125

Основы гражданской обороны. Структура и место в обществе

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону.

Русский

2014-03-20

186 KB

17 чел.

PAGE  17

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»

Кафедра  экстремальной и военной медицины

 

Автор: Колесниченко Павел Леонидович

ЛЕКЦИЯ

по циклу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны»

ТЕМА № 1 «Основы гражданской обороны»

Рассмотрен на заседании кафедры

(протокол № ___ от «__»_______2010 г) и рекомендован к использованию при проведении занятия со студентами лечебного и педиатрического факультетов

Иваново 2010


1.Цели занятия
: Довести до слушателей основные определения и понятия гражданской обороны, ее цели, задачи как  системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны, ее место в общей государственной политике Российской Федерации, силы и средства гражданской обороны, ее связь с медициной катастроф, силовыми институтами РФ.

2. Материальное обеспечение: а. слайды;

                                                        б. диапроектор;

                                                         в. схемы.

3. Время: 90 минут

4. Расчет времени:

п/п

Содержание занятия

Время,

мин.

I

Вступительная часть  

5 мин.

II

Основная часть

Вопросы лекции

Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

15 мин.

Структура и место гражданской обороны в общей системе национальной безопасности. Основы государственной политики в гражданской обороне

15 мин.

Принципы организации и задачи гражданской обороны

20 мин.

Структура гражданской обороны

15 мин.

Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика

15 мин.

Заключительная часть

5 мин.

III

5. Литература для самостоятельной работы: 

1. ФКЗ «О военном положении» № 1-ФКЗ от 2002 г.;

2. ФЗ РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от1994 г.;

3. ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 1998 г.;

4. ФЗ РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 1998 г.;

5. ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 1996 г.;

6. ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» № 31-ФЗ от 1997 г.

7. ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;

8. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополни нении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

9. Указ Президента РФ № 706 от 2000 г. «Военная доктрина РФ»;

10. Указ Президента РФ № 24 от 2000 г. «О Концепции национальной безопасности РФ»;

11. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;

12. Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;

13. Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

14. Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;

15. Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;

16. Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф: Учебник. – М., 2002;

17. Гражданская оборона / Под ред. В.Н. Завьялова М., «Медицина» 1989 г.

  •  

6. Организационно-методические указания:

При подготовке  данной лекции обратить внимание слушателей на основные определения: гражданская оборона, силы и средства гражданской обороны, территории, отнесенные к группе по гражданской обороне, аварийно-спасательные работы, неотложные аварийно-восстановительные работы и т.п.. Подробнее необходимо остановиться на структуре гражданской обороны и ее месте в общей государственной политике, принципах организации работ  в области гражданской обороны и задачах, стоящих перед силами и средствами гражданской обороны.  

Рассмотреть степени готовности гражданской обороны и основные мероприятия, проводимые при разных степенях.


ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

Сл. 4

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

 Концепция  современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе и гражданская оборона здравоохранения, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Сл. 5

1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны:

 

Сл. 6

1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».

2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» 

В данном законе даются общие понятия и определения, связанные с гражданской обороной, задачи в области гражданской обороны и защиты населения, правовое регулирование в области гражданской обороны, полномочия органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области  гражданской обороны, права и обязанности граждан. В законе подробно изложены положения организации руководства гражданской обороной, силы и средства, привлекаемые для этих целей.

Сл. 7

4. Федеральный закон  от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополни нении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Данным законом вносятся изменения в основные положения Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. Так, в частности:  

  •  отменяются понятия служба гражданской обороны  и гражданские организации гражданской обороны. Соответственно, применение наименования медицинская служба гражданской обороны становится неправомочным.
  •  Вводится  понятие по содержанию в организациях нештатных аварийно-спасательных формирований.
  •  Отменяется организация гражданской обороны на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу. 
  •  Разграничены полномочия по ведению гражданской обороны между органами исполнительной власти всех уровней.  Определено, что Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
  •  Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, в ФОИВ и на территориях субъектов РФ – их руководители.   
  •  Управление гражданской обороной осуществляют: в стране – Федеральные органы исполнительной власти, на территориях субъектов РФ - его территориальные органы; в федеральных органах исполнительной власти - их уполномоченные структурные подразделения; в организациях - их уполномоченные структурные подразделения (работники).
  •  Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и планируют проведение мероприятий по гражданской обороне, а органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований их проводят.
  •  Исключается название Начальник гражданской обороны.  
  •  Отменяется создание федеральных и других служб гражданской обороны, исключаются права Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на решение по их созданию.  
  •  Соответственно, должны быть отменены все подзаконные постановления Правительства РФ, регламентирующие  порядок создания и функционирования федеральных служб гражданской обороны, а также акты федеральных органов исполнительной власти,  вводившие Положения о этих службах.

Изменена формулировка и порядок финансирования мероприятий гражданской обороны: обеспечение их ведения на различных уровнях является расходным обязательством бюджета соответствующего уровня власти.

Сл. 8

5. Указ от Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000
№ 706 «Военная доктрина Российской Федерации».

6. Указ от Президента Российской Федерации от 10 января 2000
года № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ».

7. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года
№ 953 «Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

8. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны

Сл. 9

9. Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

Сл. 10

2. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. СТРУКТУРА И МЕСТО ЕЕ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Сл. 11

В соответствии с новой редакцией Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»  и Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера..

Мероприятия гражданской обороны проводятся в мирное и военное время и в первую очередь службами гражданской обороны.

Данная система объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Сл. 12

Система имеет пять уровней:

  1.  Федеральный, включающий в себя органы управления, силы и средства всего государства.
  2.  Межрегиональный – включающий в себя органы управления, силы и средства Федерального округа.
  3.  Региональный – включающий органы управления, силы и средства субъекта Российской Федерации.
  4.  Муниципальный – органы управления, силы и средства, подчиненные органам местного самоуправления.
  5.  Объектовый – органы управления, силы и средства организаций.

Для дальнейшего рассмотрения вопросов необходимо уяснить понятия: силы и средства.

Сл. 13

Силы – это люди, объединенные в какие-либо коллективы для выполнения единой для данного коллектива задачи.

Средства – инструменты, техника и прочее имущество, а также здания, системы водоснабжения, отопления и другие, обеспечивающие силам выполнение поставленной задачи.

Таким образом – силы и средства это организованные коллективы людей (учреждения, внештатные формирования и т.п.), подготовленные, оснащенные всем необходимым и предназначенные для выполнения конкретных задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Очень важное значение при изучении структуры гражданской обороны имеет понятие»территория, отнесенная к группе по ГО»

Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне подразумевается территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Сл. 14

Постановлением Правительства РФ от 1998 г. № 1149 вся территория страны разделена на 4 группы: особые территории федерального значения, территории 1-ой, 2-ой и 3-ей групп.

К особой территории относятся города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

К первой группе относятся территории с численностью населения более 1 млн. человек или с численностью от 500.000 до 1 млн.,  но имеющих не менее 3-х организаций особой важности по ГО или более 50 организаций 1-ой (2-ой) категории по ГО, а также территория, где более 50% населения или площади попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по ГО относятся города с населением от 500.000 до 1 млн. человек или с численность от 250.000 до 500.000 но имеющие не менее 2-х организаций особой важности по ГО или более 20 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне, а также территории на которых более 30% населения или более 30% площади попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относятся города с населением от  250.000 до 500.000 или с населением от 50.000 до 250.000,  но имеющие хотя бы 1 организацию особой важности по ГО или более 2 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне, а также территории на которых менее 30% населения или менее 30% площади попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Перечень всех территорий не реже одного раза в 5 лет уточняется Правительством РФ по представлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий и Министерства экономики.

К  категориям гражданской обороны подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, которые имеют следующую характеристику:

  •  имеющие мобилизационный заказ;
  •  представляющую высокую степень потенциальной опасности в военное и в мирное время;
  •  являющиеся уникальными памятниками или прочими культурными ценностями.

Основы государственной политики в гражданской обороне определяются задачами, стоящими перед ГО.

Задачи в области гражданской обороны определяются федеральным законодательством и реализуются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями) в соответствии с основными направлениями единой государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации, определяемыми Президентом Российской Федерации на конкретном этапе развития государства.

Решение задач гражданской обороны осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.

Сл. 15

В этих условиях основными целями ГО будут являться:

  1.  В локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства.
  2.  В войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность.
  3.  В войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.

Сл. 16

3. Принципы ОРГАНИЗАЦИИ И ЗАДАЧИ

гражданской обороны

3.1 Принципы ГО

В основе всей деятельности гражданской обороны лежат принципы, обязательное выполнение которых обеспечивает достижение поставленной цели.

Сл. 17

 Заблаговременность -  один из основных и ведущих принципов работы ГО. Прогнозирование, планирование и подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Проведение ряда мероприятий ГО по защите населения от поражающих факторов современного оружия осуществляется также заблаговременно, при угрозе применения (т.е. до применения) оружия противником.

 Постоянная готовность. Все силы и средства гражданской обороны должны быть готовы немедленно приступить к выполнению как спасательных, так и неотложных аварийно-восстановительных работ.

 Приоритет безопасности граждан. Этот принцип составляет основу гуманитарной направленности гражданской обороны и  определяет главную цель всех оборонных мероприятий Российской Федерации. От успешного решения этой задачи зависит решение остальных задач ГО.

 Максимальное использование как людских, так и материальных ресурсов. Гражданская оборона в нашей стране является делом всенародным. В нештатные аварийно-спасательные  формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте 18-60 лет и женщины в возрасте 18-55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8 лет, женщин со средним и высшим образованием, имеющих детей до 3-х лет.

ФЗ-№ 122 – ФЗ отменена организация гражданской обороны на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

3.2 Задачи ГО

Сл. 18

Исходя из поставленной перед гражданской обороной целей, на основе принципов построения и функционирования гражданской обороны определены основные направления ее деятельности, которыми являются:

  1.  Защита населения от современных средств нападения противника.
  2.  Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы отраслей экономики в условиях военного времени.
  3.  Проведение спасательных  и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения (катастроф).

Согласно данным направлениям перед гражданской обороной стоят следующие задачи.

Сл. 19

1 НАПРАВЛЕНИЕ

  1.  Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
  2.  Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
  3.  Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4.  Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  5.  Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

Сл. 20

2 НАПРАВЛЕНИЕ

  1.  Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  2.  Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  3.  Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому заражению и пр.
  4.  Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

Сл. 21

3 НАПРАВЛЕНИЕ

  1.  Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч.: медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и т.п.
  2.  Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  3.  Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  4.  Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  5.  Восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  6.  Захоронение трупов в военное время.

Для решения  этих задач проводятся целый ряд мероприятий. для защиты населения заблаговременно строятся защитные сооружения, накапливаются средства индивидуальной защиты, проводится обучение населения правильному использованию средств защиты, оказанию первой помощи и подготовке к эвакуации из крупных городов в загородную зону.

В целях повышения устойчивости работы объектов экономики в условиях военного времени проводятся мероприятия, направленные на поддержание способности этих объектов выпускать продукцию в заданной номенклатуре и количестве. К числу этих мероприятий относятся: строительство убежищ для защиты рабочих и служащих; защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва; снижение запасов взрывоопасных, пожароопасных и сильнодействующих ядовитых веществ на объектах; создание условий для бесперебойной подачи электроэнергии и функционирования системы автоматического отключения подачи газа и т.п.

Сл. 22

 Спасательные работы включают: ведение разведки в очагах поражения и путей выдвижения сил гражданской обороны, тушение пожаров, вскрытие разрушенных и заваленных защитных сооружений; подача, при необходимости, воздуха в разрушенные сооружения; разборку завалов; вывоз людей в безопасные районы; оказание медицинской помощи пораженным и их эвакуацию за пределы очага.

 Неотложные аварийно-восстановительные работы предусматривают: устройство проездов в завалах; наведение мостов и переправ для движения сил гражданской обороны; укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и мешающих проведению спасательных работ; ликвидацию аварий на энергетических, коммунальных и газовых сетях, угрожающих жизни спасаемых людей или мешающих проведению спасательных работ.

 Неотложные аварийно-восстановительные работы ведутся в интересах спасения людей в очагах поражения и, лишь в случаях незначительных разрушений объектов, может стоять задача восстановления их производственной деятельности.

Деятельность гражданской обороны можно условно разделить на три периода: период мирного времени, период угрозы нападения противника и период ликвидации последствий нападения.

Сл. 23

4. Структура гражданской обороны

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

2) Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Сл. 24

Рис.1

Президент

Председатель Правительства РФ

Руководители федеральных органов исполнительной власти

Министр РФ по делам ГО и ЧС

Министр обороны РФ

Управления (отделы) ГО ЧС

МЧС России

Генеральный штаб МО РФ

Отделы местной самообороны

Начальники Региональных центров МЧС РФ

Руководители региональных организаций ФОИВ

Руководители ОИВ субъектов РФ

Командующие ВО (флотами)

Отделы ГО ЧС

Службы ГО

Органы ГО ЧС

Службы местной самообороны

Руководители объектов экономики

Руководители объектов экономики

Соединения, части ВС РФ

Нештатные аварийно-спасательные формирования

Войска ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные формирования)

Службы местной самообороны

Структура осуществления руководства гражданской обороной Российской Федерации

В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и силы привлекаемые других ведомств.

К силам гражданской обороны относятся:

- войска ГО;

- ГПС МЧС России;

- аварийно-спасательные службы ГО;

- нештатные аварийно-спасательные формирования ГО;

- силы МЧС России и функциональных подсистем РСЧС.

Кроме того, могут создаваться добровольные формирования из населения.

К функциональным подсистемам РСЧС относятся:

  •  ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.);
  •  части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия;
  •  штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно-коммунальные службы и др.).

Сл. 25

Рис.2

СИЛЫ ГО

Основные

Привлекаемые

Силы ГО

Силы  МЧС

Силы функциональных подсистем РСЧС

Войска ГО

Формирования ГПС

Части и подразделения МО, МВД и пр.

Территориальные аварийно-спасательные службы и формирования

Поисково-спасательные отряды

Ведомственные аварийно-спасательные формирования

Объектовые нештатные аварийно-спасательные службы и формирования

Авиация МЧС России

Силы «Медицины катастроф»

Добровольные формирования

Силы ГИМС

Штатные учреждения и организации Службы наблюдения и лабораторного контроля и системы мониторинга

Учреждения системы мониторинга и прогнозирования

Структура сил и средств, привлекаемых к решению задач гражданской обороны

Непосредственную работу по реализации планов гражданской обороны страны решают структурные подразделения гражданской обороны. Структурные  подразделения гражданской обороны – подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сл. 26

Структурные подразделения включают силы гражданской обороны. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы (АСС) это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или создаваемые в интересах ГО организации, выполняющие специальные задачи по проведению АСДНР, жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию медицинской помощи, охране общественного порядка, срочному захоронению трупов и др.

В состав АСС может входить несколько подразделений (формирований), объединенных единой организационной структурой и единым руководством.

К существующим АСС, выполняющим задачи гражданской обороны, относятся организации и учреждения здравоохранения, агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, гидрометеослужбы и другие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

Особую роль в военное время играют медицинские учреждения (службы). Прежде всего, к ним относится служба экстренной медицинской помощи («Медицина катастроф»). Она была создана в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года. В дальнейшем она была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.

Сл. 27

Нештатные формирования и учреждения спасательных служб -  представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создают из числа своих работников организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и другие организации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения отдельных задач на своих территориях.

Войска гражданской обороны Российской Федерации являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Войска гражданской обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обладая высокой готовностью и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.

Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

  •  соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации - через региональные центры МЧС России;
  •  соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.

Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.

Государственная противопожарная служба МЧС России

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в ГПС МЧС России входят ФПС и противопожарные службы субъектов Российской Федерации.

ФПС включает в себя:

1. Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности ФПС.

2. Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

3. Органы государственного пожарного надзора.

4. Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения.

5. Подразделения ФПС, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения).

6. Подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Сл. 28

5. Степени готовности гражданской обороны

и их краткая характеристика

сл. 29

Выделяют четыре степени готовности гражданской обороны:

  1.  Первая – «Первоочередные мероприятия 1-ой очереди»  (ПМ-1).
    1.  Вторая – «Военная опасность» (ПМ-2).
    2.  Третья – «Общая готовность» («Полная»).
    3.  Четвертая – «Общая эвакуация».

При введении первой степени готовности ГО проводятся следующие мероприятия:

  1.  Осуществляется сбор руководящего состава гражданской обороны, доведение обстановки и постановка задач.
  2.  Организуется круглосуточное дежурство руководящего состава в пунктах постоянного размещения объектов экономики.
  3.  Уточняются планы ГО объектов городов и районов субъекта РФ.
  4.  Проводится проверка готовности к работе систем связи и оповещения на объектах.
  5.  Приводятся в готовность защитные сооружения, укрытия и подвалы на объектах.
  6.  Направляются к местам постоянной раболты лица, обучающиеся в учебно-методических центрах, на курсах повышения квалификации.
  7.  Уточняются расчёты по защите персонала и порядок занятия им защитных сооружений, укрытий и подвалов на объектах экономики городов и районов.
  8.  Производится вывоз на развёрнутые пункты выдачи средств индивидуальной защиты; выдача их личному составу аварийно-спасательных команд, наштатных аварийно-спасательных формирований и населению по особому распоряжению.
  9.  Проводится подготовка и введение режимов светомаскировки, усиление охраны объектов и противопожарной защиты.

При введении второй степени готовности «Военная опасность»  проводятся следующие мероприятия:

  1.  Перевод руководящего состава ГО на круглосуточный режим работы (по сменам боевого расчёта).
  2.  Приведение в полную боевую готовность систем управления, оповещения и связи.
  3.  Приведение в готовность защитных сооружений, укрытий, подвалов и других заглублённых сооружений для укрытия населения и персонала; подвальные и другие заглубленные сооружения оборудуются под ПРУ (противорадиационные укрытия); организуется круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ, укрытий и подвалов.
  4.  Приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) все нештатные аварийно-спасательные формирования.
  5.  В убежища, укрытия и подвалы закладываются запасы продовольствия и медикаментов.
  6.  На объектах всем рабочим, служащим, в больницах - медперсоналу и нетранспортабельным больным из своих запасов выдаются средства индивидуальной защиты, медицинской защиты и приборы дозиметрического контроля.
  7.  На объектах экономики, продолжающих работу в особый период развёртываются (если их не было) медицинские пункты.
  8.  Готовятся к вывозу в загородную зону необходимые действующие нормативные документы, остальные готовятся к уничтожению.
  9.  Проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов экономики в особый период и безаварийной остановки их по сигналам ГО.
  10.  Изготавливаются простейшие средства индивидуальной защиты (при необходимости) своими силами.
  11.  Уточняются с органами военного командования маршруты, порядок использования группировки сил ГО в загородной зоне; транспорта и коммуникаций для проведения эвакуации.
  12.  Усиливается в установленном порядке охрана объектов экономики.
  13.  Переводятся посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН) объектов экономики, ЦГСЭН на круглосуточное дежурство.
  14.  Осуществляется переадресовка поставок имущества, техники, оборудования от промышленных предприятий на загородную зону.
  15.  Производится выписка больных из ЛПУ, лечение которых может быть продолжено амбулаторно; сокращается госпитализация плановых больных в ЛПУ городов, районов области.
  16.  Производится массовая иммунизация медицинского персонала, населения городов, районов области по эпидемическим показаниям.
  17.  Проводятся противопожарные мероприятия, мероприятия по светомаскировке на объектах экономики.
  18.  Готовятся к вывозу в загородную зону запасы имущества, ГСМ и уникальные ценности объектов.
  19.  Выдаются препараты стабильного йода для профилактики лучевой болезни (радиационных поражений) персоналу объектов экономики, больным и населению городов, районов.
  20.  Уточняется план эвакуации учреждений, план медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий.
  21.  Проводится приём, расстановка на медицинские и другие должности выпускников мединститутов (университетов, академий), училищ, выпущенных досрочно и направленных на работу в ЛПУ городов, районов  Департаментом здравоохранения области.
  22.  Направляются оперативные группы в загородную зону для подготовки приписанных общественных и других зданий к развёртыванию ЛПУ и прочих объектов экономики и круглосуточной работе их в загородной зоне.
  23.  Проводится подготовка к развёртыванию больничных баз гражданской обороны здравоохранения в загородной зоне.

 При введении степени готовности гражданской обороны «Общая готовность» («Полная») проводятся следующие мероприятия:

  1.  Всему населению, сотрудникам и рабочим объектов здравоохранения, медперсоналу и больным выдаются средства индивидуальной защиты.
  2.  Приводятся в готовность в пунктах постоянной дислокации (без прекращения работы) все нештатные аварийно-спасательные формирования, гражданскую оборону здравоохранения, медучреждения.
  3.  Для всего населения, работников объектов, не прекращающих свою деятельность, медперсонала и больных, не обеспеченных защитными сооружениями, строятся простейшие укрытия.
  4.  Уточняются расчёты на проведение эвакуационных мероприятий.
  5.  Проводятся в полном объёме мероприятия по защите запасов материальных средств.
  6.  Проводятся мероприятия по обеспечению светомаскировки на объектах.
  7.  Вывозятся в загородную зону необходимые для служебной деятельности действующие нормативные документы.
  8.  Переадресовывается на загородную зону поставка всех видов имущества, техники и оборудования, а также запасов материальных средств.
  9.  В полном объёме проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования в особый период объектов.
  10.  Проводится закладка в убежища (укрытия) запасов материальных средств, продовольствия, медикаментов и воды.
  11.  Дооборудуются подвалы и другие заглублённые помещения под противорадиационные укрытия (ПРУ).
  12.  Готовятся к эвакуации (без прекращения работы) объекты экономики, а также медицинские учреждения в загородную зону.
  13.  Развёртывается дополнительная коечная сеть в общественных зданиях круглогодичного функционирования силами ЛПУ загородной зоны и медицинских учреждений, эвакуированных из категорированных городов.
  14.  Организуется круглосуточная охрана объектов  своими силами.

При объявлении «Общая эвакуация» проводятся следующие мероприятия:

  1.  Доводится распоряжение о проведении рассредоточения и эвакуации до объектов городов и районов.
  2.  Производится подача автоколонн на пункты посадки при СЭПах (сборных эвакуационных пунктах).
  3.  Проводится рассредоточение и эвакуация населения без наибольшей работающей смены (НРС) предприятий, объектов здравоохранения, продолжающих работать в особый период.
  4.  Занятие основным составом штаба ГО области загородного запасного пункта управления.
  5.  Создаётся группировка сил ГО, гражданской обороны здравоохранения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  6.  Проводится частичная эвакуация нетрудоспособного населения и неработающего населения (без нарушения действующих в мирное время графиков работы транспорта (вместе с медицинским персоналом, привлечённым для медицинского обслуживания его в пути следования в загородную зону.
  7.  Развёртываются медицинские пункты на сборных эвакопунктах (СЭП), приемных эвакуационных пунктах (ПЭП), пунктах посадки и высадки (ПП, ПВ) силами медицинского персонала ЛПУ городов, районов области.
  8.  Организуется медицинское обслуживание эвакуируемого населения на СЭПах и в пути следования в загородную зону.
  9.  Проводится госпитализация больных из числа эвакуируемого населения в больницы загородной зоны.
  10.  Проводится медицинское обслуживание работающих смен объектов экономики силами развёрнутых медицинских пунктов.
  11.  Приводится в готовность система снабжения населения продовольствием, водой, вещевым имуществом, банно-прачечным обеспечением,  система медицинского снабжения и службы крови.
  12.  Проводятся профилактические предохранительные прививки по эпидемическим показаниям личному составу сил ГО, призываемых из запаса.
  13.  Проводятся санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия среди эвакуируемого населения.
  14.  Проводятся профилактические предохранительные прививки населению по эпидемическим показаниям в течение 7 суток.
  15.  Проводится эвакуация медицинских учреждений городов, районов области и их рассредоточение в загородной зоне.

Заведующий кафедрой экстремальной и военной медицины

Колесниченко П.Л.

«___» _____________ 20__ г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75236. Семиотика. Типы и свойства знаков 30 KB
  Знаки имеют многочисленные классификации. Общепринятая система знаков: природные естественные знаки– корочка льда; знаки индексы – в библиотечном деле; знаки сигналы – звонок гудок: знаки символы ; языковые знаки. Все знаки можно изменять кроме языковых знаков. коммуникативность наивысшей степенью обладают естественные знаки.
75238. Классификация знаковых систем: примеры различных видов знаковых систем 46 KB
  Система объект в целом включающий в себя элементы их взаимосвязи. При описании такого объекта учитывается не только его внутренняя организация но и функции объекта в целом а так же его взаимоотношения с другими системами. Система совокупность взаимосвязей элементов образующих сложное единство. Семиотика наука о знаковых системах и способах передачи ими различной информации.
75240. Гипотезы происхождения языков 44.5 KB
  Ни один язык не дошел до нас на стадии становления. Поэтому все факты о происхождении языкатеоретические. Якобы фараон пытался узнать какой же язык главный изолировав не умеющего говорить младенца от общества чтобы с ним никто не разговаривал а потом принести царю.
75242. Системные свойства языка 40.5 KB
  Системность предполагает оптимальное согласование структуры субстанции и функции системы. Это значит что природа и свойства элементов входящих в систему характер их взаимодействия отношения между ними определяют функционирование всей системы в целом какие цели преследуются и какими средствами они достигаются. Описание языка как системы знаков во многом связано с именем швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра 18571913. Каждый компонент ЯС существует не изолированно а лишь в противопоставлении другим компонентам системы.
75244. Славянская группа языков 19.51 KB
  Северно (велико) русское – «окающее» и южно (велико) русское– «акающее»; русский литературный язык сложился на почве переходных говоров Москвы и ее окрестностей, куда с юга и юго-востока тульские