12503

Финансы домохозяйств: состав и структура доходов и расходов, роль сбережений

Курсовая

Лесное и сельское хозяйство

Предметом исследования курсовой работы являются финансы домохозяйств, состав и структура доходов и расходов населения и роль сбережений. Объектом исследования будет выступать вся деятельность домашних хозяйств.

Русский

2014-12-05

349.5 KB

46 чел.

Курсовая работа по дисциплине

финансы

на тему «Финансы домохозяйств: состав и структура доходов и расходов, роль сбережений»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………

ГЛАВА 1.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ РФ……….

           1.1.

Финансы    домохозяйств   Российской  Федерации :  содержание,   структура,   функции,  особенности,  значение…………………………………………………...

                     1.2.

Нормативно   -    правовая    база    регулирования    домохозяйств   в    РФ…………………………………….

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ В РФ…....

2.1.

Анализ состояния  финансов домохозяйств с 1917-1991гг……………………………………………………...

2.2.

 

Анализ   состояния   финансов   домохозяйств  с  1991 -2005 гг.……………………………………………………

                     2.3.

Анализ состояния финансов домохозяйств с 2005 года по настоящее время……………………………………….

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РФ…….

3.1.

Основные   проблемы   финансов   домохозяйств   в  Российской    Федерации…………………………………

3.2.

Перспективы  развития  финансов  домохозяйств  в Российской   Федерации………………………………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех макрорегулирующих процессах.

При написании курсовой работы использовалась различная учебно-методическая и периодическая литература. В ходе исследования выяснилось, что существует достаточное большое количество информации о домашних хозяйствах, в том числе и в периодических изданиях, что подчёркивает актуальность темы.

Предметом исследования курсовой работы являются финансы домохозяйств, состав и структура доходов и расходов населения  и роль сбережений. Объектом исследования будет выступать вся деятельность домашних хозяйств. Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение сущности финансов домашних хозяйств. Необходимо проанализировать всё и сделать определённые выводы.

В первой главе я изучу сущность финансов и особенности домашних хозяйств и нормативно – правовые акты регулирования данного субъекта в Российской Федерации. Во второй главе я проанализирую развитие финансов домохозяйств. А в третьей главе я рассмотрю проблемы и перспективы финансов домохозяйств нашего государства.   

Стоит отметить, что тема финансов домашних хозяйств наиболее актуальна в современном мире, так как необходимо уметь эффективно распределять свои доходы и минимизировать  расходы населения.

ГЛАВА 1.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ РФ

           1.1.

Финансы   домохозяйств   Российской   Федерации :  содержание,  структура,  функции,  значение

В экономической теории термин «домашнее хозяйство» (домохозяйство) трактуется как хозяйственная единица, состоящая из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.[13]

Это определение содержит три основных критерия для выделения домашнего хозяйства:

  •  состав – один человек или семья;
  •  наличие имущественного комплекса, в том числе жилья;
  •  наличие источника доходов.[8]

В финансовой системе финансы домохозяйств в отдельный структурный элемент выделились недавно. Это связано с возрастанием их роли в экономике: большая часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг идёт в сферу личного потребления, спрос на потребительские товары и услуги определяется и регулируется доходами населения, характером социальной политики государства. Кроме того, в домохозяйствах образуются сбережения, которые могут быть инвестированы в различные сферы экономики.

Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.

Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства сложна. Домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

  •  с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);
  •  с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведённого валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;
  •  с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;
  •  со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;
  •  с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

Перечисленные выше отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства».[7]

Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведённого общественного продукта. Домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).[4]

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Ещё одной функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т.е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины (на которую влияет целый ряд факторов) приходящегося на его долю дохода.

Финансы домашнего хозяйства выполняют важную функцию – регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путём перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции.[7]

Финансовые ресурсы домохозяйства формируют непосредственно бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств этого хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

  •  индивидуальные - для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учёбу, медобслуживание и т.п.;
  •  совместный - для покупки товаров общего пользования (телевизор, холодильник, плита, электробытовые приборы и т.д.);
  •  накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов (покупка недвижимости - дома, квартиры, земли, транспорта; формирование первоначального капитала для коммерческой деятельности). [20]

Доходы домашнего хозяйства представляют собой часть национального дохода,   который создаётся в процессе производства и предназначен для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, которые были израсходованы в процессе общественного производства материальных благ и услуг.[4]

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям.

