерпела существенных изменений и включает следующие наиболее масштабно представленные категории: сельские товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, торговля, промышленность и прочие.

Россельхозбанк выполняет стандартный набор услуг:

Традиционные – депозитные,  кредитные, расчетные, кассовые операции а также дополнительные операции (в их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции по открытию и ведению счетов, документарные операции, и прочие операции) (Приложение № 6).

Основное внимание в деятельности Банка сосредоточено на кредитовании предприятий  и организаций агропромышленного комплекса и смежных отраслей. Выданные кредиты помогли сельским товаропроизводителям организованно провести посевую и уборочную компании, успешно завершить сельскохозяйственный год и заложить основы эффективного производства на следующий год.

Среди агропромышленных предприятий основными получателями кредитов являются сельскохозяйственные товаропроизводители – более 20 млрд. руб. (1,6% от ссудной задолженности АПК), в том числе крестьянские хозяйства  - 1,4 млрд. руб. (6,1%), а также предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности – более 8 млрд. руб. (23,9%) и предприятия прочих отраслей АПК – около 5 млрд. руб. (16,6%).

В этом году Банк начал активно кредитовать физических лиц. На 1 января 2006 года общая задолженность по кредитам, выданным по программе «Сельское подворье» - составила около 600 млн. руб. Из трех блоков кредитования по указанной программе – личные подсобные хозяйства, потребительское кредитование жителей села и долгосрочное кредитование жителей села на приобретение жилья – наиболее активно развивается кредитование личных подсобных хозяйств. Количество кредитов в этой сфере на 1 января 2006 года составляет 3 тыс., а общая сумма 400 млн. руб.

Банк приступил к выдаче потребительских кредитов жителям сельской местности. По данной программе уже выдано более 1700 кредитов на сумму около 182 млн. руб. в 50 регионах.  

Начата реализация программы жилищного ипотечного кредитования на селе – в 14 регионах выдано около 100 кредитов на сумму около 20 млн. руб.

Помимо традиционных банковских услуг – кредитного, расчетного, кассового обслуживания, - Банк выступает агентом государства и выполняет ряд порученных им функций.

Первая – это взыскание долгов, которые были образованы в АПК в 90-х годах [32]. Для этого создано специальное управление, и его целенаправленная работа позволила уже взыскать в бюджет около 2,6 млрд. рублей. Кроме того, Россельхозбанк является агентом Правительства при проведении финансового оздоровления сельхозпредприятий [12]. Это,  в первую очередь, ведение счетов предприятий, участвующих в соответствующей программе, и контроль за правильностью распределения поступлений среди кредиторов. Таких счетов порядка 5,5-6,5 тысяч, и эта работа выполняется бесплатно.

Начав практически с нуля, «Россельхозбанк» быстро превратился в банк национального масштаба. Сегодня «Россельхозбанк» по размерам филиальной сети второй в России после Сберегательного банка. «Россельхозбанк» – это 61-н филиал, один дочерний банк и более 130 дочерних офисов по всей стране. Помимо этого в региональную сеть ОАО «Россельхозбанк» входит дочерний банк – ЗАО «Челябкомзембанк». В банке трудится более 2500 сотрудников, как правило, имеющих большой опыт банковской деятельности.

Биография Россельхозбанка  исчисляется пока одним пятилетием. Но за эти годы он уже достаточно уверенно заявил о себе и занял на аграрном рынке банковских услуг одну из лидирующих позиций. По размеру собственного капитала  Россельхозбанк в конце 2005 года занимал среди банков России 14 место. В сентябре 2005г. ОАО «Россельхозбанк» были присвоены рейтинги рейтинговыми агентствами  Fitch Ratings и Moodys Investors Services  соответственно (Приложение №2,3,4,8). Присвоенный Банку агентством Мудиз рейтинг долгосрочных депозитов в иностранной валюте Ва1 является на сегодняшний день максимально высоким для банков России и является высоким отражением высокой вероятности получения банком поддержки от российских властей при необходимости. Такое мнение основано на государственной собственности акций банка, его статусе агента правительства и важной политической роли.

Рейтинг финансовой устойчивости Е+ обусловлен большой филиальной сетью с широким территориальным охватом, большой ресурсной базой и отсутствием крупных рисков, положительным имиджем на национальном банковском рынке как специализированного финансового института, очень низкой рентабельности банка на ряду со значительными планами по расширению деятельности банка, что может отрицательно повлиять на уровень прибыли в среднесрочной перспективе.

