12208

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА

Лабораторная работа

Физика

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА Методические указания по выполнению лабораторной работы № 84 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей Курск 2010 УДК 681.787.2 Составители: А.А. Родионов В.Н. Бурмистров Л.П. Пет...

Русский

2013-04-24

114.5 KB

17 чел.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА

Методические указания по выполнению лабораторной работы

№ 84 по оптике для студентов инженерно-технических

специальностей

Курск 2010

УДК 681.787.2

Составители: А.А. Родионов, В.Н. Бурмистров, Л.П. Петрова

Рецензент

Кандидат физико-математических наук, доцент В.М. Пауков

Исследование поглощения света [Текст]: методические указания по выполнению лабораторной работы по оптике № 84 для студентов инженерно-технических специальностей / Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: А.А. Родионов, В.Н. Бурмистров, Л.П. Петрова. Курск, 2010. 8 с.: ил. 2. Библиогр.: с.8.

Содержат сведения по изучению поглощения оптически прозрачных сред.

Методические указания соответствуют требованиям программы, утвержденной учебно-методическим объединением для студентов инженерно-технических специальностей.

Предназначены для студентов инженерно-технических специальностей дневной и заочной форм обучения.

Текст печатается в авторской редакции

Подписано в печать    . Формат 6084 1/16.

Усл.печ.л.      Уч.-изд.л.  Тираж 100 экз. Заказ.      Бесплатно.

Курский государственный технический университет.

305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


Цель работы: научиться использовать явление поглощения света для определения коэффициентов пропускания, оптической плотности жидких и твердых тел, а также концентрации веществ в растворах.

Принадлежности: колориметр фотоэлектрический КФК-2 с набором светофильтров, кюветы с раствором.

Теоретическое введение

При прохождении световой волны через вещество, некоторая часть энергии волны затрачивается на возбуждение колебаний электронов. Частично эта энергия возвращается излучению в виде вторичных волн, порождаемых электронами, частично переходит в тепло, т.е. в энергию движения атомов. Таким образом, интенсивность света уменьшается – свет поглощается.

Если  – интенсивность света, падающего на поверхность прозрачного слоя толщиной l, а I – интенсивность света, вышедшего из вещества, то уменьшение интенсивности в слое : , где μ – линейный коэффициент поглощения, зависящий от природы вещества и длины волны света λ, а знак “-“ показывает, что с увеличением толщины поглощающего слоя, интенсивность прошедшего света уменьшается.

,

закон Бугера.   (1)

При  интенсивность . Таким образом, численное значение α показывает, что при толщине слоя  интенсивность волны падает в 2,72 раза.

Зависимость μ(λ) определяет спектр поглощения данного вещества.

Вещества в парообразном состоянии поглощают свет только в тех областях, в которых частота падающей волны будет равна собственной частоте колебаний электронов внутри атомов (атомы не взаимодействуют друг с другом). В результате образуется линейчатый спектр поглощения.

В твердых телах, жидкостях и газах при высоких давлениях атомы не изолированы, они взаимодействуют друг с другом, поэтому полосы поглощения расширяются и сливаются в сплошной спектр. Резонансные частоты уже почти не разделены интервалами.

Для металлов , что обусловлено наличием у них свободных электронов. Электроны колеблются под действием поля волны, образуя быстропеременные токи. В итоге энергия света переходит в джоулево тепло и наблюдается полное поглощение света, поэтому металлы являются непрозрачными для света.

Чаще всего для характеристики плоскопараллельного слоя исследуемого вещества применяют коэффициент пропускания τ, представляющий собой отношение интенсивностей прошедшего и поглощенного света. Этот коэффициент учитывает как потери света внутри вещества, так и потери за счет отражений от поверхности слоя. Расчет показывает, что в случае плоскопараллельного слоя оптически однородного вещества:

,     (2)

где r – коэффициент отражения каждой поверхности, l – толщина слоя.

Как и μ, коэффициент τ зависит от природы вещества и длины волны света λ. Зависимость τ(λ) характеризует спектр пропускания данного слоя вещества. Чтобы определить коэффициент поглощения μ по формуле (2), надо знать не только τ, но и толщину слоя и r. Роль отражения можно исключить, если взять два образца из одинакового вещества, но разной толщины l. Тогда отношение коэффициентов светопропускания этих образцов будет зависеть только от произведения μ на разность их толщины. Сократив коэффициент перед экспонентой, получим:

    (3)

В качестве меры поглощения света используется также оптическая плотность:

,   (4)

где . Таким образом, величины μ, r, D определяются опытным путем на основе нахождения значения τ.

В лабораторной работе исследование поглощения света проводится при помощи фотоэлектрического колориметра КФК-2. Колориметрия (от латинского color - цвет и греч. metréo - измеряю) – группа фотометрических методов количественного анализа, направленных на определение концентрации вещества в окрашенном растворе путем измерения количества света, поглощенного этим раствором.

Действие колориметра основано на свойстве окрашенных растворов поглощать проходящий через них свет тем сильнее, чем выше в них концентрация окрашивающего вещества. Все измерения с помощью колориметра производятся в монохроматическом свете того участка спектра, который наиболее сильно поглощается данным веществом в растворе (и слабо – другими компонентами раствора). Поэтому колориметры снабжаются набором светофильтров; применение различных светофильтров с узкими спектральными диапазонами пропускаемого света позволяет определять по отдельности концентрации разных компонентов одного и того же раствора.

Принцип измерения коэффициента пропускания при помощи колориметра КФК-2 состоит в том, что на фотоприемник направляются поочередно световые потоки I0 и I, а затем определяется их отношение. Для нахождения этого отношения вначале в световой поток помещают кювету с растворителем или контрольным раствором. Изменяя чувствительность колориметра нужно добиться, чтобы отсчет по шкале коэффициентов пропускания колориметра был равен 100. То есть полный световой поток I0 условно принимается равным 100%. Затем в световой пучок помещают кювету с исследуемым раствором. Полученный отсчет по шкале коэффициентов пропускания будет соответствовать I, то есть будет равен . Затем по (4) находим D, и поочередно подставляя в светопоток колориметра кюветы с одинаковыми по составу растворами, но разными длинами  и , аналогично определяем  и , а затем по (3) величину μ в том или ином диапазоне длин волн в зависимости от выбранного светофильтра. Концентрацию же раствора можно найти по D, используя градировочную кривую, построенную по нескольким значениям D для растворов с известными (заданными) концентрациями.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с расположением ручек управления на передней панели колориметра. Слева находится переключатель светофильтров, вмонтированных в диск. Рабочее положение каждого диска фиксируется и имеет маркировку. Так 1-й диск-светофильтр максимально пропускает свет с λ = 315 нм (с полосой 35 ± 15нм); 2-й = 364 (25 ± 10); 3-й = 400 (45 ± 10); 4-й =440 (40 ± 15); 5-й = 490 (35 ± 10);6-й =540 (25 ± 10); 7-й =590 (25 ± 10); 8-й =670 (20 ± 5); 9-й = 750 (20 ± 5); 10-й = 870 (25 ± 5); 11-й = 990 (25 ± 5нм). Каждый из этих светофильтров имеет свой максимальный коэффициент пропускания. Внизу в центре расположен переключатель кювет 1 и 2, фиксирующий светопучки на них в соответствующих крайних положениях этого переключателя. Над ним находится крышка кюветного отделения, при её открытии шторка закрывает окно перед фотоприемниками, измеряющими интенсивность света с выводом сигнала на шкалу регистрирующего прибора, оцифрованную в единицах коэффициента пропускания τ и оптической плотности D. Переключение фотоприемников осуществляется ручками справа («чувствительность» и «установка 100 грубо»). Кюветы устанавливаются в кюветодержатель, который помещают под крышку кюветного отделения.

2. Подготовить прибор к работе. Для этого колориметр включить в сеть за 15 минут до начала измерений. Во время прогрева кюветное отделение должно быть открыто.

3. Зафиксировать рукояткой нужный цветовой светофильтр 4-й =440 (40 ± 15); 5-й = 490 (35 ± 10).

4. Установить минимальную чувствительность колориметра. Для этого ручку «чувствительность» установить в положение «1», а ручку «установка 100 грубо» в крайнее левое положение.

5. Перед измерениями и переключением фотоприемника проверить установку стрелки колориметра «0» по шкале коэффициента пропускания Т при открытом кюветном отделении (крышка поднята вверх). При смещении стрелки от нулевого положения, ее подводят к нулю с помощью потенциометра НУЛЬ.

6. В пучок поместить кювету с растворителем или контрольным раствором, по отношению к которому производятся измерения, а также с исследуемым раствором.

7. Закрыть крышку кюветного отделения.

8. Ручками «чувствительность», «установка 100 грубо» и «точно» установить отсчет 100 по шкале прибора. Ручка «чувствительность» может при этом находиться в одном из трех положений - «1», «2» или «3».

9. Затем поворотом рукоятки переключить светопоток на кювету с исследуемым раствором.

10. Снять отсчет по шкале колориметра, соответствующий коэффициенту пропускания исследуемого раствора в процентах, или по шкале в единицах оптической плотности.

11 .Измерения проводить 3-5 раз и окончательное значение измерений величины определить как среднее арифметическое из полученных значений.

12. Для определения неизвестной концентрации раствора нужно произвести измерение величины D для него (3-5 раз), а затем по градировочной кривой определить концентрацию С %. На градировочной кривой нанесена зависимость D (С %), построенная для того же светофильтра и кюветы, для которых измеряется оптическая плотность Dx, раствора с неизвестной концентрацией Сх.

13. По окончании работы на колориметре ручки «чувствительность», «установка 100 грубо» привести в крайнее левое положение, затем включить тумблер «сеть».

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Перед каждым измерением кюветы должны тщательно протираться спирта - эфирной смесью. При установке кювет нельзя касаться пальцами их рабочих участков (ниже уровня жидкости в кювете).

2. Наливать жидкость в кюветы нужно до метки на их боковых стенках.

3. Выбор оптимального размера кюветы производятся для раствора средней концентрации (из всех намеченных для измерения). Если для него оптическая плотность составляет 0,3 – 0,5, то при данной кювете ошибка измерений будет минимальной.

4. Светофильтр для работы выбирается так, чтобы длина волны, соответствующая максимуму коэффициента пропускания светофильтра, приходилась на определенный участок спектральной кривой испытываемого раствора. Он находится по экспериментальному графику зависимости  испытываемого раствора и соответствует максимальной величине D.

Контрольные вопросы:

  1.  Поглощение света, закон Бугера.
  2.  Спектры поглощения веществ в различных состояниях.
  3.  Колориметры и колориметрия.
  4.  В чем состоит принцип измерения коэффициента пропускания при помощи колориметра КФК-2?

Библиографический список:

  1.  Савельев И. В. Курс физики [Текст] : учебное пособие : в 3 т. Т. 3 : Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц / И. В. Савельев. - 2-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2006. - 320 с.;
  2.  Детлаф А.А. Яворский Б.М. Курс физики. М.: 2003. С. 457-461,  553-557.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73328. Додавання і віднімання дробів з різними знаменниками 1.06 MB
  Познайомитися з правилом додавання і віднімання звичайних дробів з різними знаменниками, формувати навички застосування правила при вирішенні типових вправ ; удосконалювати вміння приводити дроби до НСЗ, скорочувати їх, виділяти цілу частину з неправильного дробу;
73330. Урок з математики з елементами українознавства. Розв’язування рівнянь 75.5 KB
  Тема уроку: Розв’язування рівнянь. Мета уроку: Навчальна: узагальнити і закріпити знання учнів про рівняння; Вдосконалювати вміння і навики розв’язувати рівняння на основі залежностей між компонентами арифметичних дій; Розвивальна: Розвивати обчислювальні навики; Розвивати логічне мислення уважність та спостережливість пізнавальний інтерес; Виховна: виховувати почуття любові до України до рідної мови;виховувати інтерес до предмета; Виховувати працелюбність наполегливість...
73331. Повторення складу чисел 5 і 6. Складання рівностей за малюнками. Обчислення значень виразів, що містять додавання, за допомогою предметних малюнків 279.77 KB
  Мета: повторити всі варіанти складу чисел 5 і 6; вправляти у складанні прикладів за малюнками, у розпізнаванні геометричних фігур; вдосконалювати обчислювальні навички; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
73333. Створення нумерованих та маркованих списків. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів 860.57 KB
  Мета уроку: сформувати поняття: нумерований і маркований списки; колонтитули; розглянути: способи створення нумерованих маркованих та багаторівневих списків; особливості настроювання параметрів сторінок; формувати вміння: створювати нумеровані й марковані списки; створювати колонтитули; застосовувати набуті знання на практиці; розвивати: творчі здібності; критичне та аналітичне мислення; навчити: застосовувати вміння створювати списки при оформленні тексту; настроювати параметри сторінки. Очікувані...
73335. Мова як особлива система знаків, її місце серед інших знакових систем. Проблеми взаємодії мови і культури, мови і соціуму. Роль мови у формуванні й самовираженні особистості 102.11 KB
  Мова як особлива система знаків її місце серед інших знакових систем. Що не річка то мова знад СлавутиДніпра: українська чудова як сопілкова гра Д. Мова це сукупність усіх слів усіх граматичних форм усіх особливостей вимови всіх людей За Г. Мова це історія і сучасність це кожна людина і народ це інструмент який допомагає людині в її практичній щоденній діяльності тобто виступає знаряддям спілкування і водночас це й засіб проникнення в глибини історичної пам’яті народу це збереження духовних надбань нації для...