1233

Особые договоры с участием МЧС

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации. Общая характеристика договора на пожарную охрану. Общая характеристика договора поставки для нужд МЧС России. Общая характеристика договоров на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с участием подразделений МЧС России и иные виды договоров, заключаемых подразделениями пожарной охраны.

Русский

2013-01-06

786 KB

83 чел.

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ЛЕКЦИЯ

Тема 40. Особые договоры с участием МЧС

специальность 030501.65 «Юриспруденция»

специализация «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

Санкт-Петербург

2009


I. Учебные цели

1. лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления;

2. подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в сфере гражданского права и гражданско-правовых отношений;

3. воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин
ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
   Учебные вопросы

1. Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации.

2. Общая характеристика договора на пожарную охрану.

3. Общая характеристика договора поставки для нужд МЧС России.

4. Общая характеристика договоров на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с участием подразделений МЧС России и иные виды договоров, заключаемых подразделениями пожарной охраны.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

5
80
20
20
20
20
5

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Демонстрационные плакаты и схемы.

2. Мультимедийный проектор и информационные слайды.

3. ЭВМ и программное обеспечение.

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №40  «Особые договоры с участием МЧС».

В ходе лекции  нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации.

2. Общая характеристика договора на пожарную охрану.

3. Общая характеристика договора поставки для нужд МЧС России.

4. Общая характеристика договоров на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с участием подразделений МЧС России и иные виды договоров, заключаемых подразделениями пожарной охраны.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

Учебные вопросы

Вопрос 1.  Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации.

Возможность участия подразделений пожарной охраны в договорных (гражданско-правовых) отношениях обусловлена тем, что отдельные подразделения системы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации наделены правами и обязанностями юридического лица.

При заключении договоров подразделение пожарной охраны выступает как юридическое лицо, а не как орган управления, наделенный властными полномочиями. Стороны при заключении договора равноправны, вправе сами избирать свое поведение. Данные договоры можно оспорить в судебном порядке.
Вместе с этим  необходимо отметить, что некоторые представители административно-правовой науки рассматривают заключение подразделением пожарной охраны гражданско-правовых договоров в качестве формы управленческой деятельности. Такой подход представляется неправильным. На это обращалось внимание в специальной литературе. Данный орган не является субъектом исполнительно-распорядительной деятельности; он есть субъект имущественных прав, подпадающих под действие норм гражданского, но не административного права. Кроме этого, необходимо учесть, что договор является правовым средством не административного, а гражданского права, нормы которого закрепляют понятие договора, порядок его заключения, исполнения и прекращения.

По общему правилу основанием возникновения договорных отношений являются правомерные юридические действия лиц, вызывающие те юридические последствия, на которые они направлены. Для подразделений пожарной охраны таким юридическим фактом является договор. Однако имеет значение и такой юридический факт, как административный акт, ввиду того, что в большинстве своем договорные отношения с участием подразделений пожарной охраны основываются на актах административно-правового характера. Кроме того, статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет акты государственных органов и органов местного самоуправления в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

В своей практической деятельности государственные учреждения – подразделения пожарной охраны МЧС России, чаще всего сталкиваются с тем, что возникновение гражданских прав и обязанностей основывается на договоре и административном акте, либо административный акт предписывает необходимость заключения гражданско-правового договора. Для подразделений пожарной охраны административным актом является соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, как правило, продублированное ведомственным нормативным актом. Важно отметить также необходимость разграничения административных отношений подразделений пожарной охраны как субъекта управленческой деятельности от гражданско-правовых отношений вышеуказанных подразделений как юридического лица в гражданском обороте. В договорных отношениях орган ГПС выступает как равноправный, самостоятельный и независимый  субъект, а в административно-правовых же отношениях он выступает как орган управления, строящий свои отношения, основываясь на принципе «власти и подчинения».

       Выделяют основные предпосылки участия подразделений пожарной охраны в договорных отношениях и их особенности. Предпосылками участия подразделений пожарной охраны в договорных отношениях являются следующие факторы:

1. Заинтересованность подразделений пожарной охраны в участии в данных отношениях в связи с возможностью получать дополнительные доходы.

2. Практическая потребность государства в участии данных субъектов в договорных отношениях.

3. Соответствие основных направлений деятельности подразделений пожарной охраны характеру и содержанию возникающих договорных отношений.

Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации выражаются в следующем:

1. Подразделения пожарной охраны являются особым субъектом договорных отношений, обладающим специальной гражданской правоспособностью; В этой связи необходимо рассмотреть определенную специфику договорных отношений в пожарной охране с участием особого субъекта, который обладает специальной гражданской правоспособностью. Компетенция органов пожарной охраны определяется совокупностью тех задач, на решение которых они уполномочены от имени государства.  И можно сказать, что органы пожарной охраны выступают в гражданском обороте как юридические лица, обладают специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица  лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо записаны в его учредительных документах. Гражданская правосубъектность органов ГПС подчинена задачам, для выполнения которых они созданы. А их участие в гражданских правоотношениях осуществляется в пределах, необходимых для нормального функционирования указанных органов.

2. Соответствие характера и целей деятельности подразделений пожарной охраны возникающим договорным (гражданско-правовым) отношениям; Участие органов ГПС в договорных отношениях носит вспомогательный характер и дополняет те функции, на решение которых ориентирована их основная деятельность. Вступление органов ГПС в гражданско-правовые отношения способствует во многом соответствие характера и целей деятельности указанных подразделений возникающим договорным отношениям. Также полагаю, что это позволит эффективно выполнять взятые обязательства, и с успехом  повышать уровень материальной обеспеченности органов ГПС.   

3. Договорные отношения подразделений пожарной охраны как юридических лиц и субъектов гражданского права относятся к числу нетипичных, что проявляется в отсутствии их нормативного закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации.  Для договоров, одной из сторон которых являются органы пожарной охраны, ввиду того, что некоторые (в частности договор на пожарную охрану) из них считаются непоименованными договорами, существенными  положениями являются: предмет; условия, необходимые для данных договоров; условия, относительно которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В случае не достижения соглашения по существенным условиям договоров, они считаются не заключенными и не порождают никаких правовых последствий. В случае если договор заключен, следует отметить, что  вытекающим  из него правоотношениям присуща определенная специфика, которая проявляется как в основаниях возникновения договорных обязательств, так и в их содержании. Как правило, подобные договорные обязательства кроме гражданского законодательства также регулируются ведомственными нормативными актами, что вносит в возникающие отношения элементы административно-правового регулирования, которые не прекращаются на стадии заключения договоров и продолжают существовать в некоторых правах и обязанностях сторон.

Особой специфичностью договоров, заключаемых с участием подразделений пожарной охраны,  является то, что  некоторые из них, как уже было сказано, относятся к числу непоименованных договоров, то есть таких договоров, которые не нашли нормативного урегулирования в действующем законодательстве. Для них характерна определенная не завершенность. Вместе с тем, в договорах с их участием могут сочетаться элементы различных известных законодательству договоров. Все споры, возникающие при заключении или исполнении договоров с участием органов ГПС, решаются не в административном, а в гражданском  процессуальном порядке, то есть через судебные органы, на общих основаниях.

Анализируя всю совокупность гражданско-правовых отношений органов пожарной охраны, принимая во внимание направленность их работы, можно разделить договорные отношения  с участием органов ГПС на несколько групп:

-договоры, направленные на передачу имущества. Это могут быть договоры аренды (имущественного найма), купли-продажи и другие, заключаемые органами пожарной охраны;

-договоры, направленные на выполнение работ. Такие договоры, как: на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений; на техническое обслуживание и ремонт компьютерной и организационной техники; на техническое обслуживание и ремонт пожарной и оперативной техники; на техническое обслуживание и ремонт средств связи; об исполнении той или иной работы в области разработки или исследованием по проблемам пожарной безопасности;

-договоры с участием кредитных организаций, например,  договор банковского счета;

-договоры, связанные с оказанием услуг. К этой категории могут относиться, например, договоры с различными ведомствами на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с последующей передачей таких работ ведомству; договоры о предоставлении услуг связи (например, пересылка почтовых отправлений), пользование городской и междугородней телефонной связью и др. В данную группу договоров входит также самый распространенный в системе подразделений ГПС:  договор на пожарную охрану объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что органы пожарной охраны могут являться полноправными субъектами гражданских правоотношений.

Вопрос 2. Общая характеристика договора на пожарную охрану.

Определение. Это договор, в силу которого одна сторона – подразделения пожарной охрана МЧС России обязуется обеспечить сохранность производственных помещений, других зданий и сооружений и материальных ценностей от пожаров и загораний путем организации круглосуточной службы и профилактической работы по предупреждению пожаров и загораний, а другая сторона  обязуется создать необходимые условия для несения службы и профилактики пожаров и производить своевременную оплату.

В соответствии с Положением о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23 август 1993 года №849 (п.11). Государственная противопожарная служба (ГПС) имеет право организовывать по договорам охрану от пожаров предприятий и (или) их пожарно-профилактическое обслуживание Указания на это имеются и в Законе РФ "О пожарной безопасности" (ст.ст. 10, 24, 37 и др.). Однако, нужно отметить, что, к сожалению, ни упомянутый выше Закон, ни Положение о Государственной противопожарной службе МВД РФ, не содержат никаких разъяснений относительно юридической природы и содержания договоров.

Пожарная охрана выступает как юридическое лицо. В связи с этим в большинстве случаев договор на пожарную охрану заключается с органами управления пожарной охраны, а непосредственное исполнение договора возлагается на подчиненные отряды, пожарные части и т.п. Сложившаяся практика заключения договоров не противоречит действующему законодательству и в тоже время позволяет эффективно использовать свои материально-технические возможности, в централизованном порядке осуществлять руководство, производить все расчеты, правовое обслуживание подразделений и т.д.

Договор на пожарную охрану можно отнести к числу смешенных договоров, Часть 2 ст.421 ГК РФ определяет, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, В данном случае Закон РФ «О пожарной безопасности», обязывает предприятии создавать и содержать, в том числе и на основе договоров на пожарную охрану, но принцип свободы договора в рассматриваемом случае не нарушается, стороны при заключении договора выступают как равные и независимые в имущественном плане субъекты гражданского права. Правоотношения, возникающие на основе этого договора, выступают как равные и независимые в имущественном плане субъекты гражданского права. Правоотношения, возникающие на основе этого договора, обладают признаками обязательств, присущими гражданскому праву. Договорные отношения в данном случае основаны на использовании товарно-денежной формы. Имущественному предоставлению одной стороны соответствует встречное имущественное предоставление другой стороны. Стороны в договоре выступают как равные, имущественно-обособленные лица, а решающим признаком гражданского правоотношения, является равное положение сторон. Рассматриваемые правоотношения возникают по взаимному согласию субъектов, что также является характерным для гражданского права. Кроме того, в случае возникновения разногласий стороны разрешают их с помощью арбитражного суда, что также характерно для гражданско-правовых споров между субъектами гражданско-правовых отношений.

Договор на пожарную охрану является консесуальным. В соответствии со ст.432 ГК РФ для заключения договора достаточно согласия сторон по всем существующим пунктам. Соглашением сторон предусматривается обязанность одной стороны сдать, а другой - принять объекты предприятие под охрану от пожаров. Договорные отношения будут считаться возникшими и тогда, когда арбитражный суд обяжет своим решением стороны заключить договор о пожарной охране в связи с тем, что одна из сторон неосновательно уклоняется от заключения договора. Неисполнение решения арбитражного суда повлечет за собой неблагоприятные последствия для виновного контрагента.

Договор на пожарную охрану является взаимным, так как каждая из сторон имеет и права, и обязанности. Данный договор предполагает волеизъявление двух сторон и, согласно ч.3 ст. 154 и ч.2 ст. 420 ГК РФ, является двухсторонней сделкой. Из договора на пожарную охрану вытекает, что при его заключении обязательства появляются у обеих сторон. Пожарная охрана и предприятие взаимно принимают на себя обязательства, каждая из сторон становится обязанной в отношении другой стороны совершить определенные действия или воздержаться от совершения этих действий. Оба обязательства находятся в отношении взаимной зависимости; каждое из них обуславливает собой другое.

Договор на пожарную охрану в силу своих специфических особенностей относится к договорам услуг и представляет собой самостоятельный вид договора, отличающийся от других гражданско-правовых договоров. Он предусмотрен в соответствующей типовой форме, являющейся обязательной для сторон. Обязанность понуждения предприятий к договору на пожарную охрану предусмотрена Законом РФ "О пожарной безопасности", так как заключение такого рода договоров соответствует интересам всего общества в целом, оно заинтересовано в снижении пожарной опасности и успешной борьбе с возникающими пожарами.

В настоящее время проблематичным является порядок заключения договора на пожарную охрану и урегулирование преддоговорных споров между контрагентами.

С предложением о заключении договора согласно ст. 37 Закона РФ «О пожарной безопасности» выступает предприятие. Создается междуведомственная комиссия, в состав которой входят представители обеих сторон. Комиссия изучает возможности обеспечения создаваемого пожарного подразделения специальной техникой, необходимым оборудованием и т.п., а затем составляет акт, в котором обосновывает необходимость организации пожарной охраны. В акте отражается состояние водоисточников, отдаленность охраняемого объекта от ближайшего подразделения пожарной охраны, состояние дорог, препятствия на пути следования (железнодорожные переезды, водные преграды и т.п.). Согласно нормам предусматривается численность личного состава и расходы на его содержание, необходимая техника, средства связи и т.д. К акту прилагается ряд других документов, регламентирующих работу части, отряда (дислокация секторов, постов и дозоров, смета расходов на содержание пожарной охраны, перечень подлежащих охране объектов, производственных участков, сооружении и т.п.).

Договоры могут быть заключены путем составления и подписания сторонами единого согласованного документа, а также путем обмена письмами и телеграммами. Юридические последствия перечисленных способов будут одни и те же, но в то же время каждый из них отличается порядком и сроками оформления договорных отношений.  В соответствии со ст. 429 ГК РФ сторонами может быть заключен предварительный договор о намерении в будущем заключить основной договор. Право выбора заключения договора тем или иным способом   предоставляется   самим   контрагентам.   Нормативные   акты, посвященные хозяйственным договорам, подробно регламентируют оформление договора путем составления и подписания сторонами одни го документа договора.

Существенными условиями рассматриваемого договора нужно признать те условия, которые необходимы и достаточны для заключения данного договора, если хотя бы одно из таких условий не будет согласовано, договор на пожарную охрану не будет заключен. Это является наиболее важным признаком существенных, условий, отличающих их от других (второстепенных) условий. Например, отсутствие цены в договоре на пожарную охрану не ведет к признанию  его не заключенности, в данном случае будет действовать правило ст.424 ГК РФ о цене. То есть цена  договора на пожарную охрану будет являться всего лишь обычным условием.

В договоре на пожарную охрану объектом будет считаться любое помещение, здание или участок местности, где сосредоточены товарно-материальные ценности, производственное предприятие, организация, учреждение, строительная площадка со всеми расположенными на их территории и им подведомственными помещениями я т.д. В состав объекта защиты входят и люди (человек), работающие в помещении, на предприятии, учреждении, организации, охраняемых от пожаров. Объект защиты также должен включаться в содержание договора на пожарную охрану, при этом он может детализироваться, дополняться при заключении договора заинтересованными сторонами.

Существенным условием рассматриваемого договора являются права и обязанности сторон. Основные обязанности пожарной охраны сводятся к следующему. Во-первых, она обязана организовать и осуществлять пожарную охрану объектов предприятия, принятых под охрану, в случае возникновения пожара на предприятии организовать его тушение и принять все необходимые меры к полной его ликвидации.

Во-вторых, пожарная охрана должна систематически проверять и контролировать соблюдение предприятием противопожарных норм и правил, исправность   средств   пожаротушения,   источников   противопожарного водоснабжения, систем противопожарной автоматики и сигнализации, а также проводить пожарно-технический инструктаж и разъяснительную работу среди работников предприятия по предупреждению и ликвидации пожара.

В-третьих, пожарная охрана обязана информировать предприятие об обнаруженных недостатках противопожарной безопасности с целью их устранения и совместно с ним определять мероприятия, направленные на снижение пожарной опасности, внедрению технических средств пожарной охраны, а также проводить обучение ДПД в соответствующем порядке.

В свою очередь, предприятие обязано; осуществлять различные мероприятия по улучшению противопожарного состояния своих объектов и обслуживающих их подразделений пожарной охраны; оборудовать объекты техническими средствами противопожарной безопасности и осуществлять их ремонт; обеспечивать себя наглядной противопожарной агитацией и т.д.; выполнять указания пожарной охраны, направленные на снижение пожарной опасности предприятия; не допускать использования противопожарного оборудования не по назначению; ставить в известность пожарную охрану о проведении работ, связанных с пожарной опасностью и т.д.

Некоторые особенности ответственности подразделений пожарной охраны в рамках договора на пожарную охрану.

В случае вины подразделений пожарной охраны, имущественная ответственность  наступит в размере только реального ущерба, то есть объем возмещения будет носить ограниченный характер.

Не будет подлежать возмещению вред, причиненный в результате непреодолимой силы.

Подразделения пожарной охраны освобождаются от ответственности, если они докажут отсутствие своей вины.

Основанием ответственности подразделений пожарной охраны за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, являются, предусмотренные законом, условия гражданско-правовой ответственности. В отдельных договорах (например, в договоре на пожарную охрану) могут быть предусмотрены некоторые специальные условия: установление компетентным органом факта поджога, обследование территории органами дознания.

Факты, происшедшие на территории охраняемого объекта, по вине сотрудников, осуществляющих охрану объекта, должен быть зафиксирован в определенной процессуальной форме.

Ущерб должен быть определен органом дознания, следствия или судом, установившим факт. Не установление факта ущерба указанными органами, может явиться основанием для отказа в иске при рассмотрении дела в  арбитражном суде.
Ответственность подразделений пожарной охраны исключается, если будет доказано, что сотрудники приняли все меры для надлежащего исполнения обязанности, что не всегда происходит. Эта обязанность вытекает как из договора, так и из содержания правового статуса сотрудника подразделения пожарной охраны.

Исходя из того, что основная функция гражданско-правовой ответственности и особенно договорной ответственности - компенсационная, заключающаяся в достижении имущественного положения, планируемого сторонами договора как результат его исполнения, размер любой меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства должен соответствовать размеру причиненных его неисполнением убытков. Крайне низкий уровень возмещения убытков на практике чаще всего объясняется трудностями процесса доказывания.

В юридической литературе отмечалось, что из-за ограниченности прав, жесткого и всеобъемлющего контроля, установленного за расходами государственных учреждений, в том числе и за подразделениями пожарной охраны, вряд ли целесообразно сохранять за ними самостоятельную правосубъектность для участия в гражданском обороте. Они могли бы осуществлять гражданско-правовые сделки на основании доверенности, выдаваемой соответствующим органом.

Вместе с тем, ряд гражданско-правовых договоров с участием подразделений пожарной охраны урегулированы подзаконными (ведомственными) нормативными актами, применимыми только к отношениям с участием указанных органов, что свидетельствует о специфике возникающих гражданских правоотношений.

Исследуя содержание договора пожарной охраны объекта на предмет гражданско-правовой ответственности подразделений пожарной охраны можно придти к выводу, что ответственность сторон строится, прежде всего, в соответствии с общими условиями гражданско-правовой ответственности, предусмотренной действующим законодательством, но в то же время  обладает определенной спецификой, которая может выражаться в ее ограниченном по объему характере. Данные ограничения установлены в примерных договорах и отражены в особых условиях ответственности, что не противоречит действующему законодательству. Имущественная ответственность подразделения пожарной охраны не строится на обязанности полного возмещения убытков, а заключается только в возмещении реального ущерба без возмещения упущенной выгоды.  При этом важно заметить и  учесть, что установление имущественной ответственности состоит не только в возмещении причиненного пожаром  вреда, но и его предотвращении. Наиболее целесообразным видом ответственности представляется неустойка. Такая ответственность должна наступать при наличии как общих, так и специальных условий.

        Специальные условия призваны конкретизировать и в некоторой степени ограничивать имущественную ответственность участников договора совокупностью определенных обстоятельств, при наличии которых эта ответственность наступает. Такими условиями могут быть: нахождение объекта, на котором нарушены правила пожарной безопасности на охраняемой территории; не устранение в установленный срок нарушений противопожарной безопасности объектов, находящихся на охраняемой территории; наличие факта пожара на охраняемой территории и установление факта уничтожения  или повреждения имущества этим пожаром.

     Специфика ответственности проявляется также в том, что указанные подразделения несут ответственность не за все убытки в виде реального ущерба, обусловленные ненадлежащим исполнением гражданско-правовых договоров, а лишь за те, которые причинены определенными способами, предусмотренными ведомственными нормативными актами.

       Кроме того, подразделения пожарной охраны как участники договорных отношений несут имущественную ответственность при наличии виновного поведения в действиях их конкретных участников. Одним из специальных условий привлечения к гражданско-правовой ответственности подразделений пожарной охраны за ненадлежащее исполнение или неисполнение договорных обязательств, повлекших имущественный ущерб для собственника, является установленный компетентным государственным органом (органом дознания, следствия и судом) факт противоправных действий, установленный в процессуальной форме. Указанными органами также должен быть установлен ущерб, причиненный противоправными действиями.        

Вопрос 3. Общая характеристика договора поставки для нужд МЧС России.

При регулировании договора поставки для нужд МЧС  возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования; проблема согласования публичного и частного права.

Обратимся, прежде всего, к определению обозначенных договоров. По государственному контракту на поставку товаров для нужд МЧС поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (на основании ст.526 ГК РФ).

 Договором поставки для  нужд МЧС называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

  Особенным является, прежде всего – субъектный состав. Для различных договоров – состав участников может быть две или три стороны. Даже стороны в данном соглашении именуются Заказчик и Исполнитель.

 Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков (п.1 ст.3 ФЗ № 60 от 13 декабря 1994 года). Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение, в данном случае мы говорим  о МЧС России в качестве государственного заказчика.

Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов. Подробнейше этот вопрос урегулирован Федеральным законом от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». На исполнение положений названного закона направлено множество подзаконных нормативных актов. В частности можно выделить, например: «Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении конкурсов на размещение заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения», утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 294;

Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков (постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 294). Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа. Установлено, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у них перечня товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, определенные государственными заказчиками по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.

        Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.

         По результатам конкурса, государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. Таким образом, заключению договора предшествует особый порядок отбора поставщика, который, впрочем, проводится не всегда. В случаях определенных законодательством, заключение контракта возможно без проведения конкурса.

         В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса (п.4 ст.528 ГК РФ). Иной порядок предусмотрен п.1 ст.528 ГК РФ, когда проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.      Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Затем другая сторона в течение тридцати дней должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

         В том случае, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, то есть рассматриваемых отношениях появляется третья сторона, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

          В таких отношениях участвуют три стороны: госзаказчик, поставщик и покупатель. При этом правоотношения между госзаказчиком и поставщиком регулируются государственным контрактом, между поставщиком и покупателем - договором поставки, а между госзаказчиком и покупателем - извещением о прикреплении и ранее (при разработке целевых программ и пр.) поданной заявкой.

          В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ГК РФ «О поставке» (п.1 ст.531 ГК РФ).

          Необходимо акцентировать внимание на то обстоятельство, что поставщик может привлекать к исполнению государственного контракта третьих лиц. В этой связи на практике возник вопрос о возможности участия этих лиц в заключении договора со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой связи следует обратить внимание на письмо Минфина РФ от 2 февраля 2001 г. N 3-01-01/01-48 «О заключении государственного контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд», которым сообщена позиция Главного управления федерального казначейства. По их мнению, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено заключение с победителем конкурса (исполнителем) других государственных контрактов, в том числе трехсторонних, содержащих обязательство государственного заказчика перечислять средства федерального бюджета не победителю конкурса (исполнителю), а напрямую третьему лицу, привлекаемому для выполнения отдельных работ по государственному контракту (соисполнителю).

         Говоря о поставщиках по поставке для нужд МЧС России, важно подчеркнуть, что существует круг потенциальных поставщиков (список законодательно не определен), которые не вправе отказываться от государственного заказа, для которых заключение государственного контракта является обязательным. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

         Как закреплено в п.2 ст.5 Закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

        Следующая особенность рассматриваемых договорных правоотношений заключается в том, что продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом.

        Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд заключается в письменной форме. Обязательными приложениями к государственному контракту (договору) являются:

- техническое задание (наименование работ, услуг, качественные и количественные характеристики и др.);

- календарный план (график);

- график платежей (в случае необходимости);

- протокол соглашения о контрактной цене;

К государственному контракту (договору) в установленном порядке могут прилагаться и другие необходимые приложения.

        Заметим, что государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика (МЧС России) за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства Российской Федерации государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством.

      Подписанный государственный контракт (договор) на практике регистрируется Заказчиком путем присвоения номера и указания даты регистрации. Соглашения о внесении изменений в заключенные государственные контракты (договора) регистрируются также путем присвоения номера и указания даты регистрации.      Государственный контракт (договор), а также соглашение о внесении изменений в заключенный государственный контракт (договор) заверяется печатью только после его регистрации в установленном порядке. Таким образом, регистрация договора – одно из обязательных условий его заключения.

      Учитывая названные особенности государственного контракта, интересна и рациональна позиция Ю.К. Толстого, о том, что юридическая природа государственного контракта далеко не очевидна, т.к. такие контракты заключаются не только в области поставки, но в целом по государственным заказам, в том числе по проектным и изыскательским работам. В этой связи, можно предположить, что государственный контракт является особым видом гражданско-правового договора, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами.

       Договор поставки, преимущественно, регулируется соглашением между сторонами, именно положениям договора законодатель отдает приоритет.

        Важно подчеркнуть, что поставка для нужд МЧС России урегулированы не только гражданским законодательством, но и публичным правом, что связано с «публичной важностью» данных соглашений для общества и государства.

Некоторые особенности размещения заказов для нужд МЧС России

         Итак, основанием заключения государственного контракта является государственный заказ. Его же можно рассматривать и как определенный элемент порядка заключения договора. Содержание понятия государственный заказ до сих пор однозначно не раскрывается ни в теории, ни в нормативно-правовых актах. В советской системе права и экономики государственный заказ рассматривался как один из непосредственных элементов планирования.

        В современной юридической литературе понятие государственный заказ определяется по-разному, в том числе как поставки и работы для целевых программ, в которых участвует РФ или субъект РФ, как включенный в соответствующую государственную программу объем необходимых для ее выполнения поставок, работ, услуг, как совокупность административных нормативно-правовых актов, как закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственными заказчиками.

     Проанализировав действующие ведомственные акты МЧС России, можно сказать, что они в некоторых случаях вступают в противоречие с вышеуказанными общими нормативными актами и необоснованно исключают альтернативные способы по размещению государственного заказа. Одна из причин - прямое указание ГК РФ о предпочтительности размещения государственных заказов на конкурсах.

   Несмотря на то, что Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» установил единые процедуры размещения заказов на всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, кто является главным распорядителем средств, законодатель осознанно предусмотрел особенную процедуру размещения заказов для целей оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

  Причиной этого послужил тот факт, что размещение заказов в условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации не подпадало ни под одну статью старого Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ. В соответствии с этим Федеральным законом размещение заказов на поставку продукции для государственных нужд необходимо было осуществлять либо путем проведения открытого конкурса, либо путем согласования размещения заказа в качестве единственного источника. Однако ни один, ни другой способ в случае размещения заказов для целей оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации неприемлем вследствие временных затрат на организацию и проведение открытого конкурса или согласование закупки с уполномоченным органом исполнительной власти.

Представим себе следующую ситуацию. В стране Х произошло землетрясение, наводнение, оползень. Пострадавшим необходимы лекарства, питание, вода, одежда. При наступлении таких обстоятельств на первое место выходит оперативность оказания помощи населению пострадавшего государства. Чем скорее придет помощь, тем больше шансов свести к минимуму количество жертв, материальные убытки. Естественно, заказчик просто не в состоянии в столь короткий срок выполнить все необходимые процедуры - проведение конкурса, на который уйдет как минимум 50 дней, согласование заказа с уполномоченным органом исполнительной власти как у единственного источника, на которое надо как минимум 2 - 3 недели. В случае ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера такие сроки неприемлемы.

До настоящего времени при наступлении чрезвычайного обстоятельства МЧС России напрямую обращалось к нескольким «проверенным» поставщикам, которые соглашались в кратчайшие сроки с отсрочкой платежа поставить необходимую продукцию. Естественно, новому поставщику, какой бы он ни был, попасть в круг указанных организаций было практически невозможно. Уже после осуществления поставки, т.е. постфактум, МЧС России обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти с просьбой согласовать размещенный заказ у единственных источников (поставщиков). При этом цены на поставляемую продукцию могли в 30 раз превышать цены на аналогичную продукцию у других поставщиков.

Иными словами, данный способ закупки препятствовал развитию конкуренции и, как следствие, приводил к многочисленным нарушениям в части неэффективного расходования бюджетных средств.

Чтобы как-то урегулировать подобную ситуацию, законодатель был вынужден ввести главу, посвященную особенностям осуществления закупок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Размещение заказов в соответствии с комментируемой главой осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительный отбор поставщиков, а на втором этапе в случае возникновения чрезвычайной ситуации среди отобранных на первом этапе поставщиков проводится запрос котировок.

Соответственно размещение государственно заказа более правильно понимать как адресацию такого поручения определяемому государством лицу (государственному заказчику). Действия же государственного заказчика необходимо рассматривать как направленные на реализацию (выполнение) уже размещенного соответствующим публично-правовым образованием государственного заказа. Таким образом, инициируя процедуру заключения государственного контракта, в том числе, путем извещения о проведении конкурса (торгов), государственный заказчик, по сути, исполняет государственный заказ, а не перепоручает его исполнение поставщикам, хотя сам термин «размещение заказа», применительно к указанным действиям государственного заказчика, широко используется в нормативных актах.

Исходя из публично-правовой природы государственного заказа, следует признать, что государственный заказ как правовое явление должен признаваться существующим только в отношениях соответствующего публично-правового образования и государственного заказчика, но не в отношениях последнего с поставщиками.

       Немаловажно упомянуть об особенностях поставок импортной продукции для нужд МЧС, поскольку данное направление договорной деятельности достаточно распространено на сегодняшний день. Организация работы по планированию закупок детально прописана в Приказе МЧС от 17 декабря 1997 г. N 740 «Об утверждении инструкции о порядке организации работы в МЧС России по планированию закупок импортной продукции, ее распределению, учету, хранению и списанию»

 Руководство и координацию работ по планированию закупок импортной продукции осуществляет постоянно действующая комиссия по закупке и распределению импортной продукции (далее - Комиссия), состав которой утверждается Министром МЧС России.

На Управление закупки продукции для государственных нужд (далее - Главный заказчик) возлагается выполнение функций государственного заказчика по:

- формированию предложений в проект государственного оборонного заказа, а также в бюджетную заявку МЧС России на основании заявок заинтересованных структурных подразделений МЧС России и подведомственных ему учреждений и предприятий (далее - Заказчики) на закупку импортной продукции;

- защите в Минэкономики России и, при необходимости, в Минфине России предложений МЧС России для включения в проект государственного оборонного заказа по номенклатуре и объемам закупок, а также планов распределения импортной продукции;

- доведению показателей утвержденного государственного оборонного заказа по поставкам импортной продукции до Агентства по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (далее - Агентство) и подведомственных МЧС России учреждений и предприятий;

- ведению сводного оперативного учета поступившей импортной продукции;

- формированию планов приоритетных закупок импортной продукции под выделенные финансовые средства, а также совместно с Заказчиками - планов ее распределения;

- контролю за ходом реализации планов закупок импортной продукции.

На Заказчиков возлагается:

- подготовка и представление Главному заказчику заявок для формирования предложений в проект государственного оборонного заказа на закупку импортной продукции;

- обоснование целесообразности приобретения импортной продукции;

- оформление в установленном порядке и представление в Агентство технических заданий на поставку импортной продукции;

- проведение экспертной оценки предлагаемой Агентством к закупке импортной продукции;

Закупка и поставка импортной продукции для нужд МЧС России осуществляется Агентством с соблюдением действующего законодательства и других нормативных правовых актов по этому вопросу.

Закупка и поставка импортной продукции производится на основе конкурсного отбора путем проведения открытых или закрытых торгов, посредством заключения государственных контрактов в порядке, установленном Приказом МЧС России от 30 июня 1997 г. N 360 «О введении в действие Инструкции по реализации в МЧС России Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305». Агентство после получения от Заказчиков технических заданий на поставку импортной продукции проводит предконтрактную работу в соответствии с утвержденным сводным планом, в том числе разрабатывает квалификационную и конкурсную документацию, осуществляет переговоры и переписку с поставщиками импортной продукции.

 Включение в государственный контракт требований о материально - техническом обеспечении производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оборудованием, машинами и механизмами, а также о встречных поставках продукции, оказании каких-либо услуг не допускается.

  После утверждения в установленном порядке протокола конкурсной комиссии Агентство проводит переговоры, подготавливает, оформляет и подписывает государственные контракты на закупку импортной продукции, осуществляет оплату этих контрактов, оформляет паспорта импортных сделок, обеспечивает своевременное представление необходимых отчетных документов в органы валютного контроля. Агентство оформляет обоснованный расчет цены на импортную продукцию, согласовывает финансирование государственных контрактов с Департаментом финансово - экономическим и заместителем Министра - председателем Комиссии.

    Поскольку от государственных заказчиков поступают многочисленные запросы о порядке размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд, Минэкономразвития России сообщает, что в соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2008 года при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд опубликование информации о размещении заказов в официальном печатном издании не производится.

    Таким образом, с 1 января 2008 года федеральные государственные заказчики  не опубликовывают в официальном печатном издании – бюллетене «Конкурсные торги» информацию, связанную с размещением заказов для государственных федеральных нужд.

    Существует положение «О пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и  о требованиях к технологическим,  программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами». Положение устанавливает порядок пользования официальными сайтами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - официальные сайты, заказы), а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.              

На официальных сайтах в обязательном порядке размещаются информация, предусмотренная Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», информация об органе, уполномоченном на ведение официального сайта, а также о требованиях к формам представления и размещения информации и к протоколам обмена электронными сообщениями для представления информации с целью ее размещения на официальном сайте.

На официальных сайтах может размещаться также иная информация, имеющая отношение к размещению заказов, за исключением информации, имеющей рекламный характер, а также сведений, составляющих государственную тайну.  Информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

Информацию на соответствующих официальных сайтах размещают:  государственные или муниципальные заказчики; органы, уполномоченные на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд; специализированные организации, выполняющие функции по размещению заказов; юридические лица, обязанные размещать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, а также сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, размещаются на официальном сайте соответствующим органом, уполномоченным на ведение реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и органами, уполномоченными на ведение реестра недобросовестных поставщиков.             Представление и размещение информации осуществляются по определенным формам и протоколам, которые утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.  Уточняя место и роль госзаказа в процедуре заключения государственного контракта на поставку для государственных нужд, следует отмечать все необходимые условия.

Заключение государственного контракта на поставку для нужд МЧС, как гражданско-правового договора, должно подчиняться общим правилам и процедуре заключения такого договора, который установлен гражданским законодательством, с учетом определенных им особенностей. Таким образом, направление государственным заказчиком поставщику предложения о конкурсе (торгах) представляет собой только элемент в процессе заключения договора (государственного контракта) и, с позиций гражданского права, не должно признаваться размещением   государственного заказа.

Вопрос 4. Общая характеристика договоров на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с участием подразделений МЧС России и иные виды договоров, заключаемых подразделениями пожарной охраны.

Подразделения пожарной охраны в своей деятельности заключают и другие договоры, которые, не охватываются действием уже вышеперечисленных договорных отношений. Особого внимания заслуживают договоры, заключаемые подразделениями пожарной охраны на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ на объектах с последующей их передачей ведомству, с которым заключается такой договор.

Данные договоры заключаются в простой письменной форме. Специальных требований, предъявляемых к заключению таких договоров, нормативными актами, регламентирующими деятельность подразделений пожарной охраны, не содержится. Это, в свою очередь, означает, что на такие договоры распространяются общие правила гражданского законодательства, в частности п. 1 ст. 161 ГК РФ и др.

Субъектами рассматриваемых договоров с одной стороны будут являться ГПС МЧС РФ, которые осуществляют организацию первоочередных аварийно-спасательных работ через Специализированные пожарные части, привлекая к таким работам и другие подразделения пожарной охраны.

Необходимость заключения данных договоров вызвана прежде всего тем, что подразделения ГПС МЧС РФ являются более мобильными, специально подготовленными и обладающими специальными средствами и техникой по проведению аварийно-спасательных работ. Имея большой практический опыт по проведению аварийно-спасательных работ, и постоянно совершенствуя свои знания и навыки, приобретая новую технику для таких целей, данные подразделения способны в кратчайшее время произвести аварийно-спасательные работы, а в некоторых случаях - и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Определяя предмет данного рода договоров, нужно отметить, что как и договор на пожарную охрану в целом, рассматриваемые договоры не являются договорами подряда, а относятся к разряду договоров возмездного оказания услуг, о чем упоминалось и ранее.

Отграничивая рассматриваемые договоры, заключаемые подразделениями пожарной охраны, от других договоров, нужно еще раз упомянуть, что при оказании такого рода услуг, как первоочередные аварийно-спасательные работы, оценивается и передается не сам результат таких работ, а действия по его достижению. Общим для таких услуг является признак, позволяющий отграничить такого рода договоры от других - результату предшествуют действия, не имеющие материального воплощения (например, организация подготовки к аварийно-спасательным работам, проведение необходимых разведок, действие в экстремальных и непредсказуемых ситуациях и т.п.). Без таких действий невозможно проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, те и другие действия составляют единое целое. В рамках одного вида услуги осуществление деятельности или действий может иметь материальный результат, а может и не иметь (проведение различных тренировок, учений, обучение и рекомендации по ликвидации возможных аварий и т.д.).

Важным для рассматриваемых договоров было бы и указание на момент, с которого начинаются первоочередные аварийно-спасательные работы, а именно с момента прибытия подразделений пожарной охраны к месту первоочередных аварийно-спасательных работ.

Данное обстоятельство указывает на то, что подразделения пожарной охраны достаточно мобильны и подготовлены специально для таких целей, но время с момента получения сообщения об аварии и время прибытия к месту проведения первоочередных аварийно-спасательных работ из-за всяческих преград и т.п. может быть значительным, что позволяет включить данный промежуток времени в указанные первоочередные два часа.

            Не менее важным будет и указание на момент окончания первоочередных аварийно-спасательных работ, выполняемых подразделениями пожарной охраны. Данный вопрос в силу своей значимости необходимо урегулировать в договоре, так как он может вызвать не только значительные споры, но и приводить к значительным материальным потерям со стороны заказчика. Так, например, по обязательствам исполнитель, закончив свою работу, должен  передать ее заказчику, однако трудно определить сам момент окончания работ исполнителя. Таким моментом должен считаться момент, когда заказчик будет готов и выразит свое желание принять исполнение по дальнейшей ликвидации аварии или аварийной ситуации на себя. Если такое согласие между сторонами достигнуто, они обязаны подписать совместный документ (например, акт о произведенных работах и услугах), где и будет указано время начала и окончания работ и услуг, производимых подразделениями пожарной охраны.

Из предмета рассматриваемого договора вытекают права и обязанности, конкретизирующие действия сторон и составляющие его содержание.

Так, основные обязанности заказчика можно свести к следующему.

Во-первых, он обязан производить оплату работ и услуг, оказываемых подразделениями пожарной охраны, согласно перечня работ и услуг такого характера, которые необходимо детально разработать пожарной охране и либо отразить их в приложении к договору, либо, как уже отмечалось выше, целесообразнее всего урегулировать их в нормативном порядке.

Во вторых, заказчик обязан оказывать содействие подразделениям пожарной охраны при первоочередных аварийно-спасательных работах. Для этого он встречает прибывающие подразделения пожарной охраны к месту первоочередных аварийно-спасательных работ, сообщает характер аварии, количество опасного груза, сведения о снятии электронапряжения в аварийной зоне и другие сведения, необходимые подразделениям пожарной охраны. Выполнять по необходимости требования прибывшего начальника подразделения пожарной охраны (например, по оттяжке вагонов и цистерн из взрывоопасной зоны; обеспечению необходимыми приспособлениями, оборудованием и другими средствами при ликвидации утечек ядовитых веществ, имеющихся у заказчика и т.д.).

В-третьих, необходимым было бы отразить в рассматриваемом договоре и обязанность заказчика по согласованию всех своих действий при первоочередных аварийно-спасательных работах с руководителем подразделений пожарной охраны, осуществляющим первоочередные аварийно-спасательные работы (например, при полном принятии на себя руководства по ликвидации аварийной ситуации, при проведении учений и проверок служб и подразделений ведомства и в других случаях).

В-четвертых, заказчик должен принять у исполнителя соответствующие работы и услуги по дальнейшим аварийно-спасательным работам с составлением и подписанием необходимых документов.

Обязанности исполнителя можно сформулировать следующим образом. Во-первых, он обязан осуществлять первоочередные аварийно-спасательные работы, а также другие работы и услуги на подвижном составе железной дороги, согласно разработанного перечня таких работ и услуг, до полной передачи проводимых работ и услуг заказчику, для последующей ликвидации аварии или аварийной ситуации.

         Во-вторых, он обязан оказывать содействие службам и подразделениям заказчика в обучении их приемам и методам ликвидации аварий и аварийных ситуаций, в проверке их боеспособности по просьбе заказчика и совместно с ним.

В-третьих, исполнитель должен обеспечить постоянную боеготовность к первоочередным аварийно-спасательным работам для быстрой ликвидации возникших аварий или аварийных ситуаций. Для этого необходимо определить совместно с заказчиком примерный порядок действий при первоочередных аварийно-спасательных работах, детально разработать план действий, кратчайшие пути следования к возможному месту аварии и т.д. В этих целях исполнитель также систематически организовывает и проводит учения на объекты заказчика для отработки приемов ликвидации аварий и аварийных ситуаций с привлечением служб и подразделений ведомства и т.д.

В-четвертых, он обязан согласовывать все свои действия по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ с заказчиком.

Другие виды договоров, заключаемых подразделениями пожарной охраны. (на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технические работы )

Федеральный Закон РФ «О пожарной безопасности» предусматривает, что такие подразделения пожарной охраны, как территориальные управления Государственной противопожарной службы МЧС  РФ, стали заключать договоры с гражданами и другими юридическими лицами на предмет подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, другими словами, на проведение сертификационных испытаний (ст. ЗЗ Закона РФ «О пожарной безопасности»). Данную деятельность могут выполнять испытательные пожарно-технические лаборатории (ИПЛ), которые входят в штат вышеназванных управлений пожарной охраны. Следовательно, данные подразделения пожарной охраны, где имеются ИПЛ, также могут заключать договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОК и ТР), в соответствии со своими возможностями. Однако, более сложные научно-исследовательские работы, испытания и т.п., в области пожарной безопасности проводят в основном Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной службы (ВНИИПС) и его филиалы.

Рассматривая субъектный состав договоров на выполнение НИОК и TP, нужно отметить, что исполнителем будут являться ВНИИПОС МЧС РФ, его филиалы, а также подразделения пожарной охраны, где имеются ИПЛ. В роли заказчиков могут выступать любые коммерческие и некоммерческие юридические лица, а также физические лица. С предложением о заключении договора выступает заказчик, который поручает исполнителю сделать ту или иную работу в области разработки или исследований по проблемам пожарной безопасности. Текст договора может быть представлен как подразделениями пожарной охраны, так и контрагентом, где стороны согласовывают все необходимые условия.

Договоры на НИОК и TP, заключаемые подразделениями пожарной охраны, являются гражданско-правовыми договорами, обе стороны являются независимыми в имущественном плане субъектами гражданского права, и между ними отсутствуют всякого рода отношения вертикального характера, в реализации договора между субъектами предоставляется гражданско-правовая свобода. Заказчик может обратиться за выполнением данной работы как к рассматриваемым подразделениям, так и к другим организациям, если они могут исполнить заказываемую работу (например, многие научно-исследовательские институты (НИИ)).

Договоры на выполнение НИОК и TP - сравнительно новая группа договоров, получившая самостоятельную регламентацию сначала в Основах гражданского законодательства 1991 года (гл.12 ст.97), а затем и в части второй ГК РФ (гл.38). Ранее действовали договоры на создание (передачу) научно-технической продукции. Их правовая регламентация осуществлялась Положением о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденным Постановлением ГКНТ СССР от 19 ноября 1987 года №435' и др. Нормативными актами. Такие договоры регулировали в основном отношения по передаче научно-технической продукции. В остальном же именуемый договор совпадал с договором на выполнение НИОК и ТР. Так как договор на создание (передачу) научно-технической продукции поглощал практически всегда договор о выполнении НИОК и TP, то это сделало возможным урегулировать данные отношения в единых нормах главы 38 части 2 ГК РФ и выделить договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, в которых были урегулированы вышеперечисленные договорные отношения.

Договоры, заключаемые рассматриваемыми подразделениями пожарной охраны, хоть и имеют много общего, что позволило объединить их в одной ст.769 ГК РФ, тем не менее имеют и различия. Так, различия наблюдаются в предмете договора (п.1 ст.769 ГК РФ). Если по договору на выполнение научно-исследовательских работ ВНИИПС МЧС РФ или его филиал обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования (например, провести сертификационные испытания группы автономных дымовых пожарных извещателей иностранного производства на соответствие Государственным стандартам России), то по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, эти же подразделения пожарной охраны обязаны разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, либо новую технологию (например, разработка новой огнезащитной боевой одежды для пожарных, работающих в экстремальных условиях).

         По договору о выполнении опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязуется разработать образец заказываемого ему изделия, а также указывается конкретный срок сдачи работ по договору, который затем повторяется в пункте «Срок действия договора и юридические адреса сторон». Предмет договоров на НИОК и TP, заключаемых подразделениями пожарной охраны, является существенным условием и должен содержать конкретное указание на то, о чем заключается договор, т.е. поручаемой исполнителю работе.

Выполнение НИОК и TP рассматриваются законодательством как самостоятельный вид договоров, отличных от других гражданско-правовых договоров, однако ближе всего рассматриваемая группа к подрядному типу договоров, не случайно в ч.2 ГК РФ она следует сразу же за подрядными договорами. Договоры на НИОК и TP, заключаемые подразделениями пожарной охраны, так же, как и договор подряда, относятся к числу взаимных, в результате заключения договора права и обязанности возникают у обеих сторон; возмездных - работа выполняется за плату, что обязательно отражается в договоре; консесуальных - обязательства возникают с момента достижения согласия по всем существенным условиям договора. Однако, так как рассматриваемые договоры связаны в той или иной мере с особым трудом (научной деятельностью), то и главное различие их будет наблюдаться в предмете. В подрядных договорах предметом будет являться изготовление индивидуально определенного изделия, в то время как предметом договоров на НИОК и TP - проведение научных исследований, соглашения об этом, такое решение может быть обусловлено нарушениями, допущенными исполнителем в отношении любого из принятых на себя обязательств, либо какого-либо события. Могут также устанавливаться дополнительные сроки, данные заказчиком исполнителю для устранения выявленных замечаний и т.д.

Требования, предъявляемые к форме договоров, аналогичны тем, которые приняты в отношении обычных сделок юридических лиц. Поэтому на данный вид договоров распространяются правила п.1 ст. 161 ГК РФ, откуда следует, что данного рода договоры должны заключаться в простой письменной форме. Если стороны сочтут необходимым, они могут заверить договор нотариально. Чаще всего такие договоры заключаются путем составления сторонами одного документа. Обычно рассматриваемые подразделения пожарной охраны имеют разработанные и отлаженные формы договоров, которые берутся за основу вновь заключаемого. Специфика самих договоров обычно отражается в предмете договора, а также в календарном плане выполняемых работ.

Существенными условиями рассматриваемых договоров, кроме предмета и срока, будут признаваться и другие условия, например, программа (план), где предусматривается каждый этап работы, а также цена.

Цена в данном случае не может считаться обычным условием, так как при достижении конкретного результата, либо его не достижении, работа все равно должна быть оплачена по тот этап, на котором она будет закончена. При этом следует учитывать правило ст. 775,776 ГК РФ. При выполнении научно-исследовательских работ результаты должны быть оплачены, но не свыше цены, на которую заключается договор. При опытно-конструкторских и технологических работах, заказчик оплачивает понесенные исполнителем затраты на проведение такой работы. Это означает, что затраты на выполняемую работу могут превышать стоимость работ по договору, но они все равно должны быть оплачены исполнителю.

   Имущественную ответственность в договорах такого рода, заключаемых подразделениями пожарной охраны, следует отличать от иных имущественных последствий, связанных с прекращением договорных работ не по вине сторон (ст.775, 776 ГК РФ). Здесь имеется ввиду то, что исполнитель, добросовестно выполняя поставленную заказчиком научную работу (с использованием всех имеющихся современных достижений науки и техники), на определенном этапе приходит к выводу о не достижении необходимого результата. В данном случае нарушения договорных обязательств со стороны исполнителя не будет, и сохраняется в силе встречные обязательства заказчика: оплатить стоимость работ, произведенных исполнителем.

Прекращение договоров на НИОК и TP, заключаемых подразделениями пожарной охраны, происходит надлежащим выполнением своих прав и обязанностей. Основания, условия и последствия прекращения такого рода договоров регулируются как общими положениями гражданского законодательства (гл.26 ГК РФ «Прекращение обязательств»), так и специальными нормами (ст.775, 776 ГК РФ), в которых, как уже ранее отмечалось, определены особенности таких договоров. Так, в частности, такого рода договоры могут быть прекращены: новацией, т.е. заменой одного обязательства другим; невозможностью исполнения договора, в частности, при форс-мажорных обстоятельствах; ликвидацией юридического лица (это, однако не освобождает сторону от ответственности за неисполнение тех ее обязанностей, которые должны быть исполнены ранее и т.д.).

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1.Общая характеристика договоров об охране имущества с участием МЧС.

2.Отличие договора на организацию профессиональной пожарной охраны от договора об охране объектов подразделениями вневедомственной охраны и других договоров.

3. Доработать конспект.

4. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию.

Разработали:

Начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин

кандидат юридических наук

доцент  

п/полковник внутренней службы                                                         М.В.Рыбкина

”______” _______________ 2009 года


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62784. Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова 15.92 KB
  Оборудование: Портрет Чехова с надписью Его врагом была пошлость. Чехова не всегда легко понять если не помнишь жизненной позиции писателя который был строг прежде всего к себе. Горького горячее желание видеть людей простыми красивыми и гармоничными...
62786. Рвана аплікація: Гроно калини 16.83 KB
  Якого кольору листочки у калини зеленого А ягідки якого кольору червоного Як ви розумієте вислів Похолоднішало риба не ловиться калина у цвіт вбирається. Як ви розумієте вислів Без верби та калини нема України. Сьогодні ми з вами робитимемо рвану аплікацію Гроно калини.