12513

Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Практическая работа № 9 Тема работы: Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости Тема для изучения: Закон сохранения механической энергии для системы тел в которой действуют потенциальные силы. Цель: сравнить максимальное изменение потен

Русский

2013-04-30

245.24 KB

41 чел.

Практическая работа № 9

Тема работы: «Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости»

Тема для изучения: Закон сохранения механической энергии для системы тел, в которой действуют потенциальные силы.

Цель: сравнить максимальное изменение потенциальной энергии тела, взаимодействую-щего с Землей, с максимальным изменением потенциальной энергии деформированной пружины при вертикальных колебаниях тела на пружине.
Использованные понятия: потенциальная энергия груза на пружине, потенциаль-
ная энергия тела при взаимодействии с Землей.


Оборудование:

Название

код

количество

1

Штатив универсальный (основа)

02001.00

1

2

Штативный стержень, 600 мм

02037.00

1

3

Рулетка, 2 м

09936.00

1

4

Зажим-насадка для круглых или прямоугольных стержней

02043.00

1

5

Крепежный болт

03949.00

1

6

Держатель для гирь с отверстиями

02204.00

1

7

Гиря, 50 г

02206.01

2

8

Держатель для стеклянных трубок

05961.00

1

9

Спиральная пружина, 3 Н/м

02220.00

1

Установка

                   Рис. 1                                                                       Рис. 2

Выполнение работы

Соберите установку в соответствии с рис. 1-2.

  1.  Закрепите в штативе спиральную пружину с помощью крепежного болта.
  2.  С помощью держателя для стеклянных трубок и термометров закрепите рулетку в вертикальном положении (рис. 3-5).
  3.  Прикрепите листок бумаги к рулетке.
  4.  Подвесьте к пружине держатель для гирь с массой 10 г.

                      Рис. 2                                         Рис. 3                                             Рис. 4

  1.   Горизонтальной черточкой обозначьте на бумаге начальное положение конца пружины с держателем, поставьте «0».
  2. Последовательно добавляйте гирьки массой 50 г и каждый раз обозначайте новое положение пружины черточкой.
  3. Измерьте растяжение пружины Δх .
  4. Повторите эксперимент 5 раз. Полученные результаты запишите в таблицу.

Таблица

Удлинение пружины Δхсер, м

Потенциальная энерния тела,

Дж

Потенциальная энерния пружины,

Дж

1

2

3

4

5

  1. Найдите среднее значение удлинения пружины Δхсер.
  2. Вычислите значение потенциальной энергии тела и пружины, к которой прикреплено это

тело по формулам  

11. Оцените  погрешность эксперимента,  сравнив  отношение   Е1сер2сер   с единицей, т.е. относительную погрешность

12.   Сделайте вывод о справедливости закона сохранения механической энергии. Вопросы и задания для обсуждения результатов лабораторной работы.

1.Сформулируйте закон сохранения энергии для системы тел, приведенных в лабораторной работе.

  1. Почему для тела и пружины выполняется закон сохранения энергии?
  2. Предложите способ уменьшения относительной погрешности измерений.

Практикалық жұмыс № 9

Жұмыс тақырыбы: «Ауырлық күші мен серпінділік күштері әсерінен дененің қозғалысын зерттеу»

Оқу үшін тақырып:  потенциалды күштері әрекет ететін  дененің жүйесі үшін  механика-лық энергияны сақтау заңы.

Мақсаты: серіппедегі  дененің тік тербелістеріндегі өзгерген серіппенің потенциалды энергияның максималды өзгеруі, Жермен  бірдей әрекеттесетін дененің потенциалды энергияның максималды өзгеруін салыстырыңыздар.

Қолданылған ұғымдар: серіппедегі жүктің потенциалды энергиясы,  Жермен  бірдей әрекеттесетін дененің потенциалды энергиясы

Жабдықтар:

Атауы

Коды

Мөлшері

1

Жан-жақты штатив (негізі)

02001.01

1

2

Штатив ті өзекше, 600 мм,

02037.00

1

3

Өлшеуіш, 2 м

09936.00

1

4

Дөңгелек немесе тік бұрышты оқтамаларға арналған қысым-саптау

02043.00

1

5

Тіреуіш болт

03949.00

1

6

Саңылаулы гірлерге арналған ұстағыш

02204.00

1

7

Гір, 50 г

02206.01

2

8

Шыны түтікшелерге арналған ұстағыш

05961.00

1

9

Шиыршықты серіппе,  3 Н/м

02220.00

1

Қондырғы

                    1 сур.                                                                           2 сур.

1-2 сур. сәйкес қондырғыны жинаңыздар.

1.  Тіреуіш болт көмегімен шиыршықты серіппені штативке бекітіңіздер.

2.  Шыны түтікшелерге арналған  ұстағыштың көмегімен және термометрлермен   тік күйінде өлшеуішті бекітіңіздер (3-5 сур.).

3. Өлшеуішке қағаз парағын тіркеңіздер.

4.  10 массалы гір үшін ұстағышты серіппеге іліңіздер.

                      2 сур.                                         3 сур.                                            4 сур.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  «0» қойыңыздар, қағазға ұстағышпен серіппенің шетінің бастапқы күйін көлденен сызықшамен белгілеңіздер.
  6.  Біртіндеп масса 50г гірді қосыңыздар және ілгида серіппенің жаңа күйін сызықшамен белгілеңіздер.
  7.  Δх серіппенің созылуын өлшеңіздер.
  8.  Тәжірибені 5 рет қайталаңыздар.Алынған нәтижені кестеге жазыңыздар.

Кесте

Δx, м серіппенің ұзаруы

Дж,  дененің потенциалды энергиясы

Дж, серіппенің потенциалды энергиясы

1

2

3

4

5

  1.  Δxсер серіппенің ұзаруының орта мағынасын табыңыздар.

  1.                                                       формула бойынша осы дене бекітілген,   серіппе

және дененің потенциалды энергиясының мағынасын есептеңіздер.

11.                                         салыстырмалы қателікті,   бірлікпен                      қатынасты    

салыстыра отырып, тәжірибенің қателігін бағалаңыздар.

12.  Механикалық энергияны сақтау заңының әділеттілігі туралы қорытынды жасаңыздар.

Зертханалық жұмыстардың нәтижелерін  талқылау үшін тапсырмалар мен сұрақтар

  1.  Зертханалық жұмыста келтірілгендей, дене жүйесі үшін энергия сақтау заңың қалыптастырыңыздар.
  2.  Неге дене мен серіппе үшін энергия сақтау  заңы орындалады?
  3.  Өлшеудің салыстырмалы қателігін азайту тәсілін ұсыныңыздар


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53452. Процедура Bubble_sort и ее особенности 18.77 KB
  Сортировка простыми обменами, сортиро́вка пузырько́м (англ. bubble sort) — простой алгоритм сортировки. Для понимания и реализации этот алгоритм — простейший, но эффективен он лишь для небольших массивов.
53453. Оптимизация процедуры Quick_sort, особенности 22.82 KB
  Быстрая сортировка (англ. quicksort), часто называемая qsort по имени реализации в стандартной библиотеке языка Си — широко известный алгоритм сортировки, разработанный английским информатиком Чарльзом Хоаром во время его работы в МГУ в 1960 году.
53454. Кристаллическое строение вещества 711 KB
  Кристаллическая решётка — вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла. Решётка имеет сходство с канвой или сеткой, что даёт основание называть точки решётки узлами. Решёткой является совокупность точек, которые возникают из отдельной произвольно выбранной точки кристалла под действием группы трансляции
53455. Інтернет технологія Веб-квест 38.5 KB
  Webквестом називається спеціальним чином організований вид дослідницької діяльності для виконання якої учні здійснюють пошук інформації в мережі Інтернет за вказаними адресами. Щоб дана робота була максимально ефективною webквест спеціальним чином організована webсторінка повинен містити наступні частини: введення в якому описуються терміни проведення і задається початкова ситуація; цікаве завдання яке можна реально виконати; набір посилань на ресурси мережі необхідні для виконання завдання. Деякі але...
53456. Классный час «Безопасный интернет» 160.5 KB
  Ведущий1 С одной стороны Интернет прочно вошел в наш обиход и очень облегчает поиск любой информации. С другой стороны есть люди которые считают что Интернет бич нового тысячелетия. Давайте разберемся что же такое Интернет на самом деле.
53457. Суд над Інтернетом. Internet: глобальне добро або зло? 142 KB
  Вчитель виконує роль судді в диспуті сторін, який незалежно і аргументовано буде приймати, або відкидати доводи, що приводяться, і стежити за тим, щоб одні і ті ж аргументи не повторювалися в різному формулюванні, і за тим, щоб дискусія була в цивілізованих рамках.
53458. Інтернет: за і проти! 119.5 KB
  Обладнання: плакат Основні правила спілкування плакат №1 із зображенням компютера плакат №2 із зображенням компютера підключеного до мережі Інтернет; запис на дошці; малюнки учнів; памятки картки зображення Золотої рибки ілюстрація мікрофон тощо. За часів сьогодення коли особливого значення набуває інформація вже ніхто не заперечує що компютер увійшов до різних сфер сучасного життя і...
53459. The Internet and Social Networking Sites 115.5 KB
  A social network is a social structure made up of individuals (organizations) called “nodes”, which are tied (connected) by one or more specific types of interdependency, such as friendship, kinship, common interest, financial exchange, dislike, sexual relationships, or relationships of beliefs, knowledge or prestige.
53460. У Інтернет–клубі 97.5 KB
  Мета: повторити і поглибити знання учнів про дієслово як частину мови, його(ЇЇ) граматичні ознаки; виробляти вміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, мислення; вчити учнів працювати з прикладними програмами; виховувати інформаційну культуру, любов до рідної мови.