Долгосрочный рейтинг Ааа.ru по национальной шкале отражает очень высокую способность заемщика своевременно обслуживать и погашать долговые обязательства, которая может ухудшаться под влиянием негативных внешних условий.

Что касается индивидуального рейтинга D/E, то он отражает очень высокую подверженность банка высоким рискам, связанным с сельскохозяйственным сектором, а также риск быстрого роста кредитного портфеля банка, очень не высокую прибыльность. Одновременно рейтинг принимает во внимание высокое качество активов банка и очень низкую по российским стандартам концентрацию кредитования.

Высокие рейтинговые оценки подтверждают, что Россельхозбанк находится в одном ряду с ведущими Банками России, как с государственным участием, такими как Российский Банк Развития, Внешторгбанк и Сбербанк, так и крупнейшими универсальными коммерческими банками Газпромбанком, Банком Москвы, Росбанком, и МДМ Банком.

Получение Банком вышеуказанных рейтингов положительно сказывается на занимаемых банком позициях на межбанковском рынке внутри страны и за рубежом, на его отношения с  учреждениями и органами банковского надзора. Первым результатом присвоения рейтингов стало включение Россельхозбанка в список кредитных организаций, поручительствами которых могут быть  обеспечены кредиты Банка России.

«Россельхозбанк», таким образом, оправдывает доверие и Президента, и Правительства, становясь по настоящему рыночным звеном отечественного АПК [38].        

 

2.3 Маркетинговая политика ОАО Россельхозбанка: планирование и способы продвижения банковских продуктов

Несмотря на столь небольшой срок деятельности  ОАО Россельхозбанк с каждым годом существования расширяет спектр своих услуг на рынке с целью удовлетворения потребности своих клиентов. К кредитованию предприятий агропромышленного комплекса теперь прибавилось кредитование сельского населения. Одним из приоритетных направлений ОАО «Россельхозбанк» является программа кредитования  населения на потребительские цели, программа ипотечного жилищного кредитования населения и программа кредитования населения на развитие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) (Приложение № 7) [8].

Маркетинговая  политика Банка от части основывается еще и на индивидуальном подходе к каждому клиенту – потенциальному заемщику и ориентированна на максимальное удовлетворение потребностей физических лиц, преимущественно жителей села, в заемных средствах при широком выборе форм и методов предоставления кредитов.

Выпуская новую услугу на рынок основными задачами Банка являются:

  •  Расширение доступа населения к кредитным ресурсам на развитие производственной деятельности и обеспечение личных потребностей, содействие созданию новых рабочих мест и снижение сельской бедности через развитие системы кредитно-финансовых взаимоотношений;
  •  Повышение эффективности личных подсобных хозяйств, социальной защиты сельского населения в условиях рыночных отношений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
  •  Создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики.

Реклама банковских услуг ОАО Россельхозбанка представлена в (Приложении № 8).

Приращенные бюджетные средства РСХБ рефинансирует в основном в АПК и смежные с ним отрасли. Средний размер ссуды, выдаваемой на одного заемщика, в 2003г. – 51%.

«Село – это выгодная сфера вложения банковских средств, приносящая обоюдную выгоду и сельхозпроизводителям и банку». Банк может помочь  удержать зерно до формирования оптимальных цен на него и решить судьбу урожая с наибольшей выгодой для хозяйств.  Считают, что село – вовсе не «черная дыра», как привыкли считать некоторые чиновники и банкиры. Работа с сельчанами – почетна, т. к. это работа с надежными, честными, трудолюбивыми партнерами, умеющими использовать каждый погожий день и час. Однако на сегодняшний момент времени сельское хозяйство сталкивается с серьезными проблемами. Одна из них  – изношенность техники.  Без решения данной проблемы нельзя всерьез говорить о стабилизации сельскохозяйственного производства. Для этого требуется немало кредитных вложений. Россельхозбанк  первым в России начал кредитовать хозяйства под гарантии областного бюджета. На развитие программы «Сельское подворье» влияет ценовая политика, механизмы сбыта продукции и ее переработки.  Но при поддержке областной администрации и областной Думы Россельхозбанк сможет поддерживать гораздо большее число сельхозпроизводителей [10,47].

Вторая проблема  состоит в том, что у многих руководителей хозяйств нет бизнес-планов, проектно-сметной документации и других документов, под которые выдаются кредитные средства, а также сельхозпроизводители не имеют залога.  

Право на кредитование в Россельхозбанке имеет любой сельхозпроизводитель, но лишь единицы имеют возможность оформить кредит в силу вышеуказанных проблем. Минсельхозпрод выступил с предложением разработать схему, которая сделала сельскохозяйственный кредит более доступным. Поддержка заключается в частичной оплате услуг консалтинговых фирм, обеспечении залога. Россельхозбанк также предлагает новые условия кредитования хозяйств. В частности, срок выплаты кредита продлен с 3-5 лет до 8 лет. Россельхозбанк готов предоставлять кредиты на развитие не только крупным предприятиям, но и владельцам личных подворий. В отличие от других банков, Россельхозбанк готов брать в залог специфические активы - скот, сельхозтехнику и даже будущий урожай [42].

  На современном этапе реформ, проводимых в аграрном секторе, осуществляется активный поиск форм и методов финансирования предприятий и организаций АПК, с одной стороны, адекватных рыночному курсу экономических и институциональных преобразований, с другой, - учитывающих реальный спрос на финансовые средства.

В настоящее время большинство сельхозпроизводителей испытывает острую потребность в заемных средствах как на текущую деятельность, так и на инвестиционные цели. Однако низкий уровень платежеспособности ограничивает их доступ на рынок финансовых услуг. В будущем планируется запустить программу беспроцентного кредитования предприятий АГП. Но данная программа целиком и полностью зависит от государства, а точнее от того сколько средств сможет выдать бюджет на покрытие беспроцентных кредитов.   Несмотря на то, что сельское хозяйство в целом демонстрирует положительные финансовые результаты, доля убыточных предприятий составляет около 50%.Данные предприятия являются банкротами, имеют просроченную задолженность  перед бюджетами всех уровней [16].   

"Что касается рынка ипотечных кредитов, то он  еще не сформировался: далека от совершенства законодательная база, люди боятся брать большие кредиты на долгий срок, качество массового жилья пока оставляет желать лучшего, — говорит ведущий специалист управления маркетинга по работе с частными клиентами Росбанка Леонид Еремин. — Однако процесс идет, люди постепенно привыкают к кредитам" [14,c.30].

Из всех видов потребительского кредитования наименьшее развитие получила ипотека. Основных проблем две — низкие доходы населения и неурегулированность правовых отношений при покупке жилья на заемные средства.

 Стоит отметить, что потенциал в сельскохозяйственной сфере деятельности области на протяжении многих лет остается на высоком уровне, однако именно здесь наблюдается нехватка специалистов высокой квалификации. Проведенный мониторинг рынка с/х выявил необходимость обучения специалистов по сельскохозяйственным и аграрным специальностям, а также экономистов по управлению предприятием данной отрасли.

Итак, по данной  главе можно сделать следующие выводы.

В настоящий момент времени Россия находится на начальном этапе становления банковского маркетинга, поэтому его функционирование большинству коммерческих банков  незаметно. В качестве примера был рассмотрен и исследован ОАО «Россельхозбанк».  Российский сельскохозяйственный банк был основан в 2000г., и 100% его акций принадлежат Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Банк выполняет функцию по реализации государственной политики в сельскохозяйственном секторе, предоставляет кредиты, проводит расчетные операции и оказывает другие виды финансовых услуг предприятиям агропромышленного комплекса России и связанным отраслям. Кроме того, Россельхозбанк предоставляет банковские услуги физическим лицам, проживающим в сельских районах. В конце первого полугодия 2005г. Россельхозбанк входит в число 40 крупнейших Банков в России и является вторым крупнейшим Банком по предоставлению кредитов сельскохозяйственному сектору после Сбербанка. Вложение средств в сельское хозяйство считается выгодным делом, приносящим доход. Предприятия АПК испытывают острую необходимость в  ресурсах на текущую и инвестиционную деятельность. Банк готов предоставлять кредиты на развитие как крупным, так и мелким предприятиям. Однако возникающие проблемы со стороны заемщика, связанные  с низкой платежеспособностью, нехваткой залогового имущества и документации, мешают финансированию, как единственной поддержке агропромышленного комплекса.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данной дипломной работы можно сделать следующие выводы.

Банковская услуга представляет собой форму удовлетворения потребностей клиента банка. В своей основе банковская услуга абстрактна и имеет ряд отличительных особенностей. Например, объектом банковской услуги является капитал, они охватывают активные и  пассивные операции, не могут быть произведены про запас и тд.

Банки помимо традиционных  и дополнительных услуг начинают выполнять прочие услуги такие, как трастовые, фондовые, консультационные и др.

Самым главным сегодня в России для крупных, средних и мелких банков  является их способность дать потребителю услугу более высокого, чем прежде, качества или обладающую какими-то новыми свойствами, причем желательно за ту же цену при тех же издержках производства. На первый план выходит соблюдение основного требования современного рынка – не имеет смысла выпускать продукцию, пусть со сколь угодно производственной эффективностью, если потребители не хотят ее приобретать.

    Даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская давным-давно известные изделия, предлагая традиционные услуги, приходится постоянно заботится не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении потребительских особенностей своей продукции. Для этого необходимо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Ответы на эти вопросы может дать только маркетинг. Но успех применения маркетинга может быть достигнут только в том случае, если его использовать в качестве единого комплекса действий, включающего:

  •  анализ внутренней и внешней среды, в которой действует банк;
  •  анализ рынка;
  •  анализ потребителей;
  •  изучение конкурентов и конкуренции;
  •  планирование товародвижения, сбыта и сервиса;
  •  формирование и реализация целенаправленной ценовой политики; разработку и реализацию маркетинговых программ (планирование, реализация и контроль за мероприятиями маркетинга с оценкой риска, прибылей, эффективности).

   Вместе с тем, надо подчеркнуть, что методы, приемы, программы маркетинга имеют в своей основе его стратегию, которая определяет, какова должна быть структура маркетинга, чтобы достичь поставленных целей. Для принятия правильных решений в этой области следует учитывать, прежде всего, особенности продукции, ее сбыта, продвижения, политики цен. Так, планирование новой продукции, услуг опирается на установление приоритетов, распределение ответственности, поддержку продвижения товаров, уточненную потребность в обучение персонала. Обычно при выборе стратегии исходят из анализа нескольких вариантов. Например, банк, который хочет увеличить свою долю на рынке, может сделать это следующими путями: создать более благоприятный имидж банка, благодаря интенсивной рекламе; предложить потребителю новую услугу; понизить цены и т.д. Но практичнее – эффективно объединить и скоординировать все эти элементы маркетинга [23].

      Основное содержание моей дипломной работы отражает мировой опыт банковского маркетинга, где отечественная практика во многом следует ему, облекая в специфические для условий современной России формы [11].

   При этом следует учитывать, что сегодняшняя Россия, с одной стороны, находится на стадии индустриального общества и в ней происходит становление рыночной экономики. Но, с другой стороны, интенсивное развитие компьютерных технологий и влияние окружения развитых стран, вступающих в информационную цивилизацию, привносит ее элементы в наш сегодняшний день.

По улучшению маркетинга банковских услуг ходит немало споров,  проводятся  семинары, конференции, участники которых, как предполагалось, обсуждают  мифы и реалии в этой сфере деятельности российских банков, однако, как оказалось, мифов попросту нет, поскольку практически нет и банковского маркетинга – не во всех банках представляют даже свою клиентскую базу, не говоря уж о конкурентах.

В качестве  рассмотрения маркетинга банковских услуг на практике был выбран ОАО «Росселхозбанк». Сельское хозяйство изначально являлось перспективной отраслью для вложения денежных средств. Но в связи с тем, что на сегодняшний момент времени аграрный комплекс находится в полу развалившимся состоянии – низкое технологическое снабжение, нехватка средств на приобретение семян, удобрений и тд. – необходимо финансирование как крупных, так и мелких предприятий. Банк готов поддержать предприятия агропромышленного комплекса, но далеко не все сельхозпроизводители платежеспособны, имеют залоговое имущество и  полную документацию. Эти возникшие проблемы мешают финансированию, а следовательно и развитию сельского хозяйства.

