12859

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ Существуют истории финал которых заранее не известен. Есть только многочисленные дороги распутья перекрестки и изредка камни с кратким описанием последствий: направо пойдешь... налево пойдешь... Остается только догадываться что ждет...

Русский

2013-05-07

89 KB

3 чел.

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ

Существуют истории, финал которых заранее не известен. Есть только многочисленные дороги, распутья, перекрестки и изредка — камни с кратким описанием последствий: направо пойдешь... налево пойдешь... Остается только догадываться, что ждет впереди, и складывать в дорожную сумку вещи, которые могут пригодиться.Конечно, большинство игр предполагает достижение
какого-то результата. Это справедливо и в нашем случае. Непредсказуемым остается лишь то направление, которое должно в конце концов привести нас к желаемому результату.
Игра «Мы на островах» изначально разрабатывалась с целью развития у пятиклассников умения делать выбор, а также прогнозировать последствия выбора и нести за него ответственность, поскольку эта проблема была для нас весьма актуальной. Однако в процессе оказалось, что «на этих же островах» мы можем развивать и навыки взаимодействия и сотрудничества, сплачиваться, выявлять достоинства каждого, повышать самоуважение, а также развивать нашу креативность и фантазию. И чем дольше длилось наше пребывание «на островах», тем больше проблемных ситуаций возникало, тем длиннее становился список необходимых знаний, умений и способностей.
В нашем случае игра стала своеобразной «скорой помощью», единственно возможным способом решения в рамках урока возникших в классе проблем. Но в такое путешествие вполне можно отправиться в конце учебного года или в начале — на ваше усмотрение.
Кроме того, игра стала замечательной, интригующей и в меру непредсказуемой канвой, которая способствовала концентрации и сосредоточенности. Думаю, что ее непредсказуемость и характер эксперимента вполне может заинтересовать не только участников, но и самого ведущего, побуждая его к разработке новых игровых упражнений и наполнению предлагаемой оболочки новым содержанием, подходящим конкретному классу. Также надеюсь, что эта игра может быть интересной и для детей старше 9–10 лет, поскольку затрагиваемые темы (общение, конфликты, обозначение границ, одиночество и др.) являются актуальными на разных возрастных этапах.

ЭТАПЫ ИГРЫ

Ход предлагаемой игры невозможно уместить в один, четко прописанный от начала и до конца сценарий, поэтому обозначу лишь основные этапы.

1. Создание игровой ситуации.
Дается инструкция:
Некое туристическое агентство предложило нашему классу сменить обстановку и отправиться в захватывающее путешествие на один из предлагаемых агентством островов по нашему выбору. Насколько это путешествие будет захватывающим и чем оно закончится, также зависит от нас. Агентство гарантирует нам только перелет на выбранный остров и, спустя месяц, возвращение обратно.
На доске появляется карта островов. В нашем варианте это был лист ватмана А1 с наклеенными островами различного вида и заселенности, вырезанными из журналов и туристических рекламных проспектов (найти таковые сейчас не проблема). Названия островов также прописаны на карте. Кроме того, рядом с каждым островом я прикрепила на доске небольшие описания островов.
Итак, нашему вниманию представлены:

Остров Один-Ок

Климат: умеренный.
Условия проживания: отдельный уютный домик.
Местные жители: отсутствуют.
Особенности: средства связи (телефон, телевизор, радио, Интернет, почтовые голуби и т.д.) на острове отсутствуют.
Девиз:
«Вы — и больше никого!»

Остров Мечталия

Климат: мягкий, теплый.
Условия жизни: уютный коттедж в прекрасной местности.
Местные жители: добрые, милые, симпатичные люди.
Особенности: на этом острове ваши мечты имеют привычку сбываться.
Девиз:
«Все к вашим услугам!»

Остров Магинор

Климат: умеренный.
Условия жизни: просторная комната в одном из многочисленных замков острова.
Местные жители: только обслуга замков (горничные, повара, садовники и др.)
Особенности: остров не электрифицирован.
Девиз:
«Окунитесь в волшебство Средневековья!»

Остров Снобэлли-Тар

Климат: мягкий, теплый.
Условия жизни: комфортный коттедж или номер в отеле класса «люкс».
Местные жители: лучшие из лучших (отличное образование, разнообразные таланты, приятная внешность, успешность).
Особенности: на острове существует много клубов, в которых местные жители проводят свободное время. Посторонним в клубы вход закрыт.
Девиз:
«Остров для избранных!»

Остров Плеч

Климат: мягкий, теплый.
Условия жизни: уютная квартира или номер в гостинице.
Местные жители: очень общительные и радушные люди.
Особенности: на острове туристов очень любят и не дают им скучать ни минуты.
Девиз:
«Мы вас не оставим!»

Остров Дикорост

Климат: умеренный, ближе к теплому.
Условия жизни: дикая природа.
Местные жители: пара племен местных туземцев (на юге и на севере острова).
Особенности: горячие источники, богатый животный и растительный мир; очень теплая вода.
Девиз:
«Станьте последним героем!»

Остров Дэйли

Климат: умеренный.
Условия жизни: небольшой коттедж, квартира или номер в гостинице любого класса — на выбор.
Местные жители: жители как жители.
Особенности: на острове есть немало достопримечательностей: театр теней, памятник рыцарям-крестоносцам, галерея современного искусства и др.
Девиз:
«Вы рады нам, мы рады вам».

После ознакомления участников с характеристиками островов, ведущий продолжает:
Как видите, здесь есть острова на любой вкус, и все они замечательные и интересные. Но присмотритесь, прислушайтесь... Возможно, в этой рекламе есть не только прямой, но и скрытый смысл. Думаю, люди, обладающие интуицией и проницательностью, смогут вовремя заметить подвох и изменить решение.
В вашем распоряжении 15 минут. Вам необходимо обсудить все возможные варианты и выбрать один из островов, на который весь класс и отправится на целый месяц. Будьте внимательны и бдительны! Прислушивайтесь к мнению друг друга. Если же кому-то покажется, что к его мнению не прислушиваются и что его доводы разумны, этот человек может выйти из группы и выбрать себе другой остров. Но предупреждаю: выжить
на любом из этих островов легче вместе.

В ходе дискуссии ведущий периодически направляет процесс, если, по его мнению, участники игнорируют или недооценивают какие-то особенности острова («Не электрифицирован — это значит, что нет ни-ка-кой техники. И телевизора тоже! И компьютера». «На острове Один-Ок невозможно жить в одном доме! Для абсолютного покоя и уединения вас будут разделять горы и непроходимые леса». «На Дикоросте нет гостиниц. Там абсолютно дикая природа».) 

2. Когда класс объявляет о своем выборе, ведущий переворачивает листки с рекламой выбранных классом островов. Да-да, и у рекламы есть своя оборотная сторона!
На обороте листков содержатся следующие примечания.

Между прочим...
... у острова
Один-Ок очень неудобное побережье: приплыть или отплыть можно только во время прилива. Кстати, несмотря на комфорт и уединение, еще никто не выдерживал на острове дольше трех дней. А вы — выдержите?

Между прочим...
...возможности
Мечталии не безграничны. Здесь сбываются все желания, кроме одного: чтобы все жители были счастливы одновременно. Ведь не все чужие желания могут быть вам по душе. Но они также сбываются! Остров двадцать девять раз был на грани уничтожения. Догадываетесь, почему?

Между прочим...
...камины, факелы, свечи — это все здорово. Но сможете ли вы обойтись без телевизора, холодильника, гейм-боя?.. И кстати: вам не кажется странным, что на острове
Магинор нет никого, кроме немногочисленной обслуги и вас? С чего бы это?..

Между прочим...
...жители
Снобэлли-Тара не спешат радоваться туристам. Здесь не принято звать в гости кого попало и болтать с приезжими. Если вы не понравитесь снобэллитарцам, вам придется несладко. А понравиться им трудно!.. 

Между прочим...
...
Плеч — остров многолюдный. На улицах, пляжах, в магазинах и кафе — везде полно народу. Даже дома здесь жмутся друг к другу. Но местные жители только рады — они уверены, что человек должен постоянно быть среди людей, только тогда он будет счастлив. Вы готовы к такому счастью?

Между прочим...
...на
Дикоросте всем хорошо! И туристам, и туземцам, и комарам, и хищникам. Значит, вам придется с ними уживаться. Сможете?

Между прочим...
...
Дэйли считается одним из самых спокойных островов в мире. Остров как остров. Люди как люди. Жизнь как жизнь. И так каждый день...

Ведущий подчеркивает, что решение еще не поздно изменить, но при этом следует помнить, что подобная изнанка есть у каждого острова. Участники при желании (а оно обычно есть) переворачивают все карточки и заново взвешивают за и против. Ведущий и здесь участвует в обсуждении, но его интервенции немногочисленны и ненавязчивы.
Важно, что по сути изначальная игровая ситуация представляет собой несколько возможностей получения различного социального и психологического опыта, несколько вариантов со своими плюсами, минусами, опасностями и перспективами. Возможно, для данного класса окажется актуальным лишь один из островов, возможно, — несколько. А может быть, класс разделится на подгруппы. Главным достоинством и, возможно, недостатком этой игры является именно непредсказуемость и свобода развития событий.

Отметим вкратце возможные направления работы на каждом из островов.
Один-Ок. Потребность в уединении. Страх изоляции. Тема одиночества. Достоинства и недостатки этого состояния. Способы его использования и/или преодоления.
Мечталия. Тема желаний, потребностей, притязаний. Согласование своих и чужих потребностей. Обозначение границ. Поиск компромисса.
Магинор. Интуиция. Поиск внутренних резервов. Выявление и использование своих способностей. Развитие фантазии и воображения. Работа со страхами (вступление в контакт, преодоление).
Снобэлли-Тар. Уровень притязаний. Самооценка. Самоуважение. Предъявление себя. Уважение других. Навыки конструктивного общения и разрешения конфликтов.
Плеч. Обозначение своих границ. Навыки взаимодействия и разрешения конфликтов. Утверждение своего права на автономию.
Дикорост. Развитие креативности. Навыки вступления, поддержания и завершения контакта (как со «своими», так и с «туземцами»). Рациональное использование резервов, предусмотрительность, осторожность.
Дэйли. Что касается этого острова, то здесь перед ведущим открывается свобода действий. В принципе на этом с виду обычном, как наша повседневность, острове можно отрабатывать любые навыки и затрагивать любые темы. В нашем случае остров Дэйли был провозглашен участниками самым безопасным местом и туда мог удаляться любой участник, если чувствовал опасность. Правда, за такое удаление приходилось платить отсутствием «в гуще событий». Некоторые считали, что безопасность того стоит, кто-то менял свое решение в ходе игры и возвращался.

3. Таким образом, после обсуждения и выбора острова начинается сама игра, ход которой трудно предсказать заранее, поэтому мы предлагаем здесь описание только того, что довелось испытать нам.

ХОД ИГРЫ

После окончательного принятия решения группе или образовавшимся подгруппам предлагалось составить список вещей, жизненно необходимых на выбранном острове. При желании группа, выбравшая один остров, может разделиться на небольшие подгруппы, и это также оговаривается заранее. Списки вещей обсуждаются и, по возможности, делаются максимально реалистичными.
Здесь стоит напомнить ребятам, что кроме выбранных сейчас вещей, на острове у них больше ничего не будет. Данное правило особенно существенно для Дикороста и Один-Ока. Остальные острова являются вполне цивилизованными, и некоторые забытые вещи можно «купить» на месте. Тем не менее стоит озадачить участников предложением захватить какие-то вещи, которые трудно или невозможно будет купить на выбранном острове. (Любимая книга может помочь на Дэйли, «проверенный» талисман будет нелишним на Магиноре, а ненавязчиво показанная грамота или кубок помогут наладить контакт на Снобэлли-Таре.)
Обычно на этом первый урок заканчивается.

4. На следующем уроке карта островов снова вывешивается на доске вместе с примечаниями-описаниями. Участникам раздаются составленные ими списки вещей. Дается следующая инструкция:
Вы, наверное, замечали, что жизнь полна неожиданностей и не может долго протекать без происшествий. Вот и на вашем острове также может случиться все что угодно. А сейчас я предлагаю всем командам выбрать по одному представителю. И попробуйте отправить на остров сначала самого везучего...
Интрига состоит в том, что у ведущего имеется несколько (около десяти) карточек с описанием различных проблемных ситуаций, одни из которых представляют опасность, другие больше похожи на счастливый случай, но в любом варианте они требуют принятия решения и зачастую обращения за помощью.
Например, ситуации для Дикороста могут выглядеть следующим образом:
• Вы получили послание. Уставший и взъерошенный попугай принес вам призыв о помощи. У кого-то на острове ураган разрушил жилище и унес вещи. Что вы будете делать? Станете ли помогать, и если да, то как?
• Вот уже третий день вы получаете послания угрожающего характера. Черные вороны приносят вам оскорбления и угрозы в письменном виде. Как вы думаете, с какого острова могут прилетать подобные послания? Что вы будете делать?
• В одной из пещер вашего острова вы нашли огромный склад различного оружия (холодного и огнестрельного). Ваши действия?
• Недалеко от вашего лагеря стали появляться туземцы. Они вооружены и, кажется, относятся к вам очень настороженно. А может, и враждебно! При этом никаким другим языком, кроме собственного, они не владеют.
• Кажется, на острове начинается наводнение. Вода прибывает с каждым днем. У вас в запасе максимум неделя. Ваши действия?

На острове (или «на вашем побережье», если на острове несколько команд) невиданный урожай фруктов! Все вокруг усыпано спелыми апельсинами, яблоками, грушами, абрикосами... А сколько еще висит на ветках, сгибая их до земли! Вам столько не съесть и за две недели!

На гостеприимном острове Плеч также могут возникнуть проблемные ситуации, но здесь они будут носить скорее коммуникативный характер.
• Ваши соседи каждую ночь устраивают шумные праздники с песнями, пляскам, петардами и фейерверками. Они и вас приглашают каждый вечер, но после дневных экскурсий и поездок у вас нет сил. Отдохнуть бы! Но за окном опять грохот хлопушек и оглушительная музыка...
• Стоит вам выйти на улицу, вы встречаетесь с продавцом мороженого, чья тележка стоит напротив. Он каждый раз заводит разговор и не отпускает вас минут пятнадцать. У этого человека всегда есть что рассказать. Но у вас не всегда есть настроение слушать.
• В гостинице вам предоставили номер с самым прекрасным видом из окна: полоска берега, синий залив, солнце красиво садится за горизонт... В первый же день полгостиницы сбежалось в ваш номер полюбоваться закатом! И на второй день, и на третий...
• Катаясь на катере, вы попали в одну компанию с общительной, но ворчливой старушкой. Она любит поговорить, но не любит туристов. Особенно школьников. Сразу начинает критиковать ваше поведение и внешний вид. А прогулка только началась.
• Вы посетили традиционный плечский карнавал и победили в конкурсе на лучший костюм! Но теперь, по обычаям острова, вам надо носить его каждый день целую неделю. Островитяне рады за вас! А вот вам уже жмут карнавальные туфли, и голова под маской начинает побаливать.
• Жители острова очень любят угощать приезжих самыми вкусными блюдами и сладостями местной кухни. Они приходят к вам в гости, и каждый несет с собой коробочку, горшочек или кастрюльку. Это очень вкусно, но вам столько не съесть! Однако жители очень обижаются, если их подарки не принимают.
Команда совещается и сообщает о том, как она намерена действовать в предложенной ситуации. Если команд несколько, ведущий обращает внимание участников на то, что в беде они могут прибегнуть к помощи «соседей», если же им повезло, они также могут пригласить друзей разделить их радость.

Кроме такой формы, как групповой поиск решения проблемных ситуаций, могут быть и другие. Так, например, на острове Магинор участникам сначала предлагалось выбрать, в одном или в разных замках они намерены поселиться. На доске была изображена схема расположения комнат (каждый выбирал себе по комнате), а затем сообщалось, что в каждой комнате замка стоит старинный сундук, открыть который можно только в определенный лунный день (каждую ночь сундук открывает только кто-то один). В случае необходимости можно обратиться за помощью к кому-нибудь из участников (но только к одному).
В наших сундуках находились следующие вещи:
Ровно 346 старинных книг с непонятными словами и странными схемами. Книги тихо мерцают в темноте....
• Несметные сокровища: драгоценные камни-самоцветы и древние украшения.
• Скелет. А на самом деле — жуткое, бледное, завывающее привидение, оно внушает ужас...
• Большое замысловатое устройство непонятного назначения: то ли первый в истории мотор, то ли орудие пыток.
• Стр-р-рашный огненный призрак с неукротимым и бешеным нравом. Мечется по комнате. Опасен для жизни!
• Кошка. Черная, с длинными когтями и острыми зубами. Ходит по комнате и не сводит с вас горящих глаз.
• Королевская кобра. Очень ядовита и опасна. Однако ее можно зачаровать при помощи любого музыкального инструмента.
• Домовой эльф. Очень изможденный и, кажется, еле живой. Глаза полуприкрыты, ушки поникли. Бедненький...
• Ни-че-го. В сундуке пустота. Даже дна не видно. Зато оттуда доносятся чьи-то приглушенные голоса и стоны.
• Красивый, сияющий холодным блеском меч. На лезвии написано: «ТОЛЬКО для самого благородного».

Ведущий акцентирует внимание участников на том, что в каждом отдельном случае следует обратиться за помощью к тому единственному участнику, который обладает определенными способностями или умениями (отличается физической силой, владеет иностранными языками, умеет ладить с животными, играет на музыкальном инструменте, добрый и заботливый, сообразительный, внимательный и т.д.).

На этом приключения на острове не заканчиваются. Их содержание во многом зависит от фантазии и целей, которые ставит в своей работе с данной группой ведущий. На Магиноре мы изгоняли из замка зловещих призраков, захвативших в плен хозяина замка, — отстукивали ладонями определенный ритм. На Дикоросте — устанавливали контакт с враждебно настроенными туземцами: придумывали условные обозначения для письма, продумали процедуру знакомства. В конце концов, любой остров может постепенно затапливать, и участникам придется выбрать временное убежище на одном из оставшихся островов. И Мечталия, и Один-Ок, и Снобэлли-Тар, и даже скучноватый Дэйли таят в себе свои испытания и награды. Придумывать их можно бесконечно. И формы могут быть самыми разнообразными.

5. Но любое путешествие подходит к концу, логически обоснованному финалу. На Дикоросте это может быть «туземный ритуал с тамтамами», на Магиноре — волшебная сказка на прощание, на Снобэлли-Таре — вручение дипломов с перечислением достоинств и достижений каждого гостя, посвящение в Почетные граждане и Желанные гости...
Все очень ситуативно и индивидуально. Важен сам дух приключения, а также готовность встречаться с новыми темами и преодолевать возникающие препятствия.

Татьяна ГРОМОВА


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22917. Розв’язки системи лінійних рівнянь 50 KB
  Оскільки система сумісна ранги матриці A і рівні і дорівнюють r. Система переписується таким чином: Всі розв’язки системи можна одержати таким чином. Одержується система лінійних рівнянь відносно базисних змінних x1x2xr.
22918. Еквівалентні системи лінійних рівнянь 29.5 KB
  Дві системи лінійних рівнянь з однаковим числом змінних називаються еквівалентними якщо множники їх розв’язків співпадають. Зокрема дві несумісні системи з однаковим числом змінних еквівалентні. Еквівалентними перетвореннями системи лінійних рівнянь називаються перетворення які зводять систему до еквівалентних систем.
22919. Метод Гауса розв’язання систем лінійних рівнянь (метод виключення змінних) 84.5 KB
  Отже за теоремою Крамера система має єдиний розв’язок. Але на практиці цей розв’язок зручніше знаходити не за формулами Крамера. Система має нескінчену кількість розв’язків змінні системи діляться на дві частини – базисні та вільні змінні.
22920. Поняття підпростору 47 KB
  1 в підпросторі M існують два лінійно незалежні вектори a1 і a2. З іншого боку пара лінійно незалежних векторів утворює базис площини R2. Це означає що будьякий вектор простору лінійно виражається через a1 і a2. 2 в підпросторі M існує лише лінійно незалежна система що складається з одного вектора a.
22921. Однорідні системи лінійних рівнянь 49 KB
  Будемо розглядати однорідну систему лінійних рівнянь з змінними 1 Зрозуміло що така система рівнянь сумісна оскільки існує ненульовий розв’язок x1=0 x2=0xn=0. Цей розв’язок будемо називати тривіальним. Можна зробити висновок що якщо однорідна система лінійних рівнянь має єдиний розв’язок то цей розв’язок тривіальний. Однорідна система лінійних рівнянь має нетривіальний розв’язок тоді і тільки тоді коли її ранг менше числа невідомих.
22922. Поняття фундаментальної (базисної) системи розв’язків 55.5 KB
  Як показано вище множина M всіх розв’язків однорідної системи лінійних рівнянь утворює підпростір. Фундаментальною базисною системою розв’язків однорідної системи лінійних рівнянь називається базис підпростору всіх її розв’язків. Теорема про фундаментальну систему розв’язків.
22923. Теорема про розв’язки неоднорідної системи лінійних рівнянь 43 KB
  Теорема про розв’язки неоднорідної системи лінійних рівнянь. Нехай дана сумісна неоднорідна система лінійних рівнянь 3 L множина всіх її розв’язків а деякий частковий розв’язок M множина всіх розв’язків відповідної однорідної системи 4. Нехай a=γ1γ2γn і припустимо що b=λ1λ2λn довільний розв’язок системи 3 тобто b є L.
22924. ЛЕМА ПРО ДВІ СИСТЕМИ 37.5 KB
  bk – дві системи векторів кожен вектор першої системи лінійно визначається через другу систему. Якщо m k то перша система лінійно залежна. Нехай а1 а2 аm і b1 b2 bk – дві системи векторів кожен вектор першої системи лінійно виражається через другу систему. Якщо перша система лінійно незалежна то m≤k.
22925. Поняття базису 25.5 KB
  aik лінійно незалежна; Всі вектори системи a1 a2 am лінійно виражаються через ai1ai2. Базисом простору Rn називається система векторів a1 a2 an є Rn така що система a1 a2 an лінійно незалежна; Кожний вектор простору Rn лінійно виражається через a1 a2 an. Звідси α1= α2==αn=0 лінійна коомбінація тривіальна і система лінійно незалежна. Будьякий вектор простору лінійно виражається через e1e2en .