12225

Практическое использование современных информационных технологий

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

СОДЕРЖАНИЕ [1] 1. Общие положения [1.1] Цель и задачи выполнения лабораторных работ [1.2] 1.2. Содержание и оформление отчета по практическим заданиям [2] 2. Задания и методические указания к выполнению работ [3] Библиографичес...

Русский

2013-04-24

213.5 KB

151 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

[1] 1. Общие положения

[1.1] Цель и задачи выполнения лабораторных работ

[1.2] 1.2. Содержание и оформление отчета по практическим заданиям

[2] 2. Задания и методические указания к выполнению работ

[3] Библиографический список

1. Общие положения

  1.  Цель и задачи выполнения лабораторных работ

Методические указания нацелены на развитие у студентов навыков практического использования современных информационных технологий, Интернет-ресурсов для сбора и обработки деловой информации, принятия управленческих решений.

Задачи выполнения работ:

  1.  Обеспечение углубленного изучения теоретических материалов по дисциплине, умение ориентироваться в ресурсах, содержащих информацию, необходимую в деятельности менеджера.
  2.  Научить находить актуальную информацию об управленческой деятельности в рыночных условиях, собирать и обрабатывать фактический материал в сфере офисных технологий.
  3.  Закрепить навыки системной работы с экономической информацией в сети Интернет.

В процессе работы менеджер должен уметь оперативно принимать разнообразные управленческие решения. Для этого необходимо иметь навыки быстрого сбора и обработки информации, уметь классифицировать источники информации, освоить методы работы с экономической информацией.

В настоящее время практически все предприятия стремятся создать и развивать собственные корпоративные информационные системы (КИС). Уровень КИС может существенно различаться в разных отраслях, на разных предприятиях. Менеджер, наряду со знанием современных методов управления бизнес-процессами, должен понимать принципы и особенности их реализации с помощью современных программных и аппаратных средств. В современном бизнесе широко используются Интернет-технологии. Большинство фирм имеет свой сайт, работает на электронных торговых площадках, создает электронные и Интернет-магазины, пользуется электронными платежными системами, сдает электронную отчетность. Несмотря на очевидные конкурентные преимущества, предоставляемые современными ИТ, их применение в каждом конкретном случае должно быть экономически обосновано. Внедрение современных КИС достаточно дорогостоящий и длительный процесс, требующий серьезной перестройки процессов управления бизнесом. Поэтому оно должно сопровождаться оценкой экономической эффективности, разработкой технико-экономического обоснования, бизнес-плана, созданием групп принятия решений по данной проблеме.

Практические задания нацелены на подготовку предложений по совершенствованию бизнеса, применению информационных технологий и решений в выбранной отрасли, на данном предприятии. Они должны быть подкреплены перечнем мероприятий по внедрению.

Задания имеют единую структуру и включают следующие этапы:

- необходимо найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- ознакомиться с описанием, структурой и особенностями системы;

- проанализировать практику ее применения;

- составить перечень мероприятий по внедрению системы на предприятии;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на контрольные вопросы.

1.2. Содержание и оформление отчета по практическим заданиям

Структура отчета:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- краткая теоретическая часть;

- расчетная часть;

- заключение;

- список использованных источников.

Требования к оформлению отчета, в том числе, титульного листа, представлены в Стандарте СТО 4.2-07-2012 «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности».

Во введении указываются цель и задачи работы. Объем введения не должен превышать 0,5-1 стр.

Краткая теоретическая часть содержит информацию, отражающую существо лабораторной работы, и оформляется в виде текстового документа. Расчетная часть содержит необходимые расчеты, подкрепленные таблицами.

В заключении подводится краткий (не более 1страницы) итог выполненной работы, приводятся результаты, которые необходимо связать с целью и задачами лабораторной работы и выводы.

  

2. Задания и методические указания к выполнению работ

2.1. Лабораторная работа № 1. Роль информационных технологий и ресурсов

Ужесточение конкуренции заставляет предприятия активнее внедрять информационные технологии в бизнес-процессы. При этом существенно изменяется круг задач, решаемых менеджерами.

Под термином «информационные технологии» понимается совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях.

Понятие информационных технологий (ИТ) включает большое количество составляющих: аппаратные платформы, операционные системы, языки программирования и средства разработки приложений, сетевые технологии, базы данных и многие другие.

В методическом смысле можно выделить два основных направления применения информационных технологий и систем в бизнесе (рис.1). Первое - связано с применением информационных технологий и инструментария Интернет для поддержки существующего бизнеса и повышения эффективности управления. На крупных предприятиях для поддержки существующего бизнеса часто разрабатываются и применяются информационные технологии и системы (ИТС) подготовки и принятия управленческих решений. Корпоративные информационные системы (КИС) объединяют программные и аппаратные средства, информационные технологии и ресурсы для эффективного управления предприятием. Постоянно разрабатываются новые подходы к управлению бизнесом, которые реализуются в информационных системах.

ERP- системы (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), позволяют объединить основные элементы производственной и коммерческой деятельности (производство, планирование, финансы и бухгалтерию, материально-техническое снабжение, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление и поставку продукции, оказание услуг). Для малых и средних предприятий эффективным вложением средств становится внедрение CRM (Customer Relationships Management – управление взаимоотношениями с клиентами) - систем, нацеленных на сохранение заданного уровня продаж.

 

  1.  

Рис.1. Направления применения информационных технологий и систем для управления и развития бизнеса

Наряду с первым направлением (см. рис.1), информационные технологии позволяют развивать и второе направление, связанное с созданием новых моделей бизнеса. Речь идет, например, об Интернет- магазинах, электронных торговых площадках, взаимодействии с виртуальными информационными агентствами и т.д.

ИТС электронного взаимодействия, ИТС электронной коммерции и все второе направление тесно связаны с применением Интернет-технологий в менеджменте. Расширяющееся применение информационных технологий и Интернета в менеджменте объясняется, прежде всего, стремлением предприятий увеличить свою прибыль за счет сокращения соответствующих издержек. В организации взаимодействия с клиентами, принятии важнейших решений по формированию ценовой, сбытовой, коммуникативной политики ведущая роль отводится сотрудникам, способным оперативно собирать, систематизировать и обрабатывать информацию об изменениях во внешней и внутренней среде фирмы. Как правило, им поручается разработка и сопровождение содержательной части корпоративного Web-сайта, презентаций. Они участвуют в организации работы на электронных торговых площадках, проводят маркетинговые исследования в сети Интернет, готовят предложения по развитию новых направлений бизнеса.

В процессе работы над темой следует обратить внимание на то, что ужесточение конкуренции, развитие ИТ оказывает существенное влияние на стратегию развития предприятия в первую очередь за счет создания и внедрения компьютерных систем принятия решений, использования Интернет-технологий для совершенствования существующих и поиска новых направлений развития бизнеса. Расширяющееся применение ИТ и Интернета объясняется, прежде всего, стремлением предприятий повысить конкурентоспособность, увеличить прибыль за счет эффективной обработки информации и создания новых бизнес-направлений. Системный подход к использованию ИТ, Интернет-ресурсов становится важным конкурентным преимуществом фирмы, позволяя занять лидирующее положение на рынке.

Методические указания к выполнению работы

Цель работы: изучить информационные ресурсы по менеджменту.

Задачи работы: ознакомиться с информационными ресурсами по менеджменту, изучить структуру, состав информации, подготовить краткую аналитическую записку и сообщение на практическом занятии.

Задание:

- найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- составить перечень ссылок на найденные ресурсы;

- проанализировать представленную на них информацию;

- изучить структуру, состав информации, применение в деятельности менеджера;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на вопросы.

Варианты задания

Информационные ресурсы

1. Библиотечная сеть РФ. Электронные библиотеки по менеджменту

2. Периодические издания по менеджменту. Электронные издания

3. Менеджмент в СМИ. Электронные СМИ, специализирующиеся на

менеджменте в условиях конкурентного рынка

4. Конференции, выставки, совещания и другие события в маркетинге и менеджменте

5. Образовательные ресурсы по менеджменту (ВУЗы, МВА, курсы,

семинары и т.п.)

6. Коммерческие структуры, специализирующиеся на менеджменте

7. Услуги в области менеджмента. Возможности аутсорсинга

8. Работа, трудоустройство, оплата труда менеджеров

9. Сайты, форумы, чаты, на которых обсуждаются профессиональные проблемы в менеджменте

2.2. Лабораторная работа № 2. Методологические основы применения информационных ресурсов и технологий в менеджменте

В стремительно изменяющихся рыночных условиях менеджмент должен быть ориентирован на достижение стратегических целей фирмы (обеспечение прибыльности, доходности, доли рынка и тп.) путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, a также эффективное использование информационных ресурсов и технологий.  Управляемый объект (фирма или ее подразделения), постоянно обменивается информацией с внешней средой. Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля выполнения. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос – как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

Принятие решения – прерогатива менеджеров разных уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Одним из главных предназначений информационных технологий в менеджменте является сбор, обработка и предоставление информации для принятия управленческих решений. В связи с этим методы обработки экономической информации удобно рассматривать по этапам жизненного цикла процесса принятия управленческого решения: 1) диагностика проблемы; 2) разработка (генерирование) альтернатив; 3) выбор решения; 4) реализация решения (рис. 2).

Процесс принятия управленческих решений

Диагностика проблемы

Разработка (генерирование)альтернатив

Выбор решения

Реализация решения

Рисунок 2

На первой этапе менеджер собирает и систематизирует информацию о внешней и внутренней среде фирмы (ситуация на рынке, цены конкурентов, уровень складских запасов). В результате этого формируется проверенная по нескольким источникам, необходимая и достаточная информация, способная повлиять на принимаемые решения.

Методы, используемые на фазе диагностики проблем, позволяют сформировать достоверное и наиболее полное описание проблемы. Среди  них выделяют методы сравнения, факторного анализа, моделирования (экономико-математические методы, методы теории массового обслуживания, теории запасов, экономического анализа и прогнозирования (качественные и количественные методы). Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки.

Затем на основе подготовленных материалов руководством фирмы принимаются управленческие решения. Например, об установлении дилерских скидок, проведении рекламных акций, изменениях номенклатуры выпускаемых изделий. На этом этапе также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы типа «что произошло?» и «по каким причинам?», здесь определяется с помощью каких управленческих действий можно решить проблему.

В зависимости от полноты собранной информации выбор решения происходит в состоянии определенности, риска и неопределенности. Отличия между этими состояниями заключаются в степени понимания лицами, принимающими решения, происходящих явлений, рыночных условий, внутренних возможностей фирмы.

При реализации решений применяют методы планирования, организации и контроля выполнения решений: составление плана реализации решения предполагает: получение ответа на вопросы «что, кому и с кем, как, где и когда делать?». Основными методами, применяемыми при планировании управленческих решений, являются сетевое моделирование и разделение обязанностей. К методам организации выполнения решения относят методы составления информационной таблицы реализации решений и методы воздействия и мотивации. Методы контроля выполнения решений подразделяют на контроль над промежуточным и конечным результатами и контроль над сроками выполнения.

Работая над темой, следует найти и изучить Интернет-ресурсы, посвященные методическому обеспечению работы менеджера, организации и планированию управленческой деятельности в рыночных условиях применительно к области научных интересов магистранта.

Методические указания к выполнению работы

Организация и планирование информационного обеспечения в  менеджменте

Вас назначили руководителем структурного подразделения фирмы. Чтобы успешно справляться с новыми обязанностями, Вам необходимо организовать своевременное получение информации, необходимой для деятельности подразделения, ее обработку, подготовку решений, контроль за их исполнением.

Цель работы: получить навыки организации и планирования информационного обеспечения в менеджменте.

Задачи работы: ознакомиться с организацией и планированием информационного обеспечения в менеджменте, изучить источники информации о деятельности фирмы, составить перечень мероприятий по информационному обеспечению работы структурного подразделения фирмы, подготовить краткую аналитическую записку по улучшению информационного обеспечения работы структурного подразделения фирмы и сообщение на практическом занятии.

Задание:

  •  из перечисленных ниже вариантов задания выбрать отрасль и структурное подразделение;
  •  найти информационные ресурсы, необходимые руководителю структурного подразделения фирмы по выбранному варианту задания, в том числе по следующим вопросам:
  1.  организация работы подразделения (положение об отделе, должностные инструкции, приказы, распоряжения и тп);
  2.  источники внешней информации (состояние дел в отрасли, тематические рассылки, конкуренты и тп);
  3.  источники внутренней информации, (в том числе необходимые для контроля выполнения решений);
  4.  законодательство, правовые акты, регламентирующие управление предприятием, подразделением;
  •  составить перечень (план) мероприятий по информационному обеспечению работы структурного подразделения фирмы;
  •  подготовить краткую аналитическую записку по улучшению информационного обеспечения работы структурного подразделения фирмы (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);
  •  подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;
  •  ответить на вопросы.

Варианты задания

№ варианта

Наименование отрасли, в которой работает фирма

Наименование подразделения фирмы

1

Производство продуктов питания

Отдел сбыта

2

Производство обуви

Отдел персонала

3

Гостиничный бизнес

Служба бронирования

4

Услуги автомобильного транспорта

Обслуживание клиентов

5

ИТ- услуги

Отдел маркетинга

6

Муниципальное предприятие

Отдел по работе с клиентами

7

Жилищно-коммунальное хозяйство

Дежурная служба

8

Розничная торговля

Коммерческий отдел

9

Информационные услуги

Отдел продаж

10

Производство мебели

Отдел закупок

11

Туристическая фирма

Отдел корпоративных клиентов

12

Строительные материалы

Департамент  розничной торговли

2.3. Лабораторная работа №  3. Рынок информационных ресурсов, услуг и технологий

Современная литература по информационным технологиям в менеджменте изобилует специальными терминами и сокращениями, в том числе англоязычными (рис. 3). Руководители предприятий часто не в состоянии разобраться во всем многообразии названий и выяснить, для чего предназначена та или иная система, насколько решаемые ею задачи актуальны для его организации. Одно из важных требований к менеджеру – умение ориентироваться на рынке информационных систем, оценивая возможность их применения в области своих научных интересов.

Основные методологические подходы и системы автоматизации компаний

MPS - Master Planning Shedule - методология объемно-календарного планирования

MRP - Material Requirements Planning – планирование потребности сырья и материалов

CRP - Capacity Requirements Planning - планирование производственных ресурсов

FRP - Finance Requirements Planning – планирование финансовых ресурсов

MRPII - Manufacturing Resources Planning - планирование и управление ресурсами предприятия: сырьем, материалами, оборудованием, трудозатратами

ERP - Enterprise Resources Planning – управление корпоративными ресурсами

CSRP - Customer Synchronized Resources Planning - управление, ориентированное на взаимодействие с клиентами

ERPII - Enterprise Resource and Relationship Processing - управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия

SCM - Supply Chain Management - управление цепочками поставок

CRM - Customer Relationship Management - управление отношениями с заказчиками

PLM - Product Lifecycle Management – управление жизненным циклом продукта

CAD/CAM/САЕ/PDM - автоматизированные системы: проектирования/ технологической подготовки производства/ инженерных расчетов/ документооборота

MES - Management Execution System - управление производством в реальном времени

SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition System – система сбора данных и 

оперативного диспетчерского управления технологических процессов

Рисунок 3

К числу наиболее известных методологий / систем автоматизации компаний относятся:

MPS (Master Planning Shedule – методология объемно-календарного планирования) - применяется в основном для решения производственных задач, иногда в других отраслях, например, дистрибуции.

MRP (Material Requirements Planning – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства). Методология планирования потребности в материальных ресурсах, заключающаяся в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана производства.

CRP (Capacity Requirements Planning - планирование производственных ресурсов). Данная концепция схожа с MRP, но вместо единого понятия  состава изделия она оперирует такими понятиями, как «обрабатывающий центр», «рабочие ресурсы». Методологии MRP/CRP применяются в АСУП производственных предприятий.

FRP (Finance Requirements Planning – планирование финансовых ресурсов).

MRPII (Manufacturing Resources Planning – планирование и управление всеми производственными ресурсами предприятия: сырьем, материалами, оборудованием, трудозатратами). Интегрированная методология планирования производства. При ее использовании обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.

ERP (Enterprise Resources Planning – управление корпоративными ресурсами). Первая концепция бизнес-планирования, направленная на управление бизнесом, а не только производством, как MRP. К функциям MRPII добавлено управление финансовыми ресурсами, маркетинг.

CSRP (Customer Synchronized Resources Planning – управление, ориентированное на взаимодействие с клиентами). CSRP обеспечивает планирование ресурсов, синхронизированное с запросами покупателей. Охватывает весь жизненный цикл товара - от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Идея CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием.

ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing – управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия). Это новая версия концепции ERP. Можно считать что, ERPII=ERP+CRM+SCM. Основная идея ERP II заключается в выходе за рамки задач по оптимизации внутренних процессов организации: кроме интеграции таких традиционных для ERP систем областей деятельности предприятия, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, системы класса ERP II позволяют управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.

SCM (Supply Chain Management – управление отношениями с поставщиками). Часто переводится как управление цепочками поставок. Концепция SCM поддерживается в большинстве ERP- и MRPII-систем.

CRM (Customer Relationship Management – управление отношениями с заказчиками). CRM подразумевает накопление, обработку и анализ информации о взаимоотношениях с клиентами. Позволяет отслеживать историю развития взаимоотношений, координировать многосторонние связи, централизованно управлять продажами и маркетингом.

PLM (Product Lifecycle Management) – управление жизненным циклом продукта.

CAD/CAM/САЕ/PDM (Computer-Aided Design/ Computer-Aided Manufacturing/ Computer-Aided Engineering/ Project Data Management) – автоматизированные системы: проектирования/ технологической подготовки производства/ инженерных расчетов/ документооборота.

MES (Management Execution System) – интегрированная информационно-вычислительная система, объединяющая инструменты и методы управления производством в реальном времени.

SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition System) – система сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологических процессов.

Изучая и анализируя сведения, содержащиеся на сайтах фирм - производителей и поставщиков ИТ-решений, следует различать подходы, методы решения управленческих задач и реализующие их информационные системы.

Целесообразно «привязать» предлагаемые решения к упрощенной структуре предприятия, представляющей четыре «классических» уровня автоматизации предприятия — 1)уровень технологических процессов – производственные зоны (АСУТП), 2).управление производственными процессами (MES), 3) управление всеми ресурсами предприятия – финансово-хозяйственное управление (ERPсистемы) и 4) стратегическое управление – высший менеджмент (OLAP-системы).

Следует обратить внимание на то, что если первоначально ERP, CRM -

системы разрабатывались и внедрялись крупным бизнесом, то сегодня идет

их активное продвижение в малый бизнес.

Методические указания к выполнению работы

Рынок информационных ресурсов, услуг и технологий менеджмента

Цель работы: изучить рынок информационных ресурсов, услуг и технологий менеджмента.

Задачи работы: ознакомиться с рынком информационных ресурсов, услуг и технологий менеджмента, изучить структуру, состав информации, подготовить краткую аналитическую записку и сообщение на практическом

занятии.

Задание:

- найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- составить перечень ссылок на найденные ресурсы;

- проанализировать представленную на них информацию;

- изучить структуру, состав информации, применение в деятельности менеджера;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на вопросы.

Варианты задания

Методы управления, виды информационных ресурсов, услуг и технологий

  1.  Метод «Производство на мировом уровне» (World Class Manufacturing WCM)
  1.  Метод планирования «Точно в срок» (Just in Time — JIT)
  1.  Метод «Тотальный контроль качества» (Tota1 Quality Management - ТQМ)
  1.  Метод развития человеческих ресурсов (Нuman Resorce Development — HRD)
  1.  Метод «Реинжинирииг бизнес-процессов» (Business Process Re- Engineering - BPR)
  1.  MRPII (Manufacturing Resources Planning)
  1.  MES (Management Execution System)
  1.  OLAP-системы
  1.  BI-системы
  1.  PLM (Product Lifecycle Management)
  1.  Системы электронного документооборота
  1.  Платежные системы
  1.  Средства и системы безопасности
  1.  Системы компьютерной телефонии, видеоконференцсвязи
  1.  Хранилища информации

2.4. Лабораторная работа № 4. Интернет -технологии и ресурсы в информационном менеджменте

Важная роль Интернет-ресурсов в менеджменте определяется тем, что в своей повседневной производственно-хозяйственной деятельности фирмы, в которых предстоит работать магистрантам, постоянно используют сеть Интернет для получения и размещения различной информации.

Системный подход к использованию информации, размещаемой в сети Интернет, становится важным конкурентным преимуществом фирмы, позволяя занять лидирующее положение на рынке.

Роль Интернет–ресурсов существенно возрастает еще и потому, что российское законодательство требует, чтобы крупные компании, органы власти и управления, статистики и другие госструктуры размещали подробную информацию о своей деятельности в сети Интернет.

Отсутствие информации о потенциальном партнере в сети Интернет может вызвать сомнения в его способности выполнить свои обязательства и привести к отказу от дальнейшего сотрудничества. Понимание этого, а также относительно низкие издержки по созданию и поддержке сайта, размещению информации в сети Интернет привели к тому, что большинство компаний создают свои представительства в сети Интернет.

Применение проблемно-ориентированного подхода к выполнению практических заданий позволяет выработать навыки формирования политики фирмы в сети Интернет. В изменяющихся рыночных условиях одним из важных направлений в работе менеджера становится формирование портфеля заказов на продукцию компании. Неоценимую помощь в этом могут оказать сайты с информацией о государственных и муниципальных заказах, проводимых конкурсах на поставку продукции, работ, услуг, электронные торговые площадки.

Методические указания к выполнению работы

Организация работы на электронных торговых площадках

Цель работы: изучить методические основы работы на электронных торговых площадках

Задачи работы: ознакомиться с особенностями работы на  электронных торговых площадках, изучить основные показатели эффективности, составить перечень мероприятий по организации работы на электронных торговых площадках, подготовить краткую аналитическую записку и сообщение на практическом занятии.

Задание:

- найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- ознакомиться с описанием, структурой и особенностями работы электронной торговой площадки;

- проанализировать практику работы на электронных торговых площадках;

- составить перечень мероприятий по организации работы на электронных торговых площадках на предприятии;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на вопросы.

Варианты задания

Наименование электронной торговой площадки

  1.  МЭРТ, выход на региональные торговые площадки
  1.  В2В-Энерго
  1.  Госзаказ Красноярского края
  1.  Норильский Никель
  1.  Госзаказ Российской Федерации
  1.  Газпром
  1.  Площадки размещения муниципального заказа
  1.  Госзаказ Министерства обороны
  1.  Госзаказ на приобретение продуктов питания
  1.  Госзаказ на выполнение строительных работ
  1.  Муниципальный заказ на транспортные услуги
  1.  Муниципальный заказ на страховые услуги

2.5. Лабораторная работа № 5. Информационные ресурсы и технологии менеджмента в отраслях и сферах деятельности

Перечень информационных ресурсов, услуг и технологий менеджмента, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности задач, существенно отличается. Чтобы глубже понимать возможности применения ИТ в области своих научных интересов, необходимо изучить особенности применения ИТ-решений компаниями, работающими в смежных областях (клиенты, конкуренты, поставщики, смежники).

Методические указания к выполнению работы

Информационные ресурсы, услуги и технологии менеджмента в отраслях и сферах деятельности

Цель работы: изучить особенности применения информационных ресурсов, услуг и технологий менеджмента в отраслях и сферах деятельности.

Задачи работы: ознакомиться с рынком информационных ресурсов, услуг и технологий менеджмента, применяемых в различных в отраслях и сферах деятельности, изучить отраслевые особенности, структуру, состав информации, подготовить краткую аналитическую записку и сообщение на практическом занятии.

Задание:

- найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- составить перечень ссылок на найденные ресурсы;

- проанализировать представленную на них информацию;

- изучить структуру, состав информации, применение в деятельности менеджера;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на вопросы.

Варианты задания

Отрасли и сферы деятельности

  1.  Машиностроение
  1.  Транспортные услуги - грузоперевозки
  1.  Транспортные услуги – пассажирские перевозки
  1.  Медицина – стоматологические услуги
  1.  Информационные услуги
  1.  Банковские услуги – Интернет-банкинг
  1.  Страховые услуги
  1.  Интернет-магазины
  1.  Услуги компьютерной телефонии, видеоконференцсвязи
  1.   Образование – услуги дистанционного обучения
  1.  Ресторанный бизнес
  1.  Гостиничный бизнес
  1.  Продажа и ремонт автомобилей

2.6. Лабораторная работа № 6. Эффективность информационных ресурсов и технологий в информационном менеджменте

Инвестиции в информационные технологии и ресурсы, как правило, нацелены на увеличение рыночной капитализации компании, улучшение управляемости, создание новых направлений деятельности, повышение производственной культуры, привлекательности для клиентов и сотрудников, снижение бизнес-рисков. Повышение конкурентоспособности предприятия обеспечивается применением ИТ в управлении бизнес- процессами для формирования, поддержания и развития продуктовых линеек, цепочек поставок и взаимоотношений с клиентами.

В международной и отечественной практике сложилось несколько различных подходов к оценке эффективности информационных систем.

Выделяют три основные группы методов оценки эффективности информационных систем:

1. Финансовые методы (экономическая добавленная стоимость - Economic Value Added - EVA; полная стоимость владения – Total Cost of Ownership - TCO); совокупный экономический эффект - Total Economic Impact - TEI; быстрое экономическое обоснование - Rapid Economic Justification – REJ);

2. Качественные методы (система сбалансированных показателей - Balanced Scorecard; информационная экономика – Information Economics - IE; управление портфелем активов – Portfolio Management; система показателей ИТ - IT Scorecard);

3. Вероятностные методы (справедливая цена опционов – Real Options Valuation - ROV; прикладная информационная экономика - Applied Information Economics – AIE).

Фирмы, занимающиеся внедрением и эксплуатацией информационных систем, часто предлагают свои подходы к оценке эффективности ИТ. Среди них можно выделить следующие:

  •  Портфельный подход. Представляет собой простую таблицу, содержащую перечень бизнес-процессов компании с указанием возможных средств автоматизации, а также ряд показателей для их сравнительного анализа. Таблица содержит сведения о стоимости проектов по внедрению и поддержке ИТ-решений. Портфельный подход предназначен для собственников и руководителей предприятия, которые в простой и доступной форме получают информацию, необходимую для выбора стратегического направления развития ИТ на предприятии.
  •  Бюджетный подход. Чаще всего применяется компаниями, у которых ресурсы выделяются на содержание внедренных ИТ. Финансирование ИТ-службы распределяются по функциональным подразделениям, которые подтверждают эффективность ИТ-решений, подписывая акты выполненных работ.
  •  Проектный подход. Внедрение ИТ-системы рассматривается как инвестиционный проект. Для оценки его эффективности применяются такие экономические показатели как срок окупаемости, возврат на инвестиции, внутренняя рентабельность и чистая прибыль от проекта. Недостаток подхода состоит в том, что расчет этих показателей требует учета параметров, получить которые в реальных условиях сложно или невозможно. Также очень трудно количественно оценить качественные изменения бизнес-процессов в результате внедрения ИТ-решений.

Необходимо иметь в виду, что подходы к оценке эффективности информационных ресурсов и технологий могут существенно отличаться при внедрении систем в различных отраслях и на разных предприятиях.

Методические указания к выполнению работы

Эффективность информационных ресурсов и технологий в информационном менеджменте

Цель работы: изучить подходы к оценке эффективности применения информационных ресурсов и технологий в информационном менеджменте.

Задачи работы: ознакомиться с подходами к оценке эффективности применения информационных ресурсов и технологий в информационном менеджменте, изучить основные показатели эффективности, составить перечень мероприятий, направленных на улучшение эффективности информационных ресурсов и систем, подготовить краткую аналитическую записку и сообщение на практическом занятии.

Задание:

- найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- составить перечень основных показателей эффективности;

- проанализировать практику их применения для оценки эффективности информационных ресурсов и технологий;

- составить перечень мероприятий, направленных на улучшение эффективности информационных ресурсов и систем;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на вопросы.

Варианты задания

  1.  Эффективность информационных технологий в менеджменте: теоретические подходы, практика оценки
  1.  Эффективность КИС
  1.  Эффективность ERP
  1.  Эффективность CRM
  1.  Эффективность MES
  1.  Эффективность BI
  1.  Эффективность Интернет сайта компании
  1.  Эффективность электронной торговой площадки
  1.  Эффективность Интернет-магазина
  1.  Эффективность участия в электронных закупках
  1.  Эффективность участия в конкурсах на размещение Госзаказа на электронных торговых площадках
  1.  Оценка эффективности внедрения ERP на предприятии
  1.  Оценка эффективности внедрения CRM в сфере сервиса
  1.  Оценка эффективности внедрения ИТ в сфере сервиса
  1.  Оценка эффективности Интернет сайта компании в сфере сервиса

Библиографический список

 

Основная литература

  1.  Волков А.К., Герасимова К.В., Коваль П.Е.  Информационные технологии (для экономиста) : учеб. Пособие. М. : ИНФРА-М - 2001;
  2.  Гринберг А.С. , Король И.А. Информационный менеджмент : Учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА – 2003;
  3.  Информационные технологии управления : учебник для вузов / А. Э. Саак, Е. В. Пахомов, В. Н. Тюшняков. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008
  4.  Информационные технологии управления: учебное пособие: утверждено редакционно-издательским советом / А. В. Федорова; Сибирский федеральный университет [СФУ]. - Красноярск: Сибирский федеральный университет [СФУ], 2010
  5.  Костров А.В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004;

Дополнительная литература

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации: в ч.3.- М.: Омега-Л, 2005;
  2.  Федеральный закон от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  3.  Абдикеев Н.М. , Киселев А.Ф., Бондаренко В.И. Информационный менеджмент: Учебник – («Высшее образование»). М.: ИНФРА-М – 2010;
  4.  Бабурин В.А., Яненко  М.В. Информационные технологии в маркетинге  и менеджменте, СПб.: Из-во СПбГУСЭ. -  2010;
  5.  Бажин И.И. Информационные системы менеджмента: к изучению дисциплины. М. : [б. и.] – 2000;
  6.  Васюхин  О.В., Варзунов А.В. Информационный менеджмент: Краткий курс. Учебное пособие.-СПб.: СПбГУ ИТМО - 2010;
  7.  Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров  М.: Финансы и статистика, 2002;
  8.  Информационные системы в экономике : учеб. пособие для студентов вузов / ред.: А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Вузовский учебник, 2010
  9.  Информационные системы и технологии в экономике и управлении:/ под ред. В.В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2006;
  10.  Калянов Г.К. CASE-технологии. Консалтинг при автоматизации бизнес-процессов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2000;
  11.  Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. М.: ДМК Пресс. М.: Компания Айти – 2003;
  12.  Кондратьев Н.Д. Информационные ресурсы общества М.: Москва, 2002;
  13.  Костров А.В. Уроки информационного менеджмента. Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2005;
  14.  Кригер А.Б. Информационный менеджмент, Дальневосточный государственный университет, Владивосток. – 2004;
  15.  Лидовский В.В. Теория информации: Учебное пособие. М.: Компания Спутник, 2004;
  16.  Матвейкин В.Г., Дмитриевкий Б.С., Садов К.А. Информационный менеджмент. – Тамбов. – Из-во ТГТУ, 2009;
  17.  Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. СПб.: Из-во «Питер», 2000;
  18.  Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.: ДМК Пресс, 2002
  19.  Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2003;
  20.  Титоренко Г.А. Информационные технологии управления [Текст] : учеб. пособие для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002;
  21.  Черников  Б.В., Ильин В.В. Управление качеством информационных систем в экономике: учеб. пособие  - М. : Форум, 2009;
  22.  Шанченко Н.И. Информационный менеджмент: Учебное пособие.- Ульяновск: УлГТУ, 2006;
  23.  Информационно-аналитический сайт в области информационных технологий – www.citforum.ru
  24.  Информационно-аналитический сайт в области информационных технологий – www.cnews.ru
  25.  Библиотека Г. Верникова – www.vernikov.ru
  26.  Журнал CIO – www.cio-world.ru
  27.  Методология HP ITSM – http://www8.hp.com/ru/ru/home.html
  28.  Глоссарий управленческих ИТ терминов – www.malahitsoft.ru   Тактика и стратегия управления ИТ. – www.setevoi.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8920. Нормативная и эталонная база в области технических измерений 58.5 KB
  Нормативная и эталонная база в области технических измерений Студент должен -иметь представление: - об основных положениях Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) знать: - категории и виды н...
8921. Теоретические основы менеджмента 156.5 KB
  Теоретические основы менеджмента Содержание и механизм проявления законов управления. Сущность и содержание принципов управления. Методы управления. Управление, как синтетическая наука, основывается на системе зак...
8922. Метрологическое обеспечение нестандартизованных средств измерения 56 KB
  Метрологическое обеспечение нестандартизованных средств измерения Студент должен иметь представление: - об условиях и причинах применения нестандартизованных средствах измерений знать: - состав технической докуме...
8923. Метрологическое обеспечение измерений при контроле качества и испытаниях продукции 49.5 KB
  Метрологическое обеспечение измерений при контроле качества и испытаниях продукции Студент должен иметь представление: - о классификации испытательного оборудования и требованиях к его метрологическому обеспечению знать:...
8924. Очистка природного газа и переработки кислых газов с получением товарной продукции (серы) на Карачаганакском месторождении 1.08 MB
  Введение Сформировавшемуся в последнее время нефтегазовому комплексу Республики Казахстан отводится ведущая роль в топливно-энергетическом балансе и экономике страны. При нынешних темпах развития производительных сил и освоения углеводородных ресурс...
8925. Отработка заданных режимов системы позиционирования при переменном моменте инерции нагрузки и следующих вариациях параметров объекта 131.5 KB
  Цель работы: Целью работы является отработка заданных режимов системы позиционирования при переменном моменте инерции нагрузки и следующих вариациях параметров объекта. - коэффициент жесткости с упругого звена - посто...
8926. Лекции по теории автоматов Часть 1 Теория абстрактных автоматов 241 KB
  Лекции по теории автоматов Часть 1 Теория абстрактных автоматов Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальностям в области вычислительной техники, информатики и управления. ОГЛАВЛЕНИЕ Часть 1. Теория абстрактных автоматов...
8927. Енергозбереження - шлях до віддалення глобальної катастрофи 115.5 KB
  Тема 10. Енергозбереження - шлях до віддалення глобальної катастрофи Людська цивілізація знаходиться на порозі чергової кризи, звязаної з наслідками її діяльності, а саме - глобальним забрудненням довкілля, зокрема парниковими газами...
8928. Інвестиційна політика в галузі енергозбереження 122 KB
  Тема 9. Інвестиційна політика в галузі енергозбереження З таблиці 2 теми 1 бачимо, що обсяг капіталовкладень, які необхідні для забезпечення ефективної політики в галузі енергозбереження на Україні, становить у розрахунку на 2005 рік...