12874

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет

Научная статья

Педагогика и дидактика

Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...

Русский

2013-05-07

57 KB

13 чел.

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет

Пояснительная записка

Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. В процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности. Не создается условий для развития продуктивного мышления и инициативной, социально-активной личности детей.

Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе порой несет на себе печать монотонности и однообразия.

Чаще на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, контрольные работы, объяснение нового учебного материала. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.

Мы предлагаем учителям комплекс развивающих интеллектуальных игр, которые могли быть использованы на уроках в средних классах.

Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Применение интеллектуальных игр может помочь в следующих случаях:

для снятия усталости учащихся и разрядки на уроке;

для активизации учебной работы в классе, повышении активности и инициативы;

для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;

для улучшения взаимоотношений учителя с классом;

для укрепления взаимоотношений ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Организация игр в средних классах.

Если игровые упражнения организуются для разрядки в течение урока, то участвует весь класс: длительность игры 5-7 мин: в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1-2 игровых упражнения из предлагаемого комплекса. Частота игровых занятий – 1-2 раза в неделю.

На этапе общего обсуждения учитель вместе с ребятами анализирует свои собственные действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Организация второго этапа игры позволяет осмыслить полученный интеллектуальный опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Так, один ученик склонен к четкому, строго логизированному мышлению, другой – эвристичен, непредсказуем и эмоционален, третий – медленно, но глубоко мыслит, четвертый – мгновенно схватывает, но думает поверхностно и торопливо, пятый – выделяет суть и т. п. Важно организовать взаимообмен разными стилями мышления, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого участника, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. Через сопоставление с другими участниками игры ученик начинает лучше понимать самого себя.

Несколько советов:

Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы правильные. Вообще, на игре не существует правильных, или неправильных ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно.

Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых и эвристичных ответов.

На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления.

Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной.

Данная программа направлена на коррекцию вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.

Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения.

Формальный интеллект – это способность к интеллектуальной деятельности.

Вербальный интеллект – это способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий установлению словесных сходств и различий, доказательство и т. д.

Абстрактно-логическое мышление –   это способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности.

Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и , в первую очередь, гуманитарным.

Уровень абстрактно-логического мышления определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов.

Уровень формального интеллекта определяет успешность обучения точным предметам.

Коррекционная программа рассчитана на 15 занятий.

Коррекционные игры.

Занятие 1. Три слова.

Цели: 

развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;

азвитие способности оперировать образами и понятиями.

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

2 вариант: улица, книга, фартук.

Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ

Занятие 2. Поиск нового.

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка.

2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Занятие 3. Поиск аналогов.

Цели:

развитие вербального мышления;

формировние способности давать определение понятий, умение производить доказательство.

Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к одному классу и т. п.

1 вариант:  вертолет.

2 вариант:  кукла.

Пример по варианту 2: кукла – погремушка, плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон.

Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в главных ролях.

Занятие 4. Поиск противоположных предметов.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

развитие способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями.

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому назначению: внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.

1 вариант:  дом.

2 вариант:  человек.

Например, по варианту 2 к слову человек подбираются такие слова, как животное, камень и указать по какому критерию.

Занятие 5. Способы применения предмета.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности к мысленному анализу и синтезу.

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.

1 вариант:  книга.

2 вариант:  помидор.

Например, по варианту. 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.

Занятие 6. Ситуация.

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять доказательство.

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

1 вариант:  вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...

2 вариант:  когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...

Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.

Занятие 7. Сокращение.

Цель: развитие вербального интеллекта.

Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов.

Занятие 8. Количественные отношения.

Цель: развитие формального интеллекта.

Детям предъявляется ряд однотипных логических задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух величин, например,

А больше Б в 9 раз ;
Б меньше В в 4 раза

определить, что больше – А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4).

1. А больше В в 9 раз
Б меньше В в 4 раза
В              А

2. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 4 раза
В              А

Задание выполняется в течение 5 минут.

Занятие 9. Изменение привычных временных связей:

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.

Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.

Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).

Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).

Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

Занятие 10. Изменение привычных пространственных связей.

Цели:

развитие гибкости мышления;

развитие абстрактно-логического и вербального мышления.

Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).

Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).

Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

Занятие 11. Изменение привычных связей общности.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.

Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически вычитывается признак “круглость” –  плоская земля и что на ней происходит).

Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” – падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты.

Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).

