1225

Информационная основа управления финансами

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Информационное обеспечение финансового менеджмента предприятия. Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента. Использование информационной системы в финансовом менеджменте. Информационное обеспечение контроллинга.

Русский

2013-01-06

862.5 KB

104 чел.

Лекция  Информационная основа управления финансами

Стр.

1

Информационное обеспечение финансового менеджмента предприятия

2

2

Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности

14

3

Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента

19

4

Использование информационной системы в финансовом менеджменте

25

5

Информационное обеспечение контроллинга

31


1. Информационное обеспечение финансового менеджмента предприятия

1. Информационное обеспечение — это комплекс методов и средств по размещению и формам предприятия информации, включающий совокупность показателей, классификаторов, систем документации, файлов и персонал, преобразующий информацию.

Цель информационного обеспечения финансового управленияпредоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Эта информация может быть получена как на основе годовой и квартальной финансовой (бухгалтерской) отчетности, так и из данных оперативного учета, опросов руководителей подразделений предприятия.

Информацию используют для принятия управленческих решений, разработки финансовой стратегии, тактики,  политики.

2. Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет процесс подбора, обработки информационных материалов, предназначенных для финансового анализа, планирования и контроля.

Система ориентирована на принятие управленческих решений, на формирование собственной системы финансового мониторинга.

Содержание, широта и глубина системы информационного обеспечения финансового менеджмента определяются: 

  •  отраслевыми особенностями деятельности предприятия,   
  •  организационно-правовой формой и
  •  рядом других условий.

3. Показатели системы формируются за счет учетных и внеучетных источников информации.

К учетным источникам информации относят:

  •  бухгалтерский учет и финансовая отчетность;
  •  статистический учет и отчетность;
  •  оперативный учет и отчетность;
  •  выборочные учетные данные.

Во внеучетную информацию включаются:

  •  директивная информация в виде законов, постановлений Правительства РФ, указаний вышестоящих организаций, инструкций;
  •  нормативно-плановая информация в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников;
  •  материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций;
  •  объяснительные и докладные записки и т.д.

3. В финансовом менеджменте при принятии операционных, финансовых, инвестиционных решений руководству необходима внутренняя  и  внешняя  информация,

В состав внешней финансовой информации включаются:

нормативно-правовая база (законы, указы Президента, постановления,  определяющие порядок выполнения финансовых операций);

сведения государственных финансовых органов — положения, приказы, правила, обзоры и др.;

сообщения Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации;

данные с фондовых бирж о торгах финансовыми инструментами;

обзоры Минэкономразвития РФ о макроэкономической ситуации в стране;

сведения финансового характера, предоставляемые органами государственной статистики;

договоры, заключенные с заказчиками (потребителями услуг);

прикладные программы, используемые для построения системы финансового, инвестиционного управления в предприятия;

массовая информация, полученная из Интернета, и т.п.

Группы показателей внешних источников информации

Показатели информационного обеспечения финансового менеджмента по внешним источникам

Группа I

Показатели общеэкономического развития страны, в том числе макроэкономического и отраслевого

Группа II

показатели конъюнктуры финансового рынка, в том числе по сегментам рынка: фондового, кредитного, валютного

Группа III

показатели нормативно-правовые, в том числе по финансовой деятельности организаций и функционированию отдельных сегментов финансового рынка

Группа IV

показатели деятельности контрагентов и конкурентов, в том числе банков, страховых организаций, инвестиционных компаний и фондов, поставщиков и покупателей продукции

В группе I можно выделить показатели макроэкономического и отраслевого развития. Они служат основой для проведения анализа и прогнозирования внешней среды, в которой функционирует организация, при принятии стратегических управленческих решений финансового менеджмента.

Система этих показателей базируется на опубликованных данных государственной статистики.

К таким показателям относятся следующие:

темпы роста ВВП и национального дохода;

объем доходов и расходов государственного бюджета;

размер дефицита бюджета;

денежные доходы населения;

вклады населения в банки;

темпы инфляции в рассматриваемом периоде;

ставка рефинансирования ЦБ РФ и др.

Показатели отраслевого развития — это объем произведенной продукции, динамика, общая стоимость активов и совокупная сумма собственного капитала отрасли, индекс цен на продукцию отрасли, ставка налогообложения прибыли от основной деятельности и т.п.

Система показателей группы II служит для принятия управленческих решений: 

  •  по формированию портфеля долгосрочных финансовых инвестиций,
  •  видам котируемых фондовых инструментов,
  •  привлечению кредитов.

К показателям этой группы относятся также сводный индекс динамики цен на фондовом рынке и показатели! других аспектов финансового менеджмента. Показатели данной группы основываются на публикациях фондовой и валютной бирж, электронных источниках информации.

Группа IIIнормативно-правовые показатели, связанные особенностями государственного регулирования финансовой деятельности организаций. Источниками формирования этих показателей являются нормативно-правовые акты, принимаемые органами! государственного управления разных уровней.

Показатели группы IV формируются по банкам, страховым организациям, инвестиционным компаниям и фондам, поставщикам и потребителям продукции. Источники информации — публикации в прессе, рейтинги, платные бизнес-справки. Вся перечисленная информация должна быть получена легальными способами.

Состав и содержание показателей каждой группы определяются целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и другими условиями.

В нижеследующей таблице приведена система показателей внутреннего воздействия по финансовой отчетности, управленческому учету и нормативно-правовых, связанных с финансовым развитием предприятия.

Группы показателей внутренних источников информации

Показатели информационного обеспечения финансового менеджмента по внутренним источникам

Группа I

Показатели финансового состояния предприятия,

в том числе отраженные в документах:

  •  «Баланс предприятия»
  •  «Отчет о финансовых результатах»
  •  «Отчет о движении денежных средств»

Группа II

Показатели управленческого учета предприятия,

в том числе характеризующих финансовые результаты:

  •  по основным сферам финансовой деятельности
  •  деятельности в региональном разрезе
  •  деятельности отдельных центров финансовой ответственности

Группа III

Показатели нормативно-правовые показатели,

связанные с финансовым  развитием предприятия, как система:

  •  внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия
  •  плановых показателей финансового развития предприятия

Все перечисленные информационные источники рассматриваются за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет), на их основе определяют динамические ряды финансовых показателей (коэффициентов) и делаются выводы о финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и инвестиционной привлекательности предприятия.

Система показателей группы I отражается в балансе и формах финансовой отчетности следующим образом.

  •  «Баланс предприятия (форма №1)» состоит из двух частей.

В первой части показываются активы, во второйпассивы.

В составе «Актива» баланса отражаются показатели таких разделов:

внеоборотные активы,

оборотные активы,

затраты будущих периодов.

В «Пассиве» отражаются показатели следующих разделов:

собственный капитал;

обеспечение предстоящих затрат и платежей;

долгосрочные обязательства;

текущие обязательства;

доходы будущих периодов.

Обе части сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву.

  •  «Отчет о финансовых результатах (форма №2)» предприятия содержит сравнение суммы всех доходов предприятии от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года и включает показатели разделов: финансовые результаты; элементы операционных затрат; расчет показателей прибыльности акций.
  •  «Отчет о движении денежных средств (форма №3)» предприятия отражает движение средств в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала:

  •  уставного (складочного) капитала,
  •  добавочного капитала,
  •  резервного капитала,
  •  фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой,
  •  а также средств целевого финансирования (поступлений и нераспределенной прибыли) прошлых лет;

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ.

Сведения представляются в разрезе видов деятельности (она может быть основной, финансовой и инвестиционной).

В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) дается расшифровка отдельных статей основных форм отчетности, т.е. присутствуют статьи «Движение заемных средств», «Дебиторская и кредиторская задолженность», «Амортизируемое имущество», «Нематериальные активы», «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности», «Права на пользование обособленными природными объектами», «Организационные расходы», «Деловая репутация организации», «Нематериальные активы» и т.д.

Достоинством показателей группы I являются их унифицированность — базирование на общепринятых стандартизированных принципах учета, четкая регулярность формирования, высокая степень надежности.

Недостатками являются отражение информативных показателей лишь по предприятия в целом, низкая периодичность разработки, использование только стоимостных показателей и т.д.

Система показателей управленческого учета группы II используется для текущего и оперативного управления всеми аспектами финансовой деятельности предприятия.

Управленческий учет получает дальнейшее развитие с переходом организаций к международной системе финансовой отчетности (МСФО).

Формируя информационную базу управленческих решений, эта система обладает такими преимуществами:

  •  отражает стоимостные и натуральные значения показателей;
  •  периодичность представления результатов, полностью соответствует потребности в информации для принятия управленческих решений;
  •  показатели можно структуризировать в любом разрезе:

по центрам ответственности и видам финансовой деятельности;

по отдельным активам с учетом темпов инфляции и т.п.

Результаты управленческого учета — это коммерческая тайна предприятия.  

Такая   информация   не   предоставляется   внешним пользователям,  строится индивидуально по каждой предприятия, подчиняясь задачам информационного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели.

Финансовым менеджерам важно знать, какие требуются  корректировки  в  существующей  финансовой  отчетности, какие дополнительные показатели необходимо рассчитывать, чтобы применять методы финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.

Показатели группы IIIнормативно-правовые, используемые для текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Эти показатели формируются внутри предприятия и включают:

систему внутренних нормативов, регулирующих финансовое
развитие, в том числе нормативы отдельных видов активов,
нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

систему плановых показателей финансового развития предприятия, объединяющую совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов.

4. При современном состоянии экономики составление финансовой отчетности основывается на ряде принципов, соблюдение которых делает ее эффективным инструментом финансового управления.

Основное требование, предъявляемое внешним пользователем к информации, — полезность, т.е. ее способность отвечать таким критериям, как уместность, достоверность, понятность, сопоставимость (См. нижеслед. рис.).

Уместность информация считается уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа, разработку прогнозов, подтверждение правильности решений пользователя, выявление ошибочности. Уместность — это своевременность получения информации (запоздалая информация уже не влияет на принятие эффективных решений).

Достоверность предполагает преобладание экономического содержания над юридической формой и возможность проверки информации. Правдивой является информация, не содержащая ошибок и не фальсифицирующая событий организационной и финансовой деятельности предприятия.

Понятность означает, что пользователи могут понять отчетность без специальной профессиональной подготовки.

Сопоставимость сохранение последовательности в применяемых методах бухгалтерского учета в данной предприятия, обеспечение сопоставимости данных за несколько отчетных периодов.


5. Критериями, учитывающими требования к включению данных в финансовую отчетность, являются особенности учета информации в отчетности и ограничения на информацию.

Двойная запись обуславливает запись каждой операции дважды, т.е. дебет одного счета и кредит другого.

Экономическая единица учета предполагает, что хозяйственная операция отделяется от собственника или других единиц.

Периодичность означает, что организация должна периодически отчитываться перед заинтересованными лицами о результатах деятельности за определенные временные периоды (месяц, квартал, год и др.)

Денежная оценка предполагает использование универсального денежного измерителя. В качестве таких измерителей могут, например, выступать: фактическая и текущая восстановительная себестоимость, текущая рыночная стоимость, чистая стоимость реализации, дисконтированная стоимость.

Метод начисления означает, что доходы относятся к тому отчетному периоду, в котором продукция отгружена, услуги оказаны. Расходы отражаются в отчетном периоде, когда они совершены, независимо от того, оплачены ли они в данном периоде. В методе начисления предполагается осторожность, т.е. определенная часть выручки, которая, по оценкам аналитиков, не будет получена в данном отчетном периоде, может быть списана как сомнительная дебиторская задолженность из прибыли того отчетного периода, в котором отражена соответствующая выручка по отгруженной продукции.

Соответствие доходов отчетного периода расходам этого же периода отражаются только те расходы, которые обусловили получение в нем доходов. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, то расходы распределяются между несколькими отчетными периодами в соответствии с принятой в предприятия системой распределения.

Однако в процессе формирования отчетной информации должны соблюдаться следующие ограничения на информацию, включаемую отчетность.

  •  Оптимальное соотношение затрат и выгод означает, что затраты на составление отчетности должны соотноситься с выгодами от представления этих данных заинтересованным пользователям.
  •  Осторожность предполагает, что документы не должны иметь заниженной оценки активов и прибыли, заниженной оценки обязательств.

Осторожность – это соблюдение правила низшей оценки, либо по себестоимости, либо по рыночной цене.

Например, если организация приобрела оборотные средства по одной цене, а в настоящее время рыночная цена на них упала, то в документах отчетности нужно отражать эти средства по текущей рыночной цене с отнесением разницы на убытки текущего периода. Если рыночная цена на оборотные активы возросла в данном отчетном периоде, то организация не вносит никаких изменений в свои документы до момента фактической реализации активов по возросшей рыночной цене. Соблюдение данного правила позволяет отражать в бухгалтерском учете изменчивость предприятия и ее собственников.

Конфиденциальность предполагает, что отчетная информация не содержит данных, которые могут нанести ущерб по конкурентным позициям предприятия.  Это требование  в полной мере относится к публичной информации, которую по закону предприятия обязаны представлять широкому кругу заинтересованных пользователей.

Использование показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, внедрение современных автоматизированных информационных технологий позволяют создать в каждой предприятия систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную на принятие стратегических финансовых решений и эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

2. Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности

1. Пользователей, заинтересованных в информации о деятельности предприятия, можно условно разделить на две категории: внутренние и внешние.

Внутренними пользователями финансовой отчетности являются:

нынешние и потенциальные собственники предприятия — для определения увеличения или уменьшения доли собственных средств, оценки эффективности использования ресурсов руководством.

Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных
средств, прибыльность и рентабельность, уровень экономического риска, возможность потери своих капиталов;

руководители и специалисты экономических служб — для принятия решений производственного и финансового характера, определения путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Невозможно руководить и принимать хозяйственные решения, не зная финансового состояния предприятия. Так, на базе отчетности составляется финансовый план на следующий год, принимаются решения об увеличении (уменьшении) объема реализации, ценообразовании, направлениях инвестиционной политики, целесообразности привлечения кредитов и т.п.

Для финансовых менеджеров важной является оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов;

финансовые менеджеры различных уровней — для определения потребности в финансовых ресурсах, оценки правильности принятых инвестиционных решений, эффективности структуры капитала, основных направлений дивидендной политики, составления прогнозных форм   отчетности, осуществления предварительных расчетов финансовых показателей будущих периодов, оценки возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации предприятия;

профсоюзы для определения требований в отношении заработной платы, условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития отрасли в целом;

юристы для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, определения условий пенсионного обеспечения;

служащие для  определения уровня заработной платы и оценки перспектив работы в данной предприятия.

Среди внешних пользователей отчетности выделяются пользователи как непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия, так и опосредованно заинтересованные в ней.

В зарубежных странах отчетность, доступная внешним пользователям, называется отчетностью общего пользования (в отличие от специальной отчетности — налоговых деклараций, справок для кредитных организаций).

Внешними пользователями отчетности являются:

органы государственного управления — для оценки экономического положения отрасли и региона, контроля над деятельностью местных организаций и иногородних филиалов, выработки финансовой политики;

государство в лице органов, которые проверяют правильность составления документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

регистрирующие  и другие  государственные  органы,  принимающие решения о регистрации организаций, приостановке деятельности организаций, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

налоговые, правоохранительные и контролирующие органы - для контроля над соблюдением действующего законодательства, выполнением обязательств по налогам и сборам;

потенциальные инвесторы - для  обоснованного принятия решений по поводу возможности приобретения акций конкретных организаций, выбора инвестиционных решений, возможности реализовать инвестиционную программу;

деловые партнеры — для решения вопросов о целесообразности заключения договоров (сделок), оценки оплаты поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

банки - для определения условий кредитования и оценки возможности возврата выданных кредитов;

фондовые биржи, решающие вопросы о допуске акций к котировке и определении их рейтинга;

арбитражные суды и федеральное управление по делам неплатежеспособности, принимающие решения о банкротстве и назначении процедур санации;

аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству, общепринятым правилам учета и отчетности в целях защиты интересов различных субъектов;

консультанты по финансовым вопросам - для выработки рекомендаций клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную организацию;

статистические органы — для составления статистических сводок, предоставляющие информацию для рейтингов;

пресса и информационные агентства — для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности организаций и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

торгово-производственные ассоциации — для проведения статистических обобщений сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

поставщики и покупатели, определяющие деловые связи с
клиентами.

Цель представления организацией отчетности внешним пользователям — это получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. От того, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия.

Ответственность за обеспечение потока информации между организацией и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры. Информация, которую получат внешние пользователи, влияет на принимаемые управленческие решения. Решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показателей финансовой отчетности. Эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решений на финансовое положение предприятия.

По степени доступности к информации выделяют следующие группы пользователей:

субъекты неограниченного доступа.

Они имеют доступ ко всей информации, включая элементы планирования, прогнозирования, которые составляет коммерческую тайну, или ноу-хау (например, собственники, отдельные представители персонала, руководство, финансовые менеджеры);

субъекты формального доступа.  

Это лица,  имеющие право доступа ко всей информации, относящейся к бухгалтерскому учету и отчетности. Они лишены права разглашения информации, к которой имеют доступ (например, заимодавцы, налоговые органы, аудиторские фирмы, консультанты);

субъекты внешнего доступа.

Они имеют доступ к финансовой отчетности, а также к информации, публикуемой и оглашаемой только с разрешения руководящих органов предприятия (например, клиенты, пресса и т.д.).

2. Разработаны принципы и стандарты финансового учета и отчетности, на основе которых происходит регистрация организаций.

Национальные стандарты призваны обеспечивать поток информации между организацией и финансовыми рынками.

Учет и отчетность российских организаций находятся в стадии трансформации применительно к условиям рыночной экономики. В ряде случаев отчетность, построенная по стандартам плановой экономики, не дает возможности непосредственно получать всю финансовую информацию без предварительной ее корректировки для принятия финансовых и управленческих решений.

При рыночных отношениях круг пользователей отчетности значительно шире, чем в условиях планово-административной системы, где единственным внутренним и внешним пользователем отчетности выступало государство либо в форме вышестоящих звеньев управления (министерства, налоговые органы, статистические службы), либо в лице руководства, которое было ориентировано на выполнение государственных планов и заданий.


3. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента

Важнейший  элемент  информационного  обеспечения  процесса управления финансами — финансовая отчетность.

Она является связующим звеном между организацией и внешней средой.

Ее цель - предоставить внутренним и внешним пользователям обобщенную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета в целях предоставления пользователям информации о финансовой деятельности предприятия, об изменениях в финансовом положении за отчетный период в понятной форме для принятия пользователями управленческих решений. Финансовый учет обобщает данные производственного учета, которые накапливаются и используются для внутреннего пользования.

Необходимость разделения бухгалтерского учета на финансовый учет и производственный вызвана принципиальными отличиями задач учета в плановой и рыночной экономике.

В условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности предприятия, для того чтобы заинтересованные стороны могли принять обоснованные решения о том, как лучше инвестировать имеющиеся в их распоряжении средства.

Организация самостоятельно определяет, в каком виде осуществлять раскрытие информации, разрабатывает и включает в отчетность соответствующие показатели, таблицы, расшифровки к формам отчетности и пояснительную записку.

В состав годовой отчетности предприятия включаются:

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

приложение к бухгалтерскому балансу;

пояснительная записка;

аудиторское заключение.

Эти формы отчетности предназначены для информирования органов государственного управления, кредиторов, собственников и потенциальных инвесторов.

Дополнительная информация, сопутствующая отчетности, должна раскрывать:

динамику финансовых показателей за ряд лет;

политику управления рисками;

характеристику инвестиционной деятельности (состав финансовых инструментов, предполагаемые изменения в структуре инвестиционного портфеля), инвестиционный доход;

планируемое расширение портфеля заказов на товары и услуги, используемые методы продвижения продаж;

направление использования привлеченных средств и др.

Однако финансовые менеджеры не всегда считают их удобными из-за излишних подробностей.

Например, статьи в пяти разделах бухгалтерского баланса дополнительно разделены еще примерно на пять десятков статей или из-за объединения информации в блоки (статьи) возникают несовпадения с данными, нужными для целей финансового управления.

В связи с этим в процессе принятия управленческих решений аналитики пересчитывают и перегруппировывают стандартные статьи бухгалтерской отчетности в более крупные внутренне однородные блоки, пригодные для подготовки финансовых решений, составляют новые документы, производные от первоначальных.

Финансовая отчетность выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении, о результатах хозяйственной деятельности предприятия и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам.

При формировании отчетности организация должна обеспечить нейтральность информации, которую она содержит, т.е. исключается одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим.

Отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других подразделений предприятия, в том числе выделенных на отдельные балансы.

По каждому числовому показателю отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные как минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Предприятия, составляющие сводную отчетность с учетом данных по дочерним (зависимым) обществам, определяют объем отчетности, предоставляемой им этими обществами.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, ходе которой проверяются, документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка.

Достоверность информации годовой бухгалтерской отчетности открытого акционерного общества подлежит обязательному аудиту и подтверждается аудитором (аудиторской фирмой), имеющим лицензию на осуществление деятельности.

К представлению и раскрытию информации для  отдельных форм отчетности, имеющих важное значение для финансовых менеджеров, предоставляются свои специфические требования.

Важнейшими документами, которые отражают финансовые потоки предприятия и на этой основе дают обоснование для принятия управленческих решений, являются Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках.

Взаимосвязь структуры Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках при принятии управленческих решений представлена на рис.:

Финансовые менеджеры и аналитики, проводя анализ  финансового  состояния,   определяют финансовую политику, тактику, стратегию на краткосрочную и долгосрочную перспективы.


Финансовые менеджеры и аналитики, проводя анализ  финансового состояния, определяют финансовую политику, тактику, стратегию на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Финансовые менеджеры определяют перспективы расширения видов продуктов (услуг, работ), осуществляемые) экономические мероприятия, используемые методы продвижения продаж и другую информацию, интересующую пользователей отчетности. 

Использование форм отчетности в работе финансовых менеджеров

Форма отчетности

Комментарий по использованию формы отчетности финансовыми менеджерами

Бухгалтерский баланс (ф. 1)

• раскрытие дебиторской  и  кредиторской задолженности по видам услуг (работ)

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2)

• использование для анализа и планирования
таких показателей, как выплаты  по договорам-обязательствам, изменение резервов;                                       

• использование дня  бюджетирования  данных
по операционным доходам и расходам;                               

• использование данных по доходам и расходам, по инвестициям при планировании инвестиционной деятельности

Отчет об изменениях капитала (ф. 3)

• анализ денежных потоков по операционной,
инвестиционной и финансовой деятельности;

• анализ доходности финансовых инструментов
по действующему инвестиционному портфелю

Отчет о движении денежных средств (ф. 4)

• анализ денежных потоков по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• составление проекта баланса движения доходов и расходов

Приложение   к   бухгалтерскому   балансу (ф.   5).   

Пояснительная записка

• выявление факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия;

• заключение   по   объективному   финансовому
положению и разработка мероприятий по изменениям в финансовом положении;

• определение и заключение эффекта о финансовых вложениях;

• анализ финансового состояния, определение
финансовой стратегии, тактики и политики

Взаимосвязь показателей форм финансовой отчетности состоит во взаимодополнении отчетных форм, их разделов и статей. Отдельные наиболее важные статьи баланса детализируются в сопутствующих нормах. Логические связи дополняются информационными, представляющими контрольные соотношения между отдельными показателями отчетных форм.


4. Использование информационной системы в финансовом менеджменте

Информационная система — это организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующих информационные процессы с использованием средств вычислительной техники и связи.

Любая система, в том числе система финансового менеджмента, сводится к взаимодействию управляемого объекта и управляющей подсистемы как совокупности внутренних и внешних потоков, прямой и обратной информационной связи по объектам, субъектам, методам, средствам, участвующим в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Система управления финансами в предприятия включает субъект и объект управления.

На рис. представлена управляющая подсистема предприятия «Финансы», выполняющая следующие функции:

дебиторы / кредиторы — расчеты с дебиторами и кредиторами, анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

банковские операции — оформление банковских документов, учет остатков средств на счетах, операции по продаже / покупке валюты;

планирование и финансовый анализ — составление сводного бюджета и контроль над его исполнением, детализированный анализ финансового состояния, контроль над учетом денежных средств в выручке;

бухгалтерский учет — автоматическое формирование проводок в Главной книге на основе первичных документов, гибкая настройка Плана счетов бухгалтерского учета, формирование всех бухгалтерских проводок в системе, формирование бухгалтерского баланса.

Специфика задач финансового менеджмента определяет особые требования к информационному обеспечению предприятия, обусловливает необходимость использования в процессе решения задач разнообразных программных продуктов.

В настоящее время можно отыскать сведения более чем о 30 подсистемах системы управления финансами предприятия в ресурсах сети Интернет.

Подсистема «Управление финансами» находится в постоянном развитии.  

Это  обусловлено как  необходимостью  оперативного отражения всех изменений в нормативно-правовой базе финансовых организаций, так и потребностями пользователей — финансовых менеджеров в автоматизированной обработке финансовой информации.

Использование разнообразных компьютерных программ снижает трудоемкость, повышает оперативность работы финансовых менеджеров, освобождая их от громоздких расчетов и представляя результат обработки в более короткие сроки в виде выходной информации.

Обработанная финансовая информация позволяет аналитикам выработать стратегию и тактику финансового менеджмента предприятия.

Подсистема «Финансы» имеет несколько программ, в том числе программы «Бюджетирование», «Анализ финансового состояния», «Оптимизация размещения резервов» и др.

В основе этих программ заложены информационные технологии, информационные ресурсы и информационные каналы.

Информационная технология — это сбор, обработка и распространение данных с помощью компьютеров для обеспечения предприятия необходимой информацией.

Информационные ресурсы состоят из отдельных документов и отдельных массивов документов, хранящихся в информационных системах (архивах организаций, банках, страховых компаниях).

Информационный канал — инструмент, с помощью которого менеджмент доводит до сведения работников, находящихся на более низком уровне в структуре предприятия, приказы, директивы, служебные записки, указания и т.д.

Информационный продукт представляет документированную информацию, подготовленную в соответствии с потребностями пользователей и представленную в форме товара.

На рис. приведена информационная система предприятия по подсистемам: «Оперативный учет», «Управление финансами», «Бухгалтерский учет», «Управление персоналом», «Производство», «Основные средства», «Документооборот».


Рис. Структура информационной системы предприятия

Интерес руководителей и собственников предприятия к системе финансового управления достаточно высок. 

Это объясняется,

во-первых,  необходимостью  совершенствования  системы  мотивации персонал;

во-вторых, требованиями к снижению затрат и повышению качества продукции (услуг, работ).

Распространенной формой использования компьютеров в организациях являются автоматизация рабочего места (АРМ). 

Использование информационной сети приводит к улучшению процесса обмена информацией, взаимодействию между АРМ сотрудников предприятия и ее клиентами. Для финансовых менеджеров создаются предпосылки принятия обоснованных управленческих решений, уменьшается потребность предприятия в способах передачи данных, достигается уменьшение трудовых и стоимостных затрат при принятии решений.

В головном офисе предприятия создаются одна или несколько высокоскоростных локальных вычислительных сетей (ЛВС), объединенных друг с другом, используются файловые серверы, система централизованного мониторинга и управление как локальными так и удаленными сетевыми устройствами филиалов.

В региональных офисах организаций используются собственные крупные ЛВС с круглосуточным высокоскоростным соединением через специально выделенные каналы связи с центральным офисом. В отделениях предприятия имеется небольшая локальная сеть связанная с региональным офисом в определенные часы. Представительство, агентство, оснащенные одним или несколькими компьютерами, имеют связь по мере необходимости с отделениями.

Внедрение АРМ помогает финансовому менеджеру ежедневно работать с информацией по управлению финансами, оперативно вмешиваться в процесс обеспечения благоприятного финансового состояния как предприятия в целом, так и структурных ее подразделений.

Итак, финансовое управление невозможно без наличия исчерпывающей  информации о текущем состоянии предприятия и ее тенденциях развития.


5. Информационное обеспечение контроллинга

К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.

Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю.

5.1. Контроллинг – система экономического управления предприятием

1. Контроллинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учёта, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка.

Миссия контроллинга заключается прежде всего в обеспечении длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

При этом текущий анализ и регулирование плановых и фактических показателей подчинены указанной задаче.

На первых порах контроллинг действует как сигнальная система, ориентированная на применение своевременных мер при наличии отклонений от плана.

При этом соблюдается цикл поддержания управленческих решений «план – организация выполнения – учет – контроль – анализ – регулирование».

Система обеспечивает сопоставление плановых и фактических значений контролируемых показателей, основанное на плане развития предприятия и структурированной системе управленческого учета.

По мере развития системы управления на предприятии контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению в зависимости от уровня полномочий и ответственности менеджера.

При этом сохраняется централизация видов обеспечения управления (в том числе информационного).

Взаимосвязи различных компонентов менеджмента, контроллинга, информатики (информационных технологий), а также задач определения целей, планирования, анализа, контроля и регулирования ответственности между службами за результаты деятельности отражены на нижеследующем рисунке.

В систему контроллинга входит:

  •  формирование системы планирования, в частности:

помощь в определении плановой программы развития предприятия и его целей;

руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета;

объединение частных целей и отдельных планов в едином целостном плане предприятия;

  •  участие в составлении отчётности, особенно за счёт внедрения системы информационного её обеспечения;
  •  удовлетворение потребностей руководства предприятия в информации и необходимой отчётности;

своевременное предоставление систематической информации об отклонениях фактических показателей от плановых, прежде всего по расходам, накоплениям, состоянию финансовых средств и инвестиций;

  •  разработка и предоставление руководству предприятия системы коррегирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям;
  •  анализ причин допущенных отклонений, подготовка альтернативных решений и рекомендаций по устранению сложившихся трудностей;
  •  составление необходимых отчётов для руководства компании;
  •  оценка расчётов эффективности новых проектов.

2. На крупном предприятии (холдинге) области применения контроллинга должны быть разграничены по подразделениям с учетом технологической цепочки производства продукции.

Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется правлением.

В ходе процесса децентрализации управления ответственность за конечные финансовые результаты и функции оперативного управления делегированы дочерним предприятиям, а внутри последних распределены между центрами прибыли. В ведении центра находятся также денежные потоки, инвестиции, развитие информационных систем, стратегические цели общества и контроль за их исполнением.

Перед службой контроллинга стоит задача обслуживания менеджмента, которая заключается в решении отдельных управленческих проблем в ближайшей перспективе, а также в представлении правлению акционерного общества данных о затратах, результатах и финансовом состоянии дочерних предприятий и центров прибыли.

Поскольку финансовая политика дочерних предприятий иногда может расходиться со стратегическими задачами всего общества в целом, необходима корректировка планов и контроль за их выполнением на соответствующих уровнях ответственности, затрат и прибылей.

Развитие контроллинга начинается с анализа производственных и сбытовых затрат отдельных подразделений предприятия. Он проводился вначале централизованно, исключительно на оперативном уровне.

Помимо центра контроллинг развивается на дочерних предприятиях, а оперативный контроллинг стал сочетаться со стратегическим.

При этом четко определились области применения контроллинга. Так, контроллер не отвечает за ведение финансовой и производственной бухгалтерии, процессы финансирования, управление денежными потоками, уплату налогов и страхование. Кроме того, контроллер не занимается контрольно-ревизионной деятельностью.

Иная картина наблюдается на средних предприятиях, выпускающих промышленную продукцию и оказывающих широкий спектр услуг.

Там производственная бухгалтерия по существу становится составной частью службы контроллинга.

Можно вообще отказаться от центрального регулирования и создать сеть служб контроллинга в подразделениях предприятия в рамках процесса децентрализации.

При этом контроллер может наделяться правом "вето" при принятии многих управленческих решений.

В частности, согласие контроллера может потребоваться при определении цен на продукцию и услуги, новых инвестициях, калькулировании себестоимости продукции, принятии решений типа "производить или покупать", определении ассортимента продукции и т. д.

Если контроллер не дает своего согласия или вступает в спор с менеджером, решение принимается вышестоящим органом менеджмента и контроллинга.


5.2. Информатизация контроллинга

Краеугольными камнями как оперативного, так и стратегического контроллинга являются системы информационного обеспечения, учета и анализа, планирования, контроля.

При этом на предприятии внутренние отчетность и информационное обеспечение выполняют задачу передачи плановых и отчетных данных ответственным менеджерам.

На рассмотрение менеджмента должна быть представлена ясная и четкая, полная и своевременная информация, распределенная как по уровням ответственности, так и по степени сложности принятия управленческих решений.

Стратегические цели задаются на предприятии по объемам и ассортименту выпуска продукции, рыночным долям, значениям показателей годового финансового плана (бюджета) и подготовке мероприятий для реализации заданных целей.

Для задания стратегических целей по видам продукции и рыночным долям заполняется стандартизированный формуляр, в котором анализируется конъюнктура рынка и приводятся сведения о конкурентах, оцениваются возможные риски, а также приводится финансовая оценка готовящихся мероприятий.

Отчетная информация содержит: 

описание фактических данных по всем показателям финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия,

результаты анализа отклонений фактических величин показателей от плановых,

а также прогноз дальнейшего развития событий.

Здесь же приводится оценка эффективности и уже осуществляемых, и только еще рассматриваемых мероприятий по снижению затрат и повышению рентабельности.

Отчетность и информация в системе стратегического контроля охватывает данные перепроверки стратегии как первый шаг к составлению годового финансового плана. Тут же принимаются к сведению данные анализа независимых экспертов и аудиторов.

Отчетность и информация в системе оперативного контроля базируется на таком огромном количестве исходной информации, что непременно требует привлечения ЭВМ и специального программного обеспечения для ее обработки.

Для составления отчетности используется специальный учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, определение ценовой политики, анализ взаимосвязей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д.

Директ-костинг - метод учета в системе контроллинга, основанный на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов.

Составленная отчетность ежемесячно представляется контроллером менеджеру предприятия.

При этом она включает в себя: 

статистику объемов выпуска и реализации продукции,

расчет издержек производства и обращения,

исчисление финансовых результатов по разным схемам учета затрат,

расчет сумм покрытий (маржинального дохода), показателей рентабельности и ликвидности,

статистику движения рабочей силы и запасов,

расчеты движения денежных потоков,

инвестиционные расчеты и др.

Отчетность движется "снизу вверх" и поступает высшему руководству с учетом замечаний и предложений менеджеров каждого уровня ответственности.

Этот вид внутренней отчетности включает: 

баланс,

отчет о прибылях и убытках,

отчет о движении денежных потоков,

докладные записки каждого центра прибыли и уровня ответственности,

а также сведения об инвестициях, запасах, трудовых ресурсах и др.

Полная внутренняя отчетность предприятия (холдинга) обрисовывает общехозяйственный результат развития всего предприятия в целом и его дочерних фирм на основе консолидации их отчетов, анализа производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия по центрам прибыли, видам изделий, способам реализации, рынкам сбыта.

Непременной составной частью отчетности является пояснительная записка каждого уровня контроллинга.

Ответственность за четкость прохождения информационных потоков, полноту и точность представленных во внутренней отчетности сведений несет служба центрального контроллинга и контроллеры на местах.

В настоящее время контроллинг, как система экономического управления деятельностью фирмы, широко применяется в хозяйственно-развитых странах.

Нет практически ни одной крупной или средней компании, где его использование в той или иной мере не служило бы залогом успеха на рынке. Всё чаще он практикуется и в мелких фирмах.

Чтобы в полной мере использовать потенциал контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить планирование, учёт и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями.

Особую роль играет внедрение стратегического планирования, на основе которого контроллинг превращается в средство будущего процветания фирмы. Именно поэтому и в российской практике контроллинг постепенно находит всё более широкое применение.

Данный процесс всё активнее расширяется по мере развития и совершенствования производства, повышения на более качественный уровень системы управления предприятия, внедрение самых эффективных нововведений менеджмента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49548. РАКИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (лёгкого, желудка, молочной железы, шейки и тела матки) 4.81 MB
  В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы патологической анатомии рака пяти локализаций – лёгкого, желудка, молочной железы, шейки и тела матки, соответственно теме практического занятия.
49549. Проектирование системы контроля доступа и видеонаблюдения 210 KB
  Анализ комплекса мер направленных на реализацию системы контроля и управления доступом и системы видеонаблюдения. Выбор и обоснование выбора оборудования и программного обеспечения СКУД и системы видеонаблюдения с учетом внешних и внутренних характеристик объекта. Расчет стоимости спроектированной системы.
49550. Проектирование работоспособной машины 4.61 MB
  Литературный поиск выбор принципиальной компоновочной схемы проектируемой машины. Целью данного курсового проекта является проектирование работоспособной машины отвечающая всем стандартам предъявляемой к технике данной отрасли. Провести оценку эксплуатационных свойств проектируемой машины сделать соответствующие выводы о целесообразности использования данной машины. hrvester жнец собиратель урожая многооперационные лесосечные машины предназначенные для выполнения комплекса операций: валка обрезка сучьев...
49552. Проект варианта моста на столбах 1.04 MB
  Определение требуемого количества рабочей арматуры главной балки Распределение арматуры Проверка выносливости растянутой арматуры и расчетных усилий Mi и Qi в рассматриваемых сечениях Most расчет по прочности нормальных и наклонных к продольной оси сечения балки: подбор арматуры; определение геометрических и расчетных параметров элементов; проверка по прочности нормального сечения; определение требуемых элементов арматурного каркаса отогнутой арматуры и построение при этом эпюры материалов; проверка по...