Учитывая целый ряд положений теории и практики банковского маркетинга, изложенных в данной дипломной работе, можно не только избежать неудачи на рынке, но и добиться серьезных успехов в сложных экономических условиях современной России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  ГК РФ Часть 2  ст.819 «Кредитный договор», М: Инфра-М, 1997г. – 349с.
  2.  Инструкция ОАО «Россельхозбанк»// « Положение о порядке ведения кассовых операций в ОАО « Россельхозбанк», 2001г.
  3.  Закон РФ «О банках и банковской деятельности».
  4.  Абалонин С. Жизненный цикл банковских услуг// ж-л «Маркетинг», 2004г.,№3. 25с.
  5.  Агапов Ю.В. Особенности конкуренции на российском рынке// ж-л      «Маркетинг», 2005г., №5. 11с.
  6.  Баранов П.А. Банковский маркетинг: особенности рекламы в коммерческих банках//ж-л «Финансы и Кредит», 2004г., № 10. 13с.
  7.  Борисов А.Н. О маркетинге настоящем и мнимом// г- та Бизнес и Банки,            2003г., №24. 5с.
  8.  Волохонский Ю. Развитие сельскохозяйственного кредита в России //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005. 47с.
  9.  Герасименко В.В. Основы маркетинга. М.: ТМС, 2004г. –  548с.
  10.   Житник А. Сельскохозяйственный кредит: традиции и современность//Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.  6с.
  11.   Кашани К. Маркетинг изменяется, чтобы выжить// ж-л «Маркетинг», 2005г.,    №1. 76с.
  12.  Князев О. Первый опыт РСХБ по финансовому оздоровлению хозяйств//Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005. 41с.
  13.  Коломийцев С. Структура маркетинга и его генезис// ж-л «Маркетинг»,            2004г., №5. 101с.
  14.  Комаров В. Кредитование инвестиционных проектов предприятий АПК //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.  30с.
  15.  Комаров В. Наиболее крупные среднесрочные кредиты РСХБ //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005. 33с.
  16.  Коробейников М. Сельскохозяйственный кредит в период становления рыночных отношений //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005. 28с.
  17.   Коробов Ю.И. Банковский маркетинг. Саратов: Издат. центр Сарат. экон.

Академии, 2003г. – 259с.

18. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В.Основы маркетинга: пер. с англ. – 2 изд. – М.;СПб.; К.:Издательский дом «Вильямс», 2000. – 944с.

19. Кричевский М.А. Рынок банковских услуг// ж-л «Финансы», 2003г., №4. 2с.

20. Кудаков К. Организация финансово-кредитного обслуживания субъектов АПК //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005. 34с.

21. Кузнецов С.Ю. Банковская стратегия на Западе в 90-е годы// ж-л «Деньги и   Кредит», 2004г., №6. 8с.

22. Куцеба С., Совинов В., Жуковский Д. Принципы обеспечения гарантированного возврата кредитных ресурсов//Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005. 36с.

23.   Лаврушин О.И. Банковские операции. Часть1. М.: Инфра-М , 2005г. – 457с.

24. Макарова В.Е. Система банковского маркетинга. М.: Финансы и статистика, 2002г. – 198с.

25. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1999г. – 152с.

26. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М.: Биржи и Банки, 2000г.

    – 207с.

27. Морозова Н.И., Уткин Э.А. Инновационный менджмент. М.: Акалис, 1999г. – 431с.

28. Новаторов В. Маркетинг услуг. ОМСК: Мысль, 2005г. – 127с.

29. Осокин А. Банковская реклама// ж-л «Комерсант», 2002г., №19. 30с.

30. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка.

М.: Русская Деловая литература, 1999г. – 310с.

31. Петров А.К. Рекламная активность российских банков// г-та Бизнес и Банки, 1998г., №10. 8с.

32. Писаре Н. Возврат задолженности по бюджетным кредитам //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.  38с.

33.  Прауде В.Р. Маркетинг: актуальные вопросы теории и практики. Рига:  

«Авотс», 2000г. – 687с.

34.  Разумовский Б.С. Искусство рекламы. М.: Инфра-М, 2004г. – 126с.

35.  Романов А.Н. Банковский маркетинг. М.: Банки и Биржи, 2000г. – 488с.

36. Рошаль В. Надежный партнер Российского села //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.   26с.

37.  Севрук В.Т. Банковский маркетинг. С-П.: Коруна, 2004г. – 320с.

38. Симина Т. Оправдали надежды //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.  42с.

39. Ситнин А.В. Управление банком. М.: АО «Менатеп-Информ»,1999г. – 143с.

40.  Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. Тернополь: АО: ТЕРНЕКС, 2005г. – 303с.

41. Трофимов Т.А. Имидж банка как фактор конкурентной борьбы// ж-л

   «Маркетинги маркетинговые исследования», 1998г., №12 – 7с.

42. Трушин Ю. Детище восстановительного периода //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.   14с.

43.  Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции.

    М.: ИПЦ, 2003г. – 301с.

