12706

Организация военно-патриотического воспитания подростков на примере деятельности клуба Мужество

Курсовая

Педагогика и дидактика

Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение.

Русский

2014-12-07

270.5 KB

171 чел.

PAGE  32

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Теоретические основы патриотического воспитания подростков 6

1.1. Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципы 11

1.2. Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте 17

Глава 2. Воспитание патриотических чувств у подростков 22

2.1. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений 24

2.2. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений 30

2.3. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений 33

Глава III. Организация и методы исследования 36

3.1 Организация исследования. 39

3.2 Результаты исследования и их обсуждения 42

Заключение 46

Библиографический список 48

Введение

Актуальность. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов. Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.

В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военном- патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах. Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В., Голикова Л., Чайкиной Л., Котика В., Казея М., Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков -  сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.

В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно-правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач  школы, ведь детство и юность -  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм -  одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

С начала реформ в системе образования в 90- х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.

Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально- личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств. Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу -  отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния  углубляющегося духовного кризиса.

Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение. Забвение этой работы привело к перекосам в общественной и государственной жизни. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся. Таким образом выросла необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях.

Цель работы: обоснование организации работы военно-патриотического клуба "Мужество"

Объект:  Военно-патриотическое воспитание.

Предмет исследования: организация военно-патриотического воспитания подростков.11-14 , 15-17 лет.

Задачи:

  1.  Организация физического воспитания подростков в клубе "Мужество".
  2.  Организация патриотического воспитания старших школьников в клубе.
  3.  Установить эксперимент на улучшения военно-патриотического отношения подростков.

Гипотеза исследования. Предполагает, что военно-патриотического воспитания будет более эффективным если привлекать молодежь к участию в спортивных играх, рассказывать лекции о военных действиях.

Глава 1.  Теоретические основы патриотического воспитания подростков

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине - государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача - воспитание у детей готовности защищать свою страну.

Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами социалистических стран, с трудящимися всего мира, нетерпимости к расовой и национальной неприязни, ненависти к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. 2011)

Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся в лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.

Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.

Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины. Это соответствует ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу.(Основы безопасности жизнедеятельности №№ 8,9 2003.)

Начальная военная подготовка молодежи проводится в девятых - десятых классах общеобразовательных школ, в средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Она имеет своей целью помочь юношам получить военные знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны.

Начальная военная подготовка неразрывно связана с военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.

Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии или на флот, успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.

Военная психология выполняет важные теоретические, познавательные функции и вместе с тем является военно-прикладной отраслью общей психологии. Она активно участвует в совершенствовании способов боевой деятельности, практики обучения, воспитания, повышение эффективности партийно-политической работы, научном обеспечении военно-профессионального отбора, конструирования оружия и боевой техники. В соответствии с этим военная психология решает следующие основные задачи:

изучение влияния условий воинской деятельности на психику воинов и психологию воинских коллективов. Изучается влияние уставного порядка службы, бытовых условий подразделения, казармы, условий учебы; выявляется влияние па воина и воинский коллектив особенностей различных видов боя, воздействие поражающих факторов оружия массового поражения противника, опасности, разного рода лишений и трудностей;

определение психологической характеристики деятельности воинов и воинских коллективов. С этой целью изучаются служба, учеба, отдых, общественная деятельность, взаимоотношения, коллективные действия и поступки, характерные для мирного времени. Изучаются также действия воинов и воинских коллективов в бою, учебе, на отдыхе, характерные для военного времени;

Особо следует сказать о связях между военной психологией и педагогикой. Длительное время они развиваются как единая система знаний. И это вполне закономерно. У них общий объект исследования -- воин и воинский коллектив; общая направленность исследований -- повысить эффективность обучения и воспитания воинов, а также уровень руководства ими. Взаимообогащая и дополняя друг Друга, военная психология и военная педагогика в единстве обеспечивают более глубокую разработку важнейших проблем человеческого фактора в Вооруженных Силах.

Юношескому возрасту свойственны и определенные трудности становления и роста. Нередко проявляются категоричность и незрелость суждений и оценок, преобладание эмоциональных форм поведения, групповая замкнутость, неумение применять ранее полученные знания, отсутствие самокритичности.

Одновременно с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и победе, коллективизм и войсковое товарищество.

Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни.

1.1. Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципы

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема  патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально- экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п. Термин «патриотизм» употребляется не только в научно- исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина  очень велик: от идеально- возвышенного до ругательно-унизительного. [20]

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии Кравцова И.Е.: «Патриотизм -  это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм -  это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Харламов И.Ф. рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [1, 60]

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально- экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты. Коменский Я.А. отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся подросткового возраста и др.). Макаренко А.С.  отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству". Сухомлинский В.А. подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" -  патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это -  твоя Родина.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно- нравственные ценности нации.  Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Путин В.В. в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями . Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:

  •  большая часть, которой не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом;
  •  резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть которой находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.;
  •  ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;
  •  усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально- экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  •  во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно- нравственного обогащения;
  •  во- вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  •  в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  •  в четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально- нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  •  в-пятых, истинный патриотизм -  в его духовности.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. В связи с этим мнением, стиль учителя при организации воспитательном- образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота. Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. К  их числу относятся:

  •  обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;    
  •    обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  •  диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  •  интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;   
  •      опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  •  опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  •  координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

1.2. Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте

Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Основу  процесса военного и патриотического воспитания должно быть не только сбалансированы, взаимосвязаны, но и субординированы между собой. Принимая во внимание, что основной целевой группой рассматриваемого процесса является молодежь допризывного возраста от 7 до 17 лет, его содержание будет обусловливаться, прежде всего, различием социально-психологических, возрастных и иных особенностей тех или иных категорий детей и молодежи,  иметь многоплановый и насыщенный характер, разделенный в силу его продолжительности на несколько этапов. Деление процесса на этапы не должно нарушать его целостности и непрерывности, поскольку все его содержание направлено на достижение конечного результата - подготовку гражданина к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В зависимости от основного содержания, направленности и других параметров этого процесса целесообразно выделить следующие его основные этапы.

Первый этап - начальный, призван заложить основы формирования патриотизма, стремления стать достойным гражданином Отечества и его защитником. Продолжительность - 4 года (аналогично начальному периоду обучения в общеобразовательной школе (1-4 классы). Возрастные границы детей - 7-10 лет включительно. Основное содержание и направленность этапа- формирование и развитие  у детей познавательных и мотивационных потребностей и интересов, вызывающих активное и позитивное отношение к необходимости защиты Отечества, стремление к личному участию в ней. Это достигается всемерной активизацией психических познавательных процессов, развитием индивидуальных особенностей личности ребенка посредством, прежде всего, многообразия игровых форм, методов и методик учебно-воспитательной деятельности. Этап  ориентирован на формирование и развитие основных патриотических ценностей, чувств, нравственных качеств, социально значимых ориентиров, в т.ч. осознание личной ответственности за судьбу Отечества. В процессе деятельности даются первоначальные основы технической и военно-технической подготовки, осуществляются развитие физической культуры, приобщение к отдельным видам спорта, в т.ч. к военно-прикладным, вырабатываются начальные  трудовые и иные социально значимые навыки, в т.ч. военной направленности.

Второй этап - подготовительный. В ходе него формируются основные элементы готовности к защите Отечества и военной службе, связанные не только с осознанием подростками их необходимости, но и с пониманием значения требуемого уровня личной подготовки к выполнению воинского долга, важности постоянного и активного участия в ней в системе ДОСААФ России. Продолжительность - 4 года (аналогично второй - средней - ступени обучения в общеобразовательной школе (5 - 9 классы).  Возрастные  границы  подростков - 11-14 лет включительно. Основное содержание и направленность этапа. Приоритетным является военно-гуманитарный компонент формирования готовности. Патриотическое воспитание приобретает большую социально значимую направленность, становится практико-ориентированным. Военно-патриотическое воспитание  постепенно особенно к завершению этапа становится главным направлением патриотического воспитания. Участие подростков в военно-патриотической деятельности (конкретных мероприятиях) становится более осознанным, реально значимым и характеризуется не только многоплановостью, но и напряженностью вследствие повышения степени регулярности и уровня подготовленности проводимой учебно-воспитательной работы. По сравнению с предыдущим на этом этапе значительно возрастает количество проводимых учебных занятий по базовым компонентам подготовки (военно-технического, специального и военно-спортивного). Большее внимание уделяется подготовке и организации мероприятий комплексного характера, сочетающих самые различные формы военно-патриотического воспитания и подготовки подростков к защите Отечества и военной службе и имеющих ощутимую продолжительность во времени (от нескольких дней до нескольких недель): оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, походы, экскурсии, участие в поисковой деятельности, фестивали, смотры-конкурсы и др.

Не меньшее значение имеет целенаправленное формирование нравственных, патриотических, социально значимых и иных позитивных ценностей, принципов, качеств, привычек. Это достигается посредством постоянного вовлечения подростков в систему самых различных мероприятий, предполагающих их активное участие в реальной и хорошо организованной деятельности под руководством опытных педагогов-воспитателей. Процесс формирования будущих защитников Отечества неразрывно связан с целенаправленной воспитательной работой по преодолению у них негативных взглядов, убеждений, привычек, анти и псевдоценностей.

Третий этап - основной, военно-ориентированный. По его завершении обеспечивается формирование основных социально значимых, нравственных и патриотических ценностей, взглядов, принципов, качеств юношей и минимальный уровень их готовности к военной службе.     Продолжительность - 2 года (аналогично завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе (10 - 11 классы). Возрастные границы юношей - 15-17 лет. Основное содержание и направленность этапа. Базовые компоненты подготовки приобретают доминирующее значение. Приобретенные школьные знания способствуют значительному повышению уровня учебных занятий по военно-технической (специальной) подготовке, что позволит использовать более сложные и эффективные программы и конкретные методики. Возросший уровень физического развития в юношеском возрасте позволяет значительно активизировать подготовку по отдельным особенно военно-прикладным видам спорта. Первый и четвертый компоненты реализуются преимущественно в интегрированном виде (в рамках этих двух направлений). При этом повышенное внимание уделяется мотивации юношей, формированию у них устойчивых позитивных установок в отношении готовности к защите Отечества и военной службе, интереса к Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам, к роли и значению военной деятельности как фактору обеспечения стабильности и безопасности в обществе, одному из непременных условий благополучия и нормальной жизни российских граждан. Большое воздействие на качественное формирование будущих защитников Отечества оказывают занятия по основам военной службы, пятидневные учебно-полевые сборы, военно-спортивные игры, другие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к воинской деятельности. Благодаря этому юноши приобретают знания, навыки, умения и качества, необходимые для начального периода военной службы. Таким образом, с учетом специфики каждого этапа обеспечение эффективности формирования у детей и молодежи всесторонней готовности к защите Отечества и военной службе как долговременному процессу  предполагает:

  •  сохранение единства и тесной взаимосвязи между всеми основными компонентами этой деятельности на каждом ее этапе (целей, задач, принципов, содержания);
  •  согласованное и взаимосвязанное использование оптимальных программ, проектов, форм, методов, спецметодик, средств, технологий;
  •  систематизацию и последовательность данной деятельности в различных ее звеньях (в ДОСААФ и во взаимодействующих с ним структурах, организациях и общественных объединениях);
  •  установление координационно-субординационных связей и оптимального взаимодействия на различных этапах и уровнях процесса формирования готовности;
  •  взаимосвязь данной деятельности с другими направлениями в воспитании в целях формирования у детей и молодежи готовности к защите Отечества и военной службе. [25]

Глава 2. Воспитание патриотических чувств у подростков

Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только  среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей  страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательного предпочтения добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к развитию и нравственному самосовершенствованию.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школь ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане нельзя недооценивать.  Смысл заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоя тельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросу патриотического воспитания, то это позволит вырастить поколение людей убежден ных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

2.1. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений

Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов. Потребностно-мотивационный компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей- патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Богатый материал по этим вопросам содержит программа по истории: Куликовская битва, ратный подвиг Александра Невского, мужество купца Минина и князя Пожарского, героическое отражение нашествия полчищ Наполеона, всенародная борьба против немецко-фашистских захватчиков и т.д. Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма и межнационального содружества, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (Пушкин А.С. , Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Гоголь Н.В., Шолохов М.А., Купала Я., Колас Я., Твардовский А.Т. и др.). [19, 21]

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.          Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности указанных нравственных качеств и способов их проявления в различных видах деятельности и поведения личности. В этом плане опять-таки широко используются большие возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, языкам и т.д. Разве, например, не вызывают у учащихся восхищения открытия Лобачевского Н.И. в математике, Менделеева Д.И. в химии, Попова А.С.  в радиотехнике, Королева С. П. в космической технике, которые укрепляли приоритет отечественной науки в мире!

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно- художественные концерты, фольклорно- этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д. Вместе с тем необходимо, чтобы эта забота пробуждала у учащихся чувство привязанности к родным местам, сопровождалась яркими эмоционально- чувственными переживаниями. Именно это положение имел в виду Толстой Л.Н., когда писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней". Несколько в иной форме эту же мысль высказывал выдающийся русский писатель Леонов Л.М.: "Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь".

Весьма большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык. Формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений достигается только при условии, если знания учащихся по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений существенно важно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала и быть насыщенной яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально- интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационный сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов. Формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Основным средством для решения этой исключительно важной и сложной задачи является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д. Если эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно- мотивационной сферы, интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.

Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы. Вот учащиеся изучают замечательную повесть Гоголя Н.В. «Тарас Бульба». Патриотический подвиг Тараса и его сына Остапа, как правило, не оставляет учащихся равнодушными. Он вызывает у них чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю. Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать формированию у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений, классный руководитель одной из средних школ использовал следующую ситуацию. Класс выезжал отдыхать в Махачкалу (Дагестан). Там была организована экскурсия учащихся по городу. Экскурсовод познакомил ребят не только с памятниками архитектуры и с историей города, но и с национальными обычаями и традициями горцев. Семиклассники всерьез заинтересовались историей дагестанского народа. Учитель же умело использовал ситуацию, чтобы поддержать этот интерес.  По возвращении домой учащиеся прочитали книги по истории Дагестана, об архитектурных памятниках этого края, о художественных промыслах и обсудили их в классе. Затем стали собирать материал об обычаях этого народа. Оказалось, что I наиболее ценными у дагестанцев считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, моральная и материальная взаимопомощь друг другу, внимание и забота старших детей по отношению к младшим и т.д. По материалам, которые собрали ребята, был проведен классный час.

Как видим, использованные учителями и классными руководителями формы и приемы воспитательной работы были различными, но все они так или иначе создавали ситуации, которые вызывали у учащихся положительные эмоции и переживания, побуждали их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры межнациональных отношений.

2.2. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений

Этот компонент включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

Прежде всего, нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это имел в виду Толстой Л.Н., когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

В иной форме, но об этом, же уже в наше время писал широко известный русский писатель Л.М. Леонов. «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому месту, где живешь». Классный руководитель одной из школ при проведении с шестиклассниками беседы «С чего начинается Родина?» использовал небольшой отрывок из пьесы Симонова К. «Русские люди». В нем автор словами разведчицы Вали Анощенко говорит: «Родина, Родина. Наверное, что- то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две березки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю».

Эти представления и чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у учащихся представления о природе родного края. На занятиях по зоологии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ресурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.

Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. Для этого используются экскурсии в природу, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в работе кружка «Юный натуралист» и т.д. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.

В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. Чтобы эффективно использовать содержание обучения для обогащения учащихся знаниями по вопросам патриотизма и межнациональных отношений, необходимо, чтобы каждый учитель хорошо осознавал тот конкретный материал по своему предмету, который следует использовать при решении этой проблемы. Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма и культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся- подростков становятся гораздо шире и глубже и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание

2.3. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений

Как известно, усваиваемые человеком знания по указанным вопросам не всегда определяют соответствующие этим качествам умонастроение и поведение. Здесь многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для него личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личностном плане эти принципы, или мотивы, деятельности и поведения приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет важнейшую задачу воспитания у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений. Процесс этот представляет большую методическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями. Как уже отмечено, его составными элементами выступают следующие: возбуждение у учащихся глубоких эмоциональных переживаний в системе учебно-воспитательной деятельности по овладению идеями патриотизма и культуры межнациональных отношений, умелое использование положительных примеров глубокой патриотической убежденности и включения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассматриваемых вопросов. Именно в таком направлении осуществляется воспитательная работа в школах по решению данной проблемы.

Чтобы придать воспитательной работе эмоциональный характер с Целью ее глубокого влияния на сознание и чувства учащихся и выработки у них соответствующих взглядов и убеждений, учителя не упускают случая использовать для этого яркий фактический материал. Содержательно и с эмоциональным накалом проводится урок истории в школе по теме «Крымская война. Героическая оборона Севастополя». Подчеркивая патриотизм офицеров русской армии, учительница приводит конкретные примеры их воинских подвигов, обращая внимание учащихся на их беззаветное мужество и героизм. Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально- освободительных войн. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Очень часто такой прием используется учителями литературы, когда школьники изучают жизненный и творческий путь того или иного писателя. Чтобы понять истоки патриотизма и нравственной красоты его произведений, школьникам необходимо глубоко осмыслить, как формировались его мировоззрение, творческая индивидуальность, гражданская позиция. Примеров патриотического служения своему народу можно найти множество.

Но учителя не ограничиваются активизацией познавательной деятельности учащихся и побуждением их к глубокому восприятию идей патриотизма и культуры межнациональных отношений. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. С этой целью на уроках литературы, например, учителя, используют проблемные вопросы, по которым у учащихся возникают различные суждения и мини- дискуссии. Учителя нередко обращаются к учащимся с такими вопросами: «Можно ли быть настоящим патриотом в 15–16 лет?», «Иногда критикуют так называемый словесный патриотизм. Является ли подобная критика абсолютно правильной?», «Можно ли себя готовить к патриотическим подвигам?», «Чем отличается культура межнациональных отношений от национализма и шовинизма?» и т.д. Конечно, подобные дискуссии и диспуты не могут проводиться слишком часто. Их надо тщательно готовить, придавать им высокую содержательность с тем, чтобы каждый из них стал для учащихся запоминающимся событием, глубоко запечатлевался в их сознании, затрагивал их чувства. Нельзя забывать, что для установления прочных взглядов и особенно убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально- интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.

Однако устойчивость и прочность взглядов и убеждений достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально- эмоциональных переживаний и поведения. Только те убеждения действенно определяют моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках. Это требует такой организации воспитательной работы, которая способствовала бы формированию у школьников чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Глава III. Организация и методы исследования

  1.  
    1.  
    2.  
    3.  
    4.  
    5.  
    6.  
    7.  
    8.  
    9.  
    10.  
    11.  

Патриотическое воспитание

Физическое воспитание

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно-значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  •  утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  •  создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
  •  воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  •  привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
  •  привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;
  •  формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

  1.  оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);
  2.  образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);
  3.  воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

  1.  принцип всестороннего гармоничного развития личности;
  2.  принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
  3.  принцип оздоровительной направленности.

  1.  Организация исследования

Исследование проводилось в военно-патриотическом клубе “Мужество”. В исследовании приняло участие 25 детей подросткового возраста, которые только начали заниматься в данном клубе. Испытуемым в начале учебного года был выдан тест для выявления у них уровня военно-патриотического воспитания на начало занятий, который был составлен по книге Миронов С.К.,Миронов В.К., Карташева Т.А. “ Тесты по ОБЖ, 10-11 класс”.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  •  теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  •  анкетирование;
  •  педагогические контрольные испытания;
  •  педагогический эксперимент;
  •  методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников. Теоретический поиск осуществлялся на всех этапах научно-исследовательской работы. Анализу подвергались литературные источники отечественных и зарубежных авторов, учебно-методические пособия, диссертации, авторефераты диссертаций различные нормативно-правовые документы сферы физической культуры и спорта и другие материалы по проблеме исследования. Систематизация, обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволил точнее понять сущность исследуемого процесса, определить наиболее рациональные способы поисковой деятельности, уточнить методологию, цель и гипотезу исследования.

Анкетирование как метод исследования использовался с целью получения необходимой информации от учащихся. Использовалась самостоятельно разработанная анкета (приложение №.1) цель которой выяснение, насколько у учащихся развит позновательный интерес к предмету и степень его важности для каждого.

Педагогический эксперимент - предполагалось, что занятия по физической культуре в экспериментальной группе,  проводимые на основе компетентностного подхода приведут к эффективному решению образовательных задач уроков (овладение техникой двигательного действия, формирование исследовательских умений).

Методы математической статистики - опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надёжность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала (напр., оценить необходимый объём выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании).

Критерий достоверности различий (t – критерий Стьюдента) рассчитывается по формуле:

t = X1 – X2

√¯m1²+m2²,

где Х1 – средняя арифметическая величина результатов после традиционной разминки;

Х2 - средняя арифметическая величина после силовой разминки;

m1 – стандартная ошибка среднего арифметического значения результатов ;

m2 - стандартная ошибка среднего арифметического значения результатов ;

Для того, чтобы высчитать m1 и m2, нужно вычислить δ1 δ2, (δ – сигма, - стандартное отклонение):

δ = Хmax – Хmin ,

¯¯¯¯¯K¯¯¯¯¯

где Хmax – наибольший показатель в выборке; Хmin – наименьший показатель в выборке; К – табличный коэффициент

По специальной таблице, определяется достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f = n1 + n2 – 2. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средними арифметическими результатами, считаются достоверными.

Тест. Боевые традиции Вооруженных Сил. Патриотизм и верность воинскому долгу - важнейшие качества защитника Отечества.

  1.  Дополните фразу: «Гражданин РФ, проходящий службу в рядах Вооруженных Сил РФ, является _________». (1 балл)
  2.  Назовите основные функции военнослужащего. (2 балла)
  3.  Составьте фразу из фрагментов (ответы представьте последовательностью букв, например : д, а ..потом запишите эту фразу в опросный лист или в свою рабочую тетрадь):
  4.  служащие своему народу при защите Российской __________;
  5.  Отечество предполагает верность военнослужащего Военной _______;
  6.  перенесение трудностей военной службы;
  7.  выполнение обязанностей военнослужащего по защите;
  8.  __________ Федерации, выполнение воинского долга, стойкое ______;
  9.  присяге, беззаветное мужественное, не щадящее ни себя, ни своей жизни; (5 баллов)
  10.  Дополните фразу: «Для успешного выполнения своего предназначения военнослужащий должен быть ___________ своей Родины ». (1 балл)
  11.  Назовите основные составные части понятия «Патриотизм ». (4 балла)
  12.  Дополните фразу: «Географическое место расположение страны, в которой родился конкретный человек, социальная и духовная среда, в которой он вырос, называется _________ или _________. (2 балла)
  13.  Важным качеством любого гражданина, в том числе и военнослужащего, является _________ перед Родиной. (1 балл)
  14.  Дополните фразу: «Нравственно- правовые нормы поведения военнослужащего, связанные с защитой Отечества, называются ____ (1 балл)
  15.  Назовите основные обязанности, которые налагают выполнение воинского долга на военнослужащего в мирное время. (4 балла)

Правильные ответы на тест.

  1.  ______ военнослужащим;
  2.  Защитник Отечества, поэтому он готовит себя к осуществлению защиты и при необходимости осуществляет ее.
  3.  г, б, е, а, д, в.
  4.  ___ патриотизм.
  5.  Любовь к Родине, своему народу, гордость за успехи и победы народа и горечь за неудачи и поражения.
  6.  ___ Родиной, Отечеством.
  7.  ___ долг.
  8.  ___ долгом.
  9.  ___ воинским долгом.
  10.  Глубокое сознание личной ответственности каждого гражданина за защиту Родины; мастерское владение оружием и военной техникой; постоянное совершенствование морально- психологических и боевых качеств.

После чего результаты обрабатывались следующим образом:

  •  Оценка «отлично»: 20-22 балла
  •  Оценка «хорошо»: 19-15 баллов
  •  Оценка «удовлетворительно»: 14-12 баллов.
  •  Оценка «неудовлетворительно»: менее 11 баллов.

После этого дети на протяжении всего года занимались рукопашным боем, играли в игру “Зарница”. Слушали лекции направленные на военные действия, смотрели патриотические фильмы, встречались с ветеранами, и слушали о второй мировой войне из первых уст.

  1.  Результаты исследования и их обсуждения

В таблице 1 приведены результаты опроса до и после проведения эксперимента.

