12285

ИЗМЕРЕНИЕ ДИАМЕТРА ОТВЕРСТИЯ КОНТАКТНЫМ МЕТОДОМ И РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ОТВЕРСТИЯМИ ПРОЕКЦИОННЫМ МЕТОДОМ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МИКРОСКОПЕ

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Лабораторная работа №6 ИЗМЕРЕНИЕ ДИАМЕТРА ОТВЕРСТИЯ КОНТАКТНЫМ МЕТОДОМ И РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ОТВЕРСТИЯМИ ПРОЕКЦИОННЫМ МЕТОДОМ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МИКРОСКОПЕ. В результате лабораторной работы №6 студент должен: Ознакомится с устройством инструментального микр...

Русский

2013-04-25

1.34 MB

22 чел.

Лабораторная работа №6

«ИЗМЕРЕНИЕ ДИАМЕТРА ОТВЕРСТИЯ КОНТАКТНЫМ МЕТОДОМ И РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ОТВЕРСТИЯМИ ПРОЕКЦИОННЫМ МЕТОДОМ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МИКРОСКОПЕ».

В результате лабораторной работы №6 студент должен:

  1.  Ознакомится с устройством инструментального микроскопа малой модели ММИ и приемами работы на нем совместно с приспособлением ИЗО - 1 и приспособлением ОГУ – 22.
  2.  Выполнить два задания

       А) 1 задание – с помощью приспособления ИЗО – 1 для измерения отверстий произвести измерение диаметра отверстия изделия.

       В) 2 задание – с помощью окулярной головки двойного изображения ОГУ – 22 произвести измерение расстояния между центрами отверстий изделия.

       В конце настоящих Методических указаний изложен порядок оформления  результатов измерения.  

1.МАЛЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МИКРОСКОП типа ММИ.

А. ОСНОВНОЕ УСТРОЙСТВО.

     Микроскоп ММИ (рис.1) состоит из: 1- основания; 2 – предметного стола; 3 – продольного и поперечного отсчетных микровинтов; 4 – объектива визирного микроскопа; 5 – тубуса визирного микроскопа; 6 -  отсчетного угломерного микроскопа; 7 – окуляра визирного микроскопа; 8 – механизма фокусировки; 9 – колонки; 10 – оси наклона колонки; 11 – осветительного устройства.

Б. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Увеличение окуляра, крат    ___________________________________ 10

Увеличение микроскопа, крат  ___________________________10; 30; 50

Диаметр поля зрения, мм   ________________________________21;7;4,2

Цена деления отсчетных микровинтов, мм  ____________________0,005

Увеличение отсчетного угломерного микроскопа, крат ____________ 42

Цена деления шкалы отчетного угломерного микроскопа, угл. мин. __ 1

  1.  ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ – ИЗО – 1.

А. НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

     Приспособление для измерения отверстия ИЗО – 1 к универсальному микроскопу УИМ – 21 предназначено для внутренних линейных измерений контактным методом, диаметров отверстий, ширины пазов, канавок и т.д.

    Оно может также служить приспособлением к инструментальным микроскопам малой модели ММИ и большой модели БМИ. В лабораторной работе №6 приспособление используется совместно с инструментальным микроскопом малой модели ММИ.

     На рис.1 изображен инструментальный микроскоп ММИ с установленным на нем приспособлением ИЗО – 1.

     Пределы измерений при установке приспособления на малом инструментальном микроскопе составляют от 5 до 70 мм.

     Небольшая глубина измеряемых отверстий 13 мм.

     Измерительное усилие 0,15 0,05 н.

     Погрешность показаний при измерении с учетом поправок на шкалы (1,5 +  L/100) мкм, где L - измеряемая длина в мм.

Б. КОСТРУКЦИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ СХЕМА.

      Приспособление состоит из корпуса закрепляемого с помощью гайки на объективе микроскопа (рис.1).

      Внутри корпуса приспособления закреплены осветительная система, стеклянная пластина с биcсектором и качающееся зеркало с жестко закрепленными с ним измерительным наконечником и рычагом для изменения направления измерительного усилия наконечника.

