12209

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЛАЗЕРНОГО ПУЧКА СВЕТА

Лабораторная работа

Физика

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЛАЗЕРНОГО ПУЧКА СВЕТА Методические указания по выполнению лабораторной работы № 86 по оптике для студентов инженернотехнических специальностей Курск 2010 УДК 681.787.2 Составители: А.А. Родионов Л.П. Петрова В.Н. Бур

Русский

2013-04-24

103 KB

11 чел.

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЛАЗЕРНОГО ПУЧКА СВЕТА

Методические указания по выполнению лабораторной работы

№ 86 по оптике для студентов инженерно-технических

специальностей

Курск 2010

УДК 681.787.2

Составители: А.А. Родионов, Л.П. Петрова, В.Н. Бурмистров

Рецензент

Кандидат физико-математических наук, доцент В.М. Пауков

Изучение свойств лазерного пучка света [Текст]: методические указания по выполнению лабораторной работы по оптике № 86 для студентов инженерно-технических специальностей / Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: А.А. Родионов, Л.П. Петрова, В.Н. Бурмистров. Курск, 2010. 10 с.: ил. 4. Библиогр.: с.10.

Содержат сведения по изучению свойств и основных характеристик лазерного пучка света.

Методические указания соответствуют требованиям программы, утвержденной учебно-методическим объединением для студентов инженерно-технических специальностей.

Предназначены для студентов инженерно-технических специальностей дневной и заочной форм обучения.

Текст печатается в авторской редакции

Подписано в печать    . Формат 6084 1/16.

Усл.печ.л.      Уч.-изд.л.  Тираж 100 экз. Заказ.      Бесплатно.

Юго-Западный  государственный  университет.

305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


Цель работы: научиться экспериментально определять важнейшие параметры светового пучка газового лазера.

Принадлежности: лабораторный оптический комплекс ЛОК-1М с лазером, оптической скамьей, фоторегистратором и набором оптических элементов.

Теоретическое введение

Удобным и зачастую незаменимым источником направленного пучка электромагнитных волн, в том числе и в оптическом (световом) диапазоне частот, являются газовые лазеры.

Принцип действия лазеров основан на использовании индуцированного излучения. При вынужденном переходе электрона в атоме с одного из возбужденных уровней на более низкий энергетический уровень происходит излучение фотона, дополнительного к тому фотону, под действием которого произошел переход. Это дополнительное излучение и называется вынужденным или индуцированным. Направление его распространения совпадает с направлением распространения внешнего излучения, вызвавшего переход, более того, внешнее и вынужденное излучения когерентны (поскольку совпадают частота, фаза и поляризация вынужденного и внешнего излучений). Эта особенность вынужденного излучения лежит в основе действия усилителей и генераторов света, называемых лазерами.

Принцип усиления света предложил в 1940 г. русский физик Фабрикант В. А., а идея использования этого принципа в микроволновом диапазоне электромагнитных колебаний (1953 г.) принадлежит российским ученым Басову Н. Г. и Прохорову А. М. и американским физикам Таунсону Ч. и Веберу Дж.

Лазер представляет собой открытую коллективную систему, способную к обмену энергией с веществом окружающей среды. Лазер состоит из устройства накачки, оптического резонатора и рабочего тела.

В качестве рабочего тела в атомарном лазере используется гелий-неоновая смесь, находящаяся в оптическом резонаторе в виде трубки с зеркальными торцами, один из которых полупрозрачный. Устройство накачки представляет собой радиочастотный генератор, при работе которого возбуждается тлеющий разряд.

Работа атомарного газового лазера основана на явлении индуцированного излучения в активной среде. В гелий-неоновом лазере активной средой являются атомы неона, получающие энергию от тлеющего разряда. При этом атомы неона переходят с основного энергетического уровня E1 на верхний возбужденный уровень E2.

Первый возбужденный уровень атомов гелия совпадает с верхним возбужденным уровнем атомов E3 неона. Поэтому при столкновениях возбужденных атомов гелия с невозбужденными атомами неона с энергией E1 происходит передача возбуждения, в результате которой атомы неона перейдут на верхний уровень E3, а атомы гелия возвратятся в основное состояние. При достаточно большом числе атомов гелия в газовой смеси можно добиться преимущественного заселения уровня неона. Переход с уровня E3 на уровень E2 сопровождается лазерным излучением. Когда накачка не включена, то густо заселен нижний уровень E1. Если накачка включена, но мощность ее не достигает пороговой, то только часть электронов атомов гелия переходит на возбужденный уровень. Когда заселенность верхнего уровня становится критической, наблюдается кооперативый эффект: в переходах на основной уровень, испущенный каким-либо одним электроном фотон, вызывает испускание другого фотона, затем оба фотона вызывают испускание третьего и т.д. При этом излучение отличается когерентностью и низкой расходимостью пучка. Торцевые зеркала оптического резонатора увеличивают лавину излучений и обеспечивают усиление только определенной частоты (“моды”).

Лазеры (оптические квантовые генераторы) находят самые разнообразные применения во многих областях науки и техники, медицины и т.д. Лазеры бывают непрерывного действия и импульсные. В том случае, когда напряженность электрического поля в луче лазера много меньше ее значения внутри атомов (малые интенсивности лазерного пучка), мы имеем дело с так называемыми линейными оптическими явлениями (линейная оптика). В этом случае выполняется принцип суперпозиции световых волн в геометрической оптике. Для мощных лазерных пучков, в которых напряженность электрического поля становится соизмеримой с ее значением внутри атомов, принцип суперпозиции в среде оказывается нарушенным, при этом наблюдается ряд нелинейных эффектов (нелинейная оптика). К числу нелинейных эффектов относится появление в отраженном свете колебаний с удвоенной частотой по отношению к падающему свету. До некоторой интенсивности пучка, называемой критической, пучок распространяется, не испытывая расходимости, при закритической интенсивности наблюдается сжатие пучка – самофокусировка. Регистрируются и оптические гармоники с удвоенной, утроенной и т.д. частотой, наблюдается многофотонное поглощение света (одновременно несколько фотонов переводят один электрон на высокий энергетический уровень), а также многофотонный фотоэффект и другие нелинейные явления.

В данной работе необходимо определить линейный и телесный углы расходимости лазерного излучения гелий-неонового лазера ЛГН-203, энергетическую Јэ (Вт/стер) и фотометрическую Ј (кд) силу света лазера, исследовать зависимость интенсивности I (r) от расстояния от центра пучка, где I = I0.

Действие света на глаз в большой степени зависит от длины волны. Функция видности V – это относительная спектральная кривая эффективности монохроматического излучения. Она показывает, как глаз воспринимает излучение различного спектрального состава. Наиболее чувствителен глаз к излучению с длиной волны 555 нм (зеленая область спектра). Функция видности для этой длины волны принята за единицу. При том же потоке энергии оцениваемая зрительно интенсивность света для других длин волн оказывается меньше. Соответственно и функция видности для этих длин волн меньше единицы. Значения функции видности обратно пропорциональны величинам энергетических потоков, которые вызывают одинаковое по интенсивности зрительное ощущение.

Функция видности для длины волны лазера λ = 0,6328 мкм имеет значение V = 0,25, мощность излучения лазера Р = 2 мВт. Опытным путем установлено, что световому потоку в 1 лм, образованному излучением с λ = 0,555 мкм, соответствует поток энергии в 0,0016 Вт. Величина А = 0,0016 Вт/лм носит название механического эквивалента света.

Порядок выполнения работы:

1. Для изучения распределения интенсивности по сечению лазерного пучка снимите с оптической скамьи все держатели, кроме блока регистрации. Свет лазера зеркалами направляется на блок регистрации, состоящий из установленных на передвижном столике 1, кассеты 2 с линзой 3 и фоторегистратора 4. Линза 3 дает увеличенное изображение лазерного пучка на экране фоторегистратора, не изменяя распределение интенсивности света по сечению пучка. Фоторегистратор предназначен для визуального определения координат характерных точек изображения и для измерения распределения его интенсивности. Координаты определяются по горизонтальной и вертикальной шкалам с ценой деления 1 мм. Интенсивность измеряется фотодатчиком. Входное окно 5 фотодатчика перемещается в прорези лицевой панели регистратора барабаном 6. Один оборот барабана смещает датчик на 1 мм, ширина окна фотодатчика 0,3÷0,4 мм. На задней стенке регистратора установлены два разъема. К одному из них подключается блок питания фоторегистратора, к другому – вольтметр. Сетевой шнур лазера включается в розетку на задней стенке установки, тумблер включения лазера находится справа на задней стенке корпуса лазера.

2. Произвести юстировку луча лазера и деталей (элементов) оптической скамьи. Юстировка луча лазера имеет целью выставить луч так, чтобы он проходил строго параллельно оптической скамье на высоте 40 мм над основанием скамьи. Юстировку лучше выполнять достаточно подготовленному персоналу, имеющему опыт работы с оптическими приборами.

3. Определить увеличение β линзы 3. Для этого после юстировки лазера установите перед рейтером № 4 расширитель пучка (рейтер № 6 линзой) и подберите его положение так, чтобы вблизи линзы рейтера № 4 получить освещенную площадку диаметром 10-20 мм. Установите в кассете рейтера № 4 калибровочную сетку (элемент № 1), цена деления которой h = 1 мм. На шкале фоторегистратора определите координаты нескольких штрихов изображения сетки и найдите расстояние H между соседними линиями. Линейное увеличение линзы рейтера № 4 будет:

Β = H/h.

4. Специальными проводниками с разъемами соедините фоторегистратор с вольтметром и включите питание фоторегистратора. На вольтметре переключатель установите в положение “вольты” и включите прибор в сеть. Подберите предел измерений вольтметра так, чтобы он не “зашкаливал”.

5. Измерьте распределение интенсивности луча лазера по диаметру, смещая фотодатчик шагами в 1 мм слева направо. Постройте график этого распределения I(x). Проверьте, насколько хорошо это распределение соответствует Гауссову распределению:

.

По кривой распределения найдите величину ρ. Заметим, что здесь I = I0 при x = 0, ρ – расстояние на экране от центра пятна, для которого интенсивность I уменьшается в е раз по сравнению с I0. Можно считать, что диаметр лазерного пучка d = 2ρ. Интенсивность можно отсчитывать по вольтметру в произвольных единицах.

6. Определите диаметр пучка на экране фоторегистратора при нескольких положениях столика с блоком регистратора на оптической скамье, беря отсчет y против риски столика по линейке скамьи. Построив график зависимости d от продольной координаты у положения фоторегистратора, определите линейный угол расхождения пучка лазера φ = ∆d/∆y, а затем и телесный угол расхождения ω = πφ² (стерадиан).

7. Найдите энергетическую силу света лазера Јэ = PВт/стер, где Р = 2 мВт, а затем фотометрическую Ј = V Јэ А-1 люмен/стер, где видностъ V = 0,25, А = 0,0016 Вт/лм, 1 люмен/стер = 1 кандела.

8. Оцените среднюю напряженность электрического поля в лазерном пучке, найдя вначале численное значение вектора Пойтинга  Вт/м2, затем объемную плотность электромагнитной энергии S/с, где c = 3·10 м/с, и используя соотношение  Вт·c/м3, получаем  В/м, где ε0 = 8,85·10-12 Ф/м. Сравните эту величину с напряженностью электрического поля, например, для атома водорода , где е = 1,6·10-19 Кл, первый боровский радиус м, ћ = h/2π, h = 6,62·10 Дж·c, масса электрона m = 9,11·10-31 кг. Оцените отношение E/Eат.

9. После завершения экспериментальных работ отключите лазер и всю установку от сети.

ВНИМАНИЕ: при работе на установке во избежание потери зрения категорически запрещается поворачивать оборотные зеркала, т.к. это может привести к попаданию прямого луча лазера в глаз. Следует остерегаться попадания в глаз и отражений луча лазера, от каких либо других зеркальных поверхностей.

Контрольные вопросы:

  1.  Устройство, назначение и принцип работы лазера.
  2.  Основные параметры лазерного пучка света.
  3.  Какие вы знаете применения лазера в науке и технике?
  4.  Изложите методику изучения распределения пучка лазера по сечению луча, используемую в данной работе.
  5.  Что такое мощность пучка, энергетическая сила света, фотометрическая сила света?
  6.  Что такое функция видности?
  7.  Вектор Пойтинга, его связь с объемной плотностью энергии электромагнитной волны, физический смысл вектора Пойтинга.

Библиографический список:

1. Савельев И. В. Курс физики [Текст] : учебное пособие : в 3 т. Т. 3 : Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц / И. В. Савельев. - 2-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2006. - 320 с.;

2. Детлаф А. А. Курс физики  [Текст]: учеб. пособие / А. А. Детлаф, Б. М. Яворский; . - 4-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 2002.

 


Вспомогательные атомы
He

Рабочие атомы Ne

Возбуждение электронным ударом

Возбуждение электронным ударом

еренос энергии при соударениях

Верхний лазерный уровень

Лазерное излучение

Нижний лазерный уровень

Е3

Е2

Е1

2

3

1

4

6

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82519. Источники романо-германского права 26.8 KB
  Среди нормативно-правовых актов главное место занимает закон. Среди законов наибольшей юридической силой обладают конституции. Затем следуют органические (конституционные) законы, которые, однако, существуют не во всех странах этой семьи.
82520. Задания, направленные на развитие логического мышления младших школьников с ЗПР 61.5 KB
  Примеры такого анализа: Данное упражнение можно использовать на уроках математики. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром а также труда 2. Упражнение можно использовать на уроках математики. Это задание рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром и труда.
82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.
82522. Развитие мышления у младших школьников с ОНР 4.26 MB
  Отгадывание ребусов: отгадать слово из двух предлогов: найти в слове квас три предлога: Цель: развитие словеснологического мышления Установление простых аналогий навыков словообразования. Цель: развитие словеснологического мышления устойчивости и концентрации слухового внимания. Задание: определить что пропущено в рассказе: названия предметов предлоги или названия признаков Цель: развитие нагляднообразного мышления.
82523. Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией на уроках 83.5 KB
  Инструкция: Я буду говорить слово по звукам слогам а ты запиши его в тетради. а сани солома зэркало дворэц б первый слогпу третий слог вик второй слог хо; первый слог пу третий слог ка второй слогшин второй слог шок первый слог пу третий слог ка второй слог пуш первый слого Дополнительное задание: подчеркнуть лишнее слово. первый слог са второй слог мо третий слог кат третий слог ле второй слог то первый слог вер первый слог са третий слог ник...
82524. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста 100.5 KB
  Педагог просит ребенка отнести на один стул такие указательный жест а на другой такие. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью а другому с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все что можно протолкнуть в данную коробку. Если он выбирает правильно например шары но берет не все а только один или два шара педагог напоминает ему что нужно взять все такие указывает на шары. После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы педагог подводит итог: Правильно Таня собрала все шары и...
82525. Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 88.5 KB
  Педагог просит: Достань тележку. Если ребенок вытянул тесьму то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Если все же ребенок не сумел сделать сам педагог медленно показывает. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке.
82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.