12480

Проект Блокада Ленинграда

Практическая работа

История и СИД

Десятилетия прошли со времени окончания Второй Мировой войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества. Интерес к подвигу советского народа не ослабевает. Во время этой страшной, беспощадной войны

Русский

2013-04-27

982.66 KB

69 чел.

Проект

 Блокада Ленинграда

Фадеева Олеся 

Кристина Миронова

Содержание:

  1.   Введение
  2.   Основная часть
  3.   Заключение
  4.   Библиография
  5.   Приложение

Введение

"Весь Ленинград был в зареве, освещен прожекторами, немецкие самолеты раскидывали листовки, гласившие: "Ленинградские дамочки, не копайте ямочки", - вспоминают блокадники.

Десятилетия прошли со времени окончания Второй Мировой войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества. Интерес к подвигу советского народа не ослабевает. Во время этой страшной, беспощадной войны, начавшейся 22 июня 1941 и продолжавшейся до 9 мая 1945 года, произошло немало событий, которые до сих пор тревожат души миллионов людей, как в России, так и во всем мире. И одним из важных событий ВОВ является блокада Ленинграда.

Данную тему мы выбрали неслучайно, ведь это событие сыграло огромную роль в жизни людей, прошедших тяжелое время 900-дневной блокады.

ЦЕЛЬЮ своей научной работы мы поставили не только рассказать об истории блокады Ленинграда и ее основных этапах (прочитав специальную литературу по данной теме), но также узнать у самих блокадников, каковы были чувства в тот момент, как повлияло это событие на их судьбы в дальнейшем. А также возможно узнать какие-то неопубликованные факты того времени.

Основная часть

Жизнь во время блокады:

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское руководство предавало исключительно важное значение захвату Ленинграда. В июле — сентябре 1941 войска немецкой группы армий "Север", имея превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск, и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. 6 сентября на Ленинград упала первая фугасная бомба. Эта была 129-я воздушная тревога. 128 раз врагу не удавалось пробиться. Первая бомба упала на жилой дом по Невскому проспекту, 119. 8 сентября 1941 года началась блокада города.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиционного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде .

В январе 1943 блокада была прорвана советскими войсками, а годом позже - 27 января 1944 г. - была полностью снята. Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт-Петербурга. Пискаревское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.

Немцы обстреливали город. На перекрестках, у мостов стояли патрули и спрашивали каждого: "Стой! Кто идет?" Полями сражений стали места гуляний и отдыха. Окопы были вырыты за жилыми домами, а окна первых этажей забиты щитами. У входа - ящики с песком, бочки с водой. Баррикады перекрывали улицы. Батареи были установлены на окраинах. Бульвары и сады изрыты щелями.

Снабжение города и войск удалось наладить по "Дороге жизни" (через Ладожское озеро). По этой дороге на автомашинах подвозили продовольствие в город. Фашистская артиллерия и авиация жестко обстреливали и бомбили ее. Временами по ней удавалось пройти только половине отправленных машин, привозивших блокадный хлеб, который выпекался из мякины, целлюлозы, отрубей и содержавший в себе наименьший процент муки. И все же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев.

22 мая 1942 года на Ладожском озере открылась летняя навигация. Из Кобоны на западный берег вышел пароход "Гидротехник" с 40 тоннами муки на борту.

Из-за острого недостатка рабочей силы, электроэнергии, топлива и воды в городе работали далеко не все заводы. Важнейшем "объектом" обстрела в блокаду стали хлебозаводы.

В январе 1943 блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера 14 января 1944 войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов перешли в наступление (27 января окончательно ликвидировали блокаду) и к марту 1944 отбросили противника на 220-280 км от Ленинграда. В 1945 году город был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1956 года в ознаменование 20-летия победы советского народа Великой Отечественной войне Ленинграду было присвоено почетное звание города-героя.

Заключение:

Враг хотел захватить город штурмом. Штурм был отбит.

Враг думал, что город сломит блокада, убьют морозы, голод, разрушенные водопроводные коммуникации. Ленинград устоял и здесь.

Враг рассчитывал, как на союзника на весеннее солнце, когда потребуют очистки всё, что накопилось в городе за зиму; и ослабевшие от блокады люди не смогут справиться с уборкой: если их не убили голод и стужа, их убьют инфекция и грязь. Расчет провалился: ленинградцы убрали свой город раньше назначенного срока".

Городские коммуникации подорваны, продовольственные склады сожжены диверсантами, родственники на войне В принципе, надеяться было не на что. Но люди нашли в себе силы справиться со всеми препятствиями из-за трудового и боевого духа.

Библиография:

http://www.bestreferat.ru/referat-87360.html

http://www.ucheba.ru/referats/47.html

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0

http://gov.spb.ru/history/spb_XX/spb_blockade

http://otvoyna.ru/leningrad.htm

http://world-war.ru/blokada-leningrada/

http://ria.ru/spravka/20110908/431315949.html

Приложения:

Бок Петр Альбертович

Родился в 1931 году.

"С семьёй мы жили в пригороде Ленинграда, Слуцкий район, средняя Рогатка - южная часть Ленинграда.

Когда мне исполнилось 10 лет, началась война. Ленинград был окружен немцами. Они наступали со стороны Кронштадта, с южной стороны города. К нашему счастью, они были Пулковской артиллерией. Мою семью 23 сентября 1941 года эвакуировали из средней Рогатки в сам Ленинград. Город окружен, у нас не было продуктов питания, только хлеб выдавали по строжайшей системе (125-150 грамм хлеб в сутки).

Самая холодная зима - 1941-1942 года, сопровождалась артиллерийскими обстрелами, бомбёжками, которые не переставали грохотать за окном. И, наконец, в марте 42-го года начали отправлять из Ленинграда. 23 марта это произошло и с нашей семьей, нас эвакуировали через Ладожское озеро "Дорогой жизни", до озера мы доехали на пассажирском поезде, через озеро на машинах (немцев по дороге не было). Потом нас пересадили на товарный поезд, на котором мы ехали до Красноярска. Всего один раз за все время следования поезда нам дали овсянку, размоченную в холодной воде. Путь длился целый месяц. А через некоторое время мы узнали, что сразу же после нашего отъезда дом был разбит снарядом. После столь ужасного события моя жизнь наладилась. В Красноярске я учился до 8-го класса, а по приезду в Абакан окончил школу 1. После школы, поступил в железнодорожный техникум, окончив, я работал в абаканском отделении железной дороги до пенсии.      

Паушу Роза Ивановна

Родилась в 1931 году. 

                                

Жила в пригороде Ленинграда. В семье было три дочери и мать - отец умер ещё до войны. "Жили мы в колхозе, мое детство было счастливым. Там я пошла в первый класс. Вскоре началась война. Школу закрыли и сделали госпиталем для раненных солдат.

После боевых действий к нам в дом приходили солдаты. Они ночевали в доме на полу. В доме было темно, потому что окна были завешаны. Весь Ленинград был в зареве, немецкие самолеты освещались русскими прожекторами. Фашисты скидывали листовки, гласившие: "Ленинградские дамочки, не копайте ямочки".

Моя старшая сестра работала, на аэродроме, подбирала мертвых.

В марте нас уведомили, что будут эвакуировать. В начале мы ехали на грузовых машинах, потом на пассажирском поезде, затем на товарном. Весь путь длился около месяца. В дороге нас бомбили. Был страшный голод, кормили раз в сутки, на остановках выкидывали мертвые тела.

В Хакасию приехали на станцию Шира, рудник Балахчин. Нас поселили в общежитии, я пошла во второй класс, после школы устроилась пекарем, кем и проработала 21 год. С 1957 года обзавелась семьей. Сейчас уже у меня появилась правнучка, ей 4 года, и все свободное время я уделяю ей".

Федорова Ольга Владимировна

Родилась в 1937 году. "Мы жили с мамой, папой и братом в Ленинграде, около Красного озера. Когда пришла война, мне было 4 года, но я помню многие факты: например то, что диверсанты и немецкие лазутчики сожгли все склады с запасами продовольствия. Масло, сахар, крупа - всё лилось рекой, и что только было возможно, люди собирали. Зимой через Дорогу жизни начали перевозить продукты, но люди всё равно голодали: 125 грамм блокадных хлеба на день. Этого сильно не хватало, но труженики работали на благо страны, несмотря ни на что. Зима 1941-1942 года была самая холодная, как говорили синоптики, такой зимы не было более 150 лет.

Эвакуировали нас по Ладожскому озеру на пароме. Двигался он на уровне воды, потому что был сильно перегружен людьми, казалось еще чуть-чуть, и он уйдет под воду. Я боялась, что мы все утонем. Это оставило след в моей тогда еще детской психике, и я до сих пор боюсь воды. Нас перевезли в Новосибирскую область, в деревню Новоселье. Жили мы там до 1944 года. Мой отец - военный. Он был партийным "до мозга костей". И в нашем доме никогда не было разговоров о том, что Сталин жестокий или еще что-то в этом духе. Как и у всех у нас висел портрет Сталина, мы поклонялись ему. Когда он умер, я была в восьмом классе. Был всеобщий траур, все ходили с черными повязками на руке, всем казалось, что жизнь кончилась. Я думаю, что если бы не было веры в Сталина, то наш советский народ не выиграл эту беспощадную, страшную войну. Ведь солдаты шли под пули и огонь со словами: "За нами товарищ Сталин и живём мы только благодаря ему".

Мой отец, как и многие, воевал на Ленинградском фронте, а по ранению его демобилизовали. Он перевёз нас в Новосибирск, где мы и встретили 9 мая 1945 года - день Победы. В эту дату в нашей стране пускали салюты, все радовались, но с радостью было и горе, ведь во многих семьях погибли родные. В послевоенное время жили мы тяжело.

Когда мы переехали на новое место, в Кемерово, то я, шестилетняя и мой семилетний брат были буквально дистрофиками. Нашей же маме - 36 лет (но, честно говоря, она выглядела на все 50, лицо её было в морщинах, всё измученное, ведь ей столько пришлось пережить). Люди, увидев нашу семью, говорили: "Какая старая мать, и какие маленькие дети". Нам повезло еще, что нас посели к женщине, которая работала дояркой. Она отпаивала нас молоком - бывало, за раз мы его выпивали по литру. Прошло немного времени, и мы поправились.

С первого по десятый класс я училась в Кемерово. Потом я окончила Томский Педагогический Институт. Два года работала в школе, четыре в техникуме. А по приезду в Абакан стала преподавать на кафедре химии в Хакасском Государственном Университете, здесь я и проработала до пенсии.

Сейчас живу с дочерью, зятем и внучкой. Она у меня очень талантливая (хорошо рисует). А главный в нашей семье Барсик - мой любимый кот".                             

Дневник

16 сентября 1941 года. 206 школа: три зажигательные бомбы сброшены во двор школы. Потушены силами учеников и учителей.

13 октября. 206 школа. Сброшено 17 "зажигалок". Угроза пожара ликвидирована.

6 ноября. В сад школы сброшена фугасная бомба. Меры приняты. Всего на здание 206 школы осенью 41 года сброшено 52 зажигательные бомбы, все они потушены учениками и учителями.

Из доклада заслуженного учителя РСФСР М.И.Морозова на городском совещании работников народного просвещения.

В Артиллерийском переулке помещались детские ясли. Внизу, в подвале - бомбоубежища.Из доклада заслуженного учителя РСФСР М.И.Морозова на городском совещании работников народного просвещения

Оно казалось таким надежным, спокойным. Там ничего не было слышно: ни сирены, ни зенитов, ни грохота разрыва. Смеются и плачут дети. Вполголоса разговаривают няни.

Прямое попадание разрушило дом. Разгрести груды обломков, отрыть бомбоубежище - сколько на это потребуется времени - часов, дней?

Те, кто был снаружи, немедленно взялись за дело. Орудуя лопатой, ломом, поднимая и отбрасывая кирпичи, прорыли лаз, ведущий к бомбоубежищу. Он был узкий, и расширить его было невозможно из-за опасения обвала.

Но щель, не доступная для взрослых, оказалась доступной для детей.

Коля Ермолаев и Ира Смирнова - им не было и по 12 лет - ползком на животе пробрались в засыпанное бомбоубежище. Вползли и выползли обратно, волоча за собой по земле, по обломкам, закутанных в одеяло малюток. Они вытащили всех. Они спасли и взрослых, доставляя им воду и еду, пока бомбоубежище не отрыли.

Из дневника Э.Л.Агафоновой

14 января 1942 года.

...Папа достал какого-то масла, которое наливали в краску. Теперь мы жарим на нем хлеб. Так его есть плохо. Я поела жареного хлеба, и две ночи ни то живот, ни то еще что-то. Я теперь не жарю, а остальные жарят...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70617. Информационное обеспечение ИС 69.78 KB
  Внемашинное информационное обеспечение Основные понятия классификации технико-экономической информации Для того чтобы обеспечить эффективный поиск обработку на ЭВМ и передачу по каналам связи технико-экономической информации ее необходимо представить в цифровом виде.
70618. Имитационное моделирование 38.12 KB
  Метод функционального моделирования позволяет оптимизировать существующие на предприятии бизнес-процессы однако для оптимизации конкретных технологических операций функциональной модели может быть недостаточно. В этом случае целесообразно использовать имитационное моделирование.
70620. Стоимостный анализ 230.44 KB
  Как было указано ранее, обычно сначала строится функциональная модель существующей организации работы — AS-IS (как есть). После построения модели AS-IS проводится анализ бизнес-процессов, потоки данных и объектов перенаправляются и улучшаются, в результате строится модель ТО-ВЕ.
70621. Слияние и расщепление моделей 75.99 KB
  После окончания работы над отдельными ветвями все подмодели могут быть слиты в единую модель. С другой стороны отдельная ветвь модели может быть отщеплена для использования в качестве независимой модели для доработки или архивирования.
70623. Внутренние стрелки 216.25 KB
  Для связи работ между собой используются внутренние стрелки то есть стрелки которые не касаются границы диаграммы начинаются у одной и кончаются у другой работы. Для рисования внутренней стрелки необходимо в режиме рисования стрелок щелкнуть по сегменту например...