12513

Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Практическая работа № 9 Тема работы: Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости Тема для изучения: Закон сохранения механической энергии для системы тел в которой действуют потенциальные силы. Цель: сравнить максимальное изменение потен

Русский

2013-04-30

245.24 KB

41 чел.

Практическая работа № 9

Тема работы: «Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости»

Тема для изучения: Закон сохранения механической энергии для системы тел, в которой действуют потенциальные силы.

Цель: сравнить максимальное изменение потенциальной энергии тела, взаимодействую-щего с Землей, с максимальным изменением потенциальной энергии деформированной пружины при вертикальных колебаниях тела на пружине.
Использованные понятия: потенциальная энергия груза на пружине, потенциаль-
ная энергия тела при взаимодействии с Землей.


Оборудование:

Название

код

количество

1

Штатив универсальный (основа)

02001.00

1

2

Штативный стержень, 600 мм

02037.00

1

3

Рулетка, 2 м

09936.00

1

4

Зажим-насадка для круглых или прямоугольных стержней

02043.00

1

5

Крепежный болт

03949.00

1

6

Держатель для гирь с отверстиями

02204.00

1

7

Гиря, 50 г

02206.01

2

8

Держатель для стеклянных трубок

05961.00

1

9

Спиральная пружина, 3 Н/м

02220.00

1

Установка

                   Рис. 1                                                                       Рис. 2

Выполнение работы

Соберите установку в соответствии с рис. 1-2.

  1.  Закрепите в штативе спиральную пружину с помощью крепежного болта.
  2.  С помощью держателя для стеклянных трубок и термометров закрепите рулетку в вертикальном положении (рис. 3-5).
  3.  Прикрепите листок бумаги к рулетке.
  4.  Подвесьте к пружине держатель для гирь с массой 10 г.

                      Рис. 2                                         Рис. 3                                             Рис. 4

  1.   Горизонтальной черточкой обозначьте на бумаге начальное положение конца пружины с держателем, поставьте «0».
  2. Последовательно добавляйте гирьки массой 50 г и каждый раз обозначайте новое положение пружины черточкой.
  3. Измерьте растяжение пружины Δх .
  4. Повторите эксперимент 5 раз. Полученные результаты запишите в таблицу.

Таблица

Удлинение пружины Δхсер, м

Потенциальная энерния тела,

Дж

Потенциальная энерния пружины,

Дж

1

2

3

4

5

  1. Найдите среднее значение удлинения пружины Δхсер.
  2. Вычислите значение потенциальной энергии тела и пружины, к которой прикреплено это

тело по формулам  

11. Оцените  погрешность эксперимента,  сравнив  отношение   Е1сер2сер   с единицей, т.е. относительную погрешность

12.   Сделайте вывод о справедливости закона сохранения механической энергии. Вопросы и задания для обсуждения результатов лабораторной работы.

1.Сформулируйте закон сохранения энергии для системы тел, приведенных в лабораторной работе.

  1. Почему для тела и пружины выполняется закон сохранения энергии?
  2. Предложите способ уменьшения относительной погрешности измерений.

Практикалық жұмыс № 9

Жұмыс тақырыбы: «Ауырлық күші мен серпінділік күштері әсерінен дененің қозғалысын зерттеу»

Оқу үшін тақырып:  потенциалды күштері әрекет ететін  дененің жүйесі үшін  механика-лық энергияны сақтау заңы.

Мақсаты: серіппедегі  дененің тік тербелістеріндегі өзгерген серіппенің потенциалды энергияның максималды өзгеруі, Жермен  бірдей әрекеттесетін дененің потенциалды энергияның максималды өзгеруін салыстырыңыздар.

Қолданылған ұғымдар: серіппедегі жүктің потенциалды энергиясы,  Жермен  бірдей әрекеттесетін дененің потенциалды энергиясы

Жабдықтар:

Атауы

Коды

Мөлшері

1

Жан-жақты штатив (негізі)

02001.01

1

2

Штатив ті өзекше, 600 мм,

02037.00

1

3

Өлшеуіш, 2 м

09936.00

1

4

Дөңгелек немесе тік бұрышты оқтамаларға арналған қысым-саптау

02043.00

1

5

Тіреуіш болт

03949.00

1

6

Саңылаулы гірлерге арналған ұстағыш

02204.00

1

7

Гір, 50 г

02206.01

2

8

Шыны түтікшелерге арналған ұстағыш

05961.00

1

9

Шиыршықты серіппе,  3 Н/м

02220.00

1

Қондырғы

                    1 сур.                                                                           2 сур.

1-2 сур. сәйкес қондырғыны жинаңыздар.

1.  Тіреуіш болт көмегімен шиыршықты серіппені штативке бекітіңіздер.

2.  Шыны түтікшелерге арналған  ұстағыштың көмегімен және термометрлермен   тік күйінде өлшеуішті бекітіңіздер (3-5 сур.).

3. Өлшеуішке қағаз парағын тіркеңіздер.

4.  10 массалы гір үшін ұстағышты серіппеге іліңіздер.

                      2 сур.                                         3 сур.                                            4 сур.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  «0» қойыңыздар, қағазға ұстағышпен серіппенің шетінің бастапқы күйін көлденен сызықшамен белгілеңіздер.
  6.  Біртіндеп масса 50г гірді қосыңыздар және ілгида серіппенің жаңа күйін сызықшамен белгілеңіздер.
  7.  Δх серіппенің созылуын өлшеңіздер.
  8.  Тәжірибені 5 рет қайталаңыздар.Алынған нәтижені кестеге жазыңыздар.

Кесте

Δx, м серіппенің ұзаруы

Дж,  дененің потенциалды энергиясы

Дж, серіппенің потенциалды энергиясы

1

2

3

4

5

  1.  Δxсер серіппенің ұзаруының орта мағынасын табыңыздар.

  1.                                                       формула бойынша осы дене бекітілген,   серіппе

және дененің потенциалды энергиясының мағынасын есептеңіздер.

11.                                         салыстырмалы қателікті,   бірлікпен                      қатынасты    

салыстыра отырып, тәжірибенің қателігін бағалаңыздар.

12.  Механикалық энергияны сақтау заңының әділеттілігі туралы қорытынды жасаңыздар.

Зертханалық жұмыстардың нәтижелерін  талқылау үшін тапсырмалар мен сұрақтар

  1.  Зертханалық жұмыста келтірілгендей, дене жүйесі үшін энергия сақтау заңың қалыптастырыңыздар.
  2.  Неге дене мен серіппе үшін энергия сақтау  заңы орындалады?
  3.  Өлшеудің салыстырмалы қателігін азайту тәсілін ұсыныңыздар


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10538. Основні поняття в екології. Екологічна система, біогеоценоз та його структура. Трофічні ланцюги живлення. Екологічні фактори. Лімітуючий фактор. Біотичні та абіотичні фактори 125 KB
  Природне середовище – це все живе й неживе, що оточує організми і з чим вони взаємодіють. Розрізняють повітряне, водне та ґрунтове середовище, таким середовищем може бути і тіло іншого організму (для паразитуючих організмів).
10539. Политология как наука: объект, предмет, структура 48.78 KB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный минерально сырьевой университет горный реферат по политологии на тему:...
10540. Историческое становление образа науки 58 KB
  Историческое становление образа науки. Классическая Ф о науке. Позитивизм и неопозитивизм. Предметом лекции являются учения где есть попытка построить целостный образ науки как самостоятельного явления культуры и особого вида познания. Первое приближ...
10541. Структура деятельности социального педагога 135 KB
  Тема. Структура деятельности социального педагога. План. Общая схема структуры деятельности социального педагога. Понятие педагогическая цель. Примеры социальных целей и задач в педагогической деятельности известных педагогов. Литература ...
10542. Планирование социально-педагогической работы 197.5 KB
  Тема. Планирование социально-педагогической работы План. Проблемы социального педагога. Формы и содержание планов работы социального педагога. Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении. Литература. 1. Нага...
10543. Основные принципы социальной педагогики 76.5 KB
  Тема: Основные принципы социальной педагогики. План Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Литература Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педаго
10544. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 71 KB
  Тема: Социальнопедагогический процесс и пути его совершенствования. План. Понятие сущность и содержание социальнопедагогического процесса. Общая характеристика основных компонентов социальнопедагогического процесса. Литература. Галагузова ...
10545. Педагогика социального становления личности 104.5 KB
  Тема: Педагогика социального становления личности. План. 1. Социализация человека как социальнопедагогическое явление. Особенности возрастной социализации. ЛИТЕРАТУРА Беличева С А. Основы превентивной психологии М. 1993. Громова М.Т. Педагогич...
10546. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 104.5 KB
  Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо