12475

Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 1 марта 1944 г.)

Реферат

История и СИД

Реферат Блокада Ленинграда ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 2. Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 г. – 1 марта 1944 г. 3. Дорога жизни сентябрь 1941 г. – март 1943 г 4. Борьба Ленинграда в кольце блокады 5. Факторы стойкости 6. Прорыв блокады и боевые действия советски

Русский

2013-04-27

58.5 KB

35 чел.

Реферат

Блокада Ленинграда  

ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение

     2. Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 1 марта 1944 г.)

3. «Дорога жизни» (сентябрь 1941 г. – март 1943 г)

4. Борьба Ленинграда в кольце блокады

5. Факторы стойкости

6. Прорыв блокады и боевые действия советских войск под Ленингра       дом в 1943 г

7. Заключение

     8. Список литературы

                                                   

                                                  Введение

22 июня фашистская Германия напала на СССР. В планах немецкого командования город занимал особое место: он оказался в числе главных целей, по которым наносились удары гитлеровского вертмаха. В директиве № 21 (план «Барбаросса» 18.12.1940г.) захват Ленинграда германскими войсками назывался неотложной задачей.

Во-первых, падение Ленинграда должно было привести к потере СССР всего Северо-Западного региона России, а также к гибели Балтийского флота.

Во-вторых, захватив Ленинград, немцы должны были также приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения групп армий «Север» и «Центр».

В-третьих, сдача областного центра позволила немецко-фашистским войскам соединиться с финской армией.

В-четвертых, немцы получили бы выгодный исходный район для удара в тыл советским войскам, прикрывавшим Москву, а заключительном этапе боевых действий.

В-пятых, Ленинград представлял собою промышленный центр, захватить который противник считал просто необходимым, чтобы ослабить военно-технический и военно-экономический потенциал СССР и использовать его в своих целях.

Наконец, нацистами признавалось и огромное морально-политическое значение Ленинграда. Гитлер неоднократно заявлял, что с потерей Ленинграда «будет утрачен один из символов революции … и дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа».

Таким образом, от обороны  Ленинграда  зависела судьба столицы и всей войны в конечном итоге.

Эта тема не могла меня не заинтересовать. Я считаю, что нельзя оставлять без внимания такие моменты истории, которые непосредственно связаны с настоящим нашей страны. Мы не так уж часто задумываемся о том: «А что бы теперь с нами было, если Ленинград был бы взят фашистами?» Поэтому нельзя не оценить героизм и самоотверженность людей, которые его отстояли.

Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 1 марта 1944 г.)

С 8 сентября 1941 г. началась 900-дневная блокада Ленинграда. На начало блокады в Ленинграде находилось 2 млн. 544 тыс. горожан, в том числе около 400 тысяч детей. В пригородных районах, попавших в блокадное кольцо, проживало еще около 343 тыс. человек. Кроме того, к сентябрю 1941г. В Ленинграде по некоторым данным насчитывалось о 150 тыс. беженцев с оккупированной врагом территории. Общая численность гражданского населения на момент установления блокады достигала, таким образом, 3 млн. человек.1 Помимо гражданского населения в блокадном колье оказались войска четырех (8-й, 23-й, 42-й и 55-й) армий Ленинградского фронта и основные силы КБФ.

Проведенный переучет продовольствия показал, что Ленинград обладает запасами зерна и муки на 35 дней, крупы и макарон – на 30, мяса – на 33, жиров – на 45, сахара – на 60 дней. Овощи и картофель в городе практически отсутствовали. Перспективы же подвоза по Ладоге или прорыва установленной немцами блокады, были непреодолимыми. Ленинград оказался перед фактом голодной блокады. С целью экономии существующих продовольственных запасов с первых дней сентября в Ленинграде вводятся карточки, нормы выдачи хлеба по которым почти сразу же стали снижаться. В связи с прекращением навигации по Ладожскому озеру в город почти совсем перестали поступать продукты, 20 ноября нормы выдачи продовольствия достигли своего минимума: рабочие получали 250 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов.

В поисках продовольствия тысячи изнеможденных людей потянулись в окрестные пригороды, на поля. Под огнем противника люди выкапывали из-под снега несобранную картошку и овощи. Чтобы заглушить невыносимое чувств голода, ленинградцы использовали в пищу столярный клей, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами. Начиная с декабря 1941г. стали фиксироваться случаи людоедства, а также возросло число фактов использования в пищу незахороненных человеческих трупов.

Жестокий голод усугублялся наступившими с конца ноября сильными морозами и почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. Чтобы как-то согреться люди разбирали деревянные дома, жгли мебель, книги и т.п. К середине декабря 1941 г. прекратилось транспортное движение, а в январе 1942 г. Замерзли водопроводные  канализационные трубы и жители остались без воды. Подача электроэнергии в дома прекратилась. Город умирал.

По подсчетам известного специалиста по истории ленинградской блокады профессора Г. Л. Соболева, только за первую блокадную зиму от голода погибли более 600тыс. человек, а в самые трудные месяцы, январь и февраль 1942 г. – более 200 тысяч.2 При этом сам историк отмечает, что «смертность настолько захлестнула город и стала такой неуправляемой, что ни о каком точном учете, начиная с декабря 1941 г. не могло быть и речи»3. Основываясь на документах управления коммунального обслуживания Ленинграда, другой авторитетный исследователь, профессор В.М. Ковальчук, приводит следующие цифры: более 1 мн. 93 тыс. захороненных и около 110 тыс. кремированных»4. Таким образом, суммарная цифра погибших во время блокады обозначена 1 млн. 200 тысячами.               

«Дорога жизни» (сентябрь 1941 г. – март 1943 г.)

Единственной артерией, связывающей осажденный Ленинград с Большой землей, стала начавшая действовать с сентября 1941 г. коммуникация по Ладожскому озеру – водная летом и ледовая зимой. По ней в осажденный город из глубины страны направлялись пополнения, продовольствие, боеприпасы, топливо и другие необходимые материалы. Доставляемые по северной железной дороге грузы сосредоточивались на восточном берегу Ладожского озера, откуда переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем доставлялись в Ленинград по Ириновской железнодорожной ветке.

Сильные штормы на Ладоге и непрерывные вражеские бомбардировки срывали планы перевозок. Суда, добравшиеся до Ленинграда с бесценными грузами на борту, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города людьми, заводским оборудованием, произведениями искусства и культуры. В начале ноября 1941 г. ударили морозы, и Ладожское озеро начало покрываться льдом. Караваны с трудом пробивались сквозь ледовый припай. Поток грузов в город резко сократился.

По распоряжению ГКО с октября 1941 г. начинается подготовка к строительству на Ладоге ледовой дороги. Назначенный начальником ее строительства военинженер Б. В. Якубовский намечает маршрут ледового пути по линии мыс Осиновец – острова Зеленцы – поселок Кобона. 23ноября из Кобоны вышла первая автоколонна (60 машин), которая по несколько окрепшему за эти дни льду перевезла на западный берег Ладожского озера 70 тонн муки.5 Для снабжения города электроэнергией и нефтепродуктами по дну Ладожского озера проложили трубопровод и электрокабель.

  «Дорога жизни» имела огромное значение: за весь период ее действия (с сентября 1941 г. по март 1943 г.) в Ленинград по ней было перевезено свыше 1615 тыс. т различных грузов, а из города за этот же период эвакуировано около 1376 тыс. человек.6 Сохранение этой коммуникации было решающим условием того, что Ленинград выстоял, от нее зависела судьба города и фронта.   

Борьба Ленинграда в кольце блокады

На протяжении 900 дней не прекращалась борьба ленинградцев за свой город. Она проявлялась в различных формах: подготовке к внутренней обороне города, трудовом героизме ленинградских рабочих, участии всего населения в восстановлении хозяйства.

В условиях возможного в начале сентября 1941 г. порыва немецких войск в Ленинград внутри самого города создается самостоятельная организация - внутренняя оборона Ленинграда. В ее состав входили дислоцированные в городе части НКВД, отряды милиции, МПВО, формирования вооруженных рабочих. Всего к началу 1942 года насчитывалось во внутренней обороне 36 тыс. человек.7 Несмотря на очевидно уступавшую вермахту военную ценность этих формирований, бойцы внутренней обороны Ленинграда готовились драться за каждую улицу и каждый дом.  

Самый тяжелый период в работе ленинградской промышленности пришелся на первую блокадную зиму 1941-1942 г., после того как город практически остался без электроэнергии. В этих условиях, чтобы не прекращать выпуск военной продукции, ряд предприятий фактически перешел на ручной труд. Обессиленные голодом и тяжело - больные рабочие ленинградских предприятий даже в этих условиях продолжали давать продукцию фронту.

Не менее важной, чем выпуск военной продукции, была борьба за поддержание минимально необходимого уровня функционирования городского хозяйства Ленинграда. Массовая смертность жителей и застой коммунальной системы делали санитарное стояние города все более опасным. В связи с этим совет Ленинградского фронта 10 февраля 1942г. принимает постановление «О мероприятиях по борьбе с эпидемическими заболеваниями»8, в котором ставит задачи очистки от снега, мусора и трупов дворов, улиц и площадей Ленинграда, наведения санитарного порядка на вокзалах и пристанях.

Эвакуация наиболее слабых и больных граждан способствовала уменьшению смертности. Очистка городских улиц, а также налаживание бытового обслуживания населения предотвратили эпидемические заболевания, возникновение которых грозило городу. Началось восстановление водопроводных станций города.

Факторы стойкости

Что же явилось факторами стойкости ленинградцев, что позволило им в нечеловеческих условиях выстоять и победить? Этот вопрос, пожалуй, всегда будет мучить исследователей истории ленинградской блокады.

Итальянский историк советского государства Дж. Боффа пишет: «Бесчеловечному натиску захватчиков ленинградцы противопоставили сверхчеловеческую силу воли. Цена сопротивления была ужасающей. Но еще более тяжкой была бы расплата за капитуляцию. Таков ключ к пониманию истории обороны Ленинграда во Второй мировой войне»9.

Авторы «Блокадной книги» А. М. Адамович и Д. А. Гранин, беседуя спустя много лет с теми, кто пережил ленинградскую блокаду, сумели очень точно, на мой взгляд, вывести нравственную формулу победы ленинградцев: «Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем пути кого-то подняли. А выжили – так потому, что кому-то нужны были больше, даже нежели самому себе».    

   

Прорыв блокады и боевые действия советских войск под Ленинградом в 1943 г.

К началу 1943 г. в стратегическом положении советских войск под Ленинградом наметились благоприятные перемены. Активная оборона, осуществлявшаяся войсками Ленинградского и Волховского фронтов, с первых же дней Ленинградской битвы держала в напряжении германские войска. Проведенная в августе-сентябре 1942 г. Синявинская стратегическая наступательная операция, несмотря на свою незавершенность, показала, что вражеская оборона хоть и сильна, но не является непреодолимой. Неудача противника по захвату острова Сухо, намеревавшегося захватить Ладожскую коммуникацию, наряду с усилением контрбатарейной борьбы и противоздушной обороны Ленинграда, а также с улучшением снабжения населения и войск продовольствием делали очевидной беспочвенность надежд германского командования на скорое падение города. К тому же масштабное наступление Красной армии в ноябре 1942 г. на южном крыле советско-германского  фронта приковало к себе основные резервы противника, тем самым, лишив германскую Ставку возможности усиливать сою войсковую группировку под Ленинградом.

Таким образом, к началу 1943г. создались необходимые условия для прорыва блокады Ленинграда.

План наступательной операции советских войск по прорыву блокады «Искра» предполагал согласованными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов (командующие – генералы Л. А. Говоров и К. А. Мерецков) навстречу друг другу разгромить шлиссельбургско-синявинский выступ, отделявший войска двух советских фронтов друг от друга.

Наступление советских войск началось 12 января 1942 года. Стремясь во чтобы то ни стало удержать  шлиссельбургско-синявинский выступ, немцы оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й  2-й ударной армий. Советские войска упорно, шаг за шагом, продвигались вперед. Ожесточенные бои завершились утром 18 января 1943 г. Блокада Ленинграда была прорвана. Между побережьем Ладожского озера и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км. Ленинград вновь обрел сухопутное сообщение со страной. На освобожденной от врага полоске земли по распоряжении Государственного Комитета Обороны уже на следующий день развернулось строительство железнодорожной ветки Шлиссельбург - Поляны.

Прорыв блокады Ленинграда не устранил полностью проблему снабжения города продовольствием и стратегическими материалами. Господствовавшие над окружающей местностью Синявинские высоты занимал противник, что позволяло ему держать жизненно важную для города коммуникацию под постоянным огневым контролем, а также угрожать повторным захватом освобожденной территории Приладожья. 22 июля 1943 г. началась Мгинская наступательная операция. Несмотря на скромные территориальные успехи, ее цель, в основном, была достигнута. Противник понес тяжелые потери в живой силе и технике, а его ударные группировки, созданные для прорыва к Ладожскому озеру и восстановления блокады Ленинграда, были истощены. Для восполнения понесенных потерь командование группы армий «Север» было вынуждено стянуть в район Мгинского выступа все резервы, что сделало невозможным переброску соединений противника из-под Ленинграда к Курску.

                                                Заключение

Оборона Ленинграда – одна из самых ярких страниц истории Великой Отечественной войны, один из самых выдающихся примеров стойкости и  героизма советского народа в борьбе за независимость своей Родины, символ мужества, нравственной силы и морально-политического единства советского народа.

Изучив данную тему можно сделать следующие выводы:

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. и успешные боевые действия на Мгинском выступе сделали необратимым победное завершение Ленинградской битвы. Кроме того, Ленинградская битва в течение боле трех лет битва за Ленинград удерживала правый фланг советско-германского фронта, отвлекая на себя крупную группировку немецких войск и почти всю финскую армию.

Безусловно, масштаб данной темы невозможно решить в рамках одной небольшой исследовательской работы. Для ее решения требуется комплексный долгий и кропотливый труд научных коллективов.

 

Список литературы

Балашов А. И., Рудаков Г. П. История Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) – Спб. : Питер, 2005.

Дж. Боффа История Советского государства в 2 т. М.: Международные отношения.1990.

Демидов В. Блока рассекреченная: Сборник  - Спб., Бояныч, 1995.

Ковальчук В. М. Ленинград и Большая земля – Ленинград: Наука, 1975.

Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. Спб.: Ланс, 1994.

1  Демидов В. Блокада рассекреченная. Спб., 1995. С. 233.

2  Демидов В. Указ. соч. С. 228.

3  Там же. С. 228.

4  Там же. С. 233.

5  Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. Спб., 1994. С. 57.

6  Балашов А. И., Рудаков Г. П. Указ. соч. С. 251.

7  Там же. С. 168.

8  Балашов А. И., Рудаков Г. П. Указ. соч. С. 170.

9  Дж. Боффа История Советского государства. М.1990. С. 68


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58039. Італія 104 KB
  Мета: Охарактеризувати процес розвитку Італії у повоєнні роки. Розкрити основні тенденції економічного, політичного, соціального розвитку. Показати основні проблеми, що стояли перед країною, і шляхи їх подолання.
58040. Побудова математичної моделі 120.5 KB
  Мета уроку: Сприяти формуванню практичних умінь і навичок розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності, ініціативи; розвивати вміння аналізувати, знаходити раціональні способи розв’язування задач.
58041. Підсумковий урок по темі «Чотирикутники» 220 KB
  Мета уроку: Повторити і систематизувати означення окремих видів чотирикутників і їх властивостей. Встановити зв’язок між обсягами понять. Вдосконалити в учнів уміння та навички розв’язувати задачі, використовуючи властивості чотирикутників...
58042. Особистісно орієнтоване навчання на уроках математики 116.5 KB
  Виходячи з принципів особистісно орієнтованого навчання учитель повинен дозволити учням засвоювати знання в тому темпі який визначається їхніми пізнавальним здібностями забезпечити засвоєння всіма учнями знань на рівні державних стандартів що дозволить їм продовжувати освіту або займатися трудовою діяльністю після отриманої спеціальної підготовки; дати можливість здібним учням максимально розвинути позитивні нахили і задовольнити свої пізнавльні інтереси...
58043. Узагальнена теорема Фалеса 228.5 KB
  Мета уроку: Закріпити знання учнів про зміст узагальненої теореми Фалеса а також про означення та властивості подібних трикутників; доповнити знання учнів історичними фактами з життя Фалеса та таких понять як пропорціональність відрізків та подібність фігур; удосконалювати вміння застосовувати вивчені твердження під час розв’язування задач практичного змісту. Ми з вами вивчаємо одну з найцікавіших тем геометрії Узагальнена теорема Фалеса. Чому найцікавіших Тому що знання узагальненої теореми Фалеса та означення подібності трикутників і їх...
58044. Функція в основній школі 346.5 KB
  Мета: повторити, систематизувати та узагальнити знання учнів з теми «Функція в основній школі»; удосконалювати вміння та навички у застосуванні цих знань при розвязуванні вправ; розвивати логічне та асоціативне мислення...
58045. Квадратична функція і її графік 82 KB
  Мета: розглянути побудову графіка функції y=x2bxc та її властивості використовуючи графік функції y = x2 навчитись знаходити значення функції значення аргументу розвивати вміння увагу й систематизувати вивчений матеріал; розвивати графічну грамотність.
58046. Урок – игра «Бизнес». Квадратные уравнения 56 KB
  Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме « Квадратные уравнения»; Развивать: самостоятельность, творчество, инициативу, работать в заданном темпе; Воспитать: аккуратность, настойчивость и прилежания в работе...
58047. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів 61.5 KB
  Мета: Повторити основні поняття з теми: «Десяткові дроби. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів» при розв’язанні задач; Звернути увагу на практичний вміст математичних задач; Сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття.