12658

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНЫХ КАСКАДОВ УСИЛЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНЫХ КАСКАДОВ УСИЛЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Цель работы: Изучение транзисторных каскадов класса усиления расчет цепей смещения и стабилизации испытание каскадов и измерение их параметров. В кас...

Русский

2013-05-02

85.5 KB

19 чел.

PAGE  5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИСТОРНЫХ КАСКАДОВ УСИЛЕНИЯ
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Цель работы: Изучение транзисторных каскадов класса усиления, расчет цепей смещения и стабилизации, испытание каскадов и измерение их параметров.

В каскадах усиления сигналов переменного тока для создания заданного режима работы транзистора, характеризующегося коллекторным током Iк и напряжением коллектор-эмиттер Uкэ, применяются разнообразные схемы цепей смещения. Эти цепи необходимы для обеспечения определенных значений Iк и Uкэ и поддерживания этих величин в заданных пределах при изменении параметров транзисторов. Во всех схемах коллекторный ток зависит от величины напряжения питания, от величин сопротивлений в цепи смещения и от температурного изменения параметров транзистора и их технологического разброса. При изменении коллекторного тока изменяется положение рабочей точки, поэтому изменяются дифференциальные параметры транзистора, а следовательно, усилительные свойства каскада. При увеличении коллекторного тока увеличивается мощность, рассеиваемая в транзисторе, а это может привести к перегреву транзистора и его повреждению.

Исходными данными для расчета транзисторных каскадов являются сопротивление нагрузки Rн и максимальная амплитуда синусоидального напряжения на нагрузке Uнm. Следовательно, оказывается заданной максимальная мощность в нагрузке и максимальная амплитуда тока Iнm. Режим каскада должен быть выбран таким образом, чтобы из всей мощности переменного тока, развиваемой каскадом, возможно большая часть была выделена в сопротивлении нагрузки, подсоединенном к транзистору через конденсатор связи С2.

Схема каскада приведена на рис. 2.

Постоянная составляющая коллекторного тока Iк протекает только по резистору R1 (рис. 2). Переменная составляющая коллекторного тока Iкm разветвляется по двум цепям: одна – конденсатор связи С2 и нагрузка, другая – резистор R1 и источник напряжения питания Еп. При заданной величине сопротивления нагрузки желательно иметь R1 максимальным, чтобы в него ответвлялась возможно меньшая часть переменной составляющей коллекторного тока.

Так как заданы величины Iнm и Uнm, то они и определяют режим транзистора, т.е. постоянные составляющие коллекторного тока Iк и напряжения коллектор-эмиттер Uкэ. Для получения заданных Iнm и Uнm Iк и Uкэ должны изменяться лишь в заранее предусмотренных пределах при изменении обратного коллекторного тока Iк0 и коэффициента усиления по току транзистора . Поддержание в заданных пределах величин Iнm и Uнm необходимо для того, чтобы во всех случаях эти величины были достаточны для получения синусоидального напряжения Uнm и тока Iнm без искажений. Это достигается соответствующим расчетом цепи смещения, которая обеспечивает требуемый ражим и заданную его стабильность. Схема цепи смещения не определяет схемы включения транзистора по переменному току. Все три схемы включения транзистора – с общим эмиттером, общей базой и общим коллектором – могут быть осуществлены при неизменном режиме и неизменной схеме цепи смещения. От схемы включения транзистора по переменному току существенно зависят усилительные свойства каскада. При испытании рассчитанного каскада сравниваются свойства его при трех различных схемах включения транзистора.

Необходимо рассчитать цепь смещения транзистора, обеспечивающую требуемый режим работы и заданную стабильность и по результатам расчета смакетированть цепь смещения и проверить результаты расчета экспериментально.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА

Исходными данными для расчета служат заданные значения сопротивление нагрузки Rн и максимальная амплитуда напряжения на нагрузке Uнm.

Необходимо рассчитать режим работы транзистора и величины сопротивлений резисторов R1, R2, R3 и R4 цепи смещения транзистора.

Напряжение коллектор-эмиттер Uкэ может быть равным нулю, поэтому необходимо, чтобы мгновенное значение напряжения коллектор-эмиттер никогда не было бы меньше величины Uкэ min, значение которой обычно выбирается в пределах 1…2 В.

При повышении температуры переходов увеличивается коллекторный ток и уменьшается напряжение коллектор-эмиттер на величину Uкэ = 1…4 В.

Учитывая эти соображения, постоянную составляющую напряжения коллектор-эмиттер необходимо выбирать следующим образом:

.

Постоянная составляющая коллекторного тока Iк протекает только по резистору R1. Переменная составляющая коллекторного тока Iкm разветвляется по двум цепям: часть этого тока протекает по нагрузке, а другая – по резистору R1 в коллекторной цепи, замыкаясь через источник питания. При заданной величине сопротивления нагрузки желательно иметь сопротивление в коллекторной цепи максимально большим, чтобы в это сопротивление ответвлялась возможно меньшая часть переменой составляющей коллекторного тока.

Величина сопротивления R1 и постоянная составляющая коллекторного тока находятся следующим образом:

где Еп – напряжение питания схемы, 12 В;

U2 = (2…5) В – падение напряжения на сопротивлении R2;

Iк min – минимально возможная величина мгновенного значения коллекторного тока, 0,6…0,8мА, при меньших токах коллектора сопротивление транзистора значительно возрастает, и переходная характеристика становится существенно нелинейной.

Полученная в результате расчета величина сопротивления резистора R1 должна превышать заданную величину сопротивления нагрузки Rн. В противном случае каскад будет иметь низкий коэффициент усиления по току. Величину сопротивления R1 можно менять, изменяя принятые значения Uкэ, U2 и Uкэ min.

Получение в каждом каскаде усилителя определенной стабильности коллекторного тока является совершенно необходимым условием. Требования к цепям смещения заключаются в возможности создания коллекторного тока заданной величины и в обеспечении минимального влияния изменения параметров транзистора на полный коллекторный ток. Непосредственно стабильность коллекторного тока определяет величина коэффициента нестабильности Si, которая показывает существующее в каскаде соотношение между допустимым изменением коллекторного тока Iк и коэффициента вариаций А, который учитывает возможные отклонения параметров транзистора Iк0 и от номинальных значений

,

где Iк – постоянная составляющая коллекторного тока;

Iк = 30 мкА – возможное изменение коллекторного тока из-за нагрева транзистора и технологического разброса;

= 0,94 – коэффициент усиления транзистора по току в схеме с общей базой;

 = 0,05 – возможное отклонение коэффициента усиления от номинала из-за нагрева транзистора и разброса параметров.

Величина коэффициента нестабильности определяется по формуле

,

Если в результате расчета получен Si < 1,5 или Si > 8, то следует изменить принятые значения величин Uкэ, U2, Uкэ и повторить расчет.

Теперь с учетом режима работы транзистора и стабильности этого режима можно приступить к расчету сопротивлений цепи смещения:

.

где Iк0 = 5 мкА – обратный ток коллектора.

По окончании расчета необходимо предъявить результаты преподавателю.

После проверки расчетов следует подобрать резисторы с требуемой величиной сопротивления (допускается 10%-ное отклонение от расчетной величины) и установить их в соответствующие гнезда стенда. В случае необходимости возможно использование двух резисторов для получения параллельного соединения (для второго резистора соответствующие гнезда во втором ряду).

ПРОВЕРКА РАСЧЕТА УСИЛИТЕЛЬНОГО КАСКАДА

В собранном каскаде необходимо проверить режим работы транзистора по постоянному току и сравнить с расчетными данными.

Порядок проверки

  1.  Отключить от панели датчик сигнала.
  2.  Отключить от выхода усилительного каскада нагрузку.
  3.  ВКЛЮЧИТЬ СТЕНД.
  4.  Вольтметром постоянного тока измерить напряжение U2 на резисторе R2.
  5.  Вольтметром постоянного тока измерить напряжение Uкэ транзистора VT1.
  6.  Вольтметром постоянного тока измерить напряжение UR1 на резисторе R1.
  7.  Вольтметром постоянного тока измерить напряжение питания схемы.
  8.  По известным величинам UR1 и R1 вычислить ток Iк.
  9.  Результаты измерений и вычислений сравнить с расчетными величинами. Совпадение этих результатов с точностью 10% можно считать удовлетворительными.
  10.  ВЫКЛЮЧИТЬ СТЕНД.

ИССЛЕДОВАНИЕ УСИЛИТЕЛЬНОГО КАСКАДА

Задача исследования – проверить усилительные свойства каскадов с общим эмиттером, общей базой и общим коллектором, собранных при неизменном режиме и неизменной цепи смещения.

Рис. 1

  1.  Собрать каскад по схеме с общим эмиттером (ОЭ) (рис. 1).
  2.  Подключить ко входу каскада датчик синусоидального напряжения (диапазон 0,1 В). Датчик должен быть выведен в нулевое положение.
  3.  Подключить к выходу каскада нагрузку, предварительно установив ее заданную величину (на стенде – переключатель Rн2).
  4.  Подключить осциллограф и вольтметр В3-38 на выход усилительного каскада.
  5.  ВКЛЮЧИТЬ СТЕНД.
  6.  Плавно подавая сигнал на вход каскада, установить на нагрузке напряжение, соответствующее заданному амплитудному значению Uнm. (Вольтметром В3-38 измеряется действующее значение напряжения).
  7.  По осциллографу проверить форму напряжения на нагрузке. Если форма отличается от синусоидальной (ограничивается верхняя или нижняя полуволна напряжения), уменьшить входной сигнал до получения неискаженного напряжения на нагрузке.
  8.  Вольтметром В3-38 измерить напряжение на нагрузке.
  9.  Переключив вольтметр на вход усилительного каскада, измерить величины напряжения и тока сигнала.
  10.  Результаты измерений занести в таблицу 1 (см. содержание отчета).
  11.  ВЫКЛЮЧИТЬ СТЕНД.
  12.  Собрать каскад по схеме с общей базой (ОБ)(рис. 2).
  13.  Выполнить для этого каскада пункты 2–10. При необходимости переключить датчик на диапазон 1 В.
  14.  ВЫКЛЮЧИТЬ СТЕНД.
  15.  Собрать каскад по схеме с общим коллектором (ОК) (рис. 3).
  16.  Выполнить для этого каскада пункты 2–10. При необходимости переключить датчик на диапазон 10 В.
  17.  ВЫКЛЮЧИТЬ СТЕНД.
  18.  Вычислить величину тока нагрузки и значения коэффициентов усиления по напряжению, току и мощности, а также входных сопротивлений каскадов. Результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1

Тип
каскада

Результаты измерений

Результаты расчетов

Uн, В

Uc, В

Ic, мА

Iн, мА

ki

ku

kp

Rвх, кОм

ОЭ

ОБ

ОК

Рис. 2

Рис. 3

Содержание отчета

  1.  Подробный расчет цепей смещения и стабилизации каскада..
  2.  Схемы каскадов рис. 1, 2, 3.
  3.  Результаты проверки режимов каскадов.
  4.  Таблица по результатам измерений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9189. jQuery - библиотека JavaScript, фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML 34.95 KB
  JQuery jQuery - фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML. Библиотека jQuery помогает легко получать доступ к любому элементу DOM, обращаться к атрибутам и содержимому элементов DOM, манипулировать ими....
9190. Використання бібліотек. Поєднання клієнтських та серверних сценаріїв у рамках технології AJAX 47.5 KB
  Використання бібліотек. Поєднання клієнтських та серверних сценаріїв у рамках технології AJAX Мета роботи - розглянути взаємодію серверних та клієнтських технологій, ознайомитися з перевагами та недоліками використання технології AJAX. Визначит...
9191. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФРАЗ ИЗ ТЕКСТА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ 1.95 MB
  Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России..
9192. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе 23.94 KB
  Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культу...
9193. Сущность, структура и функции процесса обучения 26.41 KB
  Сущность, структура и функции процесса обучения Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владе...
9194. Структура педагогической деятельности 26.3 KB
  Структура педагогической деятельности Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (пл...
9195. Цели, содержание и структура непрерывного образования 16.62 KB
  Цели, содержание и структура непрерывного образования Образование - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения...
9196. Эмоционально-волевая сфера личности 27.6 KB
  Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...
9197. Усі уроки української літератури 5 клас 3.75 MB
  ПЕРЕДМОВА Чи люблять, чи хочуть діти вчитися? Чи цікаво їм на уроках? Яких уроків вони чекають? Якими задоволені? Звичайно, на ці та аналогіч­ ні питання однозначно відповісти важко. Проте зрозуміло: сірі, одно­ манітні, нецікаві уроки викличуть не ...