12133

ИССЛЕДОВАНИЕ АТОМНОЭМИССИОННОГО СПЕКТРА РТУТИ

Лабораторная работа

Физика

Лабораторная работа № 18 ИССЛЕДОВАНИЕ АТОМНОЭМИССИОННОГО СПЕКТРА РТУТИ Цель работы: пользуясь спектром испускания ртути определить квантовые числа соответствующие уровням энергии атомов ртути. Оборудование: монохроматор УМ2 ртутная и неоновая лампы. Кр

Русский

2013-04-24

119 KB

12 чел.

Лабораторная работа № 18

ИССЛЕДОВАНИЕ АТОМНОЭМИССИОННОГО СПЕКТРА РТУТИ

Цель работы: пользуясь спектром испускания ртути, определить квантовые числа, соответствующие уровням энергии  атомов ртути.

Оборудование: монохроматор УМ-2, ртутная и неоновая лампы.

Краткие теоретические сведения

Каждое состояние электрона в атоме характеризуется четырьмя   квантовыми числами: n, l, m, mS].

Число n – главное квантовое число. Оно определяет энергию взаимодействия электрона с ядром. Число n принимает значения 1, 2, 3, ... . Орбитальное квантовое число l определяет энергию взаимодействия данного электрона с другими электронами. Число l принимает значения: 0, 1, 2, ... n – 1. Магнитное квантовое число m определяет энергию взаимодействия электрона с внешними электрическими или магнитными полями. В данной работе это квантовое число изучаться не будет. Наконец, четвертое квантовое число ms называется спиновым. Оно принимает только два значения: + ½ и – ½. Введение спинового квантового числа связано с тем, что электрон в атоме, вращается не только вокруг ядра, но и вокруг собственной оси (подобно маленькому волчку). Оба эти движения можно рассматривать, как своеобразные круговые «токи», которые между собой должны взаимодействовать с помощью магнитных сил. Энергию этого взаимодействия и определяет спиновое квантовое число.

Согласно принципу Паули, для двух электронов, находящихся на одном энергетическом уровне с одними и теми же квантовыми числами n, l, m,  спиновые квантовые числа отличаются только знаками:

mS1 = +½ и mS2 = – ½.

Если атом на последнем энергетическом уровне с номером n содержит несколько электронов, то квантовые числа l и mS отдельных электронов, складываясь, дают орбитальное квантовое число атома lАТ и спиновое квантовое число атома mSАТ соответственно (квантовые числа внутренних электронов можно не учитывать). Кроме того, квантовые числа lАТ и mSАТ, складываясь по определённому правилу, образуют квантовое число атома j.

Рассмотрим, какими квантовыми числами характеризуются электроны в атоме ртути. На последнем энергетическом уровне здесь содержатся два электрона. При возбуждении атома один из электронов переходит на более высокий свободный уровень. При возвращении электрона в исходное состояние атом испускает квант света с определенной частотой и длиной волны. Таких переходов может быть множество.

Таблица 1

Тип уровней

Синглет

Триплет

Спиновые квантовые числа электронов

mS1 = 1/2

mS2 =1/2

mS1 = 1/2

mS2 = 1/2

Квантовое число mSАТ

0

1

Квантовое число lSАТ

0

1

2

3

0

1

2

3

Максимальное количество значений числа j

1

1

1

1

3

3

3

3

Квантовое число j

0

1

2

3

1

2

1

0

3

2

1

4

3

2

Символ атомного

состояния

1S0

1P1

1D2

1F3

3S1

Рис. 1

Они и порождают спектр испускания, который с помощью монохроматора можно наблюдать как совокупность цветных линий на сплошном черном фоне.

В возбужденном атоме ртути у электронов спиновые числа могут быть как одинаковыми так и разными по знаку. Здесь нет ограничений по принципу Паули, так как электроны находятся на разных уровнях. Это означает, что результирующее спиновое число атома mSАТ может принять два разных значения: либо mSАТ = ½ – ½ = 0, либо mSАТ = ½ + ½ = 1. Уровни энергии, для которых mSАТ = 0, называются синглетными (одиночными), а уровни, для которых mSАТ = 1, называются триплетными (тройными). Названия объясняются тем, сколько разных значений квантового числа j соответствует данному уровню. А именно, число j принимает целые значения в интервале:

| lАТmSАТ | ≤ jlАТ + mSАТ.

Следовательно, если mSАТ = 0, то каждой паре значений lАТ и mSАТ соответствует только одно значение числа j, совпадающее с lАТ. Если же mSАТ = 1, то для каждой пары значений lАТ и mSАТ возможны три разных значения числа
j: j = lАТ – 1; j = lАТ + 0; j = lАТ +1. Каждому значению числа j соответствует определенная энергия атома. Таким образом, триплетный уровень – это набор трех близких по значению разных уровней энергии.

Введено специальное обозначение уровней энергии, учитывающее значения всех квантовых чисел данного уровня. Сначала цифрой записывается значение главного квантового числа n. Затем латинскими буквами S, P, D, F, ... обозначают орбитальное квантовое число lАТ, его значения цифрами 0, 1 ,2, 3, ... соответственно. Значение числа j обозначается  нижним индексом, а количество разных значений числа j верхним индексом, Например, символ 63Р2 означает, что n = 6, lАТ = 1, j = 2, число разных значений j равно 3, а
mSАТ = 1. В табл. 1 указано, как расшифровать все символические обозначения уровней энергии. На рис. 1 изображены уровни энергии атома ртути. Стрелки показывают различные переходы, каждый из которых соответствует какой-нибудь линии в спектре испускания ртути. Уровни с одинаковыми квантовыми числами lАТ, mSАТ, j и разными квантовыми числами n изображены столбцами друг над другом. Слева от уровня приводится значение главного квантового числа, символ общих квантовых чисел для всех уровней данного столбца пишется вверху над столбцами. Над стрелкой, означающей переход, указана длина волны излучения в нанометрах (нм) 1 нм = 10-9 м.

Таким образом, если экспериментально  измерить длину волны каждой наблюдаемой линии спектра ртути, то с помощью табл. 1 и рис. 1 можно определить, между какими уровнями произошел переход и какими квантовыми числами эти уровни характеризуются.

Описание установки

Длины волн спектра ртути измеряются  с помощью монохроматора УМ-2, оптическая схема которого представлена на рис. 2. Свет от лампы
с парами ртути 1 фокусируется линзой 2 на входную щель 3 монохроматора УМ-2. Щель 3 находится в фокусе линзы 4 и входит в подвижную часть прибора, в так называемый коллиматор.

Рис. 2

Таблица 2

Длины волн спектра испускания неона

Номер линии

Цвет и положение

спектральных линий

Длина

волны,

x10-9 м

Интенсивность,

онт. ед.

1

Красная, наиболее яркая среди красных

640

20

2

Красно-оранжевая, левая из двух близких линий

614

10

3

Желтая, самая яркая линия

585

20

4

Зеленая, левая из двух ярких линий

540

20

5

Зеленая, правая из двух ярких линий (дублетная)

533

10

6

Зеленая, правая из пяти равноудаленных линий

503

5

7

Сине-зеленая

483

10

8

Синяя

465

3

9

Сине-фиолетовая

438

1,5

10

Сине-фиолетовая

428

1

11

Сине-фиолетовая

422

1

Примечание. Для облегчения наблюдения красной линии № 1, красно-оранжевой линии № 2 и желтой линии № 3 вся красно-желтая часть спектра неона представлена на отдельном рис. 3, приведенном на лабораторном стенде.

Вращая маховик 5, можно перемещать коллиматор вдоль оптической оси. Пройдя линзу 4, свет падает на призму 6 и разлагается в спектр. Линза 7 фокусирует спектр в области наблюдения. Наблюдают спектр через окуляр 8, имеющий накатное кольцо, вращением которого можно добиваться наиболее резкой картины наблюдения спектра. В нижней части щели 3 находится микрометрический винт, позволяющий изменять ширину щели.

Спектр исследуют, вводя постепенно на середину поля зрения нужную область. Для этого вращают барабан 9, расположенный справа от зрительной трубы монохроматора. Барабан снабжен шкалой, позволяющей определить повороты в градусах. Цена деления шкалы составляет 2О. Отсчет положения спектральной линии производится в момент совмещения спектральной линии со стрелкой-указателем в центре поля зрения. Стрелка-указатель и картина должны наблюдаться одинаково четко. Для этого устанавливают окуляр на резкое наблюдение стрелки указателя, а затем, вращая маховичок 5, добиваются резкого изображения спектра. Входная щель имеет заслонку 10, прерывающую световой поток. В рабочем положении заслонка всегда открыта. Шкала барабана градуируется в длинах волн. Для этого используется хорошо изученный спектр излучения неона (рис. 3 и табл. 2). Для градуирования необходимо определить, каким значениям длин волн линий спектра неона соответствуют показания шкалы поворота барабана.

Порядок выполнения работы

1. Установить на оптическом рельсе неоновую лампу и направить ее излучение на входную щель монохроматора. Добиться минимальной ширины щели. Наблюдая через окуляр спектр неона, совместить со стрелкой-указателем каждую из линий, описанных в табл. 2. Значения угла поворота по шкале барабана и длины волны из табл. 2 занести в табл. 3. Переходя от ярких красных, оранжевых и желтых линий к слабым линиям в зеленой и синей областях спектра, следует постепенно увеличивать ширину щели.

Таблица 3

Номер линии спектра

неона, цвет линии

Длина волны λ (x10-9 м)

Угол поворота φ

барабана ( град)

2. Используя данные табл. 3, на миллиметровой бумаге построить график зависимости делений шкалы φ от длины волны λ. При построении графика придерживаться следующих масштабов. На оси «длина волны» 1 см должен соответствовать 10∙10-9 м, на оси «деления шкалы» 1 см должен соответствовать 1000.

3. Установить на оптическом рельсе ртутную лампу и направить ее излучение на щель. Добиться минимальной ширины щели. Вращая барабан, просмотреть всю видимую часть спектра. Занести в табл. 4 показания шкалы барабана, соответствующие каждой указанной в таблице линии спектра ртути.

4. Пользуясь градуировочным графиком, определить длины волн спектральных линий ртути.

5. С помощью рис. 1 установить, между какими уровнями происходили переходы,  вызвавшие излучение атомов ртути с полученными длинами волн. С помощью табл. 1 найти значения квантовых чисел n, lАТ, mSАТ, j, соответствующих этим уровням. Результаты занести в табл. 4.

6. Начертить схему и оценить энергию возбуждения найденных уровней. Цветными линиями обозначить переходы, соответствующие наблюдаемым линиям спектра ртути.

Таблица 4

Спектральная линия ртути (цвет)

Показания шкалы

барабана, град

Длина волны, 10-9 м

Символ верхнего уровня перехода

Символ нижнего уровня перехода

Квантовые числа верхнего уровня

Квантовые числа нижнего уровня

Энергия возбуждения, эВ

n

l

mS

j

n

l

mS

j

Желтая

Желтая

Зеленая

Сине-зеленая

Синяя

Синяя

Синяя

Фиолетовая

Фиолетовая

Контрольные вопросы

1. Какой физический смысл имеют квантовые числа n, l, mS, j ?

2. Объяснить, почему для заполненных электронных оболочек в атоме lАТ = 0 и mS АТ = 0.

3. В чем различие синглетных и триплетных уровней?

Библиографический список

к лабораторной работе № 18

1. Савельев, И. В. Курс общей физики: учеб. пособие / И. В. Савельев. – СПб.: Лань, 2005. – Т. 3. – § 29.

2. Трофимова, Т. И. Курс физики / Т. И. Трофимова – М.: Высшая школа,2003. – гл. 29

4. Лебедева, В. В. Экспериментальная оптика / В. В. Лебедева – М.: МГУ, 1994. – гл.3


3P
2

P4

3P0

3D3

3D2

 3D1

  3F4

  3F3

  3F2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80909. Формы социальной поддержки детей-инвалидов 34.02 KB
  Особенности реабилитации детей с ограниченными возможностями заключаются в том что в процессе реабилитации необходимо предусмотреть не только ликвидацию или коррекцию дефекта вызванного заболеванием но и обеспечение развития других функций формирование которых может быть задержано в связи с болезнью. В настоящее время изза отсутствия государственной системы реабилитации детейинвалидов звенья реабилитационного процесса нескоординированы...
80910. Культурно–досуговая работа с инвалидами 34 KB
  При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения. В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации 1997 отмечено что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями как одной из наименее социально защищенных категорий населения является...
80911. Модели социальной поддержки инвалидов 33.5 KB
  Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется с целью их успешной социальной интеграции которая является средством социального развития общества. В общем интеграция инвалидов в социальное общество осуществляется через эффективный реабилитационный процесс. Задача социореабилитации – с помощью технических средства реабилитации восстановить нормальные отношения инвалидов с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту.
80912. Инновационные формы социальной защиты инвалидов 45.59 KB
  Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались изза чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. С начала 90х годов традиционные принципы государственной политики направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социальноэкономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо которое имеет...
80913. Понятие и сущность инвалидности 29.22 KB
  Наконец после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия инвалид относящегося ко всем лицам имеющим физические психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности. инвалид определяется как лицо которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма обусловленным заболеваниями последствиями травм или дефектами приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими...
80914. Социальные барьеры людей с ограниченными возможностями 29.35 KB
  Мысль о том что инвалидам должны предоставляться равные возможности со здоровыми что они не должны подвергаться сегрегации и дискриминации еще не овладела ни нашим обществом в целом ни даже теми его членами которые непосредственно причастны к судьбам инвалидов. По данным отечественных и зарубежных экспертов трудовая деятельность доступна приблизительно 2 3 всех инвалидов работает же не более 11 из них. Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ которая является следствием социальнотрудовых ограничений: эти люди...
80915. Виды и формы социальной поддержки инвалидов 34.31 KB
  Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы объединяющие усилия различных ведомств. начато финансирование программы Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов. Создана также федеральная программа Социальная поддержка инвалидов.
80916. Основные принципы работы с инвалидами 22.26 KB
  Ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
80917. Социальная и профессиональная адаптация инвалидов 26.52 KB
  Для более эффективной организации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину инвалидности которая может быть обусловлена общим заболеванием 848 связана с пребыванием на фронте инвалиды войны либо являются инвалидами с детства. Роль социального работника состоит в том чтобы опираясь на осведомленность в этом вопросе способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законодательством. При подходе к организации работы с семьей имеющей инвалида для социального работника важно...