12123

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТООПТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ФАРАДЕЯ

Лабораторная работа

Физика

Лабораторная работа № 8 ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТООПТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ФАРАДЕЯ Цель работы: ознакомиться с основанным на эффекте Фарадея магнитооптическим методом наблюдения доменной структуры вычислить постоянную Верде V для ферримагнетика проверить закон Малюса....

Русский

2013-04-24

824 KB

9 чел.

Лабораторная работа № 8

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТООПТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ФАРАДЕЯ

Цель работы: ознакомиться с основанным на эффекте Фарадея магнитооптическим методом наблюдения доменной структуры, вычислить постоянную Верде (V) для ферримагнетика, проверить закон Малюса.

Оборудование: микроскоп, поляризатор, анализатор, образец прозрачного ферримагнетика, источник света.

Краткие теоретические сведения

Вещества, способные вращать плоскость поляризации, называются оптически активными. Некоторые вещества становятся оптически активными в магнитном поле.

Впервые вращение плоскости поляризации при прохождении света через вещество, находящееся в магнитном поле, наблюдал Фарадей в 1846 году, поэтому это явление называется эффектом Фарадея. В магнитоупорядоченных веществах (ферромагнетиках, антиферромагнетиках, ферримагнетиках) угол поворота плоскости поляризации

j = V× l× Js ,                                                   (1)

где V – коэффициент пропорциональности, зависящий от свойства вещества, температуры, частоты (длины волны) света, называющийся постоянной Верде; l – путь света в веществе; Js – намагниченность вещества.

Направление вращения плоскости поляризации зависит от направления магнитного поля,  направления вектора намагниченности и направления распространения света.

В магнитоупорядоченных веществах имеются области самопроизвольной намагниченности до насыщения Js, которые называются доменами. Несмотря на это, без внешнего магнитного поля магнетики находятся в размагниченном состоянии, то есть проекция магнитного момента всего образца на любое направление равна нулю.

В магнетиках с одноосной анизотропией имеется направление, называемое осью легкого намагничивания, вдоль которого выстраиваются магнитные моменты в доменах. В этом случае энергия (магнитного происхождения) всего образца будет минимальной и магнетики будут находиться в устойчивых равновесных состояниях.

Доменная структура для тонкого образца (пленки с подложкой) из феррита-граната (ферримагнетики) с осью легкого намагничивания, направленной перпендикулярно плоскости образца, показана на рис. 1.

Оптическая схема, представленная на рис. 2, позволяет наблюдать доменную структуру визуально. При прохождении линейно-поляризованного света через соседние домены вектор `Е поворачивается в противоположных направлениях на равные углы j (рис. 3, а). Если анализатор расположить так, чтобы проекция векторов `Е, прошедших через соседние домены, на плоскость пропускания анализатора была одинаковой, то согласно закону Малюса и интенсивность света после прохождения через домены будет одинаковой, т. е. домены не будут видны (будут видны только переходные области между соседними доменами (доменные границы)). Таких положений два: параллельное расположение плоскости пропускания анализатора и поляризатора и скрещенное. На рис. 3, б эти положения обозначены цифрами 1 и 2 соответственно.

Если анализатор, находящийся в положении 1 и 2, повернуть на малый угол, то появится изображение доменов, контраст между которыми возрастает с увеличением угла поворота анализатора. Различие в контрасте между доменами максимально тогда, когда угол между одним из векторов `Е и плоскостью пропускания анализатора p/2. При вращении анализатора в противоположном направлении темные домены становятся светлыми, а светлые темными. Измерив угол поворота плоскости пропускания анализатора от положения 1 или 2 до максимального контраста между доменами, можно определить угол поворота плоскости поляризации j.

Так как угол j для исследуемых материалов меньше 45°, то в положении анализатора 1 интенсивность света больше, чем в положении 2. Измерения  более точны, если в исходном состоянии поле зрения темное, т. е. анализатор находится в положении 2. В этом случае плоскость пропускания анализатора надо повернуть на угол j, чтобы добиться наиболее темного изображения одного из доменов (рис. 3, в).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Измерение угла поворота плоскости поляризации j для данного образца (по известной толщине l и намагниченности насыщения Js) позволяет определить  постоянную Верде (V) с помощью формулы (1).

По закону Малюса

где IА и IП – соответственно интенсивности света, прошедшие через анализатор и поляризатор. В данном случае для одного домена угол  и он будет темным, для другого  и он будет светлым (рис. 3, в). Согласно закону Малюса контраст между доменами  не изменится при изменении угла  на 180°. Это свойство доменной структуры  можно использовать для проверки закона Малюса.

Устройство установки

Основой установки является микроскоп (рис. 4). Микроскоп состоит из тубуса 1, закрепленного на штативе  со станиной 2.
В нижней части тубуса расположен объектив 3,
а в верхней – окуляр 4. В тубус вставлен также анализатор. Тубус помещен над предметным столиком 5, на котором находится кассета
с поляризатором и образцом феррит-граната. Столик может вращаться, и для отсчета его угла поворота, а следовательно, и поляризатора имеется шкала с указателем. Под столиком находится осветительная система 6, в качестве которой может использоваться зеркало или лампа накаливания. Лампа осветителя рассчитана на 220 В. Для наводки на резкость штатив можно перемещать винтом наводки-юстировки 7.

Порядок выполнения работы

1. Перемещая винт грубой наводки на резкость и микровинт, настроить микроскоп так, чтобы отчетливо была видна доменная структура.

2. Контраст между доменами зависит от взаимного расположения анализатора и поляризатора, поэтому при вращении как поляризатора, так и анализатора будет изменяться яркость доменов. В данной установке удобнее вращать поляризатор путем вращения предметного столика микроскопа.

3. Вращая столик микроскопа, найти положение, при котором домены не видны (а видны только доменные границы) и поле зрения будет темно-серым. Записать угол j0, соответствующий этому положению (рис. 3, б).

4. Вращать столик микроскопа до тех пор, пока контраст между доменами не станет наибольшим, при этом темные домены наблюдаются как темно-коричневые, а светлые — как желтые. Записать угол  j1 (рис. 3, в).

5. Вычислить угол поворота плоскости поляризации j:

j =½j1-j0½.

6. Описанные выше эксперименты выполнить 5 раз и вычислить среднее значение <j>, данные занести в табл. 1, в которой приведены значения толщины образца l и намагниченности Js.

Таблица 1

j0

j1

j

<j>

Js

l

V

1

4160

А/м

5×10-6

м

2

3

4

5

7. Из формулы (1) вычислить постоянную Верде.

8. Выполнить пункт 3. Вращать столик до тех пор, пока не увидите в окуляре первоначально наблюдаемое поле зрения. Записать угол j1 и вычислить угол поворота поляризатора j.

9. Данные занести в табл. 2, аналогичную табл. 1, исключая три последних столбца.

10. Обработать результаты и сделать выводы.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается эффект Фарадея?

2. Почему не видны домены при двух положениях анализатора? Чем отличается поле зрения при этих положениях и почему?

3. Как измерить угол поворота плоскости поляризации, если за исходное положение взять светлое поле зрения, при котором домены не видны? Ответ проверьте экспериментально.

4. Почему изменяется контраст между доменами при повороте анализатора или поляризатора? При каком положении анализатора один из доменов будет наиболее темным? Соответствует ли это положение наибольшей яркости второго домена?

5. Изменится ли угол поворота плоскости поляризации, если прозрачный образец феррита-граната поместить на зеркальную поверхность и наблюдать доменную структуру в отраженном свете?

6. Изменится ли изображение доменной структуры, если перевернуть образец?

7. Как доказать, что в микроскоп видны домены? Свое предположение проверьте экспериментально.

Библиографический список

к лабораторной работе № 8

1. Савельев, И. В. Курс общей физики: учеб. пособие / И. В. Савельев. – СПб.: Лань, 2005. – Т. 2. – § 141.

2. Савельев, И. В. Курс общей физики. Волны. Оптика: учеб. пособие для втузов / И. В. Савельев. – М.: Астрель, 2003. – Т. 4. – гл. 6 § 6.8.

3. Кингсеп, А. С. Основы физики / А.С. Кингсеп, Локшин, Г. Р., Ольхов, О. А.. – М., 2001. –Т.1  – ч. 3 гл. 10.

4. Трофимова, Т. И. Курс физики / Т. И. Трофимова. – М., 1990. – § 135–136, 195.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22868. Виды и формы товарной информации. Требования к товарной информации. Средства информации 23.39 KB
  Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители
22869. Иммунитет, факторы его формирующие. Общее представление об иммунной системе и её работе 69 KB
  Иммунитет: определение понятия. Виды иммунитета. Факторы риска иммунитета.
22870. Экологические аспекты здоровья и перспективы выживания человека 47 KB
  Лимитирующими факторами выживания человеческого общества являются ресурсы. Ресурсы то что мы получаем из окружающей среды для удовлетворения наших потребностей. Они подразделяются на несколько категорий: Невозобновимые исчерпаемые ресурсы такие как ископаемое топливо которое не может быть рециркулированно или использовано повторно Потенциально возобновимые леса луга животные вода воздух плодородие почвы. Вечные ресурсы фактически не используемые ресурсы солнечной энергии энергии ветра.
22871. Инфекционные заболевания 39 KB
  после заражения до начала заболевания проходит скрытый период инкубационный 17дн. на часть возбудителей после заболевания формируется активно приобретённый иммунитет корь ветрянка. вши Восприимчивость организма Возбудители: вирусымикробы которые в геноме имеют 1 цепочку ДНК и РНК; Заболевания: грипп простуда полиомелит ВИЧинфекция лихорадка Эбола краснуха корь ветряная оспа.
22872. Определение и терминология СПИДа и ВИЧ 212.5 KB
  Инфекция вызываемая вирусом иммунногодефицита человека инфекция ВИЧ новое заболевание передаваемое преимущественно половым путем. ВИЧ медленно прогрессирующее инфекционное заболевание. Это стадия дает наибольшие возможности для распознавания инфекции ВИЧ заражение ВИЧ поражает иммунную систему в результате чего организм становиться высоко восприимчив к инфекциям и опухолям которые в конечном итоге приводят к гибели больного и история учения об этой инфекции начинается с изучения ее финала.
22873. Валеология питания 388.5 KB
  Цель занятия: Рассмотреть роль питания в жизнедеятельности человека основные пищевые вещества их функции и значение для организма а также современные концепции сбалансированного питания. Сформировать представление о процессах обмена веществ и энергии в организме человека. На сегодняшней лекции как уже видно из названия темы мы будем изучать влияния питания на состояние здоровья человека. Он заложил основы диетики науки о правильном питании здорового и больного человека и диетотерапии науки о лечебном питании больных людей и о его...
22874. Виды питания 104 KB
  Согласно этой концепции энергетическая ценность пищи должна соответствовать затратам энергии которые у каждого отдельного человека зависят от пола возраста физиологических и генетических особенностей характера выполняемой работы и других факторов. При соблюдении баланса между поглощаемой и затрачиваемой организмом энергией лучше работают ферментативные системы обеспечивающие расщепление и дальнейшее использование веществ пищи а также выведение из организма токсичных продуктов распада. Нормы потребления витаминов зависят от состава пищи...
22875. Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека 96.5 KB
  Возможно формирование психической зависимости от алкоголя: влечение к алкоголю и чувствопсихологического комфорта в состоянии опьянения. Лица с начальными признаками алкоголизма им свойственны наличие психической зависимости отсутствие при передозировке алкоголя рвотного рефлекса и чувства отвращения к спиртному по утрам переход к эпизодическому но при этом длительному потреблению появление способности организма к нормальному функционированию при потреблении спиртных напитков отсутствие торможения при потреблении алкоголя и...
22876. Физиология организма человека. Стресс, его роль в адаптации че 70 KB
  Стресс его роль в адаптации человека к социальной и трудовой деятельности. Понятие о стрессе как об общем адаптационном синдроме учение о стрессе Г. Сущность психогенного стресса и его влияние на человека. Степень развития интеллекта; Способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях; Способность справляться со стрессом.