12255

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОДИНАРНЫМ МОСТОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА (мостом Уитстона)

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Лабораторная работа №307 ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОДИНАРНЫМ МОСТОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА мостом Уитстона1 Приборы и принадлежности: реохорд магазин сопротивлений источник постоянного тока гальванометр два резистора с неизвестным сопротивлением...

Русский

2013-04-24

185 KB

42 чел.

Лабораторная работа №307

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

ОДИНАРНЫМ МОСТОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

(мостом Уитстона)1

Приборы и принадлежности: реохорд, магазин сопротивлений, источник постоянного тока, гальванометр, два резистора с неизвестным сопротивлением.

Введение. Для измерения электрического сопротивления применяются следующие методы.

1.Определение сопротивления по результатам непосредственного измерения тока и падения напряжения на измеряемом сопротивлении (метод амперметра-вольтметра). Величину сопротивления находят из закона Ома для участка цепи как частное от деления напряжения (показания вольтметра) на ток (показания амперметра).

2.Определение сопротивления по результатам измерения тока в нем при фиксированном напряжении на участке цепи, содержащей измеряемое сопротивление (метод омметра). Шкала измерителя тока (обычно микроамперметра) градуируется предварительно в омах, а величина измеряемого сопротивления отсчитывается по шкале измерительного прибора непосредственно.

3.Метод прямого или косвенного сравнения измеряе-мого сопротивления с образцо-вым. Разновидностью его является метод измерения сопротивления одинарным мостом постоянного тока. Высокая чувствительность и точность измерений, достигающая 0,01%, обусловили широкое применение  мостового  метода.

                         Рис.1.                             Основной   частью    электрической

цепи одинарного моста постоянного тока (моста Уитстона2) является так называемый четырехполюсник – участок цепи, имеющий четыре узла (“полюса”) – А,В,С,D (рис.1). Такое устройство широко распространено в измерительной технике (измерение сопротивлений, емкостей, индуктивностей и др.) и средствах автоматики.

Один из резисторов в мосте Уитстона является измеряемым – Rx. Такой четырехполюсник обладает следующим свойством.  Если к узлам А и B (к диагонали АB моста) подвести напряжение U от какого-либо источника постоянного тока, а между узлами C и D (в диагональ моста CD) включить высокочувствительный измерительный прибор И (гальванометр или микроамперметр), то для любого неизвестного сопротивления Rx можно подобрать такие величины сопротивлений резисторов R1, R2, R3, при которых ток в приборе И будет иметь определенное значение, в том числе и нуль. В этом случае сопротивления четырех резисторов будут связаны между собой определенным однозначным соотношением, которое можно получить путем расчета цепи одинарного моста, изображенной на рис.2. Для этого сделаем следующее: 1) обозначим токи в ветвях и совершенно произвольно укажем их направления,        2) выберем направле-ние обхода контуров, например, по  часо-вой стрелке. По правилам Кирхгофа напишем         систему

уравнений    (не более                                               Рис.2

трех  уравнений для токов

так как в цепи четыре узла, и не более трех уравнений для напряжений, так как в ней четыре независимых контура):

1.                           (для узла А);

2.                         (для узла С);

3.                         (для узла D);

4.             (для контура AСDA);

5.             (для контура СВDС);

6.                        (для контура ADВA).

Решая эту систему уравнений и исключая при этом токи I1, I2, I3, Ix, I, найдем Iu – ток в измерительном приборе, который связан с неизвестным сопротивлением Rx.

.      (1)

Мост, в котором измерения сопротивлений проводятся по величине тока измерителя Iu , называется неуравновешенным (несбалансированным).

В такого рода цепях при заданных значениях R1 , R2 , R3 , Ru  и U величину измеряемого сопротивления  Rx можно определить по отклонению стрелки измерительного прибора И, предварительно проградуировав его шкалу в омах (килоомах, мегомах). Градуировка производится путем включения в цепь моста вместо Rx известных образцовых сопротивлений.

Как видно из формулы (1), измерения неуравновешенным мостом требуют строгого постоянства напряжения питания U, что является их существенным недостатком. Кроме того, на точности измерения влияет и погрешность измерительного прибора И, что ограничивает использование таких мостов для измерения сопротивлений. Неуравновешенные мосты чаще применяются для измерения электрическими методами неэлектрических величин (температуры, светового потока и т.д.).

Однако, при той же самой электрической цепи можно получить так называемый уравновешенный мост, если путем подбора сопротивлений резисторов  R1, R2, R3 добиться отсутствия тока в измерителе И. Для этого случая из написанных выше уравнений получатся следующие:

из уравнения (2) –                          ;

из уравнения (3) –                          ;

из уравнения (4) –                     ;

из уравнения (5) –                     .

Решение этой системы уравнений дает следующее условие равновесия моста Уитстона:

                                             (2)

Кстати, это же условие вытекает как частный случай из формулы (1), если в ней положить Iu=0.

Таким образом, произведения сопротивлений противоположных плеч моста равны. Отсюда находится искомое сопротивление

.                                             (3)

В случае уравновешенного (сбалансированного) моста постоянного тока нет необходимости строго стабилизировать напряжение питания моста U и не требуется градуировать шкалу измерительного прибора в единицах сопротивления. Это приводит к упрощению измерительной установки и увеличению точности измерений.

Точность измерения сопротивления Rx уравновешенным мостом зависит от точности  и стабильности сопротивлений резисторов R1, R2, R3  и чувствительности измерительной цепи, которая, в свою очередь, зависит от чувствительности прибора И и величины питающего напряжения U.

Измерительный прибор И в уравновешенном мосте является лишь индикатором наличия или отсутствия тока в диагонали моста СD (индикатором баланса). Поэтому его роль выполняет высокочувствительный гальванометр с нулем посередине шкалы.

При увеличении напряжения питания U чувствительность мостовой схемы возрастает. Однако при этом надо учитывать увеличение токов в резисторах и возможное изменение их сопротивлений в результате нагревания. При значительных токах мощность, выделяющаяся на сопротивлениях, может превысить допустимую и вывести их из строя. Поэтому повышение чувствительности моста за счет увеличения питающего напряжения не может вестись бесконтрольно.

Для измерения сопротивления Rx в широких пределах, нужно иметь возможность легко изменять величины сопротивлений R1, R2, R3. Из формулы (3) следует, что измеряемое сопротивление Rx равно произведению двух сомножителей: R3 и R1/R2. Поэтому пределы измерения Rx зависят как от диапазона изменения величины R3, так и отношения  R1/R2.

В практических цепях одинарных мостов расширение пределов измерения неизвестных сопротивлений осуществляется различными средствами, которые и определяют разновидности мостов Уитстона – реостатные, магазинные и реохордные.

Рассмотрим реохордный мост Уитстона. В схеме этого моста резисторы R1 и R2 (см. рис.2) заменены так называемым реохордом – высокоомным проводником, представляющим собой тонкую неизолированную проволоку, по поверхности которой может перемещаться (скользить) ползунок (движок), имеющий электрический контакт с проволокой на всем ее протяжении. В реохорде классической конструкции проволока из металла c высоким удельным сопротивлением натянута между двумя зажимами, укрепленными на линейке. Подвижный контакт D делит проволоку на две части: левая часть имеет сопротивление R1, правая – сопротивление R2. Передвигая ползунок по реохорду, можно изменять отношение  R1/R2 в значительных пределах. В качестве R3 надо взять эталонное сопротивление или магазин сопротивлений.

Если длину реохорда обозначить L, а l – длину левой части реохорда (соответствующую R1), то длина его правой части (соответствующая R2) будет равна Ll (рис.3). В этом случае, как следует из формулы (3), измеряемое сопротивление Rx может быть определено так:

.                                             (4)

Найдем, при каком положении движка реохорда погрешность измерений минимальна.

Относительная погрешность измерения сопротивления Rx равна

.            (5)

Относительная погрешность минимальна, если знаменатель в выражении (5) будет максимальным. Исследуем знаменатель  на максимум

Отсюда  .                 (6)

Следовательно, наименьшая погрешность имеет место в том случае, когда скользящий контакт находится посередине реохорда. Согласно формуле (4) при этом сопротивление Rx равно сопротивлению резистора R3. Отсюда возникает естественный вывод, что в качестве резистора R3 удобнее всего взять магазин сопротивлений.

