12657

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ДИОДОВ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ДИОДОВ Цель работы: Изучение вольт-амперных характеристик ВАХ полупроводниковых диодов ППД методов их аппроксимации исследование динамических

Русский

2013-05-02

94 KB

9 чел.

PAGE  5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ДИОДОВ

Цель работы: Изучение вольт-амперных характеристик (ВАХ) полупроводниковых диодов (ППД), методов их аппроксимации, исследование динамических свойств выпрямительных и импульсных диодов, расчет и экспериментальное исследование типовой схемы параметрического стабилизатора напряжения.

ВВЕДЕНИЕ

Полупроводниковые диоды классифицируются по назначению, физическим свойствам. Основным электрическим параметрам, конструктивно-технологическим признакам, роду исходного полупроводникового материала. Все перечисленные критерии находя отражение в семизначном буквенно-цифровом коде, которым обозначается прибор по ОСТ 11 336. 038-77 1.

Так например: кодом КД202А обозначается кремниевый выпрямительный диод (КД) с постоянным или средним током 0,3…10 А (2), предназначенный для устройств широкого применения (К), номер разработки 2, группа А; 2Д212Б – кремниевый (2Д) выпрямительный диод с постоянным током 0,3…10 А (2) специального применения (2Д вместо КД), номер разработки 12, группа Б; КС156А – кремниевый стабилитрон специального применения (2С, а не КС) мощностью не более 0,3 Вт (1) с напряжением стабилизации 5,6 В (56), группа А.

В работе изучаются наиболее распространенные классы ППД: диоды, предназначенные для работы в выпрямителях (выпрямительные диоды), быстродействующие импульсные диоды для ключевых схем и опорные диоды (стабилитроны), предназначенные для создания опорных напряжений.

На рис. 1 приведена схема двухполупериодного выпрямителя со средней точкой. В первый полупериод (полярности без скобок) открыт диод VD1 и в верхнем плече схемы протекает ток

Рис. 1

.

Диод VD2 заперт напряжением Uобр = 2U2Uд1. В нижнем плече течет ток iобр2. Напряжение на нагрузке и полезная мощность выпрямителя

Мощность, потребляемая от вторичной обмотки

.

КПД выпрямителя = Рн/Рп, где Рн, Рп – среднее значение мощности в нагрузке и действующее значение потребляемой мощности соответственно. Чем больше прямое напряжение на диоде и его обратный ток, тем меньше КПД выпрямителя.

Для высоковольтных выпрямителей важнее iобр, а для низковольтных Uд прям. Поэтому основными требованиями к статическим параметрам выпрямительных диодов являются: малое прямое напряжение и малый обратный ток при достаточно больших предельных прямых токах и обратных напряжениях.

КПД выпрямления зависит от частоты U1. С ростом частоты КПД выпрямителя уменьшается. Это связано с инерционностью диодов, которая проявляется при их запирании. Ранее открытый диод, например VD1, не может мгновенно восстановить высокое обратное сопротивление при смене полярности U2, поскольку в его базе накопился заряд носителей тока, имеющих конечную скорость перемещения (подвижности). В некотором смысле открытый диод подобен заряженному конденсатору, способному проводить переменный ток. Пока идет процесс рассасывания носителей в базе диода, в схеме существует короткозамкнутый контур, образованный вторичными полуобмотками трансформатора и обоими диодами. По этому контуру течет паразитный ток, снижающий КПД выпрямителя.

Быстродействие ППД повышают специальными физико-технологическими методами, например, использованием диффузионной технологии изготовления, вместо сплавной (что позволяет получать тонкие базы), а также введением примесей, снижающих время жизни носителей.

В работе исследуются и сравниваются динамические свойства сплавного и диффузионного диодов, рассчитанных на приблизительно равные токи.

Увеличение КПД низковольтных выпрямителей достигается применением диодов Шотки, имеющих меньшее прямое напряжение (Uд прям  0,5 В).

Опорные полупроводниковые диоды (стабилитроны) применяются в качестве эквивалентных источников эталонного напряжения в схемах стабилизированных источников питания и в схемах сравнения. На рис. 2 приведена простая схема стабилизатора постоянного напряжения, в которой нагрузка включена параллельно опорному диоду. Диод работает в режиме пробоя. Рабочая точка (РТ) находится на крутом и почти вертикальном участке обратной ветви ВАХ (рис. 3). При изменении входного напряжения или сопротивления нагрузки РТ перемещается по ВАХ ППД, ток через диод меняется, но напряжение на диоде остается практически неизменным, благодаря малому динамическому сопротивлению стабилитрона rст. Качество стабилизатора напряжения зависит от rст, технологического разброса напряжения стабилизации Uст и температурного коэффициента этого напряжения ст.

Рис. 2

Рис. 3

Расчет схемы при заданных Rн, Rн, Uвх max, Uвх min, Uст заключается в выборе типа диода и определения сопротивления ограничительного резистора

.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Снятие ВАХ полупроводниковых диодов (схема на рис. 4)

Получить у преподавателя диоды, по справочнику определить их тип и предельные параметры. При снятии ВАХ не выходить за границы параметров!

Рис. 4

Вставить первый диод в гнезда съемной панели. Подобрать резистор Rдоп, исходя из условия

,

Рис. 5

где Uвх max – максимальное вхо-дное напряжение внешнего источника (Uвх max = 30 В), I – максимальный прямой ток диода (для стабилитрона – максимальный ток стабилизации), PR – мощность используемых резисторов (2 Вт). Из двух рассчитанных значений Rдоп необходимо выбрать большее.

Включить параллельно диоду вольтметр АВО5-М, а параллельно измерительному сопротивлению Rн = 100 Ом – цифровой вольтметр В7-27. Изменяя входное напряжение и его полярность, снять ВАХ ППД в прямом и обратном направлениях. Повторить эксперимент с другими диодами, уточняя каждый раз Rдоп.

Построить ВАХ всех диодов и определить параметры кусочно-линейной аппроксимации (рис. 5).

2. Исследование низковольтного выпрямителя (схема на рис. 6)

Вместо источника постоянного напряжения подключить к схеме генератор звуковой частоты Г3-33 так, чтобы образовалась схема рис. 1 на двух низкочастотных диодах. Параллельно входу выпрямителя подключить вольтметр переменного напряжения В3-38, а параллельно нагрузке (Rн) – вольтметр постоянного напряжения АВО-5М. Установить U2 = 3…5 В и, поддерживая его неизменным с помощью регулировки выходного напряжения ЗГ, снять зависимость напряжения на нагрузке от частоты входного напряжения
Uн = (fU2). Рассчитать КПД выпрямителя по приближенной формуле = Uн/U2. Результаты занести в таблицу 1. Построить полученную зависимость.

Рис. 6

Таблица 1

fU2

50 Гц

500 Гц

5 кГц

50 кГц

200 кГц

Uн

Отключить от схемы нижний диод (снять перемычку).

Включить параллельно нагрузке осциллограф и зарисовать осциллограммы Uвх(t) и Uн(t) при f = 20 кГц.

Объяснить характер осциллограмм.

3. Измерение времени восстановления ППД (схема на рис. 7)

Вместо Г3-33 подключить на вход схемы генератор прямоугольного знакопеременного напряжения (смонтирован внутри лабораторного стенда). Оставить в схеме один выпрямительный диод. Включить параллельно нагрузке (Rн = 100 Ом) осциллограф и зарисовать осциллограммы Uвх(t) и Uн(t), объяснить характер Uн(t). Определить время рассасывания диода и постоянную времени процесса рассасывания по формуле

,

где Iпр, Iобр – амплитуды прямого и обратного тока через диод, tрас – интервал неизменного по амплитуде обратного тока (рис. 8).

Определить по осциллограмме постоянную времени спада обратного тока. Провести эксперимент с выпрямительным диодом другого типа. Сравнить полученные данные.

Рис. 7

Рис. 8

4. Испытание стабилизатора напряжения (схема на рис. 9)

Рис. 9

Получить у преподавателя исходные данные для расчета схемы. Рассчитать Rогр, используя снятую ВАХ стабилитрона и справочные данные. Собрать схему стабилизатора. Включить на вход источник постоянного напряжения и вольтметр АВО-5М, а на выход – В7-27А. Изменяя Uвх в заданных пределах, снять зависимость Uн = f(Uвх), определить Uн и Uвх. Рассчитать коэффициент стабилизации схемы, характеризующий ее качество по формуле

.

Uвых необходимо вычислять в заданном диапазоне изменения входного напряжения Uвх.

Содержание отчета

  1.  Схемы исследуемых устройств.
  2.  Результаты экспериментов по п.п. 1, 2.
  3.  Результаты расчетов и экспериментов по п.п. 3, 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28825. Почему «культурная революция» является составной частью «Большого скачка»? Каковы ее задачи 16.46 KB
  Иными словами сущность культурной революции это в первую очередь коренное качественное изменение субъекта культурноисторического процесса выражающееся в приобщении масс и каждого отдельного человека к сознательному историческому творчеству. Сущность культурной революции можно сформулировать и как социалистическое обновление условий и характера творческой деятельности в области культуры и системы распределения и потребления духовных ценностей и связанный с этим резкий культурный подъем общества. Основу ленинской концепции культурной...
28826. Эволюция советской политической системы в 20-30гг. Было ли неизбежно становление тоталитарного режима в СССР 15.43 KB
  Она поддерживалась всей мощью государства на всех уровнях.Тоталитаризм Одна из форм устройства авторитарного государства характеризующаяся его полным господством над всеми сторонами жизни; тоталитарный режим. Так происходит провоцирование ГОСУДАРСТВА на расширение его контрольных функций то есть подталкивание к ТОТАЛИТАРИЗМУ. В итоге общество получает полное огорчение по поводу деятельности ГОСУДАРСТВА и начинает ратовать за освобождение от тоталитаризма.
28827. Становление детской психологии в конце 19 н 20 в. 48.5 KB
  Предпосылками возникновения возрастной психологии явились запросы педагогической практики разработка идей развития в психологии появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования детей. Бюлера биогенетический закон периодизации психического развития. Эволюция как основа психологического развития. В основе развития психики лежит биогенетический закон.
28828. Кризис в психологии в начале XX века 53.5 KB
  Кризис в психологии в начале XX века Причины и значение открытого кризиса в психологии поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований а порой оказывалась и просто неадекватной им привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социальнополитических противоречий в буржуазном обществе.
28829. Глубинная психология 72.5 KB
  Во втором периоде 1906 1918 фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях Я Оно СверхЯ Я и Оно 1923. Структура личности функции Ид Эго Суперэго Ид располагается в бессознательном слое является энергетической основой личности в ид содержаться врожденные бессозн инстинкты инстинкт жизни и смерти; исключительно примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности. Развитие личности стадии Фундамент...
28830. Развитие идей Фрейда в неопсихоанализе 61.5 KB
  Развитие личности: решающая роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями. Согласно Хорни для нормального развития личности ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении все биологические нужды: в пище сне и т. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Описывая их роль в психическом развитии он доказал что...
28831. Бихевиоризм. Предпосылки бихевиоризма, критика традиционной психологии, влияние ассоциативной психологии. Философские основы бихевиоризма (прагматизм, позитивизм), понятие о предмете и методе психологии в бихевиоризме 34 KB
  4 Функциональная психология оказала определенное влияние на бихевиоризм психология должна стремиться быть более объективной и поэтому изучать поведение а не сознание душу или разум. Торндайк: психология должна исследовать поведение а не психические элементы или опыт сознания. псих изучать формирование поведенческих реакций и на этой основе изучать человеческое поведение как результат научения. предсказывать поведение человека в каждой конкретной ситуации и в последующем управлять этим поведением.
28832. Развитие необихевиоризма. Изменение представлений о структуре поведенческого акта 56.5 KB
  принципы поведения организмов стоящих на более низких ступенях развития аналогичны таковым принципам поведения организмов стоящих на более высоких ступенях развития. особое значение анализу поведения единичных организмов психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма. концепция оперантного поведения: Люди да и животные в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S R респондентное поведение или обусловливанием типа С стимульным. Последствия...
28833. Гештальтпсихология 82.38 KB
  Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.