12588

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ТЕМЕ ХОЛОКОСТА. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЯ РПЦ К ТЕМЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕРЕЗ НЕЕ К ЕВРЕЯМ, ИЗРАИЛЬТЯНАМ И К ГОСУДАРСТВУ ИЗРАИЛЬ

Контрольная

История и СИД

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ТЕМЕ ХОЛОКОСТА. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЯ РПЦ К ТЕМЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕРЕЗ НЕЕ К ЕВРЕЯМ ИЗРАИЛЬТЯНАМ И К ГОСУДАРСТВУ ИЗРАИЛЬ Оглавление Введение2 Патриархи и богословы3 Алексий II3 Кирилл4 Кураев5 Чаплин8 Стру

Русский

2013-05-02

288.17 KB

6 чел.

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ТЕМЕ ХОЛОКОСТА. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЯ РПЦ К ТЕМЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕРЕЗ НЕЕ К ЕВРЕЯМ, ИЗРАИЛЬТЯНАМ И К ГОСУДАРСТВУ ИЗРАИЛЬ

Оглавление

Введение 2

Патриархи и богословы 3

Алексий  II 3

Кирилл 4

Кураев 5

Чаплин 8

Структура РПЦ 9

«Церковные либералы»: Теология-после-Освенцима на православной почве 9

«Ревнители православного благочестия»: борцы с «христоненавистниками» 10

Епископат РПЦ: умеренный консерватизм 13

Заключение 15

Библиографический список 17

Приложение 1. Речь Алексия (Ридигера) II-го, сказанная 13 ноября 1991г. в Нью-Йорке на встрече с раввинами 18

Приложение 2 . Нужно ли изучать Холокост в российских школах? – Мнения священнослужителей. 04.05.2012 21


Введение

Русская православная церковь традиционно занимает доминирующее положение в религиозной жизни России. Поэтому ее отношение к теме Холокоста, к евреям и к Государству Израиль традиционно задает вектор и общественного отношения к этим темам.

В России христианство - не просто количественно доминирующая в силу многочисленности последователей конфессия. Фактически православие является полугосударственной религией, несмотря на провозглашенный Конституцией Российской Федерации тезис об отделении церкви от государства.

Особенностями догматики и общей ментальности восточной христианской церкви являются консерватизм, строгая приверженность однажды определенным позициям и сопротивление инновациям, особенно затрагивающим основы вероучения. Во многом именно благодаря этим особенностям менталитета в рамках православия весьма затруднена ревизия официальной доктрины относительно евреев, наподобие той, которая была осуществлена в католической и в большинстве протестантских Церквей. Напомним, что после Холокоста западные деноминации признали ответственность христианства за антисемитизм и официально сняли основное традиционное обвинение против евреев - в богоубийстве. В силу целого ряда объективных и субъективных причин, подобная ревизия не произошла в русском православии и вряд ли произойдет в ближайшее время. Все традиционные средневековые обвинения против иудеев, высказанные в довольно резких выражениях еще Отцами Церкви, актуальны и действительны в православии по сей день и периодически повторяются на страницах церковных изданий.

В связи с этим в данной работе ставится задача анализа отношения русской православной церкви к теме Холокоста, причем важно оценить отношение и высших иерархов церкви, публичных деятелей РПЦ, православных СМИ, а также анализ мнений блогеров простых прихожан.

Тема Холокоста является ключевой, можно сказать призмой, через которую русское православное общество и русская православная церковь выстраивают свое отношение и к самим евреям, и к израильтянам, и к Государству Израиль, и смотрят на повороты истории собственного народа.

Только недавно русская православная церковь обратила внимание на трагедию Холокоста. До последних лет традиционным в нашей стране было официальное замалчивание Холокоста, всяческое сопротивление выделению Холокоста «в отдельную трагедию». Эта недальновидная позиция породила плодороднейшую почву для движения отрицателей Холокоста, а также для закрепления в массовом сознании Холокоста как чисто еврейской трагедии, не имеющей к нашей стране никакого отношения.

Очевидно, что Катастрофа актуальна не  только для западной Европы, поскольку огромное количество жертв Холокоста – это жители именно еврейской России, граждане СССР. Из 6 миллионов погибших евреев – 3 миллиона погибли на территории СССР: на Украине, в Беларуси, Прибалтике, западной части современной России, которая была оккупирована немцами. Кроме того Холокост - это истребление не только евреев, это также истребление коммунистов, цыган, сексуальных меньшинств, инвалидов и просто славян.

Именно вследствие печальной ситуации в изучении Шоа, сложившейся в нашей стране представляется интересным отношение ведущей религии страны к данной теме, официальная позиция высших иерархов и отношение паствы.


Патриархи и богословы

Новейшая история России это и новейшая история русского православия. В российской империи курс развития религии задавал сам император, в двадцатом веке у РПЦ вообще не было какой бы то ни было самостоятельности в принятии решении, вплоть до назначения предстоятеля РПЦ.

Эпоха Алексия II и его сменщика патриарха Кирилла – это эпоха, в которой РПЦ формально отделена от государства и может принимать все решения самостоятельно, озвучивать собственную позицию. Это позволяет Церкви поднимать важные социальные, и даже политические вопросы, на которые власть закрывала и закрывает глаза до сих пор.

Одной из таких «запретных» или «забытых» тем является Холокост. И теперь когда патриархия РПЦ заговорила на эту тему это встречает недоумение и отторжение, и даже обвинения в ереси у паствы и даже у многих иерархов РПЦ.

Религиозные иерархи Европы уже десятки лет признают геноцид евреев как одну из самых страшных духовных катастроф западной цивилизации. В отличие них, Православная церковь всегда старалась обходить стороной тематику Холокоста.

Алексий  II

Период первосвятительства Патриарха Алексия II (1990—2008) запомнится в жизни РПЦ как период официального осуждения антисемитизма, «чистки рядов» церкви от оголтелых антисемитов, и в то же время ростом антисемитских, «великоросских» настроений среди маргинальных, праворадикальных, православных масс.  

Официальную позицию Русской Православной Церкви в отношении евреев и, следовательно, антисемитов тоже, однозначно высказал Алексий II еще в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: «Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... — И далее Патриарх процитировал обращение к евреям, сделанное в начале нашего века архиепископом Николаем (Зиоровым): Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами».

«Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное решение еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления.

После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности, его комиссии "Церковь и еврейский народ", в работе международных конференций – в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.

К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления…

Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, – демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех.. Бога отцов ваших и наших.»

Позиция Алексия II была и личной и официальной, однако нельзя сказать, что она нашла поддержку в широких слоях православного населения. Наоборот представители маргинального крыла РПЦ и православной паствы критиковали Алексия II за иудео-христианскую ересь, и искали еврейство в его фамилии Ридигер.

Кирилл

6 декабря 2008 года Священный Синод, избравший Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева).

Накануне 65-летия Победы Русская Православная церковь в лице ее предстоятеля патриарха Кирилла решила публично выразить своё отношение к Холокосту и еврейским жертвам Второй мировой войны. Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса (РЕК), крупнейшей светской еврейской организации страны, получил письмо от патриарха Кирилла. "Ярким примером отстаивания исторической правды является проводимая вами работа по восстановлению мест, связанных с массовой гибелью евреев от рук фашистских оккупантов", - отметил глава Русской Православной церкви. Он добавил, что "программа сохранения памяти о погибших безвинных людях заслуживает всяческой поддержки и сочувствия".

Юрий Каннер сообщил порталу IzRus, что патриарх Кирилл предложил ему обсудить подробности сотрудничества РЕК с Православной церковью через отдел Московского Патриархата по взаимодействию между церковью и обществом. Каннер пояснил, что реализуемый под эгидой РЕК мемориальный проект "Вернуть достоинство" направлен на поиск и приведение в порядок мест захоронений евреев - жертв второй мировой войны на территории бывшего СССР. Места массовых убийств должны быть обозначены памятными знаками при соблюдении всех необходимых еврейских традиций и законов той страны, где они расположены. Как отметил Каннер, в этом проекте чрезвычайно важной является содействие со стороны Православной церкви, имеющей влияние в различных регионах европейской части бывшего Советского Союза. Президент РЕК добавил, что нынешняя активизация диалога с Русской православной церковью началась после того, как в ноябре 2009-го патриарх Кирилл принял в Москве лидеров еврейских организаций России.

Можно сказать, что патриарх Кирилл последовательно продолжил дело Алексия II на пути к укреплению диалога с иудейской общиной, в частности через оценку и внимание к давно наболевшей теме Катастрофы.

Всякие попытки со стороны иерархов РПЦ наладить доброжелательный контакт с иудеями встречают крайне настороженную и болезненную реакцию в реакционных православных кругах. В первую очередь, имеется в виду известное обращение патриарха Московского и всея Руси Алексия II к американским иудеям в 1991 году («Наши пророки - ваши пророки…»), вызвавшее чуть ли не раскол в РПЦ. Резонанс от этого выступления был чрезвычайно широкий. Патриарха (sic!) называли «еретиком», напирали на его «нерусское» происхождение и фамилию Редигер, и т.п. Образовалось даже направление «непоминающих» - т.е., часть священников исключила из Литургии упоминание Патриарха Московского и всея Руси, тем самым как бы демонстративно отстранившись от его «экуменической» линии. Правда, поняв, что «непоминанием» создается предпосылки для разрыва канонического общения и раскола, в большинстве приходов вскоре отказались от этой практики (угроза раскола - один из факторов, серьезно сдерживающих внутрицерковную «правую» оппозицию). Однако очевидно, что все последующие высказывания Патриарха, декларирующие его терпимость и благожелательное отношение к иудаизму и другим религиям вообще, были куда более осторожны и менее провокационны.

Наиболее последовательные противники Алексия II все же перешли в альтернативные православные юрисдикции - Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ) и Истинно-православную (катакомбную) церковь (ИПЦ). Это позволяет наиболее активным и последовательным православным радикалам не отождествлять себя с «сергианской» церковью РПЦ МП и критиковать ее самым радикальным образом. Поэтому естественно, что многие лидеры политических праворадикальных организаций являются «катакомбниками», «зарубежниками» или старообрядцами. Характерно высказывание прихожанина РПЦЗ Константина Касимовского, бывшего главного редактора газеты «Штурмовик»: «Когда Патриарх Московский и всея Руси говорит жидам: “Шалом вам, братья, мы веруем в одного Бога и у нас с вами общие пророки и Боги”, то это заслуживает того, чтобы Патриарха лишить сана и вообще отлучить от церкви».

Стремление же предстоятеля РПЦ продемонстрировать свое благожелательное отношение к иудаизму рассматривается фундаменталистами, даже находящимися в лоне РПЦ, как попытка «превратить Православие в иудаизм с христианским “постскриптумом”». Идея примирения христианства и иудаизма воспринимается ими как попытка компромисса, которого в вопросах веры принципиально быть не может: «Или - или. Или Святое Православие или христоненавистнический талмудизм».

Кураев

Диакон Андрей Кураев на сегодняшний день наиболее активный, а в литературном отношении и наиболее плодовитый среди тех, кто позиционирует себя православным миссионером. Сменив в свое время отделение научного атеизма философского факультета МГУ на Московскую духовную семинарию, Кураев не преобразовал в себе внутреннего человека, оставшись, по сути, тем же пропагандистом советской школы, причем не только по стилю, но и по направленности, будучи озабоченным поиском и «разоблачением» всяческих врагов того, что теперь стало выступать для него в качестве единственной «истинной» идеологии, которую он желал бы сделать в нашей стране, по былому навыку, тоталитарной.

То, что евреи, внедряясь в культуру любого народа, в среде которого они поселяются, всячески стараются подчинить ее своему влиянию, Кураев с научной убедительностью, (а какова цена этой «научности», мы только что имели возможность убедиться),  доказывает на множестве примеров, приведенных в книге. Из чего столь же «научно» делает вывод: антисемитами людей других национальностей делают сами же евреи. Поэтому «у всех народов на земле во все века возникала одна и та же реакция на евреев, когда они поселялись среди них в достаточно большом количестве. Когда народ лучше узнавал склад мировоззрения евреев – он устраивал антиеврейские бунты». То есть, погромы. Или Холокост.

Кураев с удовольствием цитирует средней руки писателя, бывшего нашего соотечественника Эдуарда Тополя, ныне проживающего в Америке, опубликовавшего  в «АиФе» скандальное «открытое письмо» соплеменникам-олигархам, с призывом «Евреи, не жидитесь!» За него ухватились все российские антисемиты и, конечно же, Кураев. Мало того, что статья оскорбительна для русских, она провокационна прежде всего по отношению к евреям. Тополь подобно гитлеровским нацистам по простоте душевной оправдывает Холокост, ибо, согласно ему, сами же евреи и стали причиной постигшей их Катастрофы: «Когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер, и кончилось это Холокостом». Откуда этот провокатор взял, что все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, хорошо известно – из «Майн кампф», из сочинений Геббельса, Розенберга и подобных им борцам за чистоту арийской расы.

Кураев опосредованно отказывает в праве быть русскими и — что еще важнее — православными всем, в ком «чистота крови» не является стопроцентной. Это значит, что Карамзин — татарин, «крещеный басурманин», Пушкин — эфиоп, Фет — еврей, Лермонтов — шотландец и т.д. и т.п.

Да что далеко ходить: Патриарх Алексий II — в миру Алексей Михайлович Ридигер. Фамилия ну никак не славянская. И то, что бытует среди обывателей мнение, что Патриарх – еврейских корней, «подтверждает», именно Кураев: «В Шпейере епископ Рюдигер, основатель еврейского квартала, с самого начала окружил его прочными стенами. Полагаю, что здесь имеет место не сходство фамилий, а упоминается родственник нашего Патриарха Алексия (Ридигера) Мне было бы приятно знать, что епископ Рюдигер, живший в XI веке, - родственник нашего Патриарха. Во-первых, потому что защищать людей – дело достойное. Во-вторых, русские фашики любят намекать на то, Патриарх носит еврейскую фамилию, а потому, мол, в патриархийные храмы и ногой ступить нельзя». Примечательно, как ласково называет русских фашистов Кураев: «фашики» – то ли потому, что они считают Патриарха евреем, то ли потому, что так считает сам диакон.

А вот, что написал Кураев в 2006-м: «На встрече Патриарха с руководством НТВ главе Русской Православной Церкви были все же принесены надлежащие извинения. Гусинский уже в эмиграции. Хозяином НТВ стало государство (через «Газпром»).

Однако для Кураева этого мало. «Можем ли мы в России требовать для себя таких же возможностей и прав, которыми обладают евреи? Например, - если есть свой телеканал у Российского еврейского конгресса (НТВ), то почему бы один телеканал (со столь же легко, бесплатно и обширно принимаемой частотой вещания) не сделать русским и православным?)». Действительно, почему? Почему тот же НТВ не сделать русским и православным? Но, НТВ и так русский канал (впрочем, он всегда был русским, даже когда принадлежал Гусинскому, но с 2003 года он уже принадлежит не ему, а «Газпрому», государственной организации, контроль над которым осуществляет Кремль).

«Вглядывание в лики современной власти (даже не столько банковской или политической сколько журналистской) порождает недоумение: ну почему каждый раз, когда России ломают хребет – в этом событии принимают активнейшее участие и более всего им восторгаются именно евреи?», - исторгает вопль из глубины души своей диакон.

Кураев ерничает над Катастрофой, постигшей целый народ. «Холокост» слово греческое и буквально означает «жертва всесожжения»,- пишет диакон. – Странно, что нацистские мерзости, не имевшие никакого библейско-христианского обоснования, обозначены чисто религиозным термином. Если Катастрофа европейского еврейства в годы нацизма – это жертва всесожжения, то кто же был жрецом? И какому богу эта жертва была приносима? В Библии-то холокост – это жертва, приносимая Богу самими евреями. А в Третьем рейхе евреи сами были жертвой, которую немцы приносили в жертву своим кровавым утопиям. Значит – эта жертва максимально нечиста: жертвы Холокоста становятся «идоложертвенными».

Диакона волнуют не муки, не уничтожение, которому подвергли нацисты миллионы мирных, ни в чем не повинных, людей, в том числе миллионы  детей. Он занимается пошлым словоблудием, уводя в сторону своими псевдобогословскими рассуждениями о некой «идоложертвенности», когда вопрос на самом деле касается изуверства, к которому приводит ксенофобия, если ее во время не остановить. И уж полным паскудством выглядит толкование Кураева термина «Холокост».  В современном понимании он отражает самое главное в происшедшем – то, что в муках погибли невинные люди. Кураев считает иначе: «Для религиозно чутких людей здесь вопрос в уместности слова «невинный». Естественно, при этом речь идет не о «вине» евреев перед немцами, а о вине перед Богом (и опять же не о  вине тех, кто жил тысячелетия назад, а тех, кто жил на пороге Катастрофы)».

И разве не верхом подлости являются рассуждения о Холокосте известного антисемита С. Кара-Мурзы, которые приводит в подтверждение своей позиции диакон: «Почему же христиане Европы виновны, что не пошли на смерть, защищая евреев, если сами евреи не стали защищать ни друг друга, ни даже свои семьи? Ведь нацистам не стоило ни капли крови собрать и уничтожить, как говорят, 6 миллионов евреев. Это было бы невозможно, если бы среди них возникла хоть какая-то воля к сопротивлению». Какая низость, ведь речь идет о совершенно мирных людях. Что же тогда говорить о трех с половиной миллионах советских военнопленных, захваченных немцами в первые два месяца войны и компактно сосредоточенных в многотысячных лагерях? А это все были здоровые мужчины, обученные военному делу. Уж если у них была подавлена полностью воля к сопротивлению, то как можно упрекать в этом растерянных и обманутых обывателей?

В своей в высшей степени, на мой взгляд, зловредной книге «Как делают антисемитом, даже Холокост Кураев объявляет мифом. «Когда я говорю «миф о Холокосте» – то не собираюсь этим отрицать факт массового уничтожения евреев в Третьем рейхе, - объясняет диакон. – Тем более я не собираюсь оправдывать это преступление. Но есть еврейская трагедия, а есть миф о ней». В чем трагедия – это общеизвестно: 6 миллионов зверски уничтоженных нацистами евреев. А вот в чем миф, Кураев так и не объясняет. Но он исподволь подводит читателя к тому, что в Холокосте, в постигшей евреев величайшей трагедии, они сами же и виноваты: то была реакция немцев на еврейское засилье. А вот как объясняет Кураев массовое сотрудничество прибалтов с СС в годы Второй мировой войны: «То, что десятки тысяч латышей и эстонцев шли в легионы СС и активно участвовали в «ликвидации» евреев, было следствием того, что карательный лик советской власти, пришедшей к ним за два года до немцев, был столь же жесток, сколь и семитичен». Во-первых, обратите внимание, что слово «ликвидация» диакон взял в кавычки, как будто не было в Эстонии и Латвии жесточайшего уничтожения евреев. И христианин-священнослужитель находит для этого чудовищного  злодеяния столь же чудовищное оправдание: якобы, карательный лик советской власти был семитичен. Как будто не известно диакон Андрею, что к 40-у году в органах НКВД, осуществлявших репрессии в Прибалтике,  после сталинских чисток конца 30-х годов евреев почти не осталось. Но даже если бы евреи и были в этих самих органах, разве это может служить оправданием уничтожению в качестве мести невинных стариков, женщин, детей, мирных мужчин. Холокост в Эстонии и Латвии немцы осуществляли руками латышей и эстонцев, отравив их ядом нацизма. «Человек так устроен, что не может убить человека. Поэтому сначала расчеловечение врага должно произойти на уровне слова: можно убить черносотенца, жида, негра, фашиста, коммуняку, беляка, армяшку, еретика…» - как будто самого себя заклеймляет Кураев.

Диакон Андрей пытается свалить вину за зверства нацистов и на евреев. Для доказательства сей подлой идейки, Кураев пытается опереться на авторитет Соломона Лурье – крупного исследователя древней истории, автора широко известного труда «Антисемитизм в древнем мире». И, как всегда, диакон, передергивает: «С.Лурье полагает, что нет ни одного народа, который был бы сам по себе антисемитски настроен. Сначала на его земле поселялись евреи – а затем вспыхивала национальная рознь». Совершенно бесспорная мысль: в государстве майя евреи не жили, потому  не было в государстве майя и антисемитизма. Но вслед за этой бесспорной парадигмой следуют рассуждения самого Кураева, поданные так, как будто они тоже принадлежат Соломону Лурье: «Показательно, что каждый раз погромы следуют за волной ассимиляции евреев к местной культуре. Значит не само по себе ощущение отчужденности евреев было причиной антисемитизма. Скорее напротив, когда народ лучше узнавал склад мировоззрения евреев – он устраивал антиеврейские бунты». В переводе на простой русский язык в высшей степени изящное выражение «антиеврейские бунты» означает всего лишь «еврейские погромы».

Чаплин

25-26 января 2012 года в Москве прошла международная конференция "Никогда больше: память о Холокосте и предотвращение преступлений против человечества", проводимая под эгидой генерального секретаря Совета Европы.

Перед участниками форума выступили председатель Совета Федерации Федерального Собрания России В.И. Матвиенко, представители международных организаций, дипломаты и парламентарии из разных стран, ученые, общественные и религиозные деятели. Среди выступавших был и председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Воздав должное памяти жертв Холокоста и других трагедий ХХ века, отец Всеволод подчеркнул, что во избежание таких трагедий в будущем необходимо противостоять нацизму, разжиганию межэтнической вражды, оскорблению людей и народов по национальному признаку. "Существующие проблемы в глобальной экономике, мироустройстве, политике отдельных стран, бесспорно, будут использоваться агрессивными ксенофобами в своих черных целях, – сказал отец Всеволод. – Чтобы избежать такого развития событий, нужно одновременно справедливо разрешать упомянутые проблемы, говорить правду о том, что путь межнациональной вражды ведет в тупик, и подавать позитивные примеры сотрудничества народов".

Председатель ОВЦО подчеркнул, что "есть примеры – многолетние, многовековые – совместной мирной жизни народов, в том числе очень разных по происхождению, вере, культуре, социальным моделям. Это примеры не подавления одних другими, не причесывания всех под одну гребенку, а именно мирного и взаимоуважительного сотрудничества. Таких примеров много и на Ближнем Востоке, и в Средней Азии, и в России. Их много и в истории, и в наши дни. Давайте говорить о них, пропагандировать их, делать их основой для правового и политического обновления мира".


Структура РПЦ

Внутри Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) отчетливо выделяются три основных идеологических направления, которые можно условно назвать их «церковные либералы», «православные фундаменталисты» и «номенклатурно-клерикальный центр».

«Церковные либералы»: Теология-после-Освенцима на православной почве

«Церковные либералы» (к их числу, несомненно, относится, например, священник Александр Борисов) наиболее склонны к инновациям и ревизии явно, на их взгляд, устаревших доктрин. Они подвергают серьезной критике пассивно-консервативную позицию церковных иерархов и настаивают на более полноценном, творческом переосмыслении различных спорных пластов вероучения и практической деятельности, учитывая опыт западного христианства. Речь идет о довольно широком круге больных для РПЦ вопросов, начиная от сиюминутно-конъюнктурных, таких, как суровая оценка сотрудничества иерархов церкви с коммунистическим режимом, и заканчивая концептуальными, например, календарной и языковой реформы. Не остается без внимания и «еврейский вопрос». Касательно последнего можно упомянуть знаковый сборник «Русская идея и евреи» [5], вышедший в 1994 году. Две условно «оригинальные» (в смысле их актуальности) статьи сборника - составителя Зои Крахмальниковой и исследователя христианского богословия Сергея Лёзова - представляют собой два разных, но оба по-своему юдофильских подхода к ревизии традиционно принятого в РПЦ отношения к евреям и иудаизму.

С. Лёзов констатирует, что христианство во многом ответственно за антисемитизм Нового времени и, соответственно, за Холокост. В связи с этим он решает личную экзистенциальную проблему - как можно быть христианином, и при этом не быть причастным уничтожению евреев [7]. Он следует протестантской парадигме Теологии-после-Освенцима и описывает три этапа проникновения в проблематику: 1) «признание морально-политической ответственности церквей за Голокауст» 2) рассмотрение «многовекового церковного антииудаизма» как одного из «источников современного расистского антисемитизма» и 3) переоценка глубинных основ христианского вероучения («после Освенцима и смысловой центр христианской догматики должен выглядеть по-иному») [8]. В целом, Лёзов пытается адаптировать для России подход западных теологов, в первую очередь протестантских.

Для Крахмальниковой подобной экзистенциальной проблемы не существует. С ее точки зрения, есть только несовместимое с антисемитизмом Подлинное Христианство, и есть необходимость ниспровергать попытки отдельных недобросовестных служителей Церкви отклониться от этого учения. Крахмальникова пишет: «Если сегодня или завтра какой-нибудь лжеепископ Русской Православной Церкви (назначенный по рекомендации КГБ и служивший там агентом) или его ученики и последователи будут уверять, что Россию погубили евреи, и звать к расправе над ними, то можно ли это назвать Православием? Это человеконенавистничество и дьявольская клевета на Христианство» [9].

Попытки привить на российскую почву идеи, заимствованные из Теологии-после-Освенцима, провалились (от них вскоре отказался и сам С. Лёзов [10]). В силу совершенно иной богословской традиции православия и особенностей ментального контекста постсоветского религиозного возрождения этот круг идей оказался в России совершенно чуждым и невостребованным. Куда более распространен в среде «церковных либералов» второй подход, сформулированный Крахмальниковой (правда, необходимо заметить, что сама она является прихожанкой «карловацкого» [11] храма, а не РПЦ МП, что позволяет ей не стесняться в критике последней).

Внутри церкви либеральное (условно «левое», если применение политологической терминологии уместно относительно религиозной организации) крыло находится в меньшинстве. Оно достаточно заметно, в основном, благодаря сотрудничеству с нерелигиозными структурами (правозащитными, политическими либерального толка) и тесному взаимодействию со средствами массой информации. Эта группа в первую очередь ассоциируется с т.н. «кочетковцами» (а ранее - «меневцами»), общиной, находящейся в довольно натянутых отношениях с церковной иерархией.

«Ревнители православного благочестия»: борцы с «христоненавистниками»

Куда более многочисленны в лоне РПЦ «правые», «фундаменталистские» элементы [12]. С их стороны тоже звучит порой весьма резкая критика по отношению к священноначалию, однако, не по поводу «косности» и «мракобесия», а наоборот, за «модернизм». Патриарх и многие иерархи критикуются за соглашательскую позицию, предательство основ бескомпромиссного, воинствующего православия в угоду сиюминутным политическим интересам. Все попытки внести какие-либо изменения в доктрину Церкви «слева», в том числе и в том, что касается отношения к евреям, православные фундаменталисты отвергают как «предательство Веры».

Первоначально «ревнители православного благочестия» были заняты только полемикой с инициаторами обсуждаемой обрядово-церковной реформы (перевод богослужения на русский язык, переход на новоюлианский календарь и т.п.), однако постепенно выработали всеобъемлющую идеологически-религиозную систему ответов на вызовы «модерна». Православный фундаментализм оформился в полноценную идеологию, стоящую в одном ряду с подобными течениями в протестантизме, исламе, иудаизме и индуизме.

Пока был жив Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (умер осенью 1995), известный ортодоксальностью своих взглядов, он считался общепринятым авторитетом для всех правых радикалов внутри РПЦ. С его смертью среди епископата РПЦ высшего уровня для фундаменталистов подобного харизматического покровителя не осталось. Не имея поддержки со стороны высших церковных иерархов, фундаменталисты опираются на церковную общественность и многочисленные национал-радикальные и антисемитские политические организации [13].

Собственно, фундаменталисты не провозглашают никаких новых идей. Они скорее просто консерваторы, нежели «консервативные революционеры» (хотя есть и исключения). В сфере антисемитизма они даже не особенно пытаются адаптировать классический христианский антииудаизм к современным условиям. Их особенность заключается именно в акцентировании тех тезисов Писания и Предания, которые игнорируются или прямо нарушаются священноначалием РПЦ. Круг этих проблем достаточно широк - начиная от рутинного несоблюдения Соборных Правил о запрете на торговлю в пределах церковной ограды или на взимание священником денег за требы, и заканчивая сомнительной с точки зрения нетерпимой к иноверцам и «еретикам» православной традиции экуменической активностью Московской Патриархии. К этому же ряду относится и «еврейский вопрос».

Согласно представлениям церковных ортодоксов, иудеи - сознательные богоборцы, которые ненавидят христианство (особенно православие, как наиболее чистую по форме и содержанию его ветвь), хотя при этом и понимают его правоту. Евреи не приняли Христа, хотя о Его появлении им говорили пророки. В этом смысле ветхозаветная традиция является фундаментом христианства, а вовсе не талмудического иудаизма. С точки зрения христианской ортодоксии, иудаизм после Христа не легитимен.

Основными антииудаистскими мифологемами православного фундаментализма являются утверждение о порочном и аморальном характере иудаизма, тезис о народе-богоубийце, идея «кровавого навета» и констатация метафизической противоположности христианству иудаизма, сатанинской сущности последнего. Вкратце, видение иудаизма в рамках историософии христианского радикализма таково. Иудеи, которым был дан завет нести слово о Боге окружающим народам, приняли вторичную идею об их национальной избранности за основную, и не выполнили своей части завета. Поэтому благословение Всевышнего было с них снято, и в мир пришел Сын Божий. Евреи же не признали в Иисусе Мессию, так как опьяненные идеей собственного избранничества ожидали кого-то, кто возвысит их над народами, а не придет спасти все человечество. С тех пор иудеи продолжают упорствовать в своем заблуждении, а избранность перешла на христианскую общину, Новый Израиль («концепция замещения»). Логичным завершением этой идеологемы является отождествление ожидаемого евреями Мессии и христианского Антихриста. Иудейство рассматривается как коллективный «вечный жид», находящийся в немилости у Всевышнего по причине собственной порочности и преступлений. Таким образом, иудаизм предстает полюсом метафизического зла, богоборчества, и, следовательно, сатанизма; евреи являются не только врагами человечества, но и сознательными врагами Божьим. «Слово “жид” означает такого человека, который лично ненавидит Христа» [13], пишет священник РПЦ о. Алексей Кагирин. «Можно абстрагироваться от современного иудаизма и представить себе такого иудея, который ничего не знает о Христе: такой иудей не будет жидом», продолжает он. Эта идея является логичным продолжением традиционного христианского тезиса о еврействе как народе-богоубийце, каковой является для фундаменталистов совершенно бесспорным и подлежит пересмотру.

Поскольку иудеи, ожидающие Антихриста-Машиаха, в некотором роде могут быть названы сатанистами, то христианство должно противостоять этим врагам Христовым. С точки зрения фундаменталистов, «православие - это единственная вера, которая не просто не имеет ничего общего с иудаизмом, но и прямо противопоставляет себя жидовству» [14]. Соответственно, вполне естественной в рамках этой логики представляется идея, согласно которой ненавистники Христа обратили свои эмоции в основном именно против православия, как наиболее «чистой» и последовательной христианской конфессии. В частности, эта идея была озвучена непререкаемым религиозным авторитетом фундаменталистов - вышеупомянутым митрополитом Иоанном. «Вся тяжесть ненависти народа-богоубийцы закономерно и неизбежно сосредоточилась на народе-богоносце», пишет он в своем основном и наиболее популярном сочинении «Самодержавие духа». Если исходить из этого тезиса, то легко понять побудительные мотивы евреев, неустанно плетущих заговор против России. «Ни одно из подобных [религиозных - В.Л.] столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой. Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы», утверждает Иоанн в другом месте.

Естественным продолжением этой мысли для православных фундаменталистов является констатация проникновения евреев и иудействующих в церковную иерархию. Концепция «пятой колонны» внутри РПЦ является весьма популярной как во вполне ортодоксальных кругах самой Церкви, в том числе и среди священнослужителей, так и (даже в большей степени) среди верующих, ориентированных на «альтернативное православие». Непоследовательные и осторожные экуменические и либеральные тенденции последних лет внутри РПЦ весьма болезненно воспринимаются ортодоксами. Естественно, виновные находятся в лице евреев, которые якобы массово переходят в православие не с целью спастись, а с целью «спасти» церковь от истинного учения. Конечно, этот упрек скорее направлен против «церковных либералов», нежели против всего священноначалия. «Менять порядок богослужения, “переводить” церковно-славянский язык на современный уличный, опускать имена “неприемлемых” святых и даже “неудобные” части Вероучения - для них не составляет труда», пишет лидер фундаменталистского Союза «Христианское возрождение» Владимир Осипов в документе с характерным названием «Церковь в осаде» [15]. Правда, Осипов, кажется, считает (и подтверждает свой тезис примером о. Александра Меня), что опасность евреев-священнослужителей не в их сознательном деструктивном намерении, а в менталитете, «в органическом неприятии всего того “исторического”, т.е. канонического Православия, которое они заклеймили как “черносотенное”». Сходное утверждение содержится в классическом произведении христианского антисемитизма - книге дьякона Андрея Кураева «Как делают антисемитом» [16]. Согласно Кураеву, евреи в силу национального характера своей религиозности, даже воцерковленные, все равно не ставят перед собой цели спастись, примкнув к Церкви, но пытаются «спасти» саму Церковь от «ереси» (на их взгляд), справа или слева. Позиция Кураева заслуживает внимание еще и потому, что вполне может считаться почти официальной точкой зрения Церкви. Правда, сам автор пишет: «На этой книге нет официального благословения. Это значит, что за все, что в ней написано, отвечаю лишь я, а не Русская Православная Церковь» [16]. Однако А. Кураев - фигура знаковая; он практически единственный человек в Церкви, озвучивающий ее позицию по злободневным вопросам, регулярно выступающий по телевидению и активно публикующий разъяснения по поводу разнообразных проблем. Внутри Церкви он воспринимается (возможно, за неимением лучшего) практически как официальный авторитет. Насколько известно, ни разу со стороны церковной иерархии не прозвучало ни осуждения, ни сомнения в верности его трудов. Скажем, по отношению ко многим фундаменталистским лидерам таковые высказывания были. Кураев, похоже, выражает позицию «правого центра» в РПЦ.

Согласно другой, более радикальной точке зрения, проникновение евреев в клир является частью глобального плана по захвату власти в мире, «строится строго по схеме, предписанной великими раввинами» и преследует «цели, определенные талмудическими законами». Характерно, что эта позиция принадлежит руководителю Опричного братства во имя святого Иосифа Волоцкого Анатолию Макееву, «катакомбнику» [17].

Всякие попытки со стороны иерархов РПЦ наладить доброжелательный контакт с иудеями встречают крайне настороженную и болезненную реакцию в реакционных православных кругах. В первую очередь, имеется в виду известное обращение патриарха Московского и всея Руси Алексия II к американским иудеям в 1992 году Однако очевидно, что все последующие высказывания Патриарха, декларирующие его терпимость и благожелательное отношение к иудаизму и другим религиям вообще, были куда более осторожны и менее провокационны.

Стремление же предстоятеля РПЦ продемонстрировать свое благожелательное отношение к иудаизму рассматривается фундаменталистами, даже находящимися в лоне РПЦ, как попытка «превратить Православие в иудаизм с христианским “постскриптумом”» [44]. Идея примирения христианства и иудаизма воспринимается ими как попытка компромисса, которого в вопросах веры принципиально быть не может: «Или - или. Или Святое Православие или христоненавистнический талмудизм».

В праворадикальной религиозной околоцерковной печати зачастую встречается классическое обвинение евреев в ритуальных убийствах. Это обвинение, «освященное» традицией, вполне вписывается в логику православного антииудаизма. Иногда, правда, в практике ритуальных убийств обвиняется не иудаизм в целом, а лишь еврейские секты (как правило, хасиды): «Хочу успокоить простых евреев, для которых убийство ребенка - это такой же тяжелейший грех, как и для любого другого человека. Никто не обвиняет в этих злодеяниях еврейский народ. Но есть иудейские секты, которые занимаются сатанинскими ритуалами, используя при этом кровь христианских младенцев» - пишет наиболее «авторитетное» в вопросах ритуальных убийств издание - газета «Черная сотня». Зачастую в православно-монархической публицистике утверждается, что убийство Николая II также было ритуальным. Последовавшая за падением самодержавия политика государственного атеизма с точки зрения идеологии околоцерковных правых радикалов, была продиктована на самом деле основными движущими мотивами «богоборческих антирусских сил» (т.е., евреев) - стремлением ниспровергнуть православие. Разрушение церквей и убийство священников во время советской власти было якобы предписано иудейскими священными книгами и совершалось в точном следовании этим предписаниям.

Епископат РПЦ: умеренный консерватизм

Однако, несмотря на свою популярность в относительно широких кругах верующих, православный фундаментализм все равно остается «правой» внутрицерковной оппозицией по отношению к епископской иерархии. Наверное, характеристика последней как номенклатурно-административного центра будет относительно точной. И «левое», и «правое» крылья РПЦ находятся под жестким давлением консервативного центра, который представлен большинством епископата и клира. Не будучи заинтересован ни в реформе, ни в строгом соблюдении традиционных установлений, епископат предпочитает просто игнорировать больные вопросы, в том числе и еврейский.

Для того, чтобы подчеркнуть свою «умеренность», «цивилизованность», иерархи РПЦ и ее предстоятель периодически делают заявления, весьма благожелательные или, по крайней мере, нейтральные по отношению к «традиционным» религиям, в том числе и к иудаизму. Подобные заявления всякий раз вызывают новую волну негодования со стороны православных фундаменталистов. Однако подобные жесты со стороны руководства РПЦ, в некотором смысле, являются демонстрацией лояльности светским властям и потому необходимы, несмотря на недовольство многих верующих.

Впрочем, это вовсе не значит, что «номенклатурный центр» принципиально толерантен и терпим по отношению к иудаизму. Церковь - институт по определению консервативный, хранящий в неприкосновенности многие предрассудки, отвергнутые в более мобильных «информационных структурах». Если продолжать применение политологической терминологии, «центр» РПЦ заметно сдвинут по мировоззренческой шкале вправо. Никто из церковной иерархии не взял на себя ответственности дезавуировать антииудейские концепции, и они остаются действительной, хотя и не актуализированной частью церковной идеологии. Наряду с прочими, не отменены положения Вселенских Соборов, запрещающие общение с иудеями, совместные трапезы и т.п. Правда, как и во многих других случаях, ни буква, ни дух этих положений, как правило, не соблюдаются самими иерархами РПЦ.

Отчасти точка зрения церковного «центра» может быть проиллюстрирована описанным выше случаем А. Кураева. В качестве примера, еще более отчетливо проясняющего позицию РПЦ, можно привести интересную полемику, завязавшуюся между двумя православными изданиями - фундаменталистской газетой и патриархийным официозом. Началась она статьей Константина Гордеева, опубликованной в издании Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна [18]. В заметке комментировалась фотография Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, держащего в руках крест, в орнаменте которого содержалась шестиконечная звезда. Автор, подписавшийся как «православный мирянин Гордеев», высказывал свое недоумение по поводу «осквернения» Святого Креста «богоборческим символом христоненавистников».

Заметка вызвала резкую отповедь на страницах официального издания Московской Патриархии [19]. Основной пафос ответа на «недоумение» мирянина сводился к тому, что шестиконечная звезда традиционно используется в православной символике и не несет никакого антихристианского значения, в отличие от «гексаграммы, образованной двумя певаникающимися треугольниками», которая «имеет специальное название “щит Давида” и является символом сионистского движения» и «своим внешним контуром действительно напоминает шестиконечную звезду, в силу чего с появлением государства Израиль многие страны стали избегать употребления шестиконечной звезды и заменять ее звездами пятиконечными или восьмиконечными».

Такой ответ не удовлетворил фундаменталистов. В очередном номере «Руси православной» появилась новая статья по этому поводу [20]. Ее автор, Андрей Смирнов, отстаивает правоту «недоумения» первой заметки, обвиняя оппонента в «духовной слепоте». Смирнов констатирует, что у «Вестника» «симптом серьезный», а именно «неразличимость жидомасонской символики от православной». Шестиконечная звезда, по мнению автора, «звезда сатаны» (в тексте эти слова выделены жирным шрифтом), «жидомасонская печать антихриста». Автор делает пессимистический вывод: «проникновение сатанинской жидомасонской символики в русскую православную культуру вовсе не “смехотворно”».

Во всей этой дискуссии показателен один момент: никто из авторов не сомневается в недопустимости смешения иудейских и христианских религиозных символов, в пагубности подобного смешения для православной культуры. Спор ведется лишь о том, что именно можно считать иудейским символом. Кроме того, если официальный «Московский церковный вестник» весьма умерен в риторике, то фрондирующая «Русь православная» может позволить себе прямо писать о «сатанинской жидомасонской» символике.


Заключение

27 января в Швеции в 2000-м году было официально объявлено государственным днем Памяти жертв Холокоста. Слово это древнегреческое, означает «всесожжение». Так назвали евреи постигшую их во время Второй мировой войны национальную катастрофу. Из более чем двенадцати миллионов евреев, проживавших в Европе, нацисты уничтожили около шести. Миллион двести  тысяч из них нашли свой конец в самом страшном гитлеровском лагере смерти — Освенциме. Он был освобожден советскими солдатами 27 января 1945-го. С 2006 года этот день внесен в календарь памятных дат ООН как «Международный день памяти жертв Холокоста».

В Швеции, благодаря тому,  что она не участвовала в войне, не погиб ни один еврей. А вот в России-СССР — почти два миллиона. Тогда почему именно Швеция воззвала к совести народов? Из большой любви к евреям? Не думаю: евреи в этой небольшой скандинавской стране, как и в остальной Европе, традиционно находились в «полосе отчуждения». Правда, здесь их не преследовали даже в Средние века. Скорее всего, в Швеции острее других почувствовали,  что совесть народов стала постепенно успокаиваться. Но — в большей степени — еще и потому, как мне кажется, воззвали шведы, почему в свое время американец Хемингуэй  пошел на войну с фашизмом в далекую для него Испанию и написал об этой войне свою лучшую книгу. Напомню, что эпиграфом  к ней он взял стихи английского поэта Джона Донна, жившего в конце XVI — в начале XVII века: «Нет человека, который был бы, как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если  смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому и  не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».  

Роман «По ком звонит колокол» был издан в 1940 году, когда чудовищный замысел Холокоста нацисты только-только начинали претворять в жизнь, а сам план «окончательного решения» еврейского вопроса держали в глубочайшей тайне. Когда же злодеяния гитлеровцев стали достоянием гласности, мир содрогнулся. Холокост перевернул нравственные основы европейской цивилизации. Но недаром же сказано, что время — лучший лекарь. Скорчившиеся от боли европейцы постепенно пришли в себя.  Такие явления, как геноцид, расизм, этнические чистки, ксенофобия, казалось бы, выкорчеванные из сознания, из жизни европейцев, вдруг поперли, словно сорная трава на чистом поле. Но дело в том, что поле может оставаться окультуренным только тогда, когда его постоянно очищают от сорняков.

Эта тема в России настолько запущенна, что теперь, когда в апреле 2012 годя Холокост, наконец-то введен в обязательную школьную программу обучения, это вызывает недоумение. Как будто бы российских школьников заставляют изучать «чужую» историю, историю «чужого народа» и «чужой страны». Хотя так, конечно, могут говорить люди лишь абсолютно незнакомые с темой Катастрофы европейского еврейства.

Я думаю, память о погибших всегда облагораживает живых. Поэтому такие уроки важны для наших детей. Мы должны исключить межнациональные конфликты, ксенофобию, расизм. И уроки о Холокосте - это не выпячивание отдельной нации, это свидетельство о трагической гибели целых народов.

Русская православная церковь позиционирующая себя локомотивом религиозной жизни России, либо не стремится обнажать больной вопрос отношения к Холокосту, меры ответственности христианства в произошедшей Катастрофе, и роль РПЦ в годы Холокоста; либо, даже делая небольшие шаги к диалогу и обсуждению этих тем с обществом и с иудейской общиной, не может довести свое влияние, свой посыл до маргинальнонастроенных, праворадикальных, православных масс. Причем дело не в необразованности или жестокосердии представителей этих масс, а в косности и в завидной устойчивости антииудейских стереотипов в православном обществе, регулярно подкрепляемых даже официальными патриархальными средствами массовой информации.

Но все же представляется оптимистичным, не смотря на небывалый рост националистических и антисемитских настроений в российском обществе, то что руководство РПЦ и руководство страны начали делать шаги к адекватной оценке Холокоста, и обсуждению этой темы в обществе.


Библиографический список

  1.  http://www.vestnik.com/issues/98/0303/win/berkov.htm Евгений БЕРКОВИЧ (Ганновер, Германия) ХРИСТОС В ОСВЕНЦИМЕ (Кризис христианства после Холокоста)
  2.  http://izrus.co.il/history/article/2010-05-10/9802.html 
  3.  http://pravaya.ru/look/22657/  "Библейское богословие" и христианский сионизм Гай Архонтович Аквилеев 29 апреля 2012 г.
  4. Валерий Каджая «ДИАКОН БЕССТЫЖИЙ или как делают антисемитом»
  5.  Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство. Антисемитизм. Национализм. Сост. Крахмальникова З. - М.: Наука, Восточная литература. 1994 (далее - Русская идея и евреи).
  6. Антисемитизм, православная Церковь и государство  в современной России. Вячеслав Лихачев. 01.01.2003. http://www.jcrelations.net/.2685.0.html?&L=7 
  7.  О том, что «еврейская тема» имеет для С. Лёзова личное, почти интимное значение, он достаточно откровенно признал в другом месте: «Из самих текстов ясно, что “еврейский вопрос” возник у меня (чтобы потом исчезнуть) по мере того, как я решал собственные проблемы, проблемы своей веры, своей христианской идентичности» (Лёзов С. От автора - Он же. Попытка понимания. М. - СПб.: Университетская книга, 1999. С.6).
  8.  Лёзов С. Национальная идея и христианство - Русская идея и евреи. С.101-103.
  9.  Крахмальникова З. Зачем еще раз убивать Бога? Он все равно воскреснет. - Русская идея и евреи. С.188. Идеи Крахмальниковой не оригинальны и неоднократно уже звучали, и в православном контексте, и, еще более отчетливо, в западном христианстве. Так, протестантский теолог Франклин Литтел пишет: «Антисемитизм для христианства - не просто распространенная мерзкая форма расового предрассудка. Антисемитизм - это богохульство, что гораздо серьезнее!». И далее: «христиане должны ополчиться на свой антисемитизм во имя истины» (Литтел Ф. Усвоили ли христиане уроки Шоа? - Христианско-еврейский диалог. С.46.)
  10.  Лёзов С., устное сообщение, 1998 год. В ходе научных исследований истории раннего христианства, С. Лёзов пришел к парадоксальному выводу о «непроисхождении христианства из иудаизма», в результате чего признал, что «христианский диалог с евреями или, вернее, христианский монолог о евреях и в присутствии евреев (как он практикуется на Западе и потихоньку появляется и у нас) теряет свою неизъяснимую и волнующую прелесть» (Лёзов С. О непроисхождении христианства из иудаизма - Он же. Попытка понимания. С.20)
  11.  «Карловацкой» церковью называют РПЦЗ по месту проведения первого Собора, который прошел в 1924 году в Сремских Карловцах (Сербия).
  12.  О фундаментализме в Русской православной церкви см.: Верховский А. Указ. соч.; Костюк К. Православный фундаментализм//Полис (политические исследования), № 5, 2000; Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ// Полис (политические исследования), № 3, 1999; Касьянова К. Религиозный фундаментализм - Она же. О русском национальном характере. М.: 1994.
  13.  Кагирин А., священник. «Ненавидящие сиона»// Русский вестник, № 7, 1999.
  14.  Остаев А., священник. Отповедь неоязычникам// Черная сотня, №2 (32), 1996. С.5.
  15.  Осипов В. Церковь в осаде// Национальная газета, спецвыпуск №4, 1997. Документ пользовался колоссальной популярностью и был неоднократно опубликован.
  16.  Кураев А., дьякон. Как делают антисемитом. - М.: Одигитрия, 1998. С.79-83.
  17.  Макеев А. Еврейский вопрос в Церкви//Царский опричник, № 3, 1998.
  18.  Гордеев К. Магендовид вместо креста?//Русь православная, №1, январь 2000.
  19.  Полищук Е. Об одном «недоумении»//Московский церковный вестник, № 3-4, 2000.
  20.  Смирнов А. Демагогия и оскорбления вместо аргументов //Русь православная, № 5, май 2000.


Приложение 1. Речь Алексия (Ридигера) II-го, сказанная 13 ноября 1991г. в Нью-Йорке на встрече с раввинами

Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова".

Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него воспринял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий.

"Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова… И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия".

Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх в богослов Русской православной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад.

Главная мысль этой проповеди – теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство.

В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания между Православной церковью и еврейством. Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале нашего веха и архиепископ Николай (Зиоров).

"Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки – это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял:

"Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом".

Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви – профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий – твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)…

Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей – например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов.

Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого – мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует всем нам знать. 

Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное решение еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления.

После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности, его комиссии "Церковь и еврейский народ", в работе международных конференций – в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.

К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления…

Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, – демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех.. Бога отцов ваших и наших.

С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести сближающий диалог с Русской православной церковью всегда находило положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был отцом движения Гаскала (первая половина XIX в.) – движение высокой духовности среди евреев России. С предложением вести диалог между евреями и Русской церковью он обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными "Довольно крови" была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое распространение. Ее популярность напугала наших реакционеров, и они осудили ее в начале века как опасную для у православного духовенства.

В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать еще несколько имен: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска, (Беларусь) – знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова (Украина) – он испытал на себе влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях. Следует вспомнить нашего современника профессора Михаила Агурского из Иерусалима, знатока истории евреев в России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно умер. Вечная ему память… Вообще евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви и ее духовенству. Не случайно адвокатом митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых "церковных ценностей" был еврей Гуревич (Гурович - Л.Р.), который самозабвенно защищал митрополита…

На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца:"Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем нужно – и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его."


Приложение 2 . Нужно ли изучать Холокост в российских школах? – Мнения священнослужителей. 04.05.2012

Намеченное Минобрнауки специальное изучение Холокоста в российских школах – это "неверный шаг в верном направлении", пишет публицист Андрей Десницкий на портале "Православие и мир".

По его словам, выделение трагедии европейского еврейства в особую категорию имеет смысл в Западной Европе, но не в России. "Мы должны почитать память всех тех людей, которые были убиты просто потому, что они мешали строить правильное будущее", - подчеркивает А.Десницкий.

"Стоит проводить и школьные уроки, и экскурсии на тот же Бутовский полигон и в другие подобные места. Надо обязательно показывать и объяснять, как цивилизованный на внешний взгляд человек становится людоедом по идеологическим мотивам", - пишет А.Десницкий.

Напомним, в марте этого года СМИ сообщили, что Министерство образования и науки официально включило тему Холокоста в обязательную учебную программу средних школ. Уже подготовлены учебные материалы, а для преподавательских кадров подготовлена программа "Уроки по теме холокоста. Путь к толерантности", рассчитанная на 72 часа. 10 вопросов по Холокосту даже включены в программу единого госэкзамена.

Признавая всю важность изучения истории Холокоста, российские священнослужители отметили, что в многонациональной стране выделять трагедию одного народа было бы неправильным. Они также высказались о преподавании истории и изучении сталинских репрессий.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

К сожалению, мы очень плохо, поверхностно и подчас извращенно знаем историю мировую и в большей мере - историю своей страны. Задача предмета истории – постараться привить детям любовь к истории, дать им почувствовать, что такое исторический процесс, выработать объективный взгляд на исторические события.

Говорить об одном Холокосте - это как раз взгляд субъективный. В истории человечества страдало множество людей: взять, например, негров в период работорговли, взять индейцев, взять русских крестьян, которых уничтожали в годы советской власти и, конечно, чудовищные потери, которые русский народ понес в Великую Отечественную войну. Говорить о том, что происходило, выпячивая какие-то существенные исторические события, но в ущерб другим не менее существенным историческим событиям – это, конечно, ошибка. Конечно, детей нужно знакомить и с тем, что происходило за рубежом, но в первую очередь нужно знакомить с тем, что происходило здесь.

Посещение Бутовского полигона и подобных мест, которых множество на земле нашей многострадальной Родины, это одно из таких действий, способствующих образованию и созданию объективного представления об истории. История должна быть и объективной, и беспристрастной. Эту цель должен преследовать и школьный курс истории, и сама история как наука. А если появляются какие-то пристрастия и какие-то односторонние оценки, то это приносит только вред.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак:

Введение у нас специального курса по изучению Холокоста может вызвать отнюдь не политкоррктные антисемитские выпады и комментарии, вызвать мощную негативную волну. Ведь в XX веке пострадало очень много людей и по самым разным причинам. Только в годы Второй мировой войны погибло двадцать семь с половиной миллионов людей – граждан Советского Союза, людей разных национальностей, в основном русских. Если бы изучались эти потери или геноцид славянских народов во время Второй мировой войны, то это, естественно, было бы более понятно, более близко. Кроме того у нас есть множество новомучеников, пострадавших за веру, за свои религиозные убеждения. История этих репрессий очень поучительна и назидательна. Конечно, она не должна повториться. О ней нужно знать, нужно чтить подвиг этих людей. Это было бы и правильным, и более справедливым.

Но даже это, наверное, все-таки не стоит выделять в какую-то отдельную категорию, поскольку это часть нашей общей истории, в которой, конечно, должны присутствовать разделы, рассказывающие об этих гонениях. Но не должно быть только отрицательной информации. Она должна уравновешиваться положительными примерами. А новомученики подают именно такой пример, поскольку они не просто пострадали, но пострадали за Христа, за человеческие идеалы, которые понятны современному человеку. Поэтому нужно говорить не столько о репрессиях, сколько об образе человека, который несет в себе духовный идеал и может быть нравственным ориентиром для современных молодых людей.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Это почти как у Крылова: "А Васька слушает да ест". Мы видим на таких примерах, что как бы ни складывалась внутренняя или внешняя ситуация, все равно продолжается целенаправленное строительство нового мирового порядка. И частью этого нового мирового порядка является предельная идеализация, почти обожествление еврейского народа и нарочитое выделение еврейского вопроса. В этой связи для России, которая должна как паззл рано или поздно занять свое место в этой новой картине мира, предусмотрен именно этот шаг. Но в то же время, это шаг к большей ясности в том смысле, что наше руководство не имеет никаких представлений о подлинно самостоятельном и независимом Русском государстве. Хотя это и не произносится вслух.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

Действительно, выделять трагедию какой-то одной национальности в таком многонациональном государстве, как Россия, кажется, мягко выражаясь, несколько тенденциозным. Ведь на самом деле пострадали практически все народы, жившие на территории бывшего СССР, и некоторые, как например, поляки, жившие в государствах, граничивших с ним. Смерть одного человека – уже трагедия. А здесь – тысячи и тысячи. И если мы будем акцентировать внимание на какой-то одной национальности, то это может привести к еще большему разделению.

Сейчас фактически только одна тема нас всех объединяет. Это тема Великой Отечественной войны, которая всех нас делает братьями. Поэтому хотелось бы, чтобы в нашей школьной программе появлялись не какие-то новомодные и малопонятные слова, не характерные для нашей исторической науки и нашего исторического взгляда, а по-настоящему важные уроки, которые всегда нам были известны, и чтобы они снова и снова повторялись, и чтобы в них вводилась и какая-то новая информация, которая раньше, может быть, и замалчивалась.

Главный редактор журнала "Наследник", протоиерей Максим Первозванский:

Самая главная ошибка здесь в том, что в очередной всей российской общественности продемонстрировано, как можно без широкого обсуждения вводить специфический курс в обязательную программу средней школы. К сожалению, Министерство образования и науки часто ставит нас просто перед фактом, включая новую программу в систему обучения.

Конечно, тема Холокоста в русле общей политкорректности крайне важна, но к чему российским школьникам изучать ее 72 часа, когда вполне достаточно было бы одного-двух уроков? Детям и так не хватает времени на изучение основных предметов, из-за этого сокращаются программы, а тут 72 часа выделяется на предмет, который напрямую не касается истории нашей страны.

Безусловно, Холокост - это трагедия европейского еврейства, но для современного мира это уже стало новой религией. Возможно, стоило включить эту тему в общий курс истории, но выделять отдельно, причем вот так – без широкого обсуждения, на мой взгляд, просто преступно.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Думаю, что Десницкий в этом вопросе совершенно прав. Во-первых, у нас в СССР проводившиеся репрессии не затрагивали какую-то национальность персонально. Они касались всех инакомыслящих, и поэтому изучение Холокоста не имеет у нас особой почвы.

На Западе сегодня есть тенденция обращать особое внимание на те или иные формы национального геноцида. К примеру, во Франции приняли даже закон о геноциде армян. Но для нас это не актуально. Не надо уделять одному народу особое внимание, иначе это вызовет вопросы другого характера.

Думаю, Холокост точно не следует изучать в школе еще и потому, что дети всегда получают готовую идеологическую продукцию. А в таких тонких национальных вопросах разобраться сможет не каждый, чтобы преподнести ее максимально объективно.

руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев:

«Мне это решение не просто странно, мне как работнику Высшего образования имеющему стаж работы 21 год бросается в глаза совершенная ангажированность этого решения министерства народного образования РФ. Если уж речь зашла о крайней необходимости изучения русскими и прочими ребятишками одного момента, пусть и очень страшного, из многотысячелетней истории еврейского народа, численность которого в России равна 0,158%, то почему мы не видим подобного решения по изучению геноцида армян в османской империи, а ведь армян в нашей стране значительно больше проживает, ведь армян у нас 0,779%(!!!).

Мне еще более странно то, почему так же остро не поднят вопрос изучения в российских школах явления голодомора в Украине, о котором нам так много твердят наши украинские братья, а ведь украинцев в нашей стране 2,027%? А трагическая судьба российских немцев.., которых у нас тоже поболее, нежели евреев, проживает (их у нас 0,411%), она что не аспект нашей истории и она что недостойна 10 часов в году для углубленного изучения?

Я вижу явную ангажированность в подобном решении минобра и выступаю против этого решения и всех призываю то же самое сказать вслух. Мне вообще все это дико воспринимать... Ну.., если минобр пытается навязать нам холокост как нечто очень важное из истории евреев, то почему он всячески вставляет палки в колеса нашему желанию поглубже изучить ветхозаветную историю евреев в курсе ОПК? Что же это за наука и национальная политика такая у нас, когда мы по желанию израильского министра должны изучать холокост, который был не у нас, а в совершенно другой географии, а историю своих собственных народов (сокращая учебные часы) подвергаем забвению? Неужели в учебной программе израильских школ введено особенно углубленное изучение российской истории? Да там и близко такого не будет.

Я против этого решения господина Фурсенко, как отец шести учеников, как историк, как школьный и университетский учитель, как гражданин, как священник наконец. Подобные события мировой истории, если они подтверждены историческими фактами, должны изучаться, как и все прочие факты из жизни иных народов - в контексте всей истории и кратко, а если кому холокост особенно интересен, то его можно изучать факультативно или на истфаке университета. И потом, про внедрение в среднюю школу ОПК говорили долго и много, обсуждали всей страной, а холокост в обязательном порядке уже навязали сверху без общественного обсуждения и научного осмысления. Это как?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17573. Использование криптографического интерфейса Windows при разработке приложений. Шифрование и дешифрование данных 1.22 MB
  Лабораторная работа № 4.3 Тема: Использование криптографического интерфейса Windows при разработке приложений. Шифрование и дешифрование данных. Формирование и проверка ЭЦП. Управление доступом к контейнеру ключей. Цель: изучить принципы построения и использования Cr...
17574. Защита на уровне IP 13.27 MB
  Лабораторная работа № 4.4 Тема: Структура отчета Титульный лист. Тема и цель работы. Задание и номер варианта. Краткие теоретические сведения. Ход работы. Выводы. Теоретические сведения Защита на уровне IP Cообщество Internet разработало...
17575. Исследование регистрового файла микроконтроллера PIC 16C71 26.5 KB
  Лабораторна работа № 1 Тема: Исследование регистрового файла микроконтроллера PIC 16C71 Знакомство со средой MPLAB Цель работы: Ознакомиться с программной средой MPLAB. Краткие теоретические сведения: При помощи MPLAB можно редактировать эм
17576. Дослідження арифметико-логічних команд РІС – контролера 136 KB
  Лабораторна робота № 2 Дослідження арифметикологічних команд РІС – контролера Множення без знакових чисел Мета роботи: Вивчення алгоритму множення без знакових чисел та його реалізація за допомогою системи команд периферійного РІС – контролера у програмному ...
17577. Программная реализация обнаружения ошибки в пакете 174.5 KB
  Лабораторная работа №6 Тема: Программная реализация обнаружения ошибки в пакете Цель: Научиться обнаружать ошибки в пакете с помощью программной реализации Краткие теоретические сведения: w equ 0; f equ 1; r0 equ 0c; r1 equ 0d; r2 equ 0e; packet equ 45; polinom equ 0b; status equ 03; ...
17578. Исследование команд для работы с битами PIC контроллера 170 KB
  Лабораторная работа № 3 Тема: Исследование команд для работы с битами PIC контроллера Деление без знаковых чисел Цель работы: изучение алгоритма деления без знаковых чисел и его реализация при помощи системы команд периферийного PIC контроллера в программной ср
17579. Исследование команд передачи управления 93.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Тема: Исследование команд передачи управления. Программная реализация алгоритма коррекции после сложения чисел в BCD формате. Цель: Исследовать команды передачи управления при помощи программной реализации алгоритма сложения чисел ...
17580. Исследование команд управления и работа с константами 188.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Тема: Исследование команд управления и работа с константами. Программная реализация механизма десятичной коррекции при вычислении текста BCD Цель: Изучить принцип механизма десятичной коррекции с использованием системы команд микро...
17581. Исследование команд для работы с битами. Деление без знаковых чисел 168.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Исследование команд для работы с битами Деление без знаковых чисел Цель работы: Изучения алгоритма деления без знаковых чисел и его реализация при помощи системы команд периферийного PIC контроллера в программной среде MP LAB. Крат...