Занятие 12. Изменение привычных связей преобразования действий.

Цель: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.

Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища которой не насытишься).

Прием получения некоторого результата без привычного источника действий ( дом построен без строителей, концерт без артистов)

Прием блокирования ожидаемого результата в привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он остается на том же месте.)

Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека)

Занятие 13. Изменение привычных временных связей.

Цели:

развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.

Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.

Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).

Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный ( обратный, например, гром – молния).

Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

Занятие 14. Изменение привычных пространственных связей.

Цели:

развитие гибкости мышления;

развитие абстрактно-логического и вербального мышления.

Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).

Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка –   авторучка, ягода –  картина и пр.).

Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

Занятие 15. Опечатка.

Цель: развитие критичности мышления.

В тексте допущена опечатка – пропущено одно слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

Литература.

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб: Питер Ком, 1999, 368 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Санкт-Петербург, 2000, 193 с.

3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М., 1993, 117-128 с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.,1995, 423-466 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45400. Форма территориально-государственного устройства: понятие и общая характеристика 51.88 KB
  Субъекты федерации - территориальные единицы обладающие не всеми а некоторыми признаками государства например конституцией законодательными органами. Поэтому современное понимание федерации означает что это такое государство в состав которого входят территориальные образования субъекты федерации штаты кантоны провинции обладающие определенным суверенитетом т. Таким образом субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными...
45401. Унитарное государства: понятие, признаки, виды 57.48 KB
  Взаимодействие этих тенденций центробежных и центростремительных представляет большой интерес для исследователей работающих в области теории государства и права и сегодня. lw juridicl legl institution совокупность норм права обособленных в рамках определенной отрасли права регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений напр. Отрасль права чаще всего складывается не непосредственно из юридических норм а из П. III и IV ГК РФ содержат общую и особенную части обязательственного права; разд.
45402. Федеративное государство: понятие признаки виды 64.9 KB
  Они не обладают суверенитетом правом одностороннего выхода из союза юридически лишены права участия в международных отношениях. Любая федеративная система государственного устройства может быть эффективной лишь тогда когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов когда строго соблюдены права и свободы граждан. публичное и частное право : общая характеристика и критерии разграничения...
45403. Конфедерация как переходная форма гос.устройства 59.81 KB
  Правотворчество: понятие принципы виды процесс. Правотворчество это деятельность прежде всего государственных органов по принятию изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является составной частью более широкого процесса правообразования под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности выработка взглядов и концепций о будущем правового регу лирования а также разработка и принятие нормативных предписаний....
45404. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 60.45 KB
  Понятие политический режим включает в себя следующие параметры признаки: − степень участия народа в механизмах формирования политической власти а также сами способы такого формирования; − соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; − характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; − положение средств массовой информации степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;...
45405. Понятие и признаки соучастия 40.5 KB
  Понятие и признаки соучастия Соучастие в преступлении это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Количественный признак означает что в совершении преступления участвуют два или более лица. При этом каждый из них должен обладать всеми признаками субъекта преступления т. Совершение преступления с использованием невменяемых или малолетних не образует соучастия.
45406. Понятие и признаки субъективной стороны преступления 27 KB
  Понятие и признаки субъективной стороны преступления Субъективная сторона преступления это внутренняя сторона преступления определяющая психическое отношение виновного лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона преступления раскрывается через такие юридические признаки как вина мотив цель эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления. Несмотря на различное содержание этих признаков все они органически взаимосвязаны и объединены в одну...
45407. Понятие субъекта преступления и его признаки 24 KB
  Понятие субъекта преступления и его признаки Субъект преступления это физическое вменяемое лицо достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности установленного Кодексом. Субъект преступления является одним из обязательных элементов состава преступления и характеризуется следующими обязательными признаками. Субъектом преступления по российскому уголовному праву может быть только физическое лицо человек как гражданин Российской Федерации так и иностранные граждане не пользующиеся правом...
45408. Понятие конфискации имущества 32.5 KB
  Понятие конфискации имущества Конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие имущества в доход государства. Конфискацию не следует путать с изъятием имущества. Изъятие имущества носит временный характер может быть как добровольным так и принудительным имеет обратимый характер например изъятие автомобиля для помещения его на штрафстоянку. Следует положительно оценить новацию законодателя предусмотревшего в УК РФ конфискацию имущества в качестве иной меры уголовноправового характера и ограничившего сферу ее...