Таблица 1

Динамика результатов анкетирования

Фамилия, имя

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Бардаков Игорь

2

4

Терещенко Олег

3

4

Гусаров Пётр

3

5

Обухов Константин

4

5

Тудвасев Илья

2

3

Лихачев Андрей

3

4

Окулов Олег

4

4

Золотарев Василий

3

5

Чернобровкин Антон

3

4

Городилов Роман

3

4

Старцев Александр

4

5

Дедов Виталий

2

4

Андров Николай

2

3

Волков Сергей

3

5

Бондаренко Стас

4

5

Носков Виктор

3

5

Жигулев Юрий

3

4

Анисимов Константин

2

4

Круглов Артем

2

4

Быстров Илья

3

4

Копотев Никита

3

5

Иванов Стас

3

5

Петров Данил

3

5

Лазуков Егор

2

4

Антонов Павел

4

5

Среднее значение

2,92

4,36

Из результатов таблице видно что показатели военно-патриотического воспитания улучшились. Сравним результаты до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента.

Применение данного метода приводит к улучшению результатов военно-патриотического воспитания (t=10.28; p<0,001).

Таблица 1

Процент прироста показателей

Фамилия, имя

Проценты

Бардаков Игорь

100

Терещенко Олег

33,3

Гусаров Пётр

66,6

Обухов Константин

25

Тудвасев Илья

50

Лихачев Андрей

33,3

Окулов Олег

0

Золотарев Василий

66,6

Чернобровкин Антон

33,3

Городилов Роман

33,3

Старцев Александр

25

Дедов Виталий

100

Андров Николай

50

Волков Сергей

66,6

Бондаренко Стас

25

Носков Виктор

66,6

Жигулев Юрий

33,3

Анисимов Константин

100

Круглов Артем

100

Быстров Илья

33,3

Копотев Никита

66,6

Иванов Стас

66,6

Петров Данил

66,6

Лазуков Егор

100

Антонов Павел

25

Среднее значение

49,3

По данным таблице 2 видно, что военно-патриотическое воспитание у детей подростков выросло в среднем на  49,3151%. Можно с уверенностью сказать, что гипотеза экспериментально подтвердилась.

Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства.

В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.  Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно- нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это -  твоя Родина.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития

Клуб “Мужество” в котором проходил эксперимент значительно отличается от подобных клубов, в которых преподаются боевые искусства. В Нем по мимо этого просматривают патриотические фильмы, слушают лекции на укрепление патриотического воспитания.

Эксперимент, который поставлен на улучшения военно-патриотического воспитания детей показал, что уровень воспитания увеличился, тем самым гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.

Библиографический список

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.

2. Адаменко С.  Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 -  № 4 – С.  23.

3. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. -  М., 2005.

4. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. -  Рязань, 2001. – с. 9.

5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // -  2005 -  № 6 – С.  59.

6. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. -  Ташкент, 2005. - с. 47.

7. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8 – С.  17.

8. Историческое краеведение / Под ред. Матюшина Г- Н. -  М.,2003.

9. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. -   Рязань, 2001. - с.  7- 9.

10. Ильин Е.П. Психология воли. -  СПб., 2000. -  с. 114- 254.

11. Ивашкин В.С.  Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. -   Рязань, 2001. -  с.  19- 23.

12.Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 2004 -  №5 – С.  52.

13. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.

14. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. -  М., 2005. - с.  17.

15. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. -   Рязань, 2001. -  с.  16- 19.

16. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. -  М., 2005. -   с.  23.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -  СП., 2006. -  с. 34- 78.

18. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. -  М., 2003. - с.  26.

19. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. -  Рязань, 2002. - с. 13.

20. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. -   Рязань, 2000. -  138 - с.  3- 23.

21. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. -  СПб., 2002. - с.  32   

22. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс.  М., 2004. -   с. 38.

23. www.bibliofond.ru- Военно-патриотическое воспитание детей  

24. www.festival.1september.ru- Военно-патриотическое воспитание детей  

25. www.coolreferat.com - Военно-патриотическое воспитание детей  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72608. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 13.72 KB
  С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями долями активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации: приобретение лицом группой лиц голосующих акций акционерного общества если такое лицо группа лиц получает право...
72609. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц 14.13 KB
  Закон о защите конкуренции устанавливает упрощенные правила контроля за экономической концентрацией для сделок иных действий которые совершаются лицами входящими в одну группу. Основание для упрощения правил – наличие между лицами входящими в одну группу тесной организационной...
72615. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 17.7 KB
  В случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации...
72616. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 15.99 KB
  С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: слияние коммерческих организаций за исключением финансовых организаций если суммарная стоимость их активов активов их групп лиц по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату...