12127

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ СТЕФАНА - БОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ПИРОМЕТРА С ИСЧЕЗАЮЩЕЙ НИТЬЮ

Лабораторная работа

Физика

ТЕПЛОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Лабораторная работа № 12 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ СТЕФАНА БОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ПИРОМЕТРА С ИСЧЕЗАЮЩЕЙ НИТЬЮ Цель работы: ознакомление с оптическими методами измерения температуры изучение температурной зависимости энергетической свети

Русский

2013-04-24

77 KB

23 чел.

ТЕПЛОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Лабораторная работа № 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ СТЕФАНА – БОЛЬЦМАНА

С ПОМОЩЬЮ ПИРОМЕТРА С ИСЧЕЗАЮЩЕЙ НИТЬЮ

Цель работы: ознакомление с оптическими методами измерения температуры, изучение температурной зависимости энергетической светимости вольфрама и определение постоянной Стефана – Больцмана.

Оборудование: оптический пирометр, амперметр, вольтметр, реостат, электрическая лампа.

Краткие теоретические сведения

Одним из видов излучения энергии является тепловое. Тела, нагретые до высокой температуры, приобретают способность светиться, излучая при этом энергию в виде электромагнитных волн. Электромагнитное излучение, испускаемое телами, находящимися в состоянии термодинамического равновесия, называется тепловым или температурным. Всякое излучение сопровождается потерей энергии и происходит либо за счет внутренней энергии тела, либо за счет энергии, получаемой извне.

Кроме большого практического значения, явление теплового излучения интересно тем, что при его излучении впервые обнаружились слабые места классической физики, и потребовалось введение гипотезы квантов, положившей начало квантовой теории света.

Одним из основных законов теплового излучения является закон Стефана – Больцмана. Согласно этому закону, энергия, излучаемая за единицу времени с единицы площади поверхности абсолютно черного тела во всем интервале частот от 0 до , пропорциональна четвертой степени абсолютной температуры тела:

, (1)

где – постоянная Стефана – Больцмана. Величина R называется интегральной испускательной способностью или энергетической светимостью тела.

Энергетическая светимость реальных тел меньше энергетической светимости абсолютно черного тела. Это следует из закона Кирхгофа и того факта, что поглощательная способность реальных тел меньше единицы. Для реального «серого» тела закон Стефана – Больцмана можно записать в виде

 (2)

Величины В и Т оказываются различными для разных температурных интервалов. При этом ВТn всегда меньше T4, а коэффициент B связан с постоянной Стефана – Больцмана соотношением:

, (3)

где значение a зависит от природы тела, состояния его поверхности и температуры. В табл. 1 приведен ряд значений a при  разных температурах для вольфрама.

Таблица 1

Зависимость поглощательной способности а

от температуры Т для вольфрама [2]

Т, К

а

Т, К

а

1

2

1

2

1500

1800

2000

0,192

0,236

0,259

2200

2500

2700

3500

0,278

0,301

0,315

0,340

Целью данной работы является определение n и в законе Стефана – Больцмана для нечерного тела. Это можно сделать путем исследования излучения вольфрамовой нити лампы накаливания, которую нагревают, пропуская через нее электрический ток.

Тепловая энергия, подводимая электрическим током к единице излучающей поверхности проводника в единицу времени, равна мощности Р:

, (4)

где I – ток; U – напряжение и S – площадь излучающей поверхности. При высокой температуре мощность, подводимая к спирали лампы, почти полностью расходуется на энергетическую светимость тела:

 (5)

Подставляя выражение (2) в (5), имеем

 (6)

Логарифмируя это выражение, получим

  (7)

Построив графически найденную на опыте зависимость lgP от lgT, можно найти n как тангенс угла наклона полученного графика к оси логарифма температур.

Подставляя (3) в (6), получим

 (8)

откуда следует выражение для определения постоянной Стефана–Больцмана:

 (9)

Описание установки

Объектом исследования в данной работе является спираль лампы накаливания «Лиссл», включенной в электрическую цепь (рис. 1).

Рис. 1

Реостат RP1 служит для изменения тока накала лампы ЕL1 –  «Лиссл». В цепь включены: амперметр РА1, вольтметр РV1, с помощью которых можно определять подводимую к лампе мощность. Температуру спирали определяют с помощью пирометра с исчезающей нитью, устройство которого показано на рис. 2.

Рис. 2

В фокусе объектива О2 помещается эталонная лампа «Лэт» с изогнутой петлеобразной нитью накала. При помощи окуляра О1 наблюдают за совмещенными изображениями нитей эталонной и исследуемой ламп. Сравнение яркостей этих нитей производится в узко ограниченной области спектра, для чего вводят красный светофильтр Ф1, пропускающий излучение с длиной волны = 0,65 мк (красный свет).

Красный светофильтр вводится вращением диска, расположенного около окуляра О1.

Пирометр имеет две шкалы: верхнюю – для измерения температур от 800 до 1400C и нижнюю – для более высоких температур – от 1200 до 2000C. При работе с нижней шкалой обязательно вводится дымчатый светофильтр Ф2. Светофильтр считается введенным, когда совпадает белая точка на головке и цифровой индекс 20, которые находятся около объектива на корпусе прибора. При работе с верхней температурной шкалой дымчатый светофильтр Ф2 не используется.

Реостатом RP1 изменяют накал нити эталонной лампы «Лэт» до тех пор, пока она не исчезнет на фоне светящегося изображения исследуемой нити накала. Для этого вращают диск, расположенный перед температурной шкалой пирометра.

Таким образом, добиваются одинаковой яркости нитей обеих ламп Лиссл и Лэт в месте их пересечения и по шкале пирометра определяют яркостную температуру.

Яркостной температурой называется температура абсолютно черного тела, при которой его лучеиспускательная способность для определенной длины волны равна лучеиспускательной способности исследуемого тела.

Согласно законам теплового излучения истинная температура нечерного тела всегда больше его яркостной и определяется по формуле

 (10)

Поправка на черноту t определяется по специальному графику, представленному на установке.

Порядок выполнения работы

1. Включить лампу накаливания, используемую в качестве измеряемого источника излучения.

2. Ввести красный светофильтр в пирометре.

3. Навести пирометр на нить лампы и, вращая диск реостата на пирометре, добиться одинаковой яркости нитей накала лампы пирометра и исследуемой лампы.

4. Снять показания пирометра, амперметра и вольтметра и занести в табл. 2. Деления шкалы амперметра переводить в амперы согласно графику, имеющемуся на установке.

5. Провести 6–9 измерений, последовательно изменяя напряжение на лампе на 0,6–0,7 В.

6. С помощью формулы (10) и графика поправок, данного на стенде, найти значения температуры исследуемой нити.

7. По формуле (4) вычислить мощность, подводимую к единице поверхности для каждого случая. Величина площади излучающей поверхности указана на установке. Все данные записать в табл. 2.

Таблица 2

I, дел

I, A

U, B

Tярк

t

Tист

lg Tист

P,

lg P

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

9

1. Построить график зависимости lg P-ось ординат от lgT-ось абсцисс и найти n согласно (7), как тангенс угла наклона к оси lgT.

2. Рассчитать по формуле (8) постоянную Стефана – Больцмана. Значения а (см. табл. 1) и P (по графику) брать при одной и той же температуре.

3. Записать окончательный результат в виде R=aТn, надо записать сюда найденные значения n и .

Контрольные вопросы

1. Каков физический смысл энергетической светимости и спектральной плотности энергетической светимости? Какова связь между ними?

2. Какое излучение называется тепловым?

3. Что такое абсолютно черное тело?

4. Сформулируйте законы излучения абсолютно черного тела.

5. Докажите, что истинная температура нагретого тела больше яркостной.

6. Расскажите об «ультрафиолетовой катастрофе» и ее роли в становлении квантовой теории излучения.

