12555

ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТОСТРИКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОЛОЧНЫХ ТЕНЗОМЕТРОВ

Лабораторная работа

Физика

ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТОСТРИКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОЛОЧНЫХ ТЕНЗОМЕТРОВ отчет по лабораторной работе № 4т ВВЕДЕНИЕ Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагничен...

Русский

2013-05-01

202.5 KB

2 чел.

PAGE  7

ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ МАГНИТОСТРИКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОЛОЧНЫХ ТЕНЗОМЕТРОВ

отчет по лабораторной работе № 4т

ВВЕДЕНИЕ

Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагниченности в магнитном поле. Магнитострикция позволяет выяснить природу сил, которые определяют ферромагнитные свойства вещества. С помощью термодинамики удается связать объемный магнитострикционный эффект с напряженностью магнитного поля. Целью данной работы является изучение характера зависимости продольной и поперечной магнитострикции от напряженности внешнего магнитного поля.

1 ТЕОРИЯ

Элементарным носителем магнетизма в ферромагнетиках являются, в основном, спиновые магнитные моменты электронов. Между ними существует два основных типа взаимодействия: обменное и магнитное /1/.

Обменные силы носят квантово-механический характер и не имеют классических аналогов. Расчеты квантовой механики показывают, в случае системы взаимодействующих электронов наиболее выгодным может быть состояние системы, когда спиновые магнитные моменты ориентированы одинаковым образом. Это говорит о наличии самопроизвольной намагниченности в ферромагнитных телах в отсутствии внешнего магнитного поля.

При нулевой напряженности магнитного поля ( Н = 0 ) термодинамически устойчивому состоянию макрообразца согласно классической термодинамике отвечает размагниченное состояние, ибо, в противном случае, на поверхности образца имеется магнитное поле, с которым связана положительная энергия. Обменное взаимодействие стремится создать в образце намагниченность. В результате «борьбы» этих тенденций происходит разбиение ферромагнитного образца на области однородной намагниченности (домены).

Магнитные силы хотя и значительно меньше обменных, но играют важную роль в ряде ферромагнитных явлений. Они ответственны за взаимодействие доменов между собой и внешним полем. Кривая намагниченности (рис. 1.1) ферромагнетиков носит сложный характер.

Рис.1.1

На кривой можно выделить три участка.

На первом участке происходит рост областей с энергетически выгодным направлением момента за счет других областей. Механизм процесса состоит в смещении границ доменами.

На втором участке идет процесс поворота моментов областей самопроизвольной намагниченности к направлению поля (процесс вращения). При полном совпадении моментов областей с направлением поля получим так называемое техническое насыщение.

Третий участок называется парапроцессом, или истинным намагничиванием. В этой части величина намагничивания М изменяется в сторону увеличения за счет ориентации спиновых моментов отдельных электронов, находящихся внутри областей самопроизвольной намагниченности, которые вследствие дезорганизующего действия теплового движения не были повернуты по полю.

Следовательно, магнитострикция – изменение формы и размера тела при его намагничивании – есть непосредственный результат проявления сил, действующих в ферромагнетиках.

Первое начало термодинамики для ферромагнитного тела можно записать в виде

                                                                        (1.1)

Где  - теплота, подведенная к телу;

        - работа, связанная с деформацией тела;

- работа по намагничиванию тела.

Соотношение (1.1) для стержня длиной L можно переписать в виде:

                                                            (1.2)

где T и S – температура и энтропия соответственно;

- сила упругости;

n - площадь поперечного сечения стержня;

σ - механическое напряжение, возникающее в сечении стержня при деформации;

p - внешнее давление;

        V - объем стержня;

H и  M - напряженность магнитного поля и намагниченность образца.

Переходя к относительным деформациям  и используя закон Гука , где E модуль Юнга, соотношение (1.2) перепишем в виде:

                                               (1.3)

Выражение для дифференциала свободной энергии  F = UTS имеет вид:

                                                               (1.4)

Экспериментально показано, что объемная магнитострикция ( т.е. изменение объема образца при намагничивании ) в большинстве случаев пренебрежимо мала. Это значит, что в (1.2)  ,поэтому

                                                                        (1.5)

Соотношение (1.3) устанавливает связь между линейной магнитострикцией и внутренними напряжениями в образце при намагничивании. Из (1.3) следует принципиальная возможность зависимости модуля Юнга от напряженности магнитного поля. Эта зависимость обнаружена экспериментально и названа ΔE – эффектом.

Наибольшее распространение получили следующие методы экспериментального изучения магнитострикции:

  1.  механический;
  2.  оптический;
  3.  тензометрический.

В работе с помощью электрических проволочных тензометров определяется продольная и поперечная магнитострикция поли кристаллического никеля (ПН) и прессованного никелевого порошка (ПНП) в зависимости от напряженности магнитного поля.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Рис.2.1. Принципиальная схема экспериментальной установки:

1 – блок питания электромагнита УИП – 1; 2 – амперметр; 3 – электромагнит; 4 -  стабилизированный источник питания моста «Агат»; 5 – микроамперметр В7-21; 6 – кнопка включения поля; R1 – сопротивление тензометра; R3, R4 – сопротивление плечей моста (R3 =200 Ом); R21, R22 – сравнительное плечо моста (магазины сопротивления); R5 – балластное сопротивление; K1, K2 – переключатели включения микроамперметра; K3 – переключатель включения тензометров в мостовую схему.

Магнитное поле создается электромагнитом 3. Напряженность магнитного поля Н определяется по градуировочной кривой зависимости Н  от тока электромагнита I. Питание электромагнита осуществляется универсальным блоком питания УИП-I I. Регулировка тока электромагнита осуществляется изменением выходного напряжения блока питания 1.

3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

3.1. Включить источник питания УИП-1, источник питания моста «Агат», микроамперметр В7-21, установить образец и зафиксировать его положение. В течение 20-30 минут дать установиться температурам в мостовой схеме и приборах.

3.2.1. В настоящей работе необходимо определить величину линейной магнитострикции образца как функцию напряженности внешнего магнитного поля.

3.2.2. Построить графические зависимости  .

3.3.1. Внести образец и  зафиксировать его положение в магните.

Переключатель  перевести в положение I. При отключенном токе электромагнита установить мост вблизи равновесия, для чего включить переключатель  «грубо» и, изменяя сопротивление , установить на нуль показания микроамперметра В7-21. Затем, включив переключатель  «точно», повторить установку нуля.

3.3.2. Записать значения сопротивлений  и , затем увеличить  на величину  Ом и записать показания микроамперметра.

3.3.3. Изменяя ток источника питания электромагнита УИП-I от 0 до 300 мА, с шагом 20 мА, записать соответствующие показания микроамперметра В7-21 (ток I в nA). Затем, уменьшая ток от 300 мА до 0 мА (шаг 20 мА), замерить ток моста при уменьшении магнитного поля. Знак « - « показывает сжатие образца в магнитном поле. Результаты занести в таблицу П.I.

3.3.4. Переключатель  поставить в положение П. Ввести второй образец в поле, зафиксировать его, и дать прогреться схеме в течение 30 минут. Проделать измерения п. 3.3.1 – п. 3.3.3 для прессованного никелевого порошка. Результаты занести в таблицу П.I.

3.4.1. Вычислить коэффициент чувствительности схемы по формуле

3.4.2. Вычислить значения поля, воспользовавшись формулой

H=A*I + B, А/м,

где ;  ; I – ток электромагнита в мА.

3.4.3. Вычислить значения  для обоих образцов, используя программу, приведенную в приложении.

3.4.4. Построить график зависимости  от H.

4 ОПЫТНЫЕ ДАННЫЕ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

Результаты измерений приведены в таблице.

Таблица 1: Измерение магнитострикции.

№ п/п

Ток магнита A*

Ток моста A*

*(-1)

H

№ п/п

Ток магнита A*

Ток моста A*

*(-1)

H

1

0

-0,18

1,15E-05

5633

17

280

-1,36

8,7E-05

142777

2

20

-0,25

0,000016

15429

18

260

-1,36

8,7E-05

132981

3

40

-0,30

1,92E-05

25225

19

240

-1,36

8,7E-05

123185

4

60

-046

2,94E-05

35021

20

220

-1,36

8,7E-05

113389

5

80

-069

4,42E-05

44817

21

200

-1,36

8,7E-05

103593

6

100

-0,87

5,57E-05

54613

22

180

-1,34

8,58E-05

93797

7

120

-1,05

6,72E-05

64409

23

160

-1,30

8,32E-05

84001

8

140

-1,16

7,42E-05

74205

24

140

-1,25

0,00008

74205

9

160

-1,22

7,81E-05

84001

25

120

-1,13

7,23E-05

64409

10

180

-130

8,32E-05

93797

26

100

-1,00

0,000064

54613

11

200

-1,35

8,64E-05

103593

27

80

-0,81

5,18E-05

44817

12

220

-1,37

8,77E-05

113389

28

60

-0,65

4,16E-05

35021

13

240

-1,38

8,83E-05

123185

29

40

-0,45

2,88E-05

25225

14

260

-1,38

8,83E-05

132981

30

20

-0,27

1,73E-05

15429

15

280

-1,38

8,83E-05

142777

31

0

-0,24

1,15E-05

5633

16

299

-1,38

8,83E-05

152083,2

32

Таблица 2: Измерение магнитострикции.

№ п/п

Ток магнита A*

Ток моста A*

*(-1)

H

№ п/п

Ток магнита A*

Ток моста A*

*(-1)

H

1

0

-0,28

-1,79E-05

-5633

17

280

-1,49

-9,54E-05

-142777

2

20

-0,30

-1,92E-05

-15429

18

260

-1,49

-9,54E-05

-132981

3

40

-0,40

-2,56E-05

-25225

19

240

-1,49

-9,54E-05

-123185

4

60

-0,59

-3,78E-05

-35021

20

220

-1,49

-9,54E-05

-113389

5

80

-0,80

-5,12E-05

-44817

21

200

-1,49

-9,54E-05

-103593

6

100

-1,07

-6,85E-05

-54613

22

180

-1,48

-9,47E-05

-93797

7

120

-1,21

-7,74E-05

-64409

23

160

-1,44

-9,22E-05

-84001

8

140

-1,31

-8,38E-05

-74205

24

140

-1,37

-8,77E-05

-74205

9

160

-1,39

-8,9E-05

-84001

25

120

-1,26

-8,06E-05

-64409

10

180

-1,43

-9,15E-05

-93797

26

100

-1,13

-7,23E-05

-54613

11

200

-1,47

-9,41E-05

-103593

27

80

-0,88

-5,63E-05

-44817

12

220

-1,49

-9,54E-05

-113389

28

60

-0,75

-0,000048

-35021

13

240

-1,49

-9,54E-05

-123185

29

40

-0,52

-3,33E-05

-25225

14

260

-1,49

-9,54E-05

-132981

30

20

-0,35

-2,24E-05

-15429

15

280

-1,49

-9,54E-05

-142777

31

0

-0,34

-2,18E-05

-5633

16

299

-1,49

-9,54E-05

-152083,2

32

Таблица 3: Измерение магнитострикции.

№ п/п

Ток магнита A*

Ток моста A*

*(-1)

H

1

0

-0,35

2,24E-05

5633

2

20

-0,40

2,56E-05

15429

3

40

-0,48

3,07E-05

25225

4

60

-0,65

4,16E-05

35021

5

80

-0,88

5,63E-05

44817

6

100

-1,09

6,98E-05

54613

7

120

-1,26

8,06E-05

64409

8

140

-1,35

8,64E-05

74205

9

160

-1,46

9,34E-05

84001

10

180

-1,55

9,92E-05

93797

11

200

-1,58

0,000101

103593

12

220

-1,60

0,000102

113389

13

240

-1,60

0,000102

123185

14

260

-1,60

0,000102

132981

15

280

-1,60

0,000102

142777

16

299

-1,60

0,000102

152083,2

Вычислим коэффициент чувствительности схемы С:

; ; ;

;

Построим график зависимости  от H, для трех таблиц соответственно:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной лабораторной работы было наблюдаемо явление магнитострикции, заключающееся в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагниченности в магнитном поле. Изучен характер зависимости продольной и поперечной магнитострикции от напряженности внешнего магнитного поля. На основании полученных данных были построены графики зависимости магнитострикции от напряженности магнитного поля, аналогичные теоретическому графику из методического руководства, наглядно иллюстрирующие явление магнитострикции.


смещение

H

HS

вращение

парапроцесс

Кривая намагниченности никеля

1

2

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82000. Внеклассное чтение Волшебница зима 34 KB
  Цель: обобщить знания учащихся о зиме и её отображение в художественных произведениях; расширять круг чтения; совершенствовать умение выразительно читать стихотворения наизусть; развивать навыки самостоятельной работы с художественной литературой, творческие способности учащихся; прививать любовь к литературе.
82001. Сім’я і здоров’я. Ставлення до ВІЛ-інфікованих людей. Рольова гра «Як ВІЛ руйнує імунітет» 51 KB
  Мета: Виховувати любов і повагу до всіх членів родини. Виховувати співчуття і чуйне ставлення до людей ВІЛ-інфікованих. Розширити знання про сім’ю, як основний чинник здоров’я. Розширити знання про ВІЛ-інфекцію, її дію на імунну систему. Розвивати вміння піклуватися про сім’ю – обов’язок усіх членів сім’ї.
82002. УКРАЇНСЬКИЙ ВІНОЧОК 57 KB
  Мета. Познайомити учнів з давніми обрядами, традиціями, звичаями нашого народу, пов’язаними з квітами України, які вплітають в український вінок. Відкрити дивовижний світ української пісні, легенди. Допомогти учням усвідомити необхідність примножувати традиції, вчити бачити прекрасне.
82003. Сценарий выпускного бала для 11 – х классов 176.5 KB
  Ведь нет для них торжественней момента Подарим всем свои аплодисменты Маэстро вальс зажгите свечи Мы начинаем школьный вечер На фоне музыки педагог-организатор школы приглашает пройти выпускников в праздничный актовый зал Организатор В зал входит гордость нашей школы...
82005. Випускний вечір (Літературно-музична композиція за авторською віршованою методикою) 76 KB
  Мета: урочисто і святково провести вручення свідоцтв про базову освіту; розкрити талановитість дітей школи перед педагогічним колективом, батьками та місцевими жителями; виховувати почуття любові до життя і людей, до рідного краю.
82006. Вірус лихослів’я... Як його подолати? 67.5 KB
  Українська мова як і будьяка інша розвинена жива мова крім корінної лексики що становить її основу містить певну кількість слів чужомовного походження. Читець 2 Прийшли вони до нас із російської мови. Читець 1 Але звідки ж з’явилися матюки та інші брутальні слова в російській мові...
82007. Війна без строку давності 64.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з подіями афганської війни; через поезію і пісню донести до інших сердець основну думку: війна – це безумство, це невиправдана жорстокість; виховувати в учнів почуття патріотизму, вміння співпереживати.
82008. ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА… 176 KB
  Более двух десятилетий прошло с тех пор как наших ребят уже не посылают на эту войну. выступление воинов-афганцев: рассказы; исполнение афганских песен; чтение собственных стихотворений Библиотекарь: Афганская война незаживающая рана в людской памяти такая же как и Вторая мировая.