По экономическому содержанию выделяют денежные и натуральные доходы.

К денежным доходам относится: заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, предпринимательский доход, дивиденды, доходы от собственности, доходы от продажи ценных бумаг; доходы от продажи продукции личного подсобного хозяйства; прирост денежных вкладов в сберегательном банке и т. д.

К натуральным доходам относится: стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление; стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характера, оплачиваемых за счёт федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий. [10]

В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральными.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по трём источникам поступлений:

  •  оплата труда членов семьи, работающих в качестве наёмных работников, премии, постоянные надбавки к зарплате, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;
  •  доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом (недвижимостью) и кредитно-финансовые операции;
  •  государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Многие считают также, что МРОТ соответствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифицированный, простой труд. Размер фактической заработной платы с учётом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т.п.) не должен быть ниже установленного законодательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. МРОТ обеспечивается либо за счёт средств бюджетов - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счёт собственных средств - для других организаций.[1]

МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства.[5]На сегодняшний день МРОТ в Российской Федерации составляет 4611 рублей.[2]

Ещё одним доходом социального характера является прожиточный минимум, представляющий собой минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране.[1]Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.[3]

В приведённой выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например, выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например, от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», от продажи запрещённых товаров (оружия и т.п.) Учёт случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учётом стоимости бесплатных или льготных услуг за счёт социальных фондов.

Для населения более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путём вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы – доходы домашнего хозяйства за определённый период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным. Для работников большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами – располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определённый период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния. [4]

Государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведёт к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает. [7]

Денежные расходы домохозяйства представляют собой фактические затраты на приобретение материальных и духовных благ, которые необходимы для продолжения жизни человека.[5]

В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:

  •  краткосрочные расходы;
  •  среднесрочные расходы;
  •  долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы

  •  личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);
  •  налоги и другие обязательные платежи;
  •  денежные накопления и сбережения.

Потребительские расходы на покупку товаров и оплату услуг связаны с удовлетворением личных и семейных потребностей, составляют более двух третей доходов.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц,  ко второй – коммунальные и другие платежи населения (кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потреблённое ими электричество,  услуги городской и междугородной телефонной связи.) Стоит отметить, что домашние хозяйства в РФ выплачивают не полную стоимость жилищно-коммунальных услуг, поскольку часть стоимости дотируется из местных бюджетов.  Помимо этого,  к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае,  если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.

В соответствии с определённым ранее критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обузь, одежда и т.п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т.п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т.д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путёвку и т.д.).

Часть денежных доходов, оставшаяся после потребительских расходов и уплаты налогов и других обязательных взносов, является источником денежных накоплений и сбережений. Для отдельных домохозяйств эти накопления откладываются на «чёрный день» или на покупку дорогостоящего товара. Для других домохозяйств высокий уровень доходов позволяет направить часть средств на накопления для извлечения дополнительного дохода и защиты от инфляции, т.е. капитализировать путём вложений в ценные бумаги, банковские депозиты и др.[4]

Наличие у домохозяйств  сбережений - это основная предпосылка для привлечения финансовых ресурсов индивидов в качестве инвестиций в экономику любого государства.

Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода. Весь располагаемый доход домашнего хозяйства состоит из двух частей: одна направляется на потребление, другая сберегается. Возникает вопрос: в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста? Ответ на этот вопрос сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растёт доход». Более низкие по сравнению с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления определяются так называемой склонностью к потреблению.[23]

Роль сбережений очень велика. Наличие у домохозяйств активов даёт им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. В целом это создаёт предпосылки для развития рыночных отношений в стране и расширения внутренней ресурсной базы для обеспечения экономического роста.[14]

Нужно сказать, что в системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

  •  выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;
  •  предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;
  •  сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.[5]

1.2.

Нормативно-правовая база регулирования домохозяйств в РФ

  •  Гражданский кодекс  РФ от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ.
  •  Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. N 223-ФЗ.
  •  Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998г. N146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000г.  N 117-ФЗ).
  •  Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. N 197-ФЗ.
  •  Федеральный закон от 9 декабря 1991г. N 2003-1-ФЗ «О налогах на имущество с физических лиц».
  •  Федеральный закон от 7 февраля 1992г. N 2300-1- ФЗ «О защите прав потребителей».
  •  Федеральный закон  от 7 мая 1998г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  •  Федеральный закон  от 16 июля 1998г. N 102-ФЗ «Об ипотеке».
  •  Федеральный закон от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  •  Федеральный закон от 19 июня 2000г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
  •  Федеральный Закон  от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
  •  Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  •  Федеральный закон  от 31 декабря 2002г. N-192-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  •  Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
  •  Федеральный закон от 23 декабря 2003г. N 177-ФЗ «О страховании кладов физических лиц в банках РФ».
  •  Федеральный закон  от 30 декабря 2004г. N 218-ФЗ  «О кредитных историях».
  •  Федеральный закон  от 19 июля 2007г. N 196-ФЗ «О ломбардах».
  •  Федеральный закон от 2 июля 2010г. N 151-ФЗ  «О микрофинансовой деятельности и макрофинансовых организациях».
  •  Федеральный закон от 27 июня 2011г. N 161- ФЗ «О национальной платёжной системе».
  •  Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992г. N 785 (в редакции от 20.12.2003г.) «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
  •  Постановление правительства РФ  от 3 ноября 2011г.  N 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице».
  •  Закон Санкт-Петербурга от 12 июля 2012г. N 391- 69 «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ     РАЗВИТИЯ     ДОМОХОЗЯЙСТВ    В     РФ

                     2.1.

Анализ состояния  финансов домохозяйств с 1917 -1991гг.

В период войн и революций, непременно бюджет всех домохозяйств сокращался во много раз. После восстановления разрушенного в результате Великой Отечественной войны хозяйства началось быстрое его развитие. Создавались предпосылки для облегчения условий труда и быта населения, повышения уровня жизни. Люди стали жить лучше, заработные платы увеличивались, граждане могли сберегать деньги на второстепенные нужды. [12]  

В СССР выбор финансовых услуг и продуктов был крайне ограничен, многие виды услуг для населения полностью отсутствовали (например, операции с ценными бумагами, частные пенсионные схемы и т.п.), соответственно,  многие виды услуг, равно как ключевые концепции финансовых рынков (например, риск), советским гражданам были просто незнакомы. К примеру, автомобили и загородные участки были единственно доступной легитимной формой собственности. Поставщиками финансовых услуг являлись, преимущественно, государственные организации-монополисты, условия предоставления услуг практически не менялись в течение десятилетий. Характерной особенностью жизни в СССР было отсутствие связи между принятием важнейших жизненных решений и финансовой стратегией. Располагаемый денежный доход, равно как размер сбережений и возможности получения кредита, не оказывали прямого влияния на возможности приобретения (получения) жилья, получения образования и т.п.[14]

В советские времена понятие «бедность» практически не применялось. Вместо него использовалось понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а население делится на тех, кто обеспечен в большей или меньшей степени. Однако накануне рыночных реформ, в 1989 г., в зависимости от того, какие цены использовались для оценки прожиточного минимума, 16–25% населения имели доходы ниже этого минимума.[21]

2.2.

Анализ  состояния  финансов  домохозяйств  с   1991 - 2005 гг.

В экономику России определение домашнего хозяйства как рыночного института пришло с внедрением в 1992 г. системы национальных счетов.

 В условиях переходной экономики есть домохозяйства как с рыночным типом поведения, так и близкие к поведению при командной экономике – ориентирующиеся на патерналистскую роль государства и на сетевые (прежде всего семейные) связи. Поскольку 1990-е ознаменовались затяжным экономическим кризисом, первоочередной целью российских домохозяйств стало выживание, а не развитие. Стратегия выживания требует диверсификации занятости. Это означает ориентацию на доходы не только от официальной работы в легальном секторе, но и на извлечение доходов за счёт теневой экономической деятельности, на самообеспечение продуктами питания за счёт личных подсобных хозяйств – ЛПХ (дач, огородов и т.п.). По мнению ряда исследователей, продукция ЛПХ являлась в России 1990-х одной из наиболее важных статей доходов домохозяйств. [22]

В сфере потребительского поведения российских домохозяйств была заметна их резкая дифференциация. Официальная российская статистика тоже отмечала в 1990-е гг. высокий уровень бедности около 35% (рис.1). Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992 г., другой произошёл после дефолта 1998 г. С начала 2000-х гг. при общем росте располагаемых доходов постепенно сокращалась и доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Если в 1995 г. она составляла 24,8% от общей численности населения, то к 2006 г. сократилась до 15,3%.[14]

Рис.1.

Динамика доли бедных (в %) в постсоветской России (рассчитано по данным Росстата)

Приближение российских домохозяйств к современному западному типу связано, прежде всего, с постепенным формированием отечественного среднего класса, удалённого и от «новых русских», и от «новых бедных». Однако доля домохозяйств среднего достатка в современной России была невелика, по некоторым оценкам – 20%. В конце 1990-х – начале 2000-х преобладали те домохозяйства, члены которых считали себя бедными и малообеспеченными.[17]

Согласно данным Росстата, с 2000 по 2005 год  денежные доходы 10% самых богатых россиян превосходят денежные доходы 10% самых бедных более чем в 15 раз.[22]

Развитие рынка финансовых услуг началось в начале 1990-х гг. Однако вплоть до начала 2000-х гг. развивались, преимущественно, услуги, связанные со сбережениями и инвестициями. Кредитование физических лиц до начала 2000-х гг. осуществлял практически только Сбербанк России. [14]

2.3.

Анализ состояния финансов домохозяйств с 2005 года по настоящее время

Адаптация российских домохозяйств к рыночной экономике происходит с большими трудностями. Даже спустя 15 лет после начала радикальных экономических реформ социальная структура России по многим критериям ближе к развивающимся, чем к развитым странам.[15]

По данным обследования бюджетов домохозяйств в 2007 году, проводимых Росстатом  (ежеквартальное обследование 50 тыс. домохозяйств), среднее отношение чистых сбережений к денежным доходам не превышает уровень 3%, причём для 8-го и 9-го децилей он находился на уровне 4%. Для большинства средних децилей первый и десятый децили и в середине 2000-х гг. в основном тратили сбережения.[21]Примерно такую же картину дают обследования ВЦИОМ населения. Опросы общественного мнения 2009 г. показывают, что для населения по-прежнему не предпочитали сберегать свои деньги (рис. 2).

Рис.2.

Ответы на вопрос «Скажите, пожалуйста, в вашей семье сейчас есть сбережения, накопления? » (в % от числа ответивших, допустимо более одного варианта ответа)

Опросы общественного мнения 2007 года  показывают, что для населения были наиболее приемлемыми сбережения в наличности и на банковских счетах, прежде всего в Сбербанке России (рис.3). Можно сказать, что в настоящее время население также предпочитают хранить свои сбережения на банковских счетах или наличными, вот только наряду со Сбербанком России доверия граждан заслуживают такие банки как, к примеру, ВТБ24 и Газпромбанк.[19]

Рассмотрим, как проявилось поведение домохозяйств в период начала финансово-экономического кризиса в России. В качестве интервала возьмём период с января 2008 г. по январь 2009 г., поскольку именно в начале 2009 г. стали чётко проявляться как последствия кризиса, так и первые результаты предпринимаемых правительством РФ мер.

В результате роста инфляции и безработицы, несмотря на то что происходил рост начисляемой заработной платы в бюджетном секторе и пенсий, реальные располагаемые денежные доходы за 2008 г. снизились на 6,7% (рис. 4).

В период финансового кризиса заработная плата неизменно играла важнейшую роль в структуре доходов домохозяйств, далее имели место другие доходы и социальные выплаты.[21](Приложение 1)

Рис.3.

Ответы на вопрос «Какие формы сбережения и преумножения денег приемлемы для вас?» (в % от числа ответивших, допустимо более одного варианта ответа)

       Рис. 4.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к среднемесячному значению 2006 г. (по фактическим данным c исключением сезонного фактора, тренд)

Банковская система, несмотря на значительное сокращение ликвидности и возросшие риски, продолжала кредитовать население. Так, на 1 января 2009 г. объем кредитов, депозитов и прочих размещённых средств, предоставленных физическим лицам, вырос на 27,5% по отношению к уровню января 2008 г. Однако эти средства не поддержали уровень прироста спроса и потребительских расходов, как отмечалось вплоть до кризиса.[21]

Основная часть доходов населения осталась на текущее потребление, но его доля в расходах снизилась. С другой стороны, в результате нестабильной экономической ситуации в стране активировалась роль домохозяйств как сберегателей: объем сбережений увеличился. Однако деструктивная роль домохозяйств в финансовой системе усилилась. Значительным их элементом было погашение кредитов.

В отношениях с бюджетной системой  в период кризиса домохозяйства не проявили активную деструктивную роль, так как поступления от налога на доходы физических лиц (основного источника формирования налоговых доходов региональных бюджетов) в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились незначительно — на 1,4 %. В гораздо большей степени снизились поступления от налога на прибыль.[18]

По данным статистического ежегодника  Росстата, по результатам 2011 года среднедушевой доход в 2011 г. составил 20107,7 рублей. Средний размер назначенных пенсий - 8202,9 рублей. Реальные располагаемые доходы, в процентах к предыдущему году в 2010 году составили 105,1%, в 2011-100,8%. Величина прожиточного минимума, в среднем на душу населения, в 2010 году составляла – 5988 рублей в месяц, в IV квартале  2011 года- 6209 рублей. В настоящее время в Российской Федерации прожиточный минимум  составляет за II квартал 2012 г. на душу населения 6385 рублей, для трудоспособного населения - 6913 рублей, пенсионеров - 5020 рублей, детей - 6146 рублей. [21]

Если сравнить изменения в структуре использования денежных доходов населения за 2010 и 2011 год, то можно сказать, что на 1,1% увеличились расходы на покупку товаров, на 0,2% выросли расходы на покупку валюты и платежи с использованием банковских карт, т.е. стала проявляться тенденция к уменьшению денег на руках у домохозяйств (рис.5).[21]

Объём кредитов, депозитов и прочих размещённых средств,  предоставленных физическим лицам в рублях и иностранной валюте в IV квартале 2011 года составил  5065,1 млрд. рублей, а в первом квартале 2012 года -5550,9 млрд. рублей, не учитывая кредитов, предоставленных индивидуальным предпринимателям. [21]Это означает, что население снова не торопится расходовать денежные средства.

Рис.5.

Изменение  в  структуре  использования  денежных  доходов  населения  в   %   к   денежным доходам

Что касается дифференциации доходов и о бедности, то по данным Росгосстата, в Российской Федерации численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2011 году составила 18,1%  ,что на 0,2 % больше показателя 2010 года ( количество такого населения составляло 18,5 млн. человек,),и на 0,1 % меньше показателя в кризисный 2009 год.  Дифференциация населения России по уровню доходов в 2011 году практически не изменилась по сравнению с 2010 годом. По итогам 2011 года на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 30,8% общей суммы денежных доходов, а в 2010 году – 30,9%. На долю 10% наименее обеспеченного населения страны в 2011 году пришлось лишь 1,9% общей суммы денежных доходов жителей РФ (в 2010 году – также 1,9%).[21]

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ   ФИНАНСОВ  ДОМАШНИХ  ХОЗЯЙСТВ   В   РФ

           3.1.

Основные   проблемы   финансов   домохозяйств  в  Российской   Федерации

Основными проблемами финансов населения сегодня являются уровень бедности и снижение реальных располагаемых доходов населения. В финансовом поведении домашних хозяйств на разных стадиях макроэкономической динамики происходят существенные изменения в структуре сбережений домашних хозяйств, где основным определяющим фактором является ресурс доверия домашних хозяйств остальным участникам рынка, а именно государству и финансовому сектору.

Анализ структуры сбережений  свидетельствует о том, что для домашних хозяйств на современном этапе ожидаемый высокий доход не играет решающей роли в их инвестиционных предпочтениях, так как сопряжён с высоким риском и неопределённостью.

Снижение доли оплаты труда в значительной мере обусловлено отставанием от индексации МРОТ от роста потребительских цен.

Низкая доля социальных трансфертов в денежных доходах населения РФ не позволяет ни обеспечить достойное, хотя бы на уровне прожиточного минимума, существование основной массы пенсионеров, ни оказать ощутимую помощь нуждающимся слоям населения. Неэффективная категориальная система социальной помощи приводит к распылению даже тех небольших ресурсов, которые с таким трудом удаётся выделять, результатом чего является то, что социальная поддержка наиболее нуждающихся слоёв населения осуществляется на минимальном, несопоставимом с потребностью в ней, уровне.[20]

Бедность - это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных  потребностей - жилья,  питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. Несмотря на общий рост доходов населения, одной из основных проблем современной российской экономики остаётся огромный разрыв между богатыми и бедными. Общий рост реальных доходов населения сопровождается их растущей дифференциацией.

Наибольшая доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума наблюдается среди следующих социальных групп:

  •  Сельское население;
  •  Одинокие неработающие пенсионеры(особенно старших возрастов);
  •  Неполные и многодетные семьи;
  •  Семьи с инвалидами. [18] (Приложение 2)

Снижение реальных доходов россиян повлияли на сокращение уровня рождаемости, продолжительность жизни, ухудшение здоровья населения.

3.2.

Перспективы развития финансов домохозяйств в Российской Федерации

Важнейшей предпосылкой успеха в решении проблемы формирования и использования финансовых ресурсов домашних хозяйств в национальной экономической системе является чёткая структуризация основных доходов домашних хозяйств, определение особенностей изменения структуры сбережений, а также факторов, воздействующих на формы их организации.

Государству необходимо провести индексацию МРОТ уровню роста потребительских цен, чтобы увеличить реальные доходы населения.

Доля неорганизованных сбережений так высока и только совместные согласованные действия правительства и финансового сектора помогут восстановить доверие домашних хозяйств.  Целесообразно использовать государственные меры – создание финансовых структур с долевым участием государства и предоставляемыми им гарантиями по привлечению свободных финансовых средств физических лиц.

Разработанная государством система мер по поддержке реальных доходов домашних хозяйств и стимулированию роста их сбережений, которые несут большой инвестиционный потенциал и способны укрепить ресурсную базу как региональных бюджетов, так и коммерческих банков, может постепенно дать большой положительный эффект.[20]

Можно констатировать, в  настоящее время в Российской Федерации имеются следующие тенденции в структуре финансов домашних хозяйств:

  •  сокращается количество денежных средств на руках у населения, составляющее оборотную наличность и необходимое для удовлетворения основных жизненно необходимых потребностей семей, особенно в условиях хронической нестабильности цен;[16]
  •  расходы на развитие личности (образование, театры, кино) составляют по итогам 2010 года  около 3,5 % бюджета домашних хозяйств и имеют тенденцию к увеличению доли;
  •  растут депозиты в коммерческих банках;
  •  растут вложения денежных средств в небанковские финансовые институты (к примеру, значительная доля денежных средств  граждан вкладывается в иностранную валюту, преимущественно в доллары США и в Евро);
  •  повышается спрос на ценные бумаги, что будет играть роль одного из факторов, стимулирующих развитие как фондового рынка в целом, так, в частности, и вторичных рынков;
  •  расширение потребительского и ипотечного кредитования;
  •  расширение безналичного денежного оборота.

Существенно, что в последние несколько лет на первое место среди используемых финансовых услуг вышло потребительское кредитование. Можно говорить о том, что для значительного количества россиян изменилась базовая модель финансового поведения: от «жизни по средствам» к «долговому». Такие изменения приводят к возникновению новых дополнительных проблем и рисков для граждан. Прежде всего, возникает необходимость соотношения не текущего дохода с текущим потреблением, а дисконтированного дохода с дисконтированными расходами. Соответственно, возникают риски чрезмерного обременения долгами и личного банкротства.

Большинство исследователей прогнозируют дальнейший рост во всех сегментах, который будет связан как с вовлечением в потребление соответствующих услуг новых клиентов, так и с ростом объёма потребления услуг уже имеющимися клиентами.[14]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Финансы домашнего хозяйства – это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства.

Финансы домашнего хозяйства выполняют распределительную, контрольную, регулирующую и инвестиционную функцию.

Доходы домашнего хозяйства – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства.

Существенную роль в экономике страны играют расходы бюджета домохозяйства. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской деятельности.

Расходы бюджета домохозяйства включают обязательные платежи, расходы на потребление, денежные сбережения.

В период существования СССР характерной особенностью жизни было отсутствие связи между принятием домохозяйствами важнейших жизненных решений и финансовой стратегией. Государство играло ведущую роль в жизни людей, обеспечивая население самыми необходимыми благами. Понятия «бедности» не существовало, такие люди назывались «малообеспеченными». В результате кризисного положения экономики России в 90-х гг. ХХ в. состояние финансов домохозяйств значительно ухудшилось. Снизились доходы и соответственно расходы домохозяйств, ухудшилась структура доходов и расходов домашних хозяйств. Улучшение положения дел в последние годы в экономике России положительно влияет на финансы домохозяйств, но по-прежнему остаются проблемы, требующие незамедлительного решения.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

Сбережения домашних хозяйств в странах с рыночной экономикой выступают одним из значимых источников капиталообразующих инвестиций. Сбережения – существенный источник финансирования, но для трансформации их в реальные инвестиционные ресурсы необходимы механизмы привлечения сбережений в реальный сектор экономики, оптимально отвечающие интересам населения, а самое главное  гарантии. С точки зрения инвестиционного механизма рынок сбережений можно рассматривать как источник запуска в обращение инвестиций, необходимых для обслуживания процессов перераспределения капитала, развития отраслей экономики. Важной задачей государства является восстановление доверия граждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валюте для вовлечения их в инвестиционную сферу.

Таким образом, планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями, поддержка домохозяйств государством - всё это способно в известной степени смягчить эти негативные тенденции и улучшить положение финансов домохозяйств в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. N 197- ФЗ.
  2.  Федеральный закон от 19 июня 2000г. N 82- ФЗ  «О минимальном размере оплаты труда».
  3.  Федеральный закон от 24 октября 1997г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ).
  4.  Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы.– М.: Проспект, 2008.
  5.  Белозёров С.А. Финансы домашнего хозяйства: сущность и структура. – СПб: Изд. дом «Миръ», 2009. – 452с
  6.  Белозёров С.А., Горбушина С.Г. и др.; под  ред. В.В. Ковалёва. Финансы: учебник. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 512с.
  7.  Дмитриева Е.А. Финансы домохозяйств : Учебное пособие . – Магадан : Кордис , 2008.
  8.  Ковалёва. А. М.  Финансы: Учеб. Пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2010. – 384 с: ил.
  9.  Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Финансы. –М.: Инфра- М, 2012. – 320 с. 
  10.  Поляк. Г.Б.  Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  11.  Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. –  М.: ИНФРА-М, 2009. – 408 с. – (Высшее образование).
  12.  Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.): Монография. – М.: Наука,2008. – 493 с. 
  13.  Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Значение, структура и соотношение персональных и семейных финансов в финансовой системе. // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 2. С. 135–142.
  14.  Кириллова Л.Н., Ворохобова  О.А.  , Роль финансов домохозяйств в России.// Экономический журнал .2010. № 19.с 3–13. 
  15.  Крючкова П.В. Привыкание домохозяйств к рынку.//Журнал институциональных исследований. 2011.Том 3, № 1. с 8–20. 
  16.  Л. Н. Овчарова. Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение.  –М.: Независимый институт социальной политики, 2008. –208 с., ил.с 105
  17.  Нуреев Р.М. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Часть 1.Домохозяйства современной России: Монография. – М.:МОНФ,2008.
  18.  Орлов Л. Ф. Исследование роли и места финансов домашних хозяйств в современной экономике России.// Вестник МГОУ.  Серия Экономика. – 2010. № 1.С.35-39. 
  19.  Всероссийский  центр  изучения  общественного  мнения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wciom.ru. Дата обращения: 04.10.2012 . 
  20.  Иванова Н. А. Экономика и социология труда. [Электронный ресурс] // Конспект лекций. – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/t003/index.htm. Дата обращения 06.10.2012.
  21.  Социально - экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2010гг. [Электронный ресурс]:// Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа:http://www.gks.ru.Дата обращения 29.09.2012. 
  22.  Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]:// Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/DOMOHOZYASTVO.html?page=0,5.Дата обращения: 04.10.2012.
  23.  Боди З., Мертон Р. Финансы. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 592 с. 

