12864

Путешествие в страну Детства

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Занятие для учащихся 5х классов Путешествие в страну Детства Цель: развитие эмоциональноволевой сферы детей. Задачи: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие умения справляться с чувством страха; развитие ко

Русский

2013-05-07

54.5 KB

14 чел.

Занятие для учащихся 5-х классов "Путешествие в страну Детства"

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Задачи: 

  •  развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
  •  развитие умения справляться с чувством страха;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  выработка доброжелательного отношения друг к другу;
  •  знакомство со способами снятия негативных эмоций (злости, гнева);
  •  развитие способности принимать нестандартные решения и умения творчески мыслить.

Оборудование: 

  •  вывеска “Путешествие в страну Детства”;
  •  магнитофон и аудиокассеты (музыка для релаксации и детские песни); 
  •  мягкая игрушка (попугай);
  •  карточки с загадками;
  •  карта страны Детства;
  •  карточки с предсказаниями;
  •  картинки жителей островов: Фантазер-Придумка, Обманка, Сердитка,

Раздражинка, Боястик-Дрожастик, братья Небояновы, Веселинка, Добринка;

  •  цветные карандаши;
  •  нарисованная мишень;
  •  мешочки гнева (мешочки, набитые горохом);
  •  мячик;
  •  картинки со страшными персонажами (в двух варианта: цветные и черно-белые);
  •  ромашка “Я радуюсь, когда …”;
  •  призы для детей (игрушки, конфеты и почетные грамоты).

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, сказочное. Я предлагаю вам отправиться в страну Детства. Это очень красивая страна, где нет злых людей, нет драк и ссор, где все дружат и вокруг царит атмосфера мира и согласия, где много улыбок, смеха, игрушек и конфет. Но чтобы попасть в эту прекрасную страну нам нужно пройти долгий и сложный путь, преодолеть все препятствия на нашем пути, научиться бороться со своими недостатками, находить друг в друге самые лучшие качества, научиться быть дружными и сплоченными. Страна Детства находиться далеко и до нее нужно будет добираться на корабле. Путь будет сложный и нам с вами не обойтись без карты. Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел попугай Петруша и принес нам карту, но просто так он ее нам отдавать не хочет. Петруша любит загадывать загадки, вот и сейчас он хочет, чтобы каждый из вас отгадал загадку о детстве. ( Дети берут каждый по карточке с загадкой и отгадывают).

Примеры загадок про детство.

Внутри пустой, голос густой, дробь отбивает – ребят созывает. (Барабан)

Упадет – не плачет; ножек нет, а скачет. (Мяч)

Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной. (Юла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка; где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)

В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник)

Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга)

Молодцы, ребята! Теперь карта наша! (На доске вывешивают карту путешествия). И на прощание, прежде чем улететь, Петруша хочет вам погадать. Вы хотите узнать какое качество характера поможет вам выиграть и добраться до страны Детства? Сейчас Петруша вам это предскажет. Пусть каждый из вас подойдет к нему и вытащит из его волшебной коробочки предсказание, и пусть оно поможет вам добраться до волшебной страны.

(Дети подходят к попугаю и достают из коробочки карточки с предсказаниями. На карточках написаны положительные черты характера детей. Карточки остаются у ребят до конца игры).

Релаксация.

А теперь давайте попробуем пофантазировать и представить себе корабль, на котором мы отправимся в путешествие.

( Играет релаксационная музыка “Прибой у скал”, читается текст на релаксацию).

Корабль, на котором я плыву (релаксационный текст).

Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое покажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул вашего тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично. По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха. Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка. Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает. Все ваше тело наслаждается полным покоем. Напряжение спадает, уходит. Усталость улетучивается, вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности.

А теперь представьте, что вы идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливее, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные океанские лайнеры, и индейские челноки, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и баркасы, и изящные бригантины. Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием. Знайте, что любой из этих кораблей может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится и отвечает вашим потребностям.

Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Представьте, каково название вашего корабля. Взойдите на корабль. Осмотрите его изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь, обойдите его. Загляните в каюты и в рубку. Подымитесь на капитанский мостик. Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм. Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт. Все дальше и дальше берег. Вот уже скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту.

А сейчас я сосчитаю до пяти, и на счет пять вы откроете глазки, и мы продолжим наше путешествие уже здесь в реальности. 1….. 2…..3…..4…..5. Открываем глаза. Вы хорошо отдохнули, спокойны, полны энергии. Вы в море на своем корабле и вы уже сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве.

Ну а теперь давайте посмотрим на нашу карту, на цель нашего путешествия. Итак, чтобы попасть в страну Детства, нам нужно пройти долгий путь. На пути нам будут встречаться разные острова, мы будем знакомиться с их обитателями.

Остров Фантазий.

Играет песня “Где водятся волшебники”(авторы: М.Минков- Ю.Энтин)

Итак, ребята, первый остров на нашем пути – остров Фантазий. Давайте познакомимся с его главными обитателями – это Фантазер-Придумка и Обманка.[1] Как вы думаете, ребята, кто из этих персонажей плохой, а кто хороший? Здесь мы с вами должны разобраться и понять, чем же отличаются эти герои и что в них общего? Чем же отличаются у нас ложь и обман от фантазии? (Дети вызываются на дискуссию о лжи и фантазии и приходят к общему выводу). Вывод: ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. Ей не надо учиться. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческое воображение. Поэтому полезно учиться фантазировать. Давайте прочитаем забавное стихотворение о нашей фантазии:

Однажды в июле, в чудесный денек,
Вдруг выпал оранжевый снег на лужок.
И в небо над лугом привычно и ловко
Взлетела корова, как божья коровка,
А бабочки гнезда из прутиков вили
И в сети зеленое солнце ловили.
Залаяли птицы, запели собаки.
Я вас уверяю, что это не враки.
Зажмурив глаза, я улегся в траву
И все чудеса увидал наяву.

Упражнение “Придумай рисунок”.

Каждому ребенку дают чистый лист. Нужно придумать рисунок, состоящий из трех фигур: круга, треугольника и квадрата. На доске вывешивается лист с этими фигурами.

Остров Гнева.

Играет “Песня пирата” (авторы: Г.Гладков-Ю. Энтин)

Далее по курсу мы приближаемся к острову Гнева и Злости. Здесь у нас поселились – Сердитка и Раздражинка.[1] Давайте на них посмотрим. Какие они? Познакомимся с ними. Сейчас мы попробуем с вами поговорить о гневе и злости, что нас с вами злит и раздражает.

Упражнение “Шкала гнева”.

На доске вывешивается мишень. Мешочки с горохом ударяются об нее и отскакивают с силой, пропорциональной силе броска. В начале упражнения детям объясняется, что раздражение – это слабая степень злости, и не очень сильно бросаю мешочек по мишени. Затем предлагается сделать то же самое каждому ребенку: прошу подумать и высказать что-нибудь, что тебя раздражает (он говорит: “Я разозлился, когда…” - и бросает мешочек по мишени). Так делает каждый ребенок. Затем можно обсудить, что ощущает ребенок в момент раздражения, чтобы он мог, как можно раньше идентифицировать это чувство.[3]

А теперь поговорим о том, как нам найти способ выплеснуть наш гнев. Мы порой деремся, обзываем друг друга разными ужасными словами, а это очень обидно окружающим нас людям. Давайте попробуем научиться обзываться не обидными словами.

Упражнение “Обзывалки”.

Дети кидают по кругу мячик и обзывают друг друга разными фруктами и овощами.[4]

Мыс Страха.

Играет “Песня привидений” (авторы: Г.Гладков-Ю. Энтин)

А теперь, ребята, под эту страшную песенку мы приближаемся к мысу Страха.

Здесь мы встречаем с вами следующих героев: Боястик-Дрожастик и братья Небояновы.[1] Мы видим, какой маленький Боястик-Дрожастик, он всего боится, а братья Небояновы большие и смелые, они победили свои страхи и спрятали их в мешок.

Сейчас вы послушаете сказку “Маленькая луна” и мы попробуем с вами рассказать друг другу о своих страхах (читается сказка).[2]

Сказка “Маленькая луна”.

Луна, которая каждую ночь появляется на небе, тоже когда-то была маленькой.

Ее детство было беззаботным и счастливым, но лишь одно ее тяготило: она боялась темноты, поэтому появляться одной на черном ночном небе, как следует Луне, ей было очень страшно.

С наступлением сумерек ее знакомые звездочки одна за другой высыпали над землей и звали маленькую Луну с собой. Они рассказывали ей, как прекрасно ночное небо и насколько оно преобразится с ее приходом. Звездочки убеждали Луну, что нет ничего удивительней наступавшей темноты с ее загадочной красотой.

Но маленькая Луна не могла побороть страха перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь населяла поверхность Земли, которой Луна любовалась днем, зловещими привидениями.

Маленькая Луна грустила о том, что не веселится со звездочками и не радует собой живущих на Земле. “Что же я за Луна, если не чувствую себя королевой ночи и из-за своего страха не знаю всех ее чудес”, - думала она.

Луна так долго не появлялась на ночном небе, что некоторые уже начали злословить по этому поводу, сомневаясь в ее подлинности. Ей это было очень обидно и больно.

Но однажды случилось кое-что, что заставило маленькую Луну появиться на ночном небе. В ту ночь небо услышало крики о помощи какого-то заблудившегося человека. В ночной мгле прохожий не мог найти дорогу домой. Света всех звезд оказалось недостаточно, чтобы осветить ему дорогу. Тогда мудрый ветер прилетел к Луне и сказал: “Луна, только твой ослепительный свет способен указать человеку путь к дому. Ты сама знаешь, как страшно бывает совсем одной в ночном мраке. Только твоя способность светить может ему помочь. Покажись на небе, заставь свой страх на время отступить!”

Маленькая Луна послушалась мудрого ветра, пересилила свой страх и появилась на небе. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И вдруг Луна увидела то, что никак не ожидала увидеть: зловещие чудовища и приведения, которые так раньше пугали ее, под ее мягким светом оказались вовсе не страшными, а милыми, добродушными, удивительными существами. Луна почувствовала, что совсем не ощущает страха.

Она и остальные небесные обитатели так заигрались, что превратили глухую темноту в сказочную волшебную ночь. Никогда еще никем так не восхищались, как ею. Маленькая Луна со всех сторон слышала восторженные возгласы и благодарность.

(А.Серебрякова)

 Упражнение “Покажи страшилку”.

Ведущий вывешивает на доску изображения страшных персонажей (Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча, скелета). Затем отводит в сторону водящего, предлагает ему внимательно рассмотреть одного из этих персонажей и изобразить его как можно точнее, не произнося при этом ни слова. Остальные дети отгадывают, какую страшилку им показали.[2]

Упражнение “Картинная галерея”.

Детям раздаются черно-белые рисунки разных страшных персонажей. Им предлагается раскрасить и разрисовать их так, чтобы, взглянув на них, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.[2]

Остров Радости.

Играет песня “От улыбки” (авторы: В.Шаинский-М. Пляцковский)

И последний остров на пути к стране Детства – остров Радости. И здесь нас встречают Веселинка и Добринка. [1] Веселинка у нас просто как фонтан радости, а Добринка показывает нам, что если ты будешь делать людям добро, обязательно тебя ждет счастье и радость. Добринка предлагает вам поиграть в игру “Собираем добрые слова” и сказать друг другу все самое приятное.

Упражнение “Собираем добрые слова”.

Дети, кидая друг другу мячик, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.[2]

Упражнение “Я радуюсь, когда…”.

На доске вывешивается сердцевина цветка с надписью “Я радуюсь, когда…”. Каждому ребенку дается лепесток, где он должен написать окончание этого предложения. После этого лепесток прикрепляют к сердцевине. [5]

Играет песня “Дорогою добра” (авторы: М.Минков-Ю. Энтин)

А теперь ребята, под эту замечательную песенку мы с вами наконец-то добрались до страны Детства. Я надеюсь, что наше путешествие вам понравилось и помогло стать более добрыми, отзывчивыми, научило вас радоваться и фантазировать, научило побеждать свои страхи, обиды и злость. Я желаю вам, когда вы вырастите и станете совсем взрослыми все равно сохранить в себе частичку детства. Ну а что такое детство? Конечно же, игрушки и конфеты. И я в память о нашем сегодняшнем занятии хочу каждому из вас вручить маленький кусочек детства, а еще почетные грамоты за то, что вы смогли преодолеть все препятствия и добраться до сказочной страны.

( Детям вручаются подарки и почетные грамоты.)

Список литературы:

1. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.

2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.

3. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.

5. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32389. Содержание, задачи, функции, методы, основные направления и этические принципы работы практического психолога в системе образования 13.8 KB
  Осуществление работы по направлениям личности. Методы работы: Индивидуальная форма работы для детей – игра и рисунок. Групповая форма работы для детей – ролевые игры и психодрама.
32390. Общие представления о мышлении 16.24 KB
  Физиологические основы мышления выявить и исследовать достаточно трудно это объяснятся той специфической ролью которую мышление играет в психологической деятельности человека. Следовательно для функционирования мышления необходимы отделы коры головного мозга отвечающие за познавательные процессы. Установлено также что особую значимую роль для процессов мышления играет лобная доля и речевые центры коры головного мозга. Функции мышления: Понимание решение проблемы и задачи целеобразование рефлексия – деятельность человеческого...
32391. Особенности развития личности ребенка на различных возрастных этапах 14.83 KB
  Внутри этого вида деятельности формируется новая ведущая деятельность характерная для следующего этапа возрастного развития. ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей. Ведущая деятельность: непосредственно эмоциональное общение внутри и на фоне которой формируются ориентировочные и сенсомоторные манипулятивные действия т. Ведущая деятельность: предметноманипулятивная в процессе которой ребенок овладевает общественными выработанными способами действий с предметами в...
32392. Метод эксперимента 15.17 KB
  Отличительные признаки эксперимента: Исследователь не дожидается проявлений интересующих его психических свойств а сам создает условия чтобы вызвать их у испытуемых. В эксперименте обязателен строгий учет и регистрация условий протекания исследования. Эксперимент может быть повторен другими исследователями и в другое время что позволяет проверить результаты исследования.
32393. Психодиагностика как наука. История, предмет и методы психодиагностики. Классификация методов психодиагностического исследования 16.22 KB
  Задачи психодиагностики: Разработка теоретических принципов оценки и измерения индивидуальных психологических свойств человека. Этапы становления психодиагностики: Донаучный до начала 19 века Стихийное использование некоторых заданий для определения индивидуальных особенностей человека. Пифагор допускал в свою школу лишь тех кто проходил череду испытаний смех и походка считались отражением характера человека. Экспериментальная психология накопила огромное количество методик для исследования психических функций человека многие из...
32394. Представление о личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность и индивидуальность 14.43 KB
  Личность и индивидуальность. Личность – специфическое человеческое образование производится общественными отношениями в которых индивид вступает в своей деятельности. Личность понятие социальное возникает в результате культурного и социального развития есть своя позиция жизни к которой пришел в итоге большой сознательной работы; самостоятельность мысли; глубина и богатство связей с миром с другими людьми; разрыв этих связей самоизоляция опустошают. Личность – как субъект межличностных социальных отношений и сознательной деятельности...
32395. Взаимоотношение детей со сверстниками на различных возрастных этапах 13.05 KB
  Положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. Стремление к сверстникам жажда общения с ними делают группу сверстников чрезвычайно ценной и привлекательной. В подростковом и юношеском возрасте психология общения строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления приватизации и принадлежности аффиляции. Специфика общения подростков – преодоление коммуникативных трудностей застенчивость.
32396. История и характеристика тестов интеллекта 14.22 KB
  Общие признаки интеллектуальных тестов: Носят эмпирический характер отсутствует базисная теория интеллекта. Тесты интеллекта являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике и применяются для выявления уровня развития отдельных психических функций комплексов или уровня развития интеллекта в целом: Тесты интеллекта направлены на установление уровня интеллектуального развития человека метрические шкалы БинеСимона интеллектуальные шкалы Векслера. Тесты специальных способностей предназначены для измерения уровня...
32397. Представление о личности в экзистенциально-гумманистической психологии 13.83 KB
  Исходит из уникальности конкретной жизни человека где каждый ответственен за свои действия Я есть мой выбор есть субъективная реальность. Субъективный опыт основной феномен в изучении и понимании человека который не может быть сведен к универсальным правилам. Рассматривается проблема человека которая рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся и внещние силы обуславливающие поведение человека но его собственная индивидуальность которая себя не знает Хайдеггер проверяет Сарт или...