12708

ЗАКОНЫ КИРХГОФА И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИНЕЙНОЙ РЕЗИСТИВНОЙ ЦЕПИ

Лабораторная работа

Физика

ЗАКОНЫ КИРХГОФА И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИНЕЙНОЙ РЕЗИСТИВНОЙ ЦЕПИ Лабораторная работа 1 по дисциплине Электротехника Цель работы. Проверить справедливость законов Кирхгофа а также основных принципов свойств и теорем линейных цепей на примере р...

Русский

2013-05-03

95 KB

4 чел.

PAGE  6

ЗАКОНЫ КИРХГОФА И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИНЕЙНОЙ РЕЗИСТИВНОЙ ЦЕПИ

Лабораторная работа 1

по дисциплине Электротехника

 Цель работы. Проверить справедливость законов Кирхгофа, а также основных принципов (свойств) и теорем линейных цепей на примере резистивной цепи с постоянными во времени напряжениями и токами и независимыми источниками.

 Пояснения. Законы Кирхгофа, выражающие принцип непрерывности тока в узле и принцип равновесия напряжений и ЭДС в контуре электрической цепи для постоянных во времени напряжений и токов записываются следующим образом:

       - I закон Кирхгофа,

   - 2 закон Кирхгофа.

В I законе Кирхгофа со знаком плюс записываются токи, направленные от узла. Во 2 законе Кирхгофа со знаком плюс записываются те напряжения на резистивных элементах Uk=IkRk, на которых ток совпадает с направлением обхода контура. Со знаком плюс записываются ЭДС Ek, совпадающие с направлением обхода контура, и те напряжения источников тока UJk, у которых ток Jk, также совпадает с направлением обхода контура.

Для расчета цепи с b ветвями и y узлами достаточно составить и решить систему независимых уравнений, состоящую из (y-1) уравнений, записанных по I закону Кирхгофа для (y-1) узлов, и n=b-(y-1) уравнений, записанных по 2 закону Кирхгофа для n независимых контуров рассматриваемой цепи.

Для линейных цепей справедливы следующие принципы (свойства) и теоремы, которые могут быть доказаны при помощи законов Кирхгофа.

1. Принцип наложения или принцип независимого действия источников, согласно которому ток любой ветви равен алгебраической сумме частичных токов, вызываемых в этой ветви каждым из источников ЭДС и тока в отдельности: , где - частичный ток от m - источника, n - число источников.

При этом со знаком плюс берутся те частичные токи, направление которых совпадает с выбранным направлением тока Ik рассматриваемой ветви.

2. Принцип взаимности или обратимости, согласно которому единственный в схеме источник ЭДС Ek, включенный в k-ветвь, создает в m-ветви ток , равный току k-ветви , вызванному этим же источником Ek, перемещенным в m-ветвь, т.е. =.

3. Принцип компенсации, согласно которому, например, резистивный элемент с сопротивлением Rk и током Ik можно заменить источником ЭДС Ek, величина которой равна напряжению на этом элементе, или источником тока Jk, величина тока которого равна току Ik , т.е. Ek= RkIk и Ik= Jk.

При этом ЭДС источника Ek направляют против тока Ik, а задающий ток Jk - по току Ik.

4. Принцип линейных соотношений между напряжениями и токами, согласно которому при изменении одного из параметров цепи (сопротивления Rk, ЭДС Ek или тока источника тока Jk) токи напряжения двух любых ветвей цепи связаны между собой линейными соотношениями вида y=a+bx,

где  x - ток или напряжение на зажимах одной ветви;

y - ток или напряжение на зажимах другой ветви;

a и b - постоянные коэффициенты, определяемые неизме-няемыми параметрами цепи.

5.Теорема об эквивалентном источнике (генераторе), согласно которой любой активный двухполюсник по отношению к рассматриваемой ветви можно заменить эквивалентным источником с ЭДС Er, равной напряжению холостого хода на зажимах этой ветви, и с внутренним сопротивлением Rr, равным эквивалентному сопротивлению двухполюсника относительно рассматриваемой ветви.

При передаче энергии от активного двухполюсника нагрузке Rн максимальная мощность Pmax в этой нагрузке достигается при Rr =Rn , причем Pmax=Er2/4 Rr .

Проверка законов Кирхгофа и основных свойств линейных цепей осуществляется в данной работе на примере цепи, схема которой с измерительными приборами показана на рис.1,а. Направленный граф этой цепи приведен на  рис.1,б.

а)     б)

Рис.1

 Кроме параметров A1 и A2, вольтметра V и ваттметра P, показанных на схеме, в работе используется условный прибор Dp, устанавливающий зависимость показаний одного прибора от другого при изменении параметра одной из ветвей цепи. Если параметры ветвей схемы постоянны, то показания приборов выводятся на экран дисплея в виде числовых значений. При изменении одного из параметров схемы показания приборов выводятся в виде графиков.

 Подготовка к работе. Проработав теоретический материал, письменно в общем виде для схемы рис.1,а выполнить следующее:

1. Составить достаточную для определения всех токов и напряжений систему независимых уравнений по 1 и 2 законам Кирхгофа.

2. Используя принцип наложения, определить ток I1.

3. Для ветвей 1 и 2, в которые поочередно поместить один и тот же источник Е при J=0, доказать выполнение принципа взаимности.

4. Для резистивного элемента R3 доказать принцип компенсации.

5. При изменении сопротивления R4 получить линейное соотношение U3=I3R3=a+bI2 .

6. По отношению к ветви с сопротивлением R4 определить параметры эквивалентного генератора Er и Rr.

 Программа работы. 1. Выбрать из меню режим постоянного тока, вызвать на экран дисплея панель топологии и заполнить ее согласно таблице 1 (E1,2 =1 - 10 В; R1,3,4,5=10 - 100 Ом; J` =0,01- 0,1 А ).

Таблица 1

Номер ветви

(в)

Узлы (y)

начало                   конец

Элементы

ветви

1

0

1

E=E1 _R=R1

2

2

3

E=E2

3

1

2

R=R3

4

2

0

R=R4

5

3

0

R=R5

6

3

1

J=J'

 

2. Заполнить панель приборов согласно таблице 2.

Таблица 2

Номер прибора

Прибор

Место подключения

Примечание

1

Ao

b=1

A1

2

Ao

b=2

A2

3

Vo

y=1  y=2

V

4

P

y=2  y=0  b=4

P=P4

3. Параметры источников и показания приборов занести в первую строчку таблицы 3.

4. Проверить принцип наложения. Информацию о показаниях приборов при действии в цепи только одного из источников ( E1, E2 , J ) записать в таблицу 3 (строки 2, 3, 4 ).

5. Проверить принцип взаимности. Для этого во второй ветви установить Е= Е1, в 1 ветви - Е=0 и для 6 - J=0. Показания приборов и величину ЭДС Е1= Е2 записать в 5 строку таблицы 3.

6. Проверить принцип компенсации. Для этого установить исходные величины ЭДС Е=Е1, Е=Е2, и тока J=J` , заменить сопротивление третьей ветви R=R1 на источник ЭДС Е=-U3 , где U3 - напряжение на  согласно 1 строке таблицы 3. Показания приборов и параметры источников записать в 6 строку таблицы 3.

Таблица 3

 строки

Параметры источников

Показания приборов

E1

E2

J

I1(A1)

I2(A2)

U3(V)

P4(P)

В

В

А

А

А

В

Вт

1

2

0

0

3

0

0

4

0

0

5

0

0

6

7. Проверить принцип линейных соотношений и теорему об эквивалентном источнике. Для этого в третьей ветви установить согласно таблице 1 прежнее значение сопротивление R=R3 , а в четвертой ветви заменить постоянное сопротивление R=R4 на переменное сопротивление R=0/70 (R4 изменяется от 0 до 70 Ом ).

Амперметр Ao первой ветви (1 прибор) заменить на условный прибор Dp, указав номера приборов, зависимость показаний которых исследуется. В данном случае рекомендуется указать n=2 и n=3 (зависимость U3 в функции от I2).

Графики зависимостей , , и  аккуратно перерисовать для отчета.

8. На основании проведенного эксперимента:

8.1. Убедиться в правильности всех уравнений п.1 подготовки.

8.2. Показать выполнение принципа наложения для I1, I2, I3, убедиться, что принцип наложения не выполняется для мощности P4=I42R4; по формулам п.2 подготовки с учетом параметров ветвей (таблица 3) рассчитать ток и сравнить его с полученным в эксперименте.

8.3. Проверить принцип взаимности для ветвей К=1 и m=2.

8.4. Показать выполнение принципа компенсации на примере резистивного элемента R3 и подтвердить этот вывод расчетами по формулам п.4 подготовки.

8.5. Пояснить сущность принципа линейных соотношений на примере формулы п.5 подготовки, при помощи которой построить график зависимости  в тех же осях, что и аналогичный график из п.7 программы работы.

8.6. По графику  из п.7 программы работы определить Rr и Er, сравнить их со значениями, полученными по формулам п.6 подготовки, а затем рассчитать при R=R4 (таблица 1) ток I4=Er / (Rr+R4) и мощность P4=I42R4. Сравнить полученную величину P4 с экспериментальной.

9. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по работе.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Зевске Г.В., Ионкин Н.А., Нетушил А.В., Страхов С.В. Основы теории цепей. М.: Энергоатомиздат, 1989. - 528 с.
  2.   Белицкий А.Ф.  Теория линейных электрических цепей. - М. Радио и связь, 1986. - 544 с.

3. Теоретические основы электротехники. Т1. Основа теории линейных цепей / Под ред. Н.А. Ионкина. - М.: Высшая школа, 1976. - 544 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58860. Твоя країна – Україна. Символи держави 50.5 KB
  Ознайомити з найвідомішими містами найбільшими річками та озерами України. Розширити та уточнити знання учнів про державні символи України. Обладнання: Карта України костюми компютер виставка книг. Наш урок присвячений Україні її символам найвідомішим містам та найбільшим річкам України.
58861. Координатна пряма, цілі і раціональні числа 167.5 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля...
58862. У країні міфів 115.5 KB
  Міфологія – це зібрання переказів про богів та героїв Грецький народ, поділений на багато племен, по- різному оповідав про свої божества. У кожному місті, селі чи общині були різні версії походження світу, народження богів.
58863. Краса мирного життя 676 KB
  Учитель: Доброго дня любі друзі та шановні гості Ми раді вітати вас на черговому засіданні лабораторії Творчість тема якого Краса мирного життя. Отже сьогодні ми з вами будемо говорити про найяскравіші моменти мирного життя.
58864. Творча лабораторія 167.5 KB
  Усі ми в дитинстві читали багато цікавих казок про добрих фей та могутніх чаклунів які творили незвичні чудеса але в житті як відомо ні фей ні чаклунів не існує.
58865. Вправи на закріплення вивчених таблиць множення і ділення. Розв’язування задачі на кратне порівняння двох часток за поданим планом 36.5 KB
  Виконуючи математичні завдання ви познайомитесь із рослинними символами України з яких ми сплетемо вінок. До кінця уроку ми виплетемо вінок який покладемо у наш класний куточок символів України.
58866. То був страшний навмисний голод 41 KB
  Розкрити перед учнями одну з найстрашніших сторінок українського народу великий голодомор 1933 року; вчити учнів самостійно висловлювати свої думки з приводу прочитаного; виховувати непримиренність до чужої волі над рідним народом.
58867. Їжа. Продукти харчування 154 KB
  How do you do, my dears? Are you in a good mood? Are you ready for the lesson? We have got an interesting and unusual lesson today. It will be a competition to see who is the wisest, the most attentive and the most active.
58868. Плоске і сферичне дзеркало. Лінзи. Побудова зображень за допомогою лінзи 53.5 KB
  Повторення побудови зображення в плоскому дзеркалі малюнок на дошці на партах знаходяться дзеркала подивившись на своє зображення діти відповідають на запитання: 1 Яке зображення у плоскому дзеркалі дійсне чи уявне...