Приложения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17069. MS Excel. Структура таблиці. Типи даних. Консолідація даних. Задача «Товарний чек». Задача «Рахунок у банку» 100.5 KB
  Практична робота № 5 Тема: MS Excel. Структура таблиці. Типи даних. Консолідація даних. Задача Товарний чек. Задача Рахунок у банку. Мета:Уміти налаштовувати параметри робочого аркуша вводити текстові числові дані і формули в таблицю редагувати дані форматувати д
17070. MS Access. Створення бази даних у вигляді декількох таблиць 282 KB
  Практична робота № 7 Тема: MS Access. Створення бази даних у вигляді декількох таблиць. Мета: Уміти створювати структуру таблиці модифікувати її вводити дані в таблицю. План Основні поняття про бази даних. Типи і властивості полів. Створення таблиц...
17071. Стиснення інформації 290.5 KB
  Практична робота №3 Тема: Стиснення інформації Мета: набути навички роботи з архівними файлами. Обладнання: персональний комп’ютер з встановленою операційною системою Windows а також програмою архіватором WinRar. Призначення: ознайомитися з засобами архівації файлі
17072. Робота з контролюючими і діагностичними програмами 558 KB
  Практична робота №2 Тема: Робота з контролюючими і діагностичними програмами. Мета:Навчитися використовувати службову програму Индикатор ресурсов для контролю за станом системних ресурсів навчитися настроювати і виконувати часткову і повну перевірку HDD. Облад...
17073. Каскады предварительного усиления. Особенности работы и методика анализа каскадов предварительного усиления 1005 KB
  Каскады предварительного усиления предназначены для усиления напряжения или тока источника сигнала (источник сигнала может быть генератором напряжения или тока). В результате такого усиления значение напряжения или тока источника сигнала получается достаточным для нормальной работы оконечного (выходного) каскада
17074. Неорганическая и органическая химия 36.82 MB
  Неорганическая химия изучает химические элементы и образуемые ими простые и сложные вещества (кроме органических соединений углерода, которые изучаются органической химией)
17075. Побудова багаточлена Лагранжа. Складання програми 177 KB
  Лабороторна робота №4 Тема. Побудова багаточлена Лагранжа. Складання програми. Мета. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа скласти програму. Обладнання. Лист формату А4 ручка ПК програмне забезпечення С. Хід роботи Правила ТБ Теоретичні відомос
17076. Знаходження значення інтеграла по формулам Ньютона-Котеса 29.5 KB
  Лабораторна робота №78 Тема. Знаходження значення інтеграла по формулам НьютонаКотеса. Мета. Навчитися знаходити значення інтеграла по формулам НьютонаКотеса. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК С. Хід роботи Правила техніки безпеки Т
17077. Знаходження інтеграла за формулами прямокутників 53 KB
  Лабораторна робота №9 Тема: Знаходження інтеграла за формулами прямокутників. Мета: Навчитися знаходити значення інтегралу за формулами прямокутників. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні...