12863

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену Каминская Ольга Николаевна педагогпсихолог Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то что ученики уже привыкли к школе...

Русский

2013-05-07

32 KB

4 чел.

Программа адаптации выпускников начальной школы

к среднему звену

Каминская Ольга Николаевна, педагог-психолог 

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования . Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Таким образом, все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи:

Изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов.

Провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести.

Дать положительный настрой на работу.

Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними.

Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.

Исследовать уровень адаптации пятиклассников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года

Провести анализ проделанной работы.

План мероприятий.

Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)

Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться,

Диагностический минимум, - 1 занятие в каждом 4 классе (2 неделя марта)

Изучить особенности поведения и общения (методика Н.Г Лускановой), особенности отношения к себе (самооценка Б. Лонга), уровень внимания (методика С.Л. Кабыльницкой), уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Э.Ф. Замбицявичене), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).

Развивающие занятия. – 4 занятия (1 раз в неделю)

Развитие психических процессов, творческих способностей, снятие напряжения,  дать позитивный настрой на работу, получение положительных эмоций.

Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)

Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.

Рассказать об особенностях четвероклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.

Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа). (см. Приложение 1)

1 занятие – выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.

2 занятие – помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.

Большая психолого-педагогическая игра “ Первый раз в пятый класс”. – 1 занятие (2-3 часа 1 сентября после линейки). (см. Приложение 2).

Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.

Семинар для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1-2 неделя сентября)

Рассказать педагогам об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.

Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Рассказать родителям об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.

Адаптационные занятия. – 8 занятий.

Снятие напряжения, развитие творчества, беседы о школе, о друзьях, о себе, об учителях, о конфликтах и т.д. Игры и упражнения на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации. Отработка навыков общения.

Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Исследование особенностей поведения и общения (методика Н.Г. Лускановой); особенностей отношения к себе (самооценка Б. Лонга); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).

Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча

(2 часа). Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.

Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).

Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10488. Измерение направленных и поляризационных параметров рупорных антенн 116 KB
  Исследуемые рупорные антенны с присоединенными к ним волноводными детекторными секциями по очереди можно устанавливать в антенно-поворотном устройстве. АПУ позволяет -поворачивать и измерять угол поворота рупорной антенны как в горизонтальной плоскости
10489. Поняття про амфотерні гідроксиди й оксиди 62 KB
  Тема: Поняття про амфотерні гідроксиди й оксиди. Навчальна мета: пригадати та поглибити поняття про оксиди і гідроксиди їхню класифікацію властивості; зясувати поняття амфотерності; удосконалити вміння спостерігати та пояснювати хімічні явища. Виховна мета: ви
10490. Реакції іонного обміну між розчинами електролітів 68 KB
  Тема уроку: Реакції іонного обміну між розчинами електролітів Вид заняття: лабораторне заняття Цілі уроку: навчальні: поглибити знання учнів про механізм реакцій обміну між розчинами електролітів; сформувати вміння розвязувати практичні задачі з д...
10491. Розвязування задач по темі Ненасичені вуглеводні 80.5 KB
  Навчальний предмет: хімія Клас: 10 Тема уроку: Розвязування задач по темі Ненасичені вуглеводні Вид заняття: практичне заняття Цілі уроку: навчальні: пригадати та поглибити знання про ненасичені вуглеводні їхню класифікацію номенклатуру вла
10492. Рух електронів в атомі. Поняття про орбіталі 96.5 KB
  Навчальний предмет: хімія. Клас: 8. Тема уроку: Рух електронів в атомі. Поняття про орбіталі. Вид заняття: комбінований урок урок повторення і засвоєння нових знань на якому активізування чуттєвого досвіду учнів закріплення знань умінь та навичок проводиться з вико...
10493. Рух електронів у атомі. Будова електронних оболонок атомів 56 KB
  Тема: Рух електронів у атомі. Будова електронних оболонок атомів. Навчальна мета: розгляути характер руху електрона, ввести поняття орбіталь енергетичний рівень і енергетичний підрівень, розглянути та проаналізувати правила заповнення електронних шарів атомів
10494. Складання хімічних формул за валентністю 105.5 KB
  Тема уроку: Складання хімічних формул за валентністю Вид заняття: комбінований урок Цілі уроку: навчальні: формувати поняття про валентність, навчити учнів визначати валентність елементів за формулами бінарних сполук; навчити учнів складати фор
10495. Сучасне формулювання Періодичного закону. Ізотопи (стабільні й радіоактивні) 44 KB
  Тема: Сучасне формулювання Періодичного закону. Ізотопи стабільні й радіоактивні. Навчальна мета: познайомити учнів із сучасним формулюваням періодичного закону, показати яку інформацію несе порядковий номер і масове число, ознайомити учнів із складом ядер атомів, сф...
10496. Сучасне формулювання періодичного закону. Ізотопи 88 KB
  Тема уроку: Сучасне формулювання періодичного закону. Ізотопи. Вид заняття: комбінований урок Цілі уроку: навчальні: повторити і узагальнити знання про будову атома, встановити рівень засвоєного матеріалу з теми: Будова атома розширити зн