12823

Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Лабораторная работа № 2 Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей Цель работы: изучить схемы и средства контроля отклонения от параллельности оси и плоскости отклонения от перпендикулярности оси и плоскости отклонения от перпендикул

Русский

2013-05-03

1.86 MB

77 чел.

Лабораторная работа № 2

«Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей»

Цель работы: изучить схемы и средства контроля отклонения от параллельности оси и плоскости, отклонения от перпендикулярности оси и плоскости, отклонения от перпендикулярности плоскостей.

Теоретическая часть

Особенностью нормирования отклонений расположения (см. Приложение 1), является то, что требования устанавливаются не между реальными поверхностями, а либо между идеальными моделями этих поверхностей (прилегающими), либо между осями и плоскостями симметрии, которые так же не являются реальными. Поэтому при измерении отклонений расположения приходится тем или иным образом материализовать прилегающие и элементы симметрии реальных поверхностей, иначе может возникнуть существенная методическая погрешность измерения.

Ход выполнения работы:

Задание №1  

Провести измерение отклонения от параллельности общей оси отверстий в корпусе относительно плоскости основания. Требование обеспечивает нормальную встраиваемость редуктора в привод машины. Допуск указан в технических требованиях к рис. 1.

Отклонение от параллельности оси (или прямой) и плоскости – это разность наибольшего и наименьшего расстояния между осью (прямой) и плоскостью на длине нормируемого участка;

Техническое требование:

Обеспечить отклонение от паралельности общей оси отверстий АБ относительно плоскости В не более 0,05/100 ( Lнорм  = 100мм).

Рис. 1. Эскиз корпуса редуктора.

Рис. 1.1. Схема измерений параллельности оси и плоскости

В корпус 2 устанавливается с минимальным зазором оправка 5, материализуя ось АБ. Так как отклонения формы (цилиндричность) самой оправки ничтожно малы, можно считать, что общая ось отверстий АБ  (рис. 1) практически совпадает с осью оправки А’Б’ и верхняя образующая параллельна этой общей оси. Прилегающая плоскость к базе В в данной схеме материализуется плоскостью плиты измерительной 1 (база В’). Индикаторной головкой 4, установленной в штативе 3 измеряют разницу расстояний от плиты до верхней образующей оправки в точках 4 и 4’. По разнице показаний индикатора можно косвенно определить  отклонение от параллельности оси и плоскости, которое рассчитывается по формуле:

Порядок выполнения задания №1

  1.  Выбраем средство измерения – Индикатор часового типа И410 исходя из величины допуска контролируемого параметра, цена деления 0,01.
  2.  Собраем схему измерения (рис.1.1), используя штатив с индикатором и оправку которую мы проверяли в Лаб.работе №1.
  3.  Настраиваем индикаторную головку так, чтобы на верхней образующей показание было в интервале 0,2…0,3 мм.
  4.  Снимаем показания индикатора в точках 4 и 4’. Они равны 1,78 и 1,64
  5.  По формуле рассчитываем  величину

                                                              =(1,78-1,64)10,5/21=0,14*0,5=0,007 *==

                                                                     

Переводим отклонение от параллельности оси плоскости в угловую меру (минуты)  

α(рад)=tg α=0,05/100=0,0005*180/3,14=0,028*60=1,68

Источники погрешности измерения этой схемы:

1.Оправка(допуск)

2.Корпус(плоскостность основания, разность диаметров отверстий, отклонения формы отверстий, несоосность отверстий.

        Когда погрешность превышает допустимую, необходимо сделать перерасчет. В  нашем случае

Задание №2

Провести измерение отклонения от перпендикулярности торца горловины корпуса относительно плоскости основания. Требование обеспечивает нормальную встраиваемость редуктора в привод машины. Допуск указан в технических требованиях на рис. 2.

Согласно ЕСКД (см. приложение 1) отклонение от перпендикулярности плоскостей –это отклонение угла от прямого ( 90º ) между прилегающими плоскостями к реальным поверхностям, выраженное в линейных единицах на длине нормируемого участка;

Рис.2. Эскиз корпуса редуктора с требованием расположения.

Переводим  допуск перпендикулярности в угловую меру (минуты)

α (рад)= tg α =0,03/ 100 =0,00034* 180/ 3,14= 0,019°*60'= 1,20'

Проводим измерение Δдвумя методами (см. схемы на рис.2.1 и 2.2).

Рис. 2.1 Схема измерения перпендикулярности плоскостей на плите 1, с использованием плоского угольника 3.

а) величину Δ можно оценить -«на просвет»,это мы делаем с помощью лекальной линейки.   

б)  величину Δ   измеряем  набором щупов:

Δ1 =0,020

                                                                                                 Δ2 =0,03 ,когда Т=0,03

Рис. 2.2 Схема измерения перпендикулярности плоскостей на плите  с использованием лекального  угольника.

1-плита  измерительная плоская (400х400,1 класс);

2, 2’-угольник лекальный в 2-х разных положениях (сечение 1 и сечение 2);

4,4’,5,5’-разные положения индиктора в сечении 1 и в сечении 2 соответственно;

3,3’,6,6’-разные положения штатива с индикатором в сечениях 1 и 2 соответственно;

7,7’-точечная опора (обычно концевая мера длины);

                                                                            =(0,075-0,0525)*86/55=0,035

Чаще всего на практике схему контроля перпендикулярности преобразуют либо в схему контроля параллельности, либо в схему контроля торцевого  биения,т.к. они проще реализуются.

Задание №3  

Провести измерение отклонения от перпендикулярности оси вертикальной штанги штатива относительно плоскости основания. Требование обеспечивает нормальную работу штатива при измерениях. Допуск указан в технических требованиях на рис. 3.

Рис. 3. Эскиз штатива.

Рис. 3.1. Схемы измерени перпендикулярности оси и плоскости

1-плита измерительная (400х400,1 класс);

2-основание штатива;

3-объект измерения (штатив в вертикальной штангой)

4-угольний плоский

5-лекальный угольник

6,6’-используется для контроля параллельности верхней и нижней плоскостей основания 2  (разное положение стойки измерительной)

== *


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8163. Суспільна стабільність та безпека, їх соціальна цінність 26 KB
  Суспільна стабільність та безпека, їх соціальна цінність. Мета: визначити сутність понять суспільна стабільніст, соціальні загрози зясувати, які чинники сприяють забезпеченню суспільної стабільності, розвивати вміння аналізувати, порівнювати, робити висновки, розширювати міжпредметні..
8164. Природні та техногенні явища як фактори загрози суспільній безпеці. Подолання та попередження наслідків глобальних проблем 26.54 KB
  Природні та техногенні явища як фактори загрози суспільній безпеці. Подолання та попередження наслідків глобальних проблем Мета: сформувати уявлення учнів про специфічність глобальних проблем людства акцентувати увагу на їх соціальних та економічни...
8165. Вступ. Загальне поняття про предмет Людина і світ 58 KB
  Вступ. Загальне поняття про предмет Людина і світ Мета уроку: Розкрити основні завдання вивчення курсу Людина і світ і сформувати уявлення про роль людинознавчого курсу в здійсненні світоглядного самовизначення людини розкрити зміст співвідношення ...
8166. Ціннісні виміри людського життя. Смерть і безсмертя 29.5 KB
  Тема уроку. Ціннісні виміри людського життя. Смерть і безсмертя. Мета:сформувати уявлення учнів про цінності та їх роль у житті людини ознайомити учнів з основними аспектами проблеми смерті та безсмертя як фінальних цінностей людини формуват...
8167. Почуття, інтелект, воля. Ідеали в житті людини 44 KB
  Почуття, інтелект, воля. Ідеали в житті людини. Мета: Розглянути поняття почуття, інтелект, воля, та проаналізувати ідеали в житті людини розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему виховувати толерантне ставлення до п...
8168. Завершення І світової війни 33 KB
  Завершення І світової війни. Хоч головні битви розгорталися в 1918 р. на Західному фронті, історія розпорядилася так, що не вони завершили війну, а події на Східному фронті. Упродовж двох років у північній частині Греції англо-французькі війська без...
8169. Особа, суспільство, держава 31 KB
  Тема уроку. Особа, суспільство, держава. Мета: Навчити ліцеїстів розрізняти поняття людина, індивід, особистість, особа, громадянин. розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання...
8170. Громадянство. Правова і соціальна держава 27 KB
  Тема уроку. Громадянство. Правова і соціальна держава. Мета уроку: визначити поняття громадянство, правова і соціальна держава розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання: Дош...
8171. Культура Гетьманщини 15.54 KB
  Культура Гетьманщини 1648 pp. - період гетьманської держави, її очолюють високоосвічені, європейського рівня політичні й громадські діячі: П. Сагайдачний, Б. Хмельницький, І. Виговський, І. Мазепа. Вони докладають великих зусиль і кош...