1262

Всесторонняя характеристика рынка ценных бумаг РФ

Курсовая

Маркетинг и реклама

Понятие рынка ценных бумаг, его место в системе рынков. Функции РЦБ и особенности ценообразования на рынке ценных бумаг. Участники и виды профессиональной деятельности на рынке ЦБ. Особенности первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Проблемы регулирования Российского рынка ценных бумаг в России.

Русский

2013-01-06

460.5 KB

105 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Рынок ценных бумаг - важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Различные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.

Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.

Средства, полученные от реализации ценных бумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживалась высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.

Долговые обязательства, эмитируемые правительством, рассчитываются как на оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов - юридических лиц), так и на розничный рынок (население, мелких институционных инвесторов). Обычно для оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и в дематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не только высокую надежность, но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые для населения, больше напоминают сберегательные сертификаты. Сравнительно низкая ликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.

Важнейшей задачей эмитента ценных бумаг является конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств, приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.

Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты рынка ценных бумаг в РФ;

- проанализировать состояние рынка ценных бумаг в РФ на современном этапе;

- выявить пути решения проблем рынка ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Объектом курсовой работы является рынок ценных бумаг, предметом – рынок ценных бумаг в Российской Федерации.

При написании данной курсовой работы были использована учебно-методическая литература, Гражданский Кодекс РФ, Конституция РФ и иные федеральные законы, публикации СМИ, данные сети Internet.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты рынка ценных бумаг

1.1 Понятие рынка ценных бумаг, его место в системе рынков

В настоящее время рынок ценных бумаг – важнейшая составляющая высокоразвитого национального хозяйства и мировой экономики. По уровню его развития судят об общем состоянии экономики и культуре предпринимательства.

Рынок ценных бумаг называют барометром «экономической погоды». Исторически рынок ценных бумаг сформировался для продвижения капитала от тех, кто располагает свободными денежными средствами, к тем, кто имеет в них потребность. Сегодня рынки ценных бумаг с эффективными инфраструктурами в развитых в экономическом отношении странах мира выполняют неоценимо важную роль трансформации сбережений в инвестиции, позволяя избежать омертвления капитала в рыночной экономике, выступают важным механизмом перераспределения денежных средств.

Рынок ценных бумаг имеет сложноорганизованную структуру, состоит из ряда сегментов. Структура рынка ценных бумаг понимается отечественной наукой крайне противоречиво и не всегда корректно. В достаточной степени отработано деление рынка ценных бумаг на организованный и свободный (внебиржевой, уличный). Верно выделяются основные черты организованного рынка, такие, как частые и быстрые сделки, отсутствие большого разрыва между ценами спроса и предложения, короткие временные промежутки осуществления сделок.

Отработаны теоретические аспекты и механизмы первичного и вторичного рынка, связанные с разграничением процессов выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг. Вместе с тем, учитывая исключительно важное значение рынка ценных бумаг в реформировании российской экономики, его деления на первичный и вторичной, остановимся на ряде моментов, связанных с их организацией и функционированием.

Известно, что первичное размещение ценных бумаг - основа для дальнейшего существования и развития рынка ценных бумаг. В то же время сложившаяся в России ситуация, когда механизм первичного рынка сегодня работает успешнее, чем механизм вторичного рынка, отнюдь не может быть охарактеризована как нормальная, поскольку неразвитость вторичного рынка резко снижает масштабы первичного рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг «вырастает» на обращении ценных бумаг, но, к сожалению, на протяжении последних лет существует ряд причин, которые тормозят развитие вторичного рынка, а значит, и рынка ценных бумаг в целом. В числе основных выделим следующие: инвесторы с большим доверием относятся к приобретению ценных бумаг непосредственно у эмитентов, опасаются посредников; оперативность сделок и техническое обеспечение на первичном рынке выше, чем на вторичном; недостаточна финансовая мощь профессиональных участников вторичного рынка; в большинстве случаев ценные бумаги при первичном распространении имеют гораздо более низкую цену; инфляционное обесценение денег, которое заставляет корпорации постоянно наращивать свои уставные и заемные капиталы, искать альтернативу банковским кредитам на рынке ценных бумаг и т.п.

Отсутствие рейтингов эмиссии ценных бумаг также сдерживает развитие вторичного рынка. Существуют  внутренние причины, сдерживающие формирование вторичного (а значит, и первичного) рынка: медленно отрабатываются система профессиональных участников рынка ценных бумаг и мониторинг обращающихся на рынке ценных бумаг, организация и осуществление сделок на внебиржевом рынке и т.п. Но главные причины того, что вторичный рынок не запущен на рабочий режим, видятся, во-первых, в низкой ликвидности вторичного рынка, а зачастую - в отсутствии ее; во-вторых, в том, что пока средства потенциальных инвесторов не найдут применения в тех или иных сферах экономики, нельзя ожидать реального развития вторичного рынка.

В теоретическом плане содержание первичного рынка (конструирование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение) и вторичного рынка (формирование предложения, организация биржевой и внебиржевой деятельности, формирование спроса и др.) в достаточной степени нашло отражение в нормативных документах, в экономической литературе.

Рынок ценных бумаг структурно не ограничивается вышерассмотренными формами (рынками). Так, на первичном рынке можно выделить рынки первичных и вторичных эмиссий, на вторичном рынке выделяются:

- онкольные - на них ценные бумаги продаются в течение определенного периода по конкретной цене, определяемой состоянием спроса и предложения;

- дилерские - ценные бумаги продаются по цене, исходной базой которой служит цена продавца (дилера);

- непрерывные аукционные рынки - цена определяется и непрерывно изменяется в результате «договоренности» спроса и предложения (кассовые и срочные сделки на фондовой бирже).

В структуре рынка ценных бумаг существуют рынки, создаваемые профессиональными участниками для торговли между собой (профессиональные рынки), и непрофессиональные рынки ценных бумаг. В зависимости от классификации видов, типов, категорий ценных бумаг в структуре рынка ценных бумаг действуют рынки акций, облигаций, внутри которых соответственно выделяются рынки обыкновенных и привилегированных акций, корпоративных и государственных облигаций и т.п., рынки векселей, рынки коммерческих и фондовых ценных бумаг, рынки производных ценных бумаг, рынок ликвидных ценных бумаг. Существует классификация рынка ценных бумаг с позиций экономической природы ценных бумаг: рынок долговых обязательств и рынок собственности. Поскольку на рынке ценных бумаг имеют хождение ценные бумаги, выпущенные на разные сроки, то имеет место деление рынка на краткосрочный и долгосрочный. С позиции эмитентов выделяются рынки банковских депозитов, рынки ГКО и т.п. Национальный рынок ценных бумаг складывается из региональных и местных рынков, а сам входит в состав международного. В качестве других классификационных признаков можно выделить такие, как виды сделок с ценными бумагами, отраслевые признаки, социальные группы и т.д.