Описание установки. Все детали и приборы установки укреплены на лабораторной панели. Часть соединений электрической цепи, схема которой  представлена  на  рис.3,  выполнена  под панелью. Реохорд (он изображен в

                                                       Рис.3

виде вытянутого прямоугольника), длина которого между точками А и В равна L, делится точкой D на две части: l (ее сопротивление R1) и L-l , сопротивление которой R2.

Для правильной сборки остальной части моста и его правильной эксплуатации обратите внимание на следующее.

1.На лабораторной панели установлены: гальванометр G, реохорд АВ, шестидекадный магазин сопротивлений R3, переключатель чувствительности моста П  «Грубо» – «Точно», сдвоенная кнопка Кн-1Кн-2, выключатель питания моста  Вк и клеммы для крепления соединительных проводов.

2.Резисторы RX1 и  RX2 находятся под лабораторной панелью. Их выводы соединены с клеммами, расположенными на лицевой поверхности панели.

3.Участок цепи от клеммы  М до клеммы Н собран в подвале лабораторной панели.

4.Кнопка Кн-1, включающая гальванометр, сблокирована с кнопкой   Кн-2, включающей источник питания (соединяющая их на схеме пунктирная линия является условным обозначением упомянутой блокировки). При этом блокировка выполнена так, что срабатывание кнопки Кн-2 опережает включение кнопки Кн-1. Такая последовательность включения предохраняет гальванометр от экстратоков включения цепи. На лицевую поверхность панели выведен  общий толкатель этих кнопок.

5.Концы высокоомного провода реохорда внутри панели присоединены к клеммам А и В, а скользящий контакт реохорда – к клемме D.

Измерения. 1.Соберите электрическую цепь реохордного моста Уитстона по схеме (рис.3) и дайте возможность преподавателю проверить ее.

2.Измерьте сопротивление резистора RX1.

  •  Для этого поставьте переключатель гальванометра в положение «Грубо».
  •  Движок поставьте точно посередине реохорда.
  •  На магазине сопротивлений все декады установите на нулевые деления.
  •  Нажмите сдвоенную кнопку на короткое время (1…2 секунды) и запомните, в какую сторону отклонилась стрелка гальванометра. Кнопку не следует держать нажатой долго, чтобы реохорд и резисторы не успевали сильно нагреться, иначе затрудняется процесс уравновешивания моста.
  •  Установите на магазине сопротивление R3 порядка десяти тысяч ом. Снова нажмите кнопку и обратите внимание, в какую сторону отклонилась стрелка гальванометра теперь. Если она отклонилась в противоположную сторону по сравнению с первым измерением при нулевом сопротивлении, то искомая величина находится между этими пределами. Ваша цель – найти ее в грубом приближении, вращая ручки старших декад магазина до тех пор, пока стрелка гальванометра будет отклоняться от нуля на 2-3 деления.
  •  После этого поставьте переключатель в положение «Точно» и уже младшими декадами магазина R3 добейтесь наилучшей балансировки моста, когда при нажатии кнопки стрелка гальванометра остается на месте.
  •  Запишите отсчет на магазине сопротивлений R3, при котором достигнуто равновесие моста, в табл.1.

3.Сместите движок реохорда влево на 10…20 мм, запишите в табл.1 длины плеч реохорда при новом положении ползунка. Произведите все операции уравновешивания моста, как это сказано выше, в п.2.

4.Сместите движок реохорда вправо на 10…20 мм и еще раз измерьте RX1. Таким образом, у Вас получится не менее трех измерений сопротивления одного и того же резистора (лучше произвести пять измерений).

5.Включите на место резистора RX1 резистор RX2  и измерьте его сопротивление также не менее трех (пяти) раз.

6.Соедините RX1 и  RX2 последовательно и измерьте их сопротивление.

7.Измерьте сопротивление параллельно соединенных резисторов RX1,RX2.

Таблица 1

Измеряемое

сопротивление

l,

см

Ll,

см

R3,

Ом

RX,

Ом

,

Ом

,

(Ом)2

RX1

Обработка результатов измерений. 1.Вычислите среднее значение сопротивления каждого резистора и их соединений.

2.Задавшись коэффициентом надежности р, найдите погрешность измерения сопротивлений по Стьюденту

.                           (7)

3.Результат в виде

запишите в соответствующий столбец табл.2 с указанием коэффициента надежности.

Таблица 2

Сопротивление

Результаты расчета

послед. и паралл. соеди-нений

4.Величины общих сопротивлений при последовательном и параллельном соединении, найденные путем измерений, сравните с соответствующими величинами сопротивлений, полученными в результате расчета по формулам параллельного и последовательного соединения проводников.


Контрольные вопросы

1.Какая электрическая цепь называется одинарным мостом постоянного тока (мостом Уитстона) ? Нарисуйте схему моста.

2.Что такое уравновешенный и неуравновешенный мост? Как измеряется неизвестное сопротивление в случае того и другого моста?

3.Напишите систему уравнений Кирхгофа для уравновешенного моста и решите ее с целью получения расчетной формулы для определения RX.

4.Что такое реохордный мост? Можно ли обойтись без реохорда? Какие преимущества у реохордного моста по сравнению с другими?

5.Для чего установлена сдвоенная кнопка-выключатель? В какой последовательности должны срабатывать выключатели при нажатии и отжатии кнопки?

6.Какова роль гальванометра в цепи уравновешенного моста и каковы требования к нему? Найдите на шкале гальванометра данные о его чувствительности по току.

7.Каково назначение переключателя к гальванометру «грубо-точно»?

8.За счет чего достигается высокая точность измерения сопротивления мостом Уитстона?

9.При каком условии точность измерения сопротивления мостом Уитстона наибольшая? Откуда это условие вытекает?

10.Оцените для данной лабораторной установки верхний и нижний пределы измеряемых сопротивлений (порядок).

11.Какова методика измерения сопротивления уравновешенным мостом? В чем заключается процедура уравновешивания? Что является критерием равновесия?

12.Какие способы измерения электрического сопротивления существуют? Какие преимущества и недостатки они имеют  по сравнению с мостом и друг с другом? Если Вы выполнили работу №301, используйте ее результаты.

Список рекомендуемой литературы

1.Попов В.С. Электротехнические измерения. М.: Энергия. 1974. Гл.6.

2.Савельев И.В. Курс общей физики. Кн. 2. Электричество и магнетизм. М.: Наука. 1998. §5.6.

3.Сивухин Д.В. Общий курс физики. М.: Наука. 1983. §45.

1 Данное руководство является новой редакцией описания, составленного О.Н.Кордуном.

2 Ch. Wheatstone (1802-1875) – английский физик.

PAGE  22


EMBED Word.Picture.8  

EMBED Word.Picture.8  

EMBED Word.Picture.8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82234. Wir lesen gern. Ми охоче читаємо 38.5 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань учнів, навчання монологічного та діалогічного мовлення в межах даної теми, тренування навичок аудіювання, навчання виразному читанню та віршованому перекладу поезії класиків німецької літератури. Розвивати мовленнєві, інтелектуальні та пізнавальні здібності учнів.
82235. Социально-гуманитарные науки (СГН) как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение 34.93 KB
  Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. а в тех реальных общественноисторических социокультурных факторах которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания своеобразного духовного феномена и социального института в этом целостном триединстве . Таким образом в античный и средневековый периоды...
82236. Субъект, объект и предмет познания в социально-гуманитарных науках. Проблема межпредметных связей 48.72 KB
  Субъект социально-гуманитарного познания это специально подготовленный ученый или группа ученых которые изучают различные сферы общества продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные так и бессознательные моменты познания. Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль так как он определяет: предмет и методы исследования способы интерпретации полученного знания объективность и...
82237. Науки о природе и науки об обществе (их сходства и отличия): современные трактовки и проблемы 39.22 KB
  Шаги в развитии проблемы классификации наук предпринятые в частности Вильгельмом Дильтеем 1833-1911 привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе Введение в науки о духе философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления.
82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...