44. Уткин Э.А. Инструменты банковской маркетинговой политики// ж-л  

    «Маркетинг в России и за рубежом», 2004г., №2. 17с.

45. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. М.: Инфра-М, 2001г. – 577с.

46. Челенков А. Основы классификации услуг как маркетингового продукта//

    ж-л «Маркетинг», 2004г., №6. 11с.

47. Чернышов В. Село – не «черная дыра //Массовый научно-производственный ежемесячный журнал «Экономика сельского хозяйства России» 2005.  44с.

48. Фалько А.В. Банковский маркетинг. АОЗТ: «ВЕЧЕ», 2002г. – 320с.

49. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный  опыт. М.: Финансы и статистика,2000г. – 163с.

50. Шульпина Н.В. Основы маркетинга. М.: «Вильямс», 1999г. – 79с.

51.http://www.finansepress.ru. «Цена в системе маркетинга», 2006г. – 25с.


Расчетные операции

Депозитные операции

Кредитные операции

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Рис. 1

Чистые услуги

слуги связанные с его движением

Политика коммуникативности

Политика распределения

Политика цен

Политика продукта

Основные элементы маркетинга

Переменные факторы

Прогнозирование рынка

Наблюдение за рынком

Анализ рынка

Основные инструменты маркетингового исследования

продукт

цена

Методы распространения

Комплекс стимулирования


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77948. Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации 113.5 KB
  Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Формулирование целей маркетинговых исследований Определение потенциальных источников информации Сбор информации и ее классификация Анализ собранных данных Формулирование результатов исследований Разработка рекомендаций руководству фирмы Рисунок. Информационное обеспечение систем маркетинга Комплекс средств и методов оформления маркетинговой документации организации хранения данных кодирования и поиска информации...
77949. Характеристика и основные элементы рынка 492 KB
  Характеристика и основные элементы рынка. Понятие рынка и емкости рынка. Наиболее простое определение рынка присущее любой модели рыночной экономики японской американской скандинавской и др. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена.
77950. Организация и управление маркетинговой деятельностью 154 KB
  Становится все труднее разрабатывать планы для каждого отдельного вида товара или рынка оценить эффективность различных рекламных мероприятий по каждому товару возникают проблемы с решениями о выходе на рынок с новыми товарами. Когда количество товаров и рынков превышает 7 9 на одного человека возникает реальная опасность того что некоторым товарам и рынкам не будет уделено достаточного внимания...
77951. Облік запасів. Запаси у виробничій сфері. Аналітичний та синтетичний облік придбання виробничих запасів 102 KB
  Облік запасів Загальна характеристика класифікація та оцінка запасів. Аналітичний та синтетичний облік придбання виробничих запасів. Облік виробничих запасів на складі їх вибуття. Методи оцінки вибуття запасів.
77952. Облік грошових коштів і дебіторської заборгованості 169 KB
  Грошові кошти. Законодавче регулювання на Україні готівкового обігу коштів. Порядок ведення касових операцій в національній та іноземній валюті в Україні. Грошові кошти підприємства, їх склад та завдання обліку. Документальне оформлення касових операцій
77953. Облік дебіторської заборгованості 207.5 KB
  Методичні основи бухгалтерського обліку дебіторської заборгованості та вимоги до її розкриття у фінансовій звітності регламентовані Положенням (стандартом) бухгалтерського обліку № 10 “Дебіторська заборгованість”.
77954. Облік фінансових інвестицій 146 KB
  Для отримання прибутку багато підприємств, що мають в своєму розпорядженні тимчасово не зайняті в операційній діяльності грошові кошти, інвестують їх в обєкти різних галузей економічної діяльності
77955. Облік власного капіталу 59 KB
  Облік власного капіталу За рахунок капіталу власник придбаває матеріальні ресурси за допомогою яких отримує прибуток. Основні напрямки використання капіталу: виробнича інвестиційна або фінансова діяльність; розподіл доходів та активів між власниками при ліквідації підприємства. Види капіталу: власний капітал як джерело власних засобів фінансування підприємства гарантія організації бізнесу; залучений капітал як можливість розширення бізнесу спосіб додаткового збільшення прибутку.
77956. Облік зобов’язань. Визнання та класифікація зобов’язань 112.5 KB
  Методологічні засади формування в бухгалтерському обліку інформації про зобов’язання та її розкриття у фінансовій звітності визначені Положенням (стандартом) бухгалтерського обліку 11 «Зобов’язання».