Внутреннее содержание каждого из перечисленных рынков подчиняется общим закономерностям, но имеет и свои особенности. Поэтому в плане дальнейшего формирования теории рынка ценных бумаг необходимо осуществить анализ каждого, разработать схемы их взаимодействия. По мере развития теории рынка ценных бумаг для каждого локального рынка, несомненно, будут уточнены специфические его функции, задачи, механизмы функционирования.

Место рынка ценных бумаг в системе рынка, соотношение между объемами операций на отдельных рынках, входящих в рынок ценных бумаг, различно в разных странах, так оно определяется степенью развития экономики страны, уровнем социальной, экономической и политической стабильности, длительностью существования национального рынка ценных бумаг.

В настоящее время необходимо, прежде всего, определиться с местом рынка ценных бумаг в составе финансового рынка, поскольку здесь не достигнуто единство мнений среди российских ученых и специалистов.

В развитых в экономическом отношении странах рынок ценных бумаг занимает в составе финансового рынка такое значительное место, что его отождествляют с финансовым рынком. Но и в этом случае в зарубежной экономической литературе четко прослеживается, что рынок ценных бумаг лишь часть, хотя и значительная, финансового рынка или один из числа финансовых рынков. По нашему мнению, корректной формулировкой была бы следующая: рынок ценных бумаг в структуре финансового рынка является одним из взаимосвязанных и дополняющих друг друга, отдельно функционирующим рынком финансовых ресурсов.

В российской экономической литературе отсутствует единство мнений по структуре финансового рынка. Это сказывается и на структуре рынка ценных бумаг. Приведем несколько примеров. Б.И. Алехин считает, что «рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка ... Другая его часть - рынок банковских ссуд ... За этим деление финансового рынка на две части стоит деление капитала на основной и оборотный. Важнейшей частью рынка ценных бумаг можно считать денежный рынок».

Я.М. Миркин: «Рынок ценных бумаг является сегментом, как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.».

Таким образом, современный рынок ценных бумаг представляет собой сложнейшую систему экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, деятельностью участников рынка ценных бумаг и регулированием этой деятельности; отношений создающих условия для функционирования общественного капитала посредством выпуска и обращения ценных бумаг, распределения доходов и рисков от инвестиций. Рынок ценных бумаг - сложное образование с сегментируемой структурой, в которой любой сегмент выступает подсистемой экономических отношений, определяется системой экономических категорий.

1.2 Функции РЦБ и особенности ценообразования на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся такие, как:

- коммерческая функция, т.е. получение прибыли от операций на данном рынке;

- ценообразующая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.;

- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную функцию;

- функцию страхования ценовых и финансовых рисков или их перераспределения.

Рынок ценных бумаг как финансовый рынок со своими особыми инструментами и правилами имеет две основные специфические функции:

- перераспределение денежных средств от владельцев пассивного капитала к владельцам активного капитала и перераспределение рисков между владельцами любых рыночных активов. Данная функция условно может быть разбита на три подфункции:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной формы в производительную;

- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция перераспределения рисков - это использование инструментов рынка ценных бумаг для защиты владельцев каких-либо активов от неблагоприятного для них изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Данную функцию можно было бы так и называть - функция защиты (страхования) от риска, или, точнее, функция хеджирования.

Ценообразование на фондовом рынке имеет свою специфику. Если на товарных рынках исходным моментом выравнивания индивидуальных цен на одинаковые товары в единую рыночную цену служат различные издержки производства у товаропроизводителей, то на фондовом рынке эта роль принадлежит индивидуальным закупкам ценных бумаг по различным ценам (выступающим своего рода аналогом «издержек производства» на товарных рынках), формирующимся в процессе конъюнктурного движения курсовой стоимости ценной бумаги.

Не менее важна особенность формирования единой цены ценной бумаги на фондовом рынке. Если на товарных рынках единая цена одинаковых товаров обладает определенной стоимостью на протяжении относительно длительного периода, то цена ценной бумаги на фондовом рынке изменяется постоянно, иногда мгновенно, под влиянием различного рода слухов. Следует учитывать, что котировка ценных бумаг определяется (в краткосрочном периоде) не только изменениями в спросе и предложении, но немаловажное значение в ценообразовании занимают ожидания участников фондового рынка и их предпочтения, на которые оказывает влияние совокупность факторов как экономического (рейтинг кредитоспособности и конкурентоспособности компаний, доверие к их руководству и др.), так и неэкономического (политическая конъюнктура, факторы психологического ряда и пр.) характера. При этом нередко даже возможность ценных бумаг приносить доход отступает под влиянием факторов ожидания и предпочтения.

С политэкономических позиций, категория «ожидание» представляет собой разновидность экономического прогнозирования, отражающего в идеальной форме наметившиеся экономические тенденции, учет которых позволяет определить изменения котировок ценных бумаг в будущем. Ожидание — специфическое экономическое явление фондового рынка. Наиболее концентрированно ожидания воплощаются в тенденциях развития фондового рынка, в динамике спроса и предложения ценных бумаг.

Что касается категории «предпочтение», играющей существенную роль при принятии решений инвесторами, то она может быть охарактеризована как субъективно-психологическая форма использования объективных закономерностей в развитии фондового рынка: котировок, спроса, предложения, конкуренции и пр.

Предпочтения и ожидания хозяйствующих субъектов входят в систему экономических отношений в качестве массовых духовных процессов, охватывающих субъектов фондового рынка. Хотя эти отношения приобретают субъективно-психологическую форму, они сохраняют объективный характер причинно-следственных связей экономических явлений и отношений. Без учета такого рода процессов и явлений трудно раскрыть сущностные связи фондового рынка.

1.3 Участники и виды профессиональной деятельности на рынке ЦБ

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

- продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг (государство, коммерческие предприятия и организации);

- инвесторы - это те, кто вкладывают свой реальный капитал в ценные бумаги (население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении свободных денежных средств);

- фондовые посредники - это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг (организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами);

- органы регулирования и контроля;

- организации, обслуживающие рынок ценных бумаг могут в себя включать:

а) организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);

б) расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);

в) депозитарии;

г) регистраторов;

д) информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.

Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца.

Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.

В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые, так или иначе, причастны к нему, можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг.

Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами - основная профессиональная деятельность..

Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Совокупность этих организаций называют также «инфраструктурой» фондового рынка.

Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность, об этом и пойдет далее речь.

Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на рынке ценных бумаг по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:

- перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество,

- брокерская деятельность,

- дилерская деятельность,

- деятельность по организации торговли ценными бумагами,

- организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами,

- депозитарная деятельность,

- консультационная деятельность,

- деятельность по ведению и хранению реестра акционеров,

- расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам,

- расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с операциями с ценными бумагами).

На основании Указа Президента РФ от 4.11.1994 г. «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» и закона «О рынке ценных бумаг» можно дать следующие определения каждого вида деятельности и указать основные типы профессиональных участников, которые ей соответствуют:

- Брокерской деятельностью признается совершение сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии и поручения (финансовый брокер).

- Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (инвестиционная компания).

- Деятельность по организации торговли ценными бумагами - это предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, организованные внебиржевые системы торговли ценными бумагами).

- Депозитарной деятельностью признается деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги (специализированные депозитарии, расчетно-депозитарные организации, депозитарии инвестиционных фондов).

- Консультационной деятельностью признается предоставление юридических, экономических и иных консультаций по поводу выпуска и обращения ценных бумаг (инвестиционный консультант).

- Деятельность по ведению и хранению реестра - это оказание услуг эмитенту по внесению имени (наименования) владельцев именных ценных бумаг в соответствующий реестр (специализированные регистраторы).

- Расчетно-клиринговой деятельностью по ценным бумагам признается деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами (расчетно-депозитарные организации, клиринговые палаты, банки и кредитные учреждения).

Согласно действующему законодательству, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право совмещать различные виды деятельности, за исключением совмещения деятельности дилера или брокера с посреднической деятельностью.

1.4 Особенности первичного и вторичного рынка ценных бумаг

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для  инвестиционных ценных бумаг) или при  заключении  гражданско-правовых  сделок между лицами, принимающими  на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и  повторных  эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов,  позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:

- подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных;

- публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг,  переоформление через  фондовый рынок валютного долга государства и т.п.

Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:

- частное размещение;

- публичное предложение.

Частное размещение   характеризуется  продажей  (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству  заранее  известных  инвесторов без публичного предложения и продажи.

Публичное предложение - это размещение ценных  бумаг  при их первичной  эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит  от  типа  финансирования, который избирают  предприятия  в  той  или иной экономике,  от структурных преобразований,  которые проводит правительство, и других  факторов.  Так, в России  в 1990-1997 гг.  преобладало (до 90%) частное размещение акций (создание открытых акционерных обществ). Основная часть публичного предложения акций приходилась на банки и инвестиционные институты.  С началом масштабного процесса  приватизации в конце 1992 г.  и  централизованным преобразованием многих  государственных  предприятий  в акционерные общества открытого типа, доля публичного предложения акций резко увеличилась.

Относительно небольшая доля ценных бумаг после первичного распределения остается в портфелях держателей до истечения срока облигаций или в течение всего срока существования предприятия, если речь идет об акциях. Ценные бумаги в большинстве случаев приобретаются для извлечения дохода не столько из процентных выплат, сколько от перепродажи.

Рынок, где ценные бумаги многократно перепродаются, то есть обращаются, называют вторичным. Уровень развития именно вторичного рынка, его активность, мобильность отражают уровень конкретного рынка ценных бумаг. Без активного вторичного рынка и первичный рынок обычно бывает вялым, узким и неразвитым.

По сложившейся традиции и коммерческому праву покупатель ценной бумаги вправе и совершенно свободен перепродать эту бумагу практически немедленно или когда он пожелает (если эмитентом не оговорены особые условия).

Механизм вторичного рынка весьма сложен и многоступенчат. Рынок распадается на две большие части - биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок очень пестрый: здесь и соответствующие отделы банков, дилеры, брокеры, соответствующие конторы и фирмы. Вторичное обращение ценных бумаг уже ничего не прибавляет к капиталам, которые эмитенты однажды уже приобрели на первичном рынке. Внешне вторичный рынок выглядит, и в значительной мере действительно является, чисто спекулятивным процессом, размах которого может показаться излишним и предосудительным. В действительности именно процесс перепродажи создает механизм перелива капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.

2 Анализ состояния и особенности становления РЦБ в России

2.1 Особенности становления РЦБ в России

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы:

Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались деловые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся  облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период 1993-1994 гг. обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы – крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность. Подробнее об этом этапе становления российского рынка ценных бумаг будет сказано в следующей главе.

Современный этап (с 1997г.) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997г. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.

2.2 Анализ состояния РЦБ в России

Одной из основных особенностей развития мировой экономики в конце XX начале XXI вв. стало возрастание роли фондового рынка, который приобрел ключевое значение в системе финансовых рынков. В настоящее время в финансовых инструментах воплощена основная часть активов развитых стран мира. Глубокие изменения произошли в институциональной структуре фондовых рынков, неизмеримо увеличилось разнообразие их инструментов.

Другой важной особенностью развития фондовых рынков стало увеличение их волатильности (или нестабильности), а в условиях глобализации и интернационализации деятельности хозяйствующих субъектов, корреляция и взаимное влияние рынков друг на друга многократно возросли.

Очевидно, что глобализация, будучи объективным процессом, увеличивающим экономическую эффективность на общемировом уровне, может оказать и негативное воздействие на отдельные страны, что необходимо учитывать при разработке экономической политики.

Глобализация усилила подвижность и неустойчивость финансовых систем, не только в странах с формирующимися рынками, что ярко продемонстрировал азиатский кризис 1997–1998 гг., но и на рынках развитых стран, что возможно наблюдать в настоящее время. Так, ипотечный кризис в США, начавшийся в 2007 г. и усугубленный опасением рецессии в крупнейшей экономике мира, оказал самое негативное влияние и на европейские и азиатские рынки, и на фондовый рынок России.

Таким образом, в условиях рыночных отношений и самостоятельности хозяйствующих субъектов вопрос прогнозирования волатильности мировых фондовых рынков приобретает все большую актуальность. Проблема анализа и прогнозирования фондового рынка всегда занимала одно из центральных мест в финансах. Поскольку на западе фондовый рынок давно прочно занял ключевые позиции как средство привлечения капитала и извлечения прибыли, его анализ и тенденции поведения изучаются многими аналитиками, экономистами и учеными. В России фондовый рынок вышел из зачаточного состояния и перешел в фазу активного роста: так только за 2005 г. основной индикатор российского фондового рынка – РТС вырос на 85.3%, в 2006 г. – на 61.5%, но уже в 2007 г. индекс вырос «только» на 27.4%, при этом рост сопровождался высокой волатильностью. В 2008 г. ипотечно-банковский кризис в США серьезно пошатнул и экономику России как часть мировой экономики, и к кону 2008 г. индекс РТС упал на 74.6% с максимума 2487 пунктов (19 мая 2008 г.) до отметки 631 пункт (31 декабря 2008 г.). Поэтому анализ изменения и прогнозирование рынка становиться актуальным и для российской действительности.

Мировой финансовый кризис все глубже проникает в экономику как развитых, так и развивающихся стран, принося с собой крах крупнейших финансовых институтов, снижение курсов национальных валют и повсеместное замедление темпов экономического развития. Не осталась в стороне и финансовая система России.

Отечественный рынок ценных бумаг является одним из лидеров падения. Так, по итогам 2008 года, российские фондовые индексы потеряли больше чем американские и европейские, тем самым, заняв одно из самых высоких мест с отрицательным результатом. Если проследить динамику значения отечественных биржевых индексов, то стартом кризиса российского фондового рынка необходимо считать середину мая 2008 года, поскольку именно в мае биржевые индексы перестали расти, и началось стремительное и устойчивое падение. В мае стали снижаться показатели не только российского рынка, но и практически всех иных фондовых рынков – национальных, региональных, мировых.

Поначалу динамика российских фондовых индексов практически не отличалась от динамики фондовых индексов других стран, то есть российский кризис был лишь составляющей общего кризиса. Такая ситуация продолжалась в течение двух месяцев – до середины июля. За это время американский фондовый рынок потерял 11,5%, российский 13,1%. Показатели развивающихся рынков в среднем упали на 17,5%. В этой связи необходимо отметить, что российские индексы снижались медленнее, отчасти подтверждая растиражированные утверждения о России как об «островке стабильности» по крайней мере, среди развивающихся стран.

Изменилось все в середине июля, когда индекс РТС за один день упал на 4,5% при незначительных колебаниях индексов мирового фондового рынка и развивающихся рынков. В последствии, за короткий срок – менее двух месяцев – российский фондовый рынок провалился на 51,8%, в то время как американский рынок просел лишь на 8,5%, мировой – на 12,4%, развивающие рынки в целом – на 25,4%. Импульсом к обрушению фондового рынка стал российско-грузинский военный конфликт в августе.

Таким образом, происходящее в России не является исключительным событием и укладывается в тенденцию на глобальных финансовых рынках, однако российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты. По сравнению с началом 2008 года значение индекса Российской Торговой Системы (РТС) к концу года снизилось более чем на 70%. Биржевые индексы достигли «дна», то есть показали исторически минимальные значения за истекший год в конце октября – начале ноября, когда потери составили более 75% в сравнении со значениями на начало года. Таким образом, в настоящее время тенденции нисходящего тренда если и прекратили нарастать, то продолжают доминировать.

Не может не беспокоить тенденция, возникшая во второй половине 2008 года, - российский фондовый рынок снова перетекает на европейские биржевые площадки. Обороты российских ценных бумаг там выше, чем в Москве, а еще совсем недавно на отечественные биржи приходилось 70% оборота. Есть целый комплекс причин этого. Именно в этот период (октябрь–ноябрь 2008 года) по распоряжению регулятора российского фондового рынка практически каждую торговую сессию биржи приостанавливали или вовсе отменяли торги  ценными бумагами и использовали запреты на разные виды торговли. Применение таких мер, как тактика предотвращения обвала, было необходимо, но это сказалось очень негативно для российского рынка. Например, во многих западных фондах риск-менеджеры запретили приобретение российских акций из-за частой остановки торгов ввиду того, что при таких ситуациях их модели не работают и они не могут оценить уровень риска.

Текущая ситуация проредила сообщество участников рынка ценных бумаг, исключив значительный объем краткосрочных инвесторов, спекулянтов и участников торговавших с использованием заемных средств. А в условиях ослабления рубля по отношению к доллару США нерезиденты интенсивно выводили активы с российского фондового рынка, оказывая дополнительное давление на цены. В итоге биржевые курсы акций сейчас ничего не отражают, а фондовые индикаторы не показывают реального состояния компаний и экономики в целом. Ликвидность российского рынка заметно снизилась, снизились обороты, что в свою очередь вызвало рост волатильности. Соответственно, ценовая динамика фондового рынка не поддается анализу какими-либо формальными методами. В условиях паники возможно формирование любых ценовых уровней активов, даже ниже ликвидационной стоимости активов эмитента.

Меры, предпринятые правительством России с целью смягчения негативных последствий финансового кризиса можно оценить как положительные. При президенте России создан Совет по развитию финансовых рынков призванный осуществлять оперативную работу, связанную с координацией деятельности участников финансового рынка и модернизацией финансовой системы. Среди предпринятых правительством антикризисных мер главное место занимает вопрос обеспечения экономики необходимыми ресурсами. Общая стоимость анонсированных правительством антикризисных мер превысила 3,5 триллиона рублей. В 2008 году на финансовые рынки правительство планировало направить 175 млрд. рублей, еще 175 млрд. рублей на выкуп акций были заложены в бюджете на 2009 год. Панируется увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на 60 млрд. рублей, Внешэкономбанка – на 75 млрд. рублей. Помимо этого рассматривается возможность того, что Центральный банк РФ станет полноценным участником рынка ценных бумаг.

Помимо поддержки финансового рынка и доступа бизнеса к выделенным ресурсам с целью рефинансирования задолженности или получения новых кредитов, компании могут сэкономить от снижения налогов и пошлин. В целях сохранения доверия населения к банковской системе, обеспечение вкладов при банкротстве банков увеличено до 700 тыс. рублей. В этой связи уставный капитал Агентства по страхованию вкладов будет увеличен на 200 млрд. рублей.

Помимо помощи финансовому рынку правительство России предлагает реализовать ряд дополнительных мер с целью смягчения негативных последствий финансового кризиса для реального сектора экономики. Во-первых, предлагается предоставлять предприятиям, выпускающим высокотехнологическую конкурентоспособную продукцию, а также участвующим в реализации гособоронзаказа, возможность получения целевых кредитов для покрытия дефицита оборотных средств – по экономически оправданным процентным ставкам. Такие кредиты должны представляться под заключенные договоры поставки продукции, без залога. Во-вторых, правительство предлагает увязать предоставление госпомощи коммерческим банкам с обязательством сохранения ими условий по ранее заключенным кредитным соглашениям с предприятиями. В-третьих, планируется предусмотреть бюджетные средства для оказания финансовой помощи наиболее значимым организациям высокотехнологичных секторов экономики путем покупки государством их акций. В-четвертых, правительство России намерено расширить практику предоставления коммерческим банкам государственных гарантий при кредитовании высокотехнологичных секторов и отраслей экономики с целью обеспечения производственной  деятельности их предприятий.

В целом действия государства достаточно адекватны. Большинство антикризисных программ, принимаемых в рамках антикризисной политики в других государствах, в том числе в ведущих странах мировой экономики, содержатся меры, аналогичные принимаемым в России. Очевидно, что объем ресурсов, направляемых на поддержание российской экономики, значителен. Однако для того чтобы понять, насколько действен пакет принимаемых сейчас мер, способен ли он донести выделяемые банкам средства до реального сектора экономики, необходимо определенное время. Количественные характеристики принимаемых мер можно оценить весьма положительно, что же касается качественного перераспределения выделяемых ресурсов, то здесь вопрос остается пока открытым. Говоря об оперативности принимаемых государством мер, хотелось бы отметить возникновение некоторой заминки, прежде чем российское правительство начало предпринимать активные шаги по борьбе с кризисом. Вероятно, причиной тому послужила некоторая неопределенность, насколько данный кризис будет глубоким на Западе и как сильно он затронет Россию. По мере того как растет осознание, что кризис действительно будет глубоким и серьезно затронет развивающиеся рынки, активность со стороны государства будет существенно возрастать и концентрироваться на реальном секторе.

В качестве последствий кризиса для экономики России в первую очередь выделяют существенное замедление темпов экономического роста в 2009 году. В дальнейшем, в середине 2010 года, скорее всего, ожидается начало восстановительных тенденций в российской экономике. В развитых странах ситуация останется сложной в течение нескольких лет. Таким образом, для России кризис все-таки будет более краткосрочным, чем для Америки и Европы. Очевидно, что сейчас одна из самых уязвимых отраслей – строительство, которое в последнее время являлось «локомотивом» роста отечественной экономики с опережающими темпами роста на уровне 20%. Замедление темпов роста в этом сегменте станет существенной проблемой ввиду его высокой социальной значимости и тесной взаимосвязи с другими отраслями. Вполне очевидно, что существенный спад будет наблюдаться в финансовой отрасли, где продолжаются проблемы с ликвидностью и отток средств. По причине высокой зависимости от кредитования также серьезно может пострадать потребительский сектор.

Перечисленные секторы экономики сейчас нуждаются в поддержке со стороны государства. В принципе именно на эти секторы сейчас приходится основная доля ресурсов, выделяемая государством.

На рисунке 1 отображены основные показатели рынка ценных бумаг в России (млрд.р.)

Рисунок 1- Основные показатели рынка ценных бумаг в России (млрд.р.)

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается рост облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Это облигации федерального займа с постоянной купонной ставкой. В их состав не включаются инвестиционные облигации федерального займа. Особенностью данного вида ценных бумаг является то, что на протяжении всего периода их обращения купонные ставки равны между собой.

Облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФК) - облигации федерального займа с фиксированной купонной ставкой. Купонные ставки по данному виду бумаг, в отличие от облигаций федерального займа с постоянным доходом, принимают различные значения на протяжении периода их обращения.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизились облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - облигации федерального займа, погашение номинальной стоимости которых осуществляется частями. Купонная ставка по этим облигациям является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

Облигации федерального займа с амортизацией долга и переменным купонным доходом (ОФЗ-АД-ПК) - облигации федерального займа, погашение номинальной стоимости которых осуществляется частями, а купонная ставка является переменной. Величина купонной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

Объем эмиссии - максимальный объем выпуска в обращение ценных бумаг, которые могут приобрести участники аукциона. В 2010 г. наблюдается существенный рост.

Индикатор рыночного портфеля - средняя из эффективных доходностей по определенному типу бумаг, взвешенная по срокам до погашения и по объему в обращении. Наблюдается снижение в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Дюрация - средний срок до выплат по ценным бумагам с учетом купонных выплат, взвешенный по объемам в обращении. В 2010 г. срок снизился по сравнению с 2009 г.

Объем размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ по номиналу - номинальный объем ГКО-ОФЗ, размещенный по поручению Минфина России на аукционах и вторичных торгах.

На рисунке 2 отображен объем государственного долга РФ по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и облигациям федерального займа по данным ЦБ РФ.

Рисунок 1 - Объем государственного долга РФ по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и облигациям федерального займа по данным ЦБ РФ.

Внутренний государственный долг по ГКО и ОФЗ - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату купонного дохода. За весь представленный период этот показатель растет.

В итоге, говоря о кризисе либеральной модели экономики и усиления роли государства, хочется отметить, что в настоящее время действительно широкое распространение получает кейнсианская модель развития экономики. Роль государства растет не только в России, но и в США, и в Западной Европе, о чем свидетельствуют пакеты принимаемых в этих странах мер, размеры государственных вливаний в экономику, огосударствление крупных финансовых институтов. Таким образом, мы сейчас наблюдаем своего рода новую парадигму, которая во многом напоминает усиление государственного влияния на экономику, имевшего место в 1930-х годах после Великой депрессии.

Отличие нынешнего периода от того заключается в том, что, вероятно, будут приняты меры, способствующие самостоятельному разрешению существующих проблем экономическими субъектами, консолидации в финансовом секторе, использованию рыночных методов. Поддержка государства будет более сбалансированной – ее чрезмерность может привести к негативным последствиям для финансовых институтов. Масштабность принятых мер обоснована, но важно, чтобы она осуществлялась в комплексе с рыночными методами, в частности необходимо дать некоторый простор для консолидации рыночным силам, чтобы устранить в финансовой системе слабые звенья, способные стать в последующем детонатором нового кризиса.

В 2012 г. мировая экономика и рынки вошли с целым рядом проблем, главная из которых – это долги стран еврозоны. И это далеко не все: на заднем пока плане остаются проблема дефицита бюджета США, замедление мировой экономики, а также риски, связанные с жесткой посадкой экономики Китая. Все это в первые месяцы следующего года не даст инвесторам расслабиться, фондовые рынки будут слабыми.

В то же время решение всех этих проблем, пусть и частичное, – это сильный повод для рынков начать бычий тренд. Например, если ухудшение ситуации в еврозоне вынудит, наконец, власти прибегнуть к радикальным мерам, то это может вернуть рынкам уверенность. Точно так же благоприятно скажется на российских рынках переход денежного рынка из нынешнего режима дефицита ликвидности в режим ее избытка.

Ожидается рост цен на нефть во 2 полугодии 2012 г. – первом полугодии до 130-140 долл. за баррель. Для этого достаточно, чтобы Китай продолжил расти с темпами хотя бы 78% (последние 2 года его экономика росла с темпами в среднем выше 9% в год), наращивая потребление ресурсов. Что касается рисков предложения, то из-за сохранения нестабильности на Ближнем Востоке они также на стороне роста цен на нефть.

3 Проблемы регулирования Российского рынка ценных бумаг в России

3.1 Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Цели регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;

6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

- создание нормативной базы функционирования рынка;

- отбор профессиональных участников рынка;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

- разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой;

- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;

- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

- необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

- при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

- соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления.

3.2 Направления совершенствования деятельности рынка ценных бумаг в РФ

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем  рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

К основным проблемам  российского рынка ценных бумаг  относится:

- развитие инфраструктуры фондового рынка - возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, создание расчетно-клиринговых систем;

- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;

- создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;

- проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвидных и надежных  на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка,  для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом  на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.

- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;

- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных компаний (SC First Boston ING, Morgan Grenfell, Merryll Lynch);

- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.

- депозитарий, т. к. нет крупного признания всеми головного депозитария и существует проблема с регистраторами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой инфраструктуры в части денежных расчетов;

- отсутствие на нашем рынке таких институтов, как дилеры-оптовики и джоберские конторы;

- недостатки системы российского бухгалтерского учета, проблема, мешающая превратить Россию в мировой фондовый центр и выталкивающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.

 Отличительной чертой развивающегося рынка ценных бумаг стало появление новой ценной бумаги - золотого сертификата, содержащего 10 кг золота с пробой 0,9999. Золотой сертификат начало выпускать в 1993 г. Министерство финансов из расчета 40% годовых в валюте. Однако его движение и развитие не были активными из-за высокой номинальной стоимости. С начала октября по конец 1993 г. было продано лишь 10% эмиссии. Основными покупателями стали банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также Автоваз. Главная цель этого сертификата - получение постоянного дохода государством и покрытие дефицита бюджета, возрастание которого объяснялось  либерализацией цен и шоковой терапией.

Позитивным моментом в нынешнем развитии рынка является  включение российского Фондового индекса в расчет индекса IFC. И это означает выход отечественных эмитентов  на международный рынок ценных бумаг и признание их зарубежными инвесторами. Так с 1995 г. российские предприятия активно осваивают рынок американских депозитных расписок, а  в 1997 г. появляются российские корпоративные еврооблигации, т.е. долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся за пределами России имеет колоссальное значение.

И еще следовало бы отметить признание России в качестве развивающегося рынка, и начало ежедневного расчета отечественных фондовых индикаторов авторитетной Международной финансовой корпорации, что должно повысить статус нашей страны в глазах иностранных инвесторов. У российского рынка даже на нашей стадии развития есть преимущества. Рынок наиболее ликвидных российских корпоративных ценных бумаг имеет такую изменчивость, с которой не может сравниться развитые рынки. Широкий размах колебаний курсов российских акций открывает широкие возможности для реализации разнообразных инвесторских стратегий.  

Кроме того появились банки, которые постепенно начали специализироваться на обслуживании операций с ценными бумагами, в частности, на депозитарной деятельности.  Развитие рынка ценных бумаг - одна из приоритетных задач государства, свидетельством является переговоры, проведенные с Всемирным банком на получение займа для его развития.

Для дальнейшего успешного развития российского рынка ценных бумаг предстоит работа по возрождению доверия к рынку ценных бумаг путем ликвидации сомнительных финансовых структур, и необходимо ужесточение требований к регулированию, стандартам и правилам. А риск регистрации на российском рынке должен быть ликвидирован, т.к. сейчас нашему рынку принадлежит лидерство по риску регистраторов, что снижает цену ценных бумаг где-то на 20-30%.

До настоящего времени наиболее доходными на российском рынке считались операции с ГКО, риск по операциям с государственными ценными бумагами ограничен и вероятность серьезных осложнений финансового состояния банков. связанного с этим видом операций сведена к минимуму. В 1995-1996 гг. на рынке ценных бумаг преобладают государственные ценные бумаги. В перспективе их значение должно возрасти наряду с повышением роли корпоративных ценных бумаг. С 1994г. российский рынок ценных бумаг начал быстро развиваться. Не считая эмитентов с середине 1994г. на  рынке ценных бумаг  действовало более 300 инвестиционных компаний, а его объем достиг несколько триллионов рублей. Государственные ценные бумаги обеспечили в 1995г. покрытие более 50% дефицита федерального бюджета. Объем операций с ГКО и ОФЗ в конце 1995г. составил 75 трлн. руб., из которых 30 трлн. руб. были привлечены за год в федеральный бюджет. Ежедневный оборот вторичного рынка государственных ценных бумаг достигал в декабре 1995г. - 1,5 - 2 трлн. руб. И в 1995г. была разработана новая система быстрых межрегиональных расчетов по сделкам с ценными бумагами.

В настоящее время рынок ценных бумаг РФ является еще довольно неустоявшимся. Развитие первичного рынка,  по-моему, будет возможным при осуществлении следующих условий. Более широкая и активная приватизация предприятий, компаний и ассоциаций приведут к появлению новых видов ценных бумаг, а также дополнительных источников капиталовложений. Так как на нашем рынке нет  посредников, то необходимо развить такие институты, как инвестиционные банки и брокерские фирмы, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и покупателями так, как это принято в мировой практике. И главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки, хотя в 1991 - 1992 гг. они появились, но подлинной  своей сущности не отражают, поскольку их характерная черта - функция долгосрочного кредитования.

Фондовые биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях. Как я уже отмечала ранее в России новые выпуски ценных бумаг продолжают поступать на фондовую биржу, минуя ее  и не образуя первичный рынок. Фондовые биржи имеют несколько рынков. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут котироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги средних и мелких, в зависимости от их финансового состояния - на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности  этих ценных бумаг. Но такие рынки в России отсутствуют, и причинами этого являются низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка их различных классификаций и модификаций по сравне¬нию с ценными бумагами западных стран. Но если  в будущем будут созданы крупные и мелкие акционированные сектора в российской экономике, могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж.

Банковская система сыграла роль движущей силы в создании российского рынка ценных бумаг. Без активного участия российских коммерческих банков было бы невозможно размещение государственных ценных бумаг. Но наблюдается смещенность на рынок государственных ценных бумаг.  А интенсивный рост  рынка государственных ценных бумаг в последние годы и развитие корпоративного рынка ценных бумаг создает множество рабочих мест и требуются квалифицированные кадры. Банки, как наиболее мощные участники рынка ценных бумаг, ощутили кадровую проблему.

Можно отметить еще одну проблему банка - отсутствие во многих из них систем анализа фондового рынка, что связано с тем, что рынок ценных бумаг начинает работать в соответствии с рыночными законами. Однако ЦБ РФ начал  реализацию программы раскрытия информации о ценных бумагах, выпускаемых коммерческими банками и о самих банках-эмитентах. Основанием явилось «Положение ЦБ РФ о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях - эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденное письмом Банка России от 04.08.95 г. № 183. Поскольку без прозрачности фондового рынка трудно рассчитывать на приток средств населения, то фондовый рынок не может выполнять свои основные функции - трансформировать сбережения в инвестиции, в которых нуждается российская экономика. Раскрытие информации осуществляется через распространителей - информационные агентства, СМИ и другие организации.

Российские банки готовы развивать инфраструктуру рынка ценных бумаг, и проблема стабильности банковской системы не должна отодвигать на второй план задачи освоения российского фондового рынка, потому что именно банки должны стать движущей силой его развития, привлекать на него клиентов. Кроме банков проблема развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг должна решаться и другими путями, как, например, развитие организованной торговли. И уже сделаны первые шаги в этом направлении, т.е. торговля осуществляется через торговые системы,  из которых самой популярной является Российская Торговая система (РТС), торгующая акциями трех видов: «голубыми фишками» (blue chips) - самые ликвидные, акциями «второго эшелона»- акции довольно известных на рынке компаний, неликвидными акциями.   Главной проблемой для банков на фондовом рынке является его фрагментарность. За 90-е годы достигнут значительный успех на рынке ценных бумаг. И хотелось бы отметить, что сейчас ситуация в различных сегментах рынка ценных бумаг неодинаковая. Есть хорошо организованный и четко регулируемый, хотя испытывающий затруднения, рынок государственных ценных бумаг. Есть относительно слабо развитый, но потенциально мощный рынок корпоративных ценных бумаг, который начинает работать, Это можно отметить по показателям операций  с фондовыми ценностями на биржевом рынке России. Есть и создающийся рынок коллективных инвесторов. Есть так же квазиценные бумаги нелицензированных финансовых компаний.

В первой половине 2012 г. ожидается высокая активность рынка акций при отсутствии внятного тренда. С одной стороны, рынку могут не дать расти проблемы еврозоны и вызываемые ими  продажи активов, с другой – падение будет ограничено активностью Антикризисных фондов ЕС, а также ЕЦБ, который, хочет он того или нет, перешел в режим дефицита ликвидности, где может пребывать достаточно долго.

Основным источником ликвидности являются ЦБ и Минфин, которые не намерены увеличивать стоимость денег. Как следствие, отрицательная переоценка облигационных портфелей себя исчерпала. Текущая доходность сбалансированных портфелей рублевых облигаций оценивается на уровне 910%. Рост доходности произошел вслед за повышением рыночных ставок денежного рынка, рост которых уже себя исчерпал. Денежный рынок начнет расширять скупку облигаций стран Еврозоны.

Для долгосрочных инвесторов, готовых терпеть локальные просадки стоимости портфелей, первая половина года даст достаточно моментов для формирования качественных портфелей по низким ценам. Для тех же, кто планирует выводить средства в течение этого периода, – лучше по держаться от рынка акций подальше. Тем не менее, переход к состоянию избытка ликвидности приведет к меньшей, чем обычно переоценке портфелей. При таком развитии событий доходность облигационных портфелей по итогам 2012 г. может составить 911% в зависимости от агрессивности стратегии управления.

Если же ЦБ на фоне снижающейся инфляции и невнятных макроданных начнет снижать ставки, то по итогам первого полугодия 2012 г. облигационные портфели могут показать доходность до 1213% годовых. Вторая половина 2012 г. – начало 2013 г. обещает быть более оптимистичной. Основные риски, связанные с еврозоной, должны будут реализоваться в первой половине 2012 г. В результате откроется пространство для восстановительного роста, который может компенсировать потери, понесенные в первой половине года. С учетом уже сформировавшейся недооцененности российского рынка относительно цен на нефть и, вероятно, роста последних до 120-140 долл. за баррель во второй половине года российский рынок имеет все шансы подняться до уровней 17001900 пунктов.

Во втором полугодии 2012. – первом полугодии 2013 г. ожидается улучшения ситуации с ликвидностью из-за роста экспорта. Рост цен на нефть до 120-140 долл. за баррель может привести к росту покупок иностранной валюты ЦБ в объеме 24 млрд. долл. в месяц, что благоприятно скажется на рублевой ликвидности. Следствием этого будут снижение ставок, рыночной доходности и положительная переоценка облигационных портфелей.

Заключение

Развитие финансовых рынков в государствах с переходной экономикой является важным элементом реформ. Эти рынки играют очень важную роль в превращении сбережений в инвестиции и перемещение денег и капитала с одного сектора в другой для более эффективного их использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.

Рынок государственных ценных бумаг - это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.

Тем более что выпуск государственных ценных бумаг для финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что:

- размещение ценных бумаг позволяет правительству финансировать свои расходы без увеличения совокупной денежной массы;

- продажа ценных бумаг часто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов;

- рынок государственных ценных бумаг является составляющей частью национальных финансовых рынков;

- выпуск ценных бумаг позволяет правительству приспособить структуру и время займов к своим теперешним и будущим потребностям;

- активная торговля государственными ценными бумагами способствует уменьшению разницы между рыночными ставками привлечения и предоставления в заем денежных ресурсов и снижению расходов финансовых посредников;

- обращение государственных ценных бумаг способствует росту ликвидности и гибкости экономики в целом;

- существование хорошо развитых вторичных рынков дает возможность использования государственных ценных бумаг при проведении денежной политики центрального банка страны;

- развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг позволяет правительству полной мерой контролировать высокие темпы инфляции;

- обращение государственных ценных бумаг отвечающий существующим международным стандартом делает экономику более стабильной и привлекательной для иностранных инвесторов.

В тоже время некоторые недостатки интенсивного использования продажи ценных бумаг для финансирования государственных расходов, например:

- новые выпуски государственных ценных бумаг могут увеличить государственный долг и таким образом переносить часть финансовой нагрузки на будущее поколение;

- развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг может вызвать нежелательное распределение финансовых ресурсов и иметь негативное влияние (эффект вытеснения других инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны;

- большие суммы замов могут привести к увеличению номинальных процентных ставок и сделать расходы бюджета восприимчивыми к изменением процентных ставок;

- использование ценных бумаг ослабляет желание правительства и других органов власти контролировать свои расходы и, кроме того, может увеличить зависимость правительства от своих кредиторов.

Таким образом, отечественный рынок государственных ценных бумаг находится в стадии становления, однако опыт зарубежных стран свидетельствует о важной роли этих ценных бумаг как источника формирования заемного капитала. В условиях развитой рыночной экономики государственные ценные бумаги, послужат необходимым средством мобилизации денежных средств. Для инвестора облигации будут одним из надежнейших способов помещения капитала.

Список использованных источников

I Нормативно-правовые документы

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 13 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)// «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.

II Научно-методическая литература

3 Аксенов Д.А. Системы клиринга и расчетов на рынке ценных бумаг Японии //Деньги и кредит.-2007.-№6.- С. 52-56

4 Бойко П.А.Формирование банковской системы пореформенной России//Вестник экон. интеграции. -2009.-№8. –С.134-138

5 Вьюгин О Государство должно проводить единую экономическую политику // РЦБ. – 2008.- №14.-С. 22-24

6 Галанов В. А. Рынок ценных бумаг: Учебник  – М.: ИНФРА – М.-2010. -378 с.  

7 Герберт Моосом. Худшее позади // Рынок ценных бумаг -2010. -№8.-С. 31-32

8 Жуков Е.Ф.Нишатов Н. П., Торопцов В. С., Григорович Д. Б.,Галкина Л.А. -М.: ЮНИТИ-ДАН /Рынок ценных бумаг: комплексный учебник. –М.: Вузовский учебник, -2010.-254с.

9 Зак В.В. Статистический анализ ипотечных ценных бумаг //Деньги и кредит.-2008.-№5.- С.49-58

10 Ильясов С.М., Гаджиев А.А. О векселе и вексельном рынке//Деньги и кредит.-2009.-№2.- С. 49-54

  1.  уликова Е.Ю., Кармазина А.С. Российский рынок облигаций: испытание кризисом //Банковское дело.-2010.-№1.- С.40-46
  2.  Макроэкономика: Учебник./Под ред. Сидоровича А.В. – М.: Дело и Сервис, 2002.
  3.  Макроэкономика. Учебное пособие./Под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002
  4.  Мельникова Е.Г. Формирование ценовых «пузырей» на рынке акций //Деньги и кредит.-2010.-№12.- С.43-48
  5.  Николаева И.П. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»/ -М.: ЮНИТИ-ДАНА, -2010.-223с
  6.  Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/ Госкомстат России. - М.:2010.-С.279, 656.
  7.  Рынок ценных бумаг: учебник. /Под редакцией Е.Ф.Жукова. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, -2007. -567с.  
  8.  Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России//Деньги и кредит.-2008.-№1.- С.17-22
  9.  Тулин Д.В. Фондовый рынок: какая цена акций является  «справедливой»? //Деньги и кредит.-2009.-№3.- С.14-16
  10.  Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  11.  Шабалин А.О. Рынок ценных бумаг России в современных условиях //Банковское дело.-2009.-№8.- С. 18 – 23
  12.  Ясыр, А. А. Влияние финансово-экономического кризиса на изменение характера взаимосвязи между динамикой индекса РТС и ценами акций крупных российских предприятий // Финансы и кредит. - 2010. - N 38. - С. 66-69
  13.  Якимкин В.Н., Бондаренко В.С., Лухтан А.А. Фондовый рынок выводит финансы из кризиса //Банковское дело.-2009.-№6.- С. 46 – 48


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40883. Класифікація електромагнітних явищ 165 KB
  Рівняння магнітостатики: рівняння електростатики: . Рівняння магнітостатики має місце і там де . Звідси тобто звідки одержуємо рівняння Лапласа: з урахуванням заряду Пуасона: без.
40884. Конституційне право України як наука і навчальна дисципліна 253 KB
  €œКонституційне право України як наука і навчальна дисципліна План Конституційне право України як наука: поняття предмет система науки джерела науки основні функції науки. Конституційне право України як навчальна дисципліна: поняття структура курсу основна характеристика. Джерела конституційного права України як галузі права: поняття основні вимоги до джерел види джерел. Література Основна до всіх тем Конституція України від 28 червня 1996 р Відомості Верховної Ради України.
40885. Затухання у металі, скін – шар 67 KB
  В металі хвиля затухає як . Глибина на якій хвиля спадає в раз називається скін – шаром. Ми не врахували те що існує також відбита хвиля у середовищі
40886. Конституція України - Основний Закон держави 180 KB
  Конституція України Основний Закон держави†План Поняття і загальна характеристика конституції як Основного Закону держави. Юридичні властивості й функції Конституції України. Основні етапи становлення Конституції України. Правова охорона Конституції України.
40887. Узагальнена плоска хвиля 284.5 KB
  Таким чином хвиля розповсюджується в багатьох напрямках: хвиля в напрямку Задача: Нехай хвиля падає під кутом до поверхні середовища знайти характеристики відбитої хвилі та заломленої.
40888. Основи конституційного ладу України 279.5 KB
  Механізм та основні функції Української держави. Метою цієї лекції є формування у студентів знань щодо основ конституційного ладу України який включає поняття державного і суспільного ладу; засвоєння ними понять “гарантії конституційного ладу Україн膓механізм держав膓принципи суспільного ладу†тощо. Проблеми та перспективи побудови правової держави в Україні Право України.: Інт держави і права ім.
40889. Рівняння Максвела для Т, ТЕ, ТМ хвиль 388 KB
  Т хвиля розповсюджується зі швидкістю світла . хвиля розповсюджується в напрямку – хвиля існує там де є розв’язок рівняння Лапласа електрика. Тому якщо існує електростатичне поле то може існувати і Т – хвиля.
40890. Прямокутний хвильовід 139.5 KB
  Для хвилі завдяки граничним умовам на стінках , а по певній координаті (там, де індекс = 0 ) це поле однорідне, тоді буде всюди, тобто цієї хвилі не буде.