      На рис.2 изображена оптическая схема инструментального микроскопа с приспособлением. Изображено положение1 , когда измерительный наконечник 5 под действием пружины 6 касается левой стороны диаметра отверстия измеряемого кольца 4.

    Поток света от источника света 1 освещает стеклянную пластину 2 с биссектором, затем отразившись от зеркала 8, с помощью объектива 9 дает изображение биссектора в плоскости штриховой сетки 10. Резкость изображения биссектора 2 (рис.2) регулируется поворотом оправы, в которой закреплена лампочка приспособления.

     Перемещая предметный стол 3 изменяют натяжение пружины 6 и одновременно наклон зеркала 8 до тех пор пока не получится картина, изображенная на рис.2г, т.е. когда и средняя штриховая риска штриховой сетки 10 будут располагаться в середине биссектора.

Эта картина рассматривается с помощью окуляра 11.

      При повороте кольца 7 на 180о пружина 6 изменит направление действия, повернет зеркало 8 с наконечником 5 и наконечником займет положение 11.Затем перемещая предметный стол 3 также добиваются картины изображенной на рис.2г.

     Разность показаний продольного отсчетного микровинта при контакте  измерительного наконечника 5 в положениях 1 и 2 даст величину , а сумма величины и диаметра  измерительного наконечника 5 – величину диаметра  отверстия детали.

    Отсчет при положениях 1 и 2 производится в момент, когда крест штриховой сетки и вертикальная риска связанная с ним проходят через середину биссектора (рис.2г). Этим достигается постоянство измерительного усилия при контактах в положениях 1 и 2.

    Максимальный угол поворота зеркала 8 равен 3о.

В. ИЗМЕРЕНИЕ ДИАМЕТРА ОТВЕРСТИЯ КОЛЬЦА.

     На предметном столе 3 (рис.2) микроскопа закрепляется измеряемое кольцо 4. Опуская визирный микроскоп вниз, вводят измерительный наконечник в отверстие кольца 4 до положения измерения заданном сечении и крепят на колонке стопором.

     Перемещают предметный стол перпендикулярно к линии измерения до положения, когда линия измерения будут лежать в диаметральном сечении измеряемого кольца 4.

    Для этого вначале с помощью поперечного микровинта перемещают предметный стол кольцом 4 до контакта измерительного наконечника в произвольной точке А (рис.2д), т.е. когда в поле зрения микроскопа будет картина изображенная на рис. 2г. По поперечному микровинту выполняют отсчет  . Переводят наконечник до контакта в точке Б и по микровинту выполняют второй отсчет  .

     Положение измерительного наконечника 5 в диаметральном сечении кольца 4 определится по соотношению

                                     

                                                                          

    Устанавливают измерительный наконечник с помощью поперечного микровинта  в положение В и выполняют измерение.

    При контакте измерительного наконечника в точке  Г добиваются, с помощью продольного микровинта, получение картины, изображенной на рис. 2г (Положение 1) и выполняют первый отсчет.

   Поворачивая кольцо 7 на 180о, изменяют направление усилия пружины 6 и с помощью продольного микровинта переводят измерительный наконечник в положение 2 до получения картины изображенной на рис.2г и выполняют второй отсчет.

   Величина диаметра отверстия определится по формуле

Где    - разность отсчетов по продольному микровинту;

         -диаметр измерительного наконечника.

   Для повышения точности измерений, визирование и отсчеты выполняют 3 –5 раз и берут среднее арифметическое из полученных результатов отсчета.

  1.  ОКУЛЯРНАЯ ГОЛОВКА ДВОЙНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ – ОГУ 22

А.НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

    Окулярная головка двойного изображения ОГУ – 22 является дополнительным приспособлением к универсальному измерительному микроскопу УИМ – 21.

   Головка предназначена для измерений расстояний между центрами отверстий любой геометрической формы и расстояний между штрихами шкал, сеток и т.п., бесконечным методом.

  Она может также служить приспособлением к инструментальным микроскопам малой модели ММИ и большой модели БМИ. В лабораторной работе №6 приспособление используется совместно с инструментальным микроскопом малой модели ММИ.

   На рис. 3 изображен микроскоп ММИ с установленной на нем окулярной головкой ОГУ – 22.

  Наибольший диаметр измеряемых отверстий зависит от величины поля зрения, которое определяется увеличениями окуляра и объектива микроскопа.

   Увеличение окуляра головки рекомендуется применять 3 или 5 кратные.

Б. КОНСТРУКЦИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ СХЕМА.

   Окулярная головка состоит из корпуса 2 (рис. 4), внутри которого вмонтирована сложная призма, состоящая из трех склеенных призм с промежуточным полупосеребренным слоем 3 и окуляра 1.

   В нижней части корпуса имеется патрубок 7 со сферической поверхностью и прилив 3 с регулировочным винтом 4 и резьбовым отверстием 5. Патрубок и прилив с винтом и отверстием служат для установки и крепления окулярной головки в верхней части тубуса визирного микроскопа. Окулярная головка устанавливается на инструментальный микроскоп вместо снятой штриховой головки. Установка производится в следующем порядке. Оттягивается назад пружинящий фиксатор вставляют патрубок со сферической поверхностью в отверстие в верхней части тубуса визирного микроскопа так, чтобы прилив 3 вошел нижней своей частью в паз визирного микроскопа, затем фиксатор отпускают и затягивают винт в резьбовом отверстии 5.

   На рис.5 изображена оптическая схема инструментального микроскопа модели ММИ с закрепленной на нем окулярной головки ОГУ – 22.

     Пучок света идущий от источника 12 собирается конденсором 2, затем пучок параллельных лучей освещает снизу предметный стеклянный стол 10 и отверстие исследуемого изделия 9, которое закрепляют на стеклянном столе 10. Далее поток лучей, преломившись в сменном объективе 8 и пройдя диафрагму 7 даст изображение отверстия действительное, увеличенное и обратное, но так как на пути лучей встречается оборачивающая призма Порро 6, то изображение отверстия детали 9 станет прямым. На рис. 7а показано как оборачивается на 180 изображение в призме Порро и становится прямым.

    Затем поток лучей пройдет защитное стекло 5 инструментального микроскопа, затем защитное стекло 4 окулярной головки и войдет в сложную призму 1.

     В сложной призме полупосеребренная поверхность а, б, в, г (рис.6) разделит поток лучей на два потока, которые пройдя через диафрагму 2 (рис.5) дадут два изображения отверстия повернутые один относительно другого на 180 и рассматриваемые с помощью окуляра 3. На рис.8б показаны два изображения треугольного отверстия и два изображения круглого отверстия.

   Перемещая предметный стол 10 (рис.5), с помощью микрометрических винтов в прямоугольных координатах, можно найти единственное положение, когда главная оптическая ось микроскопа будет проходить через центр рассматриваемого отверстия. Тогда изображения совместятся. На рис.8г показаны  совмещенные два изображения круглого отверстия, а на рис. 8в – совмещенные два изображения круглого отверстия.

    При совмещении двух изображений одного отверстия считают, что в этот момент осуществлено визирование микроскопа на центр этого отверстия.

В. ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ЦЕНТРАМИ ОТВЕРСТИЙ.

    Как было изложено выше перемещением в двух прямоугольных координатах предметного стола с измеряемым объектом можно совместить два изображения одного отверстия и этим самым добится единственного положения, когда главная оптическая ось микроскопа проходит через центр отверстия. Это положение используется при измерении расстояний между центрами различной конфигурации.

  Например, требуется определить расстояние а  и  b между центрами отверстий А; В и С. (рис.9).

  Весь процесс измерения сводится к тому , что описанным выше способом визируют микроскоп поочередно на центр каждого отверстия А, В, затем С и при этом по отсчетным устройствам определяют координаты центра каждого отверстия, затем вычисляют величины Искомые величины а и  b  определяют по формулам

Для повышения точности измерения, визирование и определение координат каждого отверстия производится 3 – 5 раз и берут среднее арифметическое из полученных результатов отсчета.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»

КАФЕДРА «ИИСиТ»

Курс «ПРИБОРЫ ТОЧНОЙ МЕХАНИКИ» – 2-АЯ ЧАСТЬ

                              Фамилия, инициалы студента_____________________

                                                                                    Группа_____________

Лабораторная работа №6

ИЗМЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МИКРОСКОПЕ.

Задание 1. С помощью приспособления ИЗО – 1 для измерения отверстий, на малом инструментальном микроскопе типа ММИ, измерить диаметр отверстия детали.

   Схема измерения (нарисовать)

   Результаты измерений:

1-й отсчет

2-й отсчет

Диаметр нако-нечника    d

Диаметр отвер-стия         D

D =

Задание 2. С помощью окулярной головки двойного изображения      ОГУ-22 измерить, на малом инструментальном микроскопе типа ММИ, расстояние между двумя отверстиями детали.

     Схема измерения (нарисовать)

     Результаты измерения:

 

ОБОРУДОВАНИЕ

необходимое для выполнения лабораторной работы №6.

1.Малый инструментальный микроскоп типа ММИ по ГОСТ 8074-71.

2.Приспособление ИЗО – 1 для измерения отверстий.

3.Окулярная головка двойного изображения ОГУ – 22.

4.Изделие с отверстием (для измерения).

5.Плоское изделие с отверстием различной конфигурации (для измерений).

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.Иванов А.Г. Измерительные приборы в машиностроении, М., Издательство стандартов. 1981

2.Методические указания по выполнению лабораторной работы №6

Подпись лаборанта

Дата

Подпись преподавателя

Дата

       

                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83129. Сучасний урок на свіжому повітрі. Лісові голоси 2.73 MB
  Мета: Формувати уявлення про красу навколишнього світу, сповненого розмаїття звуків, кольорів. Ознайомити з основними елементами художньо-образної мови, музики, з можливостями різних видів мистецтва створювати виразні образи. Дати поняття про тривалість звука, висоту...
83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.
83131. Надзвичайні ситуації природного і техногенного характеру, причини їх виникнення. Правила поведінки під час надзвичайних ситуацій 619.5 KB
  Мета: Сформувати поняття «надзвичайна ситуація», «аварія», «катастрофа», уявлення про причини виникнення та наслідки надзвичайних ситуацій, про правила поведінки під час надзвичайних ситуацій. Розвивати вміння поводити себе в надзвичайних ситуаціях; виробляти вольові якості...
83132. Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки» 227 KB
  Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.
83133. Які осінні турботи у людей у містах і селах восени? 93 KB
  Мета: обговорити з учнями, чим займаються люди в місті та селі восени; розвивати логічне мислення; розширювати світогляд; виховати бажання допомагати дорослим. Обладнання: таблиці «Овочі», «Фрукти», «Комахи», оповідання А.М’ясківського «Казка про яблуню».
83134. Які в осені прикмети? Осінні місяці. Творче завдання: складання казки про осінь 102.5 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про осінні прикмети. З’ясувати походження назв місяців. Розкрити значення понять: рання осінь, золота осінь, підзимок. Виконати творче завдання: скласти казку про осінь. Розвивати логічне мислення, спостережливість, увагу. Захопити дітей красою природи восени.
83135. Алгоритми та виконавці. Стій, готуйсь – командувати буду 190 KB
  Мета. Навчальна. Узагальнити та закріпити знання учнів про інформаційні процеси. Вчити використовувати на практиці здобуті знання, вміння та навички, методи роботи з алгоритмами. Розвивальна. Розвивати алгоритмічне мислення, навички рольової взаємодії та роботи в групах.
83136. Підсумковий урок за темою «Казки народів Європи» 156.5 KB
  Мета: систематизувати знання дітей із розділу «Казки народів Європи», підтримувати інтерес дітей до казки, розвивати пам’ять, спостережливість, уявлення, діалогічне й монологічне мовлення, вміння відтворювати зміст прочитаного, розвивати творчі здібності, уміння перевтілюватися і концентрувати увагу...
83137. Відтворення культурної спадщини українського народу 510.5 KB
  Мета: дати учням уявлення про давні зимові обряди; ознайомити з святами: святого Миколая, Маланки та Василя, Різдва Христового, Водохреща (Йордан); зацікавити учнів народними звичаями, традиціями; збагатити духовний світ дітей; розвивати відчуття святкової піднесеності мовлення...