7. Каково устройство и принцип действия пирометра? Где он применяется?

Библиографический список
к лабораторной работе № 12

1. Стафеев, С. К. Основы оптики: учеб. пособие / Стафееев С. К., Боярский К. К., Башнина Г. Л. – СПб.: Питер, 2006 – гл. 16

2. Савельев, И. В. Курс общей физики: учеб. пособие / И. В. Савельев. – СПб.: Лань, 2005. – Т. 3. – § 4.

3. Трофимова, Т. И. Курс физики / Т.И. Трофимова – М.: Высшая школа,2003 – гл. 26


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83108. Будь обережним. Правила безпечної поведінки вдома (з побутовими приладами, газом, водою, вогнем) 72 KB
  Прибери з кімнати небезпечні предмети Діти називають предметиякі потрібно прибрати з кімнати. Накажи щоб усі діти обережно поводились з електричними приладами сірниками. Отже діти ніколи не залишайте увімкненою газову плиту і не грайтеся зі сірниками.
83109. Спільнокореневі слова (українська мова); Легенди та перекази про птахів (читання, позакласне читання); Птахи (природознавство); Як живеться вам, птахи? (малювання) 512 KB
  Передавати елементарну будову птахів засобами графіки. Обладнання: Диски цифрові носії дидактичний матеріал: картки загадки вірші оповідання ілюстрації птахів енциклопедія для дітей книжкирозгортки Тваринний світ ребуслегенди про птахів.
83110. Свойства воды. Круговорот воды в природе 73.5 KB
  Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды; развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы; воспитывать познавательный интерес.
83111. Робота з природним матеріалом. Створення композиції «Осінній вернісаж» 32.5 KB
  Мета: навчальна: вчити працювати з природним матеріалом; продовжувати вдосконалювати вміння та навички виготовляти композиції з листя, трав, квітів розвивальна: розвивати художній смак, мислення, пробуджувати пізнавальні інтереси виховна: виховувати любов до природи, рідного краю, мистецтва.
83112. Таблиця ділення на 4. Усне розвʼязування рівнянь методом підбору. Виконання творчих завдань 53 KB
  Удосконалювати навички обчислення прикладів на множення та розвʼязування задач на конкретний зміст дії множення. Формувати вміння з рівностей на множення числа 4 складати рівностіщо містять ділення на 4 розвязувати рівняння на знаходження невідомого множника.
83113. В.Струтинський «Казка про хлопчика Абихто». М.Сингаївський «Дощ із краплі починається» 203.5 KB
  Вітання: пошлемо одне одному добрі думки і добрі відчуття посміхніться один одному. Мотивація навчальна діяльності Слайд 4 Вчитель: А я дарую вам маленькі серця із побажаннями діти вибирають різнокольорові 4 кольори серця і зачитують побажання Приємно тебе бачити у тебе гарна посмішка...
83114. Цікаві «підказки» братів наших менших 108.5 KB
  Правила за якими будемо працювати на уроці: слайд про правила роботи в групах поважати думку кожного; говорити по черзі. Вправи на вдосконалення читацьких навичок Одним із важливих винаходів яким зараз дуже поширено користується людство є Загадка про метро Дві змії в землі лежать Табуни по них біжать...
83115. Додавання виду 37+6. Розв’язування простих та складених задач 139.5 KB
  Мета уроку. Ознайомити учнів з прийомом усного додавання з перехо дом через розряд, коли в одному з доданків відсутні де сятки. Удосконалювати вміння розв’язувати прості та складені задачі; знаходити числові значення буквених виразів. Розвивати навички усного рахунку.
83116. УКРАЇНСЬКІ ПИСЬМЕННИКИ ДІТЯМ 112.5 KB
  Поширити знання учнів про життя і творчість українських письменників які писали для дітей. А хто створює книги Ми можемо уявити своє життя без книги Чому Відповіді дітей Книга має величезне значення в житті людини. І сьогодні ми поведемо розмову про письменників України які писали для дітей.