12874

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет

Научная статья

Педагогика и дидактика

Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...

Русский

2013-05-07

57 KB

13 чел.

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет

Пояснительная записка

Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. В процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности. Не создается условий для развития продуктивного мышления и инициативной, социально-активной личности детей.

Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе порой несет на себе печать монотонности и однообразия.

Чаще на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, контрольные работы, объяснение нового учебного материала. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.

Мы предлагаем учителям комплекс развивающих интеллектуальных игр, которые могли быть использованы на уроках в средних классах.

Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Применение интеллектуальных игр может помочь в следующих случаях:

для снятия усталости учащихся и разрядки на уроке;

для активизации учебной работы в классе, повышении активности и инициативы;

для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;

для улучшения взаимоотношений учителя с классом;

для укрепления взаимоотношений ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Организация игр в средних классах.

Если игровые упражнения организуются для разрядки в течение урока, то участвует весь класс: длительность игры 5-7 мин: в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1-2 игровых упражнения из предлагаемого комплекса. Частота игровых занятий – 1-2 раза в неделю.

На этапе общего обсуждения учитель вместе с ребятами анализирует свои собственные действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Организация второго этапа игры позволяет осмыслить полученный интеллектуальный опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Так, один ученик склонен к четкому, строго логизированному мышлению, другой – эвристичен, непредсказуем и эмоционален, третий – медленно, но глубоко мыслит, четвертый – мгновенно схватывает, но думает поверхностно и торопливо, пятый – выделяет суть и т. п. Важно организовать взаимообмен разными стилями мышления, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого участника, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. Через сопоставление с другими участниками игры ученик начинает лучше понимать самого себя.

Несколько советов:

Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы правильные. Вообще, на игре не существует правильных, или неправильных ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно.

Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых и эвристичных ответов.

На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления.

Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной.

Данная программа направлена на коррекцию вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.

Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения.

Формальный интеллект – это способность к интеллектуальной деятельности.

Вербальный интеллект – это способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий установлению словесных сходств и различий, доказательство и т. д.

Абстрактно-логическое мышление –   это способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности.

Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и , в первую очередь, гуманитарным.

Уровень абстрактно-логического мышления определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов.

Уровень формального интеллекта определяет успешность обучения точным предметам.

Коррекционная программа рассчитана на 15 занятий.

Коррекционные игры.

Занятие 1. Три слова.

Цели: 

развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;

азвитие способности оперировать образами и понятиями.

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

2 вариант: улица, книга, фартук.

Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ

Занятие 2. Поиск нового.

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка.

2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Занятие 3. Поиск аналогов.

Цели:

развитие вербального мышления;

формировние способности давать определение понятий, умение производить доказательство.

Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к одному классу и т. п.

1 вариант:  вертолет.

2 вариант:  кукла.

Пример по варианту 2: кукла – погремушка, плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон.

Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в главных ролях.

Занятие 4. Поиск противоположных предметов.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

развитие способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями.

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому назначению: внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.

1 вариант:  дом.

2 вариант:  человек.

Например, по варианту 2 к слову человек подбираются такие слова, как животное, камень и указать по какому критерию.

Занятие 5. Способы применения предмета.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности к мысленному анализу и синтезу.

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.

1 вариант:  книга.

2 вариант:  помидор.

Например, по варианту. 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.

Занятие 6. Ситуация.

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять доказательство.

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

1 вариант:  вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...

2 вариант:  когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...

Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.

Занятие 7. Сокращение.

Цель: развитие вербального интеллекта.

Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов.

Занятие 8. Количественные отношения.

Цель: развитие формального интеллекта.

Детям предъявляется ряд однотипных логических задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух величин, например,

А больше Б в 9 раз ;
Б меньше В в 4 раза

определить, что больше – А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4).

1. А больше В в 9 раз
Б меньше В в 4 раза
В              А

2. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 4 раза
В              А

Задание выполняется в течение 5 минут.

Занятие 9. Изменение привычных временных связей:

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.

Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.

Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).

Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).

Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

Занятие 10. Изменение привычных пространственных связей.

Цели:

развитие гибкости мышления;

развитие абстрактно-логического и вербального мышления.

Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).

Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).

Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

Занятие 11. Изменение привычных связей общности.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.

Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически вычитывается признак “круглость” –  плоская земля и что на ней происходит).

Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” – падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты.

Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).

Занятие 12. Изменение привычных связей преобразования действий.

Цель: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.

Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища которой не насытишься).

Прием получения некоторого результата без привычного источника действий ( дом построен без строителей, концерт без артистов)

Прием блокирования ожидаемого результата в привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он остается на том же месте.)

Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека)

Занятие 13. Изменение привычных временных связей.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.

Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.

Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).

Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный ( обратный, например, гром – молния).

Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

Занятие 14. Изменение привычных пространственных связей.

Цели:

развитие гибкости мышления;

развитие абстрактно-логического и вербального мышления.

Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).

Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка –   авторучка, ягода –  картина и пр.).

Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

Занятие 15. Опечатка.

Цель: развитие критичности мышления.

В тексте допущена опечатка – пропущено одно слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

Литература.

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб: Питер Ком, 1999, 368 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Санкт-Петербург, 2000, 193 с.

3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М., 1993, 117-128 с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.,1995, 423-466 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34510. Искусство Проторенессанса. Скульптура. Н. Пизано. Живопись П. Каваллини. Джотто – реформатор итальянской живописи. Принципы творчества Фрески Капеллы дель Арена в Падуе 20.03 KB
  Мозаичный цикл в церкви Санта Мариа ин Трастевере 1291. Фрагмент фрески âСтрашный судâ в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере 1293. Ассизи Житийный цикл фресок в верхней церкви Сан Франческо посвященных св. Фрески в трансепте верхней церкви св.
34511. Искусство Раннего Возрождения. Формирование новых принципов изобразительного языка. Переплетение ренессансных принципов и средневековых традиций в искусстве ХV в. Мазаччо – основоположник живописи Кватроченто. А. дель Кастаньо. П. дела Франческо. Проблема 21.58 KB
  Стефана 1425 1426 ниш церкви Ор Сан Микеле. Георгийâ 1415 1417 для ниш церкви Ор Сан Микеле. âБлаговещениеâ алтаря Кавальканти в церкви Санта Кроче 1я пол. Полиптих для церкви кармелиток в Пизе 1426 ныне в различных музеях: готическая экспрессия и ее преодоление.
34512. Высокое Возрождение в Италии. Общая характеристика искусства Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микельанджело Буанаротти 17.58 KB
  Творчество Леонардо да Винчи Рафаэля Санти Микельанджело Буанаротти. Флорентийскоримские мастера Леонардо да Винчи 1452 1519 ученик Верроккьо универсальный гений. Непродуктивность Леонардоживописца неспособность довести вещь до конца следствия опережающей работы интеллекта. Леонардо в Милане 1482 1499.
34513. Позднее Возрождение в Венеции. Творчество Тициана, Тинторетто, Веронезе 16.52 KB
  1509 Дрезден Картинная галерея âТри философаâ ок. âЛюбовь небесная и земнаяâ 1514 Рим галерея Боргезе. Импозантность и демонстрация жизненного амплуа модели в портретах Федериго II Гонзага 1529 Мадрид Прадо и Ипполито Медичи 1533 Флоренция галерея Питти. Работы среднего периода: âВведение во храмâ 1534 1538 Венеция Академия âВенера Урбинскаяâ 1538 Флоренция Уффици âДанаяâ 1544 1546 Неаполь галерея Каподимонте.
34514. Северное Возрождение. Искусство Нидерландов. Ян ван Эйк. Рогир ван дер Вейден. Гуто ван дер Гус. Мир И. Босха. Питер Брейгель Старший 19.04 KB
  Ян ван Эйк. Рогир ван дер Вейден. Гуто ван дер Гус. и Яна около 1390 1441 ван Эйков законченного Яном ван Эйком в 1432 г.
34515. Философско-эстетические взгляды А. Мердок. Конфликт искусства и жизни в романах писательницы 15.66 KB
  Конфликт искусства и жизни в романах писательницы Ее философскопсихол. Чаще всего ее романы связаны с событиями частной семейной жизни. По ее мнению роман должен повествовать о сложной нравственности жизни человека о загадочности человеческого индивидуальности о том что человек это необыкновенная ценность она выступила против романа мифа романапритчи и связала роман с философией. В романе 70х : Человек случайности Черный принц Священная и земная любовь на первый план выдвигается философская проблема случайности в жизни...
34516. Игра в сюжетном развитии и повествовательной организации произведений Д. Фаулза 19.88 KB
  До конца 1960х вышли в свет два романа писателя Волхв и роман Женщина французского лейтенанта. При этом Фаулз достигает эффекта максимального присутствия предлагая в конце романа читателю сделать выбор вместе с его героем уподобиться осторожному обывателю или рискнуть обрести свое я в извечном конфликте долга и чувства. деконструирует сам тип викторианского романа. Но задача Фаулза не в том чтобы занять читателя интеллектуальной игрой по разгадке аллюзий а в деконструировании или деконструкции согласно терминологии...
34517. Творчество У. Эко и постмодернизм 18.02 KB
  Эко и постмодернизм. Много сделал Экоученый для осмысления таких явлений как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм согласно Эко не столько явление имеющее строго фиксированные хронологические рамки а скорее определенное духовное состояние особого рода игра участие в которой возможно и в том случае если участник не воспринимает постмодернистскую иронию интерпретируя предложенный текст сугубо серьезно. По мнению Эко высокая и массовая эстетики в постмодернизме сближаются.
34518. Тема строительства нового общества в литературе ГДР 19.54 KB
  Эти предпосылки были полностью реализованы на территории будущей ГДР. Образование ГДР было закономерным итогом антифашистскодемократического переворота ответом прогрессивных сил немецкого народа на раскол Германии западными державами и западногерманской реакцией. С возникновением ГДР в ней наряду с укреплением антифашистскодемократического порядка начался процесс создания основ социализма.