12863

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену Каминская Ольга Николаевна педагогпсихолог Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то что ученики уже привыкли к школе...

Русский

2013-05-07

32 KB

4 чел.

Программа адаптации выпускников начальной школы

к среднему звену

Каминская Ольга Николаевна, педагог-психолог 

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования . Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Таким образом, все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи:

Изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов.

Провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести.

Дать положительный настрой на работу.

Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними.

Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.

Исследовать уровень адаптации пятиклассников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года

Провести анализ проделанной работы.

План мероприятий.

Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)

Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться,

Диагностический минимум, - 1 занятие в каждом 4 классе (2 неделя марта)

Изучить особенности поведения и общения (методика Н.Г Лускановой), особенности отношения к себе (самооценка Б. Лонга), уровень внимания (методика С.Л. Кабыльницкой), уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Э.Ф. Замбицявичене), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).

Развивающие занятия. – 4 занятия (1 раз в неделю)

Развитие психических процессов, творческих способностей, снятие напряжения,  дать позитивный настрой на работу, получение положительных эмоций.

Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)

Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.

Рассказать об особенностях четвероклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.

Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа). (см. Приложение 1)

1 занятие – выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.

2 занятие – помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.

Большая психолого-педагогическая игра “ Первый раз в пятый класс”. – 1 занятие (2-3 часа 1 сентября после линейки). (см. Приложение 2).

Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.

Семинар для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1-2 неделя сентября)

Рассказать педагогам об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.

Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Рассказать родителям об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.

Адаптационные занятия. – 8 занятий.

Снятие напряжения, развитие творчества, беседы о школе, о друзьях, о себе, об учителях, о конфликтах и т.д. Игры и упражнения на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации. Отработка навыков общения.

Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Исследование особенностей поведения и общения (методика Н.Г. Лускановой); особенностей отношения к себе (самооценка Б. Лонга); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).

Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча

(2 часа). Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.

Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).

Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83842. Первичная хирургическая обработка ран головы 48.42 KB
  При осмотре пациента с раной головы необходимо определить: 1 ее глубину 2 наличие в ране поврежденных артериальных сосудов 3 наличие или отсутствие повреждения костей свода черепа. Наличие или отсутствие костных повреждений необходимо уточнять не только при осмотре раны но и с использованием рентгенографии черепа и компьютерной томографии головы.
83843. Хирургическая анатомия лицевого и тройничного нерва. Разрез при гнойном паротите 50.26 KB
  Хирургическая анатомия лицевого нерва Лицевой нерв смешанный. Двигательная часть начинается от ядра лицевого нерва в Варолиевом мосту. У клеток двигательного ядра имеются многочисленные чувствительные коллатерали идущие из чувствительных ядер тройничного нерва.
83844. Кровеносные сосуды лица 50.02 KB
  Артерии Верхнечелюстная артерия является одной из двухконечных ветвей наружной сонной артерии. В первом отделе следующие ветви: 1 – глубокая ушная артерия разветвляется в коже наружного слухового прохода в барабанной перепонке и в капсуле височно – нижнечелюстного сустава; 2 – передняя барабанная артерия проникает через каменисто – барабанную щель к слизистой оболочке барабанной полости; 3 – нижняя альвеолярная артерия вхожи в канал нижней челюсти и отдаёт ветви к зубам и десне нижней челюсти; её конечная ветвь – подбородочная артерия...
83845. Клетчаточные пространства лица. Хирургическая тактика при флегмонах лица 52.56 KB
  выше линии соединяющей углы рта. VI Клетчаточные пространства под слизистой оболочкой мышцами и органами дна полости рта: Боковые клетчаточные пространства между языком и нижней челюстью В них окруженные клетчаткой располагаются подъязычные слюнные железы с большими выводными протоками. Гнойные процессы возникающие в межмышечных клетчаточных пространствах дна полости рта могут распространятся в пределах дна полости рта. Височноязычный промежуток сообщается с жировым телом щеки крылонебной ямкой а через круглое отверстие с полостью...
83846. Хирургическая тактика при флегмонах лица 54.42 KB
  Раскрытие и дренирование флегмон скуловой области. Раскрытие и дренирование флегмон височной области. В указанной области возможно возникновение поверхностной межапоневротической подапоневротической глубокой и разлитой флегмон. Поверхностная флегмона височной области образуется между кожей и собственной височной фасцией.
83847. Подчелюстная область, треугольник Пирогова. Перевязка язычной артерии, показания, техника выполнения 48.93 KB
  В пределах подчелюстной области залегают: подчелюстная слюнная железа лицевые артерия и вена подподбородочные артерия и вена подъязычный и челюстноподъязычный нервы лимфатические узлы и клетчатка окружающая эти образования. Последняя сообщается с клетчаткой подъязычной области крыловидночелюстного окологлоточного пространств боковой области лица и шеи. Подчелюстные лимфатические узлы являются регионарными узлами челюстнолицевой области полости рта. Треугольник Пирогова Треугольное пространство в боковой части надподъязычной...
83848. Коникотомия. Показания, техника выполнения, осложнения, их профилактика 116.46 KB
  Врач встав справа от больного указательным пальцем левой руки нащупывает бугорок перстневидного хряща и углубление между ним и нижним краем щитовидного хряща соответствующее расположению конической связки. Большим и средним пальцами левой руки фиксируют щитовидный хрящ натягивая кожу над хрящами гортани и смещая кзади грудиноключичнососцевидные мышцы с расположенными под ними шейными сосудистыми пучками второй палец находится между дугой перстневидного и нижним краем щитовидного хряща. Скальпелем проводят горизонтальный поперечный разрез...
83849. Трахеостомия. Верхняя и нижняя трахеостомия. Показания, техника операции. Осложнения и их профилактика 53.71 KB
  Трахеостомия это операция формирования искусственного наружного свища трахеи трахеостомы после вскрытия ее просвета. Рассечение стенки трахеи называется трахеотомией и она является этапом выполнения трахеостомии. Показания: Механическая асфиксия: инородные тела дыхательных путей при невозможности удалить их при прямой ларингоскопии и трахе обронхоскопии; нарушение проходимости дыхательных путей при ранениях и закрытых травмах гортани и трахеи; стенозы гортани: при инфекционных заболеваниях дифтерия грипп коклюш при...
83850. Хирургическая анатомия переднего отдела шеи и основного сосудисто-нервного пучка шеи. Хирургическая тактика при ранении шеи 55.76 KB
  Хирургическая тактика при ранении шеи. Трегольники шеи и их прикладное значение 1. грудиноключичнососцевидной мышцей и срединной линией шеи: Подчелюстной треугольник ограничен краем нижней челюсти и обоими брюшками двубрюшной мышцы.