12863

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену Каминская Ольга Николаевна педагогпсихолог Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то что ученики уже привыкли к школе...

Русский

2013-05-07

32 KB

4 чел.

Программа адаптации выпускников начальной школы

к среднему звену

Каминская Ольга Николаевна, педагог-психолог 

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования . Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Таким образом, все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи:

Изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов.

Провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести.

Дать положительный настрой на работу.

Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними.

Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.

Исследовать уровень адаптации пятиклассников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года

Провести анализ проделанной работы.

План мероприятий.

Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)

Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться,

Диагностический минимум, - 1 занятие в каждом 4 классе (2 неделя марта)

Изучить особенности поведения и общения (методика Н.Г Лускановой), особенности отношения к себе (самооценка Б. Лонга), уровень внимания (методика С.Л. Кабыльницкой), уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Э.Ф. Замбицявичене), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).

Развивающие занятия. – 4 занятия (1 раз в неделю)

Развитие психических процессов, творческих способностей, снятие напряжения,  дать позитивный настрой на работу, получение положительных эмоций.

Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)

Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.

Рассказать об особенностях четвероклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.

Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа). (см. Приложение 1)

1 занятие – выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.

2 занятие – помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.

Большая психолого-педагогическая игра “ Первый раз в пятый класс”. – 1 занятие (2-3 часа 1 сентября после линейки). (см. Приложение 2).

Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.

Семинар для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1-2 неделя сентября)

Рассказать педагогам об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.

Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Рассказать родителям об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.

Адаптационные занятия. – 8 занятий.

Снятие напряжения, развитие творчества, беседы о школе, о друзьях, о себе, об учителях, о конфликтах и т.д. Игры и упражнения на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации. Отработка навыков общения.

Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Исследование особенностей поведения и общения (методика Н.Г. Лускановой); особенностей отношения к себе (самооценка Б. Лонга); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).

Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча

(2 часа). Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.

Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).

Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54605. Ценовая эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения 28.26 KB
  Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения. Эластичность предложения можно определить, как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.
54607. Предмет культурологии. Многообразие подходов в исследовании культуры 119.5 KB
  Предмет культурологии: трудности определения предмета и метода. Античные представления о культуре. Понимание культуры в эпоху Средневековья и Возрождения. Осмысление культуры в Новое время. Культурологические концепции Н.Данилевского, Ф.Ницше, О.Шпенглера, П.Сорокина. Западноевропейские концепции игровой культуры.
54610. В стране сказочных образов 306.5 KB
  Цель: на примере балета С.Прокофьев видеофрагмент из балета Золушка Падешаль Аморозо; П.Чайковский видеофрагмент из балета Щелкунчик Танец феи Драже. Оборудование: музыкальный инструмент музыкальный центр видеофильмы с фрагментами из балетов Золушка и Щелкунчик.
54611. Общественно-политическая лексика к урокам по творчеству И.С. Тургенева 28.5 KB
  Западник сторонник общественного течения в России в 19 веке представители которого признавали западноевропейский путь развития России. в России: интеллигент не принадлежавший к дворянству выходец из других сословий купечества мещанства духовенства крестьянства а также из мелкого чиновничества. Славянофил сторонник направления общественной и философской мысли России в середине 19 века выдвинувшие идею самобытного пути исторического развития России отличного от пути развития западноевропейских стран.
54612. Молодежь в современном обществе 49 KB
  Работа в группах составление минидоклада используя мультимедийный диск составление вопросов по изучаемому материалу 5мин. Выступление представителя группы знакомство класса с изученным материалом 5 мин 3. Проверка знаний: тестовое задание 5мин ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Конт роль времени Оргмомент Вступительное слово учителя 1 мин. Постановка цели корректировка Формулировка цели урока 3 мин Изучение нового...
54613. Перекрестная эластичность. Эластичность по доходу 26.62 KB
  Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших».